Иван васильевич получает пенсию

Наша любимая комедия вышла на экраны почти 46 лет назад, в сентябре 1973 года, а мы все "требуем продолжения банкета" и готовы ее пересматривать снова и снова.

Снята комедия режиссером Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич".

Итак, рассмотрим некоторые факты из истории создания фильма:

  • Сценарист фильма Владлен Бахнов был соседом Гайдая по лестничной площадке, поэтому сценарий писали у режиссера дома.
  • Машина времени инженера Тимофеева была придумана и сконструирована для картины скульптором Вячеславом Почечуевым.
  • Изначально роль Ивана Грозного и управдома Бунши писали под Юрия Никулина. Но тот отказался, посчитав, что фильм, снятый по запрещенному произведению Булгакова, ляжет на полку. В фильме все таки звучит имя Никулина: эпизод, когда режиссер Якин гадает, кто из популярных в то время знаменитых актеров скрывается за маской человека, требующего от него ответа: "Ты пошто боярыню обидел, смерд?!"

  • На роль Бунши и Грозного пробовались многие известные актеры того времени: Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Владимир Этуш, потом получивший роль Шпака. Убедительнее всего вышли пробы у Юрия Яковлева. Он настолько хотел получить эту роль, что готов был даже отрезать себе челку, которая на пробах все время вылезала из-под царской шапки и страшно раздражала режиссера

Если бы царем был Ю.Никулин, то его коллега по "Бриллиантовой руке" А.Миронов, скорее всего стал бы вором-домушником, Жоржем Милославским. Но в дуэте с Яковлевым Миронов выглядел слишком утонченным. На пробы для роли Жоржа Милославского пригласили Вячеслава Невинного, Анатолия Кузнецова, Леонида Куравлева. Последний и сыграл приятеля А.С. Шпака.

Женой изобретателя Шурика рассчитывала стать Наталья Селезнева, у которой с Шуриком в фильме "Операция Ы" получилась отличная химия. Но за роль ей пришлось побороться с двумя другими Натальями: Гундаревой и Гвоздиковой.

А вот Крачковскую без проб взяли играть Ульяну Андреевну, жену управдома Бунши.

Снимать в Московском Кремле режиссеру не разрешили. Пришлось искать другую локацию. Древней Москвой стал Ростовский Кремль (город Ростов, Ярославской области). Именно здесь стрельцы брали живьем "демонов из будущего" - Жоржа Милославского и Буншу.

Погоня стрельцов за "гостями из будущего" была долгой, но на самом деле все происходило на одном пятачке. В кадре мелькает и нарядное крыльцо Красных палат, и Успенский собор, и крытые переходы. Они, кстати, не очень-то широкие - бегать по ним толпой было неудобно. Магия кино действует и на стену с которой прыгали стрельцы. В реальности она не очень высокая, но для массовки постелили на всякий случай сено.

  • "Замуровали, демоны!" На звоннице Ростовского Кремля Бунша, спасаясь от погони, запутался в канатах от колоколов и случайно исполнил песнь "Чижик-пыжик, где ты был".

А когда Милославский его освобождает, то можно услышать начальные строки "Подмосковных вечеров"

  • "Звенит январская вьюга" (наверняка, вы пропели этот заголовок🙂). Другие эпизоды фильма снимали в Москве, в том числе и проезд милицейской машины и машины скорой помощи.

Песню "Звенит январская вьюга" снимали на набережной Ялты.

  • "За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?" В фильме ответ на этот вопрос мы слышим: "Во всяком случае не мы". Но сначала по сценарию Милославский говорил: "Народ, батюшка, народ". Цензура этот вариант не пропустила, пришлось фразу смягчить. На самом деле весь банкет оплачивал режиссер. Гайдай очень хотел, чтобы еда на царском столе была настоящая, а не бутафорская. Но денег в бюджете картины на такие излишества не было. Поэтому режиссер вложил свои средства. На осетра, поросенка, икру черную, красную, "заморскую, баклажанную" он потратил около 200 рублей. Огромные деньги по тем временам.

  • Ручка в подарок. Из дома Гайдай принес и другую экзотику советского времени: заграничные сигареты и ручку с голой женщиной, которую Милославский сначала украл у Шпака, а потом "подогнал" шведскому послу. Кстати, зрители в комедии так и не увидели фривольной картинки с ручки. Этот эпизод убрали.
  • "Одевайся! Царем будешь!" Роскошные кафтаны и царскую шубу шили из остатков реквизита с картины "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. Модницу Зиночку одевал сам Вячеслав Зайцев. В эпоху тотального дефицита в нарядах от модельера актриса выглядела как звезда. Парик, кстати, тоже особенный. Достался ей от Любови Орловой.
  • "И тебя вылечат! И тебя тоже вылечат! И меня вылечат!" У Натальи Крачковской в фильме вообще было 5 париков. Один из них ей доставил массу неудобств. Вспомните знаменитую сцену, когда после фразы "И меня вылечат" Ульяна Андреевна снимает рыжый парик и оказывается с короткой стрижкой?

Чтобы это снять актрисе на ее длинные волосы натянули специальную шапочку, похожую на плавательную с коротким ежиком. "Головной убор" был настолько тугой, что сильно сдавливал голову. В результате лицо Н. Крачковской быстро отекало, и сниматься долго она не могла.

  • "Вы еще ответите за эти антиобщественные опыты! Хулиган!" Из-за цензуры в фильме пришлось переозвучить несколько фраз:

- Бунша произносит, обращаясь к шведскому послу "Гитлер, капут!", но по губам читается "Мир, дружба".

- На допросе у милиции Иван Грозный на вопрос о месте жительства не смог сказать: "Москва, Кремль". Пришлось ограничиться нейтральной фразой, что живет он в палатах.

- Также в фильме был эпизод, когда царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева.

В результате всех изменений хронометраж фильма сократился на 10 минут.

  • Жена Гайдая отказалась сниматься. Свою спутницу жизни, жену Нину Гребешкову, Гайдай часто снимал в ролях второго плана. И в "Иване Васильевиче" он думал предложить ей роль царицы Марфы Васильевны. Но Нина Павловна наотрез отказалась.
  • "И знаешь, Шурик, как-то вот даже тянет устроить скандал!" Именно Нине Гребешковой мы обязаны одной из самых знаменитых фраз-цитат из фильма. Однажды, супруга пыталась завести серьезный разговор с Гайдаем, но тот отворачивался и уходил. Именно тогда она сказала легендарную фразу: "Так и тянет устроить скандал!" В комедии мы слышим это из уст жены Шурика.

Ну и напоследок: фильм является лидером советского проката 1973 года - свыше 60 миллионов зрителей.

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ Анастасия Черепанова и Николай Федюков в рамках проекта «PubHistory» разобрали все ошибки и несоответствия фильма «Иван Васильевич меняет профессию» реальным историческим событиям, повседневным практикам и материальной культуре Руси XVI века.

Комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай снял в 1973 году на основе пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» 1936 года. Фильм с восторгом приняли как критики, так и рядовые зрители. Он быстро разошёлся на цитаты и получил статус культового. Такие фразы, как: «Замуровали, демоны», «Танцуют все!», «Врёшь, собака! Аз есмь царь!», «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть!», «Вот что крест животворящий делает!» и многие другие ушли в народ.

Сюжет

Инженер Шурик (Александр Тимофеев), находясь в 1970-х годах ХХ века, создает машину времени, которая открывает путь в XVI век. В результате цепи случайностей управдом Иван Бунша перемещается совместно с вором-рецидивистом Жоржем Милославским в царские палаты, а Иван Грозный оказывается в Москве 1970-х годов в квартире Шурика. Попав в прошлое Иван Васильевич Бунша меняет профессию с управдома на Великого Князя, а Иван Грозный продолжает вести себя по-царски и в ХХ веке. В конце фильма все возвращаются на свои места.

Если вдруг забыли — самое время пересмотреть!

Первоисточник

Кинопостановка основана на пьесе М.А. Булгакова, однако имеет с ней некоторые различия, связанные с осовремениванием антуража. Так, например, механическая темпоральная машина в фильме становится транзисторной, патефон — магнитофоном, а коммунальные квартиры 1930-х заменяются отдельными кооперативными. Однако имеются и более существенные различия.

В процессе создания комедии, Гайдай исключил сюжеты, связанные со спецификой 1930-х годов. В произведении Булгакова, Бунша, притворяясь царем, не хочет разговаривать с патриархом, так как за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании, что является реакцией на антирелигиозную кампанию 1930-х годов. Кроме того, Бунша мечтает учредить в Москве жакты — жилищно-арендные кооперативные товарищества, а в комедии Гайдая уже давно существуют ЖСК — жилищно-строительные кооперативы.

ЖАКТ — жилищно-арендное кооперативное товарищество. Жакты существовали в СССР до 1937 года как объединения граждан с целью аренды жилых домов у местных Советов и предоставления жилплощади их пайщикам.

Главное же отличие двух произведений состоит в том, что пьеса является политической сатирой на моральное разложение русской аристократии, а фильм высмеивает советскую бюрократию эпохи застоя, когда даже квартирный вор больше беспокоится о судьбе страны, чем административные деятели.

Персонажи

В фильме присутствует вольная интерпретация исторических событий. Имеются намеки на то, что Бунша и Жорж Милославский являются далекими потомками Ивана Грозного и кого-то из рода Милославских.

Жорж Милославский поет песню «Разговор со счастьем» («Иван Васильевич меняет профессию»)

Милославский играет большую роль при дворе Ивана Грозного, однако исторически это было не так. Несомненно, Милославские — древний дворянский род, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века. Его родоначальник — литовец Вячеслав Сигизмундович, сын Сигизмунда Корсака, прибыл в 1390 году Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича.

Однако во времена Ивана IV влияние Милославских на государственную жизнь было незначительным. Трое членов клана в 1573 году числились опричниками Великого Князя. Кстати, род пресекся ещё в 1791 году, поэтому в XX веке их потомков просто не могло существовать, за исключением отдельных представителей рода Толстых. Им в 1910 году император Николай второй позволил называться Толстыми-Милославскими.

Ну а самое интересное — Юрий Милославский вообще вымышленный персонаж. Впервые он появился в опубликованном в 1829 году историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». А вот обокраденный Антон Семенович Шпак имеет вполне реального прототипа — Шпахом или Шпаком прозвали воеводу Ивана Грозного, боярина Ивана Голицына.

Царица

В фильме Бунша, под видом царя, беседовал с Марфой Васильевной. Исторический Иван Грозный был женат четыре раза — на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери кабардинского князя Темрюка по имени Кученей, Анне Колтовской и героине фильма — Марфе Васильевне Собакиной.

К сожалению, в реальности Марфа была больна и скоропостижно умерла. Её обручение с Великим Князем состоялось 26 июня 1571 года, но Марфа вскоре слегла и начала «сохнуть». Насколько она была красива можно судить по современной реконструкции её облика.

Время

Благодаря присутствию в фильме Марфы Собакиной мы можем с довольно высокой точностью установить время действия всех происходящих событий. Свадьба Ивана Грозного с тяжело больной невестой всё-таки состоялась — 28 октября 1571 года. В браке они пребывали 15 дней — до 13 ноября 1571 года, когда Марфы не стало.

Место

Внимательный зритель заметит, что не только «царь не настоящий», но и Кремль не тот. Путешественники перенеслись не только во времени, но и в пространстве — и значительно! Внешние сцены (погоня за Милославским и Буншей, отправление войска) снимались в Ростовском кремле, а не Московском.

Царские же палаты — декорации киностудии, схожие с интерьером Ростовского кремля, но более роскошные.

Летоисчисление

Во время допроса милицией Иван Грозный отвечает на вопрос о дате рождения: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», однако он родился в 1530 году, а вот Великим Князем действительно стал на три года позже. В то же время летоисчисление «от Рождества Христова» было введено только Петром I в 1700 году. До этого летоисчисление вели на Руси «от сотворения мира». Следовательно, ответ Ивана Грозного должен был быть следующим: «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

Инсигнии

Иван Васильевич Бунша, исполняя роль Ивана Грозного, использует инсигнии — символы власти — скипетр и державу. Известно, что при венчании на царство Ивана IV в 1547 году скипетра среди государственных регалий еще не было. Впервые скипетр как царская инсигния описан английскими послами в 1553 году: «Великий князь сидел на позолоченном сидении в царской короне на голове и с жезлом из золота и хрусталя в правой руке; другой рукой он опирался на ручку кресла». Считается, что появление этой регалии связано со взятием Казани в 1552 году.

Наличие скипетра среди инсигний привело к упоминанию с 1553 года в царских посланиях «рога инрога» (единорога). А когда царский титул Ивана Грозного признал Константинопольский патриарх — эмблема единорога с начала 1560-х годов появилась и на государственных печатях. Если, как мы установили ранее, время действия — это осень 1571 года, то скипетр у Ивана Грозного во время аудиенций вполне мог быть.

Что же касается державы, то её у Ивана IV точно не было. Скорее всего впервые она появилась во время венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 года. Вот как церемонию описывает английский торговый агент Джером Горсей: «Затем царя свели с царского места. Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями [. ] державу нес перед царем князь Борис Федорович». А активно использоваться для демонстрации власти русских монархов держава стала лишь в XVII веке.

Печати и подписи

В фильме дьяк Феофан подаёт «царю» указ, который управдом подписывает, хотя данного события не могло произойти из-за традиции в Московской Руси ставить печать, а не подпись. Даже дипломатические договоры русские государи не подписывали, считая это для себя позорным. Исключением был только Лжедмитрий I, который и в Польше, и в Москве ставил свою подпись на отдельных грамотах, следуя европейской традиции.

Крестное знамение

Иван Грозный, оказавшись в лифте, крестится тремя перстами, в то время как в XVI веке на Руси крестились двумя. Совершение крестного знамения двуперстием было вытеснено троеперстием только после раскола Русской церкви в 1650-х годах.

Кемская волость

Во время аудиенции шведский посол требует (на немецком языке!) от Ивана Грозного небольшой городок Кемь, однако во время правления Ивана Грозного данный регион мало интересовал шведов, так как у них были другие приоритеты, например, русская армия у Риги и Ревеля, угрожающая их господству на Балтике. Вследствие чего шведский посол не стал бы так настойчиво требовать у русского царя провинциальную Кемь.

На Кемь в течение 1579-1580 годов нападали финны. Их набег был кровопролитным и опустошительным. Погиб воевода и многие стрельцы. Однако подоспевшая подмога воеводы Аничкова помогла разбить и прогнать финнов.

Так же недостоверна и фраза Ивана IV в фильме: «Я здесь, а у меня там шведы Кемь взяли!». В 1571 году шведы Кемь не брали, данное событие произошло позже. Кемскую волость шведы разорили в 1590 году.

Князья и ханы

В пьесе после шведского посла на прием к Ивану Грозному просится «татарский князь Едигей». Данный персонаж реален, однако он не мог приехать на аудиенцию к русскому царю по причине своей смерти ещё в 1419 году.А вот «шаливший» на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай действительно существовал. Весной 1571 года он разорил предместья и сжег Москву, погубив десятки тысяч русских и уведя в плен более 150 тысяч.

После похода Девлет Герай потребовал передачи ему Казанского и Астраханского ханств. Иван Грозный готов был отдать только Астрахань. От таких условий мира хан отказался, считая, что может подчинить всё Русское государство. Поэтому в 1572 году он повторил набег, однако был разбит в битве при Молодях, недалеко от Москвы. В память об этом событии была создана песня «А не сильная туча затучилася…», исполняемая в фильме хором гусляров на пиру.

Брал или не брал

Фраза Ивана Грозного «Казань брал. Астрахань брал. Ревель брал. Шпака… не брал» также не до конца верна. В XVI веке Таллинн называли Ре́валем только датчане и немцы. Эстонцы и шведы использовали ойконим Линданисе — происходящий то ли от «соска груди Линды», мифической жены Калева, то ли от linnaase — «места, где селились».

На Руси же до XVIII века Таллинн чаще всего именовали Колывань, а название Ревель позаимствовали из немецкого в ходе Северной войны. В 1719 даже появилась Ревельская губерния. Но самое главное — Иван Грозный Ревель так и не взял, хотя неоднократно совершал походы и даже держал этот город в осаде во время Ливонской войны.

Одеяния

Художники по костюмам проделали прекрасную работу, наряжая «жителей XVI века», учитывая малое количество доступных и сохранившихся источников с описанием платья того времени. Возможно, в большей мере на них повлияли картины поздних эпох.

Существует один портрет Марфы Собакиной, но костюм на нем не схож с тем, что мы видим в фильме, поэтому можно сделать вывод, что платье её было вдохновлено полотнами, изображающими красавиц в русских костюмах (как, например, «Чарка мёду» Константина Маковского).

Стрелецкая форма в фильме восстановлена словно по иллюстрациям из учебника, но от этого не менее точно. Датируемые 1599 годом записи англичанина Вильяма Парри позволяют однозначно утверждать — в конце XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: «. гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны. ».

Оценить форму опричников сложно: появляются они единожды и верхом на лошадях. Однако можно сказать, что и те будто сошли с иллюстраций — не хватает лишь собачьей головы и метлы.

Но все же есть небольшая деталь, которая отличает актеров от былых стрелков. Сложно поверить, что все в стрелецком войске были луноликими — без усов и бород. Подобная мода началась гораздо позже — с Петра I. В XVI веке мужчины обязательно носили усы и бороду, находясь на государственной службе.
IQ



--------------------------------------------
Незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов никогда раньше не делал. Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но Леонид Иович отказался от лестного предложения (в случае согласия ему светила поездка в Италию) и предпочел продолжить работу над «Иван Васильевичем…»

Сценарий к "Ивану Васильевичу…" писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.


«Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».

А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Съемки подсказали новый ход – встречать гостей в образах царских стрельцов».

Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.

Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового т.н. "московского" кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро "Новокузнецкая" и "Павелецкая" (д.17/19) Но по ходу фильма нам все время пытаются показать, что находится он совсем в другой стороне, в конце проспекта Калинина (Новый Арбат).


Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.

Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».


Вот лишь некоторые из них: квартира Шурика (комната, где стояла «машина времени», зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее в эти же дни использовали для съемок еще одной кинокомедии — «Большая перемена», стоматологический кабинет, площадка подъезда на первом этаже, лифт (в нем должен был застрять Иван Грозный), царская зала, трапезная, зал для приемов и т. д. Весь этот комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.


После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в "цари" метили еще семь актеров. Худсовет "зарубил" кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще "раздвоиться" на величественного царя и жалкого Буншу.

Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы… У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж "артистичным и излишне утонченным". Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова… Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.


С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются…»

Сергей Филиппов Гайдая боготворил. Именно этот режиссер подарил комику единственную в его жизни большую роль – Кисы Воробьянинова. И когда! В трудные для Филиппова времена, после перенесенной операции опухоли мозга. Сделав операцию, врачи удалили черепную кость. На ее месте сделали «пленку», прикрывая которую актер стал, не снимая, носить берет. А Гайдай отныне звал его во все свои фильмы. Для речи посла Леонид Иович сам писал текст, оттого он так нелеп и смешон.

На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ "хорошей девочки Лиды" из "Операции "Ы", Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали "более выразительной".


Нина Маслова, впоследствии сыгравшая женщину — мечту Афони в фильме Данелии, и в жизни пользовалась мужским вниманием. В «Иване Васильевиче…» царица все время в пол смотрит не от скромности, просто актриса пришла на съемку с огромным фингалом под глазом. Постарался второй муж, руководитель оркестра. В конечном счёте это пошло роли на пользу — этот приём добавлял царице кокетства

По словам Натальи Селезневой, создавать царские облачения для фильма "Иван Васильевич меняет профессию" помогала художник по костюмам, работавшая с Сергеем Эйзенштейном над его картиной "Иван Грозный". Для героини же самой Селезневой шил костюмы молодой, но уже известный Вячеслав Зайцев.


В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было. К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.


Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501.

Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.

На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.

Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.

Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская.

Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает: «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».

В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко действительно похожи).

Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Фильм занимает 17-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.

В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.


Первоначально песню «Звенит январская вьюга» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) исполняла София Ротару, однако её вариант из-за серьезной, проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. В результате песню пришлось переозвучивать. В окончательном варианте фильма её поет Нина Бродская.

Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).

Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО исполняют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).

Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».

Песня «Собака Крымский царь» — на аутентичные стихи из книжечки Ричарда Джемса, записанные в Смутное время.

В сцене с колоколами звучат мелодии песен «Чижик-пыжик» (наигрывает Бунша) и «Подмосковные вечера» (наигрывает Милославский).

Цитаты из фильма


Эх, красота-то какая! Лепота!

А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.

Это я удачно зашел!

Вот что крест животворящий делает!

Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!

Оставь меня, старушка, я в печали…

Тамбовский волк тебе боярин!

Государство не обеднеет — забирайте!

Я требую продолжения банкета!

Тьфу на вас! Тьфу на вас еще раз!

Я не узнаю вас в гриме!

Икра чёрная, красная… Да! Заморская икра…, баклажанная!

И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат.

Ты пошто боярыню обидел, смерд?!

Ох, боярыня красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака? …Вот и женись, хороняка, князь отпускает её!

Эта роль ругательная, и я прошу ко мне её не применять!

Паки, паки… иже херувимы! Языками не владею, ваше благородие.

Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!

Торопиться не надо, сесть я всегда успею.

Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!

Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так ведь никаких волостей не напасёшься!

Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три… куртки.

Скажите, у вас нет отдельного кабинета?


Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру откликнулась главная газета страны — «Правда». Г. Кожухова в номере от 24 сентября писала: «Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом «Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» — за радость присутствия на празднике мастерства?». Рецензия в «Известиях» называлась «Смех стоит стеной» и содержала только похвалы в адрес авторского коллектива фильма.

В ноябре 2013 года скончался известнейший актёр Юрий Яковлев. Многие запомнили его по роли Бунши и Ивана Грозного в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". За эту легендарную роль он получил гонорар, которого не хватило бы и на модные в 70-х "Жигули". Какие суммы получили режиссёр и звёзды советской комедии и что они могли купить — в материале Лайфа.


Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" стал лидером советского кинопроката в 1973 году. Его посмотрели более 60 миллионов зрителей в кинотеатрах. До сих пор он остаётся одним из наиболее кассовых отечественных фильмов, а цитаты главных героев прочно вошли в фольклор.

Учитывая ошеломительный успех фильма, можно было бы предположить, что съёмочная группа и актёрский состав заработали очень много. Однако в действительности это совсем не так.

Главный создатель фильма заработал больше всех, что абсолютно справедливо. Совмещавший ставки режиссёра и сценариста Гайдай получил за работу почти восемь тысяч рублей (5943 рубля за режиссуру и ещё две тысячи за сценарий). По советским меркам эта цифра выглядела внушительно. В начале 70-х, когда фильм вышел на экраны, среднестатистическая зарплата советского гражданина не превышала 120 рублей. Таким образом, режиссёр и сценарист успешного фильма заработал столько же, сколько среднестатистический гражданин за пять с половиной лет непрерывного труда. Если сравнить это с современными официальными данными по средней зарплате (42 550 рублей в месяц) эта сумма условно сопоставима с нынешними 2,8 млн рублей.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Впрочем, несмотря на то что цифра выглядит внушительно, шиковать на эту сумму было нельзя. На эти деньги Гайдай мог приобрести новенький ВАЗ-2101. Либо немного добавить и купить сразу два автомобиля: "Москвич-412" и "ушастый" запорожец.

Либо режиссёр мог приобрести на заработанные деньги двухкомнатную кооперативную квартиру в Москве. Как двухкомнатная квартира в Москве могла стоить сопоставимо с обычной "копейкой"? Дело в том, что в СССР в принципе отсутствовал рынок жилья. Жильё не покупалось и не продавалось, предприятия и ведомства обеспечивали своих работников жильём самостоятельно. Те, кто не хотел стоять в очереди, могли приобрести кооперативную квартиру за свои деньги. Но в связи с наличием ведомственного жилья квартирный вопрос стоял не так остро, как автомобильный. А вот автомобилизация в СССР началась очень поздно, автомобилей производилось немного, на всех желающих не хватало, вдобавок машины продавались на внутреннем рынке с огромной наценкой.

Исполнитель сразу двух ключевых ролей заработал больше всех остальных актёров. Гонорар Яковлева за фильм превысил 4300 рублей. Актёр заработал столько, сколько простой трудящийся заработал бы ровно за три года. В современном соотношении средних зарплат сумму можно сравнить с 1,5 млн рублей. На эти деньги звезда советского кино могла бы приобрести автомобиль "Москвич-412", но вот на "Жигули" ей бы уже не хватило. Зато можно было купить кооперативную однокомнатную квартиру в столице.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Гонорары остальных артистов были значительно скромнее.

Гонорар Леонида Куравлёва составил 2312 рублей. За полтора года труда такую сумму по силам было заработать любому среднестатистическому гражданину. Исходя из нынешних реалий, сумму можно сравнить с 808,5 тысячи рублей.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Несмотря на запоминающуюся роль в фильме, на полученный гонорар Куравлёв не купил бы ни копейку, ни москвич. В лучшем случае можно было купить запорожец. На кооперативную квартиру в столице с такой суммой тоже нельзя было рассчитывать, хотя в провинции купить её было можно.

Главный Шурик советского кино заработал за участие в фильме чуть больше 1660 рублей, или почти 14 месячных зарплат. Сумму, сопоставимую с нынешними 588,6 тысячи рублей.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Чтобы купить новые "Жигули", актёру пришлось бы ещё три раза сыграть Шурика по этой же ставке или выбрать синицу в руках и приобрести мотоцикл "Урал". Такая покупка на этот гонорар была возможна.

Роль артиста в фильме была не главной, поэтому и получил он существенно меньше других исполнителей, хотя считался перворанговым актёром. Гонорар за съёмки составил 1129 рублей.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Сумма, которую можно было заработать при средней зарплате за девять месяцев и две недели. Ни на какой автомобиль с такими деньгами рассчитывать было нельзя, но если бы актёр появился ещё в нескольких эпизодах, он мог бы купить мотоцикл "Урал". Зато уже полученного с лихвой хватило бы на "Иж-Юпитер".

За роль режиссёра Якина актёр получил 788 рублей. Полугодовую зарплату среднестатистического гражданина. Примерно 279 тысяч на наши деньги.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

В лучшем случае на эти средства можно было приобрести мотоцикл "Иж-Планета". Если немного добавить — приобрести один из первых советских цветных телевизоров "Рубин". А на чёрно-белый "Горизонт" даже добавлять бы не пришлось.

Хотя актёр и появился в эпизодической роли, она запомнилась зрителям надолго. Актёр заработал 630 рублей (пятимесячная средняя зарплата). Примерно 223,3 тысячи на наши деньги. На новенький цветной телевизор немного не хватило бы, как и на заграничные кинокамеру, магнитофон, замшевую куртку и портсигар, которые украли у его героя. Да и на советские тоже — техника в те времена стоила дорого.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

На гонорар за съёмки в фильме можно было приобрести новый советский катушечный магнитофон "Весна-3" и любительскую кинокамеру "Нева". Либо мотоцикл "Иж". При небольшой доплате можно было купить два холодильника "ЗиЛ-Москва".

Наталья Селезнёва и Наталья Крачковская

Обе актрисы получили сопоставимые гонорары за съёмки. 362 и 347 рублей соответственно. Это всего три месячные советские зарплаты того периода, или чуть более 120 тысяч рублей в современных реалиях.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Этих сумм хватило бы на приобретение телевизора, только не цветного, а чёрно-белого (например "Рекорд"). Либо можно было приобрести три фотоаппарата "Зенит" или же пару-тройку хороших пальто. Также гонорара хватало на приобретение холодильника "ЗиЛ-Москва".

Актриса, запомнившаяся зрителям по эпизоду "Галочка, ты сейчас умрёшь!", получила за участие в фильме 168 рублей. Чуть больше средней месячной зарплаты в стране. Около 60 тысяч современных рублей.


Кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию"/ © Кинопоиск

Телевизор или хороший магнитофон (если немного доплатить, хватило бы на магнитофон "Романтик-3") на эти деньги купить было нельзя, зато хватало на несколько велосипедов (в зависимости от марки) или на одно пальто. На большие модели холодильников этих денег не хватило бы, но можно было купить малогабаритный холодильник, например "Саратов-2". Или слетать отдохнуть на Чёрное море.

Читайте также: