Закона украины о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

О сборе на обязательное государственное пенсионное страхов ание

Настоящий Закон определяет порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются:

1) субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников;

2) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой, чем плательщик сборов, территориальной общины;

3) физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, не использующие труд наемных работников, адвокаты, нотариусы;

4) физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, выполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе членам творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов и т. п.

Объектом налогообложения являются:

1) для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, - фактические расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрения и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан). К этим расходам не относятся расходы на оплату выполненных работ (услуг) согласно гражданско-правовым договорам, выплату доходов в виде дивидендов, процентов и т.п., а также другие расходы, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины;

2) для плательщиков сбора, определенных пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, - сумма облагаемого дохода (прибыли), исчисленная в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины в соответствии с законодательством Украины;

3) для плательщиков сбора, определенных пунктом 4 статьи 1 настоящего Закона, - совокупный облагаемый доход, исчисленный в соответствии с законодательством Украины.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование плательщики сбора уплачивают в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством Украины.

Плательщики, определенные пунктами 1, 2 и 3 статьи 1 настоящего Закона, обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины. Коммерческие банки при открытии соответствующих банковских счетов обязаны требовать информацию от таких плательщиков относительно указанной регистрации.

Пенсионный фонд Украины не включается в Государственный бюджет Украины.

Запрещается использование средств Пенсионного фонда Украины не по целевому назначению, в том числе на кредитные, депозитные операции, предоставление ссуд и т.п. Временно свободные средства в случае отсутствия задолженности по выплатам пенсий могут быть использованы Пенсионным фондом Украины исключительно на приобретение государственных ценных бумаг.

Финансирование расходов на содержание органов Пенсионного фонда Украины и его аппарата производится в пределах сметы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

На обязательное государственное пенсионное страхование устанавливаются ставки сбора в следующих размерах:

1) для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, - 32 процента от объекта налогообложения, определенного пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона.

Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование определяется отдельно по ставке 4 процента от объекта налогообложения для других работников такого предприятия;

2) для плательщиков сбора, определенных пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, - 32 процента от объекта налогообложения, определенного пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона;

3) для плательщиков сбора, определенных пунктом 4 статьи 1 настоящего Закона, - 1 процент от объекта налогообложения, определенного пунктом 3 статьи 2 настоящего Закона.

Сбор на государственное обязательное пенсионное страхование уплачивается одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда.

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины:

в течение месяца после дня опубликования Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" представить Верховной Раде Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

в течение двух недель после опубликования Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" принять решения, направленные на исполнение настоящего Закона, и привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины Л.Кучма

г. Киев, 26 июня 1997 года
N 400/97-ВР

О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование

С изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины
от 3 декабря 1997 года N 680/97-ВР,
от 15 января 1998 года N 25/98-ВР,
от 24 июля 1998 года N 64 - XIV,
от 22 октября 1998 года N 208 - XIV,
от 17 декабря 1998 года N 320 - XIV,
от 23 марта 1999 года N 539 - XIV,
от 15 июля 1999 года N 967 - XIV,
от 17 ноября 1999 года N 1222 - XIV,
от 17 февраля 2000 года N 1461 - III,
от 24 мая 2001 года N 2452 - III,
от 20 декабря 2001 года N 2905 - III,
от 26 декабря 2002 года N 373 - IV,
от 26 декабря 2002 года N 380 - IV,
от 22 мая 2003 года N 849 - IV
от 19 июня 2003 года N 980 - IV
от 2 октября 2003 года N 1215 - IV,
от 27 ноября 2003 года N 1344 - IV,
от 24 июня 2004 года N 1878 - IV,
от 23 декабря 2004 года N 2285 - IV,
от 23 декабря 2004 года N 2287 - IV,
от 25 марта 2005 года N 2505 - IV,
от 31 мая 2005 года N 2613 - IV
от 7 июля 2005 года N 2771 - IV,
от 20 декабря 2005 года N 3235 - IV
(учитывая изменения, внесенные Законом Украины
от 23 февраля 2006 года N 3508 - IV),
от 19 декабря 2006 года N 489 - V,
от 28 декабря 2007 года N 107 - VI
(изменения, внесенные Законом Украины от 28 декабря 2007 года N 107, - VI
действуют по 31 декабря 2008 года,
изменения, внесенные пунктом 30 раздела II Закона Украины
от 28 декабря 2007 года N 107 - VI,
признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными)
согласно решению Конституционного Суда Украины
от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008),
от 3 июня 2008 года N 309 - VI,
от 8 июля 2010 года N 2464 - VI,
от 13 января 2011 года N 2921 - VI,
от 7 июня 2012 года N 4911 - VI

(С 1 января 2013 года в данный Закон будут внесены изменения согласно Закону Украины от 12 января 2012 года N 4318-VI)

Данный Закон определяет порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Статья 1

Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются:
1) субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников;
2) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, отмеченных в пункте 1 этой статьи, которые не имеют статуса юридического лица, расположены на территории другого, чем плательщик сборов, территориального общества;

6) субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней;

7) предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, подлежащие государственной регистрации (перерегистрации) в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины, кроме случаев обеспечения легковыми автомобилями инвалидов согласно законодательству и наследования легковых автомобилей в соответствии с Законом;

8) пункт 8 статьи 1 исключен

9) предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и физические лица, которые приобретают недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, которые приобретают недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, которые пользуются имунитетами и привилегиями согласно Законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также граждан, которые приобретают жилье и находятся в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые.

Недвижимым имуществом признается жилой дом или его часть, квартира, садовый дом, дача, гараж, другое постоянно расположенное здание, а также другой объект, подпадающий под определение группы 3 основных средств и других необоротных активов согласно Налоговому кодексу Украины;

10) предприятия, учреждения и организации, физические лица, которые пользуются услугами сотовой подвижной связи, а также операторы этой связи, которые предоставляют свои услуги безвозмездно. При этом сбор на обязательное государственное пенсионное страхование не уплачивается, если услугами сотовой связи пользуются речные, морские, воздушные, космические транспортные средства, средства наземного технологического транспорта (в том числе такси), которые имеют стационарно встроенное оборудование радиосвязи, радионавигации и радиоастрономии, которое не может быть отделено от таких средств без потери его технологических или эксплуатационных качеств или характеристик.
Услуги сотовой подвижной связи - услуги по передаче сетью связи общего пользования голоса, сигналов, звуков, изображений, печатных или письменных материалов или символов, предназначенных для конкретного абонента, в случае, когда для их приема или передачи используется оборудование радиосвязи.
Радиосвязь - электросвязь, которая осуществляется путем распространения электромагнитных волн в свободном пространстве без искусственной направляющей среды.
Роуминг - услуга сотовой подвижной связи, которая обеспечивает возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без представления любого предварительного заявления или с таким во время перемещения из зоны действия одного оператора к другому как в пределах Украины, так и за ее пределами.

Статья 2

Объектом налогообложения является:

5) для плательщиков сбора, определенных пунктом 6 статьи 1 данного Закона - стоимость реализованных ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней;

6) для плательщиков сбора, определенных пунктом 7 статьи 1 данного Закона - стоимость легкового автомобиля;

8) для плательщиков сбора, определенных пунктом 9 статьи 1 данного Закона - стоимость недвижимого имущества, отмеченная в договоре купли-продажи такого имущества;

9) для плательщиков сбора, определенных пунктом 10 статьи 1 данного Закона - стоимость любых услуг сотовой подвижной связи, оплаченная потребителями этих услуг оператору, который их предоставляет, включая стоимость входящих и исходящих телефонных звонков, абонентскую плату, плату (надбавку) за роуминг, сумму страхового задатка, аванса, стоимость других специальных услуг, отмеченных в счете на оплату услуг сотовой подвижной связи.
В случае продажи прав напрокат услуг сотовой подвижной связи в виде магнитных карт, микросхем или чипов объектом налогообложения является стоимость их продажи.
В случае, когда оператор сотовой связи предоставляет услуги по этой связи безвозмездно, объектом налогообложения является стоимость таких услуг, определенная по обычным расценкам (тарифам) такого оператора.
В случае, когда лицо предоставляет средства, сооружения или сеть связи в аренду (лизинг) или передает эти объекты для других видов пользования другому лицу, которое выполняет функции оператора относительно третьих лиц, объектом налогообложения являются только услуги, которые предоставляются таким вторым лицом таким третьим лицам.
Не может быть объектом налогообложения:
транслирование программ радио- и телевизионными станциями;
передача или прием информации с помощью радиосвязи сетями ведомственной или технологической связи, которые не имеют автоматической коммутации с сетью связи общего пользования;
пользование радиотелефонами и радиоудлинителями, подключенными к номерам квартирных телефонов;
суммы, уплачиваемые одним оператором для компенсации стоимости услуг по роумингу (или покрытие отрицательного сальдо взаиморасчетов по роумингу) другому оператору, который предоставил такие услуги.

Статья 3

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование плательщики сбора уплачивают в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством Украины.
Плательщики, определенные пунктами 1, 2 и 3 статьи 1 данного Закона, обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины. Коммерческие банки при открытии соответствующих банковских счетов обязаны требовать информацию от таких плательщиков относительно отмеченной регистрации.
Плательщики сбора, определенные пунктами 6, 7, 9 и 10 статьи 1 данного Закона, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование уплачивают на счета по учету средств специального фонда государственного бюджета, открытые в управлениях Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Эти средства в установленном порядке зачисляются в специальный фонд государственного бюджета и используются согласно Закону о Государственном бюджете Украины.

Статья 4

На обязательное государственное пенсионное страхование устанавливаются ставки сбора в таких размерах:


10) для плательщиков сбора, определенных пунктом 9 статьи 1 данного Закона - 1 процент от объекта налогообложения, определенного пунктом 8 статьи 2 данного Закона;

11) для плательщиков сбора, определенных пунктом 10 статьи 1 данного Закона - 7,5 процента от объекта налогообложения, определенного пунктом 9 статьи 2 данного Закона.

Статья 5

Статья 5 утратила действие с 1 января 2011 года
(статья 5 с изменениями, внесенными согласно
Законам Украины от 24.07.98 г. N 64-XIV,
от 15.07.99 г. N 967-XIV,
утратила действие согласно
Закону Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI)

Статья 6

1. Данный Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины:
в течение месяца после дня опубликования Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" подать Верховной Раде Украины предложения относительно внесения изменений в Законы Украины, которые вытекают из данного Закона;
в течение двух недель после дня опубликования Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" принять решения, направленные на выполнение данного Закона,и привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев
26 июня 1997 года
N 400/97-ВР

Закон Украины от 26 июня 1997 года № 400/97-ВР

( с изменениями и дополнениями , последние из которых внесены законами Украины
от 27 марта 2014 года № 1166-VII,
от 28 декабря 2014 года № 71-VIII )

Действие Закона приостановлено для сельскохозяйственных товаропроизводителей — участников эксперимента по внедрению единого налога на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области согласно Закону Украины от 15.01.98 г. № 25/98-ВР.

Действие Закона приостановлено для сельскохозяйственных товаропроизводителей — плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога, за исключением пункта 4 статьи 1, пункта 3 статьи 2, части первой статьи 3, пункта 4 статьи 4, статьи 5 в части, касающейся плательщиков сбора, определенных в пункте 4 статьи 1 Закона, согласно Закону Украины от 17 декабря 1998 года № 320-XIV.

Настоящий Закон определяет порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются:

1) субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и другие юридические лица, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, использующие труд наемных работников;

2) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, указанных в пункте 1 этой статьи, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной, чем плательщик сборов, территориальной громады;

3) пункт 3 статьи 1 утратил силу с 1 января 2011 года

4) пункт 4 статьи 1 утратил силу с 1 января 2011 года

(изменения, внесенные подпунктом «а» подпункта 1 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными), согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

5) пункт 5 части первой статьи 1 исключен;

5) физические лица, которые осуществляют операции по покупке иностранной валюты в наличной форме (кроме физических лиц, осуществляющих операции по покупке иностранной валюты для погашения кредитов).

Порядок проведения операции по покупке иностранной валюты физическими лицами для погашения кредитов устанавливается Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины обеспечивает организацию и контроль за уплатой (удержанием) сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операций по покупке иностранной валюты юридическими и физическими лицами, кроме банковских учреждений, в наличной форме.

Банки подают до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в органы Пенсионного фонда Украины отчет о начислении (удержании) и уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операций по покупке иностранной валюты юридическими и физическими лицами, кроме банковских учреждений, в наличной форме в порядке и по форме, определенным Кабинетом Министров Украины;

6) физические лица и субъекты хозяйствования, которые подают ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов на клеймение государственным пробирным клеймом в казенные предприятия пробирного контроля.

Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, обеспечивает организацию уплаты (удержания) сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении казенными предприятиями пробирного контроля клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, поданных физическими лицами и субъектами хозяйствования, в безналичной и/или наличной форме.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, осуществляет контроль за уплатой (удержанием) сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении казенными предприятиями пробирного контроля клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, поданных физическими лицами и субъектами хозяйствования, в безналичной и/или наличной форме.

Казенные предприятия пробирного контроля подают до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в органы Пенсионного фонда Украины отчет о начислении (удержании) и уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении клеймения изделий государственным пробирным клеймом в порядке и по форме, определенным Кабинетом Министров Украины;

7) предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации в Украине в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины, кроме случаев обеспечения легковыми автомобилями инвалидов согласно законодательству и наследования легковых автомобилей в соответствии с законом;

8) пункт 8 статьи 1 исключен;

9) предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и физические лица, приобретающие недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, приобретающих недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также граждан, приобретающих жилье и находящихся в очереди на получение жилья либо приобретающих жилье впервые.

Недвижимым имуществом признается жилой дом или его часть, квартира, садовый дом, дача, гараж, другое постоянно расположенное здание, а также другой объект, подпадающий под определение группы 3 основных средств и других необоротных активов согласно Налоговому кодексу Украины;

10) предприятия, учреждения и организации, физические лица, пользующиеся услугами сотовой мобильной связи, а также операторы этой связи, предоставляющие свои услуги бесплатно. При этом сбор на обязательное государственное пенсионное страхование не уплачивается, если услугами сотовой связи пользуются речные, морские, воздушные, космические транспортные средства, средства наземного технологического транспорта (в том числе такси), имеющие стационарно встроенное оборудование радиосвязи, радионавигации и радиоастрономии, которое не может быть отделено от таких средств без потери его технологических или эксплуатационных качеств или характеристик.

Услуги сотовой мобильной связи — услуги по передаче сетью связи общего пользования голоса, сигналов, звуков, изображений, печатных или письменных материалов или символов, предназначенных для конкретного абонента, в случае когда для их приема или передачи используется оборудование радиосвязи.

Радиосвязь — электросвязь, которая осуществляется путем распространения электромагнитных волн в свободном пространстве без искусственной направляющей среды.

Роуминг — услуга сотовой мобильной связи, обеспечивающая возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без подачи какого-либо предварительного заявления или с таковым при перемещении из зоны действия одного оператора к другому как в пределах Украины, так и за ее пределами.

Часть вторая статьи 1 утратила силу.

(изменения, внесенные подпунктом «б» подпункта 1 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными), согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенный режим налогообложения (единый налог), и юридические и физические лица, расположенные (проживающие) в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля, уплачивают сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операций по покупке иностранной валюты в безналичной и/или наличной форме, торговле ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней, во время приобретения права собственности на легковые автомобили в случаях, указанных в пункте 7 части первой настоящей статьи, по операциям купли-продажи недвижимого имущества, по предоставлению услуг сотовой мобильной связи на общих основаниях.

Объектом налогообложения является:

1) абзац первый пункта 1 статьи 2 утратил силу с 1 января 2011 года;

абзац второй пункта 1 статьи 2 утратил силу с 1 января 2011 года;

абзац третий пункта 1 статьи 2 исключен.

Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, кроме являющихся плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, объектом налогообложения являются также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами «б» — «з» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» до достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;

2) пункт 2 статьи 2 утратил силу с 1 января 2011 года;

3) пункт 3 статьи 2 утратил силу с 1 января 2011 года;

4) пункт 4 статьи 2 исключен;

4) для плательщиков сбора, определенных пунктом 5 статьи 1 настоящего Закона, — сумма операции по покупке иностранной валюты в наличной форме;

5) для плательщиков сбора, определенных пунктом 6 статьи 1 настоящего Закона, — стоимость основного драгоценного металла (золото, серебро, платина, палладий), в пересчете на вес чистого металла, содержащегося в сплаве, из которого изготовлено ювелирное или бытовой изделие, определенная по официальному курсу Национального банка Украины на банковские металлы на момент подачи плательщиком сбора ювелирных и бытовых изделий на клеймение в казенное предприятие пробирного контроля;

6) для плательщиков сбора, определенных пунктом 7 статьи 1 настоящего Закона, — стоимость легкового автомобиля;

7) пункт 7 статьи 2 исключен;

8) для плательщиков сбора, определенных пунктом 9 статьи 1 настоящего Закона, — стоимость недвижимого имущества, указанная в договоре купли-продажи такого имущества;

9) для плательщиков сбора, определенных пунктом 10 статьи 1 настоящего Закона, — стоимость любых услуг сотовой мобильной связи, оплаченная потребителями этих услуг предоставляющему их оператору, включая стоимость входящих и исходящих телефонных звонков, абонентскую плату, плату (надбавку) за роуминг, сумму страхового задатка, аванса, стоимость других специальных услуг, указанных в счете на оплату услуг сотовой мобильной связи.

В случае продажи прав на временное пользование услугами сотовой мобильной связи в виде магнитных карт, микросхем или чипов объектом налогообложения является стоимость их продажи.

Если оператор сотовой связи предоставляет услуги по этой связи безвозмездно, объектом налогообложения является стоимость таких услуг, определенная по обычным расценкам (тарифам) такого оператора.

Если лицо предоставляет средства, сооружения или сеть связи в аренду (лизинг) либо передает эти объекты в другие виды пользования другому лицу, выполняющему функции оператора в отношении третьих лиц, объектом налогообложения являются только услуги, которые предоставляются таким вторым лицом таким третьим лицам.

Не могут быть объектом налогообложения:

транслирование программ радио- и телевизионными станциями;

передача или прием информации с помощью радиосвязи сетями ведомственной или технологической связи, не имеющими автоматической коммутации с сетью связи общего пользования;

пользование радиотелефонами и радиоудлинителями, подключенными к номерам квартирных телефонов;

суммы, уплачиваемые одним оператором в компенсацию стоимости услуг по роумингу (или покрытие отрицательного сальдо взаиморасчетов по роумингу) другому оператору, предоставившему такие услуги.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование плательщики сбора, определенные в части второй этой статьи, уплачивают в Пенсионный фонд Украины в порядке, определенном законодательством Украины.

Плательщики, определенные пунктами 1, 2 и 3 статьи 1 настоящего Закона, обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины. Коммерческие банки при открытии соответствующих банковских счетов обязаны требовать информацию от таких плательщиков об указанной регистрации.

Плательщики сбора, определенные пунктами 5–7, 9 и 10 статьи 1 настоящего Закона, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование уплачивают на бюджетные счета для зачисления поступлений в государственный бюджет, открытые в главных управлениях центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств. Эти средства в установленном порядке зачисляются в общий фонд государственного бюджета и используются согласно закону о Государственном бюджете Украины.

Часть четвертая статьи 3 утратила силу с 1 января 2011 года.

Часть пятая статьи 3 утратила силу с 1 января 2011 года.

Часть шестая статьи 3 утратила силу с 1 января 2011 года.

На обязательное государственное пенсионное страхование устанавливаются ставки сбора в следующих размерах:

1) для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона:

абзац второй пункта 1 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

100 процентов от объекта налогообложения, определенного абзацем четвертым пункта 1 статьи 2 настоящего Закона.

абзац четвертый пункта 1 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

абзац пятый пункта 1 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

абзац шестой пункта 1 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года

абзац седьмой пункта 1 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года

2) пункт 2 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года;

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

3) пункт 3 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года;

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

4) пункт 4 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года;

5) пункт 5 статьи 4 утратил силу с 1 января 2011 года;

6) пункт 6 статьи 4 исключен;

(изменения, внесенные подпунктом 4 пункта 35 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными), согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)

6) для плательщиков сбора, определенных пунктом 5 статьи 1 настоящего Закона, — 2 процента от объекта налогообложения, установленного пунктом 4 статьи 2 настоящего Закона;

6 1 ) для плательщиков сбора, определенных пунктом 5 1 статьи 1 настоящего Закона, — 2 процента от объекта налогообложения, установленного пунктом 41 статьи 2 настоящего Закона;

7) для плательщиков сбора, определенных пунктом 6 статьи 1 настоящего Закона, — 10,0 процента от объекта налогообложения, определенного пунктом 5 статьи 2 настоящего Закона;

8) для плательщиков сбора, определенных пунктом 7 статьи 1 настоящего Закона, в зависимости от стоимости объекта, определенного пунктом 6 статьи 2 настоящего Закона:

3 процента — если объект налогообложения не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;

4 процента — если объект налогообложения превышает 165, но не превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;

5 процентов — если объект налогообложения превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года;

9) пункт 9 статьи 4 исключен;

10) для плательщиков сбора, определенных пунктом 9 статьи 1 настоящего Закона, — 1 процент от объекта налогообложения, определенного пунктом 8 статьи 2 настоящего Закона;

11) для плательщиков сбора, определенных пунктом 10 статьи 1 настоящего Закона, — 7,5 процента от объекта налогообложения, определенного пунктом 9 статьи 2 настоящего Закона.

Статья 5. Статья 5 утратила силу с 1 января 2011 года

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины:

в течение месяца после дня опубликования Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» подать Верховной Раде Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, следующие из настоящего Закона;

в течение двух недель после дня опубликования Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» принять решения, направленные на выполнение настоящего Закона, и привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.


Порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование регулируется Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» и Порядком уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 1740 от 03.11.1998 года.

Закреплено, что во время оформления у нотариуса договора купли-продажи покупатель квартиры уплачивает сбор на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от стоимости квартиры. Одновременно законодатель освободил от такого сбора лица, приобретающие жилье впервые.

Пунктом 15-1 Порядка № 1740 закреплено, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимого имущества уплачивается предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и физическими лицами, приобретающими недвижимое имущество, в размере 1% от стоимости недвижимого имущества, указанной в договоре купли-продажи такого имущества, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, приобретающих недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также граждан, которые приобретают жилье и находятся в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые.

Следует отметить, что недвижимым имуществом признается жилой дом или его часть, квартира, садовый дом, дача, гараж, другое постоянно расположенное здание, а также другой объект, подпадающий под определение группы 3 основных средств и других необоротных активов согласно Налоговому кодексу Украины.

Кто имеет право на возврат сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке жилья?

Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» и Порядком № 1740, установлено, что все граждане являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование за исключением тех, которые осуществляют операции по покупке жилья впервые.

Кроме этого, в пункте 15-3 Порядка № 1740 указано: «Нотариальное удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества осуществляется при наличии документального подтверждения уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимого имущества».

Из этого положения вытекает, что даже те граждане, которые осуществляют операции по покупке жилья впервые, в любом случае будут обязаны уплатить пенсионный сбор (поскольку отсутствует алгоритм, который бы предоставлял возможность проверки информации, действительно ли лицо покупает жилье впервые). Если же пенсионный сбор не оплатить, нотариус просто откажется заверять соответствующий договор купли-продажи.

Следовательно, независимо от количества купленного жилья одним гражданином, он в любом случае будет обязан уплатить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, и уже после оформления сделки возвращать уплаченные средства.


Порядок возврата сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке жилья

Если лицо оплатило определенную сумму пенсионного сбора, подписало договор купли-продажи (и соответствующие сведения были внесены в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество) – фактически совершило сделку по покупке жилья впервые.

В обязательном порядке нужно обратиться в территориальное управление Пенсионного фонда Украины с Заявлением о возврате ошибочно уплаченных денежных средств (пенсионного сбора). В заявлении нужно описать операцию по покупке жилья (добавить Договор купли продажи), подтвердить факт уплаты пенсионного сбора (приложить копию квитанции), добавить информационную справку из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которая подтверждает, что приобретенное жилье является первым недвижимым имуществом указанной категории, которое приобретает лицо. Дополнительно нужно сделать ссылки на нормы законодательства, указанные выше, и просительную часть: «Прошу: 1) Вернуть мне, ФИО, (РНКОПП 00000000000000000) ошибочно уплаченный сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 1% от стоимости объекта недвижимого имущества в сумме ХХ грн. при нотариальном удостоверении договора купли-продажи квартиры от ХХ.ХХ.2020 г.; 2) Денежные средства перечислить на следующие банковские реквизиты: 0000000000000000000000».

Как свидетельствует практика, в течение 25-35 календарных дней вам поступит ответ с отказом в возврате средств. В таком случае нужно обращаться с иском в административный суд (срок исковой давности составляет 6 месяцев от момента получения отказа). На этой стадии советуем обратиться к юристам, которые помогут в составлении Искового заявления.

На стадии судебного разбирательства расходами будет уплата судебного сбора в размере 840 гривен 80 копеек (которые будут в будущем взысканы с ПФУ в пользу гражданина).

Судебная практика

В большинстве случаев административные суды выбирают позиции Истцов – то есть лиц, которые стремятся вернуть ошибочно уплаченный сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда отметил: «при отсутствии соответствующего правового механизма проверки информации о факте приобретения недвижимости впервые именно государство в лице Пенсионного фонда Украины как уполномоченного субъекта властных полномочий обязано доказывать тот факт, что в каждом конкретном случае лицо, обязанное уплачивать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, приобрело жилье не впервые. Государство, вводя определенный механизм правового регулирования отношений, обязано обеспечить его реализацию. В противном случае все негативные последствия отсутствия должного правового регулирования полагаются на государство. Отсутствие в Украине единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и лишение возможности Пенсионного фонда Украины и его территориальных отделений установить приобретение квартир конкретным лицом впервые не может ставиться в вину лицу, поскольку неопределение порядка исполнения законодательно закрепленных норм не может приводить к нарушению или ограничению прав граждан, которые наделены такими правами». Аналогичные правоотношения уже были предметом рассмотрения в Верховном Суде, в частности в постановлениях Верховного Суда от 30 января 2018 года (дело N 819/1498/17) и 31 января 2018 года (дело N 819/1667/17).

По факту судебного разбирательства (которое может длиться от 4 до 12 месяцев), гражданин получит решение суда, которым ПФУ будет обязан вернуть Вам средства. После вступления решения в законную силу Пенсионный Фонд делает соответствующее прошение в Государственное казначейство, которое подается вместе с копией решения суда, оригиналом квитанции и заявлением установленного образца, в котором также указываются банковские реквизиты, на которые необходимо перечислить средства.

Последним и заключительным этапом является возврат денежных средств на ваш банковский счет. В общем весь процесс может длиться до 18 месяцев (при отсутствии апелляционной жалобы со стороны ПФУ).

Относительно сроков давности - в национальном законодательстве не закреплен срок, в пределах которого лицо может обратиться в ПФУ с Заявлением о возврате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, даже если вы впервые купили жилье 5 лет назад, у вас все еще осталось право на такое возвращение.

Игорь Ясько, управляющий партнёр ЮК Winner

Читайте также: