Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих абхазии

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5481-I настоящий Закон изложен в новой редакции

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I
"О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1993 г., 19 ноября 1997 г., 7 августа 2000 г., 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г., 8 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

Федеральным законом от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ установлено, что действие настоящего Закона распространяется на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике

О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях см. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ

Настоящий Закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов"

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 января 1993 года.

Лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются должностные оклады и оклады по воинским званиям в полуторном размере, а для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. Если они выполняют задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то должностные оклады и оклады по воинским званиям устанавливаются в двойном размере.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, во всех вышеуказанных случаях устанавливаются должностные оклады по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные дополнительные виды денежного содержания по нормам, предусмотренным для военнослужащих сверхсрочной службы, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух должностных окладов. В выслугу лет (трудовой стаж) им засчитывается 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В случае гибели военнослужащего в связи с исполнением им служебных обязанностей либо смерти (до истечения 1 года после увольнения с военной службы) вследствие травмы, контузии, заболевания, полученных в период прохождения военной службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-летнего денежного содержания этого военнослужащего. На членов семей указанных военнослужащих распространяются гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в ВОВ. При получении военнослужащим в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения военной службы, этому военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере его 5-летнего денежного содержания. Эти положения распространяются и на военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Молдова, и членов их семей.

Рассмотрены вопросы предоставления дополнительных отпусков, возмещения фактических расходов на наем (поднаем) жилья, оплаты стоимости проезда членов семей военнослужащих, бронирования жилой площади на время прохождения военной службы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют воинским частям и подразделениям жилые помещения для временного расквартирования личного состава, коммунальные услуги, линии и каналы связи, транспортные средства и ГСМ, а также дополнительное питание для личного состава (за счет средств федерального бюджета РФ).

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г., N 6, ст. 181, в "Российской газете" от 6 февраля 1993 г., N 25

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца пятого части второй статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части выплаты денежной компенсации в случае непредоставления путевок

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ

Пенсии в Абхазии получают граждане по 32 категориям. Размер их очень разный, но не больше 10 000 рублей. Еще 10 категорий получают в Абхазии пособия, но максимальные размеры также не превышают 10 000. Есть также немногочисленное количество граждан, которые получают персональные пособия от государства, максимальный размер этих выплат — 25 000 рублей.


Абхазия

Абхазия, непризнанная большей частью мира, расположена в Причерноморье, в северо-западной части Кавказа. Граничит с Россией и Грузией, которая считает Абхазию своей территорией, так как до 1991 года этот регион входил на правах автономии в состав Грузинской ССР.

После конфликта 1992–1993 гг. между грузинами и абхазцами регион провозгласил свою независимость от Грузии, чего последняя до настоящего времени не приемлет и считает эту территорию своей частью.

Результатом грузино-осетинского конфликта стало то, что Абхазию и Южную Осетию РФ признало независимыми. Подавляющая часть жителей Абхазии имеет российские паспорта. Они могут претендовать на российское пенсионное обеспечение, потому что являются гражданами России.


Абхазия и страны-соседи на карте

Как устроено в Абхазии пенсионное обеспечение?

Система пенсий в стране складывалась постепенно и прошла через несколько фаз своего развития:

  • В 1993 году принят закон, обеспечивающий социальную защиту инвалидов и семей погибших в конфликте 1992–1993 гг.
  • Закон 1998 года увеличил размер пенсии 11 категориям получателей.
  • В течение 1999–2001 пенсионные выплаты увеличивались еще для целого ряда категорий граждан.

В дальнейшем из года в год пенсии увеличиваются по разным категориям, но размер их оставался настолько незначительным, что пенсионное обеспечение не слишком влияло на улучшение жизни тех людей, которые не могут полноценным трудом зарабатывать себе на жизнь.

Это хорошо видно из представленных таблиц, где показана минимальная и максимальная пенсия в Абхазии, в том числе за выслугу и по старости.

Категория Пенсия (в месяц)
По выслуге 200 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
По старости 500 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
Пенсионеры, обладающие званием заслуженного работника в какой-либо отрасли Выплата 1500 р.
Шахтеры Платят этой категории 1500 р.
Люди, которым 100 и больше лет Доплачивается пособие в 5000 р.

Тем, кто участвовал в войнах, выплаты составляют:

Категория Пенсия и пособие
Обладатели медали «Герой Абхазии» 6500 р.
Кавалеры ордена Леона 5500 р.
Награжденные медалью «За отвагу» 5000 р.
Добровольцы, получившие медаль «За отвагу» 5500 р.
Участники ВОВ 5000

Семейные пенсии и пособия на 2020 год составляют:


Размер пособия в Абхазии

Выплаты по инвалидности:

Выплаты другим категориям:

Категория Пенсия или пособие
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и прибывшие на станцию в 1988–1990 гг. 1500–2000
Инвалиды-ликвидаторы 2000–3500
Депутаты Народного Собрания, если стаж работы в Парламенте составляет не менее пяти лет 4000–5500

Как видно из приведенных таблиц, пенсионная система Абхазии довольно разветвленная. И только на первый взгляд имеет слишком малую базу для материального обеспечения нуждающихся в пенсиях и пособиях. Учитывая, что население страны составляет более 240 тысяч человек, из которых более 50 тысяч имеет право на пенсию и пособия.

Рекомендуем посмотреть видео про пенсию в Абхазии:

Очевидно, что большое внимание уделяется семьям, участникам и инвалидам войны 1992–1993 гг., в том числе и родителям, потерявшим своих детей, а также инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Можно сделать вывод, что пенсионная система Абхазии ориентирована на защиту наиболее социально уязвимых граждан. Человек может получать пенсию по старости и в то же время пособие как участник боевых действий, а также потерявший сына или дочь на войне.

Соглашение с Россией

В Абхазии нелегко россиянину получить гражданство, здесь одна из самых сложных процедур в мире. Нужно прожить 10 лет безвыездно, чтобы получить такое право, и при этом еще платить все страховые взносы. Причем обладание паспортом не создает никаких преимуществ, а вот проблемы вполне могут возникнуть. Вплоть до уголовной ответственности при желании посетить Грузию.

Впрочем, и гражданину Абхазии не так просто получить гражданство России, так как после 2008 года, когда была признана независимость, жители страны стали для Российской Федерации иностранцами.

  1. Надо получить РВП (разрешение на временное проживание). Это возможно, если есть в каком-то регионе России свободная квота.
  2. Получив РВП, надо прожить в месте его получения 180 дней.
  3. После этого следует подать заявление на ВНЖ (вид на жительство), подождать шесть месяцев и, возможно, получить его.
  4. По ВНЖ надо прожить в России один год, и сдав экзамен на знание русского языка, получить гражданство, при этом отказавшись от абхазского паспорта. Процедура все же более быстрая, хотя и хлопотная, чем получение абхазского гражданства.


Политика российского правительства по поддержанию абхазской государственности до 2008 года была направлена на то, чтобы как можно больше жителей Абхазии получили российское гражданство.

В период с 2002 по 2008 год его обрели 140 000 абхазцев, т. е. больше половины населения. При этом русское меньшинство (а это 21 000 человек), как правило, не имеет никакого гражданства в Абхазии.

Абхазия заключила соглашение с РФ, чтобы живущие в ней граждане России получали пенсии, равные тем, что имеют остальные россияне. Для этого в 2015 году было заключено специальное соглашение между двумя странами, предусматривающее следующее:

  1. Общая сумма пенсии должна составлять 10 180 рублей.
  2. Тем, кто постоянно проживает в Абхазии, выплачивается эта пенсия.
  3. Производится выплата пенсии из федерального бюджета Российской Федерации.
  4. Это соглашение заключено сроком на 10 лет, по истечении которых оно продлевается на пять лет. Но одна из сторон может отказаться от продления, и тогда выплаты прекратятся.

Рекомендуем посмотреть видео про цены в Абхазии:

Деньги на реализацию этого соглашения со стороны России поступили только в 2016 году, и пенсия была проиндексирована. Доплата производилась тем, у кого пенсионная выплата не превышала 10 180 рублей, таковых оказалось более 27 000 человек. В среднем размер доплаты составил 1300 рублей. В 2017 году Абхазское правительство заявило, что доплаты будет производить из собственного бюджета.

Комментарий к статье 2
1. Комментируемым Законом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
В соответствии с подп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 указанный порядок исчисления выслуги лет производится:
в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Азербайджана, Армении и Грузии - с 1 января 1991 г. (за исключением местностей и периодов, указанных в п. 3 комментария к ст. 2 настоящего Закона, где выслуга лет исчисляется из расчета один месяц за три месяца);
в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории государств Прибалтики и Республики Таджикистан (за исключением местностей и периодов, указанных в п. 3 комментария к ст. 2 настоящего Закона, где выслуга лет исчисляется из расчета один месяц за три месяца) - с 6 февраля 1993 г.
2. Зачет в выслугу лет и трудовой стаж из расчета один месяц военной службы за три месяца производится военнослужащим:
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны РФ, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства РФ отнесены к зонам вооруженных конфликтов;
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов);
выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Периоды участия военнослужащих в указанных мероприятиях оформляются приказами соответствующих командиров (начальников).
В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
Время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях военнослужащих, получивших ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с выполнением задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, указывается в записях в тех случаях, когда в соответствии со специальными нормативными актами оно также засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии на льготных условиях. Запись производится на основании документов, выданных соответствующими лечебными учреждениями.
3. В соответствии с подп. "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, засчитывается один месяц военной службы (службы) за три месяца:
в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;
в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.;
при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил РФ на территории Абхазии в условиях грузино - абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.;
при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения;
при выполнении задач по контролю за прекращением военных действий на государственной границе между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и на территории Нагорного Карабаха - за время выполнения задач на указанных территориях, но не ранее чем с 29 сентября 1992 г.;
в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо - Осетинской АССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 сентября 2008 г.

Регистрационный N 12226

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" ("Российская газета", N 173, 15 августа 2008 г.) приказываю:

1. Выплачивать с 8 августа 2008 г. военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии (далее именуются - военнослужащие), суточные в иностранной валюте (далее именуются - суточные) в соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 187; 2008, N 14, ст. 1413). При определении размеров суточных пункт 8 указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении военнослужащих не применять.

Основанием для выплаты суточных являются приказы командиров воинских частей, изданные на основании именных списков личного состава подразделений, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, и (или) командировочных удостоверений военнослужащих.

Выплата суточных военнослужащим производится по месту постоянной дислокации воинских частей, в которых они проходят военную службу, в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактической выплаты.

2. Засчитывать военнослужащим в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:

1 месяц военной службы за 3 месяца;

время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца.

3. Выплачивать ежемесячное пособие в размере 814 рублей 78 копеек детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих до достижения ими возраста 18 лет (если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Размер пособия подлежит пересмотру (повышению, индексации) одновременно с централизованным повышением (индексацией) размеров окладов по воинским должностям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, учитываемых в составе денежного довольствия при назначении пенсии по случаю потери кормильца, путем умножения размера пособия на индекс роста этих окладов.

Выплату указанного пособия производить:

детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - в военных комиссариатах по месту их жительства за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации;

детям пропавших без вести военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и по призыву, - в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, где пропавшие без вести военнослужащие занимают штатные воинские должности (находятся в распоряжении).

Ежемесячное пособие выплачивается со дня гибели (смерти) военнослужащего, установления факта пропажи военнослужащего без вести. После признания без вести пропавшего военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим, объявления умершим воинская часть направляет необходимые документы для продолжения выплаты пособия детям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в военный комиссариат по месту жительства получателя пособия, а детям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - в органы социальной защиты населения Российской Федерации по месту жительства получателя.

Выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем достижения детьми погибшего (пропавшего без вести) военнослужащего 18-летнего возраста либо окончания обучения по очной форме, подтверждаемого соответствующим документом (диплом, справка и т.п.), явки пропавшего без вести военнослужащего или обнаружения места его пребывания.

Детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пособие выплачивается органами социальной защиты населения Российской Федерации по месту их жительства.

4. Выплачивать пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 870 "О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 115; 2007, N 1, ст. 250), - ежегодно, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения. В случае приобретения путевок в детские оздоровительные учреждения обеспечивать своевременную оплату проезда указанных детей к месту отдыха и обратно.

Выплату пособия и оплату проезда производить в военных комиссариатах по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации.

а) военнослужащим (при наличии медицинских показаний) - путевки в лечебно-оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации в первоочередном порядке 1 раз в год;

б) детям погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих - места в детских дошкольных образовательных учреждениях (вне очереди);

в) нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) военнослужащих - бесплатные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации ежегодно.

6. Обеспечивать военнослужащих бесплатным питанием по установленным нормам.

Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков

О пенсионном обеспечении инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг.

Настоящий Закон определяет правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов, семей погибших, семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг., регламентирует участие государственных органов Республики Абхазия в реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Глава 1. Общие положения

Законодательство о пенсионном обеспечении инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. (далее – Отечественная война) основывается на Конституции Республики Абхазия, настоящем Законе, иных законах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

1. Действие настоящего Закона распространяется на инвалидов, семьи погибших и семьи умерших инвалидов Отечественной войны.

2. Действие настоящего Закона распространяется на семьи погибших добровольцев, инвалидов и семьи умерших инвалидов из числа добровольцев.

1. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии (за исключением лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), назначается одна пенсия по их выбору.

2. В случае, если один из родителей погибшего в Отечественной войне является инвалидом Отечественной войны, ему назначаются пенсии по обеим категориям.

Глава 2. Статус инвалида, семьи погибшего, семьи инвалида Отечественной войны

1. Семья погибшего (пропавшего без вести) при исполнении обязанностей военной службы в Отечественной войне имеет право на пенсию на каждого нетрудоспособного члена семьи.

2. При определении права на пенсию нетрудоспособными членами семьи погибшего (пропавшего без вести) следует считать:

1) детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также учащихся средних, среднетехнических и высших учебных заведений, независимо от формы обучения;

2) отца, мать, супругу (супруга), если они достигли возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет, либо являются инвалидами;

3) деда и бабушку – при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать;

4) матерей, воспитавших детей погибших в Отечественной войне, факт отцовства которых подтвержден органами загса, без регистрации брака, по достижении ими возраста 50 лет.

1. Инвалидами Отечественной войны признаются:

1) лица из состава действовавших Вооруженных сил Республики Абхазия, ставшие инвалидами в период Отечественной войны вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

2) лица из числа ополчения, ставшие инвалидами в период Отечественной войны вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

3) служащие тыла, обслуживавшие действующий воинский контингент и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в Отечественной войне;

4) работники госпиталей и медучреждений, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период исполнения служебных обязанностей в Отечественной войне.

2. Порядок определения лиц, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

1. Нетрудоспособными членами семьи инвалида Отечественной войны, обладающими правами на пенсионное обеспечение, следует считать:

1) детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также учащихся средних, среднетехнических и высших учебных заведений независимо от формы обучения;

2) отца, мать, супругу (супруга), если они достигли возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет, либо являются инвалидами;

3) деда и бабушку – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Для целей настоящего Закона статус инвалида Отечественной войны устанавливается уполномоченным центральным органом государственного управления Республики Абхазия в сфере социального развития по результатам медико-социальной экспертизы и подтверждения факта причинно-следственной связи инвалидности, определенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Основанием для предоставления права на пенсионное обеспечение инвалида Отечественной войны является решение уполномоченного центрального органа государственного управления Республики Абхазия в сфере социального развития в соответствии со статьей 7 настоящего Закона.

Глава 3. Назначение и выплата пенсий и пособий

1. Заявление о назначении пенсии подается в структурное подразделение местного органа государственного управления в сфере социального обеспечения по месту прописки заявителя.

2. Структурное подразделение местного органа государственного управления в сфере социальной защиты населения в обязательном порядке дает разъяснения по вопросам назначения пенсий и содействует заявителю в получении необходимых документов.

Пенсии назначаются структурными подразделениями местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения по месту прописки.

1. Документы о назначении пенсии рассматриваются структурными подразделениями местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня их поступления.

2. В случае отказа в назначении пенсии структурные подразделения местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения не позднее 5 дней уведомляют заявителя и одновременно возвращают все документы с приложением письменного обоснования отказа в назначении пенсии.

Решения об установлении или отказе в установлении пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в центральном органе государственного управления в сфере социального развития и (или) в суде.

1. Пенсии по категории «семья погибшего в Отечественной войне народа Абхазии 1992-93 гг.» и «семья умершего инвалида Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг.» назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением.

2. Пенсия инвалида Отечественной войны назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 6 месяцев со дня ее установления. В случае обращения за пенсией позже указанного срока пенсия назначается со дня подачи заявления.

3. Пенсия инвалида Отечественной войны назначается независимо от продолжительности трудового стажа и устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность.

1. Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится в размере, установленном законодательством Республики Абхазия, и производится по месту прописки пенсионера центральным органом государственного управления в сфере социального развития.

2. По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по нотариально заверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия. Выплата указанной пенсии по нотариально заверенной доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия нотариально заверенной доверенности при условии ежегодной перерегистрации пенсионера по месту получения пенсии.

1. Начисленные суммы пенсий, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время без ограничений. Неначисленные суммы пенсий выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года перед обращением за получением.

2. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине центрального органа государственного управления Республики Абхазия в сфере социального защиты и (или) структурных подразделений местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

1. Удержания из пенсии могут производиться:

1) на основании судебных актов;

2) на основании решений структурных подразделений местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо ложными сведениями).

1. Суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Члены семьи, проживающие совместно с пенсионером на день его смерти, имеют право на получение этих сумм и в том случае, если они не входят в круг обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

При обращении нескольких членов семьи причитающаяся им сумма пенсий делится между ними поровну.

2. Указанные суммы выплачиваются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев после смерти пенсионера.

3. В случае смерти пенсионера его семье выплачивается пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии.

Если похороны пенсионера осуществляются лицами, не являющимися членами семьи, то пособие выплачивается этим лицам в сумме не свыше фактически понесенных расходов на погребение в пределах указанного размера пособия.

Порядок выплаты пособия по случаю смерти пенсионера утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Глава 4. Пенсии и пособия

1. В случае смерти инвалида Отечественной войны (независимо от причины смерти) на каждого нетрудоспособного члена семьи умершего инвалида производится выплата пенсии в размере суммы, установленной пунктом 18 части 1 статьи 1 Закона Республики Абхазия от 15 июня 2011 года, № 2938-c-IV«O повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия».

2. Положения части 1 настоящей статьи не направлены на ухудшение положения тех получателей пенсии, которым она была назначена на основе прежде действовавшего законодательства.

1. Супруга (супруг) умершего инвалида войны имеет право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет. Жены-инвалиды имеют право на пенсию вне зависимости от достижения пенсионного возраста.

2. В случае, если супруга (супруг) умершего инвалида войны имеет детей, не достигших 16 лет, и занята (занят) уходом за ними, то ей выплачивается пенсия по случаю потери кормильца независимо от возраста при условии, что она (он) не вступила (вступил) в повторный брак. 3. Учащимся и студентам средних, средне-специальных и высших учебных заведений пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются до окончания учебного заведения, но не более чем до достижения ими 25-летнего возраста.

Детям инвалидов Отечественной войны I и II групп выплачивается пенсия в размере пенсии, установленной в абзаце 1 пункта 8 статьи 1 Закона Республики Абхазия от 15 июня 2011 года, №2938-c-IV «О повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия» ежемесячно до совершеннолетия.

Глава 5. Заключительные положения

Пенсионное обеспечение инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов осуществляется за счет средств Пенсионного фонда.

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования, за исключением статьи 20.

2. Установить, что статья 20 настоящего Закона вступает в силу с 1 июня 2015 года.

3. Признать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего Закона статьи 1-9 и 26 Закона Республики Абхазия от 6 сентября 1993 года «О мерах по социальной защите инвалидов Отечественной войны народа Абхазии и семей погибших».

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 9 июля 2014 года

В.БГАНБА, исполняющий обязанности Президента Республики Абхазия

10 октября 2012 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,

Судей: Ледовских И.В., Бучневой О.А.

при секретаре: Юдаевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова С.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании и включении в выслугу лет периода военной службы исчисляемого на льготных условиях, об обязанности произвести перерасчет пенсии и выплате разницы между начисленной пенсией и пенсией с учетом перерасчета,

по апелляционной жалобе Лукьянова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года.

заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,

Лукьянов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Тамбовской области, указав, что с 11 апреля 2010 года военным комиссариатом Тамбовской области ему назначена пенсия за выслугу лет (25 лет) в размере *** руб. *** коп. в месяц. 26.01.2011 г. он обратился в военный комиссариат Тамбовской области с заявлением о перерасчете ему пенсии с учетом льготной выслуги, в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии в период с 21 августа по 26 декабря 2008 года. Однако в перерасчете пенсии ему было отказано. Он считает, что общая продолжительность его военной службы с учетом названного периода в льготном исчислении для назначения пенсии должна составлять 26 лет, а не 25 лет. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 587 была введена льгота - военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за три месяца. Аналогичные положения закреплены в п. 2 Приказа Минобороны РФ от 20 августа 2008 года №440 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии», а также в ст. 2 ФЗ от 21.01.1993 г. №4328-1 «О дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащих, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», приказе Минобороны РФ от 04.01.1996 г. №9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан», а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах». Он был направлен в командировку в зону грузино-осетинского вооруженного конфликта сроком на 365 дней с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в проведении миротворческой операции, где фактически находился с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял специальные задачи по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта, о чем свидетельствуют предоставленные им документы. Просил суд признать период его военной службы с 21 августа по 26 декабря 2008 года исчисляемым на льготных условиях как один месяц службы за три, обязать ответчика включить указанный период его военной службы в общую выслугу военнослужащего на пенсию, составившую на 10 апреля 2010 года - 26 лет, в течение одного месяца произвести перерасчет пенсии с учетом периода службы, исчисляемого на льготных условиях, с 11 апреля 2010 года по настоящее время и в течение одного месяца выплатить разницу между начисленной ему пенсией и пенсией с учетом перерасчета с включенным периодом службы, исчисляемого на льготных условиях.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года в удовлетворении заявленных исковых требований Лукьянову С.В. - отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным постановлением, Лукьяновым С.В. принесена апелляционная жалоба, в которой просит отменить его полностью и принять по делу новое решение, поскольку считает, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу. Судебное постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права. В материалах дела отсутствуют: доверенность ответчика, его личное пенсионное дело и расчет его пенсии по составляющим. Судом не было принято во внимание то, что он проходил службу не по призыву, а по контракту. Не было рассмотрено то обстоятельство, было ли предоставлено государством взамен якобы отмененной льготы какие-либо заменяющие ее компенсации. Считает, что вопрос о включении того или иного периода в трудовой стаж должен решаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения работы. Автор жалобы также полагает, что ссылка суда первой инстанции на ФЗ от 12.01.1995 г. №5 «О ветеранах» с изменениями, внесенными законом №311 от 17.12.2009 г. несостоятельна и не основана на законе. Суд ошибочно пришел к выводам, что только участие в боевых действиях (период) дает право на исчисление льготной выслуги один месяц военной службы за три месяца, что противоречит буквальному толкованию положений абз.10 п.п. «б» п.3 постановления № 941 и п.2 постановления № 587 от 08.08.2008г., утратившему силу, как полагает, не с 26.08.2008г., а со 2 марта 2009г. Материалами дела установлено, что он находился в зоне грузино - осетинского вооруженного конфликта с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял различные задачи в зоне вооруженного конфликта, поэтому считает, что имеет конституционное право на зачет оспариваемой льготной выслуги и включении её в общую выслугу лет.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, считавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы Лукьянова С.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период прохождения военной службы по контракту, заключенному сроком на 5 лет (с 06.08.2007 года по 06.08.2012 года), Лукьянов С.В. был командирован в распоряжение командующего Российского воинского контингента в зоне грузино-осетинского конфликта (г.Цхинвали) сроком с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в миротворческой операции. 21 августа 2008 года Лукьянов С.В. был зачислен в списки личного состава Объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта г.Цхинвал Южная Осетия, Грузия на все виды обеспечения при войсковой части полевая почта 64787 в должности военного наблюдателя Группы военных наблюдателей Объединенного штаба ССПМ. 26 декабря 2008 года Лукьянов С.В. убыл из г.Цхинвал в пункт постоянной дислокации Военный комиссариат г.Вологды. 10 апреля 2010 года Лукьянов С.В. был уволен с военной службы, 11 апреля 2010 года ему назначена пенсия за 25 полных лет военной службы, исходя из выслуги лет, общей продолжительностью 25 лет 4 месяца 15 дней с учетом одного дня выполнения задач грузино-осетинского конфликта (21.08.2008г.)

Между тем, согласно абз.10 п.п. «б» п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г..

Следовательно, период службы подлежит зачету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях вооруженного конфликта.

Основанием для принятия Постановления № 587 послужили развернувшиеся в ночь на 8 августа 2008 года на территории Республики Южная Осетия, входившей в состав Республики Грузия, события.

Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретного вооруженного конфликта. Суть этих правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.

Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения закреплена в ст.20 Федерального закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и в статье 7 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», согласно которым Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих, что также предполагает возможность введения дополнительных социальных гарантий для военнослужащих в зависимости от условий прохождения службы, а также изменение и отмену устанавливающих их правовых норм.

В Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», закрепляющем Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано, что выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, осуществлялось с 8 по 22 августа 2008 года (раздел № 3 Перечня)

Вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие с этой даты оснований для предоставления военнослужащим, находящимся в командировке в Республиках Южная Осетия и Абхазия, гарантий и компенсаций, перечисленных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 587, поскольку изменились условия несения военной службы военнослужащими Российской Федерации, направленными на территории названных республик, с точки зрения статуса территории ее прохождения, оснований пребывания на данной территории, а также стоящих перед военнослужащими целей и задач.

В связи с изложенным правильным является вывод суда первой инстанции о том, что не подлежит удовлетворению требование Лукьянова С.В. о зачете всего спорного периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении и как следствие - о перерасчете размера его пенсии, исходя из выслуги лет общей продолжительностью 26 лет, так как правовых оснований не имеется.

Ссылка Лукьянова С.В. в жалобе на решения Ленинского районного суда г.Тамбова по делу № 2-790/2012 г. от 11.04.2012г., по делу № 2-1773/10 по искам граждан к Пенсионному фонду о досрочном назначении трудовой пенсии по старости лет, является несостоятельной, поскольку данные решения не являются обязательным при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Отсутствие в материалах дела копии доверенности представителя ответчика, участвовавшего в судебном заседании на основании доверенности № 57 от 13.02.2012г., пенсионного дела и расчета пенсии по составляющим, не влечет отмену по существу правильного решения суда.

Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы истца, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 2 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лкьянова С.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Читайте также: