Текст закона украины о пенсионной реформе в украине

Вступления в силу Закона Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" (далее — Закон 3668 — IV) мы ждали почти все лето. И, наконец, это свершилось.

Закон вступил в силу 1 октября этого года. Пришло время разложить все "по полочкам" и выяснить, какие изменения ждут пенсионную систему Украины и, самое главное, как это отразится на рядовых гражданах. Это и попытался выяснить prostopravo.com.ua

Накопительная система

Это то, ради чего все собственно затевалось. Ее внедрение позволит гражданам накапливать средства на свою собственную пенсию, а не просто вносить средства в «общую копилку». Однако такого счастья нам еще придется подождать, поскольку перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования начнется лишь с года, в котором будет устранен дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, участниками накопительной системы смогут стать лишь те, кому на день ее внедрения исполнится не более 35 лет.

Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд будут оплачиваться в составе единого социального взноса и составлять: в первый год - 2% базы начисления ЕСВ, в дальнейшем каждый год размер будет увеличиваться на 1% и так до 7%.

При этом, размер «чистой» заработной платы, после оплаты подоходного налога и сборов, не должен уменьшаться. Таким образом, после внедрения накопительной системы дополнительная финансовая нагрузка ляжет на работодателей.

Пенсионный возраст

Вокруг этого вопроса, как известно, разгорелись самые большие страсти. Закон 3668 — IV устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию

Дата рождения

до 30 сентября 1956 г.

55 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.

с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.

56 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.

с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.

57 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1958 г. по 31 марта 1959

с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.

58 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.

с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.

59 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.

с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Предположим, женщина родилась 1 октября 1958 года. Если она выйдет на пенсию досрочно, в 55 лет, то есть на 3 года раньше, она потеряет 18% своей пенсии. Если же продолжит работать до 60 лет, то, напротив, получит 10% прибавки.

Кроме того, всем, кто после достижения пенсионного возраста решил продолжать работать и получать пенсию с более позднего возраста пенсия будет назначена с учетом страхового стажа на день обращения и с повышением ее размера на:
0,5 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
0,75 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Страховой стаж

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту составляет 15 лет. Если страховой стаж меньше, претендовать на получение пенсии по возрасту Вы не сможете, остается рассчитывать на другие виды государственной социальной помощи.

Для получения пенсии по инвалидности страховой стаж установлен в зависимости от группы инвалидности и возраста в котором инвалид обратился за пенсией. Например, инвалиду 1 группы в возрасте до 25 лет достаточно иметь страховой стаж до 1 года. Если же у человека 3 группа инвалидности и ему исполнилось 56 лет, для назначения пенсии по инвалидности необходимо наличие страхового стажа не менее 14 лет. Если же инвалидность наступила уже после достижения пенсионного возраста, для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет.

Изменилась и продолжительность специального страхового стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет для некоторых категорий пенсионеров. Например, для военнослужащих предусмотрено постепенное увеличение выслуги с 20 до 25 лет, которое будет проходить до 2020 года.

Расчет пенсии

Для расчета пенсии отныне учитывается лишь заработная плата за весь период страхового стажа с 1 июля 2000 года.

По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 1 января 2016 года, а также, если страховой стаж после 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для начисления пенсии берется заработная плата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов.

Из этого периода, по желанию пенсионера, может быть исключен период (или периоды) продолжительностью до 60 календарных месяцев, при условии, что их сумма не превышает 10% продолжительности страхового стажа.

Дополнительно могут быть исключены периоды:

  • срочной военной службы;
  • обучения;
  • ухода за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • ухода за пенсионером;
  • ухода за ребенком до достижения им 3 лет;
  • период с 1 июля 2000 года по 1 января 2005 года.

Одним из самых спорных новшеств является то, что теперь для расчета пенсии берется средняя заработная плата по Украине не за один, а за три последних года перед выходом на пенсию.

Посмотрим, как это повлияет на размер пенсии.

Напомним формулу расчета пенсии:

где:
Зс — средняя заработная плата по Украине;
Ск — сумма коэффициентов заработной платы за каждый месяц;
К — количество месяцев;
Кс — коэффициент страхового стажа.

Показатель средней заработной платы в Украине для назначения пенсий в 2010 году составил 1982,63 грн. В то время как в 2009 году этот показатель составлял 1650,43 грн., а в 2008 г. - 1573,99 грн. Соответственно средний показатель за 3 года равен: (1982, 63 грн. + 1650, 43 грн. + 1573, 99 грн.)/3 = 1735, 68 грн. Как видим, показатель за последние 3 года, хоть и не значительно, но ниже прошлогоднего, соответственно и пенсия будет меньше.

В то же время, кроме индексации предусмотрено повышение пенсии в связи с увеличением среднемесячной заработной платы штатного работника в Украине на коэффициент, соответствующий не менее 20% темпов такого возрастания.

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам будет проводиться с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (или предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Для перерасчета берется заработная плата, исходя из которой начислена пенсия.

Максимальный размер пенсии отныне ограничен 10 прожиточными минимумами для лиц, утративших трудоспособность. Это ограничение не касается пенсионеров, которым пенсия была назначена до 1 октября 2011 года, однако индексация и другие виды перерасчетов им проводиться не будут.

И напоследок, хочется отметить, что порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам, установленный Законом 3668 — IV, не распространяется на тех пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до вступления его в силу.

Также, если вследствие принятия этого Закона размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


"Обозреватель" предлагает вниманию читателей полный текст законопроекта о пенсионной реформе Украины, который был внесен в Верховную Раду ко второму чтению и был принят в целом 3 октября (законопроект №6614 "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий").

"По этому закону с 1 октября состоится осовременивание размеров пенсии по заработной плате 3764 гривны 60 копеек, это почти в три раза больше, чем было… 10 млн граждан получат повышение пенсий", - заявила 3 октября в Раде глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионному обеспечению Людмила Денисова, представляя указанный законопроект.

После этого Рада рассмотрела 2151 поправку от нардепов в указанный законопроект, однако ни одна из поправок не набрала достаточного количества голосов для внесения в законопроект №6614.

Абзац 19, 22 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "3.1. Для страхового стажа для определения права для назначения пенсий в соответствии со статьей 26 настоящего закона включаются периоды ведения предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, подтверждается справкой о регистрации субъекта предпринимательской деятельности; с июля 2000 по 31 декабря 2017 года включительно по условии уплаты страховых взносов независимо от уплаченного размера, кроме случаев увольнения, отказа от уплаты единого взноса ".

Абзац 26 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта 3.1 экз. "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "Обучение в государственных высших учебных заведениях по дневной форме обучения при условии государственного заказа, а также обучение в аспирантуре, докторантуре с 1 января 2004 - 2017 включительно".

Абзац 28 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта пункт 4 прим.3 "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "При осуществлении перерасчета пенсий, согласно абзаца первого, этого пункта используется размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 года, увеличены на 79 гривен"

Дополнить подпункт 26 пункта 19 раздела I законопроекта 7 прим.2 "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" абзацем 40 следующего содержания: "Размер пенсии, назначенный в соответствии с настоящим пунктом, не может быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные законом".

Абзацы 7, 9 подпункта 7 пункта 22 раздела I законопроекта, абзац первый части 5 статья 10 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" изложить в следующей редакции: "Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию, в том числе в период с 1 января 2004 по 31 декабря 2010 года".

В связи с этим абзацы 10, 11 считать абзацами 8, 9.

Подпункт первый пункта 2 раздела II законопроекта "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Установить, что с 1 октября 2017 установлен размер прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного 1 декабря 2017, увеличен на 79 гривен при определении и перерасчета пенсий, надбавок, повышений, других пенсионных выплат, установленных законодательством, используется размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, вставлены на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины 2017 год "увеличен на 79 гривен".

Дополнить раздел II законопроекта "Заключительные и переходные положения" пунктом 3.1 следующего содержания: "3.1. Установить, что государственные социальные пособия, назначенные в соответствии с Законом Украины" О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам "и" О государственной социальной помощи лицам , которые не имеют права на пенсию, и инвалидам "с 1 октября 2017 перечисляются и после этой даты с установленным размером прожиточного минимума, большим размером, установленным на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен, назначаются с использованием размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установлен на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" увеличенного на 79 гривен".

Дополнить раздел II законопроекта "Заключительные и переходные положения" пунктом 5.1 следующего содержания: "5.1. Установить, что пенсии и государственная социальная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, лицам, не имеющим права на пенсию, с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, индексации и других доплат к пенсии установлена законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Украиной, перечисленные с 1 октября 2017 согласно этому закону и тех, что будут назначаться после этой даты, устанавливаются в размере не меньшем, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" установлен на 1 декабря 2017 случае увеличения после 1 декабря 2017 прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность, не могут быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные законом".

Абзацы пятый и шестой части первой изложить в следующей редакции: "Суммы выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством по общеобязательного государственного социального страхования, кроме ежемесячных страховых сумм, пострадавшим на производстве с учетом выплат на необходимый уход за пострадавшим и членам их семей пенсий, которые индексируются в соответствии с законом, по этим видам страхования.

Суммы возмещения вреда, причиненного физическому лицу увечьем или иным повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваемые лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае потери кормильца, кроме суммы выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании".

Пункт 19 раздела I после пункта 4 дополнить новым подпунктом следующего содержания: "Абзац 1 части первой статьи 12 после слов "в том числе" дополнить словами "лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по дневной форме обучения, а также в аспирантуре и докторантуре".

Абзац 12 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить словами "а также с применением фиксированного налога".

Абзац 26 подпункта 26 пункта 19 раздела I исключить.

Абзац 28 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить словами "увеличен на 79 гривен".

Абзац 13 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить предложением следующего содержания: "В случае если при одинаковых показателях индивидуального коэффициента заработной платы дохода и продолжительности страхового стажа в размере пенсии в 18 году, исчисленный в соответствии с аналогичными показателями, будет меньше, чем пенсия, назначенная в 18 году, размер которой исчисленный с учетом положений, указанных в абзацем 1 настоящего пункта, Кабинет Министров Украины принимает решение об увеличении показателя средней заработной платы дохода в Украине, который используется при назначении пенсии с 1 января по 31 декабря 2018 года таким образом, чтобы пенсии, назначенные в указанный период, будут меньше, чем те пенсии, которые назначали еще с 1 января 17-го по 31 декабря 17-го года.

Абзац 32 подпункта 26 пункта 19 раздела I изложить в следующей редакции: "В 19 - 20 годах показатель средней заработной платы дохода в Украине, с которой уплачены страховые взносы, применяются для перерасчета пенсий, увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы дохода в Украине, при которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий году, в котором проводится увеличение.

Подпункт 26 пункт 19 раздела I после абзаца 39 дополнить новым абзацем следующего содержания: "Размер пенсии, назначенный в соответствии с настоящим пунктом, не может быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом".

Абзац седьмой, девятый пункта седьмого подпункта 22 раздела I заменить абзацем следующего содержания: "Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию, в том числе за период с 1 января 2004 по 31 декабря 10-го.

Пункт первый раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме абзацев 1, 2 подпункта 1 и подпункта 2, пункта 1 подпунктов 4 и 5, пункта 2 подпункта 3 ; пункта 3, абзацев 2, 3, 5, 6, пункта 6; подпункты 7, 10, 14-16; подпункты 10 и 21 абзацев 27, 29; абзацев 34-38, 65-71 подпункта 26 пункта 19; пунктов 24 26, 28, 30 раздела I этого закона и пункта 2 раздела II настоящего закона, который вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и применяется с первой недели октября 2017 года.

Абзац первый пункта 2 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Установить, что с 1 октября 2017 года до установления размера прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен".

Раздел II "Заключительные и переходные положения" после пункта 2 дополнить новым пунктом следующего содержания: "Установить, что государственные социальные пособия, назначенные в соответствии с законами Украины" О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам "," О государственной социальной помощи лицам , которые не имеют права на пенсию и инвалидам "с 1 октября 2017 перечисляются после этой даты до установления нового размера прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен.

Назначаются и используются размеры прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 Законом "О Государственном бюджете Украины на 2017 год", увеличен на 17 гривен.

С учетом поправки 1894, которая действует до внесения изменений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Абзац 3 пункта 3 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получила права на пенсионную выплату, назначается с учетом имущественного стажа до среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета".

Раздел II "Заключительные и переходные положения" после пункта 3 дополнить новым пунктом следующего содержания: "Установить, что пенсии и государственная социальная помощь инвалидам с детства, детям-инвалидам, лицам, не имеющим права на пенсию, с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Украиной, перечисленные с 1 октября 2017 согласно этому закону и тех, что будут назначаться после этой даты, устанавливаются размере не меньшем, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год". А в случае увеличения после 1 декабря 2017 прожиточного минимума для всех, кто потеряли работоспособность не могут быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом".

Подпункт 1 пункта 6 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Предусмотреть средства государственного бюджета для уплаты единого социального взноса для лиц, определенных в абзаце 1 пункта 5 настоящего раздела".

Подпункт 4 пункта 6 раздела II "Заключительные и переходные положения" дополнить новым абзацем следующего содержания: "Проработать вопрос заключения Украиной международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения со странами, с которыми больше всего трудовых мигрантов граждан Украины".

После этого указанный законопроект был проголосован и принят 288 голосами.

Читайте также: