Закон о пенсиях шахтеров в казахстане

Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 414.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 19 декабря 2007 года № 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Настоящий Закон направлен на социальную защиту граждан, имевших по состоянию на 1 января 1998 года установленный настоящим Законом стаж на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Сноска. Преамбула с изменением, внесенным Законом РК от 19 декабря 2007 года № 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный орган по назначению пособия – территориальное подразделение государственного органа, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения;

2) государственное специальное пособие (далее – пособие) – денежная выплата лицам, имевшим по состоянию на 1 января 1998 года установленный настоящим Законом стаж работы на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

3) центральный исполнительный орган – государственный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения;

4) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 17.11.2015 № 408-V ( вводится в действие с 01.03.2016); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Средства на выплату пособия

Выплата пособия в соответствии с настоящим Законом осуществляется за счет бюджетных средств.

Сноска. В статью 2 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

Глава 2. Порядок назначения и выплаты пособия

Статья 3. Право граждан на пособие

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на получение пособия в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Пособие выплачивается ежемесячно.

3. Пособие выплачивается независимо от получаемой заработной платы.

Статья 4. Граждане, имеющие право на пособие

1. Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины - по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины - по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

2. Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины - по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

2-1. Исчисление стажа работы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

3. В случае недостаточности требуемого настоящим Законом стажа работы по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда засчитывается стаж работы по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

4. Право на пособие не распространяется на граждан, вышедших на пенсию на льготных условиях до 1 января 1998 года.

Сноска. Статья 4 в редакции Закона РК от 19.12.2007 № 9-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); с изменением, внесенным Законом РК от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Порядок и срок назначения пособия

1. Обращение за назначением пособия осуществляется в любое время после возникновения права на пособие без ограничения каким-либо сроком.

При этом пособие назначается независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за назначением пособия или продолжается.

2. Заявление о назначении пособия с приложением документов, перечень которых определяется центральным исполнительным органом, подается лицом, имеющим право на его получение, в Государственную корпорацию.

3. Срок назначения пособий не превышает восьми рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами в Государственной корпорации.

4. Днем обращения за назначением пособий считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами в Государственной корпорации.

В случае отказа в назначении пособия уполномоченный орган по назначению пособия обязан письменно мотивировать причины отказа и вернуть заявителю документы.

5. Пособие назначается со дня обращения в порядке, определенном центральным исполнительным органом.

Сноска. Статья 5 в редакции Закона РК от 17.03.2015 № 293-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 17.11.2015 № 408-V ( вводится в действие с 01.03.2016).

Статья 6. Размеры пособия

1. Пособие гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, назначается в размере 9,42 месячного расчетного показателя.

2. Пособие гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, назначается в размере 8,38 месячного расчетного показателя.

3. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия в соответствии с настоящим Законом или назначением пенсионных выплат по возрасту в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 31.03.2014 № 180-V (вводится в действие с 01.04.2014); с изменением, внесенным Законом РК от 17.11.2015 № 408-V ( вводится в действие с 01.03.2016).

Статья 7. Выплата пособий

Выплата пособий производится за текущий месяц через Государственную корпорацию на банковские счета получателей. В случае смерти получателя пособия пособие выплачивается по месяц смерти включительно.

В случае смерти получателя пособия членам семьи либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается единовременная выплата на погребение в размере 15,7 месячного расчетного показателя.

Выплата пособия осуществляется в порядке, установленном центральным исполнительным органом.

Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 31.03.2014 № 180-V (вводится в действие с 01.04.2014); с изменением, внесенным Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.11.2015 № 408-V ( вводится в действие с 01.03.2016).

Глава 3. Заключительное положение

Статья 8. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2000 года.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В 2017 году в Жезказгане и Караганде произошло несколько крупных забастовок шахтеров. Одним из главных их требований было уменьшение пенсионного возраста. Однако прошло уже три года, а горняки по-прежнему рискуют жизнью и здоровьем под землей до 63 лет.

О том, что такое подземный труд, почему многие не доживают до пенсионного возраста и какова вероятность повторения волнений, рассказал в интервью Tengrinews.kz шахтер на пенсии Павел Шумкин.

В 2017 году бастующие шахтеры требовали увеличения заработной платы и уменьшения пенсионного возраста до 50 лет.

"Однако до сих пор вопрос снижения пенсионного возраста даже не рассматривается. Мы уже не раз спрашивали у вице-министров. Теперь я хочу спросить публично у самого министра труда и соцзащиты: на каком основании всех горняков нашей страны поставили в такое убийственное положение? Почему полицейские уходят на пенсию в 45 лет, а шахтеры вынуждены тянуть до 63?

Каждый год под землей гибнут десятки горняков, сотни или тысячи травмируются. Шахтеры не доживают до старости, их единицы. Чем они заслужили такое отношение правительства к себе?" - задался вопросами Павел Шумкин.

Стоит отметить, что в 2017 году министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова (покинула этот пост в 2018 году - примечание) говорила, что при условии достаточных накоплений шахтеры могут выйти на пенсию и в 50 лет.

"Это же издевательство, когда людей сначала калечат под землей, потом предлагают нищенское пособие, с которого нужно экономить себе на "достойную пенсию!" - добавил горняк.

Сам Павел Шумкин проработал под землей 22 года, его общий стаж в горной отрасли - 50 лет. На пенсию горняк с многолетним стажем вышел, как и все, в 63 года. Сейчас он получает минимальную пенсию.


Фото из личного архива Павла Шумкина

За время общественной деятельности его приглашали во многие страны, где есть подземное производство. По его словам, условия работы и отношение к горнякам там "несравнимо с обстановкой в Казахстане".

"Раньше я и сам не очень серьезно относился к своей профессии. Нас учили так: "Шахта не шоколадная фабрика". Подразумевали, что тяжелый, вредный и опасный труд - обязательная часть нашей профессии и нами чем-то заслужен. Но когда я побывал во многих американских, немецких, польских и других шахтах, я понял, как ошибался.

В Америке, например, я чуть не заплакал, попав в забой. Это было в 1991 году. Там не бегали, не носились как угорелые, наш бригадир бы убил их всех за медлительность. Даже в Китае доля физического труда минимальная: все давно уже автоматизировано. В Германии в шахтах чище, чем у наших стоматологов. Там запчасти весом в пять килограммов возят на спецтележках, как у нас в супермаркетах", - сказал он.


Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

По словам Павла Шумкина, казахстанским шахтерам, помимо физического труда, каждый день приходится сталкиваться с серьезными опасностями.

"Наши шахты глубокие, спуск - почти километр. Кроме того, у нас столько газа, сколько нет нигде. Все карагандинские горняки будто на пороховой бочке, и это не метафора. Угольная пыль, соединенная с газом метаном, опаснее пороха.

У меня у самого было немало опасных ситуаций. Как-то в шахте перегоняли комбайн, и я случайно оказался рядом. Этим комбайном перерезали кабель, он дал искру, и над всей выработкой загорелся газ. Горело метров 15-20. Чудо, что было немного угольной пыли, которая меня спасла".


Фото из архива Павла Шумкина

"Еще помню, как послали закладывать купол, это такая пустота за крепью, откуда порода проваливается. Я туда залез, а там был газ. Больше ничего не помню. Очнулся от того, что меня по щекам бьют. Оказывается, я вдохнул газ и потерял сознание", - рассказал Павел Шумкин.

Шахтер добавляет, что подобное постоянно происходит с каждым казахстанским шахтером.

"Каждый горняк, отправляясь на работу, думает, что погибнет. Это дело случая: если не в эту смену, так в другую. Все шахтеры, кто проработал хотя бы год под землей, травмированы. А работающие более пяти лет - инвалиды. Не просто большой процент, а буквально все, просто кому-то повезло больше, а кому меньше.

Наши рабочие находятся в бесправном, загнанном состоянии. Доля физического труда доминирующая. Люди носят на себе огромные тяжести: флягу, светильник, батарейки, тормозок, ключи, запчасти, газометр. А в самом забое к этому добавляется от 60 до 100 килограммов крепежного материала. Труд шахтеров у нас практически варварский, средневековый, мы животные в этом смысле. Все до единого с больными суставами, почками, сердцем и забитыми легкими".

Коллеги Павла Шумкина, еще работающие в шахте, рассказывают ему о нынешней обстановке под землей.

"Обстановка, судя по их словам, так и не изменилась. Однако говорить открыто об этом не могут, боятся потерять рабочие места, у всех семьи. Журналистов под землю не пускают, они не могут просто пойти и посмотреть на происходящее своими глазами. Сам факт того, что о горной отрасли отсутствует возможность добыть информацию, чудовищен"

Напоследок шахтер с многолетним стажем прокомментировал вопрос забастовки коллег. По его словам, невозможно предугадать, случатся волнения вновь или нет.


Фото из архива Павла Шумкина. Забастовка 1989 года

"Помню 1989 год, когда случилась первая крупная забастовка. Разве мог кто-то вообразить, что шахтеры не выйдут на работу? Я даже тогда понятия не имел, что это за явление. Шахты встали как вкопанные. А ведь даже телефонов не было.

Я спал с третьей смены, по телевизору показывать начали. Жена мне говорит: "Мужики уже на площади, а ты чего?" Я сел в автобус и поехал не в свою смену. А там собрание уже ведут, выдвигают в областной рабочий комитет. Меня выбрали руководителем. И понеслась. Нигде за границей не было столько таких массовых отчаянных, но законопослушных забастовок. Трудно даже представить, что еще надо сделать, чтобы наше правительство прониклось адекватно к проблемам этой отрасли", - заключил Павел Александрович.

Корреспондент Tengrinews.kz направил официальный запрос в министерство труда, чтобы узнать, рассматривается ли вопрос о снижении пенсионного возраста для шахтеров.

"Вопрос о снижении пенсионного возраста, в том числе для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, министерством в настоящее время не рассматривается. Следует отметить, что в настоящее время пенсионное обеспечение на всех трех уровнях привязано к трудовому стажу. Ранний выход на пенсию не позволяет сформировать достаточный объем пенсионных накоплений для получения адекватных выплат в старости из-за непродолжительного периода перечисления взносов. Также это сказывается и на размере базовой пенсии", - отметили в ведомстве.


Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

В Минтруда напомнили, что за лиц, работающих во вредных условиях, с 2014 года дополнительно отчисляют пять процентов обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) за счет работодателя. Это, по данным ведомства, помогает сформировать "адекватные размеры пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы".

Также в министерстве прокомментировали вопрос производственного травматизма:

"За девять месяцев этого года по республике произошло 897 несчастных случаев, где пострадало 1023 человека, из них умерли 144 человека. Высокий уровень травматизма сохраняется в Карагандинской (пострадали 178 человек), Восточно-Казахстанской (135), Костанайской (99) и Павлодарской (76) областях.

По состоянию на 1 сентября 2020 года в угольных шахтах пострадало 26 человек, погибли два человека".

Стоит отметить, что информацию о том, сколько шахтеров от 60 до 63 лет работает в настоящее время под землей, не смогли предоставить ни в Министерстве труда, ни в Бюро национальной статистики Казахстана.

В РК действует смешанная пенсионная система. Базовая пенсия в Казахстане имеет единый размер.


Пенсионный возраст

Выход на пенсию в стране зависит от следующих факторов:

  • трудовой стаж;
  • должность;
  • гендерная принадлежность.

Как и в РФ, пенсионерки Казахстана уходят на заслуженный отдых раньше, чем мужчины.

В соответствии с законом «О пенсионном возрасте», на получение пособия имеют право граждане с определенным трудовым стажем. Чем он выше, тем солиднее выплата.

Для того чтобы получить пенсию по стажу, человек обязуется отработать определенное время. Минимум для мужчин и женщин будет разниться. Женщинам нужно отработать на государство в течение 20 лет. Оформить уход на заслуженный отдых для мужчин возможно только после 25 лет непрерывного стажа.

Сегодня возраст выхода на пенсию для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года.


План повышения пенсионного возраста в Казахстане

Вплоть до 2027 года планируется постепенное увеличение пенсионного возраста для лиц женского пола. Начиная с 2018 года, график выхода будет постепенно сдвигаться, и увеличиваться на 6 месяцев.

В 2027 году женщины тоже будут выходить на пенсию в 63 года.

Досрочное оформление пенсии

Досрочный выход на пенсию актуален для следующих категорий граждан Республики:

  1. Казахстанцы, родившиеся в период с 29.08.49 до 05.07.63, проживающие в зонах экологического риска не менее 5 лет и подорвавшие здоровье на фоне испытаний на Семипалатинском полигоне.
  2. Лица мужского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 50 лет, а стаж – 25 лет.
  3. Лица женского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 45 лет, а стаж – 20 лет.

А также уйти на досрочную пенсию может многодетная мать. К 53 годам многодетной маме нужно успеть родить или взять на воспитание более 5 детей и вырастить их до восьмилетнего возраста.


Пенсионная система Республики Казахстан

Подсчет трудового стажа

При назначении пенсии по возрасту учитываются следующие виды деятельности:

  1. Служба в министерстве внутренних дел.
  2. Воинская служба.
  3. Бизнес-деятельность.
  4. Уход за родителем-инвалидом.
  5. Уход за ребенком-инвалидом.
  6. Уход неработающей матери за маленьким ребенком.
  7. Уход за любым другим родственником-инвалидом 1 группы, а также 2 и 3 группы.
  8. Уход за любым неродственным лицом, оформившим пенсию по инвалидности.

А также берется в расчет период совместной жизни супругов, служащих в МВД, и проживающих в областях, где отсутствовала возможность их трудоустройства. Это же относится ко всем военнослужащим, кроме срочников. Принимается во внимание и выслуга лет.

И также учитывается учеба в институте.


Средний размер пенсии в странах Содружества и Грузии

Льготное исчисление трудового стажа

Для оформления пенсии по старости при льготном расчете трудового стажа принимается во внимание следующее:

  • военная служба на период ведения боевых действий;
  • участие в ВОВ;
  • работа в инфекционных учреждениях;
  • участие в шахтерских мероприятиях;
  • служба в полиции или войсках в регионах, примыкающих к Семипалатинскому полигону;
  • работа на водном транспорте.

Виды пенсионных выплат

Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.

Вид пенсии Описание
Базовая Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 15,2 тыс. тенге/30 календарных суток.
Солидарная пенсия в Казахстане Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев.
Накопительная Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 249 МРП.

Как начисляются пенсионные выплаты

Размер пенсии в Казахстане постепенно повышается. Перерасчет суммы ожидает тех, кто получает базовую пенсию.


Повышение трудовой пенсии в Казахстане

Узнать примерный размер минимальной пенсии, рассчитанной по новой формуле, можно при помощи онлайн-калькулятора.

Расчет базовой пенсии

Сегодня размер базовых пенсионных выплат составляет 50% от ПМ. После повышения, ее процент будет варьироваться от 53 до 100% ПМ.

Социальные доплаты будут начисляться на основании трудового стажа, который был выработан до 01.01.98. А также при подсчете будет учтен период поступления пенсионных взносов в накопительную часть ПС после 1998 года.

При десятилетнем трудовом стаже размер пенсии в Казахстане составит 54% от ПМ. За каждые 12 месяцев свыше десятилетнего стажа будет добавлено по 2%.

Базовая пенсия исчисляется на основании совокупного трудового стажа.

Расчет солидарной пенсии

Исчисление солидарной пенсии осуществляется на основании 2 показателей: трудовой стаж и среднемесячный доход.


Размер солидарной пенсии в Казахстане

Рассчитать второй показатель за 36 месяцев работы можно, поделив общую сумму дохода за все 3 года на 36.

Размер солидарной пенсии рассчитывается в размере 59% от среднемесячной прибыли гражданина РК за любые 36 месяцев с 01.01.95.

В соответствии с новым расчетом пенсии в Казахстане, каждые 12 мес. стажа пенсионные выплаты будут пересчитаны и увеличены на 1%. Следует знать, сколько это будет в итоге: средняя пенсия в Республике будет составлять 74%.

Минимальный и средний размер

В соответствии с законом о пенсионном обеспечении, был определен косвенный минимум солидарных пенсионных выплат. Он называется «минималкой». Это нижняя гарантированная граница для казахстанцев, которые имеют требуемый трудовой стаж.

Размер минимальной пенсии сегодня составляет 38636 тенге. Учитывая то, что сейчас пенсия в Казахстане начисляется по новой схеме, после суммирования всех коэффициентов средний размер пенсии составляет 85 тыс. тенге. Размер максимальной пенсии после индексации — 117 тыс. тенге.

При этом согласно новому расчету пенсий, будет учитываться как базовая, так и солидарная выплата.

Для тех казахстанцев, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, в 2020 году, в соответствии с новым порядком начисления пенсий, увеличение базового пособия будет произведено автоматически. Предоставления специальных справок в государственный центр по выплате пенсий не требуется.

Выплаты военным и полицейским

Повышение пенсий в стране также коснется бывших военных и сотрудников МВД.

До проведения пенсионной реформы пособие бывшим военным выплачивалось с 45 лет. Также дело обстоит и сегодня. Пенсия в Казахстане для военных и бывших сотрудников МВД будет рассчитываться в соответствии с:

  • выслугой лет;
  • инвалидностью;
  • наличием смешанного стажа.

Размер пособия для этой категории граждан постепенно увеличивается с 2015 года.


Обеспечение военных жильем в Казахстане

В 2020 году отработанный год будет оцениваться отдельно. Это обусловлено введением ГПК – годового пенсионного коэффициента.

Помимо основного пособия, бывшие военные и сотрудники полиции, могут рассчитывать на дополнительные средства. Размер надбавки к пенсии указан в табличке.

Категория Размер надбавки
Участники ВОВ до 80 лет 31%
Участники ВОВ от 80 лет 41%
Инвалиды от 80 лет 100%
Неработающие лица пенсионного возраста, имеющие иждивенцев 33–100%

Общий объем индексации в 2018 году составил 7–8%.

Индексация иных выплат

В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.

В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.

Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.

Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:

  1. Свидетельства о заключении брака.
  2. Документа об установлении отцовства (материнства).
  3. Удостоверения личности.

Более подробную информацию можно получить, обратившись в государственный центр по выплате пенсий. Там же можно будет уточнить, увеличатся ли выплаты в ближайшем будущем.

Еще одним пунктом, где можно получить достоверную информацию, является Департамент по контролю и соцзащите населения. Обращаться нужно строго по месту пребывания.

Возможность перевода пособия

Человек, желающий переехать в Россию или любую другую страну, имеет право забрать свои пенсионные накопления. Главным критерием является правильное оформление ПМЖ.

Сегодня между странами-участниками евразийского союза разрабатывается пенсионный договор. В соответствии с ним, перевод ежемесячного пенсионного платежа возможен при смене гражданства внутри союза.

Соглашение между странами СНГ

Вопрос пенсионного обеспечения для переселенцев из одной страны в другую регулируется Соглашением, которое было подписано в 1992 году.

Выделяют следующие принципы этого соглашения:

  • денежные средства выплачиваются в соответствии с законодательством той страны, на территории которой проживают пенсионеры;
  • расходы по выплатам ложатся на плечи родного государства;
  • пособия назначаются только по месту проживания.

Трудовой стаж включает в себя все годы работы, учтенные на территории любой из стран СНГ, подписавших соглашение.


Трудовая миграция и социальное обеспечение граждан в ЕАЭС

Как перевести пособие

Для того чтобы перевести свои накопления на территорию Российского государства, будет нужно заранее подготовить список справок. Дальнейшие действия выглядят следующим образом:

  1. Законно пересечь границу РФ.
  2. Встать на учет в территориальном УФМС.
  3. Оформить вид на жительство.
  4. Уведомить ПФ РК о смене места проживания.
  5. Сняться с пенсионного учета у себя на родине.
  6. Направить перечень документов, которые касаются рабочего стажа, в российский пенсионный фонд.

Перевод пособия мигрантам осуществляется только после того, как сотрудники специальной комиссии изучат пенсионное дело ходатайствующего лица и подтвердят достоверность всех предоставленных документов.

Выплаты переводятся на карту одного из российских банков. Но также деньги могут переводиться пенсионеру по почте. Порядок предусматривается российским законом.


Изменение минимального размера прожиточного минимума в Казахстане

Оформление пособия

Представляются следующие документы для оформления пенсии:

  • ВНЖ;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка, в которой фиксируется рабочий стаж;
  • справка из ПФ РК, подтверждающая, что мигрант не получает никаких выплат;
  • справка с места проживания на территории РФ;
  • документ, фиксирующий размер взносов из страхового фонда.

Если в оформлении пенсии нуждается переселенец или беженец, то к основному списку документов нужно будет приложить удостоверение, которое подтверждает его статус.

В соответствии с принятым в 1992 году Соглашением, легализация справок для подачи в пенсионный фонд России не нужна.

Какая сумма выплачивается

Перерасчет выплат осуществляется на условиях, которые представлены в табличке.

Вид пособия Условия
По старости. Ходатайствующее лицо должно быть старше 58 лет. Рабочий стаж – от 15 лет. Пенсионный коэффициент должен составлять 30 баллов.
По инвалидности. Для осуществления перерасчета ходатайствующему лицу будет нужно повторно пройти МСЭК. Нетрудоспособность подтверждается на территории РФ.
По потере кормильца. Первым делом требуется подтверждение смерти кормильца. Затем представляются все документы, удостоверяющие факт родства.
По выслуге. Необходимо представить доказательство работы на вредном производстве.

Вне зависимости от оснований, пенсия включает в себя страховую и фиксированную оплату.

Гарантии государства

Во время экономического кризиса некоторые казахстанские ПФ понесли серьезные убытки. На этом фоне была отмечена отрицательная доходность по накоплениям.

В убытках остались и вкладчики фондов.

В соответствии с казахстанским законодательством, страна дает гарантии того, что доходность будет не ниже уровня инфляции. По этой причине некоторые вкладчики могут претендовать на единовременную выплату.

Заключение

После проведения пенсионной реформы изменения коснулись и накопительного пособия. В случае внезапной кончины вкладчика его накопления могут забрать наследники.

При этом будет нужно представить документы, доказывающие факт родства. Процедура не занимает большого количества времени.

Читайте также: