Закон о ветеранах с изменениямистаж при выходе на пенсию

К участникам боевых действий (БД) причисляются граждане, которые принимали участие в военных конфликтах (как в России, так и за рубежом). Данная группа россиян получает от государства разные меры поддержки, соответственно со статьей 16 ФЗ «О ветеранах» номер 5 от 12 января 1995 г.

Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий

Бесплатно по России

В законодательной базе РФ вопросы оформления пенсионных выплат участникам БД регламентированы такими законами:

  1. ФЗ номер 5 «О ветеранах». Регулирует общие вопросы (кто считается ветераном БД, как их поддерживает государство, какой должна быть величина надбавок к выплатам).
  2. ФЗ номер 178 от 17 июля 1999 г. «О социальной помощи от государства». Причисляет ветеранов БД к группе граждан, которые вправе получать определенные соцуслуги в натуральном виде либо в форме надбавки к ежемесячно предоставляемой пенсии.
  3. ФЗ номер 4468 от 12 февраля 1993 г. «О пенсии военным и другим гражданам». Назначает участникам БД увеличенное пенсионное обеспечение по инвалидности и выслуге лет.

Если участник БД оформляет пенсионные выплаты по старости в стандартном порядке, по достижении установленного возраста, и обладает при этом минимальным трудовым стажем, на него распространяются нормы, прописанные в ФЗ номер 400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсионных выплатах».

Чтобы оформить пенсию, участнику БД требуется посетить ПФР с комплектом документов. В определенных ситуациях назначением пенсионного обеспечения занимается Минобороны, в таком случае можно обращаться в военкомат.

В комплект документов включены:

  • паспорт россиянина;
  • фото паспортного формата (3 на 4);
  • документы наградного характера;
  • документы, которые подтверждают, что гражданин имеет стаж (выписки от работодателя, трудовая книжка);
  • документы, подтверждающие, что гражданин участвовал в военном конфликте, либо иные бумаги, которые дают возможность получать пенсионное обеспечение ветерана БД (удостоверение труженика тыла, удостоверение блокадника).

В большей части ситуаций алгоритм оформления пенсионных выплат ветеранам БД выглядит так:

  1. Постановка на учет в военном комиссариате, получение удостоверения ветерана БД и справки, подтверждающей, что заявитель участвовал в вооруженном конфликте.
  2. Оформление лицевого счета в банковской организации.
  3. Обращение в ПФР по месту жительства, месту пребывания, фактического нахождения для получения актуального списка документов.
  4. Подтверждение наличия обязательного страхового стажа и факта участия в военном конфликте.
  5. Передача комплекта бумаг через почтовую службу либо путем личного посещения учреждения ПФР.
  6. Ожидание решения.

Виды выплат

Если участник БД считается служащим армии либо работает в спецслужбе России, то вопросы, связанные с назначением ему пенсии, регулируются ФЗ номер 4468.

На оформление ведомственной пенсии могут рассчитывать граждане, которые являются/являлись:

  • работниками учреждений государственной безопасности;
  • служащими российской/советской армии;
  • сотрудниками МВД, ФСИН, ФСКН, ГПС, Росгвардии.

Если статус участника БД был приобретен россиянином при исполнении особых поручений в зоне вооруженного конфликта либо при выполнении служебных обязанностей в горячей точке, то вопросами его пенсии занимается ПФР.

Чтобы получать военное пенсионное обеспечение, требуется располагать хотя бы 20 годами выслуги. Кроме того, можно стать пенсионером в 45 лет, однако при этом длительность общего стажа должна равняться минимум 25 годам. 12.5 лет должны приходится на армейскую либо специальную службу.

Оформление страховой пенсии по старости ветерану БД выполняется в стандартном порядке:

  • по наступлении установленного возраста (55 лет для лиц женского и 60 для лиц мужского пола);
  • при наличии трудового стажа (10 лет с увеличением каждый год до 15 лет);
  • при наличии минимального числа пенсионных баллов (ПБ). Минимальное количество ПБ, как и возраст выхода на пенсию, каждый год увеличивается.

Размер пенсии ветеранам боевых действий

Пенсионное обеспечение для участников БД включает в себя выплату на общих нормах, а также индивидуальную дополнительную выплату.

Если же гражданин располагает выслугой лет, то он еще получает надбавку, которая рассчитывается так:

  • выслуга равняется 20 годам – половина пенсии плюс 3 процента за каждый дополнительный год;
  • выслуга равняется 25 годам – половина пенсии плюс 1 процент за каждый дополнительный год;
  • выслуга, полученная за время участия в вооруженном конфликте, определяется на льготных условиях.

Пенсия увеличивается на 32 процента для граждан, которые:

  • участвовали в Великой Отечественной войне;
  • были заключены в тюрьмах фашистов, концентрационных лагерях;
  • жили в блокадном Ленинграде;
  • потеряли трудоспособность из-за травм, полученных во время Великой Отечественной войны. При этом трудоспособность должна быть утрачена гражданином еще в несовершеннолетнем возрасте.

Вместо нее гражданину может быть предоставлен набор социальных услуг, например:

  • предоставление необходимых лекарств и медицинских принадлежностей;
  • возможность бесплатно доехать до санатория и обратно;
  • возможность бесплатно лечиться в санатории.

Формирование выплаты для участников БД

Величина пенсии определяется для каждого участника БД в индивидуальном порядке. При ее оформлении принимается во внимание:

  • тип оформляемого пенсионного обеспечения;
  • наличие у заявителя статуса «инвалид», категория инвалидности;
  • наличие у заявителя на иждивении неработоспособных родственников;
  • величина трудового стажа либо выслуги лет;
  • звание, которое имеет заявитель (чем выше звание, тем больше размер пенсионного обеспечения);
  • размер страховых платежей, которые были внесены за участника БД (при назначении страховых выплат);
  • дополнительные льготы.

Льготы для участников БД в Афганистане и Чечне

Приобрести статус участника БД в Афганистане/Чечне вправе военные, которые воевали в этих странах. Гражданские могут приобрести такой статус лишь в том случае, если они состояли в штате воинской части, которая участвовала в вооруженном конфликте. Чтобы подтвердить статус участника БД, необходимо оформить удостоверение.

Участники БД в Афганистане/Чечне имеют право на получение таких льгот:

  • бесплатное жилье (минимум 18 квадратов);
  • получение субсидиарных средств на покупку жилья либо возведение дома по цене не больше 43374 руб. за квадрат (субсидии предоставляются безвозмездно);
  • возмещение до 50 процентов платежей по коммуналке, капитальному ремонту (данная льгота предоставляется также родственникам гражданина);
  • преимущественное право при поступлении в товарищества россиян по возведению жилья, гаражных помещений;
  • надбавки и компенсационные доплаты к пенсионному обеспечению;
  • вычет по налогу для физических лиц (500 руб.), отсутствие необходимости уплачивать налог за 1 объект имущества, вычет по налогу на землю (10000 руб.);
  • гражданин полностью либо частично освобождается от уплаты государственных пошлин;
  • бесплатное медобслуживание;
  • предоставлении протезов, иных ортопедических изделий;
  • внеурочный отпуск;
  • неоплачиваемый дополнительный отпуск (не более 35 суток в год);
  • возможность приобретать билеты на транспорт вне очереди.

Выше были перечислены федеральные льготы.

Участникам БД в Афганистане/Чечне могут полагаться такие региональные льготы:

  • вычет по налогу на транспортное средство;
  • возмещение затрат на оплату коммуналки и городского телефона (до 50 процентов);
  • возможность бесплатно ездить на общественном транспорте в городе и пригороде;
  • частично либо полностью оплачиваемые путевки для прохождения лечебно-реабилитационных процедур в санатории.

Изменения в 2019 году

В 2019 г. произошла пенсионная реформа. Соответственно, многих граждан интересует, затронула ли она каким-либо образом ветеранов БД.

Повышение пенсионного возраста и выплат

Пенсионная реформа не коснулась ветеранов БД. Для них возраст выхода на пенсию остался прежним – 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

В 2019 г. произошли следующие изменения, затронувшие выплаты ветеранам БД:

  • в начале года была выполнена индексация страховых выплат на 7.05 процента (для нетрудоустроенных граждан);
  • в феврале на 4.3 процента повысилась единоразовая выплата;
  • в середине весны на 2 процента увеличилось социальное пенсионное обеспечение.

Также в середине осени военные пенсии должны повыситься на 3 процента. Повышение произойдет за счет изменения понижающего коэффициента на 2 процента и индексирования размера денежного довольствия на уровень инфляции за прошлый год (4.3 процента).

Сегодня ветераны БД считаются одними из самых социально защищенных категорий граждан. Эти люди получали во время военных конфликтов психологические и физические травмы, поэтому государство сейчас предпринимает различные меры, направленные на их поддержку

Полезное видео

О повышении ЕДВ ветеранам боевых действий смотрите в видео:

Требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, вызывают множество споров и разногласий в практике оформления ветерана труда.

С 2006 года после того, как в статью 7 «Ветераны труда» Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О ветеранах" Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ был введен п. 4:

"Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации",

этот вопрос регулируется на региональном уровне.

Соответственно, региональные власти кто, во что горазд, вырабатывают свои требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда в их регионе.

С 2006 года не только требования к длительности трудового стажа, но и все вопросы, касающиеся порядка получения звания ветерана труда, а также предоставления связанных с этим званием льгот, были отнесены к компетенции исполнительных органов региональной власти. На федеральном уровне осталось только формирование общих законодательных требования к гражданам, желающим получить звание ветерана труда.

Так, согласно п. 2 ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ получить звание ветерана имеют право граждане, которые удовлетворяют одновременно двум требованиям:

имеют соответствующие награды (государственного или ведомственного образца);

имеют необходимый трудовой стаж.

Получить звание ветерана труда в соответствии с этим законом о ветеранах могут и граждане, не обладающие наградами. Это касается тех граждан, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в период Великой отечественной войны. При этом требования к продолжительности трудового стажа для этой категории граждан установлены более высокие:

минимум 40 лет — для мужчин;

35 лет — для женщин.

Для справки. При толковании ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ довольно часто ошибочно считают требования о 35-и 40-летнем трудовом стаже общими, то есть справедливыми для всех, а не только бывших детей войны.

Какой же трудовой стаж, необходим для присвоения звания ветерана труда мужчинам и женщинам по новому законодательству?

Общие требования к продолжительности трудового стажа содержатся в новой редакции п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016), введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ:

«…при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…».

Или более понятными словами:

стаж, по достижении которого возникает право на страховую (бывшую трудовую) пенсию по старости или

стаж, по достижении которого возникает право на государственную пенсию за выслугу лет.

То есть требование к продолжительности трудового стажа для получения ветерана труда теперь зависит от характера трудовой деятельности и, соответственно, от вида пенсии:

ветераны труда – получатели страховой пенсии и

ветераны труда – получатели государственной пенсии за выслугу лет.

Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они более – менее урегулированы ведомственными нормативно-правовыми документами), то с трудовой пенсией не все так однозначно.

С 1 января 2015 года в связи с переходом на новую Пенсионную реформу 2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, одинаков как для мужчин, так и для женщин. Означает ли это, что для получения звания ветерана труда при наличии соответствующих наград в 2016 году достаточно 7 лет страхового стажа?

До внесения указанной выше поправки в п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года, решающее значение имело место проживания соискателя на получение звания ветерана труда, поскольку, как было сказано выше, основания для присвоения этого звания определяются регионами самостоятельно.

Так, согласно п. 3 положения «О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда”», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП, москвич, удовлетворяющий прочим требованиям, мог получить удостоверение ветерана труда при наличии 25 лет стажа, москвичка — 20 лет.

Более лояльные условия были установлены для жителей Московской области. Положение о ветеранах туда, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.

В Челябинской области, так же как и в Москве, для получения звания ветерана труда женщинам необходим был страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам — 25 лет.

А в Свердловской области достаточно было общего трудового стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действовало и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д.

Таким образом, возникла некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не были прописаны.

Для справки. Верховный суд РФ урегулировал этот вопрос в своем определении от 05.08.2015 № 46-АПГ 15-13, указав, что, поскольку определение условий для присвоения звания ветерана труда отнесено к прерогативе регионов, каждый субъект страны вправе самостоятельно определять их, в том числе в части минимальных требований к трудовому стажу.

Стаж для получения звания ветерана труда в новом законодательстве

Столь значительная разница в требованиях, соблюдение которых было необходимо, чтобы стать ветераном труда, неизменно приводило к трудностям в толковании нормативно-правовых актов.

Особенно это актуально в части трудового стажа, который в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года был заменен страховым стажем. Однако в законах и актах, устанавливающих порядок присвоения звания ветерана труда, все еще упоминалось и до сих пор кое-где упоминается именно трудовой стаж.

Разрешить эти противоречия и был призван ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» от 29.12.2015 № 388-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ в части порядка и условий присвоения звания ветерана труда. Изменения вступили в силу с 1 июля 2016 года. Именно с этого времени подп. 2 п. 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ обрел более конкретную формулировку.

Согласно этому нововведению в закон о ветеранах труда теперь стать ветеранами труда смогут граждане, чей трудовой (страховой стаж) на момент обращения за присвоением им звания ветерана труда составит не менее:

20 лет — для женщин;

25 лет — для мужчин.

Добавилось в Закон о ветеранах труда и еще одно условие:

если в качестве одного из оснований для присвоения звания ветерана труда заявлена ведомственная награда, стаж работы соискателя в соответствующей сфере или экономической отрасли не может быть менее 15 лет.


Звание ветерана труда позволяет претендовать на такие льготы, как снижение оплаты за услуги ЖКХ, особые условия получения медицинской помощи, помощь в улучшении жилья, предоставление земельных участков под ИЖС и другие. Для оформления статуса и получения удостоверения ветерана необходимо быть награжденным за труд и отработать суммарно не менее 20 лет.


Трудовой стаж для ветерана труда

Трудовым стажем считается фактически проведенное за выполнением трудовых обязанностей время. Сюда относится и работа в качестве индивидуального предпринимателя.

Какой стаж необходим для присвоения звания?

Согласно ст. 7 Федерального закона №5 «О ветеранах» по состоянию на 1 января 2019, ветеранами труда признаются граждане, имеющие стаж либо выслугу 20 и более лет (женщины) и от 25 лет (мужчины) – такие сроки установлены для имеющих награды федерального уровня.

Важно! Имеющие ведомственные знаки отличия должны отработать суммарно в одной отрасли 15 и более лет.


Также заявиться на присвоение ветеранского звания могут лица, отработавшие непрерывно 35 и 40 лет соответственно, и при этом приступившие к исполнению трудовых обязанностей в период с 1941 по 1945 год в детском и юношеском возрасте.

В нормативных документах встречаются разные виды стажа, такие как:

  • Общий,
  • Страховой,
  • Непрерывный,
  • Специальный.

Общий стаж – все время, фактически потраченное на трудовую деятельность в течение жизни. Здесь не учитываются перерывы в исполнении трудовых обязательств, связанные с переменой места работы, длительной нетрудоспособностью и прочие. С 2002 года понятие общего стажа неактуально, поскольку документально ему на смену пришел страховой.

Страховой стаж – все годы работы по найму, в качестве ИП, военной службы и другие (ФЗ № 173, статьи 10-11), включая периоды временной нетрудоспособности и трудовую деятельность за границей, в которые за гражданина производились страховые отчисления в ПФ РФ. Именно он учитывается при расчете общего стажа для выхода на пенсию по возрасту.

Непрерывный стаж – ныне устаревшее понятие, также замененное в нормативных документах на страховой стаж. В настоящее время имеет значение только для тех, кто трудится в регионах с особым климатом, гарантируя некоторые льготы. В расчетах для выхода на пенсию и присвоение звания ветерана не участвует.

Специальный стаж – в советское время означал продолжительность труда в определенных отраслях хозяйственной деятельности, по одной профессии, на одной территории, перерывы в работе не учитывал. В настоящее время такого понятия не существует, однако особенности регулирования трудовых отношений по отраслям в законодательстве сохранены.

Особенности исчисления стажа по выслуге лет

Исчисление стажа по выслуге лет регламентируется ПП РФ №941. Льготный стаж для разных категорий служащих считается по-разному, в частности:

  • месяц за три – для участников активных боевых действий (перечень военных конфликтов приводится в вышеуказанном нормативном документе) и ликвидаторов техногенных катастроф;
  • месяц за два – для служащих в реактивной авиации, на объектах атомной промышленности, в высокогорных районах и пр.;
  • месяц за полтора – для служащих на подводном флоте и атомных надводных судах, в войсках спецназначения, авиации, разведке, ракетных войсках, охране мест лишения свободы (конвоирование) и др.;
  • месяц за 1 и 1/3 месяца – для служащих в МВД и на надводном флоте.

Для категорий населения, не имеющих отношения к военной службе, но к которым применяется расчет стажа по выслуге лет, он регламентируется ПП РФ №942, для таможенников – ПП РФ №103.

Как рассчитать необходимый стаж?

Для расчета стажа можно воспользоваться он-лайн калькуляторами или сделать это вручную. Для максимальной точности расчетов нужно подготовить документы, подтверждающие:

  • обучение в специальных учреждениях со стипендией,
  • периоды пребывания с военнослужащими (для жен военных),
  • время, проведенное в исправительных учреждениях с последующей реабилитацией,
  • периоды, проведенные на исправительных работах, если таковые оплачивались,
  • нахождение в отпусках по уходу за детьми или за больным членом семьи.

Калькуляторы и сторонние сервисы

Чтобы посчитать трудовой стаж для ветерана труда на он-лайн калькуляторе, потребуется ввести данные о занятости, при которой производились отчисления в Пенсионный фонд и нажать кнопку «рассчитать». Этот способ самый простой и удобный, если у человека нет льготного стажа, так как калькулятор считает простую сумму всех фактически отработанных месяцев. При наличии оснований для льготного исчисления стажа и выслуги лет, считать лучше вручную.


Расчет вручную

Для расчета стажа вручную потребуется выписка из ПФ РФ, показывающая наличие переводов на страховую часть пенсии. Получившееся время нужно сложить. При наличии периодов для льготного исчисления стажа, расчет осуществляется в соответствии с правилами, указанными выше. Также необходимо учитывать время, в которое такие взносы не осуществлялись, но законодательством предусмотрено его включение в общий страховой стаж:

  • периоды временной нетрудоспособности,
  • военную службу (без льгот),
  • уход за детьми,
  • нахождение на учете в центре занятости,
  • пребывание под стражей,
  • уход за инвалидами,
  • сопровождение супругов-дипломатов за пределами государства и др.

Как получить звание ветерана труда?

Чтобы получить удостоверение о признании гражданина ветераном труда, ему необходимо подготовить пакет документов для подтверждения стажа и написать заявление в территориальный орган соцзащиты. После рассмотрения обращения будет выдано удостоверение, подтверждающее присвоение звания.

Что потребуется?

В список документов, необходимых для подачи в органы социальной защиты, входят:

  • паспорт,
  • заявление по установленному образцу,
  • документы, позволяющие установить наличие необходимого стажа,
  • награды с удостоверениями об их выдаче,
  • фотографии (2 шт).

Пошаговые действия

Первое – подготовка документов: выписки из трудовой книжки, военных билетов, медицинских карт, сбор справок из учебных заведений профессионального образования и других, подтверждающих наличие необходимого для присвоения звания страхового стажа. Также потребуется подтверждение получения человеком наград (ордена, медали, грамоты, почетные звания) за трудовые заслуги. Форма обращения по регионам различна, ниже приведен один из вариантов.


Второе – явка с пакетом документов в территориальное отделение органов социальной защиты.

Третье – получение удостоверения ветерана труда либо мотивированного отказа в его выдаче (отказ можно оспорить в судебном порядке).

Возможные проблемы и нюансы

Сложности чаще возникают на этапе подготовки пакета документов. Актуально в случае, если подтверждающий документ утрачен, а организация, его выдавшая, упразднена – тогда потребуется запрашивать выписки из архивов. Запрос можно отправить заказным письмом, если требуется получить документ из другого региона.

Отказать в присвоении звания могут по нескольким причинам, например:

  • к наградам не приложены удостоверения;
  • заявление подано в орган соцзащиты с нарушением территориальной подведомственности,
  • стаж не удовлетворяет требования законодательства.

Подведем итоги

Самый сложный этап в получении звания ветерана труда — подготовка всех документов. В остальном процесс проходит быстро. После получения удостоверения человек может пользоваться льготами, предусмотренными для ветеранов, в объеме, установленном законодательством РФ.

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Статья 2. Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

На основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Лицам, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, и их семей. На таких же основаниях назначаются пенсии бывшим военнослужащим срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.

Лицам, состоявшим на сверхсрочной военной службе (бывшим военнослужащим сверхсрочной службы), женщинам, проходившим в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшим военнослужащим женского пола), и их семьям пенсии назначаются на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семей.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Лицам, указанным в частях второй и третьей настоящей статьи, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, устанавливается в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными Федеральными законами.

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральная служба исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

е) Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

ж) Следственным комитетом Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

з) Федеральной службой судебных приставов - в отношении сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа лиц, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации.

Читайте также: