Семьи из пенсионеров и или инвалидов и находящихся на их

Разумеется, в первую очередь пенсия зависит от того, сколько стажа выработал гражданин за все годы своей трудовой деятельности, и какой официальный заработок при этом он получал.

Но, кроме этого, в пенсионном законодательстве есть нюансы, которые позволяют получить дополнительную надбавку к пенсии в зависимости от того, какой состав семьи у пенсионера.

Предлагаю рассмотреть все возможные случаи, когда пенсионер приобретает право на доплату к пенсии благодаря определенному статусу членов своей семьи:

1) Надбавка за нетрудоспособных родственников.

Ко всем страховым пенсиям по старости и в связи с инвалидностью устанавливается т.н. фиксированная выплата, которую государство гарантирует всем пенсионерам за свой счет.

Базовая ее величина с учетом последней индексации составляет 4 982 рубля 90 копеек – в зависимости от отдельных факторов она меняется в сторону уменьшения или увеличения.

Если у пенсионера имеются члены семьи, которые нетрудоспособны и нуждаются в его содержании, очевидно, что необходимые затраты у него возрастают по сравнению с теми, у кого нет иждивенцев.

В связи с этим закон повышает размер фиксированной выплаты таким пенсионерам – на 1/3 от указанной базовой величины на каждого нетрудоспособного члена семьи (но не более, чем на 100% суммарно).

В числе иждивенцев учитываются следующие родственники:

- дети пенсионера, которым не исполнилось еще 18 лет или дети в возрасте от 18 до 23 лет, если они обучаются по очной форме в образовательном учреждении,

- дети пенсионера – независимо от возраста, если они являются инвалидами,

- братья и сестры, а также внуки пенсионера, которые находятся в тех же возрастных рамках, и при этом у них нет своих родителей или же есть, но они нетрудоспособны (инвалиды или пенсионеры по старости),

- супруг или родитель пенсионера, который признан инвалидом или достиг общего пенсионного возраста,

- дедушка или бабушка пенсионера – нетрудоспособные, при условии, что у них нет трудоспособных родственников, которые обязаны в силу закона предоставлять им содержание.

При этом в отношении всех указанных родственников (за исключением несовершеннолетних детей) требуется подтвердить то, что они находятся на иждивении пенсионера (т.е. постоянно получают от него средства на содержание) – только при таком условии предоставляется надбавка.

2) Доплата за детей.

Закон позволяет сделать перерасчет пенсии с учетом замены периодов отпуска по уходу за ребенком на пенсионные баллы (об этом подробно я писала здесь ).

3) Доплата за ухаживающего родственника.

За осуществление ухода за нетрудоспособными пенсионерами (инвалидами 1 группы, престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, или теми, кто по медицинскому заключению признан нуждающимся в постороннем уходе) предусмотрена компенсационная выплата.

Выплачивается она вместе с пенсией и размер ее пока составляет 1200 рублей. Круг лиц, которые могут осуществлять уход, не ограничивается исключительно родственниками, но в большинстве случаев, конечно же, выплата оформляется на них.

Главное условие: они должны быть трудоспособны и не получать другие доходы (зарплату, пенсию, пособия).

4) Доплата за умершего супруга.

Пенсионер может вовсе изменить вид своей пенсии, перейдя на пенсию по случаю потери кормильца, – в том случае, если пенсия умершего супруга была больше.

Вдовы погибших участников или умерших инвалидов Великой Отечественной войны, а также участников войн с Финляндией, с Японией получают к пенсии дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в сумме 500 рублей.

Вдовы призывников, погибших при прохождении воинской службы, а также лиц, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на две пенсии (одну – по старости или по инвалидности, вторую – по случаю потери кормильца).

Право на получение дополнительных выплат реализуется путем подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ.


Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Основания программы

Программа «Социальная защита населения Московской области» принята с целью обеспечения социального развития региона на основе устойчивого роста уровня и качества жизни населения, нуждающегося в социальной поддержке, демографического потенциала страны. Сроки реализации – 2014–2018 годы.

Регламентирующие документы

Результаты и текущая деятельность


Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

2014 год

Подпрограмма I «Социальная поддержка граждан»

  • Компенсацию стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получали 902 112 человек.
  • Компенсацию абонентской платы за телефон ветеранам труда и ветеранам военной службы получали 391 525 чел.
  • Ежемесячную денежную выплату получали – 16 266 чел., награжденные знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».
  • Компенсацию стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг лицам, работающим и имеющим место жительства в сельских и городских населенных пунктах, получали – 190 182 чел.
  • Региональную социальную доплату к пенсии получали – 99 418 чел.
  • Единовременную денежную выплату в связи со 100-летним юбилеем получили 180 чел.
  • Материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, получили – 41 393 чел.
  • Единовременную материальную помощь на погребение получили – 2 003 чел.
  • Региональный материнский (семейный) капитал получили – 2 035 чел.

Подпрограмма II «Доступная среда»

  • Актуализированы «Паспорта доступности объекта социальной сферы».
  • Проведены ремонтные работы по созданию безбарьерной среды в 11 учреждениях социального обслуживания.
  • В 17 профессиональных образовательных организациях произведена закупка и установка специализированного оборудования, способствующего повышению доступности.
  • 26 центров занятости оснащены системами оповещения и кнопками вызова персонала, визуальными средствами информации, в 21 центре занятости выполнены работы по созданию безбарьерной среды для инвалидов.
  • Приобретено 37 низкопольных автобусов.
  • Организовано и проведено 14 областных спортивных мероприятий для инвалидов с участием 1500 чел.

Подпрограмма III «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области»

  • Проведены работы по восстановлению шести загородных оздоровительных лагерей, предоставлены субсидии шести муниципальным образованиям (Егорьевский, Щелковский, Шатурский, Зарайский муниципальные районы, городские округа Коломна, Жуковский) на перевод на круглогодичный режим работы и на ремонтные работы девяти оздоровительных учреждений.
  • В 2014 году различными формами отдыха было охвачено 296 340 детей, что составляет 54,73% от общей численности детей школьного возраста (от семи до 15 лет), в том числе 57 290 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 57,2% от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Подпрограмма IV«Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства»

  • Психологическая и юридическая помощь оказана 173 гражданам, из них 76 лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и 97 лицам без определенного места жительства.
  • Меры по ресоциализации предоставлены 135 осужденным лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Подпрограмма V «Обеспечивающая программа»

  • Общий плановый объем финансирования – 57,69 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 43,6 млрд руб.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 42,5 млрд руб. (97,7% от объема финансирования, предусмотренного за счет средств бюджета Московской области).
  • Фактически выполнены мероприятия за счет средств бюджета Московской области на сумму 42,46 млрд руб. (44,6%).

Социальная политика стала адресной. Московская область в числе первых взяла этот принцип на вооружение, мы кардинально пересмотрели механизмы предоставления соцпомощи. Ориентир смещен в сторону именно тех граждан, кто нуждается в поддержке в первую очередь. И все средства, сэкономленные с помощью оптимизации расходов бюджета, также распределяются в рамках такого адресного – по сути, персонального – подхода.

Игорь Брынцалов, председатель Московской областной думы


Источник: Фотобанк Московской области

2015 год

Подпрограмма I «Социальная поддержка граждан»

Подпрограмма II «Доступная среда»

  • Мероприятия по организации доступной среды на приоритетных объектах реализовывались в 130 школах, 160 объектах культуры, 11 профессиональных образовательных организациях, девяти учреждениях здравоохранения, двух учреждениях ЗАГС, закуплено 27 низкопольных автобусов большой вместимости.
  • В 26 учреждениях реализуются программы по раннему сопровождению в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.
  • В 41 учреждении реализуются технологии, направленные на профилактику детской инвалидности.
  • За отчетный период обслужено 10 260 детей, оказаны услуги 4 107 семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
  • В работе семейных клубов родителей, воспитывающих детей-инвалидов, за отчетный период приняло участие 1 901 семей, в том числе 1 186 семей с детьми-инвалидами.

Подпрограмма III «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области»

  • Закуплено 6 803 путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе 5 348 путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 1 455 – для детей-инвалидов.
  • Произведена выплата компенсации стоимости 2 969 путевок для детей из многодетных семей, детей-инвалидов и сопровождающего их лица, иных категорий лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 12 323 путевок для детей, отдыхавшим за счет организаций и индивидуальных предпринимателей.

Подпрограмма IV«Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства»

  • Социальную адаптацию на базе государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Московской области получили 178 человек из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства.
  • 566 гражданам из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, находящимся в трудной жизненной ситуации, по заявлению об оказании материальной помощи предоставлена материальная помощь.

Подпрограмма V «Обеспечивающая программа»

  • Общий плановый объем финансирования – 56,5 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 45,67 млрд рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 45,14 млрд рублей (98,9 %).

Подпрограмма VI «Развитие института семьи и повышение рождаемости»

  • Прошли обучение 740 специалистов отделений участковой социальной службы по вопросам выявления семей, находящихся на стадии раннего семейного неблагополучия.
  • Проведено 590 мероприятий, пропагандирующих повышение статуса семьи в обществе, семейных ценностей, укрепление семейных традиций.
  • Организованы и проведены 1 750 спортивных мероприятий в образовательных, спортивных организациях и учреждениях социального обслуживания семьи и детей.
  • В 51 учреждении социального обслуживания организована система консультирования по вопросам культуры семейных отношений и воспитания детей.


Источник: Фотобанк Московской области, Виктор Анашкин

2016 год

Подпрограмма I «Социальная поддержка граждан»

Проведена акция, посвященная празднованию Дня защитника Отечества, с вручением подарков военнослужащим, получившим ранения, травмы и контузии при исполнении обязанностей военной службы, проходящим лечение в военных госпиталях, расположенных на территории Московской области; областное мероприятие, посвященное Дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

Развитие негосударственного сектора социального обслуживания:

Министерством социального развития Московской области осуществляется закупка социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания для 130 граждан, страдающих психическими заболеваниями, у негосударственной организации;

обеспеченно оказание социальных услуг для 1 875 граждан в форме социального обслуживания на дому негосударственной организацией – ООО «Центр социального обслуживания».

Подпрограмма II «Доступная среда»

Подпрограмма III «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области»

Подпрограмма IV«Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства»

Социальную адаптацию на базе государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Московской области получили 178 человек из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства.

566 гражданам из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, находящимся в трудной жизненной ситуации, по заявлению об оказании материальной помощи предоставлена материальная помощь.

Подпрограмма V«Обеспечивающая программа»

Общий плановый объем финансирования – 61 016,2 млн рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 49 517,9 млн рублей.

Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 48 192,3 млн рублей (97,3 %).

Подпрограмма VI«Развитие института семьи и повышение рождаемости»


Источник: Фотобанк Московской области, Ольга Кавун

2017 год

Подпрограмма I «Социальная поддержка граждан»

По оперативным данным, полученным от Министерства социального развития Московской области, в отчетном периоде социальную поддержку получили более 2 миллионов жителей Московской области, в т.ч.:

  • компенсацию стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получили 863 667 человек;
  • ежемесячную денежную выплату ветеранам труда и военной службы получили 668 309 человека;
  • компенсацию абонентской платы за телефон ветеранам труда и ветеранам военной службы получили 367 534 человек;
  • компенсацию стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг лицам, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, получили 183 238 человек;
  • субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 229 698 человек (162 881 семья);
  • региональную социальную доплату к пенсии получили 149 481 человек;
  • экстренную социальную помощь получили более 40 тыс. человек;
  • государственную социальную помощь получили более 85 тыс. человек;
  • ежемесячную денежную выплату одиноко проживающим пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше и имеющим доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, а также пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше, проживающим в семье, состоящей из пенсионеров и имеющим среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, получили 56 560 человек.
  • В рамках развития негосударственного сектора социального обслуживания Министерством социального развития Московской области осуществлена закупка социальных услуг, по итогам которой оказаны социальные услуги в форме социального обслуживания на дому более 26,5 тыс. гражданам, в негосударственных психоневрологических интернатах – более 580 гражданам.

Учреждениями социального обслуживания Московской области оказаны социальные услуги:

  • в психоневрологических интернатах – 5 000 гражданам;
  • в домах-интернатах общего типа – 2 000 гражданам;
  • в детских домах-интернатах – более 1 100 гражданам.

В комплексных центрах социального обслуживания Московской области оказаны социальные услуги гражданам, в том числе:

Подпрограмма II «Доступная среда»

Подпрограмма III «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области»

Подпрограмма IV «Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства»

Социальную адаптацию на базе государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Московской области получили 80 человек из числа лиц без определенного места жительства;

3 человека из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Подпрограмма V «Обеспечивающая программа»

Общий плановый объем финансирования – 64 767,9 млн рублей, в том числе за счет бюджета Московской области (с учетом средств Дорожного фонда Московской области) –53 285,7 млн рублей.

Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области (с учетом средств Дорожного фонда Московской области) – 51 421,9 млн рублей (96,5 %).

Количество учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству социального развития Московской области, в которых проведен комплексный капитальный ремонт или капитальный ремонт отдельных конструкций объектов, составило 56 ед.

Подпрограмма VI «Развитие института семьи и повышение рождаемости»


Источник: Фотобанк Московской области, Игорь Немучинский

2018 год

Подпрограмма I «Социальная поддержка граждан»

По итогам2018 года социальную поддержку получили:

Подпрограмма II «Доступная среда»

Подпрограмма III «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области»

  • В Московской области проживает 628 005 детей в возрасте от 7 до 15 лет (включительно), в 2018 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 429 664 ребенка Московской области в возрасте от 7 до 15 лет (включительно);
  • ремонт проходит в 5 детских оздоровительных лагерях, находящихся в собственности муниципального образования Московской области;
  • из общей численности детей в Московской области проживает 79 122 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет (включительно), находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2018 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 56 962 ребенка Московской области в возрасте от 7 до 15 лет (включительно), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Подпрограмма IV «Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства»

Подпрограмма V «Обеспечивающая программа»


Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Солнечногорск


Источник: Министерство культуры Московской области

Получателями экстренной социальной помощи являются:

- одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию;
- лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощи до 10000 рублей;
- семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощь до 7000 рублей на каждого члена семьи;
- гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства: размер помощи до 50 000 рублей;
- семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства (размер помощи до 30 000 рублей на каждого члена семьи;
- гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию;
- семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан, имевших место жительства в Московской области: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.

При поступлении в территориальное подразделение Министерства заявлений от членов одной семьи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, экстренная социальная помощь предоставляется в равных долях каждому заявителю. Отказ одного из членов семьи от получения экстренной социальной помощи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, в пользу другого члена семьи оформляется письменно.

Экстренная социальная помощь, в том числе повторная, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи, предоставленного по месту жительства лица (лиц), имеющего право на ее получение, в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области или МФЦ. Если пострадала семья, заявление может быть подано одним из членов семьи.

В заявлении указывается способ получения экстренной социальной помощи (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи либо через кассу территориального подразделения по месту жительства заявителя).

По усмотрению заявителя заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или через портал государственных или муниципальных услуг.

Кроме заявления необходимо предоставление:

а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (подлинник и копия для сверки);
б) документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) свидетельства о браке (о расторжении брака) (подлинник и копия для сверки);
г) свидетельства о рождении ребенка (подлинник и копия для сверки);
д) документа, подтверждающего место жительства в Московской области, выданного органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя (если нет на руках, запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим доходы и трудную жизненную ситуацию, относятся:

а) документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца (подлинник и копия для сверки), предшествующих месяцу подачи заявления (в случае пенсии, если нет в наличии, запрашивается МФЦ); );
б) справка, подтверждающая факт установления инвалидности(подлинник и копия для сверки);
в) документ, подтверждающий факт установления пенсии (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
г) заключение (справка) медицинской организации, подтверждающее наличие заболевания (болезни)(подлинник и копия для сверки);
д) свидетельство о смерти (подлинник и копия для сверки);
е) трудовая книжка (подлинник и копия для сверки);
ж) справка органов службы занятости о регистрации гражданина (члена его семьи) в качестве безработного (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста, за исключением обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях) (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
з) постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения документов и (или) денег (подлинник и копия для сверки).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, заявитель вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае повреждения (утраты) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), относятся:

а) справка Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
б) акт обследования поврежденного (утраченного) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) Комиссии, создаваемой из представителей территориального подразделения Министерства, по решению руководителя территориального подразделения Министерства.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае причинения вреда здоровью, относятся:

а) заключение судебно-медицинской экспертизы о степени тяжести вреда здоровью (подлинник и копия для сверки);
б) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
в) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае человеческих жертв, относятся:

а) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
б) документы, подтверждающие родство с погибшим (умершим) (подлинник и копия для сверки);
в) свидетельство о смерти погибшего (умершего) (подлинник и копия для сверки);
г) заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти (подлинник и копия для сверки);
д) документ, подтверждающий место жительства в Московской области погибшего (умершего)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, заявитель, кроме документов, указанных выше вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие кризисную ситуацию.

В случае отсутствия у заявителя копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление в случае кризисной ситуации может быть подано в течение шести месяцев, следующих за месяцем, в котором наступили обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления экстренной социальной помощи.



Решение затрагивает не только одну конкретную семью, которая смогла дойти до Конституционного суда. И поставить денежный вопрос перед судьями, что называется, ребром - решите, насколько соответствует Конституции прекращение доплаты к пенсии, когда ребенок-инвалид вырос и уже не ребенок, а инвалидность его никуда не делась.

Дело в том, что таких детей с инвалидностью и их родителей у нас много. Цифр за нынешний год, понятно, еще нет, но вот по данным министерства труда в прошлом году таких ребят у нас в России было 670 тысяч. И у каждого из них есть родители или опекуны. А это еще минимум в два раза больше взрослых с серьезными проблемами и заботами, которые связаны с инвалидом в семье. Так что гражданка, обратившаяся в Конституционный суд страны, решала не только свой личный вопрос.



Она помогла всем, кто оказался в похожей ситуации. Конституционный суд дал законодателю всего шесть месяцев на то, чтобы поправить статью в пенсионном законе, которая не соответствует Конституции.

Зовут женщину, которой надо сказать спасибо, Инна Дашкова. Она из Челябинска. Дашкова попросила самых опытных судей страны проверить положения Федерального закона "О страховых пенсиях". Точнее, статью 17. Сыну Инны - Константину - с детства была установлена инвалидность первой группы бессрочно, он признан недееспособным и требует постоянного ухода. На этом основании Дашкова получила возможность выйти на пенсию довольно рано.

В 50 лет ей была установлена пенсия по старости с небольшой доплатой за то, что на ее иждивении находится несовершеннолетний ребенок. Общая сумма к получению - 9830 рублей.

Но когда Константину исполнилось 18 лет, доплату сняли - на том основании, что пенсия сына больше, следовательно, доходы матери нельзя рассматривать как основной источник его существования.

Судебная практика по аналогичным делам неодинаковая в разных регионах страны. Но в деле Дашковой во главу угла была поставлена именно материальная составляющая.

- Судом признан незначительным (ничтожным) непрерывный уход истца за членом семьи - инвалидом с детства, - написала мать в жалобе. - Такое утверждение по меньшей мере умаляет достоинство истца как гражданина РФ.




Решение по этому делу Конституционный суд принял без проведения публичных слушаний. Суд основывался на собственных, ранее высказанных правовых позициях. Вот главное, что заявил суд, - "положения статьи 17 ФЗ "О страховых пенсиях" признаны не соответствующими Конституции, так как в силу неопределенности они допускают различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства, достигшего совершеннолетия, на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости". В первую очередь Конституционному суду пришлось проанализировать само понятие "иждивенец". Законодательство связывает его прежде всего с ситуациями, когда семья теряет кормильца, то есть лишается источника дохода. Раньше Конституционный суд уже подчеркивал: понятие не исключает, что у человека, находившегося на иждивении, может быть свой источник дохода. Дети до 18 лет признаются иждивенцами априори. Но вот после того, как они вырастут, факт необходимой помощи надо доказывать в суде. И такое регулирование распространяется в том числе и на детей-инвалидов. В ситуации с пенсией по старости, заявил суд, "практика реализации оспоренных норм свидетельствует о неопределенности ее нормативного содержания".

Помимо решений, аналогичных ситуации Инны Дашковой, есть и другие толкования. Например, Пензенский и Ростовский областные суды сочли, что "не имеет значения соотношение размеров доходов самого инвалида с детства и его родителя, поскольку помощь, которую оказывает инвалиду с детства его родитель, может выражаться не только непосредственно в денежной форме".



В результате этого пенсионное обеспечение граждан, относящихся к одной категории - родители инвалидов с детства, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), осуществляется в разном размере, сказал Конституционный суд. Тем самым, по мнению высшего суда страны, нарушается конституционный принцип равенства, означающий помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, что противоречит Конституции РФ, ее статьям 19 и 39. При этом главный суд страны особо указал, что прекращение применений статьи 17, как не соответствующей Конституции, может повлечь за собой негативные последствия, лишив доплаты за иждивенцев тех граждан РФ, кто наиболее сильно в ней нуждается. Поэтому федеральному законодателю поручено устранить неопределенность нормы в течение шести месяцев, а до этого норма продолжит действие. Однако для Инны Дашковой сделано исключение - ее дело подлежит пересмотру на основании этого вынесенного постановления Конституционного суда РФ.

Практика принятия людей пожилого возраста, а также людей-инвалидов в новую семью с целью обеспечения надлежащего ухода и психологической реабилитации — сравнительно новая форма социального обслуживания граждан.

  • Приемная семья для пожилых людей и инвалидов: правовые особенности понятия
  • Основные варианты приема пожилого человека в приемную семью
  • Оформление в приемную семью: основные этапы процедуры
  • Какие документы потребуются для оформления приемной семьи?

В статусе специального социального проекта данный вид организации помощи пожилым людям в России впервые появился в 2004 году, и на сегодняшний день имеет статус региональной инициативы, утвержденной в более чем 30 субъектах РФ.

Приемная семья для пожилых людей и инвалидов: правовые особенности понятия

«Приемная семья для пожилого человека» — это социальная акция, направленная на оказание комплексной помощи по уходу и наблюдению за нуждающимся человеком, содействие в поддержании полноценных социально-бытовых условий жизни пожилых лиц без семьи и родственников, а также людей-инвалидов с ограниченными способностями самостоятельного ухода.

Люди, проявившие инициативу взять к себе в семью пожилого человека или человека-инвалида, обязуются оказывать ему весь необходимый спектр помощи:

  • обеспечивать продуктами питания, лекарствами, предметами ежедневного пользования;
  • оказывать базовую медицинскую помощь до прихода врача и сопровождение в медучреждение;
  • организовывать быт и досуг человека в комфортной психологической обстановке в семье.

В зависимости от намерений и желания обеих сторон, договор на прием в семью пожилого человека может заключаться на срок от 30 дней до нескольких лет. Организоваться такая семья может как на своей жилплощади, так и непосредственно в квартире человека, за которым производится уход.

На сегодняшний день в российском федеральном законодательстве пока не существует отдельного закона о приемных семьях. В тех субъектах РФ, где реализована практика приемных семей (а это больше 30 регионов), данная инициатива регулируется региональными нормативными актами.

Основные варианты приема пожилого человека в приемную семью

В практике организации приемных семей в России наиболее распространены два варианта предоставления помощи пожилому человеку или инвалиду:

  1. Первый вариант, когда один из дееспособных членов семьи, имеющий возможность не быть задействованным в постоянном рабочем графике и располагающий свободным временем, принимает в свою семью чужого человека пожилого возраста и берет на себя обязательства по оказанию необходимой социально-бытовой помощи. При таких обстоятельствах специальный уход за нуждающимся пожилым человеком приравнивается к деятельности социальных работников, в связи с чем гражданин, проявивший данную инициативу, по закону претендует на учет трудового стажа, а его семье полагается специальная выплата в размере суммы средств на содержание пенсионера в специальном заведении для пожилых людей.
  2. Второй вариант заключается в том, что семья берет на себя социальные обязательства организации полноценного ухода за одиноким стариком на его собственной жилплощади, предусматривающие переезд сюда ответственных лиц и постоянное проживание с нуждающимся человеком. В данном случае семья претендует на принятие права собственности на квартиру или дом человека преклонного возраста после его кончины.

Оформление в приемную семью: основные этапы процедуры

Процесс оформления приемной семьи для пожилого человека или инвалида можно представить в следующем пошаговом алгоритме.

Шаг 1. Обращение заинтересованных лиц (будущей семьи) в территориальные органы социальной защиты населения с целью получения консультации по подаче кандидатами документов.

Шаг 2. Сбор, подготовка и подача необходимых документов согласно перечню, представленному в ведомственном органе.

Шаг 3. Внесение данных о потенциальных кандидатах в приемные семьи в Реестр лиц, желающих осуществлять уход, и тех, кто нуждается в таком уходе на постоянной основе.


Шаг 4. Обследование бытовых и социальных условий проживания потенциальной семьи на предмет соответствия всем необходимым требованиям.

Шаг 5. Организация специальной психологической подготовки для членов приемной семьи и для того, за кем будут ухаживать.

Шаг 6. Процедура проверки пакета документов семьи территориальными органами социальной защиты, а также ведомствами опеки и попечительства с целью вынесения разрешения (или отказа) на организацию приемной семьи для пожилого человека в течение 30 дней после рассмотрения бумаг.

Шаг 7. Подписание трехстороннего договора о создании приемной семьи между пожилым гражданином, инициатором организации его ухода, а также ведомством в вопросах социальной защиты населения.

Шаг 8. Оформление специального паспорта для приемной семьи.

Какие документы потребуются для оформления приемной семьи?

Для того чтобы оформить пребывание пожилого человека в приемной семье, инициаторы действия должны собрать и направить в органы соцзащиты пакет документов:


  • заявление о намерении принять нуждающегося одинокого человека в свою семью для обеспечения ухода;
  • копии гражданских паспортов членов будущей приемной семьи с пропиской в пределах региона, где проживает и сам одинокий гражданин в возрасте;
  • копии акта о назначении членов приемной семьи помощниками лица, которое требует ухода и социальной поддержки;
  • справки о зарегистрированных лицах в жилище приемной семьи с указанием общей площади данной квартиры;
  • письменное согласие всех проживающих в квартире граждан на создание приемной семьи и нахождение на ее территории человека, нуждающегося в уходе;
  • справки о состоянии здоровья членов приемной семьи, подтверждающие отсутствие серьезных нарушений, в том числе психических расстройств, алкоголизма, наркомании, инфекционных недугов.

Таким образом, практика приемных семей для одиноких престарелых граждан и людей-инвалидов как новый вид социальной помощи нуждающимся лицам распространена на сегодняшний день больше, чем в 30 российских регионах, однако, на общефедеральном уровне отдельного законодательного норматива регулирования данной формы взаимодействия пока не существует. Общий порядок, условия организации приемной семьи, а также необходимые требования к участникам процедуры и документальному оформлению устанавливаются на региональном уровне.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Читайте также: