Верховная рада украины закон украины о пенсионной реформе


Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Не разгуляешься

Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%. Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему


Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).

При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.

Обвели вокруг пальца

Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.

С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа


И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.

Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.

Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.

Псевдореформа

Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.

Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».

Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще. Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету


В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.

Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.


Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.

Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.

Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.

Кто прокормит пенсионеров

Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины


По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.

Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.

Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Два пути спасения

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине


«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.

Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.

Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина.ру Олег Устенко.

И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.

  • Теги
  • нищета,
  • Пенсионная реформа,
  • Гройсман,
  • Украина

Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.

В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.

На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования пенсионной системы и сферы социального обеспечения в целом.

Население Украины, в частности, пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, - поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).


Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.


В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.


На данный момент проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме.

В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

  • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
  • Стоимость показателя страхового стажа – 1%
  • Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
  • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
  • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, - с учетом индекса потребительских цен.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

Отменяются специальные пенсии для:

  • Государственных служащих
  • Научных деятелей
  • Должностных лиц местного самоуправления
  • Прокуроров
  • Депутатов
  • Журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.

Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

Виды пенсий

Пенсии подразделяются на четыре вида:

  • по достижению определенного возраста
  • по получении инвалидности
  • при потере (отсутствию) кормильца
  • военные пенсии

Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.

Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.

В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что в нашей стране даже после повышения пенсионного возраста этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

Цели пенсионного реформирования

Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

  • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
  • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
  • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
  • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
  • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

Забота о пенсионном обеспечении

Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться о человеке в старости, - несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, - в добровольном пенсионном страховании.

Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

Пенсионная реформа: таблица выхода на пенсию

Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.


Пенсионная реформа для работающих пенсионеров

Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.









Всего «за» проголосовало 288 народных депутатов, 23 воздержались, а «против» проголосовало лишь восьмеро присутствующих на заседании.

Сразу после голосования спикер ВРУ Андрей Парубий назвал случившееся «историческим решением».

Благодаря этому голосованию, на повышение пенсий претендуют 10 млн украинцев из 11,7 млн в общем. Об этом заявила глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова.

Напомним, ранее сегодня, 3 октября народные депутаты Верховной Рады Украины отдали 234 голоса за законопроект судебной реформы в Украине.

Фото: Дом и квартира нардепа Анны Герман оказались скромнее | Фотогалерея







Фото: Дом и квартира нардепа Анны Герман оказались скромнее | Фотогалерея














Также вам может быть интересно


  • Стало известно, когда в Украине повысят пенсионный возраст

  • Рева: В следующие 10 лет нет необходимости повышать пенсионный возраст

  • Пенсионный фонд поручил снова проверить переселенцев без справки ВПЛ

  • Глава Минфина назвал главное условие получения нового кредита МВФ

  • Рада перенесла рассмотрение закона об отмене спецпенсий

Топ 5 читаемых

  • Пенсии растут. Кому из пенсионеров положены доплаты
  • Готовим к чаю: рецепт пирожков с вишней
  • 6 декабря: праздник в Украине, приметы, именины, что нужно сделать сегодня
  • Кладезь витаминов и микроэлементов: полезные свойства шпината
  • В Киеве открыли памятник Леониду Каденюку

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, КОМПАНИИ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ПОЛЕЗНЫЙ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, МНЕНИЯ, ВЫБОРЫ, ПРЕСС-РЕЛИЗ, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 04080, Киев, ул.Кирилловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Верховная Рада приняла пенсионную реформу, которая предусматривает проведение осовременивания пенсий с октября и повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию с 15 до 25 лет с 1 января 2018 года.

"За" соответствующий законопроект проголосовали 288 народных депутатов.


Закон предусматривает увеличение максимальной суммы, с которой платится единый социальный взнос (ЕСВ), до 15 минимальных заработных плат (на данный момент - 48 тыс. грн). При этом размер ставки ЕСВ меняться не будет.

При назначении пенсий в 2018 году коэффициент стоимости года страхового стажа будет составлять 1, будет использоваться показатель средней зарплаты за 2 последних года, а с 2019 года - показатель средней заработной платы за 3 последних года.

Также предполагается восстановить с 1 октября 2017 года выплаты пенсий работающим пенсионерам в полном размере.

С 1 января 2018 года право на пенсию по возрасту в 60 лет будут иметь те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа.

Минимальный страховой стаж ежегодно будет увеличивается на 1 год, пока не составит 35 лет в 2028 году.

В 63 года на пенсию могут выходить те лица, которые имеют 15 лет страхового стажа на 1 января 2018 года, однако не имеющие 25 лет (также на протяжении 10 лет будет увеличиваться на 1 год ежегодно).

С 2018 года в 65 лет выйти на пенсию смогут те лица, которые на 1 января 2019 года будут иметь от 15 до 16 лет страхового стажа.

Лицам, у которых не будет 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

Начиная с 1 января 2028 года, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.

Закон предусматривает введение с 1 января 2019 года накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования.

Не принимать участие в накопительной системе могут застрахованные лица, которым на 1 января 2019 года осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста.

Кабинету министров поручено до 1 июля 2018 года обеспечить создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования.

В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по отдельному решению парламента.

Ежегодно с 2021 года будет происходить автоматическая индексация пенсий, путем повышения показателя средней зарплаты, с которой рассчитывается пенсия на 50% роста зарплаты за предыдущие 3 года и на 50% роста индекса потребительских цен за прошлый год.

В страховой пенсионный стаж зачисляется период регистрации субъектом предпринимательской деятельности с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года, с 1 января 2000 года до 31 декабря 2017 года стаж будет учитываться по факту оплаты взносов в Пенсионный фонд независимо от их размера, с 1 января 2018 года - при условии оплаты минимального взноса или пропорционально оплаченной сумме, если она меньше минимального взноса.

Кроме того, предлагается ликвидировать пенсии за выслугу лет (кроме артистов при стаже 20-35 лет), оставив льготный выход на пенсию только для некоторых категорий населения, в частности: работников с вредными и тяжелыми условиями труда, людей с инвалидностью, матерей, которые воспитали 5 детей, и инвалидов с детства (в 50 лет); военных - участников боевых действий (55 лет при 25 годах стажа).

Максимальный размер пенсии, назначенной на условиях законов "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О научной и научно-технической деятельности" (с учетом надбавок), не может превышать 10 размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

Временно, до 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10 740 грн.

Рада поручила Кабмину до 1 ноября подготовить отдельный законопроект о перерасчете пенсий военным и в течение 6 месяцев подготовить отдельный закон о введении профессиональной пенсионной системы и обеспечить проведение аудита Пенсионного фонда.


"Обозреватель" предлагает вниманию читателей полный текст законопроекта о пенсионной реформе Украины, который был внесен в Верховную Раду ко второму чтению и был принят в целом 3 октября (законопроект №6614 "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий").

"По этому закону с 1 октября состоится осовременивание размеров пенсии по заработной плате 3764 гривны 60 копеек, это почти в три раза больше, чем было… 10 млн граждан получат повышение пенсий", - заявила 3 октября в Раде глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионному обеспечению Людмила Денисова, представляя указанный законопроект.

После этого Рада рассмотрела 2151 поправку от нардепов в указанный законопроект, однако ни одна из поправок не набрала достаточного количества голосов для внесения в законопроект №6614.

Абзац 19, 22 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "3.1. Для страхового стажа для определения права для назначения пенсий в соответствии со статьей 26 настоящего закона включаются периоды ведения предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, подтверждается справкой о регистрации субъекта предпринимательской деятельности; с июля 2000 по 31 декабря 2017 года включительно по условии уплаты страховых взносов независимо от уплаченного размера, кроме случаев увольнения, отказа от уплаты единого взноса ".

Абзац 26 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта 3.1 экз. "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "Обучение в государственных высших учебных заведениях по дневной форме обучения при условии государственного заказа, а также обучение в аспирантуре, докторантуре с 1 января 2004 - 2017 включительно".

Абзац 28 подпункта 26 пункта 19 раздела I законопроекта пункт 4 прим.3 "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" изложить в следующей редакции: "При осуществлении перерасчета пенсий, согласно абзаца первого, этого пункта используется размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 года, увеличены на 79 гривен"

Дополнить подпункт 26 пункта 19 раздела I законопроекта 7 прим.2 "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" абзацем 40 следующего содержания: "Размер пенсии, назначенный в соответствии с настоящим пунктом, не может быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные законом".

Абзацы 7, 9 подпункта 7 пункта 22 раздела I законопроекта, абзац первый части 5 статья 10 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" изложить в следующей редакции: "Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию, в том числе в период с 1 января 2004 по 31 декабря 2010 года".

В связи с этим абзацы 10, 11 считать абзацами 8, 9.

Подпункт первый пункта 2 раздела II законопроекта "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Установить, что с 1 октября 2017 установлен размер прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного 1 декабря 2017, увеличен на 79 гривен при определении и перерасчета пенсий, надбавок, повышений, других пенсионных выплат, установленных законодательством, используется размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, вставлены на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины 2017 год "увеличен на 79 гривен".

Дополнить раздел II законопроекта "Заключительные и переходные положения" пунктом 3.1 следующего содержания: "3.1. Установить, что государственные социальные пособия, назначенные в соответствии с Законом Украины" О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам "и" О государственной социальной помощи лицам , которые не имеют права на пенсию, и инвалидам "с 1 октября 2017 перечисляются и после этой даты с установленным размером прожиточного минимума, большим размером, установленным на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен, назначаются с использованием размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установлен на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" увеличенного на 79 гривен".

Дополнить раздел II законопроекта "Заключительные и переходные положения" пунктом 5.1 следующего содержания: "5.1. Установить, что пенсии и государственная социальная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, лицам, не имеющим права на пенсию, с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, индексации и других доплат к пенсии установлена законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Украиной, перечисленные с 1 октября 2017 согласно этому закону и тех, что будут назначаться после этой даты, устанавливаются в размере не меньшем, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" установлен на 1 декабря 2017 случае увеличения после 1 декабря 2017 прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность, не могут быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенные законом".

Абзацы пятый и шестой части первой изложить в следующей редакции: "Суммы выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством по общеобязательного государственного социального страхования, кроме ежемесячных страховых сумм, пострадавшим на производстве с учетом выплат на необходимый уход за пострадавшим и членам их семей пенсий, которые индексируются в соответствии с законом, по этим видам страхования.

Суммы возмещения вреда, причиненного физическому лицу увечьем или иным повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваемые лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае потери кормильца, кроме суммы выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании".

Пункт 19 раздела I после пункта 4 дополнить новым подпунктом следующего содержания: "Абзац 1 части первой статьи 12 после слов "в том числе" дополнить словами "лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по дневной форме обучения, а также в аспирантуре и докторантуре".

Абзац 12 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить словами "а также с применением фиксированного налога".

Абзац 26 подпункта 26 пункта 19 раздела I исключить.

Абзац 28 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить словами "увеличен на 79 гривен".

Абзац 13 подпункта 26 пункта 19 раздела I дополнить предложением следующего содержания: "В случае если при одинаковых показателях индивидуального коэффициента заработной платы дохода и продолжительности страхового стажа в размере пенсии в 18 году, исчисленный в соответствии с аналогичными показателями, будет меньше, чем пенсия, назначенная в 18 году, размер которой исчисленный с учетом положений, указанных в абзацем 1 настоящего пункта, Кабинет Министров Украины принимает решение об увеличении показателя средней заработной платы дохода в Украине, который используется при назначении пенсии с 1 января по 31 декабря 2018 года таким образом, чтобы пенсии, назначенные в указанный период, будут меньше, чем те пенсии, которые назначали еще с 1 января 17-го по 31 декабря 17-го года.

Абзац 32 подпункта 26 пункта 19 раздела I изложить в следующей редакции: "В 19 - 20 годах показатель средней заработной платы дохода в Украине, с которой уплачены страховые взносы, применяются для перерасчета пенсий, увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы дохода в Украине, при которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий году, в котором проводится увеличение.

Подпункт 26 пункт 19 раздела I после абзаца 39 дополнить новым абзацем следующего содержания: "Размер пенсии, назначенный в соответствии с настоящим пунктом, не может быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом".

Абзац седьмой, девятый пункта седьмого подпункта 22 раздела I заменить абзацем следующего содержания: "Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата лицом единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию, в том числе за период с 1 января 2004 по 31 декабря 10-го.

Пункт первый раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме абзацев 1, 2 подпункта 1 и подпункта 2, пункта 1 подпунктов 4 и 5, пункта 2 подпункта 3 ; пункта 3, абзацев 2, 3, 5, 6, пункта 6; подпункты 7, 10, 14-16; подпункты 10 и 21 абзацев 27, 29; абзацев 34-38, 65-71 подпункта 26 пункта 19; пунктов 24 26, 28, 30 раздела I этого закона и пункта 2 раздела II настоящего закона, который вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и применяется с первой недели октября 2017 года.

Абзац первый пункта 2 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Установить, что с 1 октября 2017 года до установления размера прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен".

Раздел II "Заключительные и переходные положения" после пункта 2 дополнить новым пунктом следующего содержания: "Установить, что государственные социальные пособия, назначенные в соответствии с законами Украины" О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам "," О государственной социальной помощи лицам , которые не имеют права на пенсию и инвалидам "с 1 октября 2017 перечисляются после этой даты до установления нового размера прожиточного минимума, который будет больше размера, установленного на 1 декабря 2017 года, увеличен на 79 гривен.

Назначаются и используются размеры прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 Законом "О Государственном бюджете Украины на 2017 год", увеличен на 17 гривен.

С учетом поправки 1894, которая действует до внесения изменений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Абзац 3 пункта 3 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получила права на пенсионную выплату, назначается с учетом имущественного стажа до среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета".

Раздел II "Заключительные и переходные положения" после пункта 3 дополнить новым пунктом следующего содержания: "Установить, что пенсии и государственная социальная помощь инвалидам с детства, детям-инвалидам, лицам, не имеющим права на пенсию, с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Украиной, перечисленные с 1 октября 2017 согласно этому закону и тех, что будут назначаться после этой даты, устанавливаются размере не меньшем, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленные на 1 декабря 2017 Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2017 год". А в случае увеличения после 1 декабря 2017 прожиточного минимума для всех, кто потеряли работоспособность не могут быть меньше, чем размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом".

Подпункт 1 пункта 6 раздела II "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции: "Предусмотреть средства государственного бюджета для уплаты единого социального взноса для лиц, определенных в абзаце 1 пункта 5 настоящего раздела".

Подпункт 4 пункта 6 раздела II "Заключительные и переходные положения" дополнить новым абзацем следующего содержания: "Проработать вопрос заключения Украиной международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения со странами, с которыми больше всего трудовых мигрантов граждан Украины".

После этого указанный законопроект был проголосован и принят 288 голосами.

Читайте также: