На пенсию по старому закону 1990 года

Назначение досрочных пенсий по возрасту по «старому» пенсионному законодательству

В нашей стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Приняты и введены в действие с 01.01.2002 г. новые законы: «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», введен новый порядок исчисления и подсчета трудового стажа для назначения пенсий, расчета размера пенсии.

Но некоторые граждане просят при назначении пенсии применить нормы ранее действовавшего законодательства, например, включить в их стаж период учебы в различных учебных заведениях. При определении права на досрочную пенсию за работу во вредных производствах, «горячих» цехах, просят засчитать в этот спецстаж период службы в армии, освобожденную выборную профсоюзную работу, выборную и ответственную работу в партийных и комсомольских органах и др.
Как в настоящее время решаются эти вопросы, имеются ли изменения в пенсионном законодательстве?

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило по согласованию с Пенсионным фондом РФ разъяснение № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (опубликовано в Российской газете 19.12.3003 г., вступило в действие с 30.12.2003 г.).

Этим разъяснением определено, что при подсчете страхового стажа в целях определения права на пенсию (в том числе досрочно назначаемую за особые условия труда) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). При этом могут применяться те правила подсчета соответствующего стажа, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, в том числе и льготный порядок исчисления стажа.

Далее в этом разъяснении указано, что вышеприведенный порядок подсчета стажа применятся только в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно-правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и /или/ специальный трудовой стаж, дававший ему право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Так до 01.01.2002 г. иным был порядок исчисления, как общего, так и специального (льготного) стажа работы. Например, по пенсионному законодательству, действовавшему до 01.01.1992 г. (до даты отмены Закона СССР «О государственных пенсиях» от 1956 г.), при назначении пенсии по старости на льготных условиях за работу в производствах и профессиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, время службы в армии, в органах МВД, КГБ и др. приравнивалось по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, непосредственно следующей за периодом службы в армии.

Пример. Трудовой стаж гражданина Павлова – 1954 года рождения состоит из периодов работы с 1975 года по настоящее время. Кроме того, он с 1969 по 1971 годы учился в профтехучилище. С 1971 по 1974 годы (3 года)- служил в армии, а после службы работал 7 лет кузнецом ручной ковки (работа предусмотрена Списком № 1).

По ныне действующему пенсионному законодательству за 7-летний льготный стаж по Списку № 1 ему может быть назначена пенсия в 2007 году в возрасте 53 года (1 год работы в профессиях, предусмотренных Списком
№ 1, снижает возраст на 1 год).

Но следует проверить, можно ли применить в данном случае нормы «старого» закона, действовавшего до 01.01.92 г. При этом нужно уточнить имел ли заявитель на 01.01.92 г. требуемый для назначения пенсии в возрасте 50 лет льготный стаж работы по Списку № 1 – 10 лет.
При подсчете его льготного стажа помимо 7 лет работы по Списку № 1 будет включен и период службы в армии (3 года), за которым непосредственно следовала работа в качестве кузнеца. Таким образом, на 01.01.92 г. Павлов будет иметь необходимой продолжительности льготный стаж, поэтому ему может быть назначена досрочная пенсия в возрасте 50 лет, т.е. в 2004 году.

При соблюдении условий, приведенных в «старом» законодательстве, может рассматриваться вопрос о возможности включения в льготный стаж времени работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, на выборных должностях в профсоюзных органах, в советских учреждениях. Приравнивался к льготному стажу работы период обучения в училищах профтехобразования, других училищах, школах, курсах подготовки и переподготовки кадров – если за учебой непосредственно следовала льготная работа по Списку № 1 и № 2. В соответствии с вышеуказанным разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4 при назначении досрочных пенсий такой порядок зачета в льготный стаж иных видов общественно полезной деятельности может быть сохранен, если на 01.01.1992 года (дата отмены законодательства, по которому предоставлялась такая льгота) обратившийся за пенсией имел не только необходимый льготный стаж, но и полный требуемый общий трудовой стаж.

Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации, изучив правовые основы положений 27 и 31 статей Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» изложил свою конституционно- правовую позицию по данному вопросу, суть которой означает, что в тех случаях, когда граждане в период ранее действовавшего законодательства, в том числе законодательства Союза ССР, выработали специальный трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии в связи с особыми условиями труда (пенсии на льготных условиях), хотя и не имели к этому моменту необходимого общего трудового стажа, за ними сохраняется право на досрочное назначение пенсии, а недостающий стаж они могут доработать в период действия нового законодательства.

В данном случае определяющим условием для приобретения права на пенсию на льготных условиях является наличие у застрахованного лица специального трудового стажа на момент отмены ранее действовавшего соответствующего закона или иного нормативного правового акта.

Кроме того, ранее действовавший до 01.01.2002 года Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (статья 94) предусматривал льготный порядок исчисления специального стажа, предусмотренного Списками № 1 и № 2. Например, если такая работа протекала в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, то она засчитывалась в спецстаж в полуторном размере (по действующему в настоящее время пенсионному законодательству указанные периоды работы исчисляются в календарном порядке).

Сохраняется ли эта льгота в настоящее время? Да, если с учетом ее применения, ко дню отмены предшествующего законодательства, граждане выработали необходимый по тому законодательству для назначения досрочной пенсии льготный стаж.

Например, мужчина в возрасте 55 лет обратился в 2004 году за назначением досрочной пенсии по старости, имеет 34 года общего (страхового) стажа работы, в том числе 9 лет (с 1990 года по 1999год) работал в качестве электросварщика ручной сварки на предприятии в районах Крайнего Севера (работа предусмотрена Списком № 2).

По ныне действующему законодательству ему может быть назначена пенсия в возрасте 57 лет (каждые 2 года 6 мес. работы по Списку № 2 дают право на снижение пенсионного возраста на 1 год). Если же проверить возможность назначения ему досрочной пенсии с учетом положений, изложенных в разъяснении Минтруда РФ от 17.12.2003 года № 4 и в постановлениях Конституционного Суда РФ, принятых по ряду вопросов в 2003 – 2004 годах, то досрочную пенсию ему можно назначить уже в 2004 году, так как с учетом льготного исчисления стажа для работавших в районах Крайнего Севера (один год за полтора года) продолжительность его спецстажа работы по Списку № 2 составит на 01.01.2002 года (на день отмены действия Закона РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» - 13 лет 6 мес., что достаточно для назначения досрочной пенсии в возрасте 55 лет.

По ранее действовавшему законодательству засчитывался в льготный стаж период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, если такой отпуск имел место быть до 06.10.92 года. При определении права на досрочную пенсию в настоящее время этот период отпуска также засчитывается в специальный стаж работы.

После определения права на досрочную пенсию по старости с учетом норм ранее действовавшего законодательства, обратившемуся за пенсией будет произведен расчет размера пенсии с учетом порядка конвертации (оценки) пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. по одному из 3-х вариантов:

1 вариант:
По нормам действовавшего до 01.01.2002 года Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с применением статей 16-18, 89-92, 94, 95 этого закона).
Это означает, что:
- в общий трудовой стаж будут включаться все нестраховые периоды (время обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, в различных училищах, школах, на курсах по подготовке кадров и др.).

- будет применяться льготное исчисление как общего, так и специального стажа работы (например, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет засчитываться стаж в полуторном размере; льготная работа на предприятиях сезонных отраслей промышленности (по утвержденному перечню) в течение полного сезона будет включаться в спецстаж за год работы и др.).

- требуемым общим стажем для назначения пенсии по Списку № 1 для мужчин будет – 20 лет, для женщин – 15 лет.

- но и размер пенсии будет определен с учетом норм этого Закона, в частности расчетный размер пенсии будет ограничен тем максимальным размером пенсии, который был установлен на 31.12. 2001 года (для пенсий, назначенных по Списку № 1 – не более 3,5 минимальных размеров пенсии по старости, для пенсий по Списку № 2 – не более 3 – х минимальных пенсий по старости). Затем определяется пенсионный капитал; страховая часть пенсии, к которой прибавляется базовая часть пенсии и определяется размер пенсии к выплате.


11 вариант: - с учетом норм Федерального Закона от 21.07.97 года № 113-ФЗ (исчисление размера пенсии с учетом ИКП /индивидуального коэффициента пенсионера/):
- при исчислении стажевого коэффициента требуемым общим стажем для оформляющихся на пенсию по Списку № 1 будет: для мужчин – 20 лет, для женщин – 15 лет.
Для расчета размера пенсии будет учитываться соотношение заработка гражданина к среднему по России (за один и тот же период по вариантам его учета определенным законодательством), но в размере не более, чем 1,2.
В общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав будут учтены только страховые периоды (не будет учитываться учеба, период ухода родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет /но не более 3-х лет в общей сложности/ и др.).

111 вариант: - по нормам ныне действующего Закона РФ от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
При этом, стажевый коэффициент при расчете пенсии определяется для всех получателей пенсии (в т.ч. и по Списку № 1) от общего трудового стажа: для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке по правилам п.4 статьи 30 данного закона, в него включаются только страховые периоды.

Краткое содержание:


В своей статье «35 лет стажа. Считаем пенсию…», я уже писала, что изучение древнекитайского — легкое и приятное занятие по сравнению с попытками разобраться, по каким принципам происходит начисление пенсий в ПФР.

Масса реформ за последние четверть века превратили пенсионное законодательство в дорогу, усеянную туманами и капканами: трудовые и страховые стажи, подвижные баллы и премии, дичайшие методы определения стажа до 2002 года, уравнения, которые повергли бы в ужас Гаусса и Лапласа, замороженные и отмороженные накопительные системы — все это приводит к тому, что суды завалены исками пенсионеров к Пенсионному фонду.

Исками, замечу, по большей части бесполезными, потому что из 100 пенсионеров только 10 могут правильно обосновать свои претензии к ПФ, который сам привык устанавливать правила игры и законы местной математики. И если он решил расплачиваться с пенсионерами рваными калошами, то очень сложно убедить его этого не делать…

Вы можете быть прекрасным специалистом на работе и профессионалом в своём деле, но легко спасовать перед самым мелким чиновником-клерком, и оказаться перед ним совершенно беспомощным в вопросах собственной пенсии.

Дело в том, что любой из них обладает навыками, как превращать уважаемого гражданина в бедного ошеломленного посетителя, которым можно помыкать.

Но, даже сталкиваясь с подобным отношением, опускать руки, подарив ПФ часть своей пенсии, не следует! Что же делать?

Во-первых, нужно чётко уяснить для себя:

«Никто в ПФ не будет заниматься ВАШЕЙ пенсией вместо вас!»

Нужно самому во всем разобраться. И это никогда не поздно сделать.

Стоит 7 раз проверить, прежде чем один раз поставить точку в своём пенсионном деле. Иначе можно потерять свой пенсионный капитал, а это слишком большие и нужные деньги, чтобы можно было просто так махнуть на них рукой!

Самым сложным для начисления, и понимания сути этого начисления, является «советский» стаж.

А поскольку большая часть стажа сейчас у всех пенсионеров приходится на советский период времени, то именно часть пенсии за работу до 2002 года принципиально влияет на ее итоговый размер и очень волнует наших пенсионеров.

Так, недавно, очень активное обсуждение вызвала статья «Пенсионерам недоплачивают за советский стаж по 5 000 рублей в месяц?». И это вполне может быть.

Пенсия за «советские» годы стажа рассчитывается по нескольким вариантам, самый выгодный из которых основывается на продолжительности общего трудового стажа и коэффициенте по зарплате.

Соответственно, увеличение стажа, выработанного до 2002 года, дает право на перерасчет пенсии в сторону ее повышения.

Вообще, расчет надбавки за советский стаж производится Пенсионным Фондом в беззаявительном виде. То есть – автоматически. То есть, пенсионер может получать эту надбавку и даже не знать об этом.

Но, если присутствует уверенность, что в начисления пенсии вкралась ошибка – следует проверить, запросив у ПФ полноценную «пенсионную выписку» (формы СЗВ-6)…

Но, сначала, давайте рассмотрим самые «ценные» категории стажа, которые могут увеличить пенсию.

1. Общий трудовой стаж до 2002 года.

Вся пенсия сейчас рассчитывается очень сложно: по трем разным формулам – за периоды стажа до 1 января 2002 г., с 1 января 2002 г. по 1 января 2015 г. и с 1 января 2015 г. по настоящее время.

В первой формуле (до 2002 года) для расчета пенсии используется такое значение, как «стажевый коэффициент».

Он определяется исходя из полного количества лет, выработанных гражданином по состоянию на 31 декабря 2001 года (эта дата – последний день действия «старого» пенсионного закона, утвердившего ту самую формулу).

Далее, начиная с 2002 года, пенсия стала рассчитываться в зависимости от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете гражданина, и значение стажа в связи с этим заметно девальвировалось.

Поэтому для размера пенсии сейчас особо ценен стаж, выработанный до 2002 года, т.к. по нему рассчитывается стажевый коэффициент. Определяется он следующим образом:

-при наличии стажа до 2002 года у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет, коэффициент принимается равным 0,55,

-если стажа набирается меньше, коэффициент снижается пропорционально соотношению требуемого и фактически имеющегося стажа; если у женщины стаж до 2002 года 18 лет, например, то стажевый коэффициент будет 0,55 \ 20 х 18 = 0,50, что значительно уменьшит пенсию.

-если стажа набирается больше, то за каждый полный год сверх требуемой продолжительности коэффициент повышается на 0,01. Но максимум, до которого можно таким образом повысить стажевый коэффициент, составляет 0,75.

При этом в общий трудовой стаж не включаются периоды учебы, и все периоды стажа учитываются только в календарном исчислении.

2. Льготный стаж до 2002 года.

Это особый стаж, который позволяет выйти на пенсию по старости досрочно.

Но помимо досрочного выхода на пенсию, льготный стаж также позволяет повысить ее размер. Это снова касается стажа, выработанного до 2002 года: при расчете стажевого коэффициента можно применять не только общий трудовой стаж, но и льготный.

Правила расчета стажевого коэффициента будут те же, только коэффициент 0,55 предоставляется за ту продолжительность льготного стажа, которая необходима для выхода на пенсию.

Например: женщина выработала до 2002 года общий трудовой стаж 18 лет, из них – 14 лет по Списку №2.

По общему трудовому стажу ее стажевый коэффициент будет равен 0,50 (0,55 х (18/20)).

А по льготному стажу (при требуемых 10-ти годах стажа для пенсии по Списку №2) у нее стажа получается больше на 4 года (нужно 10 лет, а у нее – 14).

Следовательно, ее стажевый коэффициент увеличится на 4% и составит: 0,59 (0,55 + 0,04), что намного выгоднее.

3. Советский стаж до 1990 года.

Этот стаж позволяет получить дополнительную прибавку к пенсии за счет валоризации, которую мы называем - «прибавка за советский стаж».

Суть ее заключается в том, что каждый пенсионер получает 10% от расчетного пенсионного капитала (он определяется по состоянию на 2002 год), а сверх того – по 1% за каждый год стажа до 1 января 1990 года.

Валоризация пенсионных выплат произошла впервые 1 января 2010 г. Она затронула всех россиян – получателей пенсионного обеспечения, которые имели рабочий стаж до 2002 г. Доплата к пенсии была оформлена автоматически с учетом информации в выплатном деле.

Как рассчитывается пенсионный капитал

Прежде всего, о пенсионном капитале идет речь в статье 30 ФЗ № 173. Этот закон предполагает определенную формулу для расчета пенсионного капитала. Как она выглядит? Из чего складывается?

• Коэффициент заработной платы;

• Коэффициент за стаж;

а) коэффициент среднемесячной зарплаты, который является производным от соотношения среднемесячной зарплаты гражданина со среднемесячной зарплатой в стране.

Максимальный коэффициент соотношения – 1,2 (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним – от 1,3 до 1,9).

Допустим, среднемесячная зарплата в стране с 1982 по 1987 годы (60 месяцев, которые вы выбрали) составляла 200 рублей, а ваша среднемесячная зарплата была 240 рублей, то есть, на 20% выше. Прекрасно, это даёт вам максимальный коэффициент 1,2. Но если ваша зарплата была 300 или 500 рублей, всё равно вы получите коэффициент 1,2.

Если ваша средняя зарплата была 200 рублей и, тем самым, соответствовала среднемесячной зарплате в стране, вам положен коэффициент – 1.

Если вы получали 120 рублей (на 40% меньше среднемесячной зарплаты по стране), то ваш зарплатный коэффициент составит 0,6 и, даже если вы выработали 37 лет стажа, ваша пенсия будет меньше, чем у вашей подруги, которая проработала столько же, но зарплатный коэффициент у нее был выше. Все расчёты – очень индивидуальны.

К сожалению, автор материала не указан, но судя по глубине – это фрагмент научно-исследовательской работы толкового сотрудника Пенсионного фонда РФ или опытного юриста-практика в вопросах пенсионного права.

б) стажевый коэффициент. Мы об этом уже говорили. При оценке пенсионных прав также используется стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин – не менее 20 лет, стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый дополнительный год, но не более чем на 0,2.

Обратите внимание, что законом ограничено максимальное значение стажевого коэффициента. Независимо от пола, стажа и характера деятельности оно не может превышать 0,75.

в) расчётный размер трудовой пенсии. Это ещё один параметр, необходимый для определения пенсионного капитала до 2002 года.

Для граждан со стажевым коэффициентом свыше 0,55 расчётный размер трудовой пенсии вычисляется как произведение стажевого коэффициента, умноженного на зарплатный коэффициент и умноженного на 1671 рубль (установленная законом для таких расчётов среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 года).

Важно: если (стаж. Коэфф. Х зарплат. Коэфф. Х 1 671) меньше 660, при подсчете используется значение 210 рублей.

Затем от полученной суммы, если она больше 660 руб., отнимается 450 рублей (базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002 года).

Рассчитав размер трудовой пенсии, умножаем ее на 228 месяцев (срок дожития) и получается величина расчётного пенсионного капитала, сформированная на 1 января 2002 года.

ПРИМЕР

Маша подала заявление на пенсию в 2015 году при стаже 35 лет.

Это означает, что трудовой стаж во время советского периода у нее составил 10 лет. До 2002 года она проработала еще 10 лет.

А) Считаем зарплатный коэффициент

Доход у Маши составлял 320 рублей в месяц. А размер средней зарплаты в стране был на уровне 230,1 рубля. Таким образом, соотношение зарплат соответствует показателю 1,39. Однако к учету берется 1,2 (по закону).

Б) Дальше вычисляем коэффициент стажа. Его показатель должен находится в пределах от 0,55 до 0,75. У Маши он равен: 0,55 + 0,01 х (35-20) = 0,70

В)Размер пенсии рассчитываем по формуле: (коэффициент стажа * соотношение заработков) * 1671 = (0,70*1,2)*1671=1223,17

Поскольку итоговая сумма больше, чем 660, то от итоговой суммы надлежит отнять 450 рублей. Таким образом, (1223,17 – 450) получается показатель суммы расчетной пенсии в 773,17.

Г) Считаем пенсионный капитал: размер пенсии умножаем на срок дожития 228 мес. И получаем

773,17 х 228 = 176 282,76 – это и есть пенсионный капитал до 2002 года.

Именно этот, рассчитанный пенсионный капитал затем увеличивается путём индексации на 10% (валоризация – разовое увеличение), и ещё на 1% за каждый год стажа до 1991 года, что прибавит Маше еще 20 процентов и составит 211 539,31.

При этом стаж для валоризации принимается тот, который использовался при расчете стажевого коэффициента (т.е. либо общий, либо льготный).

4. «Северный стаж».

К нему относится стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Соответствующее распределение территорий производится на основании правительственных распоряжений.

«Северный стаж» позволяет, во-первых, добиться повышения стажевого коэффициента, а, во-вторых, «северный стаж» дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 50%, если работа на Крайнем Севере продолжалась 15 лет, и на 30% – если стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, составил 20 лет.

5. «Нестраховые периоды».

В ряде случаев, когда у гражданина не подтверждается высокая зарплата для пенсии, есть смысл заменить период ухода за ребенком, службы в армии и другие «нестраховые периоды» на пенсионные баллы.

Когда пенсия назначалась по старому законодательству (до 2015 года), «нестраховые периоды» учитывались в пенсии следующим образом:
-если они имели место до 31 декабря 2001 года, то включались в стаж и, соответственно, принимались к расчету в общем составе трудового стажа (коэффициент за стаж при расчете пенсии учитывался 0,55 за 20 лет стажа женщинам, 25 – мужчинам, а сверх того – по 0,01 коэффициента за каждый год дополнительного стажа, но не более 0,20 суммарно),
-если они имели место после 1 января 2002 года, то включались в пенсионный капитал гражданина в виде фиксированной компенсации (рассчитывалась исходя из утвержденной правительством стоимости страхового года, в котором назначалась пенсия).

С 1 января 2015 года, когда вступил в силу новый пенсионный закон, «нестраховые периоды» стали оцениваться в определенном количестве пенсионных баллов. Поэтому появилась возможность пересчитать свои учтенные уже по старому закону «нестраховые периоды» по этим новым правилам.

Для некоторых категорий пенсионеров это является выгодным и позволяет повысить размер получаемой пенсии.

Мужчина получает страховую пенсию по старости.

По состоянию на 2018 год размер пенсии составляет 12 000 рублей.

Пенсия рассчитана с учетом следующих показателей: 47 лет стажа (с учетом льготного исчисления) до 2002 года (стажевый коэффициент 0,75), коэффициент соотношения заработков – 1,0.

В период с 1952 г. по 1954 г. мужчина служил в армии («нестраховой» период).

Если он сделает перерасчет с учетом армии как «нестрахового периода», то из стажа (47 лет) у него эти два года вычтут, но к пенсии прибавят 3,6 балла, а по состоянию на 2018 год – это 293,36 рублей.

При этом снижение стажа у него не повлечет уменьшение пенсии, т.к. стажа у него остается в итоге 45 лет, а это также дает право на максимальный стажевый коэффициент 0,75.

Такая же ситуация с женщинами, которые могут сейчас сделать перерасчет пенсии с учетом периодов ухода за детьми до 1,5 лет.

Но перерасчет пенсии с учетом «нестраховых периодов» может быть выгоден не всем, поскольку, заменяя их пенсионными баллами, их вычитают из стажа, что может выразиться в снижении размера пенсии.

Поэтому в каждом отдельном случае нужно рассчитывать пенсию по двум вариантам – с учетом «нестраховых периодов» в составе стажа и с учетом их замены на пенсионные баллы – и выбирать самый выгодный.

Напоминаю, если возникли сомнения в правильности учета советского стажа и размера пенсии, следует заказать в ПФ полноценную «пенсионную выписку» (формы СЗВ-6) и хорошо проверить все начисления.

Пенсионная Выписка – это отправная точка всего вашего пенсионного дела. Без неё у вас не получится ни проверить, ни увеличить себе пенсию. Затем – проверка расчетов, подбор недостающих документов и – вперед, с претензией к ПФ.

Не буду говорить, что это легко и быстро, это – время и нервы! А все почему?

Потому что большинство из нас за свою долгую жизнь так и не научились играть в игру под названием бюрократия…А зря!

Иногда, в наше время, чтобы чего-то добиться, нужно иметь «маленького бюрократа внутри себя» и на короткое время включать его для пользы дела. Главное не забыть его потом выключить, чтобы характер себе не испортить.

Знайте о своих правах и при любых сомнениях требуйте полного расчета от Пенсионного Фонда.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: