Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих в молдове

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 23 июня 1993 года №1544-XII

О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и Генерального инспектората карабинеров

(Наименование изложено в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 08.11.2018 г. №220)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Законов Республики Молдова от 06.05.1995 г. №451-XIII, 26.12.1995 г. №709-XIII, 23.12.1997 г. №1426-XIII, 23.12.1999 г. №754-XIV, 12.10.2001 г. №543-XV, 20.06.2002 г. №1146-XV, 04.03.2004 г. №65-XV, 07.10.2004 г. №335-XV, 28.07.2006 г. №268-XVI, 28.12.2006 г. №439-XVI, 08.05.2008 г. №94-XVI, 27.06.2008 г. №146-XVI, 17.02.2011 г. №19, 26.03.2011 г. №48, 07.04.2011 г. №65 (вступил в силу 08.07.2011 г.), 09.06.2011 г. №56, 25.05.2012 г. №120, 26.12.2012 г. №304, 28.03.2013 г. №51, 13.03.2014 г. №28, 17.07.2014 г. №147, 28.07.2016 г. №201, 16.12.2016 г. №282, 13.04.2017 г. №72, 22.12.2017 г. №314, 08.11.2018 г. №220, 15.11.2018 г. №245, 11.03.2019 г. №24, 06.12.2019 г. №162)

По всему тексту документа слова "Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией" заменены словами "Национальный центр по борьбе с коррупцией" в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.05.2012 г. №120

По всему тексту документа слова "пенсия по инвалидности" заменены словами "пенсия по ограничению возможностей" в соответствующих числе и падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 28.07.2016 г. №201

По всему тексту после слов "органов внутренних дел", за исключением случаев, касающихся органов внутренних дел бывшего СССР, дополнено словами "и Генерального инспектората карабинеров" в соответствии с Законом Республики Молдова от 08.11.2018 г. №220

Настоящий закон определяет условия пенсионного обеспечения граждан Республики Молдова - военнослужащих Вооруженных сил, сотрудников Службы государственной охраны, офицеров информации и безопасности, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и Генерального инспектората карабинеров, лиц высшего начальствующего состава и сотрудников, исполняющих специальную службу по контракту в Национальном центре по борьбе с коррупцией, государственных служащих с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации, пенсионеров из числа военнослужащих вооруженных сил, органов государственной безопасности, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и Генерального инспектората карабинеров, лиц, исполнявших военную или специальную службу по контракту в органах, предшествовавших указанным органам, в том числе бывшего СССР, и их семей.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65, 22.12.2017 г. №314, 15.11.2018 г. №245)
(см. предыдущую редакцию)

Глава I Общие положения

Статья 1. Виды пенсионного обеспечения

(1) Военнослужащие, исполняющие службу по контракту, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также государственные служащие с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации и Генерального инспектората карабинеров имеют право на пожизненную пенсию за выслугу лет при наличии соответствующего срока выслуги на военной службе и на службе в органах внутренних дел.

(2) Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также государственные служащие с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации и Генерального инспектората карабинеров, получившие ограничение возможностей при условиях, предусмотренных настоящим законом, имеют право на пенсию по ограничению возможностей.

(3) В случае гибели или смерти военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также государственных служащих с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации и Генерального инспектората карабинеров их семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 28.07.2016 г. №201, 15.11.2018 г. №245)

Статья 2. Условия пенсионного обеспечения

(1) Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также государственным служащим с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации и Генерального инспектората карабинеров, имеющим право на пенсию, пенсии назначаются после увольнения со службы.

(2) Лицам офицерского состава, лицам начальствующего состава (кроме младшего) органов внутренних дел и Генерального инспектората карабинеров, которым продлен срок службы сверх установленного законодательством предельного возраста состояния на военной службе по контракту или на службе в органах внутренних дел, имеющим право на пенсию в соответствии с пунктом а) статьи 13 настоящего закона, пенсии назначаются со дня издания приказа о продлении срока службы в размере 50 процентов полагающейся суммы пенсии.

(4) Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также государственным служащим с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации и Генерального инспектората карабинеров пенсии по ограничению возможностей, а их семьям пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.11.2018 г. №245)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Лица, имеющие право на пенсию наравне с военнослужащими срочной службы и их семьями

На пенсионное обеспечение на условиях, установленных для военнослужащих срочной службы и их семей (если не оговорено иное), имеют право:

а) партизаны и подпольщики, признанные таковыми действующим законодательством (кроме указанных в статье 4);

b) рабочие и служащие соответствующих категорий, определяемых Правительством, получившие ограничение возможностей вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на военной службе в период второй мировой войны или на работе в районах боевых действий (на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, Военно-морских баз, аэродромов и т.д.), и их семьи;

с) участники второй мировой войны, находившиеся в составе румынской армии, и их семьи;

Здравствуйте! Я подполковник запаса, пенсионер. Пенсию мне начислили в 2009 году, в Республике Молдова, которую я получал по февраль 2011 года. На пенсию я вышел в 39 лет. В подсчёт пенсии вошли - 21 год общего стажа из них: 19 лет - календарных и 2.5 трудовых, которые по законодательству Республики Молдова предусматривает начисление пенсии. В 2011 году переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Во время оформления пенсии и рассмотрения личных дел, в центре социального обеспечения военного комиссариата Пермского края мне сообщили, что согласно Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года Н. 4468-1 , пенсия мне не может быть начислена, в связи с тем, что у меня нет 20 лет выслуги военной службы и 45 летнего возраста по выходу на пенсию, который предусматривает включение трудового стажа. Знаю, что есть решение экономического суда Содружества Независимых Государств N 01-1/5-06 "О толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. (Принято 13.04.2007). Прошу подсказать пути решения данной ситуации.

Геннадий Табак, г. Чайковский

Врид начальника управления кадров Главной военной прокуратуры полковник юстиции Триполев И. М.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, а также уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба.

Вместе с тем согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий включается не только военная служба, но и периоды работы в различных организациях, в том числе учеба в гражданских высших и средних образовательных учреждениях (из расчета один год учебы за шесть месяцев).

Решением № 01-1/5-06 Экономического Суда СНГ "О толковании применения части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" (принято в г. Минске 13.04.2007) действительно определено, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения службы в одном из государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство - участник, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

При этом в расчет выслуги лет для назначения пенсии включаются также периоды, не связанные с военной службой (учеба в гражданских образовательных учреждениях, служба в органах внутренних дел, прокуратуры и др.).

К сожалению, в вопросе не указано, каким видом деятельности Вы занимались 2,5 года до поступления на военную службу.

В любом случае, если считаете, что Ваши права нарушены, Вы вправе обратиться за их защитой в военную прокуратуру.

Статья 51(43). Виды трудовой деятельности, которые включаются в страховой стаж

(1) Помимо периодов, указанных в статье 5, в страховой стаж включаются периоды, в которые до вступления в силу настоящего закона осуществлялись следующие виды деятельности:
a) работа в качестве члена колхоза, независимо от ее характера и продолжительности. При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза без уважительных причин не выполнял установленного минимума трудового участия, учитывается время работы по фактической продолжительности;
b) творческая деятельность членов творческих союзов, подтвержденная секретариатами правлений соответствующих творческих союзов;
c) деятельность в качестве служителей и работников культа начиная с 1 апреля 1992 года;
d) уход за инвалидом I группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или за престарелым, достигшим возраста 75 лет;
e) обучение на дневных отделениях высших учебных заведений;
f) военная служба или другая приравненная к ней служба.

(2) Порядок включения в страховой стаж периодов, указанных в пунктах d) - f) части (1), устанавливается Правительством.

(3) Расходы, связанные с включением в страховой стаж периодов, указанных в пунктах d) - f) части (1), возмещаются из государственного бюджета.

[Ст.51(43) в редакции Закона N 950-XIV от 21.04.2000]

Статья 52(44). Подтверждение страхового стажа, приобретенного до введения индивидуального учета

(1) Страховой стаж, приобретенный до введения индивидуального учета, подтверждается трудовой книжкой или иными документами, выданными в установленном порядке.

(2) Порядок подтверждения страхового стажа, указанного в части (1), устанавливается Правительством.

[Ст.52 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 53(45). Исчисление и подтверждение застрахованного дохода, имевшего место до введения индивидуального учета

(1) В застрахованный доход, имевший место до введения индивидуального учета, включаются все виды оплаты труда, премии, иные выплаты, на которые начислялись взносы, пособия по временной нетрудоспособности, все виды оплаты труда в коллективных хозяйствах, натуральная оплата, за исключением выплат единовременного характера и стипендий.

(2) Виды доходов, на которые не начисляются взносы, определяются Правительством.

(3) Застрахованный доход подтверждается документами, выданными предприятиями, организациями, учреждениями, в которых работали застрахованные лица, или вышестоящими органами, а также архивами. Указанные документы оформляются в порядке, установленном Правительством.

(4) В случае невозможности представить справку о заработной плате в связи с тем, что документы не сохранились по причине стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение, вооруженный конфликт и др.), размер пенсии может быть исчислен из расчета среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации на дату
назначения пенсии (по данным Министерства труда и социальной защиты).

[Ст.53 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 54(46). Исчисление размера пенсии по возрасту

(1) Размер пенсии по возрасту определяется как сумма пенсий за период, предшествовавший дню вступления в силу настоящего закона, и период, последовавший за указанной датой. Формула для исчисления размера такой пенсии приводится в приложении 4, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона.

(2) Для застрахованных лиц, у которых страховой стаж, приобретенный после вступления в силу настоящего закона, составляет не менее 20 лет, размер пенсии определяется в соответствии со статьей 16, на основании среднемесячного застрахованного дохода, исчисленного после вступления в силу закона, с учетом общего страхового стажа.

(3) Если размер пенсии, исчисленный в соответствии с частью (1), меньше размера минимальной пенсии, указанного в статье 12, назначается минимальная пенсия согласно условиям, предусмотренным частями (5) - (6) статьи 16.

[Ст.54 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 55(47). Исчисление размера пенсии по инвалидности

(1) Для застрахованных лиц, имеющих группу инвалидности, в том числе вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, и подтверждающих необходимый для назначения пенсии страховой стаж, который включает периоды работы до и после вступления в силу настоящего закона, размер пенсии исчисляется в соответствии с частью (1) статьи 54.

(2) Размеры пенсий по инвалидности, назначаемых на основании страхового стажа, который был приобретен до вступления в силу настоящего закона, зависят от группы инвалидности и исчисляются по формулам, приведенным в приложении 5, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона.

(3) Размеры пенсий по инвалидности, назначаемых на основании страхового стажа, который был приобретен после вступления в силу настоящего закона, исчисляются в соответствии со статьей 21.

(4) Если размер пенсии, исчисленный в соответствии с частью (1), меньше размера минимальной пенсии, назначается минимальная пенсия, предусмотренная частью (3) статьи 21.

(5) Начиная с 1 января 2010 г. размеры пенсий по инвалидности будут исчисляться в соответствии со статьей 21.

[Ст.55 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 56(48). Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца

(1) Размер потенциальной пенсии по I группе инвалидности, из которой в соответствии со статьей 26 устанавливается пенсия по случаю потери кормильца, исчисляется в соответствии со статьей 55.

(2) Если размер пенсии, исчисленный в соответствии с условиями, предусмотренными частью (1), меньше размера минимальной пенсии, назначается минимальная пенсия на условиях, указанных в частях (2) и (4) статьи 26.

[Ст.56 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]
[Ст.49 исключена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]
[остальные перенумерованы]
[Ст.49 изменена Законом N 1434-XIV от 28.12.2000]

Статья 57. Пенсии работникам гражданской авиации

(1) Отдельным категориям работников гражданской авиации, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, на которых они заняты, пенсии назначаются при условии оставления работы в занимаемых должностях. К таким категориям относятся:
a) члены экипажей воздушных судов, имеющие страховой стаж, приобретенный в специальных условиях: мужчины - не менее 25 лет, женщины - не менее 20 лет, по достижении 45 лет;
b) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера: мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, при страховом стаже в занимаемых должностях не менее 12 лет и 6 месяцев у мужчин, 10 лет у женщин и общем страховом стаже не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
c) инженерно-технический персонал: мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет - при страховом стаже в занимаемых должностях не менее 20 лет у мужчин, 15 лет у женщин и общем страховом стаже не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

(2) Порядок исчисления страхового стажа для указанных в части (1) категорий работников и Перечень должностей, дающих право на пенсию на условиях настоящей статьи, устанавливаются Правительством.

(3) Размеры пенсий работникам гражданской авиации составляют 30 процентов среднемесячного застрахованного дохода за последние три года трудовой деятельности в должностях, указанных в части (1), но размер этого дохода не должен превышать размера трех средних заработных плат по стране.

(4) Пенсии, назначенные лицам категорий, указанных в части (1), выплачиваются в соответствии со статьей 17.

[Часть 4 ст.57 введена Законом N 576-XV от 26.12.03, в силу 01.01.04]
[Часть 4 ст.57(50) исключена Законом N 1126-XIV от 07.07.2000,]
[Признать неконституционным положение ст.50 ч.4 в соответс.]
[с Пост. Конституционного Суда N 27 от 18.05.99]

(5) Данная статья будет действовать в течение десяти лет со дня вступления в силу настоящего закона.

[Часть 5 ст.57 изменена Законом N 576-XV от 26.12.03, в силу 01.01.04]

Статья 58. Заключительные положения

(1) Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1999 г.

(2) Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:
- Закон о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 437-XII от 27 декабря 1990 г.;
- Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 1005-XII от 2 апреля 1992 г.;
- Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 162-XIII от 30 июня 1994 г.;
- Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 452-XIII от 6 мая 1995 г.;
- Статью I Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 1374-XIII от 19 ноября 1997 г.;

[Позиция в редакции Закона N 552-XIV от 28.07.99]

- Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 1428-XIII от 23 декабря 1997 г.;
- Постановление Верховного Совета Республики Молдова о порядке введения в действие Закона о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 438-XII от 27 декабря 1990 г.;
- Постановление Парламента о внесении изменений и дополнений в Постановление Парламента о порядке введения в действие Закона о государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова N 1006-XII от 2 апреля 1992 г.;
- Постановление Парламента об утверждении Списка N 3 работников сельского хозяйства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, которым предоставляется право на пенсию по возрасту на льготных условиях N 1007-XII от 2 апреля 1992 г.

(3) Правительству:
- до 1 января 1999 г. отменить Постановление о пенсиях за выслугу лет работникам образования и здравоохранения N 865 от 29 декабря 1992 г.;
- в двухмесячный срок представить Парламенту предложения о внесении в законы и иные нормативные акты изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу настоящего закона;
- в течение 1999 г.:
принять нормативные акты, обеспечивающие реализацию настоящего закона;
принять Постановление о передаче консилиумов врачебной экспертизы жизнеспособности в подчинение Министерству труда, социальной защиты и семьи.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПАРЛАМЕНТА Думитру ДЬЯКОВ

Кишинэу, 14 октября 1998 г.
N 156-XIV.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.


Многие люди интересуются, каков размер пенсии в Молдове. По некоторым данным молдавские пенсионные выплаты могут возрасти в 2 раза. Правительство пришло к выводу, что реформа выплат для людей преклонного возраста даст положительные результаты.

Законопроекты предусматривают четкую формулировку, которая позволит гражданам произвести расчет своей пенсии самостоятельно. Еще одно новшество в пенсионном законодательстве: при уходе за ребенком-инвалидом родителю будет идти в стаж весь период по его обслуживанию и учитываться при расчете пенсии.

Каких изменений ожидать

Прямым следствием вступления в силу нового закона являются более высокие выплаты для граждан, вышедших на пенсию по старости со следующего года. Некоторые случаи предусматривают удвоенный размер выплачиваемой компенсации в Молдавии.

После проведения пенсионного индексирования, при условии его утверждения в правительстве, пенсионеры с 1 января 2020 года будут получать государственную «зарплату» больше на 45-100%. Выплата предполагается в 1,5-2 раза выше, чем предусматривает нынешняя пенсионная система. Следуя реформе, пенсию в Молдове будут рассчитывать по единой формуле. Но при этом большинство социальных выплат упраздняется.

Принятие законопроекта правительством гарантирует начисление и выплату пенсий только Национальной кассой социальных потребностей. Одно из предложений в реформе предполагает увеличение возраста человека, когда должен состояться его выход на пенсию: женщины должны будут оставить работу при достижении 62 лет, а мужчины — 65. Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно на протяжении десятка лет.

Смотрите видео: повышение пенсионного возраста в Молдове.


С начала апреля этого года Молдова начинает вторую ступень реформации своих выплат пенсионерам, которая означает:

  • перерасчеты пенсионных выплат;
  • дополнительные индексации пенсионных пособий.

Почти миллион пожилых людей ждет прибавка в размере чуть менее 7%. На индексации государственный бюджет выделяет 640 миллионов леев.

После реформы минимальная пенсия в Молдове по возрастному критерию составит 1895 леев.

В числе первых деньги будут пересчитаны для пенсионеров, которые отправились на заслуженный отдых с 2000 по 2007 год. Речь идет о 83 тысячах человек. Для данной категории размер денежной выплаты будет увеличен на 36,8%. Государственный бюджет для этих целей выделил чуть больше 100 миллионов леев.

Население, получившее инвалидность, будет получать пенсионное пособие 1025 леев, после всех перерасчетов оно возрастет почти на 40%.

Предусматривается внесение изменения в формулу по расчету пособия. Начиная с апреля 2017, при выходе на пенсию берется в расчет общее количество проработанных лет, накопительные ставки в размерах 1,4% и среднемесячные застрахованные доходы получателя. На сегодняшний день начисление пособия прорабатывается в определенных структурных подразделениях.

Смотрите видео: мнение людей о пенсии в Молдове.


Людям, оставившим рабочее место с 2000 по 2007 год, произведут перерасчеты по текущей инфляции и последующему снижению покупательских способностей. Сейчас средняя пенсия равна 27% от размера средней заработной платы.

Новая формула предполагает, что пособие у определенной категории граждан увеличится до 41%. Начисление пособия значительно упрощается, но сохраняет критериальную базу. Если зарплата, трудовая выслуга и отчисления в фонд высоки, то гарантирован большой размер выплаты.

Индексация пенсий в Молдове

Нововведения в законодательство обеспечивают индексацию для работающего пенсионера в течение каждых 2 лет. Эта поправка относится лишь к тем, кто стал пенсионером в 2017 году.

Выплаты для пенсионеров, ставших таковыми после 2007 года, изменятся скоро. Если человек вышел на заслуженный отдых в указанном году, то на данный момент его доход составляет 1798 леев, а после реформы он будет распоряжаться уже суммой в 2440 леев.


Сравнение пенсионного возраста в Молдове с другими странами

Кто оставляет рабочее место в 2020 году, может рассчитывать на более высокие пособия.

Пенсия по инвалидности в Молдове

Начиная с 2017 года, вся групповая классификация инвалидности упраздняется. Вместо предыдущей типизации вводят тяжелую, выраженную и среднюю степень. Ключевая роль отводится трудоспособности. Она определяется в процентах от 0 до 63%. Но реформа не предполагает лишать инвалидов уже выписанных документов и льгот.

В 2019 году увеличивались выплаты для ухода за человеком с тяжелой степенью инвалидности, ведь он ему необходим постоянно. Денежное пособие возросло с 290 до 490 леев. Если у человека наблюдаются нарушения в опорно-двигательном аппарате, то гражданин имеет возможность получить ежегодную компенсацию по расходам, которая составляет полтысячи леев.


Сравнение размера пенсии в России, Украине, Молдове и Приднестровья

На 2020 год государственный бюджет Молдовы запланировал больше 50 тыс. леев для выплат инвалидам. Также увеличили выплаты по погребению с 800 до 1000.

Средняя пенсия по инвалидности после проведения реформы составляет 1020 леев (выплачивается 134 тыс. населения), если семья потеряла кормильца, то выплата равняется 662 леям и ее получают 14,5 тыс. человек. Жертвы и ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы получают пособие в 2830 леев, а военнослужащие по срочному типу службы и их семьи — 960 леев.

Минимальные пенсионные пособия по возрастному критерию:

  • для сельскохозяйственных рабочих равняются 850 леям;
  • для иных льготных категорий — 950 леям.

Кто в Молдове сможет досрочно выйти на пенсию

О категориях граждан, которые могут досрочно выйти на пенсию в Молдове смотрите в этом видео.


Пенсии в Молдове прошли индексацию с начала весны на инфляционный размер, составляющий примерно 10-11%. По результатам реформирования средняя пенсия по возрастному критерию возрастет примерно на 130 леев, по инвалидности — на 95, при потере кормильца — на 61.

Так же, на сайте можно ознакомиться с размером пенсий в разных странах мира.

Закон республики Молдова гласит, что ходатайствовать о пенсии могут только те лица, которые постоянно проживают на ее территории. Минимальная пенсия в Молдове не дотягивает до прожиточного минимума.

Закон о пенсионных отчислениях

Согласно новому закону, пенсия в Молдове выплачивается:

  1. Лицам, достигшим пенсионного возраста.
  2. На фоне потери трудоспособности.
  3. На фоне потери кормильца.
  4. Лицам, имеющим группу инвалидности.

Бюджет ПФ Молдавии включает в себя денежные средства, внесенные самими застрахованными лицами, включая нанимателей.

Наименьшую часть бюджета пенсионного фонда составляют начисления от других фондов.

Выплата пособий молдавским пенсионерам зависит от страховых периодов. Прослеживается прямая связь между размером пособия и размером исчислений, внесенных в казну фонда гражданином страны.

Узнать какую пенсию получают в Греции, Болгарии и Канаде можно узнать на нашем сайте.

Пенсионный возраст

Подробнее о пенсионном возрасте можно узнать из видео, представленном ниже.

В соответствии с новым законом, период страхового стажа теперь будет увеличен на 6 месяцев. Гражданин Молдовы мужского пола, планирующий уйти на заслуженный отдых после 1 июля 2017 года, сможет оформить пенсию только после 62 лет. Страховой стаж при этом должен составлять 33 года.

Пенсионный возраст для женщин составляет 57 лет. Стаж при этом должен составлять 30 лет и 5 месяцев.

Согласно закону, нормы выхода на отдых молдавских мужчин и женщин теперь уравняются. Это будет осуществляться постепенно. Пенсионный возраст будет повышаться каждый год.

Начиная с 01.07.2019, мужское население будет выходить на пенсию в 63 года. Женское население страны «догонит» мужчин к 01.07.2028 г.

Для того чтобы сравнить пенсионный возраст молдавских пенсионеров с возрастом их российских, приднестровских, казахстанских и украинских «собратьев», нужно посмотреть на диаграмму.

В Молдове сохраняется дискриминация по пенсионному возрасту. Некоторые сотрудники пенитенциарных организаций обязуются уйти на «заслуженный отдых» уже после достижения 35-летнего возраста.


В каком возрасте выходят на пенсию в разных странах

Другие нововведения

Закон о пенсионном обеспечении гласит, что теперь процесс оформления пособия не будет требовать приложения документов о з/п за период с 1 января 99 года. Это обусловлено тем, что при расчёте пособий учитывается только та прибыль, которая была застрахована.

01.06.2017 власти страны ввели привилегии для женского населения страны. Льготы для представительниц прекрасного пола, воспитавших более 5 детей, будут заключаться в том, что они смогут уйти на заслуженный отдых на 36 месяцев раньше.

Оформляя пособие, необходимо предоставить период страхования. Он подтверждается трудовой книжкой.

Информация для инвалидов

Особый отдел закона о реформе пенсионной системы посвящается новым условиям предоставления пенсии по инвалидности.

Теперь для получения пособия люди, имеющие группу, должны подтвердить свой стаж. Это нововведение не относится к лицам, имеющим инвалидность с детства.

Возраст Стаж
23 2
24-29 4
30-33 7
34-37 10
38-41 13
От 42 лет 15

По мнению И. Мереакре, исполнительного директора ассоциации «Motivație», прожить на социальное пособие для инвалидов сегодня нельзя. Размер минимального пособия для несовершеннолетних инвалидов составляет 500 лей. Взрослым инвалидам, не имеющим трудового стажа, выплачивают 220 лей. Не подрабатывающие молодые люди испытывают серьезные лишения.

Как оформляется пенсия?

Для оформления пособия необходимо подать соответствующее заявление в территориальное отделение соц. страхования.

Перечень документов, который требуется предоставить, включает в себя следующие справки:

    документ, удостоверяющий личность;


Основным документом для оформления пособия является паспорт

При необходимости могут потребоваться документы об изменении Ф.И.О. Чернобыльцам нужно представить документ, подтверждающий их проживание на территории во время катастрофы на ЧАЭС.

Все документы представляются в течение 30 суток с момента выхода на пенсию.

Если ходатайствующее лицо подает заявление позднее этого срока, пособие начинает выплачиваться со времени предоставления последнего документа.

Заявление рассматривается в течение 15 суток с момента подачи. Затем данные ходатайствующего лица вносятся в информационную базу. После обработки документов человеку выплачивается пособие.

Лица, проработавшие менее 15 лет, не могут претендовать на пенсию в Молдове. Таким гражданам предоставляется только «социалка».

Оформить досрочное пособие

Согласно новому закону, при определенных условиях допускается досрочный выход на пенсию. Это можно сделать раньше на 36 месяцев положенного срока.

Важнейшим условием для оформления досрочной пенсии является наличие страхового стажа, который соответствует действующему закону о пенсионных отчислениях.

К не страховым периодам следует отнести:

  1. Прохождение воен. службы (срочной, сокращенной или контрактной).
  2. Декрет.
  3. Непродолжительную нетрудоспособность.
  4. Очную учебу.

Размер пенсионных отчислений аналогичен сумме пособия по старости. Не страховой стаж может быть засчитан после досрочного оформления пенсионных отчислений.

Как рассчитывается пенсия?

Каждый месяц наниматели переводят в гос. фонд 5,8% от прибыли каждого работника предприятия. Денежные средства сохраняются на лицевом счете каждого официального сотрудника предприятия.


Страховой стаж и для мужчин, и для женщин вырос на полгода.

Повышение пенсий в Молдове осуществляется ежегодно. С 1 апреля 2017 ставка составляет 7,96%.

Новая формула

Начиная с 01.04.2017 рассчитать размер пособия можно по новой формуле:

  • общий срок работы;
  • накопительный коэффициент, составляющий 1,35%;
  • месячный усредненный застрахованный доход.

Формула для расчета пенсионных отчислений выглядит следующим образом: P (пенсия)=1.3% x Tt (период общего страх. стажа) x Vav (усредненный застрахованный 30-суточный доход).

Накопительная ставка составляет 1,36%. По некоторым данным, размер пенсии в Молдове будет увеличен на 6-26%. «Минималка» для лиц, задействованных в сельскохозяйственном секторе, в этом году вырастет на 22%.


По данной формуле можно рассчитать размер пособия

Будущие пенсионеры Молдовы могут самостоятельно узнать размер пособий. Специальный калькулятор можно найти на официальном сайте молдавского Пенсионного Фонда.

Размер «минималки»

Минимальная пенсия в Молдавии составляет 1895 лей. Такое пособие выплачивается после достижения пенсионного возраста.

Сколько получают в среднем?

Сегодня средняя пенсия также не дотягивает до прожиточного минимума. После индексации, проведенной в 2019 году, размер средней пенсии по старости составляет 3765 леев.


Средний размер пенсии в Молдове в 2019 году не дотягивает до величины прожиточного минимума

Размер прожиточного минимума составляет 1726 леев.

Узнать среднюю заработную плату и вакансии в Молдове можно на нашем сайте, перейдя по ссылкам.

Размер максимальной пенсии

Пособие в размере 36 тыс. леев сегодня получает бывший сотрудник банковской сферы. Имя этого человека держится властями страны в секрете.

Солидную пенсию, пусть и не такую высокую, получают:

  1. Министры.
  2. Депутаты.
  3. Сотрудники охранной системы.
  4. Сотрудники полиции.
  5. Прокуроры.
  6. Судьи.

Размер пенсии президента страны составляет 7,5 тыс. леев.

Анонимный источник утверждает, что пенсионные отчисления в размере 7,0 тыс. леев получают близкие родственники официальных лиц.

Согласно законодательству страны, пенсия крупных чиновников составляет 74% от заработной платы. Размер пособия варьируется от 4500 до 5000 леев.

Пенсионные отчисления в Приднестровье

С 01.11.2017 года средний размер пенсионных отчислений в Приднестровье составляет 1351 рубль. Пособие было повышено за счет гуманитарной помощи со стороны России. Размер надбавки составляет 90 р.


Средняя пенсия в Приднестровье примерно в два раза выше, чем в Молдове и Украине

Приднепровская «минималка» немного превышает молдавскую. Учитывая специфический режим финансирования, это свидетельствует о том, что экономика региона понемногу выравнивается.

Сравнить уровень средней пенсии Приднестровья (в долларах) с размером пособия в Молдове и других странах-соседях можно, изучив диаграмму.

Проведение валоризации

Осенью 2017 года властями Молдавии было принято решение о скорейшем проведении валоризации, которая была запланирована на 2019 год. Перерасчет пособий коснется 152 тыс. пожилых людей, проживающих на территории страны.

В апреле 2018 года пересчитали пенсионные отчисления по инвалидности и старости, которые были установлены в 2012-2013 гг.

В октябре 2018 года проведен 2-й этап валоризации. Осенний перерасчет коснется пенсий, установленных в 2014-2017 гг.


Валоризация пенсий – это повышение пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 1 января 2002 года.

«Возрастные» пособия будут увеличены на 305 леев, по инвалидности – на 279 леев. Пособия повысят с учетом не только даты его установления, но и дохода пенсионера.

Количество инвалидов, которых ждет перерасчет – 21 тыс. человек. На эти цели молдавским государством было выделено 200 млн леев.

Кабинет министров Молдовы принял еще одну важную поправку. Она касается права ухода на заслуженный отдых лиц, отработавших на вредном производстве и в иных опасных условиях труда.

«Пенсия по вредности» будет выплачиваться гражданам, чей стаж составляет 10 и более лет. Это актуально для лиц обоих полов.

Инструкция для выживания


как выжить на ничтожно маленькую пенсию в Молдове?

Лицам, которых не устраивает размер пенсионных отчислений, можно рассмотреть следующие варианты улучшения своего финансового положения:

  1. Вложить денежные средства в недвижимое имущество и жить на ренту от квартиры.
  2. Вложить деньги в акции крупных фирм. Этот способ будет приносить пенсионерам стабильные дивиденды.
  3. Оформить частную пенсию.

Для оформления частного пособия нужно обращаться в негосударственный ПФ. Важнейшим условием является подписание президентской программы любой страховой компании страны.

Этот способ позволяет самостоятельно выбирать валюту страхования.

Также человек сможет самостоятельно решить, когда именно ему следует вносить вклад – 1 раз/6 мес., или всю сумму сразу. Уровень 12-месячного вклада составляет 100 $.

Частная пенсия оформляется после 55 лет.

Заключение

Рекомендуется заранее позаботиться о своей пенсии. Чем больше заработная плата, тем выше будет уровень пособия.

Читайте также: