Законы принятые верховной радой сегодня пенсии


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Также Рада поэтапно увеличила льготный пенсионный возраст для женщин


В редакции законопроекта предусматривается:

- поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию;

- пенсии работающим пенсионерам выплачивать в размере 85%, но не менее размера прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность;

- лицам в период работы на должностях, дающих право на назначение специальных пенсий (народные депутаты, государственные служащие и приравненные к ним лица, судьи, прокуроры и другие), пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством Украины, не выплачивать.

Однако после выступления министра соцполитики Павла Розенко были подтверждены замечания комитета. Так, по результатам рассмотрения профильного комитета проработаны такие изменения предыдущей редакции законопроекта:

1. О сроках вступления в силу закона:

Законопроектом предусмотрено вступления его в силу с 1 марта 2015 года. Комитет предлагает предусмотреть вступления в силу с 1 апреля 2015 года.

2. Об установлении сроков действия ограничения пенсии работающим пенсионерам:

Законопроектом предполагалось ограничить пенсии работающим пенсионерам бессрочно. Учитывая предложения народных депутатов, комитет предлагает предусмотреть, что ограничение пенсии работающим пенсионерам будет временным - до 1 января 2016 года.

3. Насчет "замораживания" среднемесячной заработной платы (2012, 2013, 2014 г. г.) на начисление трудовых пенсий.

Комитетом принято решение изъять эту норму из законопроекта, что позволит назначать трудовые пенсии в соответствии с действующим законодательством.

4. Относительно ограничение пенсии работающим.

Учитывая предложения народных депутатов комитетом принято решение не ограничивать пенсию для работающих где угодно чернобыльцев, металлургов, химиков, работников государственных органов, органов местного самоуправления и т.п.) для:

- инвалидов I и II группы;

- инвалидов войны III группы;

- участников боевых действий, в том числе участников АТО;

- членам семей погибших (умерших) участников боевых действий.

5. О выплате пенсии лицам, которые уволились с работы и которым на период работы осуществлялось ограничение пенсий.

Комитетом принято решение дополнить законопроект нормой, по желанию такого лица после увольнения может быть восстановлено выплату той пенсии, которая ограничивалась за период работы.

6. О продолжительности работы в сельскохозяйственном производстве для женщин, которые воспитали пять и более детей, и выходят на пенсию независимо от возраста и трудового стажа.

Комитетом предлагается оставить действующую норму, регулирующую этот вопрос.

7. О выплате пенсий судьям.

Комитетом принято решение поддержать предложения народных депутатов о внесении изменений в соответствующие законы Украины относительно:

- ограничения пенсии работающим судьям, и государственным служащим;

- установления максимального размера пенсии для судей в размере 10 минимальных пенсий по возрасту, как для всех пенсионеров (шахтеров, металлургов, государственных чиновников и т.д.);

8. О пенсионных выплатах военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава.

По предложениям правительства и народных депутатов Комитетом принято решение, что ограничение выплаты пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания, предусмотренные настоящим законом, не применяются в течение особого периода к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежного содержанию, предназначенные лицам, проходящим военную службу или находящимся на соответствующих должностях в Министерстве обороны Украины, Главном управлении разведки Министерства обороны Украины, Министерстве внутренних дел Украины, Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, Государственной специальной службе транспорта, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Управлении государственной охраны Украины, Государственной пенитенциарной службе Украины, Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, Национальной гвардии Украины, органах военной прокуратуры и участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата, отражении попыток насильственного завладения оружием, военной техникой; к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежному содержанию, назначенных в соответствии с законами Украины "О прокуратуре", "О судоустройстве и статусе судей", на период выполнения лицами, которым они предназначены, полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции.

9. О начислении пенсий по специальным формулам (для народных депутатов, государственных служащих, судей и т.д.).

В настоящее время для этих категорий установлено, что пенсия начисляется в размере 60% от зарплаты, а судьям - 90%.

Комитет принял решение поручить правительству внести на рассмотрение Верховной Рады Украины в 1 июня 2015 законопроект об отмене специальной формулы для начисления пенсий.

10. Законопроект предусматривает, что работающим пенсионерам уменьшается размер пенсии на 15%, но не менее минимальной пенсии по возрасту.

По предложениям Комитетом принято решение установить, что пенсия сокращается на 15%, но не менее от 1,5 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

11. Об ограничении заработной платы работникам бюджетной сферы.

Комитетом принято решение, что в условиях ограничения фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, ограничение зарплаты работникам бюджетной сферы должно осуществляться в соответствии со статьей 8 Закона "Об оплате труда".

Учитывая указанное, предлагается пункт 10 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" исключить.

12. Относительно технико-правового редактирования положений законопроекта.

Комитетом предлагается учесть в законопроекте отдельные уточнения технико-юридического характера.

13. Предлагается также дать поручение правительству подготовить и подать до 1 июня 2015 года на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины о назначении всех пенсий, в том числе специальных на общих основаниях. В случае непредставления в срок соответствующего проекта закона с 1 июня 2015 отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначены в соответствии с законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О научной и научно-технической деятельности", " О судоустройстве и статусе судей", "О статусе народного депутата Украины", "О Кабинете Министров Украины"," О судебной экспертизе", "О Национальном банке Украины", "О службе в органах местного самоуправления", "О дипломатической службе "и Постановления Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379/95, Налогового и Таможенного кодексов Украины.

Согласно поправкам в пенсионный закон будет внесена норма об отмене всех спецпенсий с 1-го июня 2015 года, а также повышение пенсионного возраста произойдет не ранее, чем через 10 лет.

Кроме того, позже премьер Арсений Яценюк рассказал о "мифах" относительно данного законопроекта: "Первый "миф": что закон повышает пенсионный возраст с 60 до 65 лет - это ложь, пенсионный возраст не повышается. Второй "миф" о том, что поднимается специальный стаж для вредных производств - специальный стаж не повышается".

Третий "миф", по словам премьера, касается того, что общий страховой стаж поднимается один раз в 5 лет - это не правда. "В течение 10 лет, только на десятый год, вступит в действие окончательное решение по общему страховому стажу и это общее решение 4 фракций коалиции. Пятый "миф" - этот закон не касается уменьшения пенсий ни доярок, ни уборщиц, ни тех людей, которые имеют низкие прожиточных стандарты. Все, кто получают пенсию в размере 1500 грн - не подпадают под действие этого закона. А теперь внимание, с чем я связываю определенное нежелание голосования за данный законопроект, потому что этот закон отбирает возможность у прокуроров, судей и других честных людей получать одновременно и зарплату и пенсию. Мы против этого. Я прошу, с учетом предложений, которые были выдвинуты уважаемым Олегом Валерьевичем, которые были выдвинуты четырьмя фракциями коалиции: "Самопомощь", "БПП", "Народный фронт" и "Радикальная партия Олега Ляшко", что подтверждено премьер-министром и министром социальной политики и решением комитета - голосуем и точка", - подчеркнул премьер.



Парламент и правительство Украины не собираются отдавать долги пожилым людям из ДНР и ЛНР

Верховная рада даже в первом чтении не смогла принять законопроект № 2083-д, который упрощает получение жителями ДНР и ЛНР украинских пенсий и воз вр ат долгов. Документ рассматривали в среду, 5 февраля. «За» проголосовали 184 нардепов из 226 необходимых. После этого законопроект отправили в комитет ВР на доработку и поиска источников финансирования. По существу - засунули в «дальний ящик» выплату долгов пожилым людям.

ЦЕНА ВОПРОСА - 115 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН

«Комсомолка» уже рассказывала о перипетиях с этим документом. Против инициативы части депутатов выступило правительство Украины . В кулуарах открыто говорили, что у казны нет 115 миллиардов гривен (почти 294 миллиарда рублей) для ежегодного финансирования проекта.

Эти же цифры подтвердил и на заседании Рады замминистра финансов Юрий Джигирь.

- Это нетривиальные (незаурядные. - Авт.) дополнительные обязательства, которые ложатся на государственный бюджет, - сказал Джигирь.

Он попросил нардепов снять с рассмотрения закон и отправить его на доработку. С целью поиска «компенсаторов» – источников финансирования.

Но глава комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова настояла на голосовании и принятии законопроекта в первом чтении.

- Мне кажется, что сумма, которую рассчитал Пенсионный фонд, завышена в два раза. Мы не знаем, какое количество пенсионеров находится на территории ДНР и ЛНР. Позиция комитета – решить вопрос финансирования между первым и вторым чтениями, и принять законопроект за основу, - заявила Третьякова .

В сессионном зале сразу зашумели. Не по поводу цифр. Оказывается, депутат от «Слуги народа» упомянула республики Донбасса без поправки «так называемые». Галина Третьякова была вынуждена извиняться.


Галина Третьякова вынуждена была извиняться перед депутатами за то, что по их мнению неправильно назвала ДНР и ЛНР. Фото: facebook.com/Tretyakova-Galina

«САБОТАЖ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА!»

Галина Третьякова намерена бороться дальше. Она уже пообщалась с министром социальной политики по поводу проверки расчетов. Ведь согласно подсчетам ООН и правозащитных организаций эта сумма составляет 64 миллиарда гривен (161 миллиард рублей).

В дискуссию включился и бывший донецкий шоумен, а ныне советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по реинтеграции Донбасса Сергей Сивохо.

- Верх цинизма. Саботаж политики президента. Политика президента Зеленского – это политика примирения. Как можно добиться мира, если 314 депутатов решили просто наплевать на пенсионеров Донбасса ? Людей, которые всю свою трудовую жизнь платили налоги в казну государства Украина. Опомнитесь, «слуги», – распинался Сивохо.

Сивохе есть, отчего переживать. Вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Кто поверит человеку, который свои слова не может подтвердить делами и финансами. Если так пойдет и дальше, то Сивоха может остаться без нынешней должности. Сократят за ненадобностью.

Известно, что категорически против законопроекта выступила значительная часть представителей партии «Слуги народа» Владимира Зеленского, депутаты из «Голоса» Святослава Вакарчука и «Европейской солидарности» Петра Порошенко .

А спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков во время обсуждения и голосования за документ «умыл руки». Он вышел из сессионного зала и вернулся, когда депутаты уже стали голосовать за отправку законопроекта на доработку.


Сергею Сивохе есть, отчего переживать – вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Фото: facebook.com/sivokho

ЗЕЛЕНСКИЙ ТЕРЯЕТ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НА САММИТ «НОРМАНДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ»

- «Слуги народа» в очередной раз продемонстрировали, что у них нет единства в поддержке курса президента Зеленского, - отмечает донецкий политолог Дмитрий Кузьменко. – Элита Украины сейчас расколота в отношении путей решения конфликта в Донбассе. Мощные силы выступают за то, чтобы вообще ничего не платить жителям ДНР и ЛНР. Ни пенсий, ни пособий. Мол, пусть этим занимается Россия , которую в незалежной объявили «оккупантом».

Кузьменко считает, что для Зеленского история с провалом закона о пенсиях жителей Донбасса – очередной большой минус перед будущей встречей лидеров стран «нормандской четверки» в Берлине .

- Президент Украины не смог остановить обстрелы на линии фронта. Они даже усилились. Не вносятся изменения в Конституцию по особому статусу Донбасса. Нет амнистии. Теперь Зеленский оказался не в состоянии даже сделать первый шаг в решении накопившихся социальных проблем. Он, конечно, может сказать Меркель , Макрону и Путину : «Я очень хотел, но депутаты и военные меня не послушались». Подобный фокус проделывал раньше Порошенко. Чем это закончилось, общеизвестно, - говорит политолог.

Он считает, что накануне встречи в Берлине президент Украины все же протолкнет законопроект о пенсиях в первом чтении. Но уже без расходной части на погашение долгов. Вопрос о них просто «отложат на потом».

- Ведь иначе пропадет всякий смысл проведения саммита «нормандской четверки».

ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ДОКУМЕНТ

Напомним, в случае принятия документа жители ДНР и ЛНР смогут получить свою пенсию без справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Отменят обязанность предоставлять бумажные документы, свидетельствующие о праве получать пенсию. Механизм идентификации пенсионеров сохраняется, но проходить ее нужно будет раз в полгода, а не в два месяца, как сейчас.

В документе прописаны нормы, которые позволяют докупить страховой стаж без применения штрафных санкций. Обещают вернуть невыплаченные пенсии в полном объеме. Причем за весь период конфликта. Пенсию и долги будут выплачивать только на подконтрольных Киеву территориях. Но при этом подать заявление о перерасчете пенсии, возврате долга и даже получить выплату смогут представители пенсионеров при наличии доверенности, заверенной украинским нотариусом.


В Украине собираются внедрить, помимо солидарной, еще и накопительную пенсионную систему

Соответствующий законопроект уже одобрил Кабмин. Далее – слово за Радой

Финансировать такие пенсии предлагают за счет дополнительных налогов для работодателей. Помимо 20% ЕСВ их обяжут платить от 15% до 3% ежемесячно


В Украине введут накопительную пенсионную систему для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Это станет дополнением к их солидарной пенсии.

Соответствующий законопроект одобрил на своем заседании Кабинет министров в среду, 18 ноября (чтобы посмотреть проект закона и сравнительную таблицу, доскролльте до конца страницы).

"Правительство будет предлагать Верховной Раде внедрение профессиональной накопительной системы. Сегодня на заседании одобрили соответствующий проект закона. Профессиональную накопительную систему предлагается ввести для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Так люди получат собственные пенсионные счета, которыми они смогут воспользоваться, когда выйдут на пенсию. Речь идет о тысячах гривен, которые человек сможет получить в качестве доплаты к своей пенсии", – написал в своем телеграмм-канале глава правительства Денис Шмыгаль.

По его словам, объем средств для такой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в год.

"Расчеты проведенные до 2050 года показывают, что от введения такой системы выигрывают и работники, и работодатели, и вообще экономика страны. Поэтому готовы к дискуссиям и надеемся на поддержку этого законопроекту в зале парламента", – сказано в сообщении.


Источником финансирования станут страховые взносы работодателей, которые будут уплачиваться за счет повышения ставки ЕСВ на общеобязательное пенсионное страхование на замену механизма возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

Так, по программе №1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, в программе №2 – 7%, в программе №3 – от 3% по согласованию с работниками.

Что предполагается этим законопроектом:

– до полного перехода на выплаты по накопительной системе, источником финансирования пенсий будут страховые взносы, которые будут уплачиваться работодателями за счет повышенной ставки ЕСВ вместо механизма возмещения;

– "пенсионные средства ходят за участником": участники самостоятельно смогут выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут направляться страховые взносы через Пенсионный фонд;

– вводятся три профессиональные программы:

программа №1 – дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет, из него на работе на вредных профессиях (так называемый список №1) от 10 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 20 лет, из него на работе на вредных профессиях от 7,5 лет у женщин.

программа №2 – дает право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет, из него на работе по списку №2 от 12,5 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 25 лет, из него на работе по спискам №1 и №2 от 10 лет у женщин.

программа №3 – дает возможность добровольно вступить в накопительную профессиональную пенсионную систему на условиях, определенных в коллективных договорах и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет.

– для лиц до 35 лет, до даты введения уплаты страховых взносов до накопительной пенсии получили не менее трети необходимого стажа на работах, дающих право на льготную пенсию, предусматривается право на перечисление средств в солидарную систему;

– негосударственные пенсионные фонды будут проходить авторизацию

Со списками профессий можно ознакомиться в постановлении Кабмина от 24.06.2016 №461 по ссылке.

Как будет работать накопительная система

Чтобы залатать дыру в Пенсионном фонде, Украине нужны немалые средства, а запрос работодателей и работников направлен на снижение налогового давления, пояснил политолог Александр Радчук.

Так, по планам правительства, 2% от нынешнего ЕСВ будут выделять в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% – по НДФЛ. Эти 4%, объясняет политолог, позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 миллион гривен.

Отмечается, что воспользоваться этими средствами пенсионер сможет по своему усмотрению: либо получить всю сумму сразу, или равными частями в течение следующих 5-10 лет, или как пожизненное содержание с выплатой определенной фиксированной суммы.

Проект закона

Сравнительная таблица

Ранее OBOZREVATEL писал о том, что минимальной пенсии в Украине едва будет хватать на покупку необходимых продуктов питания. Фактический размер прожиточного минимума на пенсионера практически на 1458 грн больше минимальной пенсии.

В конце сентября Минсоцполитики предложило сбалансировать солидарную пенсионную систему в Украине накопительным уровнем, чтобы не только работодатели, но и граждане ежемесячно делали взносы для своей пенсии.

До конца 2020 года те 60-летние, которые не заработали необходимый стаж, могут получить специальную социальную выплату. Уже со следующего года соцпенсии назначать перестанут.

Верховная Рада приняла пенсионную реформу, которая предусматривает проведение осовременивания пенсий с октября и повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию с 15 до 25 лет с 1 января 2018 года.

"За" соответствующий законопроект проголосовали 288 народных депутатов.


Закон предусматривает увеличение максимальной суммы, с которой платится единый социальный взнос (ЕСВ), до 15 минимальных заработных плат (на данный момент - 48 тыс. грн). При этом размер ставки ЕСВ меняться не будет.

При назначении пенсий в 2018 году коэффициент стоимости года страхового стажа будет составлять 1, будет использоваться показатель средней зарплаты за 2 последних года, а с 2019 года - показатель средней заработной платы за 3 последних года.

Также предполагается восстановить с 1 октября 2017 года выплаты пенсий работающим пенсионерам в полном размере.

С 1 января 2018 года право на пенсию по возрасту в 60 лет будут иметь те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа.

Минимальный страховой стаж ежегодно будет увеличивается на 1 год, пока не составит 35 лет в 2028 году.

В 63 года на пенсию могут выходить те лица, которые имеют 15 лет страхового стажа на 1 января 2018 года, однако не имеющие 25 лет (также на протяжении 10 лет будет увеличиваться на 1 год ежегодно).

С 2018 года в 65 лет выйти на пенсию смогут те лица, которые на 1 января 2019 года будут иметь от 15 до 16 лет страхового стажа.

Лицам, у которых не будет 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

Начиная с 1 января 2028 года, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.

Закон предусматривает введение с 1 января 2019 года накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования.

Не принимать участие в накопительной системе могут застрахованные лица, которым на 1 января 2019 года осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста.

Кабинету министров поручено до 1 июля 2018 года обеспечить создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования.

В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по отдельному решению парламента.

Ежегодно с 2021 года будет происходить автоматическая индексация пенсий, путем повышения показателя средней зарплаты, с которой рассчитывается пенсия на 50% роста зарплаты за предыдущие 3 года и на 50% роста индекса потребительских цен за прошлый год.

В страховой пенсионный стаж зачисляется период регистрации субъектом предпринимательской деятельности с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года, с 1 января 2000 года до 31 декабря 2017 года стаж будет учитываться по факту оплаты взносов в Пенсионный фонд независимо от их размера, с 1 января 2018 года - при условии оплаты минимального взноса или пропорционально оплаченной сумме, если она меньше минимального взноса.

Кроме того, предлагается ликвидировать пенсии за выслугу лет (кроме артистов при стаже 20-35 лет), оставив льготный выход на пенсию только для некоторых категорий населения, в частности: работников с вредными и тяжелыми условиями труда, людей с инвалидностью, матерей, которые воспитали 5 детей, и инвалидов с детства (в 50 лет); военных - участников боевых действий (55 лет при 25 годах стажа).

Максимальный размер пенсии, назначенной на условиях законов "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О научной и научно-технической деятельности" (с учетом надбавок), не может превышать 10 размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

Временно, до 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10 740 грн.

Рада поручила Кабмину до 1 ноября подготовить отдельный законопроект о перерасчете пенсий военным и в течение 6 месяцев подготовить отдельный закон о введении профессиональной пенсионной системы и обеспечить проведение аудита Пенсионного фонда.



Суть закона

Закон не предполагает повышение пенсионного возраста, однако предусматривает увеличение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 1 января 2018 года с 15 до 25 лет и последующее его повышение на один год ежегодно. В законе также отмечается, что страховой стаж можно компенсировать, делая взносы в Пенсионный фонд.

Закон также предусматривает повышении пенсий с октября девяти миллионам жителей страны. Кроме того, согласно документу, будет отменено налогообложение пенсий для работающих граждан. Закон также предполагает ликвидацию спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Исключением из этого списка будут только военные.

Ситуация с пенсионерами


Минимальная пенсия на Украине сегодня составляет 1312 гривен (около 49 долларов). Однако реформа приведет к повышению этой суммы на 140 гривен или чуть более пяти долларов.

На Украине на данный момент действует солидарная система начисления пенсий. Первый этап пенсионной реформы, главным элементом которой стало постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет, начался еще в 2011 году.

Мнения разделились

Несколько оппозиционных фракций в парламенте страны не стали голосовать за правительственный проект. Оппозиционеры считают, что пенсионная реформа направлена на фактическое увеличение пенсионного возраста и уменьшение коэффициента начисления пенсий.


Критика МВФ

Как ранее заявлял представитель МВФ Уильям Мюррей, одним из ключевых условий для выделения Киеву очередного транша будет проведение пенсионной реформы.

Однако Фонд ранее обратился к украинскому правительству с просьбой доработать законопроект о пенсионной реформе. Как заявила директор Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен, пенсионные расходы на Украине составляют около одиннадцати процентов, что очень много по международным стандартам. Она призвала украинские власти разработать документ, который бы реформировал пенсионную систему таким образом, чтобы достичь уверенности, что не только действующие пенсионеры получат достойные пенсии, но и будущие пенсионеры".

В МВФ ранее отмечали, что еще одним условием для получения Киевом транша является проведение земельной реформы. Осенью 2016 года украинский парламент продлил мораторий на продажу сельхозземель до первого января. Данный мораторий существует на Украине уже на протяжении 14 лет. Украинцы выразили свои опасения, что крупные бизнесмены смогут купить их земли за бесценок при отмене этого моратория.

Транш для Украины


Фонд разработал четырехлетнюю программу выделения помощи Киеву в размере 17,5 миллиарда долларов. Первый транш был перечислен Украине в марте 2015 года. Тогда сумма составила пять миллиардов долларов. В августе того же года Киев получил еще один транш в размере 1,7 миллиарда долларов.

В сентябре 2016 года Украине перевели третий транш на сумму 1 миллиард долларов. В 2017 году Киев также уже получил транш в размере 1 миллиарда. Киев рассчитывает получить пятый транш в 1,9 миллиарда долларов, однако сроки его получения пока не известны так как зависят от принятия киевом ряда решений в рамках выполнения программы.

Читайте также: