Закон о трудовой пенсии по старости до 1991

Загадочное слово «валоризация» появилось в пенсионном законодательстве еще в 2010 году. Однако до сих пор оно вызывает множество вопросов и сомнений у пенсионеров.

Предлагаю подробнее осветить все ключевые моменты валоризации и перерасчета пенсии за советский стаж.

1. Кому положена валоризация?

В 2010 году в Закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ ввели статью 30.1 о валоризации расчетного пенсионного капитала. Она применяется и по сей день, когда рассчитывается часть пенсии за стаж до 2002 года (поскольку с 2002 года пенсионная формула кардинально изменилась и определяющим критерием стали страховые взносы, а не стаж).

Итак, право на валоризацию имеют все граждане, у которых есть советский стаж до 1991 года и кому назначена трудовая или страховая пенсия (напомню, что в 2015 году страховые пенсии пришли на смену трудовым пенсиям в связи с принятием закона № 400-ФЗ). Прибавка к пенсии от валоризации рассчитывается так:

- определяется расчетный пенсионный капитал (по статье 30 Закона № 173-ФЗ).

Ключевые значения, которые для этого нужны — общий трудовой стаж до 2002 года, соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране и ожидаемый период выплаты пенсии (который зависит от года выхода на пенсию — если она назначена в 2015 году и далее, этот период составляет 228 месяцев),

- далее, если у пенсионера есть хотя бы один день советского стажа (до 1 января 1991 года) ему начисляется 10% к полученному пенсионному капиталу,

- а за каждый полный год советского стажа начисляют еще по 1%.

Например: женщине назначили страховую пенсию по старости в 2015 году. При максимальном соотношении заработков (1,2) и 20-ти лет стажа до 2002 года ее расчетный пенсионный капитал составит 148 852 рубля.

Если при этом у нее 10 лет стажа до 1991 года, то к этой сумме добавят еще 20% (это и есть валоризация).

Затем пенсионный капитал суммируют со страховыми взносами за период с 2002 по 2014 гг., проиндексируют, разделят на период Т — и полученную сумму переведут в пенсионные баллы.

По итогам расчетов получается, что валоризационная прибавка дает женщине в чистом виде 733 рубля к пенсии (148 852 х 20% / 228 х 5,6148).

2. Нужно ли обращаться в ПФР за валоризацией?

В интернете часто встречаются публикации, где активно призывают пенсионеров бежать в ПФР и подавать заявление на валоризацию. Но в результате многие получают «от ворот поворот».

Как упоминалось, валоризацию применяют при расчете пенсии, поэтому если страховая пенсия назначена — значит, в ней уже есть валоризационная прибавка. Другое дело — когда пенсионеру не зачли какие-то периоды до 1991 года в общий трудовой стаж.

Если эти периоды будут подтверждены (решением суда или архивными документами, например) — вот тогда у пенсионера появляется очень веский повод обратиться в ПФР за пересмотром валоризации и перерасчетом пенсии в целом.

3. Когда должны пересмотреть валоризацию и сделать перерасчет пенсии за советский стаж?

На данный момент таким основанием является включение дополнительных периодов в общий трудовой стаж, который учитывается именно в расчете пенсии.

Обратите внимание, что этот стаж может отличаться от общего страхового стажа, который нужен для назначения пенсии (на данный момент нужно не менее 11 лет такого стажа, чтобы возникло право на пенсию).

Стаж для расчета пенсии учитывается по правилам статьи 30 Закона № 173-ФЗ — и, как правило, по пункту 3 этой статьи, т.к. приведенная в нем формула дает пенсию в более выгодном размере.

С учетом этого пункта, помимо периодов работы, указанных в трудовой книжке, дополнительно можно включить в советский стаж для валоризации:

- периоды службы в армии, а также в органах внутренних дел и других правоохранительных органах (если они не были учтены в пенсию за выслугу лет),

- период получения пособия по безработице,

- период работы в колхозе во время летних школьных каникул (с 16-летнего возраста, хотя есть судебная практика, когда и с 14-летнего возраста был включен этот период — см. определение Верховного Суда Республики Мордовия от 16.06.2015 № 33-1380/2015),

- период нахождения на инвалидности 1-2 группы, если она была связана с профзаболеванием.

Если какие-то периоды были необоснованно исключены из советского стажа, нужно подтвердить их решением суда — после чего ПФР обязан будет сделать перерасчет пенсии.

Загадочное слово «валоризация» появилось в пенсионном законодательстве еще в 2010 году. Однако до сих пор оно вызывает множество вопросов и сомнений у пенсионеров.

Предлагаю подробнее осветить все ключевые моменты валоризации и перерасчета пенсии за советский стаж.

1. Кому положена валоризация?

В 2010 году в Закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ ввели статью 30.1 о валоризации расчетного пенсионного капитала. Она применяется и по сей день, когда рассчитывается часть пенсии за стаж до 2002 года (поскольку с 2002 года пенсионная формула кардинально изменилась и определяющим критерием стали страховые взносы, а не стаж).

Итак, право на валоризацию имеют все граждане, у которых есть советский стаж до 1991 года и кому назначена трудовая или страховая пенсия (напомню, что в 2015 году страховые пенсии пришли на смену трудовым пенсиям в связи с принятием закона № 400-ФЗ). Прибавка к пенсии от валоризации рассчитывается так:

-определяется расчетный пенсионный капитал (по статье 30 Закона № 173-ФЗ).

Ключевые значения, которые для этого нужны — общий трудовой стаж до 2002 года, соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране и ожидаемый период выплаты пенсии (который зависит от года выхода на пенсию — если она назначена в 2015 году и далее, этот период составляет 228 месяцев),

-далее, если у пенсионера есть хотя бы один день советского стажа (до 1 января 1991 года) ему начисляется 10% к полученному пенсионному капиталу,

-а за каждый полный год советского стажа начисляют еще по 1%.

Например: женщине назначили страховую пенсию по старости в 2015 году. При максимальном соотношении заработков (1,2) и 20-ти лет стажа до 2002 года ее расчетный пенсионный капитал составит 148 852 рубля.

Если при этом у нее 10 лет стажа до 1991 года, то к этой сумме добавят еще 20% (это и есть валоризация).

Затем пенсионный капитал суммируют со страховыми взносами за период с 2002 по 2014 гг., проиндексируют, разделят на период Т — и полученную сумму переведут в пенсионные баллы.

По итогам расчетов получается, что валоризационная прибавка дает женщине в чистом виде 733 рубля к пенсии (148 852 х 20% / 228 х 5,6148).

2. Нужно ли обращаться в ПФР за валоризацией?

В интернете часто встречаются публикации, где активно призывают пенсионеров бежать в ПФР и подавать заявление на валоризацию. Но в результате многие получают «от ворот поворот».

Как упоминалось, валоризацию применяют при расчете пенсии, поэтому если страховая пенсия назначена — значит, в ней уже есть валоризационная прибавка. Другое дело — когда пенсионеру не зачли какие-то периоды до 1991 года в общий трудовой стаж.

Если эти периоды будут подтверждены (решением суда или архивными документами, например) — вот тогда у пенсионера появляется очень веский повод обратиться в ПФР за пересмотром валоризации и перерасчетом пенсии в целом.

3. Когда должны пересмотреть валоризацию и сделать перерасчет пенсии за советский стаж?

На данный момент таким основанием является включение дополнительных периодов в общий трудовой стаж, который учитывается именно в расчете пенсии.

Обратите внимание, что этот стаж может отличаться от общего страхового стажа, который нужен для назначения пенсии (на данный момент нужно не менее 11 лет такого стажа, чтобы возникло право на пенсию).

Стаж для расчета пенсии учитывается по правилам статьи 30 Закона № 173-ФЗ — и, как правило, по пункту 3 этой статьи, т.к. приведенная в нем формула дает пенсию в более выгодном размере.

С учетом этого пункта, помимо периодов работы, указанных в трудовой книжке, дополнительно можно включить в советский стаж для валоризации:

-периоды службы в армии, а также в органах внутренних дел и других правоохранительных органах (если они не были учтены в пенсию за выслугу лет),

-период получения пособия по безработице,

-период работы в колхозе во время летних школьных каникул (с 16-летнего возраста, хотя есть судебная практика, когда и с 14-летнего возраста был включен этот период — см. определение Верховного Суда Республики Мордовия от 16.06.2015 № 33-1380/2015),

-период нахождения на инвалидности 1-2 группы, если она была связана с профзаболеванием.

Если какие-то периоды были необоснованно исключены из советского стажа, нужно подтвердить их решением суда — после чего ПФР обязан будет сделать перерасчет пенсии.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 февраля 2012 09:58

В соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
-страховой части (до 1 января 2010 года устанавливалась и выплачивалась также базовая часть трудовой пенсии по старости, после указанной даты она была объединена со страховой частью в связи с отменой единого социального налога);
-накопительной части (данная часть пенсии будет устанавливаться для лиц, имеющих на неё право, не ранее 01.07.2012 г.).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала (РПК) застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (на 2002 год-это 12 лет (144 месяца), с 2002г. ежегодно увеличивается на 6 месяцев и к 2013 году составит 19 лет (228 месяцев));
Б- фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
РПК условно можно разделить на 3 части.
Первая часть пенсионного капитала формируется из суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются, начиная с 1 января 2002 года исходя из заработка гражданина. За работающих граждан такие взносы начисляет и уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно. Следовательно, размер расчетного пенсионного капитала и соответственно, страховой части трудовой пенсии по старости находится в прямой зависимости от суммы начисленных и поступивших в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации страховых взносов за период трудовой деятельности с 1 января 2002 года. Таким образом, неуплата и (или) частичная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в итоге приведет к занижению размера страховой части при установлении трудовой пенсии.
Вторая часть пенсионного капитала определяется с помощью механизма оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 года, путем их преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал. Оценка пенсионных прав заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 01 января 2002 года. Размер этой части пенсии зависит от продолжительности общего трудового стажа (в календарном исчислении) на 1 января 2002 года и от заработной платы ( за 2000-2001гг., либо за любые 5 лет подряд (60 месяцев) до 1 января 2002 года).
Третья часть пенсионного капитала формируется за счет валоризации. Валоризация-это денежная переоценка пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года, которая для получателей трудовой пенсии была проведена в 2010 году, а уходящим на пенсию позднее 2010 года она осуществляется при выходе на трудовую пенсию. Все граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 года, автоматически получили 10% прибавки ко второй части пенсионного капитала независимо от даты выхода на пенсию. Лица, имеющие трудовой стаж до 1991 года, получили дополнительно по 1% за каждый полный год трудового стажа, выработанного до 1991 года.
Следовательно, общий расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:

ПК1- сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный Фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года;
ПК2- часть расчетного пенсионного капитала, исчисленная с учетом стажа и заработка до 01.01.2002 года ( далее пенсионный капитал на 01.01.2002г.)
СВ- сумма валоризации, которая составляет 10% величины ПК2, плюс при наличии трудового стажа до 01.01.1991г. за каждый полный год дополнительно по 1%.
Расчет ПК2- осуществляется по следующей формуле:

РП-расчетный размер трудовой пенсии на 01.01.2002г.;
450- размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года;
Т-количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (на 2002 год-это 12 лет (144 месяца), ежегодно увеличивается на 6 месяцев и к 2013 году составит 19 лет (228 месяцев)).
Кроме того, пенсионный капитал на 01.01.2002г. (ПК2) подлежит умножению на все индексы увеличения страховой части трудовой пенсии с 01 января 2002 года до даты назначения пенсии.
В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии ( РП ) зависит от продолжительности трудового стажа и заработной платы. РП определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП= СК*ЗР/ЗП*СЗП, где

ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых работодателем или архивным органом;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП- среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, для целей исчисления размеров трудовых пенсий (1671 руб.);
СК- стажевый коэффициент, который составляет 0,55 (при общем стаже 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа (до 01.01.2002г) сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (женщине за 20 лет стажа устанавливается 55%, за 21 год-56%, за 40 лет и более - 75%, мужчине за 25 лет стажа устанавливается 55%, за 26 лет-56% и т.д., за 45 лет и более - 75%). Если общий трудовой стаж менее 25/20 лет, то величина РПК рассчитывается пропорционально имеющемуся общему трудовому стажу.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 (кроме лиц, работавших (проживавших) в районах крайнего Севера (РКС), либо в приравненных к ним местностях (МПКС), для них это соотношение выше и составляет от 1,4 до 1,9 в зависимости от района и местности, где протекала работа).
Приведем расчет пенсии на примере женщины 01.02.1957 года рождения, которая обратилась в ПФР 01.02.2012 года за назначением трудовой пенсии по старости:
Женщина отработала 24 года. Ее стажевый коэффициент (СК) составил 0,59 (0,55+0,04);
Заработок (ЗР) по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2000-2001гг. составляет 2126 руб;
Среднемесячная заработная плата (СЗП) в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров пенсий, равна 1671 рубль;
Отношение ЗР/ЗП среднемесячного заработка гражданина к среднемесячной зарплате в стране за тот же период. Для расчета пенсии была использована заработная плата за периоды с 01.01.2000г. по 31.12.2001г. Отношение по заработной плате пенсионера к средней зарплате в стране составляет 1,42 (2126/1494,50, где 1494,50- среднемесячная заработная плата по Российской Федерации за этот же период). В соответствии со ст. 30 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», какая бы высокая заработная плата не была, применяется ограничение не выше 1,2 (кроме лиц, работавших (проживавших) в РКС, либо в МПКС).
Определяем расчетный размер трудовой пенсии (РП) на 01 01.2002г. путем умножения полученных данных:
РП= СК*ЗР/ЗП*СЗП=0,59*1,2*1671=1183,07
Рассчитываем пенсионный капитал на 01.01.2002г. (ПК2). Для этого от полученного расчетного размера пенсии (РП) вычитаем размер базовой части на 1 января 2002 года в размере 450 рублей и умножаем на соответствующий году ухода на пенсию ожидаемый период выплаты пенсии (Т) (величина Т зависит от года назначения пенсии). В 2012 году (Т) равно 18 лет или 216 месяцев.

ПК2=1183,07-450*216=158343,12
Полученный расчетным путем пенсионный капитал индексируем на 01.02.2012г. (на дату назначения пенсии) и получаем ПК2 на дату назначения пенсии:

ПК2 на дату назначения пенсии = =158343,12*1,307*1,177*1,114*1,127*1,16*1,204*1,269*1,1427*1,088*1,07=
721026,71
После расчета ПК2 определяем размер валоризации (СВ):
У заявительницы до 01.01.1991г. выработано 14 лет стажа, соответственно процент валоризации равен 24 (14% за стаж до 1991 года + 10% за стаж до 2002 года)
721026,71*0,24 (24%)=173046,41
Работодателем перечислена сумма страховых взносов за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года, в сумме 185000 рублей (ПК1).
Рассчитаем расчетный пенсионный капитал на дату назначения пенсии (ПК):
ПК=ПК1+ПК2+СВ=185000+721026,71+173046,41=1079073,12
В итоге размер страховой части (СЧ) будет равен сумме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (Б), установленного на дату назначения пенсии, и расчетного пенсионного капитала (на дату назначения пенсии (ПК), деленного на период выплаты пенсии (Т) (СЧ= ПК/Т+Б)
Б -установленный Правительством Российской Федерации по состоянию на 01.02.2012г. равен 3170,48.
СЧ= ПК/Т+Б=1079073,12/216+3170,48=8166,19
Таким образом, на дату назначения пенсии ее размер составил 8166 рублей 19 копеек.
В дальнейшем рассчитанный размер пенсии будет постоянно индексироваться с учетом роста цен согласно постановлений Правительства РФ.

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Читайте также: