Заседание верховной рады по пенсионной реформе в украине


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

3 октября, Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект № 6614, которым внедряется пенсионная реформа. «За» проголосовали 288 депутатов при минимально необходимых для принятия решения 226 голосах.

Голосование происходило в присутствии главы Пенсионного фонда (ПФ) Алексея Зарудного, главы Кабмина Владимира Гройсмана и членов правительства.

По словам главы Комитета по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения ВР Людмилы Денисовой, если президент подпишет этот законопроект, то пенсионная реформа в Украине может, наконец, стартовать.

К депутатам с призывом принять реформу также обратился Гройсман. «Будет ликвидирована уровняловка, будет ликвидировано налогообложение пенсий. … Поэтому я призываю каждого депутата нажать зеленую кнопку и принять это историческое решение», – сказал премьер-министр.

«Документ с изменениями рекомендован к принятию во втором чтении и в целом», — отметила Денисова. Список одобренных технико-юридических правок Денисова перед голосованием зачитала под стенограмму.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЗАКОНЕ. Ко второму чтению депутаты подготовили и рассмотрели более двух тысяч правок в документ. Главная одобренная комитетом правка – введение с 1 января 2019 года второго уровня пенсионной системы. Речь идет о создании личных накопительных счетов для работников младше 35 лет.

Также в ВР одобрили предложение разрешить выход на пенсию в любом возрасте тем, кто отработал 40 лет, – речь идет о календарном, а не льготном стаже. Эту норму предлагают внедрить в 2028 году.

Кроме того, депутаты предложили засчитывать в трудовой стаж работу частным предпринимателем в 1998 – 2000 годах, когда еще не было Единого реестра плательщиков страховых взносов в ПФ (он появился с июля 2000 года). Чтобы подтвердить стаж, достаточно будет свидетельства частного предпринимателя. Также трудовой стаж оставят для студентов вузов, которые учатся на дневной форме на бюджетной основе.

Комитет не поддержал предложение не учитывать в страховом стаже время пребывания в декрете (3 года за каждого ребенка), срочную службу в армии и отобрать доплаты к пенсии у чернобыльцев, проживающих на территории усиленного радиологического контроля. Также учтена поправка, касающаяся запрета инвалидам-пенсионерам по возрасту на получение доплаты из социальных фондов за инвалидность.

Предложенные изменения вызвали беспокойство Всемирного банка и МВФ, однако позже ВБ заявил, что проект реформы еще обсуждается с украинскими властями и спорный вопрос остался лишь один. Что именно обсуждалось, в ВБ не уточняли.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ В КОРНЕ. В целом пенсионная реформа не предусматривает прямого повышения пенсионного возраста, но вводит требования к страховому стажу. Так, для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет стажа. При стаже 15 – 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, менее 15 лет – в 65 лет. Люди, у которых нет страхового стажа, могут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет. Объем помощи будет определяться исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

При этом коэффициент, используемый при расчете пенсий, уменьшается с 1,35 до 1,0. Однако на 2018 год Рада решила повысить показатель средней заработной платы, использующийся для расчета размера пенсий, так, чтобы пенсии в 2018 году, рассчитанные с новым коэффициентом, не оказались ниже, чем были в 2017 году.

Также реформа отменяет назначение пенсий госслужащим за выслугу лет и вводит единую формулу расчета размера пенсий, которая привязывает его к объему взносов в Пенсионный фонд в течение жизни.


С помощью пенсионной реформы правительство, в частности, планирует осовременить пенсии почти для 6 млн украинцев на сумму от 200 до тысяч гривен. Также, как рассказывал министр социальной политики Украины Андрей Рева, в случае принятия пенсионной реформы с 1 октября 2017 года минимальная пенсия в Украине увеличится до 1 452 грн.

Замглавы департамента коммуникаций МВФ Уильям Мюррей также подчеркивал, что принятие пенсионной реформы – критически важное условие для пятого транша в размере 1,9 млрд долларов. Очередной кредит от МВФ был запланирован еще на середину августа, однако из-за нерасторопности парламента сроки пришлось перенести.

Верховная Рада приступила к рассмотрению во втором чтении проекта закона "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы (№7455).

Всего в документ было внесено 1096 поправок. Но после обработки профильным комитетом часть однотипных поправо были объединены. В конечном итоге планируется рассмотреть 860 поправок к закону, которые содержатся на 360 страницах, сообщил корреспонденту MIGnews.com.ua народный депутат, член депутатской группы "Реформы ради будущего" Тарас Чорновил.

Представил проект закона глава Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров и ветеранов Валерий Сушкевич.

MIGnews.com.ua ведет online репортаж из сессионного зала, где решается судьба одной из самых спорных и сложных реформ власти:

17:17 Перед рассмотрением проекта оппозиция попросила инициаторов митинга возле Верховной Рады в поддержку Пенсионной реформы "отпустить детей", которые там находятся. "Я целый день наблюдаю за детьми 12-14 лет, которые сидят на асфальте, замерзшие, мокрые после дождя, с 8 утра. Им, очевидно, платят деньги за то, чтобы они поддерживали пенсионную реформу при том, что они сами не знают, что это такое", - сказал народный депутат, член фракции "НУ-НС" Вячеслав Кириленко. "Освободите этих детей", - добавил он.

Его коллега - депута-бютовец Андрей Павловский - призвал: "Отдайте им эти несчастные 100 гривен, пусть они разойдутся".

Вместе с тем спикер Владимир Литвин сказал: "Я думаю, что если спросить, хотят ли они вообще работать, то 110% сказали бы, что нет".

17:31 Народный депутат, член фракции "НУ-НС" Юрий Кармазин обратил внимание председательствующего на вечернем заседании спикера парламента Владимира Литвина на то, что в зале присутствуют всего 98 народных депутатов. Кстати, в сессионном зале вначале вечернего заседания зарегистрировались 359 парламентариев.

17:52 Профильный комитет парламента не поддержал принятие пенсионной реформы, сообщил глава комитета по делам пенсионеров и ветеранов Валерий Сушкевич. "Несмотря на учет предложений и определенных компромиссов, которые пока не подтверждены залом, комитет не поддержал законопроект", - сказал он. Вместе с тем Сушкевич перечислил ряд норм, по которым комитету, правительству и депутатам удалось достичь компромиссов.

18:00 Рада оставила в законопроекте пенсионной реформы норму, согласно которой максимальная пенсия ограничивается 10 минимумами доходов, отклонив все поправки, которые ее касались. "Остается редакция первого чтения - 10 минимумов, без всяких градаций в зависимости от стажа государственной службы", - объявил председательствующий на заседании спикер Владимир Литвин.

Эта редакция определяет, что максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

18:49 На сегодняшний день самая высокая пенсия в Украине составляет 41 тыс. грн., заявил глава Пенсионного фонда Борис Зайчук, отвечая во время обсуждения в сессионном зале пенсионной реформы на реплику народного депутата (внефракционный) Олега Ляшко о том, что самая высокая пенсия в стране у Стельмаха, и составляет она свыше 400 тыс. грн.

В частности, Ляшко попросил главу Пенсионного фонда назвать фамилию того, кто получает эту пенсию. На что Зайчук ответил: максимальную пенсию получает летчик, а составляет она не 400 тыс. грн. в месяц, а 41 тыс. грн. "Пусть Бог меня простит, у Стельмаха пенсия 10 тыс. грн. – не нужно врать. Вот и все. Самая большая пенсия в Украине, я подчеркиваю, у летчика – Героя Украины, чернобыльца. И составляет она 41 тыс. грн. – это самая большая пенсия в Украине", - заявил Зайчук. "Что касается Азарова, - сказал глава Пенсионного фонда, обращаясь к Олегу Ляшко, - он получает пенсию на уровне народного депутата".

18:56 Депутат Кармазин пересчитал народных депутатов, находящихся в сессионном зале и принимающих участие в обсуждении пенсионной реформы. Зачитывая очередную поправку к законопроекту, депутат обратил внимание своих коллег и представителей СМИ на следующий момент: если суммировать количество народных депутатов, то их число не наберет 226 голосов. "Я только что пошел и пересчитал, сколько народных депутатов зарегистрировалось в сессионном зале. Могу сказать, что вместе с 60 депутатами от оппозиции остаются еще 140 из большинства – они зарегистрировались письменно", - констатировал Кармазин.

19:36 Верховная Рада не поддержала положения о расчете пенсий народных депутатов по закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Соответствующее положение поддержали всего 75 народных депутатов. Такую норму предлагал принять народный депутат (фракция "НУ-НС") Арсений Яценюк, который напомнил, что сейчас депутатские пенсии рассчитываются по закону "О статусе народного депутата".

Не поддержал парламент и поправку народного депутата (фракция "БЮТ-Батькивщина") Андрея Павловского, оставив повышение пенсионного возраста для чиновников мужчин - на уровне 62 лет, а для женщин - 60 лет.

Не поддержала Рада и поправку народного депутата (фракция НУ-НС) Вячеслава Кириленко, которая предлагала закрепить предельный возраст пребывания на государственной службе для мужчин на уровне 60 лет и женщин на уровне 55 лет.

В то же время парламент принял поправку народного депутата (фракция "Народная партия") Владимира Герасимчука относительно установления пенсионного возраста для государственных служащих-мужчин.

20:49 Пенсионная реформа, законопроект которой рассматривает Рада, - это садизм, заявила народный депутат, член фракции "БЮТ-Батькивщина" Наталья Королевская, отозвала все свои поправки и покинула сессионный зал.

21:18 Рада отклонила поправку к проекту закона о пенсионной реформе, которая определяла, что соответствующий закон вступит в силу 1 января 2012 года. Это означает, что, согласно положению предыдущей редакции закона, пенсионная реформа должна вступить в силу 1 сентября 2011 года, кроме определенных подпунктов, которые вступят в силу 1 января 2012 года. Тем временем оппозиция заявила, что подготовит представление в Конституционный Суд по поводу принятия Пенсионной реформы.

21:25 Народный депутат, член фракции НУ-НС Юрий Кармазин снял свои поправки с рассмотрения, подчеркнув, что при таком голосовании происходит легитимизация незаконных действий сторонников большинства, в которых он участвовать не хочет.

21:32 Рада согласилась повысить пенсионный возраст, отказавшись поддержать поправку о снижении уровня пенсионного возраста, который устанавливается проектом пенсионной реформы. Кроме того, при рассмотрении законопроекта о пенсионной реформе депутаты не поддержали ни одной вынесенной на голосование поправки, касающейся пенсий научным работникам. Парламентарии не поддержали поправки по увеличению до 14 прожиточных минимумов пенсий лицам, на которых распространяется действие закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".

21:43 Рада сможет через 2-3 часа принять проект пенсионной реформы. Такой прогноз сделал вице-премьер-министр - министр социальной политики Сергей Тигипко. "Потихоньку законопроект продвигается. Думаю, если так пойдет дальше, еще часа 2-3, и он будет принят", - не исключает он.

22:04 Как только Верховная Рада примет пенсионную реформу, на следующий же день Конституционный Суд вернет VIP-пенсии, прогнозирует депутат Арсений Яценюк. Не согласен с ним спикер Литвин, который заявляет, что "пенсия депутатов уменьшится вдвое - давайте говорить об этом правду".

22:34 Во время рассмотрения пенсионной реформы депутат Ляшко обратил внимание присутствующих коллег на то, что за поправки голосуют не депутаты, а их карточки – физически парламентарии находятся в другом месте, например, на концерте певца Стинга, который в эти минуты идет в киевском Дворце спорта. Об этом Ляшко рассказали друзья из одной из социальных сетей. На это заявление отреагировал спикер Владимир Литвин: "Я прошу Секретариат Верховной Рады вернуть депутатов в сессионный зал – и слева, и справа, в том числе и с концерта Стинга".

22:51 Рада поддержала поправку №443 народных депутатов, членов фракции Партии регионов Юлии Ковалевской и Александра Кузьмука в отношении пенсий за выслугу лет военнослужащим. "За" проголосовало рекордное на данный момент число депутатов - 311. Речь идет всего о 543 летчиках и подводниках, "которым мы предлагаем оставить 20 лет", - объяснил Кузьмук. Кстати, это единственная поправка к проекту пенсионной реформы, поддержанная депутатами за последние три часа.

23:01 Депутат Ляшко, который больше всех и активнее всех критикует пенсионную реформу, приехал в Верховную Раду на "Ленд Ровере" стоимостью в 1,5 млн грн., рассказал депутат-регионал Ярослав Сухой. "Под Верховной Радой стоит машина "Ленд Ровер" с номерами 3303-ВР и стоимостью полтора миллиона гривен. Не подскажете, чья это машина, не Ляшко ли", - с сарказмом заметил он.

23:58 По состоянию на 23:58 четверга Рада рассмотрела 624 поправки из 1096 внесенных. Абсолютное большинство парламентариев, которые вносили свои поправки в законопроект, не настаивает на своих замечаниях. Большинство оппозиционных депутатов используют время для обсуждения для публичного выступления.

Парламент оставил положения закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", согласно которому лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет.

В законопроекте предлагаются следующие нововведения:

предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 62 года для мужчин и 60 лет для женщин;

повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет откладывается на 5 лет, а чтобы заинтересовать женщин позже выходить на пенсию - им будут начисляться надбавки;

увеличение календарной выслуги военнослужащим до 25 лет, которая будет проводиться не так, как предполагалось по одному году в год, а за 10 лет - по 6 месяцев в году;

лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет;

максимальный размер пенсии не может превышать 10 прожиточных минимумов;

минимальный размер пенсии по возрасту - при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа.



Суть закона

Закон не предполагает повышение пенсионного возраста, однако предусматривает увеличение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 1 января 2018 года с 15 до 25 лет и последующее его повышение на один год ежегодно. В законе также отмечается, что страховой стаж можно компенсировать, делая взносы в Пенсионный фонд.

Закон также предусматривает повышении пенсий с октября девяти миллионам жителей страны. Кроме того, согласно документу, будет отменено налогообложение пенсий для работающих граждан. Закон также предполагает ликвидацию спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Исключением из этого списка будут только военные.

Ситуация с пенсионерами


Минимальная пенсия на Украине сегодня составляет 1312 гривен (около 49 долларов). Однако реформа приведет к повышению этой суммы на 140 гривен или чуть более пяти долларов.

На Украине на данный момент действует солидарная система начисления пенсий. Первый этап пенсионной реформы, главным элементом которой стало постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет, начался еще в 2011 году.

Мнения разделились

Несколько оппозиционных фракций в парламенте страны не стали голосовать за правительственный проект. Оппозиционеры считают, что пенсионная реформа направлена на фактическое увеличение пенсионного возраста и уменьшение коэффициента начисления пенсий.


Критика МВФ

Как ранее заявлял представитель МВФ Уильям Мюррей, одним из ключевых условий для выделения Киеву очередного транша будет проведение пенсионной реформы.

Однако Фонд ранее обратился к украинскому правительству с просьбой доработать законопроект о пенсионной реформе. Как заявила директор Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен, пенсионные расходы на Украине составляют около одиннадцати процентов, что очень много по международным стандартам. Она призвала украинские власти разработать документ, который бы реформировал пенсионную систему таким образом, чтобы достичь уверенности, что не только действующие пенсионеры получат достойные пенсии, но и будущие пенсионеры".

В МВФ ранее отмечали, что еще одним условием для получения Киевом транша является проведение земельной реформы. Осенью 2016 года украинский парламент продлил мораторий на продажу сельхозземель до первого января. Данный мораторий существует на Украине уже на протяжении 14 лет. Украинцы выразили свои опасения, что крупные бизнесмены смогут купить их земли за бесценок при отмене этого моратория.

Транш для Украины


Фонд разработал четырехлетнюю программу выделения помощи Киеву в размере 17,5 миллиарда долларов. Первый транш был перечислен Украине в марте 2015 года. Тогда сумма составила пять миллиардов долларов. В августе того же года Киев получил еще один транш в размере 1,7 миллиарда долларов.

В сентябре 2016 года Украине перевели третий транш на сумму 1 миллиард долларов. В 2017 году Киев также уже получил транш в размере 1 миллиарда. Киев рассчитывает получить пятый транш в 1,9 миллиарда долларов, однако сроки его получения пока не известны так как зависят от принятия киевом ряда решений в рамках выполнения программы.

Закон о пенсионной реформе, согласно которому на Украине повышается необходимый для выхода на пенсию страховой стаж, опубликован в официальном издании Верховной рады «Голос Украины». Действовать закон начнёт 11 октября. Положения реформы вызвали волну критики в стране. Оспаривать новые нормы намерены несколько политических партий.

Политсовет партии «Оппозиционный блок» обязал свою фракцию обратиться в Конституционный суд с требованием признать отдельные положения реформы противоречащими основному закону страны. После вступления нововведений в силу миллионы украинцев не смогут получать пенсии, говорят парламентарии.

О намерении добиться того, чтобы реформа была названа незаконной, заявили и в партии «Батькивщина».

Внефракционный народный депутат Юрий Левченко зарегистрировал в парламенте законопроект №6614, в котором предлагал отменить результаты голосования за пенсионную реформу. Но Верховная рада инициативу своего коллеги не поддержала.

С голоса украинские депутаты успели внести в пенсионную реформу около 2 тыс. правок, что является нарушением регламента работы парламента. Например, депутаты отказались от идеи правительства не включать учёбу в университете или декретный отпуск в страховой стаж. На его основании и будет определяться момент выхода украинцев на пенсию.

Но нарушение регламента при голосовании не смутило руководство Украины. Документ сначала завизировал спикер Верховной рады Андрей Парубий, а затем и президент Пётр Порошенко.

Вопрос денег

О необходимости менять работу Пенсионного фонда Украины, дефицит которого составляет примерно 142 млрд грн. ($5,3 млрд) при общем объёме около 284 млрд грн. ($10,5 млрд), представители МВФ говорят уже второй год. Но сейчас проведение реформы стало обязательным пунктом для получения пятого транша МВФ на сумму $1,9 млрд.

То, с каким рвением украинские власти продвигают в стране реформы, поразило европейцев. «Премьер-министр обозначил свою программу на 2017—2018 годы, и она является очень амбициозной. Если взглянуть на другие страны, этого было бы достаточно, чтобы свергнуть правительство, — хотя бы одной из этих реформ, которые Украине необходимо внедрить параллельно с другими. Медицинская, пенсионная, земельная реформы — каждая из них вызвала бы большую волну дискуссий в других странах, вплоть до свержения правительства и беспокойства в стране. И мужество, с которым украинское правительство пытается продвинуть эти реформы вперёд, впечатляет», — заявил глава группы поддержки Украины в Европейской комиссии и руководитель Генерального директората по вопросам соседства и расширения Еврокомиссии Питер Вагнер.

Таким образом, Питер Вагнер полагает, что в странах ЕС политики, которые рискнули бы провести подобные реформы, были бы вынуждены уйти в отставку.

Подводные камни

Отдельные депутаты Рады не устают хвастаться, что существенно повысили пенсии. «Пенсия моей тёти Гали, которая всю жизнь проработала бухгалтером в селе на Луганщине, увеличена на 1854 грн. ($68)! Пенсия её мужа, моего дяди Васи, который тоже всю жизнь проработал колхозным шофёром, повышена на 1 тыс. грн. ($37). Горжусь своей командой, которая сделала большое дело для 10,5 млн наших пенсионеров! Так и должны действовать настоящие государственные деятели — заботиться о благосостоянии украинцев, а не паразитировать на их бедах, чтобы дорваться до власти», — написал на своей странице в социальной сети Facebook лидер Радикальной партии Олег Ляшко.

Эксперты же говорят, что в пенсионной реформе много подводных камней. Например, по подсчётам оппозиционеров, средняя пенсия на Украине вырастет всего на 500 грн. ($18,5). На эти деньги можно купить 5 кг куриного филе, 10 пачек чая, 27 пачек крупы или 50 раз проехать в пригородной маршрутке.

Но главная новация — постепенное повышение минимального страхового стажа, необходимого для получения пенсии, с 25 до 35 лет. До утверждения реформы он составлял 15 лет.

«Представьте себе, что в январе 2018 года в Пенсионный фонд приходит человек, достигший пенсионного возраста, у которого за плечами 24 года стажа. А ему говорят, что с 1 января минимальный страховой стаж уже составляет 25 лет, то есть человеку нужно ещё один год поработать. Этот же человек приходит в Пенсионный фонд через год, а ему вновь отвечают, что с 1 января 2019 года минимальный стаж уже равен 26 годам. Такого больше нет нигде в мире», — заявил народный депутат от Оппозиционного блока Михаил Папиев.

В 2011 году на Украине уже повысили пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин оставили на прежнем уровне — 60 лет. Возраст, по достижении которого украинцы выходят на пенсию, увеличивается планомерно. Например, в этом году на заслуженный отдых могут отправиться женщины в возрасте 58 лет. Новая реформа никаких изменений, которые касаются срока выхода на пенсию, не предусматривает.

Однако, по подсчётам критикующих реформу аналитиков, получить минимально необходимый стаж в 35 лет среднестатистическому украинцу удастся не ранее, чем в 63 года. То есть де-факто можно говорить о повышении пенсионного возраста, хотя де-юре это не так.

Те, кто выйдет на заслуженный отдых со следующего года, получат меньшую пенсию, чем если бы они сделали это сейчас, говорится в заявлении партии «Батькивщина». Это произойдёт потому, что один из коэффициентов при расчёте размера пенсии — стоимость рабочего года — снизится с 1,35% до 1% от размера зарплаты.

«Человек, который работает 40 лет и имеет заработную плату 5000 грн. ($185) в месяц, сейчас бы получал 2700 грн. ($100) в месяц пенсии. А после принятия псевдореформы такой же человек с таким же стажем и зарплатой будет иметь пенсию 2000 грн. ($74) месяц», — говорится в сообщении партии «Батькивщина».

«Украина брала на себя обязательства понизить дефицит Пенсионного фонда любыми способами. Сейчас депутаты принимают не то, о чём договорились с МВФ. Они рассматривают увеличение пенсии вместо ограничения размера пенсии, например. Это шикарное поле для любого рода популистов. Когда система развалится, мы чётко должны понимать, кто в этом виновен: глобально — популизм, а в частности — депутатский корпус, который дал системе умереть», — подчеркнул исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в комментарии изданию «Гордон».

«Выгоднее выращивать чеснок»

Парламентарии позволили украинцам «докупать» недостающий стаж, один год которого обойдётся в 17 тыс. грн. ($630).

«Здравый смысл подсказывает другой путь. Если положить в государственный «Приватбанк» 170 тыс. ($6,3 тыс.) на 10 лет под 14% годовых, как сейчас, то за 10 лет получится заработок в 238 тыс. грн. ($8,8 тыс.), что в сумме даст 408 тыс. грн. ($15,1 тыс.). С учётом выхода на пенсию мужчины в 60 лет среднестатистический мужчина проживает ещё аж 4 года. Он будет иметь 8,5 тыс. грн. ($315) в месяц на протяжении 4 лет, которые он ещё проживёт. Или 4,3 тыс. грн. ($159), если проживёт 8 лет», — считает основатель Украинского института будущего Юрий Романенко.

По его словам, «посадка орехов, выращивание чеснока или покупка однокомнатной квартиры в Киеве за $15 тыс. для сдачи в аренду» окажется выгоднее, чем «чистосердечная сдача своих денег государству, которое имеет фантастический талант просаживать их максимально быстро и эффективно, гарантируя на старости нищенскую пенсию в $50 в месяц».

Олег Устенко говорит, что правительство не внедряет накопительную пенсию для будущих пенсионеров. «Потому что деньги будут аккумулироваться на счетах работающих людей и не пойдут в Пенсионный фонд. И что будет с теми, кто в солидарной пенсионной системе? Выходит, мы с вами должны платить и в Пенсионный фонд, и откладывать себе на свою пенсию. Наши заработные платы не позволяют таких расходов. Разве мы уверены, что Пенсионный фонд сможет эффективно распоряжаться пенсионными накоплениями? У меня есть сомнения, что Украина, находящаяся на 131-м месте из 170 стран по уровню коррупции, сделает государственный накопительный пенсионный фонд эффективным», — заявил он изданию «Гордон».

Молодые украинцы уже занялись поиском альтернативы. Сейчас в стране растёт спрос на покупку зарубежной недвижимости, работники вкладывают деньги в иностранные пенсионные фонды. На Украине они предпочитают платить налоги по минимуму.

Народные депутаты более 8 часов обсуждали пенсионную реформу и уже за полночь проголосовали за повышение пенсионного возраста. Полностью отказались поддержать правительственный законопроект фракции "БЮТ-Б" и коммунисты

Депутаты Верховной Рады приняли закон о проведении пенсионной реформы, предусматривающий, в частности, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, а также для мужчин-госслужащих.

За принятие законопроекта проголосовали 248 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Обсуждение этого вопроса продолжалось более 8 часов. Заседание Верховной Рады закрылось уже глубоко за полночь.

Принятие пенсионной реформы было необходимо для продолжения сотрудничества Украины с Международным валютным фондом.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2012 года.

Постепенные изменения

Законом предусматривается ограничить максимальный размер пенсии на уровне 10 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 апреля 2011 года - 7,64 тыс. грн.); уменьшить размер пенсии с 90 до 80% зарплаты госслужащим; выплату досрочной (за полтора года) пенсии госслужащим, депутатам, прокурорам, судьям проводить только для неработающих пенсионеров; ограничить заработок для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый соцвзнос, как для других категорий пенсионеров.

Кроме того, законом предусматривается повысить пенсионный возраст для мужчин-госслужащих до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно в течение 4 лет этот возраст будет предельным, институт продления пребывания на госслужбе будет отменен. Также предусмотрено назначение досрочных пенсий народным депутатам в случае окончания их депутатских полномочий не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора.

С целью улучшения условий пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы при выходе на пенсию предлагается ввести одноразовую помощь в размере 10 назначенных им пенсий.
Предполагается также постепенно, на протяжении 10 лет, увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии военнослужащим и некоторым другим лицам с 20 до 25 лет, внедрив при этом ее календарное исчисление.

Для заинтересованности лиц в длительной трудовой жизни предполагается упростить механизм увеличения размера пенсии по выбору лица при отсрочке срока выхода на пенсию, в пределах первых 5 лет повышать пенсии на 0,5% за каждый месяц более позднего выхода на пенсию, в случае работы свыше 5 лет - увеличивать на 0,75% при выходе на пенсию. При этом, достигнув пенсионного возраста, от лица не потребуется обращение в пенсионные органы об отсрочке назначения пенсии.

Предполагается также повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет, а для вновь назначенных пенсий - повысить нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин с 25 до 35 лет.

Кроме того, предусмотрено, что пенсионный возраст для женщин, получающих пенсию в соответствии с общим законом, будет повышен с 55 до 60 лет, начиная с 1 сентября 2011 года, с постепенным увеличением его на 6 месяцев ежегодно на протяжении 10 лет. Возраст для женщин для получения государственной соцпомощи будет повышен с 58 до 63 лет.

Законопроектом предусмотрены компенсаторы в связи с повышением пенсионного возраста для женщин: за каждые полгода более позднего выхода на пенсию женщина получит увеличенную на 2,5% пенсию (за 5 лет отсрочки пенсия увеличится на 25%); в течение 3 лет предлагается предоставить возможность добровольного выхода на пенсию неработающим женщинам по достижении 55 лет.

Для уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных в разные годы, предлагается пересмотреть порядок назначения, перерасчета пенсий: для назначения пенсии брать размер средней зарплаты за 3 календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, а перерасчет пенсии проводить со средней зарплаты, по которой назначена (перечислена) пенсия; производить перерасчет пенсий работающим пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, но после достижения пенсионного возраста; проводить назначения пенсий по зарплате только по данным персонифицированного учета, а по желанию лица с учетом заработной платы за 60 месяцев до внедрения персонифицированного учета - до 1 июля 2000 года; усовершенствовать механизм исчисления коэффициента зарплаты для лиц, получавших пособие по безработице, либо осуществлявших уход за ребенком до 3 лет, ребенком-инвалидом.

Законом определяются параметры функционирования II уровня (накопительного) пенсионной системы. Перечень страховых взносов в накопительный пенсионный фонд предлагается внедрить, начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда (ПФ). Предполагается, что второй уровень будет основан на таких параметрах: участниками этой системы будут лица, которым на дату внедрения системы исполнилось не более 35 лет; размер страхового взноса составит 2% с последующим его ежегодным повышением на 1% до достижения 7%; администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществлять ПФ.
Через 2 года после начала уплаты страховых взносов по накопительной системе ее участники будут иметь право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств.

Повышение пенсионного возраста эксперты связывают с увеличением средней продолжительности жизни и излишней нагрузкой на пенсионные фонды стран. В последние годы к такому решению проблемы Нажать уже прибегла Франция, а также прибалтийские государства - Латвия и Литва. Вскоре поднятие пенсионного возраста ожидает и Грецию.

Читайте также: