Закон о пенсиях ельцина

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Большинство граждан интересуется вопросом о размерах пенсионных отчислений предыдущих Президентов страны. И самыми популярными личностями являются Горбачев Михаил Сергеевич и Ельцин Борис Николаевич. В этом материале расскажем о том, какие выплаты получают первый Президент СССР и первый Президент РФ, а также предыдущий мер Москвы – Лужков Юрий Михайлович.

  1. Пенсионные выплаты Горбачеву
  2. Пенсия Ельцина и его жены?
  3. Лужков и размер пенсионных отчислений

Пенсионные выплаты Горбачеву

В настоящее время Горбачев проживает в Германии, но, несмотря на смену места жительства, он каждый месяц получает пенсионные отчисления как бывший Президент Советского Союза.

После распада СССР, Горбачев имел пенсионные отчисления в размере 4000 рублей. В начале 90-х годов данная сумма была на уровне президентской заработной платы.


В настоящее время, бывший Президент страны получает пенсию в размере 40 минимальных зарплат. В денежном эквиваленте данная сумма составляет более 400 000 рублей.

Также после отставки Горбачев получил в пожизненное пользование следующее имущество:

  • Дача в Подмосковье
  • Машина «Волга»

Кроме того, у Горбачева имеются:

  • обслуживающий персонал;
  • телохранители;
  • водитель;
  • охранники;
  • бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи;
  • специальная связь.

Пенсия Ельцина и его жены?

По последней информации, Борис Николаевич Ельцин, до своей смерти, получал пенсию в размере ¾ от своей заработной платы – 3000 долларов в месяц. Даже по долларовому курсу в начале 2000-х годов, пенсия бывшего Президента России имела высокие показатели в сравнении с обычными гражданами страны.


После смерти Бориса Николаевича, Путин назначил Наине Ельциной ежемесячное пособие, которое составляет шестикратный размер пенсии по старости, установленный на день смерти ее мужа.

Помимо пенсионных выплат, семья Ельцина имеет следующие льготы:

  1. Бесплатное лечение в санатории.
  2. Медицинское обслуживание за счет государства.
  3. Государственная охрана.
  4. Наличие служебной машины с водителем.

Семье Ельциных остались также 2 квартиры, 2 участка общей площадью 4 гектара, дача, президентская резиденция.

Лужков и размер пенсионных отчислений

По Федеральному закону №166 от 15.12.2001, Лужков вправе претендовать на пенсионное обеспечение в сумме 75% от среднемесячного оклада. В денежном эквиваленте пенсия Юрия Михайловича составляет 247000 рублей.


Помимо основных выплат, Лужков имеет следующий список привилегий:

  • Медицинская страховка.
  • Бесплатные лекарства.
  • Путевки в санаторный комплекс.
  • Использование ВИП – зон при авиаперелётах.
  • Наличие специальной связи.
  • Транспорт с личным водителем.
  • Круглосуточная охрана.
  • Бесплатные услуги адвоката.
  • Пожизненное пользование государственной дачей.
  • Бесплатные зубные протезы.

Кроме государственных привилегий, Лужков имеет собственное имущество, а именно:

  • недвижимость общей площадью 255 квадратов;
  • 91 сотка земли для ведения фермерского хозяйства;
  • 798,5 сотки земли для сельхозпроизводства;
  • автомобиль ГАЗ-69Э 1964 и автоприцеп.

Пенсия Горбачева является выше пенсионных выплат иных Президентов РФ. Например, размер пенсионных отчислений Владимира Владимировича Путина будет равен 75% от оклада, то есть 520 000 рублей.

Следовательно, Михаил Сергеевич является не только первым Президентом СССР, но и одним из самых обеспеченных пенсионеров России. Однако остальные представители власти не отстают от Горбачева. Чтобы узнать размер пенсии Ельцина и его жены, а также Лужкова читайте данный материал.


Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55–75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5–427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17–18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина: первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является, сказал РБК представитель фонда. Получает ли Степашин премьерскую пенсию, собеседник уточнить не смог. Комментария представителя Примакова получить не удалось. Оба имеют право на премьерскую доплату, подтверждает источник РБК.

Максимальная премьерская выплата будет полагаться и возглавлявшему правительство почти четыре года Михаилу Касьянову. Это подтвердил РБК и сам политик. «Но не думаю, что Путин когда-нибудь позволит мне получать такую пенсию», — говорит Касьянов. Он не исключает, что будет найден какой-нибудь предлог, чтобы лишить его выплат. В похожей ситуации в 2003 году оказался экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко, напомнил политик. Президент Путин своим распоряжением поручил ЦБ установить выплаты для бывшего председателя, но особенности формулировки документа позволили руководству органа отказать Геращенко, сообщал «Коммерсантъ».

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.


Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.


После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

«Мне еще далеко до пенсии, и я еще не интересовался этим вопросом», — говорит РБК 54-летний Борис Немцов, дослужившийся до первого вице-премьера. Немцов предполагает, что стаж госдолжностей (шесть лет, не считая губернаторства) позволяет рассчитывать на 75% от денежного вознаграждения нынешнего первого зампреда правительства (сейчас около 62 тыс. руб., с 1 сентября — чуть больше 97 тыс. руб.).

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.


Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший «эсэр» Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015–2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее РБК представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Для расчетов РБК использованы следующие документы: указ президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим госдолжности. »; постановление правительства РФ от 11 ноября 1999 года №1233; постановление правительства РФ от 10 июля 2014 года №635; федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями); федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).


В соответствии с российским законодательством, президенту страны, прекратившему исполнение своих полномочий, установлен ряд правовых, социальных и иных гарантий.

После отставки первого президента России Бориса Ельцина исполняющий обязанности главы государства Владимир Путин подписал указ от 31 декабря 1999 года "О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". 12 февраля 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал одноименный Федеральный закон, уточняющий указ 1999 года. В июле 2007 года и в декабре 2010 в закон были внесены изменения.

Закон устанавливает гарантии главе государства, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Кроме того, закон предоставляет гарантии и членам семьи экс-президента.

В соответствии с законом, экс-президент РФ получает за государственный счет право на охрану ФСО в местах его постоянного или временного пребывания, специальную связь, транспортное обслуживание. Для продолжения активной деятельности закон выделяет ему аппарат помощников со специально оборудованным служебным помещением. За бывшим президентом остаются спецполиклиники и больницы, госстраховка жизни и здоровья за счет федерального бюджета. Одна из государственных дач отдается ему в пожизненное пользование. Бывший глава государства до конца жизни получает ежемесячно 75 проц. месячного оклада президента.

Выплата денежного содержания приостанавливается, если экс-президент снова займет государственную должность РФ / премьер-министр, губернатор, госслужащий и пр./.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключение составляют тяжкие преступления в период исполнения президентских полномочий, если по факту совершения таких преступлений возбуждено уголовное дело. В случае возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента председатель Следственного комитета направляет представление в Госдуму. Если Госдума дает согласие на лишение неприкосновенности экс-президента, то постановление направляется в Совет Федерации, который рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности, принимает постановление и извещает о нем председателя Следственного комитета.

Неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, связь, личные документы, багаж, переписку.

При жизни экс-главы государства его жена и близкие родственники могут проживать на госдаче, им предоставляется охрана, остается то же медицинское обслуживание, которым они пользовались прежде. После его смерти членам семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 6-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Родные продолжают пользоваться служебным автотранспортом и правом на медобслуживание в течение пяти лет со дня смерти главы семьи.

Экс-президент СССР Михаил Горбачев, на которого не распространяется данный закон о гарантиях, получает пенсию как обычный госслужащий.

Первый президент России Борис Ельцин поселился на даче в Барвихе в 1997 году и после отставки дача была закреплена за ним в пожизненное пользование. Все расходы взял на себя федеральный бюджет. Объект включает в себя ряд строений на территории 66 га. После смерти Бориса Ельцина дача в Барвихе была оставлена его семье.

Второй президент России Владимир Путин после 2008 года оставил за собой подмосковную резиденцию Ново-Огарево, где он поселился еще в начале своего президентства в 2000 году. В Ново-Огареве есть здания для официальных встреч, гостевой дом с кинозалом, спортзал, бассейн. В распоряжении Путина, как экс-президента, имеется возможность пользоваться трехпалубным теплоходом "Россия". Бронированный Mercedes Pullman также остался за ним.

В США после ухода из Белого дома президент лишается президентского иммунитета. Экс-президент до конца жизни пользуется привилегиями. Ему выплачивается пенсия, выделяются средства на содержание помощников, советников и обслуживающий персонал. В течение 10 лет он пользуется услугами охраны, связи, имеет льготы при пользовании транспортом и медобслуживанием. Право на охрану имеют также несовершеннолетние дети вышедшего в отставку президента.

Во Франции бывший президент может остаться на государственной службе и стать пожизненным членом Конституционного совета, по своим функциям отчасти напоминающим российский Конституционный суд. Членство в Конституционном совете дает отставным президентам юридическую неприкосновенность при условии, что они откажутся от политической деятельности и не будут претендовать на выборные должности. В этом случае доход экс- президента составляет 70 тысяч франков ежемесячно /пенсия плюс оклад/, ему предоставляются бесплатное жилье, охрана и два автомобиля с водителями.

Президент Чехии получает пенсию и сумму на содержание своей канцелярии /в общей сумме это около 3500 евро/. Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности, не осуществляется.

В Германии бывший президент получает ежемесячное "почетное содержание", равное зарплате в полном объеме, в настоящее время это примерно 200 тыс евро в год. Кроме того, экс-президент получает в пожизненное пользование автомобиль с водителем, рабочий кабинет и ассистентов. Таким образом, общая сумма, выделяемая из бюджета на содержание бывшего главы государства составляет около 280 тыс евро в год.

Читайте также: