Закон о пенсиях за 1999г

Письмо Министерства социального обеспечения Республики Татарстан
от 1 ноября 1999 г. N 02-07/1988
"О назначении пенсии с 01.11.99 года и позднее"

Всем Комитетам, Управлениям, отделам
социального обеспечения (пенсионным
отделам) Республики Татарстан

При установлении пенсии по "старому" порядку с учетом компенсации

При новом назначении пенсии или любом индивидуальном перерасчете пенсии с 01.11.99 г. и позднее, индексация проводится через заработок.
С 01.11.99 г. заработок по октябрь 1999 г. включительно, индексируется на дополнительный индекс 1,15. Заработок с 01.11.99 г. и позднее, учитывается фактический (см. таблицу N 1).
Пример:
Иванов А.С. обратился за назначением пенсии 04.12.99 г. Работает. Справка о заработке представлена за период с 01.12.97 г. по 30.11.99 г. Для назначения пенсии с 04.12.99 г. заработок должен быть проиндексирован следующим образом:
декабрь 1997 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
январь-декабрь 1998 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
январь-апрель 1999 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
май-октябрь 1999 г. - 1,15
ноябрь 1999 г. - фактический.
При индексации пенсии через заработок пенсионера дополнительно пенсия на 1,15 не увеличивается.

При установлении пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП)

При назначении пенсии (любом индивидуальном перерасчете пенсий) с учетом индивидуального коэффициента пенсионера с 1.11.1999 года и позднее во внимание принимается средний заработок в стране 979 руб.
При определении отношения фактического среднего заработка неработающего пенсионера к средней зарплате в стране за тот же период, в случае, если учитывается заработок III квартала 1999 года во внимание принимается средний заработок в стране за июль 1999 года - 969 руб., за август 1999 года - 787 руб., за сентябрь 1999 года - 1180 руб. (см. таблицу N 2).
Примеры.
1. Петров И.С. уволен с работы 10.10.99 г., за назначением пенсии обратился 4 ноября т.г. (исполнилось 60 лет). Фактический трудовой стаж 40 полных лет. Представил справку о заработке с 01.10.97 г. по 30.09.99 г.

Решение:
- отношение заработка в приведенном примере составит 1,065 (862 р.75 к. : 810 р. 08 к.), ограничиваем 0,7.
- ИКП составит 0,49 (0,7 х 0,70%).
- размер пенсии 479 р.71 к. (979 р. х 0,49)
- Срок назначения с 04.11.99 г.
В случае если фактический заработок неработающего пенсионера определяется за период, включающем в себя месяцы, по которым отсутствуют утвержденные Правительством сведения о средней зарплате в стране, указанные месяцы исключаются из подсчета среднего заработка пенсионера и заменяются другими месяцами, непосредственно предшествующими избранному периоду.
Например:
Обращается за назначением пенсии 20.01.2000 г. Представил справку о заработке за период с 1.01.98 г. по 31.12.99 г. Не работает.
Решение:
За период с 1.01.98 г. по 30.09.99 г. утвержденные Правительством РФ сведения о среднем заработке в стране имеются, а за октябрь, ноябрь, декабрь 1999 г. такие сведения будут известны в конце января 2000 года.
Поэтому специалист отдела социального обеспечения обязан предложить заявителю:
1. Дополнительно представить справку о заработке с 1 октября по 31 декабря 1997 года (за три месяца) и определить средний заработок пенсионера с 01.10.97 г. по 30.09.99 г. Исчислить пенсию с учетом ИКП, при этом соотношение заработков учесть за период с октября 1997 года по сентябрь 1999 года;
2. После назначения пенсии и организации выплаты пенсии пенсионное дело отложить в контрольную папку. После утверждения Правительством России среднего заработка за октябрь, ноябрь, декабрь 1999 г. проверяется возможность исчисления пенсии с учетом среднего заработка пенсионера за период с января 1998 г. по декабрь 1999 г. Если соотношение заработков за указанный период выше чем за период с октября 1997 г. по сентябрь 1999 г. , то с 1 февраля 2000 г. делается перерасчет пенсии с учетом более высокого отношения заработков. Если указанное отношение заработков не дает более высокий ИКП и соответственно более высокий размер пенсии на день перерасчета, то пенсия остается на прежнем уровне, но в расчете пенсии на будущее фиксируется заработок дающий более выгодное отношение заработков.
3. Если же пенсионер отказывается представить дополнительную справку о заработке, то несмотря на то, что он не работает, пенсия исчисляется без учета ИКП. После того, как Правительством России утверждается средний заработок, пенсия пересчитывается (если выгодно) с учетом ИКП со следующего месяца после утверждения среднего заработка за требуемые месяцы.
Пенсии, исчисленные с учетом среднего заработка, не могут быть ниже минимального размера пенсии и не должны превышать установленный максимум.

Минимальные размеры пенсий

Максимальные размеры пенсий (при высоком заработке)

К минимальным и максимальным размерам пенсий начисляются надбавки и повышения:

Размер надбавки к пенсии, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, с 01.11.99 г. составляет для лиц, принимавших участие:
в 1986-1987 гг. (30%) - 32 р.53 к.
в 1988-1990 гг. (25%) -27 р.11 к.
Примечание: Порядок начисления надбавок, а также требования, предъявляемые при определении права на указанные надбавки, остаются прежними. Пенсионерам, получающим две пенсии, надбавки и повышения начисляются к одной из них, большей по размеру.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8.10.99 г N 1410 "О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров" с 1.11.99 г денежная компенсационная выплата к пенсиям, назначаемым в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 г "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливается в следующем порядке:
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений 108 руб.43 коп. и менее, компенсация устанавливается в размере 252 руб. в месяц;
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений от 108 руб.44 коп. до 275 руб.43 коп., компенсация устанавливается в дифференцированном размере, то есть суммарный размер пенсии с компенсацией должен составлять 360 руб.43 коп.
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений 275 руб.44 коп. и более компенсация устанавливается в размере 85 руб. в месяц.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" право на получение двух пенсий предоставлено:
- инвалидам вследствие военной травмы;
- участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак;
- родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения срочной военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (кроме случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий).
Вышеуказанным гражданам, получающим одновременно две пенсии, одна из которых исчислена с применением индивидуального коэффициента пенсионера, а вторая без его применения, устанавливается одна компенсационная выплата, размер которой исчисляется исходя из суммы двух пенсий. При этом общая сумма пенсий после увеличения устанавливается в размере, не превышающем 1,2 средней зарплаты по стране, то есть не свыше 1174 руб.80 коп. (с 01.11.1999 г.).
Обращаем Ваше внимание, что Указом Президента РФ от 08.10.99 г. N 1410 законодательно закреплено право на выплату двух компенсационных выплат к пенсиям только инвалидов вследствие военной травмы, исчисленным без применения индивидуального коэффициента пенсионера. При этом размеры компенсаций устанавливаются им исходя из суммы каждой пенсии.
Вместе с тем, данным Указом предусмотрено, что другим получателям двух пенсий, то есть участникам Великой Отечественной войны, вдовам и родителям погибших военнослужащих, получающим две пенсии, исчисленные без применения индивидуального коэффициента пенсионера, устанавливается одна компенсационная выплата, размер которой определяется исходя из суммы двух пенсий.
Инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, получающим две пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера, компенсационные выплаты к пенсиям не устанавливаются. При этом общая сумма двух пенсий после увеличения устанавливается в размере, не превышающем 1,2 средней зарплаты по стране, то есть не свыше 1174 руб.80 коп.
Примечание: ежемесячная денежная компенсация, в том числе и предусмотренная Указом Президента РФ от 08.10.99 г. N 1410 не должна выплачиваться пенсионерам, которые получают пенсии не в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ", а именно:
1) получателям досрочных пенсий - работникам скорой медицинской помощи;
2) к пенсиям по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с Чернобыльской катастрофой, выплачиваемые:
- детям, за период их обучения в средних или высших учебных заведениях, после достижения 23-летнего возраста (пенсия выплачивается без компенсации со следующего месяца после исполнения 23 лет до окончания учебного заведения, но не долее чем до 25 лет);
- супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, и работает;
- супругу в возрасте: для жены от 50 лет до достижения 55 лет, для мужа от 55 лет до 60 лет.
3) Пенсионерам, выехавшим на постоянное жительство за границу (США, Канада, Израиль и др.страны), но получающим пенсию по-прежнему месту жительства в Татарстане по доверенности.
Прилагаем таблицу коэффициентов, применяемых при определении заработка для исчисления пенсии с 1.11.99 г. "по старому" порядку и таблицу среднемесячной заработной платы в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с учетом ИКП по состоянию на 01.11.99 г.

Начальник пенсионного отдела Министерства
социального обеспечения Республики Татарстан Д.М.Нафикова


Внести в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1680; 1995, N 19, ст. 1711; N 52, ст. 5114) следующие изменения и дополнения:

  • Добавить комментарий
  • 0
  • 1. Часть вторую статьи 5 дополнить пунктом "в" следующего содержания:
  • "в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
    Им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца (статья 58.1 Закона). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.".

    "д) родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (статья 58.1 Закона).".

    "Статья 58.1. Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, назначается, если гибель (смерть) наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).".

    "Статья 62. Размер пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву)

    Пенсия по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) устанавливается в размере 30 процентов заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    "Статья 68.1. Размер пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (статья 58.1 Закона), устанавливается каждому из родителей в размере трех минимальных размеров пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    Внести в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613) следующие изменения и дополнения:

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. В статье 7:
  • 1) в части первой слова "(с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР")" заменить словами "(с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи)";
  • 2) дополнить статью частью третьей следующего содержания:
  • "Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона).".

    "Статья 30. Право на пенсию на льготных условиях

    Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
    Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.".

    Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

    Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

    Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

    Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

    Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

    Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

    Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

    (абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

    Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

    По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

    «3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

    Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

    В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

    Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

    Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

    «47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

    Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

    Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

    Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

    Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

    1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

    -с указанием продолжительности периодов ;

    -с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

    - исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

    2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

    3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

    4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

    - укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

    - в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

    - в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

    Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

    В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

    Содержание статьи:

    Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


    Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

    Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

    Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

    Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

    Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

    Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

    Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

    Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

    — службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

    — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

    — проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

    — выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

    — и другие периоды.

    Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


    В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

    В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

    1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

    2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

    При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

    С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

    РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

    Согласно Закону, пенсия включает две части:

    1) базовая часть – 450 руб.;

    2) страховая часть – 1053 руб.

    В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

    Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

    Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

    Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

    Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

    Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

    Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

    Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

    Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

    Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

    Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

    Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

    Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


    С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

    Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

    Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

    Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

    С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

    Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

    1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

    2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

    Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

    Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

    1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

    С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

    В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

    Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

    В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

    Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

    Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

    Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

    2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

    Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

    Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

    Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

    При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

    Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

    Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

    Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

    При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

    Выводы

    Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

    Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

    Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

    Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

    Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

    Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

    Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

    Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

    (абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

    Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

    По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

    «3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

    Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

    В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

    Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

    Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

    «47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

    Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

    Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

    Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

    Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

    1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

    -с указанием продолжительности периодов ;

    -с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

    - исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

    2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

    3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

    4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

    - укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

    - в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

    - в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

    Читайте также: