Захаров м л тучкова э г пенсионная реформа в россии

Общая часть

Особенная часть

Раздел I. Трудовой стаж

Раздел II. Пенсионное обеспечение

Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей

Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь

Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения

Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. 2002.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социального обеспечения был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория — «фонды для нетрудоспособных». Однако в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и социального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных централизованных союзных фондов — социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.

Отличительная черта союзной системы социального обеспечения состояла также в том, что государство не ставило уровень социального обеспечения в зависимость от какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе «черту бедности», что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.

Жесткое государственное нормирование всех видов социального обеспечения по принципу «разумной достаточности», определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по «остаточному принципу», замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социального обеспечения, стала неуклонно снижаться.

Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей — иллюзию обеспеченной старости и «уверенности в завтрашнем дне».

Именно эта черта советского социального обеспечения послужила основанием для теоретического постулата — об алиментарном характере общественных отношений по социальному обеспечению. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали социальную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность.

Предлагаемый учебник является первым изданием, подготовленным в новой экономической, политической и социальной ситуации в России, когда общественные ожидания людей адресованы уже не государству «развитого социализма», а государству, взявшему курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно, и к концептуально иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гарантирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

Авторы учебника предприняли попытку переосмыслить ряд принципиальных положений, ранее сформулированных в теории советского права социального обеспечения, попытались найти убедительные аргументы для обоснования новых теоретических позиций, позволяющих с учетом международно-правового и зарубежного опыта выявить экономическую и правовую природу такого феномена гражданского общества, как социальное обеспечение, проследив основные исторические этапы его развития.

На основе анализа новейшего российского законодательства о социальном обеспечении в учебнике рассматривается проблема формирования федеральной системы социального обеспечения России, важнейшим элементом которой является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловлен другим глобальным процессом — возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено также возрождением страховых начал в социальном обеспечении трудящихся. С принятием в середине 1999 г. Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» четко обозначились виды обязательного социального страхования, которые в ближайшем будущем станут элементами обособленной страховой подсистемы социального обеспечения в России.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, нормы права социального обеспечения будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке в силу многих обстоятельств, не зависящих от самого человека. В связи с этим каждому, а юристу тем более, необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Авторы учебника надеются, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

К каждой главе учебника приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал.

В конце Общей части и к разделам Особенной части дается перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения. К ним относятся международные акты, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Кроме того, приводятся отдельные нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты располагаются в хронологическом порядке, с обозначением официального места их опубликования, поэтому при желании каждый может ознакомиться с содержанием соответствующего акта.

Второе издание учебника исправлено и переработано. Ссылки на нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2001 г.


2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. — 5 60 с.

Настоящий учебник — первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990—2001 гг.

В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения» и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы — известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.

Рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям.

Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций.

Формат: doc / zip

Размер: 660 Кб

Содержание
Предисловие……………………………………………………………..3
Указатель сокращений ………………………………………16
Общая часть
Глава I. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы……………………………………. 18
§ 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения………………………………………………. 18
§ 2. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения
§ 3. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации…………………………………….27
§ 4. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения…………………………………………………37
§ 5. Формы социального обеспечения……………………………………43
Контрольные вопросы……………………………………………………..53
Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения………………………………………………..65
§ 1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права…………………………………………………………..65
§ 2. Предмет права социального обеспечения…………………………. 70
§ 3. Метод права социального обеспечения……………………………. 77
§ 4. Система права социального обеспечения……………………………90
§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина …………………………….98
Контрольные вопросы ……………………………102
Глава 3. Принципы права социального обеспечения……………….103
§ 1. Понятие принципов права и их классификация…………………….103
§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения ……………………………..106
Контрольные вопросы ……………………………..114
Глава 4. Источники права социального обеспечения………………..115
§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация ……………………………..115
§ 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения ……………………………..120
Контрольные вопросы ……………………………..128
Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению…………. 129
§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..129
§ 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению ……………………………..133
§ 3. Пенсионные правоотношения ……………………………..139
§ 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций .……………..147
§ 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей……………………………..151
§ 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения.154
§ 7. Правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан…………………………………..158
Контрольные вопросы …………………………….161
Основной нормативный материал к Общей части………………….162
Особенная часть
Раздел I. Трудовой стаж …………………………….165
Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды …………………………165
§ 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация ……………………………..165
§ 2. Общий трудовой стаж ……………………………..167
§ 3. Специальный трудовой стаж ……………………………..172
§ 4. Страховой трудовой стаж ……………………………..174
§ 5. Непрерывный трудовой стаж ……………………………..175
Контрольные вопросы…………………………………………………… 179
Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа ……………180
§ 1. Исчисление трудового стажа ……………………………..180
§ 2. Подтверждение трудового стажа ……………………………..182
Контрольные вопросы ……………………………..192
Основной нормативный материал к разделу I Особенной части…..192
Раздел II. Пенсионное обеспечение …………………………….195
Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России…….195
§ 1. Пенсионная система России, ее современное состояние ……………………………..195
§ 2. Понятие пенсий и их классификация.
Право выбора пенсии ……………………………..200
Контрольные вопросы ……………………………..205
Глава 9. Пенсия по старости ……………………………..206
§ 1. Понятие пенсии по старости ……………………………..206
§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях ………………………. 207
§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях……………………….211
§ 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда ……………………………..216
§ 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере ……………………………..226
§ 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже ……………………………..229
§ 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии…………………….230
Контрольные вопросы ……………………………..237
Глава 10. Пенсия по инвалидности ……………………………..239
§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение 239
§ 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях…………………….246
§ 3. Пенсия по инвалидности на основаниях предусмотренных для военнослужащих ……………………………..248
§ 4. Размер пенсии по инвалидности.
Надбавки к пенсии ……………………………..250
Контрольные вопросы ……………………………..254
Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца……………………. 255
§ 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество .255
§ 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях ……………………………..260
§ 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих………………………….261
§ 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии …………………………….263
Контрольные вопросы …………………………….266
Глава 12. Пенсия за выслугу лет …………………………….267
§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет …………………………….267
§ 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения …………………………….268
§ 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии…………………276
Контрольные вопросы ……………………………..279
Глава 13. Социальная пенсия ……………………………..280
§ 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления ……………………………..280
§ 2. Размеры социальных пенсий ……………………………..281
Контрольные вопросы ……………………………..282
Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда……………………………283
§ 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются ……………………………..283
§ 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения ……………………………..287
§ 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий ……………………………..291
§ 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии ……………………………..294
§ 5. Адаптация пенсионных выплат ……………………………..296
Контрольные вопросы ……………………………. 300
Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет …………………………….301
§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение……………….301
§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения ……………………………..302
§ 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия ……………………………..305
Контрольные вопросы ……………………………..309
Глава 16. Выплата пенсии ……………………………..310
§ 1. Общие правила выплаты государственной пенсии…………………310
§ 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам…………………………314
§ 3. Удержания из пенсии ……………………………..318
Контрольные вопросы ……………………………..319
Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан ……………………………..321
§ 1. Формирование привилегированной пенсионной системы ……………………………..321
§ 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих …………………..323
§ 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 329
Контрольные вопросы ……………………………..334
Основной нормативный материал к разделу II Особенной части…334
Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 343
Глава 18. Социальные пособия ……………………………..343
§ 1. Понятие пособий и их виды ……………………………..343
§ 2. Классификация пособий и методы определения их размеров ……………………………..344
Контрольные вопросы ……………………………..347
Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности………………348
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности ……………………………..348
§ 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности ……………………………..350
§ 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 354
§ 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности 359
Контрольные вопросы ……………………………..361
Глава 20. Пособие по безработице ……………………………362
§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице ……………………………362
§ 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления ……………………………363
Контрольные вопросы ……………………………366
Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством………………………………………………….368
§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения ……………………………368
§ 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности ……………………………370
§ 3. Единовременное пособие при рождении ребенка …………………374
§ 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ……………………………375
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка ……………………………379
Контрольные вопросы ……………………………382
Глава 22. Иные социальные пособия …………………………….384
§ 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту…………………………….384
§ 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений …386
§ 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека …………………………….387
§ 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам …………………………….390
§ 5. Единовременные пособия беженцам …………………………….392
§ 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы .395
§ 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом …………………………….396
§ 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот …………………………….398
§ 9. Пособие на погребение …………………………….398
Контрольные вопросы …………………………….400
Глава 23. Компенсационные выплаты …………………………….402
§ 1. Понятие и виды компенсационных выплат…………………………402
§ 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел 403
§ 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход ………406
§ 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание 409
Контрольные вопросы …………………………….411
Глава 24. Государственная социальная помощь…………………….412
§ 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью …………………………….412
§ 2. Виды (формы) государственной социальной помощи …………………………….413
Контрольные вопросы …………………………….415
Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей. …………………………….416
§ 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 416
§ 2. Основные виды обеспечения по страхованию………………………420
§ 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения ……………………………..427
Контрольные вопросы ……………………………..432
Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 433
Раздел IV. Охрана здоровья граждан Медицинская и лекарственная помощь……………………………….438
Глава 26. Медицинская помощь и лечение……………………………438
§ 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды ……………………………..438
§ 2. Санаторно-курортное лечение ……………………………..443
Контрольные вопросы ……………………………..445
Глава 27. Лекарственная помощь ……………………………..446
§ 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью ……………………………..446
§ 2. Бесплатная лекарственная помощь ……………………………..447
§ 3. Лекарственная помощь со скидкой ……………………………..449
Контрольные вопросы ……………………………..450
Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 451
Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения………………………454
Глава 28. Социальное обслуживание ……………………………..454
§ 1. Понятие социального обслуживания ……………………………..454
§ 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов ……………………………..458
§ 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами ………465
§ 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях ……………………………467
§ 5. Социальное обслуживание детей ……………………………471
Контрольные вопросы ……………………………473
Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения…………. 475
§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания …………………………….475
§ 2. Дифференциация социальных льгот, их виды……………………. 476
Контрольные вопросы …………………………….482
Основной нормативный материал к разделу V Особенной части…482
Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении …………………………….488
Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения …………………………….488
§ 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт……………488
§ 2. Источники международного права, их основное содержание ……………………………..490
Контрольные вопросы ……………………………..499
Список рекомендованной литературы ……………………………..499

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоров А.П.

Текст научной работы на тему «Реформа пенсионного законодательства и Пенсионный кодекс Захарова, Тучковой и Савостьяновой»

Понятия, в которых определяются признаки преступления, неоднозначны. Нельзя, например, сделать однозначный вывод о моменте окончания преступлений. Этот вопрос еще более неопределенен, нежели чем в ст. 188 УК РФ. Есть и иные нерешенные вопросы ответ на которые предстоит дать науке и судебной практике. Неясно как будет осуществляться взаимодействие правоохранительных органов государств Таможенного союза провозглашенное в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 50 «О межгосударственных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам»1.

Реформа пенсионного законодательства и Пенсионный кодекс Захарова, Тучковой и Савостьяновой

С 1 января 2002 г. в России началась пенсионная реформа. Начали действовать три закона: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»2 от 15.12.2001 № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции»3 от 15.12.2001 № 167-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»4 от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Четвертый закон - о профессиональных пенсионных системах - не был принят, не принят он и до сих пор.

Необходимость пенсионной реформы была вызвана крайне негативными последствиями искажения властными структурами пенсионного законодательства (в первую очередь Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»5 от 20.11.1990 № 340-1) и незаконными действиями власти по нецелевому расходованию средств Пенсионного фонда России (далее - ПФР). В итоге к концу 90-х гг. пенсии практически перестали играть предназначенную им роль - быть средством, обеспечивающим достойное существование десятков миллионов граждан, трудом которых было создано все национальное богатство страны6.

1 См.: РЖД - партнер документы. 2011. № 9.

2 Собр. законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

3 Там же. Ст. 4832.

4 Там же. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.

5 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

6 См., напр.: Захаров М.Л.Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журн. рос. права. 2009. № 6. С. 30-40; Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы // Журн. рос. права. 2009. № 7. С. 14-22.

Однако пенсионная реформа готовилась достаточно поспешно и келейно, без привлечения ведущих специалистов в области права социального обеспечения и пенсионного права. Как результат -«запуск» реформы без одного из основополагающих пенсионных законов (о профессиональных пенсионных системах), наличие значительного числа нестыковок в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах, некорректность формулировок, запутанность и непрозрачность пенсионного законодательства в целом. Отсюда и отмена в 2009 г. единого социального налога1, и «ликвидация» уже через два с половиной года2 после начала пенсионной реформы накопительной части трудовой пенсии по старости у граждан 1953-1966 и 1957-1966 гг. рождения (мужчин и женщин соответственно), и введение второго варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при конвертации пенсионных прав граждан, трудившихся до 1 января 2002 г., в расчетный пенсионный капитал3, и валоризация величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав указанных граждан4.

К настоящему времени всем, включая правительство РФ, стало ясно, что пенсионная реформа зашла в тупик и не оправдала (да и не могла оправдать в таком виде) возлагавшихся на нее надежд. Нелицеприятная оценка итогам пенсионной реформы была дана в аналитическом докладе Минздравсоцразвития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса», размещенного на официальном сайте Министерства5.

С начала пенсионной реформы многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости коренного реформирования пенсионной системы. В частности, М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова и

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3739.

2 О внесении изменений в гл. 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3088.

3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

В. Б. Савостьянова разработали и предложили для обсуждения проект Пенсионного кодекса Российской Федерации1.

Предложенный Пенсионный кодекс (далее - Кодекс) включает пять разделов, содержащих 216 статей. В первом разделе «Общие положения» авторы, прежде всего, определяют предмет правового регулирования - это отношения: 1) по формированию финансовой основы пенсионного обеспечения в порядке обязательного пенсионного страхования и за счет ассигнований из федерального бюджета; 2) по пенсионному обеспечению граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, других категорий граждан, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, а также нетрудоспособных членов их семей; 3) по управлению пенсионным обеспечением за счет средств обязательного (государственного) пенсионного страхования и ассигнований из федерального бюджета (ст. 1). Таким образом, Кодексом предполагается охватить отношения, регулируемые в настоящее время различными законодательными актами.

В Кодексе совершенно справедливо указывается, что правоотношения в сфере пенсионного обеспечения должны регулироваться на уровне федерального законодательства (ст. 2). В то же время, отдавая дань сложившейся в современной России традиции, авторы предусматривают возможность регулирования упомянутых выше отношений указами Президента РФ (в частности, о повышении пенсий отдельным категориям граждан, дополнительном пенсионном обеспечении, об исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы). С данным утверждением сложно согласиться, поскольку подобная норма открывает путь для волюнтаристского нормотворчества, аналогичного президентскому нормотворчеству 90-х гг., приведшему, как было сказано выше, к кризису пенсионной системы. Кроме того, если мы попробуем сопоставить статусы Президента РФ и российского императора и обратимся с этой целью к пенсионному законодательству Российской Империи, то мы увидим, что в соответствии со ст. 49 и 50 Уставов о пенсиях и единовременных пособиях, помещенных в т. III Свода законов Российской Импе-рии2, пенсии всем чиновникам назначались в соответствии с нормами данных уставов (т. е. закона). Исключение было сделано для назначаемых императором членов Государственного совета, министров и иных лиц, занимавших высшие должности - пенсии им назначались по особому «Высочайшему усмотрению» императора. Да и петровская Табель о рангах от 24.01.1722 г. имела в российском законодательстве статус закона. Поэтому представляется, что

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. М.: Р. Валент, 2008. 176 с.

2 Свод законов Российской Империи: [Изд. 1876-1917 гг.]. Санкт-Петербург, 1878. Т. 3: Уставы о службе гражданской. 1896.

границы нормотворчества Президента РФ в сфере пенсионного обеспечения должны быть четко и жестко ограничены законом.

Важной представляется новация о запрете дискриминации в сфере пенсионного обеспечения (ст. 7), что связано, в частности, с сокращением продолжительности периода ухода за детьми, включаемого (точнее, засчитываемого) в пенсионный стаж.

Поскольку авторы Кодекса считают обязательную индивидуально-накопительную составляющую трудовой пенсии (ее накопительную часть) прямо противоречащей сущности и целям обязательного пенсионного страхования1, то взамен ее они предлагают добровольное дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств организаций и граждан, а также добровольные пенсионные накопления граждан (ст. 7).

В ст. 11 авторы дают более лаконичное и лишенное внутренних противоречий, присущих действующему законодательству, понятие пенсии. И здесь же авторы отказываются от впервые введенного Законом РФ от 20.11.1990 понятия социальной пенсии, заменяя его на государственное пенсионное пособие, поскольку любая пенсия, по мнению авторов, - результат трудовой деятельности.

Вторая часть Кодекса посвящена правовому регулированию отношений, связанных с формированием финансовой основы обязательного пенсионного страхования (ст. 12). Единственным страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования авторы видят Пенсионный фонд России (далее - ПФР), исключая, таким образом, из данной системы негосударственные пенсионные фонды (ст. 17). При этом они подчеркивают, что Положение о ПФР должно утверждаться законом. Чрезвычайно важное положение, напрочь отсутствующее в действующем законодательстве, сформулировано в ст. 22 - право участия застрахованных лиц (через представителей) в управлении обязательным пенсионным страхованием.

Кодекс предусматривает возврат к месячному расчетному периоду для взимания страховых взносов, поскольку авторы считают необходимым переход к плоской шкале тарифов страховых взносов (28 %), без установления предельной величины базы для взимания страховых взносов (ст. 28, 29, 31). Помимо этого авторы предлагают возродить личный страховой платеж работника в ПФР (первоначально однопроцентный).

Третий раздел посвящен вопросам собственно пенсионного обеспечения за счет средств обязательного пенсионного страхования. В соответствии со ст. 45 целью правового регулирования является установление доступных, социально оправданных и справедливых условий и норм пенсионного обеспечения за счет

' Мы целиком разделяем эту позицию, хотя в силу поставленной в заголовке статьи задачи не можем более детально рассмотреть эту проблему.

средств обязательного пенсионного страхования1. При этом основным критерием дифференциации условий и норм обеспечения выступает труд и его результаты (продолжительность трудовой деятельности и уровень ее оплаты).

Выплата досрочных трудовых пенсий, по мысли авторов, должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, а не ПФР, как это предусматривает действующее законодательство (ст. 48).

В качестве обязательного условия назначения пенсии по старости Кодекс предусматривает наличие не менее 30 лет трудового стажа (ст. 54). Размер пенсии при этом составляет от 50 до 70 % заработка в зависимости от величины стажа (ст. 55). При стаже от 5 до 29 лет пенсия назначается на год позже общеустановленного возраста с уменьшением ее размера на 1,5 % за каждый полный год, недостающий до полного трудового стажа.

Ст. 56-57 возрождают минимальный размер пенсии по старости, привязывая его к минимальной оплате труда, и максимальный размер пенсии, в четыре раза больший минимального.

Ст. 86-89 посвящены вопросам трудового стажа и фактически восстанавливают правила, действовавшие применительно к стажу до 01.01.2002 г.

Важные нормы, обеспечивающие защиту прав пенсионеров при задержке выплаты пенсии, сформулированы в ст. 121-122, предусматривающих материальную ответственность соответствующих органов (аналогично ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы) и возмещение морального вреда.

Таковы некоторые новации рассматриваемого проекта Пенсионного кодекса. Хотелось бы надеяться, что при создании Пенсионного кодекса будут учтены соответствующие наработки одних из наиболее известных и высококвалифицированных специалистов в области пенсионного законодательства.

К вопросу о порядке подготовки и проведения закупок товаров, работ, услуг в автономном учреждении

В октябре 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «Об автономных учреждениях» за № 174-ФЗ (далее Закон, Закон № 174-ФЗ)2, который активизировал деятельность государственных и муниципальных учреждений, наиболее успешных, экономически раз-

1 В законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ цели правового регулирования не сформулированы.

2 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях (с изм. от 24 июля, 18 окт. 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

Пенсионная реформа осуществлена в России в беспрецедентно короткий срок. Впервые идея о замене сложившейся российской пенсионной системы, основанной, как и в других развитых странах, на социальном страховании на­емных работников, на принципиально иную—индивидуально-принудитель­ную накопительную пенсионную систему возникла в 2001 г., а с 1 января 2002 г. в России новая пенсионная система уже начала функционировать.

Пенсионная реформа осуществлена без ее тщательной подготовки, прове­дения научных исследований, элементарного анализа последствий принятых управленческих решений, в условиях отрицательной ее оценки большинством специалистов, научной общественностью, многими депутатами и общественны­ми организациями. Истинные цели реформы от общества скрыты.

Негативная оценка пенсионной реформы давалась и авторами настоящего комментария. Главные их выводы заключались в том, что реформа проводится не в интересах населения, а в интересах властных структур, государственной казны с целью изъятия значительной части пенсионных платежей и использова­ния их на другие, не пенсионные цели; реформа не приведет к улучшению крайне низкого, практически нищенского уровня пенсионного обеспечения настоящих и будущих пенсионеров, она по существу не гарантирует людям дос­тойный уровень жизни в пенсионный период.

Весьма неприглядная оценка пенсионной реформы, методов ее проведения, недопустимых в демократическом, правовом и социальном государстве, како­вым провозглашена Россия, давалась рядом других специалистов.

Доктор экономических наук, профессор Л. Ржаницина, говоря о пенсион­ной реформе в статье «Революция сверху», отмечала: «. так стремительно, без тщательной проработки, экспериментальной или модельной проверки, в основ­ном келейно (без всенародного или хотя бы широкого научного обсуждения) происходит историческое, судьбоносное для миллионов событие. Народ попро­сту не допущен к тому, что меняет его жизнь: даже Национальный совет по пенсионной реформе при Президенте - сплошь начальники высокого ранга (все они получат пенсию в несколько раз выше, чем «обычная» пенсия. - Авт. коммент.). А идея масштабного обсуждения не была воспринята, она означала бы необходимость выслушать и учесть мнение того самого гражданского обще­ства, которое приятнее видеть на кремлевском форуме, а не в виде миллионов писем, публикаций, речей и собраний. » И далее: «Не удалось, к сожалению, даже обсудить исходную позицию: нужна ли в принципе реформа, и если нуж­на, то, в каком содержании» (Социальная защита. 2002. № 1; Пенсионное обес­печение. С. 10). Заслуженный юрист, кандидат юридических наук А. Азарова в статье «Пенсионная реформа: хуже не будет?», в которой содержится обосно­ванная критика положений пенсионной реформы, отмечала следующее: «В уго­ду абстрактным (и спорным) теоретическим конструкциям (о понятии пенсии, о страховых и нестраховых подходах к ней и т. д.), нашедшим отражение в новых законах, разработчиками законопроектов, а соответственно Государственной Думой, безжалостно отменены многие положения Закона 1990г., учитывающие конкретные условия исторического развития страны (участие нынешних пенсионеров в Великой Отечественной войне, пребывание на оккупированной территории, в блокадном Ленинграде и в фашистской неволе, политические репрессии и последующая реабилитация их жертв и др.). ». И далее, по­жалуй, наиболее важное: «Разрушение действующей пенсионной системы и по­строение на ее обломках мало предсказуемой новой, научно, экономически и юридически необоснованной, при отсутствии конкретных должностных лиц и государственных структур, несущих за реформу ответственность, не может привести в обозримой перспективе к стабильному пенсионному обеспечению и достойной жизни пенсионеров, как требует Конституция Российской Федера­ции» (Хозяйство и право. 2001. № 10. С. 4, 13).

Немногочисленные голоса тех, кто решился в то время честно и открыло критиковать реформу пенсионного обеспечения, потонули в дружном хоре чи­новников, стремительно форсирующих проведение реформы, они не были ус­лышаны руководителем страны, инициирующим данную реформу и, видимо, введенным в заблуждение (так хочется верить в это) идеологами индивидуально-накопительной пенсионной системы в России.

Учитывая сложившуюся ситуацию, считаем своим профессиональным и гражданским долгом раскрыть реальное содержание новых пенсионных зако­нов, показав их недостатки и негативные последствия, к которым уже приводит их реализация.

1. Пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подав­ляющего большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепля­ет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пен­сионную систему для тех, на кого опирается власть.

2. В результате осуществления пенсионной реформы значительно сокра­щаются финансовые ресурсы, которые должны и могут направляться на выпла­ту пенсий. При сохранении высоких налоговых платежей (взносов) застрахо­ванных (т. е. работающих граждан), предназначенных на нужды пенсионного обеспечения, до 30% таких платежей фактически будут использоваться феде­ральной властью на другие, не пенсионные цели. Это негативно отразится на уровне пенсионного обеспечения, который и так недопустимо низок и не обес­печивает достойную жизнь старшего поколения и нетрудоспособных граждан.

3. Осуществлено преднамеренное, беспрецедентное в истории страны ли­шение граждан тех пенсионных прав, которые они приобрели до 1 января 2002 г., влекущее зачастую потерю права на пенсию или снижение того уровня пенсии, на который они рассчитывали в соответствии с действовавшим ранее законом, подчиняя ему свое поведение.

4. Реформа полностью разрушила страховую пенсионную систему, осно­ванную на солидарности трудящихся, и заменила ее принудительной индивиду­альной накопительной системой, без достаточных гарантий возврата этих накоплений в пенсионный период жизни человека. Судьба принудительных пенси­онных накоплений окажется такой же, как и других сбережений граждан, дове­ренных различным кредитным организациям, в том числе государственным (люди потеряли не только сбережения советского периода, но и сбережения по­следних лет — в Сбербанке России, финансовых пирамидах, выстроенных са­мой властью или с ее разрешения, в дефолте 1998 г. и в результате высокой ин­фляции).

5. Обосновывая необходимость проведения пенсионной реформы, введе­ния принудительной индивидуально-накопительной пенсионной системы (а не добровольной, как в других странах), идеологи реформы во многих случаях за­ведомо неверно информировали руководство страны и население о реальной ситуации в России, в том числе демографической. Эта ситуация не сложнее, чем в Европе в целом, и значительно лучше, чем в большинстве европейских стран, которые не ликвидировали и не собираются ликвидировать страховые пенсионные системы, а дополняют и модернизируют их.

6. Качество принятых пенсионных законов крайне низкое, они юридически безграмотны, разобраться в их содержании простым гражданам весьма сложно, а подчас это невозможно сделать даже специалистам; некоторые нормы этих законов противоречат гражданскому, трудовому и иному законодательству. Пенсионная реформа с правовой точки зрения оказалась явно неподготовлен­ной, что неминуемо приведет к правовому нигилизму, аппаратному диктату чи­новников.

Насколько эти выводы верны и обоснованны, судить читателям, но очевид­но одно - наши соотечественники ожидали другого закона, их ожидания явно не оправдались.

И последнее. До тех пор пока в нашей стране не появится массовое движе­ние миллионов настоящих и будущих пенсионеров, независимые от власти по­литические силы, выражающие их интересы и способные защищать эти интере­сы всеми дозволенными в демократическом обществе средствами, рассчиты­вать на изменение пенсионной политики, как и социальной политики в целом, не приходится.

В «Парламентской газете» от 20 июня 2001 г., где были опубликованы про­екты федеральных законов, в том числе проект закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», помещена фотография старой женщины, которая держит в руке медали. Рядом с ней кошка. Под фотографией слова этой жен­щины - «А медали, Мурка, на хлеб не намажешь». Это наш эпиграф к данной работе. Он отражает истинное содержание пенсионной реформы. Газета выпу­щена под рубрикой «Президент намерен навести порядок в пенсионных делах». А вот слова Президента нашей страны В. В. Путина о пенсионной реформе из его интервью, опубликованного в «Российской газете» от 25 июня 2002 г.: «Нововведения не приведут к ухудшению материального положения пенсионеров». Да ухудшения, наверное, не будет, но и улучшения также. А ведь оно крайне необходимо, ибо прожить достойно, не в нищете, на пенсию, которую получа­ли наши соотечественники к 1 января 2002 г. и продолжают получать до сих пор, невозможно.

Клмментарий п. 3 ст. 1:

§ 5. В п. 3 ст. 1 предусматривается особый, неизвестный ранее как в советском, так и в российском законодательстве, порядок издания разъяснений, касающихся применения Закона о трудовых пенсиях. Он введен «в целях единообразного применения» этого Закона и заключается в том, что порядок издания разъяснения определяется Правительством РФ. Таким образом. Правительство вправе поручить издавать разъяснения любому органу.

Эта юридическая новелла появилась в Законе, на наш взгляд, не случайно. Закон готовился наспех и явно не юристами достаточно высокой квалификации. Многие нормы Закона изложены чрезвычайно сложно и путано, в Законе содержится немало пробелов и противоречий. Содержание Закона, как уже выше отмечалось, труднодоступно не только для граждан, но и для работников, которые трудятся в соответствующих органах, назначающих и выплачивающих пенсии.

Появление указанной нормы - попытка исправить юридические дефекты Закона ведомственным, келейным путем. Устранение недостатков Закона таким методом девальвирует его роль и значение как основного правового нормативного акта, определяющего содержание и объем пенсионных прав граждан. К тому же вполне очевидно, что содержание разъяснений будет определяться чиновниками с позиции прежде всего финансовой и ведомственной целесооб­разности, а не закона.

Правительство реализовало предоставленные ему широкие полномочия. С целью единообразного применения Закона о трудовых пенсиях оно предоста­вило право издавать разъяснения этого Закона Министерству труда и социаль­ного развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими органами исполнитель­ной власти (постановление от 21 января 2002г. №30 //СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 328). Следует отметить, что Пенсионный фонд не являлся и в настоящее время не является органом исполнительной власти.

Толковать и разъяснять закон могут только суды. Правительство может оп­ределять порядок применения норм законов, о чем в ряде законов прямо гово­рится: правила применения той или иной статьи закона устанавливается Прави­тельством. Но эти правила не должны создавать новые права и обязанности или устранять те, которые предусмотрены законом. Что касается подзаконных ак­тов министерств, то, если возникают сомнения в том, что они не соответствуют закону, их можно оспорить в Верховном Суде. Такова точка зрения М. Баглая - главы Конституционного Суда Российской Федерации (РГ. 2001. 5 дек.), ее разделяют все ведущие правоведы страны.

Остается лишь добавить, что наделение Правительства правом толковать закон, а тем более перепоручать делать это другому органу исполнительной власти либо Пенсионному фонду практически затрудняет возможность судеб­ным органам эффективно осуществлять защиту пенсионных прав граждан, ру­ководствуясь только законом, его буквальным смыслом.

И далее все в том же духе.

Те же М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова ранее составили толковейший комментарий к прежнему Закону РФ «О госпенсиях в РФ» - тираж немалый – 10000

(да и то сказать – народу нужны Маринина и Акунин, а энти КОММЕНТАРИИ нам не треба, если надо, то мы и по-простому, в лапотках пойдем хошь в КС РФ, хошь в Европейский Суд, вот дай только онучи перемотать).

мой совет – будь разборчив в чтении

Читайте также: