Субъективное право на пенсию это


Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют виды и размеры пенсии.

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Отдельным видам пенсии (военная пенсия, пенсия МВД, пенсия ФСИН) посвящены также специальные ведомственные нормативные правовые акты.

Кто имеет право на пенсию

По общему правилу право на назначение пенсии имеют граждане РФ. Гражданство определяется в соответствии с правилами соответствующего Закона. Не имеет значение основание приобретения гражданства – по рождению, приобретенное и т.п., только сам факт правовой связи с Российской Федерацией.

При выезде гражданина РФ для постоянного местожительства в другую страну, он все равно сохраняет право на пенсию. Для этого он обращается или в Пенсионный фонд России (если регистрация в России есть), либо в консульский отдел МИД России в стране проживания.

Иностранные граждане имеют право на получение пенсий в случае их постоянного проживания. Подтверждает это обстоятельство специальный документ – вид на жительство. Лица без гражданства, которым выдан удостоверяющий их личность документ Российской Федерации, также имеют право на пенсию при условии постоянного проживания в России.

Право на пенсию связано с достижением определенного возраста (социальная, трудовая пенсия по старости) или работой в особых условиях (военная пенсия за выслугу лет и др.).

Пенсионный возраст в 2019 г. изменился. Долгое время законопроект о пенсионном возрасте оттачивался, обсуждался. Итогом стал новый закон о пенсиях 2019 года. Повышение возраста будет происходить постепенно. Начиная с 2019 г.

Право на пенсию имеют также лица:

  • инвалидность которых установили медики по медико-социальной экспертизе. Инвалидность может быть приобретенной, врожденной, связанной с профессиональной деятельностью и др.
  • нетрудоспособные. В силу возраста или состояния здоровья. Сюда же относятся иждивенцы лица, который умер. Или признан умершим, безвестно отсутствующим.

Есть и социальная пенсия. Для тех граждан, которые не смогли обеспечить условия для назначения пенсии по старости.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Уточняющие вопросы по теме

Мне 56 лет, 23 года работала в Армении, сейчас гражданин России. 01.11. я подалa заявление на пенсию. Когда должны оформить пенсию?

Решение о назначении пенсии принимается в течение 10 дней со дня приема документов. О принятом решении вас должны были известить. Обратитесь в Пенсионный фонд за разъяснениями.

Отношения ПФР и гражданина (застрахованного лица) кроме пенсионного законодательства могут регулироваться нормами Гражданского Кодекса РФ ?

Если отсутствуют специальные нормы, установленные пенсионным законодательством, то к таким правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства.

С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию?

Гражданин имеет воспользоватся правом на пенсию с момента, когда у него возникнут основания на ее назначение.

мне 60 лет стаж работы 40лет стоял в центре занятости отказали что дальше?

Ищите работу. Дорабатывайте до установленного возраста.

Я пенсионер министерства обороны и получаю пенсию с 1 по 3 каждый месяц Заиюнь пенсия не начислена, обратился в военкомот они отправляют в банк где я получаю пенсию.С банка отправляют в ПФР .Спенсионного фонда отправляют в военкомат, замкнутый круг.Где искать свою пенсию?

Если речь про военную пенсию, то обращаться необходимо в военкомат, можно к военному комиссару субъекта РФ.

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

Понятия субъективного права на страховую пенсию и его реализации

Пенсионная система в РФ постоянно совершенствуется, как и в остальных развитых странах с учетом реалий. К настоящему времени к 2017 году есть несколько основных форм пенсионного обеспечения: негосударственные и государственные пенсии, обязательное пенсионное страхование.

Пенсионное страхование предполагает три вида выплат:

По потере кормильца;

Формироваться пенсионное обеспечение будет на основе трех составляющих, это фиксированная выплата и двух пенсий самостоятельных (накопительной и страховой). Новый закон устанавливает и новые правила, теперь пенсионные права учитываются в баллах или коэффициенте.

По новым законам о пенсионном обеспечении понятия «трудовой пенсии» больше нет, на ее замену пришла страховая пенсионная выплата. Это гарантированная ежемесячная денежная выплата пенсионерам, которая возмещает утраченный ими доход.

Главное условие для права на пенсию страховую - это страховой стаж, наличие у лица периодов работы, за которые их работодатель регулярно вносил взносы в Пенсионный фонд РФ. Не страховые периоды также могут быть отнесены к таким периодам, но с условием, что им предшествовали или за ними следовали периоды платежей в ПФР. Более подробно со всеми нюансами закона можно ознакомиться в статье 12 закона ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2014, № 2 (часть II) (поправка)..

Главное отличие пенсии трудовой от страховой в том, что раньше размер выплаты напрямую зависел от объема страховых взносов. А при назначении страховой пенсии ключевым фактором является продолжительность трудового стража физического лица.

Страховая пенсия устанавливается всем гражданам, которые родились позже 1966 года.

Граждане моложе 1967 года вправе выбирать - регулярно отчислять страховой взнос на пенсию страховую или же накопительную.

Гражданин, отказавшийся от пенсионных накоплений, формирует только пенсию страховую. Работодатель будет за него перечислять страховые платежи в Пенсионный фонд, размер их составляет 22%, из которых 16% непосредственно идут на страховую пенсию. Эти проценты в дальнейшем переводятся в баллы.

В период 2014-2018 гг. все платежи перенаправляются на страховые взносы. Сделано это для того, чтобы стабилизировать бюджет ПФР и повысить уровень защищенности существующих накоплений, поскольку за отведенный срок все НПФ должны пройти акционирование, после чего будут внесены Центробанком реестр, который гарантирует неприкосновенность и защищенность средств Каширин А. В. Денежное довольствие новое - пенсии старые // Справочник кадровика. -2015. - № 8. - С. 81..

Страховые пенсии различаются по условиям их назначения, начисления и формуле подсчета. Заявления граждан по назначении той или иной пенсии в обязательном порядке рассматриваются работниками районных управлений ПРФ в течение 10 рабочих дней, начиная со дня обращения, или приема недостающий документов.

Пенсия по старости

У такого вида пенсии по старости есть следующие условия назначения:

Минимальный рабочий стаж;

Минимальное количество баллов.

Что касается возраста, то, несмотря на принятие нового закона, он не изменился:

60 лет для мужчин;

55 лет для женщин.

Минимальный рабочий стаж согласно должен составлять 15 лет к 2025 году. В 2017 он был принят равным 8 с ежегодными увеличением до минимального необходимого.

Если гражданин хочет получить право на страховую пенсию, то к 2025 году он должен иметь не менее 30 баллов. По новой системе пенсионные права выражаются в коэффициентах, а не рублях как ранее. Условные баллы зависят от уровня зарплаты и общего количества страховых взносов с нее в ПРФ. По состоянию на 2017 год минимальная сумма балов установлена в 11,4 с последующим увеличением до необходимой суммы Комарова С. В. О некоторых вопросах применения международных соглашений Российской Федерации, основанных на принципе «территориальности» // Пенсия. -2017. - № 2. - С. 46..

А также существуют досрочные пенсии, которые назначаются до достижения пенсионного возраста. Для получения права на пенсию досрочную обязательным условием является наличие стажа на соответствующих видах работ (опасных, вредных и т.п.). Что касается минимального стажа и баллов, требования такие ж, как и для обычной пенсии, начисляемой по старости.

Особенное условие для включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения периодов работы некоторых профессий является уплата страховых взносов, по особому тарифу начиная с 2013 года.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии: Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты -- пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, по пенсии по инвалидности -- пенсионер по инвалидности одной из трех степеней инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

В правоотношении в связи с социальной пенсией правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения (орган пенсионного фонда, для социальных пенсий -- орган социальной защиты, а для военнослужащих -- соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ, прокуратуры).

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца -- получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия -- требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой и т.д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения -- органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения -- применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т.д.).







Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, - правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).

В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.

Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсий процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин именуется пенсионером.

Правомочные субъекты пенсионного правоотношения - это пенсионеры, кото­рые различаются в зависимости от вида пенсии.

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении с социальной пенсией правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Вторым субъектом всех указанных 5 видов пенсионный правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения. Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное правоотношение.

Содержание пенсионного правоотношения - это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении у него новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Информация об изменениях:

Статья 2 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях");

среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

федеральные государственные гражданские служащие - граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы);

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

участники Великой Отечественной войны - граждане, указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;

нетрудоспособные граждане - инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону);

должностной оклад - месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента Российской Федерации;

установление пенсии - назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

дети, оба родителя которых неизвестны, - дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона







Пенсионное правоотношение - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, - правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).

В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.

Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсий процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин именуется пенсионером.

Правомочные субъекты пенсионного правоотношения - это пенсионеры, кото­рые различаются в зависимости от вида пенсии.

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении с социальной пенсией правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Вторым субъектом всех указанных 5 видов пенсионный правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения. Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное правоотношение.

Содержание пенсионного правоотношения - это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении у него новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Читайте также: