Закон о пенсионном страховании статья 5 в беларуси

Чтобы защитить свои пенсионные накопления, люди старшего возраста могут воспользоваться услугой страхования пенсии в Беларуси. Вне зависимости от того, в какое финансовое учреждение обратится человек, страховщик гарантирует удобную программу долгосрочного накопления, периодичность страховых взносов и увеличение размера выплат по старости.

  1. Что такое пенсионное страхование
  2. Пенсионная система в Беларуси
  3. Добровольное пенсионное страхование в Беларуси
  4. Особенности программы
  5. Преимущества страхования
  6. Есть ли минусы
  7. Порядок оформления
  8. Где и когда можно оформлять
  9. Заключение
  10. Видео по теме статьи

Что такое пенсионное страхование


Пенсионное страхование в РБ – это возможность получить гарантийные выплаты и увеличить свой будущий доход от государства. Несмотря на то, что пенсия формируется на основе дохода гражданина, можно получить защиту и даже приумножить, если делать дополнительные взносы. Чем раньше человек заключит договор со страховой организацией, тем выше у него будет пенсия.

Конечно, страховщики не предоставляют свои услуги бесплатно, придется выплачивать страховые взносы, но договоренность между сторонами позволит накопить дополнительные средства. Они станут приятным дополнением к пенсионным выплатам. Услуга является добровольной. Вид программы будущий пенсионер выбирает самостоятельно.

Долгосрочная программа накопления обеспечивает повысить свой доход на пенсии, который будет выплачиваться каждый месяц, вне зависимости от ситуации извне. Клиент страховой организации может самостоятельно выбрать, в какой валюте будет производиться трансакции, размер вложений и периодичность платы за предоставляемую услугу. Клиент вправе выбрать период страхования: от трех до пятнадцати лет или пожизненно.

На заметку! Расчет суммы по выплатам проводится с учетом вложений и срока страхования.

Пенсионная система в Беларуси

В республике Беларусь несколько страховых компаний, которые предоставляют подобную услугу для будущих пенсионеров. По статистике минимальный размер пенсионного обеспечения составляет — 245 бел. руб. Этот показатель можно увеличить в треть или в половину с помощью программ добровольного страхования.

В Беларуси есть учреждение под названием ФСЗН. Туда от каждого гражданина поступает 35% от ежемесячного заработка. Сам человек оплачивает только 1% от этой суммы, а остальное покрывает работодатель. Несмотря на внушительный процент перечислений, выплаты получаются небольшие, и даже увеличение пенсионного возраста это не изменит.

ВАЖНО! Сейчас белорусские резиденты уходят на пенсию в возрасте: женщины – 58 лет, мужчины – 63.

Добровольное пенсионное страхование в Беларуси


Пенсионное страхование гарантирует экономическую стабильность каждому, когда он уже уйдет на покой или в силу физических недомоганий больше не сможет работать. Несмотря на то, что работодатель перечисляет деньги в Пенсионный Фонд, после индексаций и вычетов коэффициентов, итоговая сумма выплаты небольшая. Это можно изменить, если накапливать дополнительные средства и застраховать их, чтобы получить гарантию безопасности своих средств.

Особенности программы

Существует несколько видов программ. Стандартный вариант позволяет заключить контракт с целью открытия личного счета, куда будут поступать дополнительные пенсионные перечисления. Закрытие происходит после того, как владелец л/с официально выходит на пенсию (по возрасту или здоровью). Клиент может перечислять любую удобную для себя сумму, но не менее 7% от общего дохода. Вносить средства можно один раз в 1, 3 месяца или в год.

Чтобы застраховать будущие пенсионные выплаты, соискатель должен соответствовать ряду условий:

  1. Совершеннолетний гражданин.
  2. Срок страхования от трех лет.
  3. Валюта: рубли (Беларусь или Россия), евро или доллары.
  4. Внесение страхового взноса и периодическое пополнение счета.
  5. Закрытие накопительного вклада: истечение срока договора, получение инвалидности или достижение пенсионного возраста.

Страховщик позволяет включить в договор страхования дополнительные пункты страховых случаев, но тогда премия организации будет выше. Позже, застрахованный может получить все деньги сразу или договориться о ежемесячных выплатах, как дополнение к пенсии. Последний вариант более выгоден. Тогда деньги будут индексироваться.

Преимущества страхования


Добровольный вид страхования потребует затрат на обслуживание счета, но они практически незаметны. Достоинство такого рода обеспечения в том, что будущая пенсия будет намного выше среднестатистической.

  1. Взносы по добровольному страхованию не облагаются налоговым вычетом.
  2. Можно менять периодичность взносов и их частоту. Можно регулировать финансовые потоки по мере изменения ситуации с доходами.
  3. Страхование рисков. Существует гарантия выплаты.

Норма доходности не меняется, даже при возникновении форс-мажорных ситуаций. Еще один существенный плюс: застрахованные работы не могут делиться между супругами, если владелец счета решит развестись.

Есть ли минусы

В отличие от пенсионной системы Беларуси, у добровольного страхования нет серьезных недостатков, за исключением премий за предоставление самой услуги. В остальных вопросах предложение считается надежным и выгодным.

Порядок оформления


В республике Беларусь застраховать пенсионные отчисления может любой совершеннолетний гражданин. Для этого необходимо определиться, с какой компанией будет заключаться договор, и провести проверку ее надежности. После этого потребуется сбор документации для оформления. Человек должен ознакомиться с контрактом, оговорить такие моменты, как первый взнос и периодичность пополнения. Пример расчета доходности: если мужчина, резидент Беларуси, в возрасте 33 лет отчисляет по 34 белорусских рубля в течение 30 лет, то когда он выйдет на пенсию, он получит дополнительно к пенсии – 250 бел.руб. Если человек решит забрать все деньги сразу, то общая сумма составит порядка 25400 бел.руб. Если по состоянию здоровья (инвалидность) этот мужчина выйдет на пенсию раньше, то единовременная выплата по дополнительному страхованию составит около 30 тысяч.

ВАЖНО! Чтобы не попасть на крючок мошенников, следует тщательно выбирать организацию, с которой заключать сотрудничество.

Где и когда можно оформлять


В Беларуси компаний, которые предоставляют страхование пенсии не так много. Соискатель может выбрать любой из списка:

  • УСП «БелВЭБ Страхование»;
  • БРУСП «Белгосстрах»;
  • ЗСАО «Ингострах»;
  • СООО «Белкоопстрах»;
  • ЗАСО «Белнефтестрах»;
  • УП «Белэксимгарант»;
  • ЗАСО «Имклива Иншуранс»;
  • СБА ЗАСО «Купала»;
  • ЗАО «СК ЭРГО»;
  • РДУСП «Стравита»;
  • ЗАСО «ТАСК»;
  • ЗАО «СК «Белросстрах»;
  • РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация»;
  • ООО «Приорлайф».

Все эти организации лицензированы и имеют высокий показатель надежности. Обратиться к страховщикам может любой гражданин республики Беларусь, достигший 18-летнего возраста. Крайний возраст подачи заявки – за 3 года до наступления пенсионного возраста.

Заключение

Добровольное страхование пенсии позволит в будущем получать больше, чем будет выделять государство. Более того, у некоторых страховых компаний есть дополнительные привилегии за клиентов. Некоторые организации предлагают инвестировать накопительные средства, тогда итоговая сумма будет больше.

Видео по теме статьи


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.


Назначение досрочных пенсий лицам за работу с особыми условиями труда производится в общей пенсионной системе в соответствии со статьями 12, 13, 47-49, 49-2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании».

Так, право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе предоставлено работникам, занятым в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2 (пункты «а» и «б» части первой статьи 12 Закона, статья 15 Закона), которые до введения профессионального пенсионного страхования, т.е. до 01.01.2009 выработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения данной пенсии.

Справочно: право на досрочную пенсию по возрасту по списку № 1 на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено мужчинам при наличии не менее 10 лет стажа работы с особо вредными и особо опасными условиями труда, женщинам – не менее 7 лет 6 месяцев. Таким образом, половина от необходимого стажа работы с вредными условиями труда для мужчин составляет 5 лет, для женщин – 3 года 9 месяцев;

право на досрочную пенсию по возрасту по списку № 2 на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено мужчинам при наличии не менее 12 лет 6 месяцев стажа работы с вредными и опасными условиями труда, женщинам – не менее 10 лет. Таким образом, половина от необходимого стажа работы с вредными условиями труда для мужчин составляет 6 лет 3 месяца, для женщин – 5 лет.

При этом наличие у таких работников права на профессиональные пенсии и продолжительность их профессионального стажа (с 01.01.2009) значения не имеют. Эта норма не распространяется на лиц, имеющих специальный стаж (независимо от его продолжительности) для досрочных пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты «в» – «з» части первой статьи 12 Закона и статья 13 Закона) и пенсий за выслугу лет (статьи 47-49, 49-2 Закона) – Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения».

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты «в» – «з» части первой статьи 12 Закона и статья 13 Закона) и пенсии за выслугу лет (статьи 47-49, 49-2 Закона) при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, назначаются лицам, не имеющим права на профессиональную пенсию в соответствии с Законом о ППС. То есть как только работник выработал половину требуемого профессионального стажа (в период с 01.01.2009) возникает право только на профессиональную пенсию.

Пример 1: Гражданин обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1. У него имеется 5 лет специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 5 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.

Несмотря на то, что гражданин выработал половину от необходимого профессионального стажа после 01.01.2009, он имеет право на назначение досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона (при выполнении иных условий, предусмотренных пенсионным законодательством).

Пример 2: Гражданин обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1. У него имеется 4 года 11 месяцев 29 дней специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 6 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.

Так как гражданин не выработал половину от необходимо специального стажа до 01.01.2009, права на назначение досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона он не имеет. Он может реализовать свое право на профессиональную пенсию по условиям и нормам Закона о ППС. Для этого ему необходимо обратиться в территориальный орган фонда социальной защиты населения по месту жительства либо фактического проживания в Республике Беларусь.

Пример 3: Гражданин в 2019 г. обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по пункту «д» статьи 12 Закона (тракторист-машинист). У него имеется 10 лет специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 10 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.

Так как гражданин в период с 01.01.2009 выработал половину от необходимого профессионального стажа, дающего право на профессиональную пенсию по Закону о ППС, права на назначение досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона не имеет. Он может реализовать свое право на профессиональную пенсию по условиям и нормам Закона о ППС. Для этого ему необходимо обратиться в территориальный орган фонда социальной защиты населения по месту жительства либо фактического проживания в Республике Беларусь.

Важно знать! Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 01.01.2009 составляет менее половины требуемого для назначения досрочных пенсий в соответствии со статьями 12,13,15,47-49,49-2 Закона, по их выбору 1) предоставляется право на профессиональное пенсионное страхование либо 2) на ежемесячную доплату к заработной плате в размере, определяемом работодателем, но не менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в фонд социальной защиты населения. При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход к заработной плате вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления произвольной формы.

Елена КОЧУРКО,
заместитель начальника управления социального обслуживания и пенсионного обеспечения населения – начальник отдела пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

В редакцию поступил вопрос, касающийся профессионального пенсионного страхования: «В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» педагогические работники подлежат профессиональному пенсионному страхованию при соответствии их работы критериям оценки условий труда, установленных Положением о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения.

Период каникул, установленный для обучающихся, является для педагогов рабочим временем, и в этот период работники подлежат профессиональному пенсионному страхованию при соблюдении установленных критериев оценки условий труда в совокупности. Преподавательская деятельность работников в период каникул отсуствует (уроки не проводятся). Подлежат ли профессиональному пенсионному страхованию педагогические работники в каникулярное время?»

Разобраться в ситуации нам помог Фонд социальной защиты населения, в который мы обратились за помощью. Ниже мы публикуем разъяснение госоргана.

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В соответствии с подп. 1.15 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» (с последующими изменениями и дополнениями) профессиональному пенсионному страхованию подлежат, в частности, педагогические работники, предусмотренные п. 2 раздела II перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 1490); далее — Перечень), при соответствии условий их работы критериям оценки условий труда и уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование.

На основании критериев, установленных в подп. 24.2.2 п. 24 главы 9 Положения, на педагогических работников, предусмотренных п. 2 Перечня, профессиональное пенсионное страхование распространяется при выполнении в совокупности следующих условий одновременно: занятость не менее чем на полную ставку (оклад), в т. ч. для общего среднего образования, специального образования — ведением педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (за исключением организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся) в объеме не менее 18 часов в неделю (не менее 20 часов в неделю для учителей-дефектологов), выполнением организационно-воспитательной работы, осуществлением дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся и выполнением других обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками. При этом в Положении отсутствуют какие-либо исключения в отношении таких периодов, как каникулярные.

При несоответствии (полном либо частичном) условий труда конкретного работника установленным критериям оценки условий труда профессиональное пенсионное страхование на него не распространяется и, соответственно, взносы на профессиональное страхование за него не уплачиваются.

Согласно ч. 3 п. 2 Положения профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, осуществляется в периоды их непосредственной трудовой деятельности на этих рабочих местах и трудового отпуска.

Период каникул, установленный для обучающихся, не совпадающий с трудовыми отпусками педагогических работников учреждений образования, является для них рабочим временем. Соответственно, в этот период педагогические работники подлежат профессиональному пенсионному страхованию только при соблюдении их условий труда установленным критериям оценки условий труда в совокупности.

Вместе с тем в период нахождения педагогического работника в трудовом отпуске, приходящемся на каникулярный период, он подлежит профессиональному пенсионному страхованию при условии, что дни трудового отпуска (основного и дополнительного) непосредственно следуют за периодом (днем), в котором работник выполнял работу в особых условиях труда в течение полного рабочего дня.

Постановление направлено на урегулирование процедурных вопросов, связанных с исчислением профессионального стажа, длительность которого является одним из основных условий для возникновения права на досрочную профессиональную пенсию.
Установленный Правительством порядок исчисления профессионального стажа обусловлен основополагающим принципом построения системы профессионального пенсионного страхования - предварительное накопление средств (целевых взносов работодателей) для выплаты работнику в будущем профессиональной пенсии. Как в любой пенсионной схеме, использующей накопительные механизмы, в системе профессиональных пенсий исчисление страхового стажа, по сути, сводится к обобщению данных о периодах работы застрахованного лица с уплатой страховых взносов.
В отличие от действующих правил, когда оценка характера работы дается за прошлое время при назначении пенсии, в системе профессиональных пенсий формирование (накопление) пенсионных прав осуществляется в период "вредной" работы одновременно с учетом взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Положением устанавливается порядок определения профессионального стажа при работе застрахованного лица с различными особыми условиями труда, в том числе в случаях, когда часть такой работы протекала до введения профессионального пенсионного страхования (до 1 января 2009 г.).
Положение состоит из трех глав. В первой главе закрепляется общее правило об исчислении профессионального стажа путем суммирования продолжительности периодов работы застрахованного лица в особых условиях труда, сопровождавшихся уплатой целевых взносов, с нарастающим итогом. Профессиональный стаж будет исчисляться страховщиком - Фондом социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты - на протяжении трудовой деятельности работника на основании ежегодной отчетности страхователей. Результаты подсчета будут накапливаться на профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Во второй главе Положения определены особенности исчисления профессионального стажа некоторых категорий работников гражданской авиации. Это обусловлено характером выполняемой ими работы, спецификой организации профессиональной деятельности и учета рабочего времени. Механизм исчисления профессионального стажа основывается на уже действующих правилах, что обеспечивает реализацию принципа преемственности законодательства.
Третья глава закрепляет правила исчисления профессионального стажа при выполнении застрахованным лицом различных работ, дающих право на досрочную пенсию при разных возрастных и стажевых требованиях. Указаны конкретные случаи, когда периоды работы с разными условиями труда (в том числе до и после 1 января 2009 г.) суммируются для исчисления профессионального стажа и определения права на досрочную профессиональную пенсию. Эти правила также базируются на действующих нормах о зачете работ с разными условиями труда.
Постановлением Правительства поручается Фонду соцзащиты населения давать разъяснения по вопросам исчисления профессионального стажа. Предоставление фонду таких полномочий основывается на его правовом статусе страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Фонд фактически является средоточием всего комплекса правоотношений в области профессионального пенсионного страхования - от разработки методологии по уплате работодателями целевых взносов до назначения профессиональных пенсий.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования" определен круг работников, подлежащих с 1 января 2009 г. обязательному профессиональному пенсионному страхованию. Документ вступает в силу с 1 января 2009 г. одновременно с Законом Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании".
Главная цель документа - определение круга работников, подлежащих с 1 января будущего года обязательному профессиональному пенсионному страхованию. Одновременно урегулированы отдельные вопросы, связанные с осуществлением нового вида социального страхования и назначением профессиональных пенсий.
Профессии и должности работников, сгруппированные по сферам профессиональной деятельности, перечисляются в списках (перечнях) производств, работ, профессий, должностей, показателей, учреждений и организаций. За основу были взяты категории работников, пользующиеся правом на досрочные пенсии сегодня. Списки №1 и №2 будут применяться в действующей редакции, без кардинального пересмотра.
Для целей профессионального пенсионного страхования в обязательном порядке будет оценено состояние условий труда на каждом рабочем месте. Для этого применяются аттестация рабочего места по условиям труда (списки №1 и №2, текстильные производства) или критерии оценки условий труда, особенностей (видов) выполняемых работ (это касается остальных категорий работников). Критерии практически полностью базируются на дополнительных требованиях и условиях, применяемых при назначении досрочных пенсий сегодня.
Правительство уполномочило республиканские органы государственного управления осуществлять контроль за правильностью применения перечней и критериев. Такой подход объясняется сложившейся в республике системой управления отраслями экономики, где всесторонняя и объективная оценка характера и интенсивности труда конкретных категорий работников могут быть сделаны исключительно отраслевым органом, обладающим всем комплексом необходимой информации.

310 03.06.2020 09:37 Фото носит иллюстративный характер. Источник: https://www.tut.by/

Анна ПАРФЕЕВЕЦ ,

C 1 января 2009 года Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда.

Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий, которые постепенно приходят на смену досрочным пенсиям по условиям труда, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

С целью предоставления дополнительных пенсионных гарантий отдельным категориям работников, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, 17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ №15).

С принятием Указа №15 работники с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшие до 2009 года (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47 – 49, 49 -соответственно). При этом в качестве недостающего льготного стажа засчитывается профессиональный стаж, выработанный после 1 января 2009 года.

Например, трактористу-машинисту сельскохозяйственного производства требуется 20 лет льготного стажа для назначения досрочной пенсии на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста. До 2009 года он заработал 11 лет льготного стажа (более половины из требуемого) и с 1 января 2009 года 10 лет профессионального стажа (всего 21 год льготного стажа). При достижении требуемого возраста (мужчины – 57 лет в 2020 году, 57 лет 6 месяцев в 2021 году, 58 лет в 2022 году) ему может быть назначена досрочная льготная пенсия из общей пенсионной системы органами по труду, занятости и социальной защите.

А работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины требуемого льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право выбора:

  • формировать профессиональный стаж и пенсионные сбережения или
  • получать ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования.

В первом случае работодатель продолжает уплачивать за работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В дальнейшем работник будет иметь право на досрочную или дополнительную профессиональную пенсию, которая назначается органами Фонда социальной защиты населения по месту жительства либо фактического проживания застрахованного лица.

Досрочная профессиональная пенсия назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер такой пенсии исчисляется исходя из суммы пенсионных сбережений, накопленных на индивидуальном счете работника.

Например, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства до 2009 года заработал 9 лет льготного стажа (менее половины из требуемых 20 лет) и с 1 января 2009 года 12 лет профессионального стажа (всего 21 год льготного стажа). По достижении 57 лет в 2020 году он приобретет право на досрочную профессиональную пенсию. Обратиться за такой пенсией можно в любое время после возникновения права, но не позднее месяца, предшествующего месяцу достижения общеустановленного пенсионного возраста (далее – ОПВ). Сумма его пенсионных сбережений составляет 5000 рублей. При обращении за пенсией за 5 лет до ОПВ, он ежемесячно в течение 5 лет будет получать 83,34 рубля (5000/60 месяцев). При обращении за 2 года до ОПВ, при той же сумме пенсионных сбережений, размер пенсии составит 208,34 рублей (5000/24 месяца) в течение 2 лет.

Если работник не изъявит желание уйти на досрочную профессиональную пенсию, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста он получит дополнительную профессиональную пенсию. Дополнительная профессиональная пенсия устанавливается в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который она выплачивается (далее – БПМ), за счет сформированных пенсионных сбережений, дополнительно к пенсии по возрасту.

Например, человек достиг общеустановленного пенсионного возраста и в мае 2020 года обратился за назначением дополнительной профессиональной пенсии. Сумма пенсионных сбережений – 5 000 рублей. БПМ в мае установлен 246,78 рублей. Период выплаты составит 20 месяцев (5 000/246,78 р.). Назначенная пенсия будет выплачиваться в течение 20 месяцев в размере 246,78 рублей. При изменении БПМ размер выплаты соответственно будет меняться.

Суммы пенсионных сбережений зависят от заработной платы, от тарифа взносов на профессиональное пенсионное страхование, от начисляемого дохода (ежегодно до 1 апреля) на эти пенсионные сбережения.

Указом №15 в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по спискам N 1 и N 2, тарифы взносов для них были увеличены с 1 января 2014 года).

Например, для отдельных категорий медицинских и педагогических работников тариф установлен 4% вместо 1,5%, для трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, для женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) – 6% вместо 2,3%. Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 года.

Работник может отказаться от профессионального пенсионного страхования и получать ежемесячную доплату к заработной плате вместо указанного страхования. Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть, взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. В этом случае профессиональный стаж и пенсионные сбережения формироваться не будут.

Анна ПАРФЕЕВЕЦ, главный специалист отдела профессионального пенсионного страхования Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Читайте также: