Закон о пенсии любые 60 месяцев


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

За какой период учитывается заработок при назначении пенсии по старости? Как правильно выбрать период заработка, учитываемого для назначения пенсии? Каким документом работодатель должен подтвердить заработок для назначения пенсии?


Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Основное нововведение Закона N 400-ФЗ - формирование, а также учет пенсионных прав в баллах. Однако подсчет в баллах возможен только с 2015 года. Определение количества баллов для части пенсии, которая была заработана до 2015 года, возможно путем расчета пенсии по старой формуле (в рублях) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), после чего необходимо перевести полученную сумму в баллы путем деления на стоимость одного пенсионного балла (64,1 руб.).
Следовательно, в настоящее время при подсчете части пенсии, заработанной до 2015 года, применяются нормы Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с Законом N 173-ФЗ размер трудовой пенсии зависит от: среднего заработка; общего трудового стажа; сумм страховых взносов.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, сведения о среднемесячном заработке застрахованного лица для назначения пенсии могут быть представлены либо за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Чтобы определить, за какой период работы выгоднее взять заработок для расчета пенсии, необходимо среднемесячный заработок сотрудника за любые 60 месяцев подряд разделить на среднемесячный заработок в РФ за тот же период, полученный показатель будет являться отношением среднемесячной з/п застрахованного лица к среднемесячной з/п по стране и должен стремиться к большей величине 1,2. При определении размера среднемесячной заработной платы в РФ используются данные Росстата (с ними можно ознакомиться в сети Интернет, пройдя по ссылке: www.pfr.kirov.ru/html/pensia_srednemesyac_zarplata).
Более подробно порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица действующим пенсионным законодательством не урегулирован. Тем не менее должностные лица территориальных органов Пенсионного фонда РФ разъясняют, что из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним*(1). Однако неполные месяцы подлежат замене только при выборе варианта определения заработка за 60 месяцев. Кроме того, при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа. Месяцы, в которые гражданин по тем или иным причинам не работал (независимо от продолжительности такого перерыва в работе), просто пропускаются. К примеру, можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва (при их суммировании получится заработок за 60 месяцев).
Форма документа, содержащего сведения о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, действующим законодательством не установлена. Поэтому полагаем, что такой документ составляется работодателем в виде справки произвольной формы с соблюдением требований п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (смотрите, например, образец 4 в журнале "Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2016 года - "Оформляем выход на пенсию").
Необходимо отметить, что при подготовке справок о заработной плате, выдаваемых работникам для представления в территориальные органы ПФР, на наш взгляд, следует использовать информацию, содержащуюся в документах бухгалтерского учета (первичных и сводных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета), позволяющих достоверно установить индивидуальный размер заработной платы за тот или иной период работы у данного работодателя (лицевые счета, платежно-расчетные ведомости и т.д.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подобное положение было предусмотрено ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", к которой отсылал п. 9 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в редакции до 1 января 2010 г. После этой даты действующее пенсионное законодательство не регулирует в общем порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Могу ли я исключить срочную службу в армии при выборе 60 месяцев подряд для расчета ИПК пенсии. У меня до службы было 4,5 года работы на Ижорском заводе. После срочной службы по призыву в 1987-1989 гг я вернулся на то же место и отработал еще около 2 х лет. В период до 2002 года работа только на Ижорском заводе дает мне коэффициент отношения заработков не меньше 1,2 для расчета ИПК. Расчет ИПК по 2000-2001 году гораздо хуже. Если можно исключить, то какими нормативно-правовыми актами это регламентируется. Спасибо.



да Юрий. По закону вы имеете право выбрать любой период в 60 месяцев для определения размера пенсии. Согласно ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях" в том числе в редакции 2001 года предусматривает право заявителя на выбор более выгодного варианта, если период 60 месяцев подтвержден соответствующими документами работодателя, приказами, табелями учета рабочего времени, осуществлялись отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд за указанный период работы.

п 4. ФЗ №173 Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

П - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается

При назначении трудовой пенсии с 01.01.2002 расчет трудовой пенсии производится одновременно по п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001, после чего выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант расчет пенсии.

Вы имеете право по закону выбрать период. Который наиболее выгодный для расчета размера пенсии, но нужно 5 лет непрерывного стажа, и наличие сведений за этот период о начислении заработной платы.


В соответствии со ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г № 173-ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В том случае, если человек желаете, чтобы произвели расчет пенсии из заработка за любые 60 месяцев (5 лет) работы подряд или он не работал в 2000-2001 гг, то необходимо представить справки о заработной плате за 5 лет подряд из всей трудовой деятельности, выданные работодателями или государственными (муниципальными) органами (архивами). При этом условие выполнения работы 5 лет подряд у одного работодателя не требуется, т.е. можно представить справки о заработке, выданные разными работодателями, но должно соблюдаться условие хронологической последовательности подряд периодов работы в соответствии с записями в трудовой книжке.

Как видите в законе написано за любые 60 месяцев работы подряд

Если вы хотите включить,4,5 года до армии исключить срок службы в армии и включить работу после армии, то в этом случае 60 месяцев подряд. В вашей ситуации 60 месяцев подряд предполагает включение периода службы в армии В этом заключается смысл слова подряд


Ранее действовал закон: Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица. Но, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года.

Теперь такого нет.

Теперь важен весь ваш страховой стаж, коэффициент и ваш возраст:

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 (соответственно мужчины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, но не ранее достижения возраста 60 (соответственно мужчины).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Всего доброго решить ваш вопрос!


Можно исключить. Это Ваш выбор.

Любой период в 60 месяцев для определения размера пенсии можете выбрать. Либо же для определения расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы, если не захотите исключать. .

Так что решать Вам.

ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г № 173-ФЗ


Мой сын закончил академию, принял присягу в этой академии, так как был заключен контракт с минобороной, но по контракту служить не пошел (нужно было отслужить три года по направлению). Получил высшее инженерное образование-специалитет. И теперь мы не знаем что делать дальше, Если идти дальше учиться, то это все равно не даст ему отсрочку от армии. У нас одна дорога-в армию? Посоветуйте пжл. как правильно поступить и какие последствия. Спасибо.


Да у вас отсрочка теперь связанная с семьёй, детьми, браком - или тянуть до 27 лет.

см. Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу ФЗ-53.


Месяц до армии работал по списку 1 после армии вернулся на прежнее место работы с 1985-1987 г служба в СА с 17.02.1988 по 07.02.1994 г. работа по списку 1 С 1994 по сегоднейший день работаю на крайнем севере электрогазосварщиком по списку 2 Во сколько лет выйду на пенсию.



На пенсию вам в 50 лет.

Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

(ст. 27, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")

Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

(ст. 28.1, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")

Могу ли я исключить срочную службу в армии при выборе 60 месяцев подряд для рассчета ИПК пенсии. У меня до службы было 4,5 года работы на Ижорском заводе. После срочной службы по призыву в 1987-1989 гг я вернулся на то же место и отработал еще около 2 х лет. В период до 2002 года работа только на Ижорском заводе дает мне коэффициент отношения заработков не меньше 1,2 для расчета ИПК. Расчет ИПК по 2000-2001 году гораздо хуже. Если можно исключить, то какими нормативно-правовыми актами это регламентируется.

Для понимания полноты картины, прилагаю сведения, из которых ПФ посчитал возможным выбрать единственный вариант расчета, а именно: по 2000-2001 году. Я же считаю, что убрав службу в армии появляется более выгодный для меня вариант — 60 месяцев подряд.

P.S. Еще за этот период первой записью в трудовой книжке стоит учеба в Московском институте стали и сплавов 1977-1982. Но по новому закону учебу, как я понял, ​перестали включать в общий стаж, если ей не предшествовала работа.

Ответы юристов ( 2 )


Формула расчета размера трудовой пенсии, установлена ст.30 Федерального закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В законе указано 60 месяцев работы подряд, именно работы, а не иной деятельности.

4. Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:


РП = ЗР x СК, где:

РП — расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц

Согласно статье 11 ФЗ№173 в страховой стаж входят периоды работы и иная деятельность. Таким образом, период прохождения военной службы относятся к иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж. Поэтому он не входит в 60 месяцев работы подряд.

. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

Если можно исключить, то какими нормативно-правовыми актами это регламентируется.

По смыслу ФЗ №173 период прохождения Вашей срочная служба, не входит в период работы подряд, так как не относится к работе, но входит в трудовой стаж. Поэтому Вы вправе включить в период работы подряд, периоды работы до армии и после.

Удачного Вам дня!

Про учебу я знаю. Юридическое обоснование не засчитывать службу в армии для того, чтобы набрать 60 месяцев подряд и выбрать этот вариант (вместо 2000-2001 по которому мне посчитали) так и не раскрыто. Необходимость этого видна в приложенном файле

Юридическое обоснование, тому что означает любые 60 месяцев работы подряд, мы с коллегой в своих ответах, Вам дали.

По смыслу закона речь не идет о непрерывном 60 месячном стаже работы, по крайней мере в статье 30 ФЗ №173, не указано о непрерывности.

К тому же период службы в армии не входит в 60 месячный стаж работы, так как работой не является, поэтому этот период должен быть исключен, но при этом служба в армии не прерывает трудового стажа.

Из этого следует, что Вы вправе выбрать любые 60 месяцев работы на свое усмотрение, в любом периоде до 2002 года, но идущих подряд.


Могу ли я исключить срочную службу в армии при выборе 60 месяцев подряд для рассчета ИПК пенсии.

Для расчета размера пенсии берется среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев подряд, соответственно не учитывается период, когда вы служили в Советской армии.

Согласно положениям пункта 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года исчисляется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Расчет ИПК по 2000-2001 году гораздо хуже

У вас имеется право выбора в определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав. То есть, может быть выбран вариант заработка за 60 месяцев либо среднемесячный заработок будет определяться за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

Так, согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи

1. Я не нашел нормативного акта или судебной практики, которые четко мне позволят исключить срочную службу по призыву для выбора варианта 60 мес. подряд

2. Может зайти с другой стороны, может существуют акты или судебная практика, которые позволят взять 4,5 года работы на заводе вместо пяти лет (отношение заработков будет больше 1,2, даже если сложить зарплату за 54 месяца, и потом ее разделить на 60 и дальше разделить на среднюю зарплату по стране за эти годы)? Это все равно мне гораздо выгоднее, чем рассчитывать ИПК за 2000-2001года, где зарплата была номинальная

Не совсем понятно для чего еще нормативные акты, Вам что ПФР отказал? В Вашей ситуации служба в армии не прерывает 60 месячного стажа работы.

ПФР уже начислил по варианту 2000-2001. Потому, что данные по зарплате до 2002 года есть заводские: середина1982-конец1986, 1990-1991, а также другие организации 1998-2001. 92-97 годы — это черная дыра с конторами, которых уже нет, как и нет их архивов. Да и зарплата там была конвертная. 60 месяцев заводского варианта ПФР отклонил, по этой самой причине, что данные есть, а подряд 60 месяцев из-за армии нет

По начисленному варианту мне государство доплачивает. По варианту 60 месяцев я примерно на 3 тыс. получал бы больше начисленного варианта с доплатой государства

Если ПФР отказал письменно, не могли бы Вы ознакомить с решением, скрыв персональные данные.

По ссылке находится решение суда, в котором УПФР до принятия решения судом, удовлетворил требования Истца и произвел перерасчет пенсии с учетом наиболее выгодного размера среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд (любой период с 1984 года по 1993 года).

При определении среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 учитываются месяцы работы, то есть, когда выполнялась работа, а у вас 4,5 года стажа, периоды службы в армии пропускаются и оставшиеся 6 месяцев работы, после службы в армии суммируются.

В любом случае при обращении в ПФ РФ можно произвести расчет пенсии в выгодном для вас варианте.

Пока на приеме сотрудник ПФ сказала устно, что не видит 60 месяцев подряд зарплаты по имеющимся у них данных, Но если я юридически обосную исключение службы в армии по призыву, то они незамедлительно пересчитают. Кстати, при расчете в варианте 60 месяцев подряд участвует и стаж до 1991 года. Поэтому, я пытался убедить ПФ, что служба в армии до 2015 года удваивается для исчисления общего стажа. Но мне сказали — что удваивалась при 173 ФЗ, а сейчас действует 400 ФЗ и за службу добавляется сразу ИПК 1,8 без расчетов

Да, ранее имелась такая возможность, когда действовал №173-ФЗ и периоды службы в армии включались в стаж для расчета пенсии в двойном размере.

Сейчас же в связи с введением в действие №400-ФЗ №173-ФЗ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Для расчета пенсии, включая в том числе периоды службы в армии до 01.01.2002, у застрахованного лица имеется право применения вариантов расчета размера пенсии в соответствии с п. 3 и 4 ст. 30 № 173-ФЗ.

Думаю Вам, необходимо обратиться письменным заявлением о перерасчете пенсии в ПФР.

В заявление укажите, что выбираете любые 60 месяцев из отработанного стажа, с указанием конкретных периодов, так как считаете, что это увеличит размер пенсии.

До получения официального ответа от ПФР об отказе о перерасчете, можно долго рассуждать о том, почему его сотрудник не видит 60 месяцев подряд.

Возможно дело не в армейском стаже, а в том что у Вас нет документов, подтверждающих 60 месячный стаж работы.

Обратите внимание, что подтверждение 60 месячного стажа происходит

на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органам

Для понимания полноты картины, я в шапке сделал уточнение к вопросу и приложил файл

Здравствуйте, Юрий! При расчете пенсии для вас будет выбираться наиболее выгодный вариант согласно пенсионного законодательства. Выше указывались нормы закона, позволяющие произвести расчет пенсии по разным вариантам. При вашем обращении в ПФ РФ должен быть произведен подробный расчет для начисления вам пенсии.

В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, ПФ РФ должен быть подобран выгодный вариант расчета пенсии для пенсионера.

В большинстве случаев, как отмечается на сайте ПФ РФ выгодным для пенсионера является расчет пенсии по п. 3 ст. 30 №173-ФЗ.

Согласно ст. 10 и 11 №173-ФЗ, и ст. 11, 12 № 400-ФЗ период учебы в ВУЗе не входит в стаж для расчета и назначения пенсии.

В некоторых случаях, как это указывается в ч. 8 ст. 13 №400-ФЗ, что

при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ранее действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.72 N 590 (документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80»), в соответствии с которым в общий стаж работы засчитывалось обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Про учебу я знаю. Юридическое обоснование не засчитывать службу в армии для того, чтобы набрать 60 месяцев подряд и выбрать этот вариант (вместо 2000-2001 по которому мне посчитали) так и не раскрыто. Необходимость этого видна в приложенном файле

Юрий, вам должны произвести расчет в ПФ РФ, подобрав выгодные варианта периодов, где размер пенсии был бы увеличен с целью соблюдения ваших интересов. В случае несогласия с представленными вам расчетами пенсии вы вправе их оспорить в судебном порядке.

В суд то идти надо с юридической аргументацией. Иначе я здесь не задавал бы этот вопрос

Я говорю о том, что ПФ РФ делает расчет всех периодов, в том числе о котором вы говорите.

Вам отказали в расчете заработка за 60 месяцев подряд?

Отказали. Если Вы посмотрите приложенный в шапке файл, то в периоде до 2002 года нет 60 месяцев подряд с ненулевыми данными у ПФ по зарплате, кроме варианта с исключением службы в армии. Вот это исключение я хочу юридически доказать. Тогда 60 месяцев подряд набирается

В любом случае расчет пенсии будет производится в соответствии с законом. Отказ в назначении пенсии из ПФ РФ должен быть предоставлен вам в письменном виде с соответствующими разъяснениями.

Я так понимаю по ссылке имеется в виду это?

"… Вопрос: А если между периодами работы имеются большие перерывы, например четыре года — работа, два года — перерыв, потом снова три года — работа?

Ответ: Продолжительность перерывов значения не имеет. В любом случае при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа.Месяцы, когда гражданин по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются. В приведённом примере можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва. При их суммировании получится заработок за 60 месяцев. "

На что мне скажут — это частное мнение этого начальника, и к срочной службе нельзя применить " по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются"

Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.

Для определения выгодного для вас периода берется среднемесячный заработок застрахованного лица при расчете пенсии за любые 60 месяцев подряд, разделенный на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период в результате чего, полученные показатель является соотношением заработков, который не должен быть свыше предельной величины равной 1,2. То есть, должно быть соответствие предельной величине и не менее ее. При расчете пенсии застрахованному лицу дается право увеличения размера своей пенсии в пределах установленного показателя.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

При определении размера пенсии применяется фактический заработок пенсионера за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, который делится на среднюю заработную плату в Российской Федерации за тот же период. Соотношение заработков при расчёте пенсии подлежит ограничению предельной величиной не более 1,2. Если имеющийся на индивидуальном лицевом счёте заработок за 2000-2001 годы достаточен для установления этой предельной величины, то представлять заработок за другие периоды работы не требуется (разъяснения ПФ РФ http://www.pfrf.ru/branches/ha. ).

При этом мы говорим, что при расчете пенсии для вас будет взят тот вариант расчета пенсии, который приведет к ее увеличению.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: