Указание министерства защиты рсфср о порядке применения закона рсфср о государственных пенсиях в рсфср

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 20 января 1993 г. N 1-4-У

Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусмотрено:

расширение круга лиц, пользующихся правом на повышение пенсий по статье 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" ;

увеличение повышения, установленного статьей 110 Закона от 20.11.90 г. для отдельных категорий пенсионеров;

повышение доли пенсий, выплачиваемой лицам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов;

введение надбавки на уход к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам.

1. Повышение пенсий с 1 января 1993 года по статье 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

С 1 января 1993 года Законом РФ от 15 января 1993 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР":

1.1. Введено повышение пенсий следующим категориям граждан:

бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны , - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "д" статьи 110);

лицам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "е" статьи 110);

лицам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "ж" статьи 110);

лицам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда", на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "з" статьи 110).

1.2. Увеличен размер повышения пенсий:

участникам Великой Отечественной войны, включая лиц вольнонаемного состава, юнг, сыновей (воспитанников) полков, - с 50 до 100 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "г" статьи 110);

лицам, необосновано репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - с 25 до 50 процентов минимального размера пенсии по старости (п. "и" статьи 110).

1.3. Установлен гарантированный минимальный размер повышения пенсий:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней. Им как и ранее пенсия повышается на 50 процентов. Однако если эта сумма окажется менее 100 процентов минимального размера пенсии по старости, то повышение составит минимальный размер пенсии по старости;

Героям Социалистического Труда сохранен порядок повышения пенсий на 25 процентов, но такое повышение не может быть менее 50 процентов минимального размера пенсии по старости.

Пример. У Героя Социалистического Труда размер пенсии, исчисленный из заработка, составил с 1 ноября 1992 года 3 тыс. рублей. Эта пенсия повышена на 25 процентов от 3 тысяч, т. е. на 750 рублей, общая сумма пенсии 3750 рублей.

С 1 января 1993 года повышение должно быть увеличено до уровня 50 процентов минимальной пенсии по старости, что равняется 1125

рублям, а общий размер пенсии 4125 рублей. 1.4. Лицам, имеющим

право на повышение пенсий по различным

основаниям, связанным с участием в Великой Отечественной войне (кроме бывших несовершеннолетних узников концлагерей), начисляется одно повышение, большее по размеру.

Пример 1. Гражданин является участником Великой Отечественной войны. Служил в действующей армии в период с апреля 1942 года по июнь 1943 года. До этого в период с 1 августа 1941 года по 1 марта 1942 года работал на заводе. Ему пенсия должна быть повышена на 100 процентов минимальной пенсии по старости, как участнику войны (п. "г" статьи 110 Закона от 20.11.90 г.).

Пример 2. Гражданин - житель блокадного Ленинграда. Кроме того он работал в течение двух лет в годы Великой Отечественной войны. Его пенсия должна быть повышена только на 50 процентов минимальной пенсии по старости - по одному из оснований (либо п. "ж", либо п. "з" статьи 110 Закона от 20.11.90 г.).

Бывшим несовершеннолетним узникам концлагеря и др., которые одновременно отвечают условиям, дающим право на повышение пенсии за участие (работу) в годы Великой Отечественной войны, начисляются оба повышения.

Пример. Гражданин 1926 года рождения работал с ноября 1941 года по июль 1942 года. В июле 1942 года был угнан в Германию и направлен в концлагерь. Его пенсия должна быть повышена на 150 процентов минимальной пенсии по старости (100 процентов - как бывшему несовершеннолетнему узнику и 50 процентов - за работу в годы войны - п.п. "д", "ж" статьи 110).

1.5. При наличии права на повышение пенсий по нескольким основаниям (кроме случаев, изложенных в п. 1.4. настоящего Указания) сохраняется порядок повышения пенсий по каждому из этих оснований (пункт 31) Указаний Минсоцзащиты России от 6.12.91 г. N 1-112-У с внесенными изменениями Указаниями Минсоцзащиты России от 24.08.92 г. N 1-69-У).

Пример. Гражданин работал в годы Великой Отечественной войны начиная с 20.09.41 г. Кроме того он относится к числу лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным. К его пенсии могут быть начислены одновременно два повышения (п.п. "ж", "и" статьи 110), каждое в размере 50 процентов минимальной пенсии по старости.

1.6. Статус участника Великой Отечественной войны из числа бывших военнослужащих определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" .

Лицам, подпавшим под действие этого постановления, т.е. отнесенным к участникам Великой Отечественной войны, военкоматами выдается удостоверение участника войны единой формы.

Лица, имеющие такие удостоверения, пользуются правом на повышение пенсии по статье 110.

1.7. Для определения права на повышение пенсий гражданам, проходившим военную службу в годы войны (п. "е" статьи 110) и труженикам тыла (п. "ж" статьи 110) 6-месячный период работы (службы) исчисляется календарно, без применения льготного исчисления стажа, предусмотренного статьей 94 Закона от 20.11.90 г.

В эти 6 месяцев включается как работа в годы войны, так и военная служба.

Лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны , повышение пенсии в статье 110 производится независимо от продолжительности работы (службы). Требование о 6-месячной работе (службе) на них не распространяется.

1.8. Закон от 15.01.93 г. введен в действие с 1 января 1993 года, поэтому до 1 февраля 1993 года увеличение повышения и размеры новых повышений определяются исходя из минимального размера пенсии по старости 2250 рублей.

2. Выплата пенсий, проживающим в домах престарелых и инвалидов.

С 1 января 1993 года увеличена доля пенсии, выплачиваемая лицам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов, с 10 до 20 процентов в месяц.

Расширен круг лиц, имеющих право на получение 25 процентов пенсии в период проживания в домах для престарелых и инвалидов.

В него включены участники Великой Отечественной войны и граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные.

В связи с изложенным с 1 января 1993 года указанным пенсионерам следует произвести доплату причитающейся им суммы пенсии .

3. Надбавка на уход к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам.

С 1 января 1993 года к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам начисляется надбавка на уход.

Размер этой надбавки такой же, как и к трудовым пенсиям, т. е. 2/3 минимальной пенсии по старости.

Таким образом общая сумма пенсии указанным инвалидам равняется 1 2/3 минимальной пенсии.

В случае признания ребенка-инвалида по достижении 16 лет инвалидом с детства 2 группы выплата надбавки на уход прекращается.

4. Перерасчет пенсий в связи с их индексацией с 1 февраля 1993 года.

4.1. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года "Об индексации минимального размера пенсий с учетом изменения индекса цен за четвертый квартал 1992 года" предусмотрено увеличение с 1 февраля 1993 года минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, в 1.9 раза, т. е. с 2250 до 4275 рублей.

Одновременно с этим в такой же пропорции (в 1.9 раза) увеличиваются минимальные размеры других пенсий, а также пересчитываются назначенные пенсии.

4.2. Перерасчет пенсий в 1.9 раза производится в порядке, предусмотренном пунктом 4 Указания Минсоцзащиты России от 29.10.92 г. N 1-92-У "О повышении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации 21 октября 1992 года "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации".

4.3. При восстановлении пенсии, назначенной до 1 февраля т. г. (например, гражданин получал пенсию по линии Министерства обороны, а затем вновь перейдет на пенсию по старости) пенсия индексируется по постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.93 г.

4.4. С 1 февраля 1993 года применяется новый минимальный размер (4275 руб), исходя из которого определяются полагающиеся надбавки, повышения и максимальный размер пенсии.

- В дальнейшем именуется "Закон от 15.01.93 г."

- В дальнейшем именуется "Закон от 20.11.90 г."

- В дальнейшем именуется "бывшие несовершеннолетние узники концлагерей".

- Эти нормы действуют на территории России, как не противоречащие Конституции России и законодательству Российской Федерации.

- При определении указанного круга лиц могут быть использованы рекомендации и перечень наград, изложенные в письме Министерства социального обеспечения РСФСР N 1-58-И от 27 июня 1988 г.

- Доплата причитающихся сумм пенсии лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, должна быть произведена с 1 декабря 1991 г. (приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.02.92 г.).

- В дальнейшем именуется "постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.93 г.".

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет",

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (далее - Указание), которое было опубликовано в издании "Социальная защита", 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Внести в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; 1991, N 17, ст. 509; 1992, N 5, ст. 179) следующие изменения и дополнения:

Статья 1. Дополнить статью 12 Закона пунктом "к" следующего содержания:

"к) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона".

Статья 2. Изложить статью 13 Закона в следующей редакции:

"Трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктах "б" - "к", присоединяется работа, указанная в пункте "а"; к работе, перечисленной в пункте "б", - работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "в", - работа, указанная во всех пунктах, кроме пункта "г"; к работе, перечисленной в пункте "г", - работа, указанная во всех пунктах; к работе, перечисленной в пункте "д", - работа, указанная в пунктах "б", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "е", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "ж", и "и"; к работе, перечисленной в пункте "ж", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "з", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "и" и "к"; к работе, перечисленной в пункте "и", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е", "ж"; к работе, перечисленной в пункте "к", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "з" и "и".

Статья 3. Изложить часть первую статьи 17 Закона в следующей редакции:

"Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда".

Статья 4. Часть первую статьи 21 Закона изложить в следующей редакции:

"К пенсии устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, или достиг 80 лет; на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 - 53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии".

Статья 5. Дополнить статью 22 Закона частью третьей следующего содержания:

"Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи".

Статья 6. Часть первую статьи 27 Закона после слов "гражданской войн" изложить в следующей редакции:

"а также юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 7. Дополнить статью 32 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 8. Дополнить статью 33 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 9. Статью 41 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 10. Статью 42 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 11. Дополнить статью 73 Закона частью второй следующего содержания:

"В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей".

Статья 12. Изложить статью 77 Закона в следующей редакции:

"Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью".

Статья 13. Дополнить Закон статьей 78.1 следующего содержания:

"Статья 78.1. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота

Пенсия в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - 20 лет".

Статья 14. Часть четвертую статьи 79 Закона исключить.

Статья 15. Дополнить статью 84 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии летчикам - испытателям 1 класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются".

В связи с этим часть вторую данной статьи считать частью третьей.

Статья 16. Часть первую статьи 86 Закона изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации - на уровне размера трех с половиной минимальных размеров пенсии".

Статья 17. Дополнить статью 92 Закона пунктом "ж" следующего содержания:

"ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства".

Статья 18. Дополнить Закон статьей 92.1 следующего содержания:

"Статья 92.1. Иные периоды, включаемые в специальный трудовой стаж

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание".

Статья 19. Дополнить Закон статьей 105.1 следующего содержания:

"Статья 105.1. Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона".

Статья 20. Часть пятую статьи 110 Закона изложить в следующей редакции:

"участникам Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава юнг, сыновей (воспитанников) полков, - на 50 процентов минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона)".

Статья 21. Дополнить статью 112 Закона частью третьей следующего содержания:

"Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента".

Статья 22. Статью 130 Закона после слов "в остальной части - с 1 января 1992 года" изложить в следующей редакции:

"при этом до 1 июля 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним".

Статья 23. В части второй статьи 131 Закона текст после слов "(до 1990 года включительно)" исключить.

Статья 24. Дополнить Закон статьей 133.1 следующего содержания:

"Статья 133.1. Включение в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, времени работ, дающих ранее право на пенсию на льготных условиях

Время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона".

Статья 25. Ввести в действие настоящий Закон с 1 января 1992 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.
6 февраля 1992 года.
N 2294-1

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 г. устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года женщинам.

Названный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости. Порядок исчисления специального стажа работникам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, определяется на основании постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Указанным постановлением Кабинета Министров СССР утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 было распространено на территорию РСФСР.

Порядок применения Списков № 1 и № 2 изложен в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда» в пункте 5, согласно которому право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 591 от 09.08.1991 г. «О внесении дополнений и изменений в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» внесены изменения и дополнения в Списки № 1 и № 2.

Согласно постановлению Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 (в редакции постановления Минтруда РФ № 36 от 01.10.1999 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно постановлению Правительства РФ № 537 от 18 июля 2002 года время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками, утвержденными постановлением Кабинета Министров РСФСР № 10 от 26.01.1991 г.

На практике при применении норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при обращении за назначением досрочной пенсии возникают ситуации, когда региональные управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по различным основаниям отказывают гражданам в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В ниже приведенных материалах содержатся примеры удовлетворения судами исков: о признании права на досрочную пенсию, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Департамент общественных связей Аппарата ФНПР

Читайте также: