Закон рсфср о государственных пенсиях 463

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.09.91 N 463 (ред. от 22.09.93) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ"

(в ред. - Постановления Правительства РФ от 22.09.93 N 953)

В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

2. Установить, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работниками образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.93 N 953)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.93 N 953)

Зам. Председателя
Совета Министров РСФСР
О.ЛОБОВ

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 6 сентября 1991 г. N 463

(в ред. - Постановления Правительства РФ от 22.09.93 N 953)

Наименование учреждений Наименование должностей
Школы и школы-интернаты всех типов и наименований Директор (заведующий), заместитель директора (заведующего) (кроме заместителя директора
Лицеи, гимназии (заведующего) по административно - хозяйственной работе), заведующий учебной
Интернаты при общеобразовательных школах частью, старший преподаватель, преподаватель, родитель, воспитатель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, помощник директора по режиму, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, воспитатель, старший воспитатель (воспитатель-методист), мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, логопед, инструктор слухового кабинета, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, военный руководитель, (руководитель допризывной подготовки молодежи)
Школы - детские сады
Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)
Детские дома всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома
Межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся
Средние специальные учебные заведения, колледжи
Профессионально-технические учебные заведения всех типов и наименований, высшие профессиональные училища (технические лицеи)
Внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.09.91 N 463 (ред. от 22.09.93) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.09.91 N 463 (ред. от 22.09.93) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.09.91 N 463 (ред. от 22.09.93) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

от 6 сентября 1991 г. N 463

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953)

В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

2. Установить, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953)

3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Совета Министров РСФСР

Совета Министров РСФСР

от 6 сентября 1991 г. N 463

ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОТОРЫХ В ШКОЛАХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЕТ

ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 80

ЗАКОНА РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953)

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"

Педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей всех педагогических работников в должностях, поименованных в Списке от 06.09.91 N 463 и Списке от 22.09.99 N 1067, в том числе для директоров (начальников, заведующих) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии, и заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1 - 7, 9, 10 Списка от 22.09.99 N 1067

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

Педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей всех педагогических работников в должностях, указанных в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, в том числе для директоров (начальников, заведующих) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии, и заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1 - 7, 9, 10 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего), заместителя директора (заведующего).

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067) работа в образовательных учреждениях для детей в должности "инструктор по физической культуре" не включалась в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста в связи с педагогической деятельностью (пенсии за выслугу лет).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детско-юношеские спортивные школы, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего).

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего), заместителя директора (заведующего).

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на внешкольные учреждения, к которым в частности относились дома пионеров и школьников, в разделе "Наименование должностей" - указание на заместителя директора (заведующего).

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июня 2002 г. N 173пв01

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И.,

с участием заместителя Генерального

прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеевой Н.Ю. гражданское дело по заявлению Мащенко Нины Александровны о признании незаконным (недействительным) раздела "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Назарова А.С., представителя интересов Мащенко Н.А. - Мащенко Ю.Н. (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсия х в РСФСР ".

Список состоит из двух разделов. Один раздел "Наименование учреждений" представляет собой перечень наименований учреждений образования, другой раздел "Наименование должностей" - перечень наименований должностей.

Мащенко Н.А. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным (недействительным) Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в части раздела "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсия х в РСФСР ".

В обоснование заявленного требования указала на то, что ее трудовой стаж составляет более 25 лет работы в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях. Тем не менее ей было отказано в пенсии за выслугу лет в связи с тем, что дошкольный туберкулезный санаторий, в котором проработала более 12 лет, в разделе "Наименование учреждений" Списка не предусмотрен.

По мнению Мащенко Н.А., Постановление Совета Министров РСФСР N 463 от 6 сентября 1991 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в обжалуемой части принято с нарушением статей 80 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Закон содержит единственное требование для назначения пенсии за выслугу лет - наличие специального трудового стажа (выслуги) не менее 25 лет и не наделяет Правительство РФ правом на составление списков учреждений и организаций. Разделом "Наименование учреждений" ограничены права и свободы педагогических работников детского дошкольного туберкулезного санатория, в том числе и ее, ведомственной принадлежностью к Министерству здравоохранения РФ.

Решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года Мащенко Н.А. в удовлетворении заявления отказано.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 года решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым раздел "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), признан недействительным.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ, внесенном в Президиум Верховного Суда РФ, поставлен вопрос об отмене определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Представитель Правительства РФ Назаров А.С. протест поддержал. В своих объяснениях пояснил, что Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), принят в соответствии с Законом и в пределах предоставленных полномочий. Оспариваемый нормативный акт права Мащенко Н.А. не нарушает. В Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, включены детские дошкольные учреждения всех типов, а поэтому работа воспитателем в детском дошкольном туберкулезном санатории подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Однако органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, допускалось ошибочное толкование норм Списка при назначении пенсии указанной категории работников. По предложению Правительства РФ Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ в принятом 5 июня 2002 года Постановлении за N 40 в целях единообразного применения Списка разъяснило, что лицам, осуществляющим до 1 ноября 1999 года педагогическую деятельность в детских дошкольных туберкулезных санаториях, работа в соответствующих должностях в данных учреждениях включается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. С учетом такого разъяснения Мащенко Н.А. не может быть отказано в назначении пенсии за выслугу лет.

Представитель Мащенко Н.А. - Мащенко Ю.Н. возражал против протеста, ссылаясь на его необоснованность.

Президиум Верховного Суда РФ находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на время рассмотрения данного дела (утратил силу с 1 января 2002 года в связи с изданием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии со статьей 83 Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что Правительство РФ было вправе закрепить в Списке перечень учреждений для детей, педагогическая деятельность (работа) в которых дает право на выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

При этом суд исходил из того, что законодатель не привел в Законе перечень "других учреждений для детей", работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, делегировав полномочия по составлению списка "соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет", Правительству РФ. Понятие же "соответствующая работа", по мнению суда, включает в себя не просто занятие определенной педагогической должности, но и выполнение работы в школах и других учреждениях для детей, предусмотренных оспариваемым Списком.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отменила решение суда первой инстанции, полагая, что оно основано на неправильном толковании норм материального права.

Новое решение по делу об удовлетворении заявления Мащенко Н.А. коллегия мотивировала тем, что статья 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" прямо определяет полномочия Правительства РФ - по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Издав в оспариваемом нормативном правовом акте раздел "Наименование учреждений", Правительство РФ вышло за пределы предоставленных ему Законом полномочий.

С такими выводами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ согласиться нельзя.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший на время рассмотрения данного дела, устанавливал несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Пенсии за выслугу лет носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в главе V Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

При осуществлении полномочий, предоставленных статьей 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Правительство РФ обязано учитывать закрепленные в Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан.

Утвердив, как определено Законом, именно Список профессий и должностей, Правительство РФ правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках Закона определять круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как и ранее действовавший Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривает выплату пенсий за выслугу лет (статья 5).

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Законам.

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в обжалованной заявителем части Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не противоречит.

С учетом изложенного определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, основанное на неправильном толковании норм материального права, подлежит отмене согласно пункту 1 части первой статьи 330 ГПК РСФСР.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 года отменить, оставив в силе решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года об отказе Мащенко Н.А. в удовлетворении ее заявления о признании незаконным (недействительным) раздела "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсия х в РСФСР ", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Читайте также: