Зурабов и пенсионная реформа

Филькины грамоты господина Зурабова


Судя по всему, широко разрекламированная пенсионная реформа господина Зурабова потерпела полный крах. Об этом, а куда деваться, сегодня говорит сам её автор. Реакция народа оказалась совсем не такой, на которую рассчитывал прекраснодушный до наивности и непотопляемый до невозможности министр. Отсюда и фиаско.

В чём была фишка всей его затеи?

Если не забивать людям головы псевдонаучными терминами, за которыми некоторые наши деятели прячут свою полную несостоятельность, то расчёт был следующим. Дабы пенсионный фонд не оскудевал, российские будущие пенсионеры часть накопленных средств должны были передавать в частные компании. Те, в свою очередь, разумно управляя деньгами, вкладывая их в выгодные инвестиции и экономические проекты, не только сами бы кормились, но и из предпола­гаемой прибыли отчисляли определённые проценты своим пайщикам, то есть будущим пенсионерам. Короче говоря, рубль не лежал бы мёртвым грузом и не обесценивался из-за инфляции, а начал работать и приносить доход.

Идея эта не нова, и во многих, как мы их называем, цивилизованных странах апробирована. У нас она не сработала, да и не могла сработать. Ни в какие частные компании мужик свой рубль не понёс. Увы .

Лет 10-15 назад в Великобритании (о чем тогда писали все газеты мира) произошёл такой случай. Какой-то чудак, копаясь, на чердаке своего дома среди всякой веками копившейся рухляди, нашел вексель . королевского банка. Вексель был датирован не то 1561, не то 1651 го­дом. Короче говоря, с момента его выдачи в любом случае прошло не меньше трёхсот лет. Наш британец, недолго думая, сдунув с бумаги вековую пыль, пошел с нею в Государственный банк. И что бы вы думали? Там над ним посмеялись? Ничего подобного Он не только получил значимую в векселе сумму, ему выплатили и разницу курса фунта стерлинга, и проценты, набежавшие за триста лет. Вот как Великобритания заботится о престиже своих институтов, а значит, и о престиже государства в целом. Частные компании, оперирующие деньгами граждан, насчитывают там не один десяток лет своего существования, имеют солидную репутацию, которую тщательно оберегают. Это бизнес целых поколений, устойчивый и надежный. А государство в лице его функционеров тщательно отслеживает, чтобы все именно так и было. Почему же англичанину не иметь дело с частными финансовыми структурами, будь то банки, различные инвестиционные проекты или паевые фонды, я уже не говорю о долевом их участии в различных экономических проектах путем приобретения акций. Риск, конечно, есть и там, но он минимален.

А что есть у нас? А у нас есть традиция разводить собственный народ как последних лохов. При любом режиме, при любой общественно-экономической формации! Вспомним наших отцов и дедов, которым подушками впаривали облигации государственного займа. Уже само название этих фантиков говорило о том, что государство берет взаймы. Вернуло? Прошли годы и десятилетия, и история повторилась с точностью до запятой. Сначала с подачи власть предержащих были обесценены все трудовые сбережения граждан, потом нашу с вами собственность поделили олигархи, а нам сунули фантики под названием «ваучер». Предтеча Зурабова Чубайс на всю страну орал, что в каждом ваучере сидит по два автомобиля «Волга». Ваучеры превратились в пепел, а от «Волги» народ увидел только берега. А потом вообще пошло-поехало. То «Хопер-Инвест», то «Русский дом Селенга», то «Властелина», то незабвенный Мавроди с его обещаниями сказочной жизни. Ловкачи и отпетые мошенники строили свои финансовые пирамиды, заведомо обманывая доверчивых россиян на миллиарды рублей, а государство при сем только присутствовало. А сколько людей накололось при сельском кредите, при постройке «народного автомобиля»? А у нас в Осинниках один такой доверчивый гражданин, выждав нужный срок, поехал в Москву на фирму для получения долгожданной машины. Приехал по адресу, а там от этой фирмы и гвоздя не осталось. И даже Берлага его не ждал. Пусто. Все попытки найти жуликов, конечно же, потерпели полный крах. Гражданину это оказалось не под силу, а государству на его проблемы было наплевать.

И вот после всего этого, после того, как его сто раз обманули, рассчитывало, что народ отдаст свои кровные, потом заработанные деньги, частникам? До чего же светлый и чистый в своей наивности, господин Зурабов. Ну как такому не обмануться? И все бы ничего, но ведь под эту реформу были вбуханы миллиарды народных денег. Кто теперь их вернет? Вопрос, как говорится, риторический.

Можно ли исправить положение, не доводить дело до полного краха, который неизменно обернется социальным взрывом? Можно. При условии, если государство выступит в роли гаранта, как оно выступило в такой роли, когда вконец обманутые люди перестали доверять свои деньги банкам. Сегодня в случае разорения того или иного банка, государство гарантирует возврат положенной суммы, говорят, уже до 400 тыс. рублей. И люди понесли свои деньги, которые перестали ле­жать мертвым грузом в наволочках и под матрасами. Банковская система, в том числе и частная, сегодня оживает, рубль заработал, пошли пусть хоть небольшие, но проценты на вложение. Почему же государству не сделать то же самое в отношении накопительной части наших пенсий. Ведь речь идет не о деньгах, накапливаемых на роскоши и развлечении, а фактически о гробовых суммах, о деньгах, на которые человек собирается доживать свой век! Обман здесь означает нищенствование, если не голодную смерть. Увы! Государство с такими обязательствами выступать не торопится. И мы понимаем почему. Потому, что боится нарваться на очередную аферу, очередную финансовую пирамиду. Лучше уж пусть в очередной раз пролетят его граждане. Им это привычно и не впервой .

Может, это так. А может, и нет. Но тогда разъясните простым, доступным всем человеческим языком, так, чтобы всем и все было понятно!

Молчит родное Отечество. А нам продолжают поступать «письма счастья», на которые отупевшие от зурабовских новаций россияне смотрят как на филькину грамоту!

  • Дума одобрила повышение МРОТ до прожиточного минимума
  • Минэкономразвития улучшило прогноз по инфляции в 2017 году
  • Долг в ЖКХ вырос до 184 миллиардов рублей
  • Цены на соль к концу года поднимутся на 10%
  • БИНБАНК успешно завершил юридическое присоединение Уралприватбанка
  • Кудрин: повышение пенсионного возраста займет более 8 лет
  • ПФР обнародовал график доставки пенсий
  • Президент подписал закон об увеличении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии
  • ПФР рассказал об индексации пенсий в 2017 году
  • Минтруд обещает рост реальных доходов россиян в 2017 году


Главным "виновником" неудач с монетизацией льгот в правительстве скорее всего назовут главу Минздрава Михаила Зурабова. Именно он считается ее автором. Зурабов вскоре вполне может стать в народном сознании "вторым Чубайсом" - человеком, ответственным за непопулярные реформы. Начинал он с пенсионной реформы, а сейчас занимается льготами. Если после этого Зурабов сохранит свое кресло, то ему скоро может достаться третий "крест" - реформа здравоохранения.

Главным "виновником" неудач с монетизацией льгот в правительстве скорее всего назовут главу Минздрава Михаила Зурабова. Именно он считается ее автором. Зурабов вскоре вполне может стать в народном сознании "вторым Чубайсом" - человеком, ответственным за непопулярные реформы. Начинал он с пенсионной реформы, а сейчас занимается льготами. Если после этого Зурабов сохранит свое кресло, то ему скоро может достаться третий "крест" - реформа здравоохранения.

Нынешняя монетизация льгот - реформа в духе Михаила Зурабова, ведь он прежде всего специалист по финансовым потокам. Начинал он свою карьеру как главный банкир и страховщик атомной энергетики, и только затем перешел в Минздрав заниматься организацией медицинского страхования. Тем не менее монетизацию придумал не он, эта идея обсуждается в госаппарате уже много лет. Бурную деятельность вокруг нее развил, например, предшественник Михаила Зурабова в Минсоцразвития Александр Починок. Самому Михаилу Зурабову досталась ее практическая реализация. То есть самое неприятное.

На одном из совещаний Владимира Путина с министрами именно Михаил Зурабов доказывал президенту страны, что монетизация льгот усилит социальную справедливость. И чуть ранее он обещал подать в отставку, если реформа провалится. Не случайно в среду депутат Рогозин заявил, что "министр Зурабов обманул президента, обещая, что положение льготников не ухудшится". Между тем оптимизм Михаила Зурабова проявлялся только на официальных мероприятиях, а между ними проскальзывали скептические нотки.

Еще в августе 2004 года Зурабов заявил по поводу монетизации: "Мало кто понимает, как это все будет выглядеть". В декабре, уже предчувствуя все шишки, которые на него свалятся, глава Минздрава сказал на заседании правительства: "Сколько мы ни объясняли суть закона, нам не верят, население ожидает только ухудшений от действий правительства".

Любопытно, что такая же история была с пенсионной реформой. Ее продвигали либералы из Минэкономразвития, а Михаил Зурабов, возглавлявший Пенсионный фонд, был недоволен тем, что миллиарды долларов ускользнут из-под его контроля к частным управляющим компаниям. Своего апогея его конфликт с бизнесом достиг при обсуждении вопроса о роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Михаил Зурабов доказывал, что НПФ могут превратиться в "финансовые пирамиды". "Получение сверхдоходов будущими пенсионерами не входит в планы государства", - говорил Михаил Зурабов. Когда пришло время распределять пенсионные накопления по управляющим компаниям, он категорически отказался рассылать гражданам списки этих компаний и как-то помогать им информировать население о своем существовании.

Но реализовывать реформу пришлось именно Михаилу Зурабову, и в итоге он оказался виноватым в том, что "письма счастья" приходят пенсионерам не вовремя. "Пенсионному фонду Российской федерации надо разнести по счетам 71 миллиона человек 246 миллиардов рублей. Вот вы не представляете масштаб этой задачи!" - говорил глава ПФР. Когда деньги пенсионеров были все-таки распределены, он сказал: "Если бы вы спросили, за что мне надо дать орден, я бы вам ответил, что именно за это".

Перед Новым годом премьер-министр Михаил Фрадков уже сказал, что с монетизацией мы, видимо, поспешили. А виноват опять будет Зурабов.

Минздравсоцразвития грозит конфисковать 343 млрд. рублей, накопленных на персональных пенсионных счетах россиян


Об этом уже заявил статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития России Юрий Воронин. По его словам, в пенсионной реформе 2002 года «были допущены определенные ошибки», которые власть намерена исправить. В частности, сказал чиновник, «надо будет очень серьезно подумать», что делать с «накопительным компонентом» пенсионных денег.

Один раз министерство «подумало» об этих деньгах еще при министре Михаиле Зурабове — в итоге накопительную часть пенсионных взносов отменили для «стариков», родившихся до 1967 года. Причем, деньги, уже положенные на их персональные счета, канули в неизвестность. Теперь, по логике замминистра Юрия Воронина, накопительные взносы нужно отменить вовсе. Во-первых, потому, что «доходность 7%, исходя из которой делались расчеты при введении накопительного компонента, обеспечить невозможно». Во-вторых, потому, что эти накопительные взносы «являются федеральной собственностью» — и, следовательно, «члены семьи не смогут их наследовать».

Замминистра не сказал о третьей причине: в нынешнем году дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) составит 330 млрд. рублей. Латать эту дыру из казны власть не хочет. Зато в том же ПФР на индивидуальных счетах «молодежи» — будущих пенсионеров, родившихся после 1967 года, за минувшие с начала реформы 5 лет уже собралось 343 млрд. рублей накопительных взносов. Хватит на «заплатку» и еще останется. Но в следующем, 2010 году денег на пенсии тоже не хватит. А «копилка» уже будет разбита вдребезги.

Зато теперь чиновники Минздравсоцразвития считают неверной саму идею перехода на накопительный принцип — ту, что явилась основой для всей пенсионной реформы-2002. Как заявляет г-н Воронин, ныне «мир весь пришел к тому, что система должна работать на распределительных принципах, а именно — не копить деньги, а то, что сегодня берется с работодателя в пользу работников, эти деньги идут на текущую выплату пенсий. Они нигде не хранятся, они нигде не накапливаются. Под гарантией государства, что когда поколение, которое сегодня своими взносами формирует пенсию, уйдет в свою очередь на пенсию, то будущие поколения профинансируют выплату пенсии им».

Главное, на чем основывается логика замминистра, — искреннее убеждение в том, что при распределительной системе «деньги не пропадут. Все, что вы перечисляете в пенсионный фонд, пенсионный фонд выплатит. Он себе эти деньги не возьмет…»

Хотелось бы спросить чиновника: а кто ему помешает? Кто, например, помешал Пенсионному фонду возвести по всей России административные дворцы для своих региональных отделений? Схватил ли кто-нибудь за руку сотрудников ПФР, покупавших себе роскошные квартиры за пенсионный счет? И т.д.

Впрочем, дело не в «природной вороватости» российских чиновников всех отраслей и званий. Проблема в другом. Несмотря на абсолютно правильные слова, сказанные самим Юрием Ворониным, что «в пенсионных системах нельзя менять правила игры каждые пять лет. Это инерционные системы, они затрагивают права поколений…», российская пенсионная система за последние 7 лет будет перекраиваться уже, как минимум, третий раз.

Сначала это делалось под лозунгом «Догнать и перегнать Запад по развитию накопительной системы» — как самой прогрессивной. В пример приводилась Германия, где коэффициент замещения пенсией утраченного заработка был 74%. Потом пошли разговоры о «достижении баланса интересов», во имя чего пенсия осталась трехкомпонентной: базовая часть, страховая, накопительная — но не для всех. И осталась под государственным присмотром. Теперь статс-секретарь Минздравсоцразвития говорит: «Пора уже привыкнуть к тому, что государство в рыночной экономике никому пенсии не платит. Пенсия — это дело страхователей, то есть работодателей, и застрахованных лиц!»

Но одновременно этот же чиновник призывает вернуться к «советскому принципу» формирования пенсионного фонда: мы будем содержать отцов, нас будут содержать дети, детей будут содержать внуки Хотя по данным очень авторитетного специалиста, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работника, а «выплачивать достойные пенсии без накопительной части возможно, если на одного пенсионера приходится пять работников, как это было в СССР».

Однако чиновники слышат только себе подобных. В результате судьбоносные решения, касающиеся миллионов россиян, в нашей стране принимаются узким кругом начальников. Которые, кстати, живут в совсем другом измерении: ведь бывшим госслужащим России пенсии начисляются не на «общих основаниях» — не более 20−25% среднероссийских заработков, а в размере 75% их персональных должностных окладов. Причем, с регулярной индексацией: если преемнику повысят зарплату, соответствующую прибавку к своей пенсии получит и предшественник.







Сегодня, когда с момента создания Пенсионного фонда России прошло более 10 лет, становится возможным оценить итоги его деятельности, обозначить ближайшие и обозримые перспективы развития системы пенсионного обеспечения страны.

Были успехи, были и недостатки

ПРАВИЛЬНЫМ ли было принятое в июне 1990 г. решение о создании независимого от средств федерального бюджета источника финансирования пенсионных выплат? Да, несомненно. В условиях наметившегося перехода к формирующемуся рынку и связанных с этим переходом потрясений необходима была пенсионная модель, которая защищала бы старшее поколение россиян и других получателей пенсий от возможной социально-экономической нестабильности и не ставила бы их жизнь в зависимость от способности или неспособности государства, теряющего былые рычаги экономической власти, выполнять свои социальные обязательства. И форма федерального внебюджетного фонда была для тех целей оптимальна, подтверждена мировым опытом пенсионного страхования старших возрастных групп.

Однако поначалу фонд далеко не всегда оправдывал возлагавшиеся на него ожидания. Так, в 1992-1994 гг. он не смог обеспечить темпы индексации пенсионных выплат на уровне, соответствующем прожиточному уровню пенсионеров. В годы, предшествующие дефолту 1998 г., и непосредственно после него ПФР не смог обеспечить стабильную собираемость пенсионных взносов и предотвратить образование двух-трехмесячной задолженности перед пенсионерами. А когда эта проблема была решена, обнаружилось, что надвигается кризис пенсионной системы, связанный как с пороками самой используемой пенсионной модели, так и с развитием демографической ситуации в стране.

Внутренние недостатки модели стали очевидны к концу 90-х годов. Главным было то, что она обеспечивала пенсионерам лишь крайне низкие пенсии, не создавала работающим гражданам стимулов для зарабатывания пенсионных прав, не позволяла молодым планировать свой жизненный уровень в старости (поскольку никто в стране не мог рассчитать заранее, с какой пенсией он ее встретит).

Российские пенсионеры будут жить лучше. Скоро

НОВАЯ пенсионная модель, разработанная и принятая в 2001 г., преодолевает недостатки старой системы и в равной степени учитывает интересы как нынешних, так и завтрашних пенсионеров - молодых, средних и старших возрастных групп. Старшим она обеспечивает неуклонное повышение пенсий до уровня, обеспечивающего достойную жизнь; среднему поколению ныне работающих - полное подтверждение ранее заработанных пенсионных прав и возможности их умножения путем полного персонифицированного учета поступающих на лицевые счета платежей. Молодежи она обеспечивает столь же гарантированный учет страховых обязательств, дополняет их созданием накопительного элемента. При этом сама система остается в основе своей распределительной.

Пенсионный фонд России начинает второе десятилетие своей истории в обстановке пенсионной реформы. Разработанная для осуществления пенсионная модель признана одной из наиболее совершенных в мире. США, Германия и другие государства Европы, а также страны ближнего зарубежья, столкнувшиеся с необходимостью реформирования своих пенсионных систем, изучают сегодня опыт России. А главное - новая модель наилучшим образом отвечает потребностям нашей страны и уже в ближайшие годы улучшит положение российских пенсионеров.

Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" введена новая формула расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих:

    базовой части, устанавливаемой в фиксированном размере, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в России;

страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме пенсионного капитала;

  • накопительной части, сложившейся из сумм страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и доходов от инвестирования.
  • Базовая и страховая части трудовой пенсии выплачиваются с 2002 г., а накопительная часть - с 2013 г. Для лиц, которые будут выходить на пенсию до этой даты, введение накопительной составляющей не предусматривается. В связи с этим указанной категории пенсионеров, начиная с 1 января 2002 г., ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет, а затем увеличивается на 1 год до достижения 19 лет (228 месяцев).

    Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан будет осуществляться с учетом темпов инфляции, показателей роста среднемесячной заработной платы в стране и уровня инвестиционного дохода.

    Главными целями пенсионной реформы являются:

      снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии;

    учет при исчислении данного заработка всего периода трудовой деятельности;

    полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних пенсионеров;

    обеспечение равных возможностей для различных возрастных групп ныне работающих;

    совершенствование механизма индексации пенсий;

  • развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения).
  • Цифры и факты

    НА 31 ДЕКАБРЯ 2001 г. в Российской Федерации проживало 146 млн. чел., численность пенсионеров от общего количества населения составила 26,7%, или 38,6 млн. чел. Согласно демографическому прогнозу, к 2005 г. в России будет около 39 млн. пенсионеров.

    На пенсионное обеспечение в 2002 г. Пенсионный фонд Российской Федерации планирует направить 679,8 млрд. рублей, в 2003 г. - 757,9 млрд. рублей, а к 2005 г. сумма выплат должна превысить 980 млрд. рублей.

    Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом, а его исполнение контролируется Счетной палатой, прокуратурой России и другими надзирательными органами.

    На основе современных технологий в Пенсионном фонде создана уникальная информационная база данных, охватывающая различные слои населения: работающие граждане, самозанятое население, учащаяся молодежь старше 14 лет, безработные граждане, стоящие на учете в органах занятости населения, и получатели трудовых и других видов пенсий. Всего в базе данных зарегистрировано более 100 млн. индивидуальных лицевых счетов, на которых накапливаются пенсионные права застрахованных лиц, данные о стаже их работы, заработной плате, начисленном и уплаченном едином социальном налоге и страховых взносах. База данных персонифицированного учета используется для назначения и выплаты пенсий гражданам России и конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.

    Созданная в ПФР система персонифицированного учета является современной технологической базой для реформирования и развития пенсионной системы в России.

    Пенсионный фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. В рамках федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации" на эти цели ежегодно выделяется около 3 млрд. рублей. Источником финансирования социальных программ является мобилизация просроченной задолженности организаций Пенсионному фонду и пеней, начисленных на нее.

    Ежегодно средства направляются на укрепление и развитие материально-технической базы домов для престарелых и инвалидов, интернатов для детей-инвалидов, в общественные объединения и организации, которые работают по их реабилитации. В социальных программах Пенсионного фонда постоянно задействовано более 1700 государственных и муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения, десятки тысяч пенсионеров и инвалидов, которые получают адресную социальную помощь.

    Кому нужна реформа

    - Одна из основных тем, которая в последнее время звучит, - зачем вы все это затеяли? На днях с телеэкрана один экономист даже представил расчет, из которого следовало: благодаря введению накопительного элемента пенсии вырастут несущественно, мол, зачем было огород городить? И в то же время шум вокруг задержки с рассылкой гражданам извещений о состоянии их лицевых счетов стоит несусветный. Вроде как мы реформу сорвали.

    - Да ничего мы не сорвали. Попробую объяснить как можно проще. Итак, как устроен Пенсионный фонд, что это такое? Пенсионный фонд - это некая сумма средств, которые мы получаем и которые мы тратим на финансирование текущих обязательств перед пенсионерами. Естественно, потратить больше, чем мы собрали, мы не можем. Доходы растут - мы пенсии индексируем.

    При этом основной источник наших доходов - примерно 93 процента всего объема поступлений в фонд, это платежи работодателей. Остальные семь процентов отдает непосредственно бюджет для финансирования государственных пенсий.

    Когда люди говорят: "У нас маленькие пенсии", сразу возникает вопрос: "А как их повысить?" Надо искать где-то дополнительные деньги. Надо увеличить доходы Пенсионного фонда. Но сформулировать такую задачу куда проще, чем изобрести способ ее решения. Пенсионеры часто говорят: нас не интересует источник дохода, возьмите деньги из бюджета, ренту введите на природные ресурсы, чтобы платить достойную пенсию.

    Почему на практике это нереализуемый план? Потому, что пенсия теснейшим образом связана с заработком. Потому, что пенсия - это, собственно, и есть частичное возмещение утраченного заработка. Нельзя платить пенсию выше, чем был в свое время заработок, иначе исчезает мотивация к труду.

    Значит, способ увеличить доходы Пенсионного фонда (и, следовательно, поднять пенсии) один: повышать заинтересованность граждан к уплате взносов в фонд. Люди должны почувствовать, что они могут эту пенсию заработать.

    Сегодня половина из 28 процентов страховых отчислений с фонда зарплаты работника направляется на формирование базовой части пенсии, это минимальная единая пенсия, одинаковая для всех. Вторая половина - 14 процентов от фонда зарплаты - идет на формирование страховой и накопительной части пенсии. Именно они и обеспечат дифференциацию пенсий у будущих пенсионеров: зависимость прямая - чем больше взносов к моменту выхода на пенсию придет на индивидуальный счет, тем выше будет прибавка к пенсии.

    Реально это уже происходит. В этом году впервые продолжающим работать пенсионерам с июля был сделан перерасчет пенсий с учетом их заработка и отчислений с него, поступивших в Пенсионный фонд в прошлом году. Средняя прибавка составила 44 рубля. Но есть и рекордсмены. Например, в Рязанской области один пенсионер получил плюс к пенсии более восьми тысяч рублей - он предприниматель и имеет очень высокие легальные доходы. Замечу, что параллельно пенсии работающих индексировались так же, как и всем прочим пенсионерам, то есть в феврале, апреле и августе.

    - Но для того чтобы "отменить" уравниловку, совсем не обязательно было дробить эту вторую часть пенсии на две составные части - страховую и накопительную. Зачем это было сделано?

    - Простой арифметический пример. Для того чтобы заплатить пенсионеру, допустим, четыре рубля пенсии, нужно, чтобы два работающих внесли в Пенсионный фонд по два рубля. Или четыре работающих - по рублю. Чем больше работников приходится в обществе на одного пенсионера, тем эффективнее работает такая пенсионная система. Она называется распределительной.

    Но если количество пенсионеров растет, а количество работников уменьшается, неизбежно в распределительной пенсионной системе возникает дефицит. В ближайшие годы такие малоприятные демографические сдвиги произойдут в нашей стране. Вопрос: что делать? Увеличивать размер отчислений в фонд? Он и так велик. Наращивать пенсионный возраст? Мера очень непопулярная, особенно если учесть, что средняя продолжительность жизни в нашей стране для мужчин до сих пор не достигла 60 лет, то есть пенсионного возраста.

    Поэтому решение было предложено такое. Из второй "страховой" половины пенсионных отчислений выделяется некоторая часть (сейчас это 2 процента, потом она будет постепенно расти у более молодой части работающих до 6 процентов), которая пойдет на формирование в Пенсионном фонде некоего резервного запаса на будущее. Это, условно говоря, "налог на бездетность", который заплатят работники сейчас, чтобы потом фонд мог компенсировать возникший дефицит. То есть эти - накопительные - два процента поступлений в фонд не идут сегодня для выплаты текущих пенсий, а "заначиваются" на будущее.

    Каким может быть размер этого резерва, чем он определяется? Только одним. Тем, сколько средств из фонда можно отвлечь на накопление сегодня, чтобы не ухудшить выполнение его финансовых обязательств перед нынешними пенсионерами. Поэтому и решено стартовать с символических двух процентов.

    Второй вопрос: что с этими деньгами делать? Во всем мире их инвестируют. Но наш бизнес принять их в состоянии? Потому что если уж решено их "отщипнуть" на накопление, то дальше надо выбирать, как именно их копить. Оставить у государства? Но тогда это будет не накопительная модель, а некая разновидность государственных обязательств в распределительной системе. Выбран был второй вариант: эти деньги являются частью отложенной заработной платы гражданина, и гражданин эти средства может использовать только на инвестирование. Но проинвестировать их так, как считает нужным. Он может оставить их в распоряжении государства. Но имеет право и передать в доверительное управление частному капиталу. Но в любом случае он должен принять на себя ответственность в выборе этого решения. И осознать, что он отвечает за сохранность этих средств.

    - И все-таки любимый тезис ваших оппонентов: реформа проводится за счет нынешних пенсионеров. Это так?

    - Это категорически не так. Вот краткая справка, которая позволяет мне подтвердить подобный вывод. Май 1999 года: совокупные выплаты из Пенсионного фонда - 761 миллион долларов в месяц. Август 2003 года - совокупные выплаты 2,3 миллиарда долларов. Чуть больше трех лет. Рост втрое. В валовом продукте за это же время удельный вес пенсионных выплат вырос с 4,5 до 6,1 процента. Так что мы не только не ухудшаем пенсионное обеспечение сегодняшних пенсионеров, мы его улучшаем. Другое дело - вопрос, который я уже неоднократно ставил: почему мы не видим счастья на лицах пенсионеров? Да потому, что параллельно идет рефорома ЖКХ, реформа естественных монополий, и все, что мы добавляем, все собранное с огромным трудом, все это "тает" и "съедается" при решении иных задач.

    Что делать с "письмом счастья"

    - Михаил Юрьевич, вы как-то полушутя назвали извещения, которые рассылает сейчас будущим пенсионерам Пенсионный фонд, "письмами счастья". Масса нареканий, что рассылка запоздала. Но и те, кто такое письмо уже получил, зачастую понятия не имеют, что с ним делать, как воспользоваться "свалившейся" на голову информацией?

    - То, что население взбудоражено, понять можно. И не тем, что сроки сдвинулись. Что раньше человек получал от государства? Повестку в суд, вызов в прокуратуру, квитанцию на штраф. В первый раз (!) ему прислали извещение о его деньгах и об обязательствах государства перед ним. Раньше гражданин приходил за расчетом непосредственно перед выходом на пенсию, когда что-либо сделать или изменить было уже невозможно. Теперь работника заранее предупреждают о том, что работодатель заплатил за него определенную сумму и Пенсионный фонд готов выплатить ему соответствующий эквивалент в момент выхода на пенсию. Такую информацию отныне он будет получать ежегодно. Он получает возможность самостоятельно контролировать, как идет формирование его будущей пенсии. Получает по-прежнему зарплату в конверте? На счете - ноль, пенсия будет соответствующей. Работодатель недоплатил? Есть возможность принять меры.

    Мы даем человеку понять: его будущее в его руках. Собес кончился. Нужно действовать самому. Многих это раздражает. Мне даже высказывали совсем уж абсурдные вещи: "Извещение мне прислали для того, чтобы потом у меня все отнять".

    Да если бы я хотел обмануть, я ничего бы не сообщал! Тогда я был бы свободен от обязательств. Но про обязательства, зафиксированные таким образом, забыть невозможно. Это и напоминание самому гражданину, как он работает, как зарабатывает. И в то же время подтверждение обязательств перед ним государства.

    - Действительно, сейчас у многих в голове сплошной сумбур: выберу не ту компанию, еще и деньги украдут. Считаю, что нужна спокойная разъяснительная работа. Конкретно сказать: поступай вот так или этак - не ждите такого совета ни от кого.

    Но я готов высказать свою позицию в отношении готовности бизнеса распорядиться сейчас пенсионными средствами. Я считаю, что бизнес пока эти деньги принять не готов, потому что не знает, как их занять. Потому что бизнесу еще надо придумать, как заинтересовать население, чтобы ему эти деньги отдали.

    Во всем мире, когда бизнес привлекает сбережения клиентов, он становится прозрачным, нормально ведет баланс, не прячет прибыль, не уводит ее в офшоры, ведет открытую информационную политику.

    Мы сейчас "раздали" людям деньги и говорим: их нельзя потратить ни на водку, ни на колбасу. Это деньги на вашу старость. И уже дело бизнеса попытаться занять их у населения. А главное - убедить людей, что деньги не пропадут, будут сохранены и преумножены. И для этого объяснить, под какие проекты берутся эти средства, каковы дополнительные гарантии их сохранности.

    Такое "голосование" деньгами будет происходить каждый год. Поэтому подтверждать свой профессионализм и компетенцию бизнесу придется постоянно.

    - Из ваших слов можно сделать вывод, что спешить завтра же передавать свои накопления частнику не стоит. А если он предлагает привлекательную схему инвестирования, обещает высокий доход? В конце концов отбирая управляющие компании, Минфин ведь должен был как-то проследить за их "благонадежностью"?

    - Что греха таить, мы начинаем в обстановке всеобщего недоверия. Население не доверяет государству (пенсии низкие), но еще больше не доверяет бизнесу (украдут). Государство тоже не доверяет бизнесу (занимаются теневой экономикой). А бизнес не доверяет государству (с вашими законами и налогами работать невозможно. ). Но ведь это нужно как-то ломать! Как?

    Предложено решение: в первый год отчисления на накопления минимальные. Даже если допустить, что частник не справится, обанкротится, потери, по нашим расчетам, составят не более двух десятых процента будущей пенсии. Кто-то захочет попробовать, рискнуть - флаг ему в руки. Но потери в случае неудачи большой не будет.

    Иначе как население, абсолютно в массе своей неподготовленное в области финансов и фондового рынка, постепенно превратить в активного инвестора?!

    И еще один резон у такого подхода. Если бы сразу было решено на фондовый рынок направить большие денежные потоки, возникли бы существенные финансовые риски.

    Нет, осторожность и постепенность. Я за это.

    Переписка продолжается

    - Много вопросов по поводу суммы, поступившей на счет работника и указанной в пенсионном письме. Человек честно работал, зарплату получал не в конверте, но на счете - ноль. Что делать?

    - В недавней программе по пенсионной реформе был показан замечательный сюжет. Молодой человек с письмом, у него на счете 54 рубля накопилось. И он говорит: "Мне до пенсии далеко, я об этом буду думать потом".

    А я говорю: "Потом будет поздно. Думать нужно сейчас".

    Как же поступить, если сумма, указанная на вашем счете, вызывает у вас сомнения?

    Пенсионный фонд обязан проинформировать граждан о сумме страховых взносов, которые его работодатель (или работодатели) заплатили в фонд, в том числе выделить сумму взносов, предназначенных на финансирование накопительной части пенсии. Сейчас проводится именно эта рассылка.

    Но это не вся информация, которую мы пошлем гражданину. Следующий этап, который состоится в нынешнем же году, - это рассылка расшифровки поступивших в фонд взносов: кто из работодателей и сколько заплатил. Вот тогда уже станет ясно, в чем дело, и нужно будет либо утрясать вопрос с вашим работодателем, либо обращаться за помощью в ваше отделение Пенсионного фонда.

    Кроме того, дополнительную информацию получат граждане, не попавшие в число тех, для кого формируется накопительная часть. Это мужчины 1952 года и старше и женщины 1956 года и старше. Рассылка им начнется приблизительно 20 ноября. Планируем завершить ее в течение двух месяцев.

    Страховая часть пенсии этой возрастной категории (обратите внимание, речь о тех же 14 процентах, то есть о половине всех отчислений в Пенсионный фонд) будет индексироваться в соответствии с ростом заработной платы в стране. В прошлом году этот прирост составил 30,6 процента.

    Затем дойдет очередь до более молодых. Для них 12 процентов их поступлений на счет также будет индексироваться в соответствии с ростом зарплаты в стране, а два процента - исходя из инвестиционного дохода, обеспеченного в прошлом году государственной управляющей компанией - Внешэкономбанком.

    Этой группе мы сообщим, куда в соответствии с их распоряжением переведены их деньги с учетом инвестиционного дохода. Это будет третья рассылка, которую мы начнем уже после завершения гражданами выбора управляющих компаний. А он сдвинут до 31 декабря. То есть письма начнут приходить в следующем году.

    - Получат ли такое извещение из Пенсионного фонда "молчуны", то есть те, кто не отправит вам ответное письмо с распоряжением передать деньги частной управляющей компании?

    - Получат. Их мы также проинформируем о переводе средств в государственную управляющую компанию, сообщим сумму накоплений с учетом инвестдохода, а также, как и всем прочим, пришлем разбивку по работодателям.

    - А если допустить, что все работники откажутся передавать свои накопления бизнес-структурам, значит ли это, что реформа попросту сорвется? Ведь вы сами говорили, что "накопительный элемент" в рамках государства - это та же распределительная система, от которой нужно было уйти.

    - Инвестиционный потенциал пенсионной реформы для меня, откровенно говоря, не главное. Я считаю так: допустим, пролежат деньги еще год в фонде, в "кубышке", как это было до сих пор. Заплатим мы по ним 14-15 процентов годовых - какая трагедия? Деньги-то сохранены! Ничего страшного не произойдет, это просто означает, что накопительная модель пришла к людям раньше, чем была готова инфраструктура под нее да и они сами.

    Если так случится, то давайте всей страной готовиться к новому инвестиционному выбору на следующий год. Бизнес пусть развивает фондовый рынок, объясняет населению свои цели - работает, одним словом. А ждать, что я разверну рекламную кампанию, - наивно. Заставить меня выпихнуть деньги населения на рынок - этого вы от меня тоже не ждите. Не дам унавоживать рынок деньгами будущих пенсионеров!

    Но, думаю, наиболее подготовленная часть населения примет инвестиционные решения уже в этом году. В Москве, например, мы сразу же после объявления итогов конкурса по отбору управляющих компаний начали получать от граждан заявления о передаче их средств тем или иным компаниям. И сейчас таких заявлений уже около тысячи. После подписания договоров с УК этим заявлениям будет дан законный ход. Всего же, как мы прогнозируем, в 2003 году могут направить свои пенсионные накопления в частные руки до 3,5-4 миллионов человек.

    - А справедливо ли, когда средства на накопления из заработка человека изымаются в обязательном порядке, но выбор его тем не менее ограничен: либо государственная, либо частная управляющая компания из числа рекомендованных опять-таки государством. А если я хочу сама распорядиться этими средствами на все сто процентов?

    - Такая возможность не исключена. Каждый вправе сам формировать инвестиционный пакет: вот такие госбумаги, такие акции. Подобные средства остро нужны в регионах, губернаторам, под конкретные проекты. Например, нужно построить рынок, дорогу или новый вокзал. Куча проблем. Денег нет. Банки не дают. В Минфин бегаешь - безрезультатно. Почему губернатор вместе с местным бизнесом не может договориться и выпустить транш акций или облигаций под эти конкретные цели? Секьюритизировать их выпуск, дать дополнительные гарантии за счет регионального бюджета. Уверен, под такой реальный, на глазах реализуемый проект будущие пенсионеры захотят эти бумаги приобрести, они будут знать, во что вложили свои средства. Кстати, именно так проводилась реформа в Чили.

    Не исключено, что и мы попробуем провести некий эксперимент. Выпустим платиковую карточку с электронной цифровой подписью. И "молчунам" или тем, кто выбрал государственную управляющую компанию и имеет определенный уровень накоплений, разошлем эти карточки. И предложим, если гражданин захочет, авторизовать ее в одном из банков. Карточка даст возможность прямого доступа к средствам накопительной части пенсионного счета. Тогда управляющая компания станет человеку не нужна. Он сможет сам, без посредников, принять решение о том, куда инвестировать свои пенсионные средства.

    - Что же, это будет система инвестирования пенсионных денег, альтернативная той, что предусмотрена законодательством?

    - Ничего подобного. В Законе об инвестировании пенсионных накоплений написано: "право человека по выбору инвестиционного портфеля, управляющей компании". Так что вы можете выбрать управляющую компанию либо самостоятельно сформировать инвестиционный портфель, если не нуждаетесь в посреднике.

    Сегодня у Михаила Зурабова юбилей - 50 лет. "РГ" поздравляет юбиляра и желает исполнения всех его начинаний.

    Читайте также: