Закон о персональных пенсиях

Давайте посмотрим было ли действительно полное равноправие в той стране в которую многие мечтают сегодня вернуться или все же были так называемые небожители и все остальные носившие гордое звание Советский народ.

Пенсионеры простые и персональные

Как я уже писал в предыдущей публикации система всеобщего пенсионного обеспечения в СССР начала складываться в середине 50-х годов прошлого века.
Был принят закон «О государственных пенсиях» на основании, которого основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет.
Тогда же была юридически оформлена и сформирована система персонального пенсионного обеспечения основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года.

В отличие от всеобщего пенсионного обеспечения система персональных пенсий была сформирована еще в начале 20-х годов и в дальнейшем постоянно совершенствовалась.
Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед страной в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:

· члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;

· члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;

· лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;

· лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.

Нужно сказать, что вопрос о назначении персональной пенсии в каждом конкретном случае решался на самом высоком уровне. Например, в 1928 году по личному указанию Сталина пожизненная персональная пенсия была назначена бельгийскому рабочему и музыканту самоучке Пьеру Дегейтеру автору музыки «Интернационала», который был в то время гимном КПСС и Советского Союза.

Однако, давайте вернемся к «Положению о персональных пенсиях» 1956 года.

Было установлено три вида персональных пенсий союзного, республиканского и местного значения.

Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского – при советах министров союзных республик, а местного – советами министров автономных республик или исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся.

До 1977 года официальные максимальные размеры персональных пенсий составляли:

· для персональных пенсионеров союзного значения –200 рублей;

· республиканского – 120 рублей;

· местного – 60 рублей.

В 1977 году максимальные нормы были повышены до 250, 160 и 140 рублей соответственно.

Для сравнения: максимальные пенсии по старости для рабочих и служащих, назначенные на общих основаниях, в течение всего периода действия закона «О государственных пенсиях» были установлены в размере 120 рублей. Обращаю внимание на фразу «на общих основаниях».
Существовали доплаты, за общий, непрерывный стаж, на одном предприятии за вредность, за работу на севере и т.д.

Льготные категории граждан имели пенсию 132 рубля.
В принципе может сложиться впечатление, что в денежном выражении разрыв между обычным и персональным пенсионером был, не так уж и велик, а зачастую и вообще отсутствовал.
Однако все не так просто. Для тех кто плохо помнит реалии того времени или не знаком с ними в принципе, напишу, что обычный пенсионер, в то время льгот не имел вообще.
А ка же обстояло дело с персональными пенсионерами?

Персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий.
30 лет партийного стажа давали ежегодную выплату в размере полуторамесячной пенсии. Бывшим политкаторжанам, ссыльно-поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) полагалась одна дополнительная пенсия в год.
Кроме того персональные пенсионеры, в отличие от обычных имели целый набор льгот, а именно:
– право на дополнительную жилую площадь;

– пятидесятипроцентную скидку на коммунальные услуги;

– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера, его супруга и членов семьи, находящихся на его иждивении;

– оплата необходимых лекарств, в размере 20 % их стоимости;

– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в экстремальных ситуациях, таких как пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.

Добавьте сюда право пользования различными спец распределителями, закрытыми санаториями и прочими радостями жизни и станет понятно, что социальное расслоение в советском обществе имело место быть.

Много ли было персональных пенсионеров в СССР?

О количестве персональных пенсионеров можно косвенно судить по сохранившейся в архиве докладной записке министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года секретарю МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой:

«В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональных пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР»

Министр внесла предложение перевести недавно построенную, хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР.

Ходатайство было удовлетворено. Строители и нефтяники народ богатый, еще построят.

Хотелось бы еще сказать, что в отличие от обычных пенсионеров, возраст выхода на пенсию которых был определен в 55 лет для женщин и 60 для мужчин, персональная пенсия могла быть назначена в 55 для мужчин и 50 для прекрасного пола.
В 1977 году этот возраст был приравнен к остальным категориям граждан и стал соответственно 60 и 55.

Думается, что вызвано это было не столько заботами о социальной справедливости, а для того что бы дать возможность людям занимающим высшие посты хотя бы еще пять лет не опасаться за свое место. Не секрет, что к 1977 году все политбюро сплошь состояло из кремлевских аксакалов.

Какие были пенсии у высших партийных руководителей

Как я уже говорил, максимальный размер персональной пенсии союзного значения в 60-е годы составлял 200 рублей. Однако высшее партийное руководство предпочитало играть по своим правилам.

Когда в октябре 1964 года Хрущева отстранили от должности, ему определили персональную пенсию в 400 рублей в месяц. Кроме того за ним сохранялось право пользоваться медицинскими услугами Кремлёвской больницы и специальным пайком. В его распоряжении имелась машина — просторный ЗИЛ представительского класс с частным номером. Кроме дачи, за семьёй Хрущёва сохранялась большая квартира на Арбате.

Какие пенсии были у потерявших свои посты во времена Брежнева, членов политбюро Подгорного, Мазурова и других входивших в советскую элиту людей, неизвестно. Но думается, что они отнюдь не бедствовали.

Думается, что и партийные руководители рангом пониже небыли обделены соответствующими благами после выхода на заслуженный отдых.

Спасибо всем кто прочел до конца.
Буду благодарен за отзывы и лайки







Беседа нашего корреспондента Г. Валюженич с заслуженным юристом РСФСР А. СОКОЛОВЫМ.

КОРР. Алексей Иванович, в нашей редакционной почте немало писем с просьбой рассказать о персональных пенсиях. Этой теме почти не уделяется внимания на страницах печати, а незнание истины, как правило, порождает всякого рода домыслы. "Правда ли, что персональные пенсии, - обращается к нам Г. Волков из Харькова, - назначаются только людям, ранее занимавшим руководящие посты, и при необходимом условии их членства в КПСС?"

СОКОЛОВ. Действующее в настоящее время положение о назначении персональных пенсий таких условий не предусматривает. Персональные пенсии устанавливаются лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности, а также в области культуры, науки, техники, физкультуры и спорта.

КОРР. "Почему же в таком случае, - спрашивает москвич С. Васильев, - существуют перечни должностей для назначения персональных пенсий?"

СОКОЛОВ. Согласно законодательству никаких перечней должностей не устанавливается. Наличие высокой должности и членство в партии не могут служить обязательным основанием для назначения персональной пенсии.

Почему нередко складывается представление, что должность определяет право на персональную пенсию?

Дело в том, что к лицам, занимающим высокие ответственные посты, должны предъявляться очень высокие требования. Само выдвижение человека на эту работу уже определяет уровень его заслуг. Но в жизни, конечно, бывают разные ситуации.

КОРР. К сожалению, это так. Об этом свидетельствуют и читательские письма. Например, тов. Солонцов из Киева с возмущением пишет: "Просидит человек несколько лет в министерстве, которое, как сейчас выясняется, и пользы-то никакой не приносило, начальником управления, и ему уже практически обеспечены и персональная пенсия, и различные льготы. А заслугам его, если честно разобраться, грош цена. " В связи с этим хотелось бы узнать - за какие же заслуги назначается персональная пенсия? Кто и как ее определяет?

СОКОЛОВ. К сожалению, таких весов и приборов, с помощью которых можно было бы с математической точностью оценить заслуги того или другого человека, не существует. В каждом конкретном случае комиссия по установлению персональных пенсий (на любом уровне) рассматривает и оценивает эти заслуги в индивидуальном порядке. Заслуги же человека в течение его трудовой деятельности оцениваются обществом присвоением ему различных званий, например: народный артист СССР, заслуженный учитель РСФСР, лауреат Государственной премии и т. д. Единственным исключением из всего круга признанных заслуг, которые дают право автоматически устанавливать персональные пенсии, являются звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Ведь самим фактом присвоения звания Героя признается наличие выдающихся заслуг у человека. Кстати, замечу, что сейчас у нас насчитывается 2 672 пенсионера - Героя Советского Союза и 6 135 пенсионеров - Героев Социалистического Труда.

Уровень заслуг может быть разный. В зависимости от этого назначаются персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения.

КОРР. Несколько наших читателей из Нальчика спрашивают, почему до сих пор выдвижение кандидатов и назначение персональных пенсий происходит кулуарно, что называется, "за закрытыми дверями". "Нередко постфактум узнаем о назначении тому или иному начальнику персональной пенсии и недоумеваем - за что? Не пора ли открыть двери? Решая эти вопросы, надо почаще советоваться с коллективом. Ведь народ не слепой, он-то видит, где достойный человек, а где нет".

Алексей Иванович, расскажите, какова сейчас процедура выдвижения кандидатов и назначения персональной пенсии.

СОКОЛОВ. Должен сказать, что и сейчас претендентов выдвигают первичные профсоюзные, общественные и партийные органы. Однако обсуждение кандидатур непосредственно в трудовых коллективах должно быть активнее и шире. Люди должны знать, кому и за какие заслуги назначена персональная пенсия.

В настоящее время соответственно уровню назначения пенсии существуют специальные комиссии. При Совете Министров СССР - по установлению персональных пенсий союзного значения, при Советах Министров союзных республик - пенсий республиканского значения. Персональные пенсии местного значения устанавливаются исполкомами краевых, областных Советов народных депутатов.

Приведу пример. В 1987 г. комиссией по установлению персональных пенсий при Совете Министров РСФСР было рассмотрено 13 636 ходатайств, связанных с назначением пенсий, увеличением размера, лишением пенсий и прочими вопросами. Среди них 7993 ходатайства непосредственно об установлении пенсий. Решением комиссии персональные пенсии назначены 6 506 лицам, имеющим особые заслуги перед республикой; 1 016 - членам семей. В 471 случае в предоставлении персональной пенсии было отказано.

Каковы были основания для назначения пенсий? Среди тех, кому назначены персональные пенсии, 819 человек имеют ордена Ленина или Октябрьской Революции; 3 744 - награждены тремя и более орденами Советского Союза; 1 582 - имеют звания заслуженных работников республики; 258 - являются лауреатами Ленинской или Государственной премий.

О социальном положении тех, кому назначены персональные пенсии, свидетельствуют такие данные: 1 012 - руководители различных предприятий народного хозяйства; 377 - председатели колхозов, директора совхозов, главные специалисты сельского хозяйства; 596 - деятели науки, техники, культуры, искусства, здравоохранения, народного образования; 378 - передовики и новаторы производства.

КОРР. Сколько в нашей стране сейчас персональных пенсионеров?

СОКОЛОВ. Более 500 тыс. Примерно 300 тыс. персональных пенсионеров местного значения, 170 тыс. - республиканского и около 50 тыс. - союзного значения.

Сюда же относятся и семьи, которые после смерти персонального пенсионера получают за него пенсию.

КОРР. Алексей Иванович, а что бы вы могли сказать о социальном составе персональных пенсионеров?

СОКОЛОВ. К сожалению, такой статистики не ведется. Но, пожалуй, социальная структура среди персональных пенсионеров иная, нежели среди всего населения страны. Рабочих и колхозников меньше, чем служащих. Могу, например, привести выборочные данные о таком соотношении по Московской области. Среди персональных пенсионеров местного значения рабочие и колхозники составляют 35 - 40%, служащие - примерно 55 - 57%, остальные - члены семей умерших персональных пенсионеров. Кроме того, в нашей стране сейчас насчитывается 7 893 работающих Героев Социалистического Труда, из них более половины - 4 396 человек - рабочие промышленных предприятий, совхозов и колхозники. А они, как я уже сказал, будут иметь право на персональную пенсию союзного значения.

КОРР. Каковы размеры персональных пенсий?

СОКОЛОВ. Средний уровень получаемых персональных пенсий союзного значения - 140 руб. Правда, такой показатель складывается за счет того, что учитываются члены семей, получающие, как правило, относительно небольшие пенсии, где-то на уровне 50% от той, которую получал сам персональный пенсионер.

Средний размер персональной пенсии республиканского значения - 122 руб. и местного - 108 руб.

В отличие от обычных пенсий здесь нет жесткой регламентации размеров. Есть только максимальные пределы. Для пенсии союзного значения максимум составляет 250 руб., для республиканских - 160, местных - 140 руб.

КОРР. Какие льготы предоставляются персональным пенсионерам?

СОКОЛОВ. Они связаны с оплатой лекарств, жилой площади и коммунальных услуг. Персональным пенсионерам с длительным партийным стажем один раз в год предоставляется право бесплатного проезда железнодорожным транспортом и бесплатного пользования по месту жительства городским транспортом, а в сельской местности - автобусами внутрирайонных линий.

Персональные пенсионеры союзного и республиканского значения обеспечиваются бесплатными санаторно-курортными путевками, или им предоставляется соответствующая денежная компенсация.

КОРР. Наш читатель И. Черный из г. Одинцово просит рассказать, что это за пособие, которое выдается пенсионерам при наличии партийного стажа от 30 до 50 лет. А С. Ховери из Душанбе, обращая внимание на преимущества, предоставляемые пенсионерам с партийным стажем, спрашивает: как же это соотносится с тем, что за принадлежность к партии коммунисты не должны иметь никаких привилегий?

СОКОЛОВ. Действительно, персональным пенсионерам союзного и республиканского значения с большим партийным стажем выплачивается так называемая "13-я пенсия". Если этот стаж составляет от 30 до 50 лет, то она выплачивается в размере полуторамесячной пенсии, если партийный стаж более 50 лет - в размере двухмесячной пенсии.

О правомерности существования такой льготы, наверное, можно дискутировать. Есть разные точки зрения и аргументы в защиту этого положения.

КОРР. Каким образом и в каком размере назначаются пенсии, например, министрам, членам Политбюро ЦК КПСС?

СОКОЛОВ. В этом случае Совет Министров СССР может в индивидуальном порядке вынести решение о назначении персональной пенсии, которая по размерам и предоставляемым льготам превышает уровень, закрепленный в положении о персональных пенсиях.

Министрам, как правило, устанавливается пенсия в размере 300 - 350 руб. Вместе с тем каждый, наверное, может себе представить тот объем работы, уровень ответственности и загруженности, который возлагается на министра. Совет Министров в индивидуальном порядке рассматривает установление пенсии первым секретарям обкомов партии, отдельным, самым выдающимся деятелям искусства. Например, высокие пенсии (в размере 400 руб.) были установлены И. Козловскому, Г. Улановой и некоторым другим. Но подчеркну: они - наша национальная гордость, ярчайшие таланты, и их - единицы.

Персональная пенсия в 400 руб. была назначена Н. С. Хрущеву. Мне, например, известны случаи назначения бывшим членам Политбюро ЦК КПСС персональных пенсий в размере 450 руб. Но это ситуации исключительные. Вместе с тем, скажем, академики могут получать 240 руб. пенсии по старости, установленной для работников науки, и, кроме того, 500 руб. за звание действительного члена АН СССР.

КОРР. А назначаются ли персональные пенсии государственным деятелям, которые, мягко говоря, вынуждены были уйти на пенсию как не справившиеся с возложенными на них обязанностями?

СОКОЛОВ. Им назначается пенсия в индивидуальном порядке. И совсем не обязательно устанавливается персональная пенсия. Вместе с тем, если человек, скажем, не справился с обязанностями министра, это не значит, что надо перечеркнуть всю его жизнь и лишить пенсии. На протяжении своей долгой трудовой деятельности в других сферах он мог принести обществу большую пользу. Так что учитывается весь трудовой путь человека.

КОРР. По-видимому, не всех сейчас удовлетворит ваш ответ. Оценивать заслуги человека надо, наверное, все-таки по конечному результату. Приведу выдержку из письма москвички Т. Понашевой: ". развалит какой-нибудь министр отрасль, натворит всяческих глупостей и бед, за которые потом народ расплачивается, с него бы взыскать за причиненный вред обществу да под суд отдать, ан нет - ему вместо этого персональную пенсию и всякие блага. "

СОКОЛОВ. Как я уже сказал, члены семей получают пенсии в размере около 50% от персональной. Что же касается их заслуг, то, вероятно, однозначного ответа тут быть не может. Заслуга жены, наверное, состоит в том, что она создавала необходимые условия для творческого роста мужа, брала на себя бремя забот и тем самым косвенно способствовала его успешной деятельности.

КОРР. Но ведь это удел всех жен. Предполагается ли в новом Законе о пенсиях изменение положений о назначении персональных пенсий?

СОКОЛОВ. Сегодня однозначно на этот вопрос ответить еще нельзя. Среди специалистов, участвующих в подготовке проекта нового Закона о пенсиях, есть разные нения по этому поводу. Некоторые считают, что существующий порядок установления персональных пенсий не обеспечивает справедливости. Нередки случаи, когда персональными пенсионерами становятся случайные люди. Поэтому они предлагают людям, заслуги которых признаны обществом путем присвоения различных званий, наград, устанавливать соответствующие надбавки к общей пенсии. Но надо заметить, что ведь и сама процедура присвоения званий тоже не идеальна, и здесь могут быть издержки.

Другая точка зрения сводится к тому, что целесообразно вообще отменить персональные пенсии, а для выдающихся людей предусмотреть различные льготы. Однозначного мнения по этому вопросу пока не выработано.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.


Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».


Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Читайте также: