Закон о пенсиях в украине 3668

Вступления в силу Закона Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" (далее — Закон 3668 — IV) мы ждали почти все лето. И, наконец, это свершилось.

Закон вступил в силу 1 октября этого года. Пришло время разложить все "по полочкам" и выяснить, какие изменения ждут пенсионную систему Украины и, самое главное, как это отразится на рядовых гражданах. Это и попытался выяснить prostopravo.com.ua

Накопительная система

Это то, ради чего все собственно затевалось. Ее внедрение позволит гражданам накапливать средства на свою собственную пенсию, а не просто вносить средства в «общую копилку». Однако такого счастья нам еще придется подождать, поскольку перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования начнется лишь с года, в котором будет устранен дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, участниками накопительной системы смогут стать лишь те, кому на день ее внедрения исполнится не более 35 лет.

Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд будут оплачиваться в составе единого социального взноса и составлять: в первый год - 2% базы начисления ЕСВ, в дальнейшем каждый год размер будет увеличиваться на 1% и так до 7%.

При этом, размер «чистой» заработной платы, после оплаты подоходного налога и сборов, не должен уменьшаться. Таким образом, после внедрения накопительной системы дополнительная финансовая нагрузка ляжет на работодателей.

Пенсионный возраст

Вокруг этого вопроса, как известно, разгорелись самые большие страсти. Закон 3668 — IV устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию

Дата рождения

до 30 сентября 1956 г.

55 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.

с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.

56 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.

с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.

57 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1958 г. по 31 марта 1959

с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.

58 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.

с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.

59 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.

с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Предположим, женщина родилась 1 октября 1958 года. Если она выйдет на пенсию досрочно, в 55 лет, то есть на 3 года раньше, она потеряет 18% своей пенсии. Если же продолжит работать до 60 лет, то, напротив, получит 10% прибавки.

Кроме того, всем, кто после достижения пенсионного возраста решил продолжать работать и получать пенсию с более позднего возраста пенсия будет назначена с учетом страхового стажа на день обращения и с повышением ее размера на:
0,5 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
0,75 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Страховой стаж

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту составляет 15 лет. Если страховой стаж меньше, претендовать на получение пенсии по возрасту Вы не сможете, остается рассчитывать на другие виды государственной социальной помощи.

Для получения пенсии по инвалидности страховой стаж установлен в зависимости от группы инвалидности и возраста в котором инвалид обратился за пенсией. Например, инвалиду 1 группы в возрасте до 25 лет достаточно иметь страховой стаж до 1 года. Если же у человека 3 группа инвалидности и ему исполнилось 56 лет, для назначения пенсии по инвалидности необходимо наличие страхового стажа не менее 14 лет. Если же инвалидность наступила уже после достижения пенсионного возраста, для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет.

Изменилась и продолжительность специального страхового стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет для некоторых категорий пенсионеров. Например, для военнослужащих предусмотрено постепенное увеличение выслуги с 20 до 25 лет, которое будет проходить до 2020 года.

Расчет пенсии

Для расчета пенсии отныне учитывается лишь заработная плата за весь период страхового стажа с 1 июля 2000 года.

По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 1 января 2016 года, а также, если страховой стаж после 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для начисления пенсии берется заработная плата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов.

Из этого периода, по желанию пенсионера, может быть исключен период (или периоды) продолжительностью до 60 календарных месяцев, при условии, что их сумма не превышает 10% продолжительности страхового стажа.

Дополнительно могут быть исключены периоды:

  • срочной военной службы;
  • обучения;
  • ухода за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • ухода за пенсионером;
  • ухода за ребенком до достижения им 3 лет;
  • период с 1 июля 2000 года по 1 января 2005 года.

Одним из самых спорных новшеств является то, что теперь для расчета пенсии берется средняя заработная плата по Украине не за один, а за три последних года перед выходом на пенсию.

Посмотрим, как это повлияет на размер пенсии.

Напомним формулу расчета пенсии:

где:
Зс — средняя заработная плата по Украине;
Ск — сумма коэффициентов заработной платы за каждый месяц;
К — количество месяцев;
Кс — коэффициент страхового стажа.

Показатель средней заработной платы в Украине для назначения пенсий в 2010 году составил 1982,63 грн. В то время как в 2009 году этот показатель составлял 1650,43 грн., а в 2008 г. - 1573,99 грн. Соответственно средний показатель за 3 года равен: (1982, 63 грн. + 1650, 43 грн. + 1573, 99 грн.)/3 = 1735, 68 грн. Как видим, показатель за последние 3 года, хоть и не значительно, но ниже прошлогоднего, соответственно и пенсия будет меньше.

В то же время, кроме индексации предусмотрено повышение пенсии в связи с увеличением среднемесячной заработной платы штатного работника в Украине на коэффициент, соответствующий не менее 20% темпов такого возрастания.

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам будет проводиться с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (или предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Для перерасчета берется заработная плата, исходя из которой начислена пенсия.

Максимальный размер пенсии отныне ограничен 10 прожиточными минимумами для лиц, утративших трудоспособность. Это ограничение не касается пенсионеров, которым пенсия была назначена до 1 октября 2011 года, однако индексация и другие виды перерасчетов им проводиться не будут.

И напоследок, хочется отметить, что порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам, установленный Законом 3668 — IV, не распространяется на тех пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до вступления его в силу.

Также, если вследствие принятия этого Закона размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 8 июля 2011 года №3668-VI

О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы

(В редакции Законов Украины от 02.03.2015 г. №213-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

Раздел I Общие положения

Статья 1. Вопросы формирования накопительной системы пенсионного страхования

1. Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины.

2. Участниками накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования являются лица, подлежащие общеобязательному государственному пенсионному страхованию по закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", которым на дату внедрения перечисления страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд исполнилось не более 35 лет и которые платят взносы/за которых платятся взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

3. Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд являются составной частью единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, оплаченного участниками накопительной системы пенсионного страхования, и подлежат направлению в Накопительный пенсионный фонд в таких размерах: в год введения перечисления - 2 процента базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленного для таких участников, каждый следующий год - в размере, увеличенном на 1 процент, до достижения 7 процентов и последующей уплаты в указанном размере.

4. Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд для лиц, принимающих добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, насчитываются на сумму, предусмотренную договором о добровольном участии.

5. Пенсионный фонд Украины направляет страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд на соответствующие счета на основании сведений, поданных плательщиками единого взноса в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

Статья 2. Максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания

1. Максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, которые осуществляются из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (перечисленных) в соответствии с Таможенным кодексом Украины, законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О Национальном банке Украины", "О Кабинете Министров Украины", "О дипломатической службе", "О службе в органах местного самоуправления", "О судебной экспертизе", "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", "О научной и научно-технической деятельности", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О судоустройстве и статусе судей", Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года "Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины", не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Временно, по 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с Налоговым кодексом Украины, Таможенным кодексом Украины, законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О Национальном банке Украины", "О Кабинете Министров Украины", "О дипломатической службе", "О службе в органах местного самоуправления", "О судебной экспертизе", "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", "О научной и научно-технической деятельности", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О судоустройстве и статусе судей", Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года "Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины", не может превышать 10740 гривен.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

Раздел II Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 октября 2011 года, кроме абзаца одиннадцатого подпункта 11 и абзаца сто тридцать восьмого подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона, вступающих в силу с 1 января 2012 года.

2. Ограничение пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) максимальным размером, установленным настоящим Законом, не распространяется на пенсионеров, которым пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу настоящего Закона.

Пенсионерам, которым пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу настоящего Закона и у которых размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) превышает максимальный размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), установленный настоящим Законом, выплата пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) осуществляется без индексации, без применения положений частей второй и третьей статьи 42 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и проведение другого перерасчета, предусмотренного законодательством, до той поры, когда размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) будет соответствовать максимальному размеру пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), установленному настоящим Законом.

Порядок выплаты пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) работающим пенсионерам устанавливается законодательством независимо от даты назначения пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания).

Если в результате принятия настоящего Закона размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.03.2015 г. №213-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что мужчины, достигшие предельного возраста пребывания на государственной службе, дипломатической службе, службе в органах местного самоуправления - 62 лет, которые на день вступления в силу настоящего Закона состоят соответственно на государственной, дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления на основании принятого в установленном законом порядке решения о продлении срока их пребывания на службе, могут состоять соответственно на государственной, дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления до окончания срока такого продления.

4. Действие положений, предусмотренных абзацами восемьдесят первым - восемьдесят третьим подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона, распространяется на пенсионеров, которым после вступления в силу настоящего Закона пенсия будет назначаться, а также перечисляться с учетом заработной платы за периоды страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии.

Действие положений, предусмотренных абзацами восемьдесят четвертым, - восемьдесят девятым подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона распространяется на лиц, достигших возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), до вступления в силу настоящего Закона, и которым пенсия по возрасту будет назначаться после вступления в силу настоящего Закона.

5. С целью недопущения уменьшения заработной платы наемных работников в связи с перечислением страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и физические лица, использующие наемный труд, осуществляют:

увеличение суммы фактических расходов на оплату труда, определенных Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", за счет уменьшения начислений на указанные суммы для работодателей;

повышение в течение поэтапного увеличения размера страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд заработной платы всех работников таким образом и в таких размерах, чтобы после отчисления страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование и налога с доходов физических лиц заработная плата, подлежащая выплате, не была ниже фактически выплаченной заработной платы за год, предшествующий году увеличения размера страхового взноса в Накопительный пенсионный фонд.

6. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в статью 165-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к №51, ст. 1122):

в абзаце первом части первой слова "вычисления и сроков уплаты" и "и Накопительного фонда" исключить;

абзац первый частей третьей и четвертой после слов "несвоевременная уплата" дополнить словами "единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование";

дополнить частями шестой и седьмой следующего содержания:

"Нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от трехсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью шестой этой статьи, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения,

влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан";

2) пункт 9 части первой статьи 87 Бюджетного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., №50-51, ст. 572) дополнить подпунктом "ж" такого содержания:

"ж) компенсацию дефицита средств Пенсионного фонда Украины для финансирования выплаты пенсий в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в связи с перечислением страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования";

3) фактически утратил силу в соответствии с Законом Украины от 05.07.2012 г. №5067-VI

4) фактически утратил силу в соответствии с Законом Украины от 14.10.2014 г. №1697-VII;

5) в Законе Украины "О пенсионном обеспечении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №3, ст. 10; 2008 г., N№5-8, ст. 78):

в пункте "б" части третьей статьи 37 и части первой статьи 47 слова и цифры "достигли: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет" заменить словами и цифрами "достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

часть третью статьи 85 изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность";

6) в Законе Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №13, ст. 178, №37, ст. 543; 1996 г., №35, ст. 162; 2006 г., №49, ст. 485; 2008 г., N№5-8, ст. 78):

в абзаце первом части первой слова "для получения государственных пенсий" заменить словами и цифрами "статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

часть вторую дополнить предложением такого содержания: "При этом соответствующее снижение пенсионного возраста, предусмотренное этой статьей, применяется также до завершения периода увеличения возраста выхода на пенсию до 1 января 2022 года";

часть третью статьи 67 изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность";

7) в пункте 2 статьи 15 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №15, ст. 190; 1997 г., №12, ст. 103; 2006 г., №37, ст. 318, №51, ст. 519):

абзац первый изложить в следующей редакции:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

13 сентября в газете «Голос Украины» был обнародован Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» №3668-VI.

Документом предусматривается внесение ряда изменений в 22 законодательных акта, в том числе Законов Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «О пенсионном обеспечении», «О негосударственном пенсионном обеспечении», «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам», «О прокуратуре», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»,«О государственной службе», «О научной и научно-технической деятельности», «О службе в органах местного самоуправления», «О статусе народного депутата Украины», «О судоустройстве и статусе судей».

Закон о пенсионной реформе был принят Верховной Радой 8 июля этого года по инициативе Кабинета Министров и подписан Президентом Украины Виктором Януковичем в пятницу, 9 сентября. Документ вступает в силу 1 октября 2011 года.

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи

Розділ I

ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ

Стаття 1. Питання формування накопичувальної системи пенсійного страхування

1. Перерахування страхових внесків до Накопичувального пенсійного фонду запроваджується починаючи з року, в якому буде забезпечено бездефіцитність бюджету Пенсійного фонду України.

2. Учасниками накопичувальної системи загальнообов'язкового державного пенсійного страхування є особи, які підлягають загальнообов'язковому державному пенсійному страхуванню згідно із Законом України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування", яким на дату запровадження перерахування страхових внесків до Накопичувального пенсійного фонду виповнилося не більш як 35 років та які сплачують внески/за яких сплачуються внески до накопичувальної системи пенсійного страхування.

3. Страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду є складовою частиною єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування, сплаченого учасниками накопичувальної системи пенсійного страхування, і підлягають спрямуванню до Накопичувального пенсійного фонду в таких розмірах: у рік запровадження перерахування - 2 відсотки бази нарахування єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування, встановленого для таких учасників, кожного наступного року - у розмірі, збільшеному на 1 відсоток, до досягнення 7 відсотків і подальшої сплати у зазначеному розмірі.

4. Страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду для осіб, які беруть добровільну участь у системі загальнообов'язкового державного пенсійного страхування, нараховуються на суму, передбачену договором про добровільну участь.

5. Пенсійний фонд України спрямовує страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду на відповідні рахунки на підставі відомостей, поданих платниками єдиного внеску до Державного реєстру загальнообов'язкового державного соціального страхування.

Стаття 2. Максимальний розмір пенсії або щомісячного довічного грошового утримання

1. Максимальний розмір пенсії (крім пенсійних виплат, що здійснюються з Накопичувального пенсійного фонду) або щомісячного довічного грошового утримання (з урахуванням надбавок, підвищень, додаткової пенсії, цільової грошової допомоги, пенсії за особливі заслуги перед Україною, індексації та інших доплат до пенсії, встановлених законодавством, крім доплати до надбавок окремим категоріям осіб, які мають особливі заслуги перед Батьківщиною), призначених (перерахованих) відповідно до Митного кодексу України, законів України "Про державну службу", "Про прокуратуру", "Про статус народного депутата України", "Про Національний банк України", "Про Кабінет Міністрів України", "Про дипломатичну службу", "Про службу в органах місцевого самоврядування", "Про судову експертизу", "Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи", "Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів", "Про наукову і науково-технічну діяльність", "Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб", "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування", "Про пенсійне забезпечення", "Про судоустрій і статус суддів", Постанови Верховної Ради України від 13 жовтня 1995 року "Про затвердження Положення про помічника-консультанта народного депутата України", не може перевищувати десяти прожиткових мінімумів, установлених для осіб, які втратили працездатність.

Розділ II

ПРИКІНЦЕВІ ТА ПЕРЕХІДНІ ПОЛОЖЕННЯ

1. Цей Закон набирає чинності з 1 жовтня 2011 року, крім абзацу одинадцятого підпункту 11 та абзацу сто тридцять восьмого підпункту 17 пункту 6 розділу II цього Закону, які набирають чинності з 1 січня 2012 року.

Полный текст Закона № 3668–VI можно скачать здесь.


Кликните на картинку, чтобы загрузить полный текст Закона №3668–VI

С 1 октября вступили в силу большинство статей Закона Украины «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (№3668-VI). Как в связи с этим изменится пенсионное обеспечение, комментирует заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в г.Севастополе Елена Гайворонская.

С 1 октября вступили в силу большинство статей Закона Украины «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (№3668-VI). Как в связи с этим изменится пенсионное обеспечение, комментирует заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в г.Севастополе Елена Гайворонская.

— Что нового принесет пенсионная реформа?

— Принятие Закона Украины «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» — логическое продолжение пенсионной реформы, которая начата в Украине еще в 1998 году введением системы персонифицированного учета сведений о застрахованном лице. В 2004 году, когда вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионная реформа продолжена.

Этим законом предусмотрена трехуровневая система пенсионного страхования в Украине: 1-й уровень — солидарная, 2-й — накопительная и 3-й — система негосударственных пенсионных фондов.

Солидарная система пенсионного страхования была реформирована в 2004 году, но за семь лет значительных изменений во всех сферах: и в экономике, и в демографии, и в финансовой сфере, требовала усовершенствования, без дальнейшего реформирования она просто перестала бы работать. Кроме этого, были дополнены законодательные нормы для предстоящего внедрения второго уровня — накопительной системы пенсионного обеспечения. Все эти изменения нашли отражение в принятом законе.

— Давайте озвучим основные положения нового закона.

— Принятый закон предусматривает установление с 1 октября 2011 года:

— максимального размера пенсии на уровне 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан (с 1 октября 2011 года — 7840 грн, 1 декабря — 8000 грн);

— постепенное, на протяжении 10 лет — по полгода за год, увеличение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет;

— повышение минимального страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту, с 5 до 15 лет;

— увеличение страхового стажа, необходимого для назначения минимальной пенсии по возрасту и для повышения пенсии за сверхнормативный стаж для вновь назначаемых пенсий: женщинам — с 20 до 30 лет, мужчинам — с 25 до 35 лет.

— Коснется ли ограничение максимальным размером тех пенсий, которые уже назначены?

— Нет, размер ранее назначенных пенсий не уменьшится. Это прописано в законе. Но если размер пенсии, выплачиваемой на сегодняшний день, больше установленного максимума, то эта пенсия не будет пересчитываться и индексироваться до тех пор, пока ее размер не станет ниже установленного ограничения.

— Повышение пенсионного возраста для женщин самая острая и обсуждаемая норма пенсионной реформы.

— Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно, в течение 10 лет, и только начиная с 1 января 2022 года, все женщины будут иметь право на назначение пенсии по возрасту после достижения 60-летнего возраста.

До этой даты для женщин, родившихся в период с 1 октября 1956 года по 31 декабря 1961 года, право на пенсию по возрасту наступит после достижения ими следующего возраста:

55 лет — которые родились до 30 сентября 1956 года включительно;

55 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;

56 лет — которые родились с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;

56 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;

57 лет — которые родились с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;

57 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;

58 лет — которые родились с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;

58 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;

59 лет — которые родились с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;

59 лет 6 месяцев — которые родились с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года;

60 лет — которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

Также предусмотрен и ряд значительных компенсационных мер. Одна из них — на протяжении первых трех лет, т.е. до 1 января 2015 года, женщины по желанию могут назначить пенсию по возрасту при достижении 55 лет, но при наличии не менее 30 лет страхового стажа и увольнении с работы (в случае последующего трудоустройства выплата пенсии на время работы прекращается).

При этом размер пенсии для таких женщин будет снижен на 0,5% за каждый месяц более раннего выхода на пенсию. То есть, выходя на пенсию раньше срока, предусмотреного законом, женщина получит более низкий размер пенсии.

Законом предусматривается, что женщинам, которые родились до 31 декабря 1961 года включительно, после выхода на пенсию устанавливается повышение в размере 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию. Например, если женщина родилась в мае 1957 года, то пенсионного возраста она достигнет в 56 лет — на 1 год (12 месяцев) позже 55 лет. Размер ее пенсии будет увеличен на 5 процентов от основного размера, предусмотренного статьей 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

— Изменится ли формула расчета пенсии при назначении и перерасчете?

— Формула расчета пенсии новым Законом не меняется, размер пенсии по-прежнему зависит от трех величин: средней заработной платы по Украине, индивидуальной заработной платы застрахованного лица и его страхового стажа, а вот определение самих эти величин меняется. При первичном назначении пенсии будет учитываться средняя заработная плата на одно застрахованное лицо в целом по Украине за три календарных года, которые предшествуют году обращения за назначением пенсии. Причем эта норма вступает в силу с 1 января 2012 года. Начиная с 1 октября 2011 года заработная плата для исчисления пенсии будет учитываться за период с 1 июля 2000 года, то есть по сведениям системы персонифицированного учета. Однако до 1 января 2016 года по желанию пенсионера он может исчислить пенсию и с учетом заработка за 5 лет до 1 июля 2000 года, но при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами.

— Сохраняется право работающих пенсионеров на перерасчет пенсии?

— Так же, как и до 1 октября, пенсионер, проработавший после назначения пенсии не менее 24 страховых месяцев, имеет право на перерасчет пенсии: либо с учетом добавления только страхового стажа, либо с учетом и стажа и заработной платы после назначения пенсии.

Те работающие пенсионеры, которые в настоящее время получают пенсию за выслугу лет (например, моряки, врачи, педагоги, социальные работники), смогут пересчитать пенсию только после достижения пенсионного возраста, предусмотренного новым законом. При перерасчете пенсии будет применяться средняя заработная плата, которая учитывалась при назначении или при последнем перерасчете пенсии до 1 октября 2011 г.

При увеличении прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, начиная с 1 октября 2011 года, пенсии работающим пенсионерам пересчитываться не будут до увольнения.

— При обсуждении пенсионной реформы очень много говорилось про сокращение разрыва между специальными пенсиями и пенсиями на общих основаниях.

— На сегодняшний день пенсии государственным служащим, журналистам, научным работникам, прокурорам, народным депутатам и некоторым другим категориям служащих назначаются по специальным законам и их размер, в большинстве случаев, выше, чем размер пенсии на общих основаниях. Цель пенсионной реформы — сократить имеющийся разрыв и в перспективе перейти на общие нормы пенсионного обеспечения. Новым законодательством предусматривается с 1 октября:

— ограничение всех вновь назначаемых пенсий, в том числе и по спецзаконам, максимальным размером — 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан;

— уменьшение максимального размера спецпенсий с 90 до 80 процентов заработной платы;

— ограничение заработка для назначения пенсий народным депутатам, судьям, прокурорам суммой заработной платы, на которую начислялся единый социальный взнос;

— увеличивается общий страховой стаж, необходимый для назначения специальных пенсий: для женщин с 20 до 30 лет; для мужчин — с 25 до 35 лет;

— в период работы пенсионеров на государственных должностях, которые дают право на назначение спецпенсий, выплата спецпенсии прекращается, выплачивается пенсия на общих основаниях.

— Какие изменения предусмотрены для военных пенсионеров?

— Пенсионное обеспечение бывших военнослужащих регулируется Законом Украины от 09.04.1992 №2262 «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».

С 1 октября в этот закон вносятся следующие изменения:

— календарное исчисление выслуги лет для определения права на пенсию военнослужащим. При этом сам размер пенсии будет, как и ранее, рассчитываться с учетом льготного исчисления выслуги;

— постепенное, в течение 10 лет, увеличение необходимой выслуги лет для назначения пенсии с 20 до 25 лет;

— уменьшение максимального размера пенсии с 90 до 80 процентов денежного обеспечения.

Для предоставления разъяснений и комментариев по пенсионным вопросам работает диспетчерский телефон 40-37-68.

Читайте также: