Закона республики казахстан от 21 июня года о пенсионном обеспечении в республике казахстан

После окончания трудовой деятельности граждане рассчитывают на помощь государства. Качество заботы о пенсионерах зависит от правильного планирования бюджета страны. При этом каждому человеку важно знать права, которые прописаны в документе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Давайте подробнее рассмотрим суть закона и его важные составляющие.


Фото: ur.kz: Original

Закон РК «О пенсионном обеспечении»: общая информация

Документ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» включает вопросы, касающиеся пенсионных выплат, и задачи государственных органов по их назначению и начислению. Действующая редакция вступила в силу 21 июня 2013 года.

Интересно, кто имеет право получать пенсию от государства в РК? В первую очередь это граждане Казахстана. Также к этой категории относят иностранцев или лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории государства.


Пенсия в Казахстане: основные изменения 2019 года

Законы РК включают определенные гарантии получения выплат, которые распространяются на граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года. Кроме того, основная помощь полагается при:

  1. Достижении пенсионного возраста, с выплатами, назначенными до 1 июля 2018 года.
  2. Выслуге лет (пенсия назначена до 1 января 2016 года).
  3. Наличии десятилетнего стажа участия в пенсионной системе.

Что входит в стаж? Основные выплаты базируются на таких пунктах:

  • трудовом стаже, полученном до 1 января 1998 года;
  • времени, в течение которого средства отчислялись в пенсионный фонд;
  • декретном отпуске до 3-х лет или уходе за ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • времени службы в армии или военных подразделениях;
  • времени проживания (не более 10 лет) супругов военнослужащих, дипломатов на территории, где нет возможности работать по специальности.


Пенсионные отчисления: новые правила

Помощь выдается из бюджетных средств. Пенсионный возраст в Казахстане не распространяется на людей, которые по долгу службы находятся на пожизненном обеспечении государства: судьи, военные, сотрудники правоохранительных органов.

Для всех, кто трудом зарабатывал будущую пенсию, остро стоит вопрос о сохранности активов. Для этого в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» прописаны отдельные пункты, которые указывают на регуляцию деятельности накопительных фондов. В сферу действия правительства Казахстана входит:

  • организация и разработка политики пенсионных выплат;
  • начисление и перевод пенсионных взносов;
  • утверждение правил работы с накоплениями;
  • ликвидация или создание фонда пенсионных накоплений.

Новый закон о пенсии в Казахстане: проведение пенсионных выплат

Давайте разберемся, кому же положена пенсия. Выше уже описано предоставление базовых выплат, но отчисления также проводятся с оглядкой на пенсионный возраст РК. Интересно, что в 2001 году мужчины могли рассчитывать на выплаты с 63 лет, а женщины — с 58 лет. Сегодняшние реалии таковы, что в 2020 году женщины будут получать пенсию с 59,5 лет, а уже к 2027 году эта планка поднимется до 63 лет.


Повышение пенсии в Казахстане в 2019 году: расчеты


Фото: pixabay.com: UGC

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями имеет исключения для людей, проживающих (более пяти лет) в местах радиационного риска. В таком случае мужчины могут рассчитывать на выплаты с 50 лет, а женщины — с 45 лет. Если гражданка — многодетная мать (от 5 детей), тогда уходит на пенсию в 53 года.

В полном объеме пенсионное обеспечение РК предоставляется:

  • мужчинам с 25-летним трудовым стажем на 1 января 1998 года;
  • женщинам с 20-летним стажем на 1 января 1998 года.

А вот неполные выплаты, которые являются долей от полной пенсии, начисляются пропорционально трудовому стажу. Ее могут получать те, чье время работы начинается от шести месяцев. Подтвердит наличие стажа трудовая книжка или архивные выписки из отдела кадров предприятия с указанием периода работы. Назначение выплат проводится так:


Начисление пенсий женщинам в Казахстане: размер, правила расчета

  1. Необходимо написать заявление и приложить документы (услугу предоставляет сайт электронного правительства).
  2. Пенсионные выплаты назначат не позднее, чем через восемь дней, после принятия заявления.

Закон РК предусматривает пункты, регламентирующие выплаты пенсии. Каждый обязан знать свои права и успешно их использовать. Нужно понимать, что базовая и выплата по возрасту приходит за текущий месяц. Работающий пенсионер имеет те же права на получение средств, что и все остальные.

Чтобы получать выплаты, нужно заключить пенсионный договор. Если пенсию вам назначили, но вы ее не получали какое-то время, то средства выплатят. О днако сумму составят выплаты за последние три года. А если вы не получали пенсию по вине организации, назначающей выплаты, тогда вам обязаны вернуть всю сумму за просроченное время.


Базовая пенсия в Казахстане: подробности реформы

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: выплаты и финансы

За годы официальной работы каждый гражданин делает отчисления в единые и добровольные накопительные фонды. В первом случае суммы выделяются за счет обязательных отчислений в фонд согласно договору. Подобные пенсионные отчисления РК могут получать граждане, хранившие накопления в этих фондах, а также которые:

  1. Накопили достаточно, чтобы получать сумму не меньше минимальной пенсии.
  2. Выехали из страны, но предоставили документы о факте выезда.

Если гражданин умер, тогда его накопления переходят в качестве наследства в соответствии с законом.

Получать средства из профессиональных или добровольных пенсионных фондов могут граждане, которые:


Пенсионная реформа в Казахстане

  1. Достигли 50-ти лет и делали взносы не менее 16-ти месяцев.
  2. Имеют инвалидность 1 и 2 группы.
  3. Уехали из страны, предоставив соответствующие документы.

Если вы хотите получать выплаты по страховке или думаете, соглашаться ли на условия страховой компании, необходимо знать особенности закона. Чтобы получать доход, нужно не только заключать договор с пенсионным фондом, но и со страховой фирмой. Выплаты по страховке можно получать все время, если имеете достаточно пенсионных накоплений.


Фото: pixabay.com: UGC

Закон о пенсии в Казахстане: выплаты отдельным категориям граждан

Пенсионная реформа в Казахстане не обходит граждан, которые верой и правдой служили государству. Поэтому выплаты за выслугу лет полагаются:

  • военнослужащим, работникам правоохранительных органов с выслугой на службе;
  • работникам с 20-летним трудовым стажем, 12 из которых посвящены государственной службе.


Пенсионные накопления в Казахстане: как оформить и получить

Суммы выплат формируются в размере 50% от содержания и могут увеличиваться каждый год в зависимости от трудового стажа. Вот как происходит начисление и выплата средств:

  1. Пенсия начисляется со дня увольнения или после приема заявления.
  2. Средства поступают за текущий месяц до конца жизни или выезда из страны.

Всем, кто находится на государственном обеспечении, выплаты производятся в размере 30% от общей суммы. Пособия по инвалидности поступают из бюджета и не могут быть меньше минимальной пенсии.

Теперь вы в курсе особенностей закона и можете использовать его в свою пользу.


Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет) периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 59 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 51 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2020 г. – 463 632 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума. С учетом пересмотра структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года размеры указанных пособий повышены до 16 процентов.

С начала 2020 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 30%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2020 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 24 973 тенге и 22 216 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59 лет (в 2019 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ – в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Я новый пользователь

Чтобы полноценно пользоваться нашим сайтом, вам необходимо зарегистрироваться. Это просто и займет всего одну минуту.

  • Главная страница —
  • Проекты

ПРОЕКТ
от 12 декабря 2019 года

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования»

В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Абзац второй пункта 3 статьи 1 законопроекта

подпункт 23-1) статьи 1 изложить в следующей редакции:

абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

«1) подпункт 23-1) статьи 1 изложить в следующей редакции:»

Оксикбаев О.Н.,

Мусырман К.И.

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1 законопроекта

Статья 25. Ставка и порядок уплаты обязательных пенсионных взносов

4. Для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правово-го характера, пред-метом которых явля-ется выполнение ра-бот (оказание услуг), за исключением слу-чая, предусмотренно-го подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенси-онные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый на-копительный пенсион-ный фонд, устанавли-ваются в размере 10 процентов от получае-мого дохода, но не менее 10 процентов от минимального разме-ра заработной платы и не выше 10 процентов 50-кратного мини-мального размера за-работной платы, уста-новленного на соот-ветствующий финан-совый год законом о республиканском бюджете.

пункт 3 статьи 1 законопроекта дополнить новыми абзацами следующего содержания:

« в статье 25:

в части первой пункта 4 слова « , а также физических лиц, получающих до-оды по договорам гра-жданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, » исключить;

Депутат Симонов С.А.

ввиду отсутствия у налоговых агентов возможности исчисления и перечисления ОПВ в пределах минимального ограничения (10% от МЗП – 4250 тенге) с доходов по договорам ГПХ, полученных от разовых услуг, либо небольшой суммы за выполненные работы, оказанные услуги (2500 тенге, 3000 тенге, 5000 тенге в месяц и т.д.).

Решение данного вопроса требует внесения изменений в части возможности исчисления и перечисления ОПВ по договорам ГПХ с фактически полученного дохода.

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1 законопроекта

Статья 25. Ставка и порядок уплаты обязательных пенсионных взносов

4-1. Отсутствует;

Отсутствует;

пункт 3 статьи 1 законопроекта допол-нить новыми абзацами следующего содерж-ания:

« В статье 25:

« дополнить пунк-том 4-1 следующего содержания:

« 4-1. Для физических лиц, получающих до-ходы по договорам гражданско-правово-го характера, предме-том которых является выполнение работ (оказание услуг), за ис-ключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенси-онные взносы, подле-жащие уплате в еди-ный накопительный пен-сионный фонд, ус-танавливаются в раз-мере 10 процентов от по-лучаемого дохода, но не выше 10 процен-тов 50-кратного мини-мального размера за-работной платы, уста-новленного на соот-ветствующий финан-совый год законом о республиканском бюд-жете. »;

Депутат Симонов С.А.

ввиду отсутствия у налоговых агентов возможности исчисления и перечисления ОПВ в пределах минимального ограничения (10% от МЗП – 4250 тенге) с доходов по договорам ГПХ, полученных от разовых услуг, либо небольшой суммы за выполненные работы, оказанные услуги (2500 тенге, 3000 тенге, 5000 тенге в месяц и т.д.).

Решение данного вопроса требует внесения изменений в части возможности исчисления и перечисления ОПВ по договорам ГПХ с фактически полученного дохода.

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1 законопроекта

Статья 28. Ответственность за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов

4-1. отсутствует;

пункт 3 статьи 1 законопроекта дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«статью 28 допол-нить пунктом 4-1 сле-дующего содержания:

«4-1. В случае непогашения задол-женности по обяза-тельным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам, списки физи-ческих лиц, в пользу которых взыскивае-тся задолженность по обязательным пенси-онным взносам, обязательным профес-сиональным пенси-онным взносам, пред-ставляются в орган государственных до-ходов, направивший уведомление:

1) агентом, отне-сенным в соответ-ствии с системой уп-равления рисками, предусмотренной на-логовым законода-тельством Республики Казахстан, к катего-рии высокого уровня риска, – в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;

2) агентом, отне-сенным в соответ-ствии с системой уп-равления рисками, предусмотренной на-логовым законода-тельством Республики Казахстан, к катего-рии среднего уровня риска, – в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.»;

Депутат Нуркина А.К.

в целях корреспонди-рования предлагаемых норм касающихся механизма взыскания задолженности по социальным платежам и уточнения порядка пред-ставления списков участни-ков системы обязательного социального страхования, в пользу которых органами государственных доходов взыскиваются с банковских счетов плательщика суммы задолженности по пенси-онным взносам;

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1 законопроекта

Статья 28. Ответ-ственность за несвое-временное удержание и перечисление обяза-тельных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов

5. В случае непо-гашения задолжен-ности по обязатель-ным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам орган госу-дарственных доходов взыскивает суммы такой задолженности в принудительном порядке с банков-ских счетов:

агента, отнесен-ного в соответствии с системой управления рисками, предусмот-ренной налоговым законодательством Республики Казах-стан, к категории вы-сокого уровня риска, – по истечении пяти рабочих дней со дня вручения ему уве-домления;

агента, отнесенно-го в соответствии с системой управления рисками, предусмот-ренной налоговым законодательством Республики Казах-стан, к категории среднего уровня рис-ка, – по истечении двадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.

Взыскание задол-женности по обя-зательным пенсион-ным взносам, обяза-тельным профессио-нальным пенсион-ным взносам с бан-ковских счетов аген-тов производится на основании инкассо-вого распоряжения органа государствен-ных доходов.

В случаях отсут-ствия или недоста-точности денег на банковском (бан-ковских) счете (сче-тах) для удовлетворе-ния всех требований, предъявляемых к клиенту, банк произ-водит изъятие денег клиента в порядке очередности, уста-новленной Граж-данским кодексом Республики Казах-стан.

В случае отсутст-вия денег на бан-ковском счете агента в национальной ва-люте взыскание за-долженности по обя-зательным пенсион-ным взносам, обяза-тельным профессио-нальным пенсион-ным взносам произ-водится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкас-совых распоряже-ний, выставленных в национальной валю-те органами государ-ственных доходов.

пункт 3 статьи 1 законопроекта допол-нить новыми абзацами следующего содержа-ния:

«пункт 5 статьи 28 изложить в следую-щей редакции:

« 5. На основании списков, представлен-ных агентом в соот-ветствии с пунктом 4-1 настоящей статьи, орган государствен-ных доходов взыски-вает суммы задолжен-ности по обязатель-ным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам в принуди-тельном порядке с банковских счетов агентов не позднее пяти рабочих дней со дня получения спис-ков.

Взыскание задол-женности по обязат-ельным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам с банковских счетов агентов произ-водится на основании инкассового распоря-жения органа государ-ственных доходов с приложением списков, представленных аген-том.

В случаях отсутст-вия или недостаточ-ности денег на банков-ском (банковских) сче-те (счетах) для удов-летворения всех тре-бований, предъявляе-мых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в поряд-ке очередности, уста-новленной Гражданс-ким кодексом Респуб-лики Казахстан.

В случае отсутст-вия денег на банковс-ком счете агента в национальной валюте взыскание задолжен-ности по обязатель-ным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам производится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкассовых распоря-жений, выставленных в национальной валю-те органами государ-ственных доходов. »;

Депутат Нуркина А.К.

регламентация м еханизма представления органами государственных доходов списков должников, в поль-зу которых взыскивается задолженность по социаль-ным платежам, в банки и организации, осуществляю-щие отдельные виды банковских операций.

В связи с необходимостью перечисления банками в Государственную Корпора-цию «Правительство для граждан» персонифицир-ованных сумм задолжен-ности по социальным платежам;

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1

Статья 29. Представ-ление сведений о перечисленных обяза-тельных пенсионных взносах, обязательных профессиональных пенсионных взносах

4. Агент обязан ежемесячно не поз-днее 15 числа месяца, следующего за отчет-ным, представлять вкладчикам обязатель-ных пенсионных взно-сов и работникам, в пользу которых упла-чиваются обязатель-ные профессиональ-ные пенсионные взно-сы, сведения об исчис-ленных, удержанных (начисленных) и пере-численных обязатель-ных пенсионных взносах, обязательных профессиональных пенсионных взносах.

пункт 3 статьи 1 законопроекта допол-нить новыми абзацами следующего содержания:

« П ункт 4 статьи 29 изложить в следующей редакции:

«4. Агент обязан представлять вкладчи-кам обязательных пен-сионных взносов и ра-ботникам, в пользу которых уплачиваются обязательные профес-сиональные пенсион-ные взносы, сведения об исчисленных и удержанных (начислен-ных) суммах обязатель-ных пенсионных взно-сов, обязательных про-фессиональных пенси-онных взносов в еди-ный накопительный пенсионный фонд, при ежемесячном извеще-нии о составных час-тях заработной платы, причитающейся им за соответствующий период.»;

Депутат Симонов С.А.

редакционное уточнение, в целях единообразного изло-жения норм в текст ах Законов;

Приведение в соответст-вие с подпунктом 5) пункта 2 статьи 14 проекта Закона РК «Об обязательном социальном страховании»;

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1

Статья 39. Права и обязанности вкладчи-ков, физических лиц, за которых внесены обязательные пенси-онные взносы, пере-числены обязательные профессиональные пенсионные взносы, и агентов

10. Агенты, за ис-ключением физичес-ких лиц, являющихся плательщиками еди-ного совокупного пла-тежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных плате-жах в бюджет" (Нало-говый кодекс), обяза-ны своевременно ис-числять, удерживать (начислять) и уплачи-вать обязательные пенсионные взносы и обязательные профес-сиональные пенсион-ные взносы в единый накопительный пен-сионный фонд.

пункт 3 статьи 1 законопроекта допол-нить новыми абзацами следующего содержа-ния:

Пункт 10 статьи 39 из-ложить в следующей редакции:

« 10. Агенты, за иск-лючением физических лиц, являющихся пла-тельщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных плате-жах в бюджет» (Нало-говый кодекс), обяза-ны:

1) своевременно ис-числять, удерживать (начислять) и уплачи-вать обязательные пенсионные взносы, обязательные профес-сиональные пенсион-ные взносы в единый накопительный пен-сионный фонд;

2) представлять в органы государствен-ных доходов списки физических лиц, в пользу которых взыс-кивается задолжен-ность по обязатель-ным пенсионным взносам, обязатель-ным профессиональ-ным пенсионным взносам в сроки, уста-новленные пунктом 4-1 статьи 28 настоящего Закона. »;

Депутат Нуркина А.К.

государственная корпорация не уполномо-чена истребовать у агента списков физических лиц, в пользу которых взыскана задолженность по обяза-тельным пенсионным взно-сам (далее - ОПВ), обязательным профессиональным пенсионным взносам (далее - ОППВ), социальным отчислениям (далее – СО). Государственная корпорация ведет только персонифицированный учет ОПВ, ОППВ и (или) пени.

В связи с чем, банкам необходимо произ-водить перечисления истре-бованных с агентов сумм задолженностей, а также предоставления агентами списков вкладчиков ОПВ, ОППВ в пользу которых взыскивается задолжен-ность.

Необходимо отме-тить, что работа по от-ветственности за несвоевре-менное удержание и перечисление ОПВ, ОППВ и СО входит в компетенцию Комитета государственных доходов;

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1

Статья 64. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет

6. Лица, указанные в пункте 5 настоящей статьи и вновь про-служившие 3 года, при повторном уволь-нении со службы име-ют право выбора на назначение пенсион-ной выплаты за выс-лугу лет в соответ-ствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом выслуги лет и денежного содерж-ания на момент пов-торного увольнения со службы либо на возобновление ранее назначенных пенси-онных выплат за выс-лугу лет с учетом по-вышений, произве-денных в порядке, ус-тановленном законо-дательством Респуб-лики Казахстан, за период, на который были приостановлены пенсионные выплаты за выслугу лет.

Сноска. Статья 64 в редакции Закона РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2016); с изменениями, внесенными законами РК от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017).

пункт 3 статьи 1 законопроекта дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«пункт 6 статьи 64: до-полнить частью вто-рой следующего содер-жания:

« Действие данного пункта распространя-ется на лиц, указан-ных в пункте 5 настоящей статьи, повторно уволенных со службы из органов прокуратуры в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О правоох-ранительной службе»;

Депутаты Оксикбаев О.Н.,

Мусырман К.И.

в Концепции проекта Закона Республики Казах-стан «Об обязательном социальном страховании» (далее – Концепция) гово-рится, что внедрение обяза-тельного социального стра-хования в Республике Казахстан определяет пере-ход к новым стандартам социального обеспечения, соответствующим междуна-родным стандартам.

Согласно юридического словаря социальное обеспе-чение - это организованная государством форма помо-щи для определенного круга лиц, оказываемой при нас-туплении юридических фак-тов, в установленных зако-нодательством ситуациях, выражаемой в выплате пен-сий, специальных пособий и т.д.

В связи с этим предла-гаемая поправка по сути вы-текает из Концепции законопроекта.

Так, в связи с изменением пенсионного законо-дательства и лишением прокуроров права на пенсию за выслугу лет, государство позволило лицам, имеющим право на назначение пенсии по нормам законодательст-ва, действовавшего до 1 января 1998 года, зарегистри-ровать право на пенсию.

Указанные лица выплаты начинали получать после оставления должности.

При возвращении права на пенсию за выслугу лет в 2012 году, сотрудники прокуратуры, ранее получавшие выплаты и приоста-новившие их в связи с пос-туплением вновь на службу, несмотря на то что у них за этот период изменился стаж работы и денежное содер-жание, вынуждены были получать пенсионные выпла-ты, назначенные на 1 января 1998 года.

Законом №342- V от 2 августа 2015 года «О внесе-нии изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пен-сионного обеспечения» статья 64 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон) дополнена пунктом, согласно которому получатели, приостановившие пенсионные выплаты за выслугу лет и вновь прослужившие 3 года, при повторном увольнении со службы имеют право выбора на новое назначение пенсионной выплаты с учетом выслуги лет и денежного содержания на момент повторного увольнения со службы либо на возобновление ранее назначенных пенсионных выплат (вступила в силу с 01.01.2016 года).

В связи с тем, что норме не придана обратная сила, существует проблема в ее применении в отношении лиц, приостановивших пенсионные выплаты за выслугу лет и уволенных в период до 1 января 2016 года.

В случае придания пункту 6 статьи 64 Закона обратной силы, норма коснется 3 человек, которым отказано в назначении пенсионных выплат с учетом выслуги и денежного содержания на момент повторного увольнения из проку-ратуры с возобновлением выплат в размере, определенном на момент их прекращения (с учетом индекса-ции).

Месячная потребность составит 307 792 тенге, годовая 3,6 млн. тенге.

Абзацы (новые) пункта 3 статьи 1

Статья 74. Порядок введения в действие настоящего Закона

2-1. Установить, что до 1 января 2020 года заголовок статьи 39 настоящего Закона действует в следую-щей редакции:

"Статья 39. Права и обязанности вкладчиков, физических лиц, за которых внесены обязательные пенсионные взносы, перечислены обязательные профессиональные пенсионные взносы, и агентов".

пункт 3 статьи 1 законопроекта дополнить новыми абзацами следующего содержания:

« В абзаце первом пункта 2-1 статьи 74 слова « до 1 января 2020 года » заменить словами « до 1 января 2023 года »;

Комитет по социально-культурному развитию

Нурманбетова Д.Н.,

АбдрахмановС.А.,

Аманжолова З.Д.,

Каныбеков С.А.,

Микаелян Н.Г.,

Джакупов К.К.,

Утемисов Ш.А.,

Баймаханова Г.А.,

Кайназаров У.А.

в соответствии с Посланием Президента РК от 2 сентября 2019 года введение обязательных пенсионных взносов работодателя переносятся до 2023 года;

Читайте также: