Какие нпф входят в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 июля 2016 14:05


В систему гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию вошло 46 негосударственных пенсионных фондов, в которых сформировано 1 989,73 млрд рублей пенсионных накоплений 29,01 млн застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с указанными фондами. Напомним, по состоянию на 1 января 2014 года (на дату вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений») в сегменте обязательного пенсионного страхования работало 89 НПФ.

Система гарантирования прав застрахованных лиц действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пенсионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право представить в Банк России ходатайство о вынесении заключения об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования.

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений. Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ.

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 декабря 2015 года ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о завершении формирования списка фондов – участников системы гарантирования. Негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования, лицензия которых аннулирована или в отношении которых введен запрет на деятельность по ОПС, обязаны передать пенсионные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком этих застрахованных лиц становится ПФР, а пенсионные накопления передаются для инвестирования в расширенный портфель инвестиционных бумаг государственной управляющей компании Внешэкономбанк.

В случае недостаточности средств пенсионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему гарантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федерации недостающие средства до гарантируемой величины средств пенсионных накоплений (номинал страховых взносов).

Страховщиком застрахованных лиц по ОПС может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании.

Гражданин, формирующий пенсионные накопления в Пенсионном фонде России, может выбрать одну из управляющих компаний для инвестирования пенсионных накоплений. Смена страховщика происходит только при переходе из одного НПФ в другой, а также при переходе между Пенсионным фондом России и НПФ. При переводе пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частную, а также при выборе другой УК смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России. Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Сменить страховщика можно в следующем году (досрочный переход) или через 5 лет путем подачи заявления о переходе. Смена страховщика чаще одного раза в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).

Однако из 1,007 млн заявлений о смене страховщика, поданных в 2016 году по состоянию на 1 июня, 98% – это заявления о досрочном переходе, из которых почти 470 тыс. – о переходе из одного НПФ в другой, более 505 тыс. – о переходе из ПФР в НПФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание на особенности расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о досрочном переходе, поданным застрахованными лицами в 2016 году:

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

Потери средств пенсионных накоплений гражданина

В последние годы по причине различных изменений, связанных с функционированием пенсионной системы в нашей стране, многие россияне начали всерьез задумываться о том, как формировать и приумножить свою пенсию. Многие знают, что граждане – участники системы обязательного пенсионного страхования вправе выбирать то, каким образом будут формироваться их будущие выплаты.

На практике это выражается в следующем: если работник согласился, что некоторая доля отчислений будет производиться на накопительную часть, то он может выбрать то, где будет формироваться его пенсия – в государственном пенсионном фонде или в частном НПФ.

Бесплатно по России

На сегодняшний день существует большое количество негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают заключить договор именно с ними. Однако многие граждане не торопятся переходить в НПФ, опасаясь за сохранность аккумулируемых там средств. На практике эти опасения лишены оснований, поскольку деятельность каждого НПФ строго контролируется надзорными государственными органами.

Реестр НПФ – что это такое

Чтобы иметь возможность вести свою непосредственную деятельность, каждый негосударственный пенсионный фонд должен соответствовать жестким критериям, определенным государством. Основным надзорным органом для НПФ является Центральный Банк РФ. Распорядительные акты ЦБ обязательны к исполнению всеми организациями, занимающимися привлечением средств граждан в рамках системы ОПС.

Кроме этого, был создан специальный реестр НПФ, представляющий собой список негосударственных пенсионных фондов, которые соответствуют всем жестким критериям и участвуют в системе страхования пенсионных накоплений.

Рассматриваемый список является публичным, то есть открытым для всех, кто желает с ним ознакомиться. Сведения, которые содержатся в реестре, актуализируются по мере того, как происходят какие-либо изменения. Таким образом, реестр НПФ является открытым и актуальным списком негосударственных пенсионных фондов, которые участвуют в программе страхования пенсионных накоплений граждан.

Функции и задачи реестра

Система страхования пенсионных накоплений начала действовать с 2015 года. Тогда же и был создан реестр НПФ, которые к ней присоединились. Учитывая некоторые законодательные аспекты, связанные с участием в системе, негосударственным пенсионным фондам было дано время в форме переходного периода для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.

Система гарантирования в защите накоплений, связанных с формированием будущей пенсии, работает следующим таким образом, что за счет гарантийных взносов НПФ формируется так называемый резервный фонд.

Если один из участников этой системы подвергнется ликвидации или объявит о начале процедуры банкротства, то пенсионные накопления граждан, которые находились в распоряжении рассматриваемой организации, не «сгорят», а будут обеспечены за счет средств общего гарантийного фонда.

Основными функциями и задачами данного реестра являются:

  1. Создание условий для сохранности пенсионных накоплений. Чтобы быть включенным в реестр, НПФ должен соответствовать жестким требованиям, в том числе и по финансовым показателям, исключающим риски ликвидации либо банкротства организации в ближайшее время.
  2. Контроль выплаты гарантийных сборов. Каждый НПФ вносит свои гарантийные взносы в резервный фонд. Реестр НПФ позволяет государственным органам отслеживать их своевременное поступление.
  3. Информирование граждан и клиентов НПФ о благонадежности конкретного пенсионного фонда.

Реестр является совершенно открытым, а ознакомиться с ним вправе любой желающий. Нахождение конкретного НПФ в списке свидетельствует о его праве на заключение договоров ОПС и ведение соответствующей деятельности.

Как НПФ попадает в реестр – главные критерии

Чтобы негосударственный пенсионный фонд оказался в рассматриваемом в статье перечне, необходимо чтобы он соответствовал следующим критериям:

  1. Наличие лицензии. Осуществление деятельности в рамках ОПС в обязательном порядке подлежит лицензированию. Органом, который выдает соответствующее разрешение, выступает Центробанк. Он же вправе лишить НПФ лицензии при ведении последним деятельности, которая сопровождается грубыми нарушениями действующего законодательства. Кроме получения лицензии необходимо пройти специальную процедуру аккредитации.
  2. Внесение взносов. Каждый негосударственный фонд, который присоединяется к системе гарантирования сохранности пенсионных денег граждан, должен уплатить денежные взносы в единый резервный фонд. Это является обязательным условием. Если НПФ по тем или иным причинам отказывается от внесения соответствующих взносов, то он выбывает из реестра, что чревато прекращением деятельности.
  3. Акционирование. Изначально НПФ по своей организационно-правовой форме создавались как некоммерческие организации. Однако в 2015 году законодательство было ужесточено. Теперь для того, чтобы организация была включена в перечень, необходимо произвести процедуру ее акционирования. То есть поменять или, в случае с вновь создаваемой организацией, оформить регистрацию организации в форме акционерного общества.

Как известно, АО является коммерческой структурой. На практике это означает усложнение работы НПФ, а также больший контроль фондов со стороны государственных органов.
Центробанк, исполняя роль надзорного органа, проводит периодические проверки детальности НПФ на предмет соответствии ее действующему законодательству.

Кто отвечает за реестр НПФ, прошедших аккредитацию и кто его ведет

Рассматриваемый в статье перечень ведет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Изначально данная организация создавалась, как следует из ее названия, исключительно для формирования гарантийных фондов банковскими организациями.


Однако в последующем сфера деятельности АСВ была расширена. Именно на эту организацию и возложена обязанность на включение застрахованных НПФ в список и на исключение из него. Кроме этого, АСВ осуществляет текущее руководство средствами гарантийного фонда. Эта же организация и распоряжается деньгами при возникновении страхового случая.

Кроме списка действующих организаций, АСВ ведет и другой список. Речь идет о перечне фондов, которые были исключены из реестра.

Список НПФ, включенных в реестр

На текущий момент в рассматриваемый список включены 33 негосударственных пенсионных фонда, деятельность которых соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким организациям действующим законодательством.

В представленной ниже таблице указана часть из них, год их включения в данный реестр и регион нахождения учредительных органов.

Наименование фондаГод включения в реестрРегион нахождения органов управления
АО «Алмазная осень»2015Республика Саха
АО «Атомфонд»2016Москва
АО «Будущее»2015Москва
АО «Оренбургский НПФ «Доверие»2015Оренбургская область
АО «Магнит»2015Краснодарский край
АО «Сургутнефтегаз»2015ХМАО
АО «УГМК-Перспектива»2015Свердловская область

Перевод накопительной части своей будущей пенсии в негосударственный фонд является верным и правильным решением для всех тех, кто решил позаботиться о достойном материальном обеспечении в старости. А благодаря принятой в 2015 году системе гарантирования пенсионных накоплений можно не бояться того, что средства будут потеряны.

Кроме этого, наличие фонда в специальном реестре является доказательством того, что гражданин заключает договор не с мошенниками, а организацией, ведущей свою деятельность в строгом соответствии с законом.

Система гарантирования пенсионных накоплений – программа, в рамках которой застрахованные лица получают обеспечение возврата средств, доверенных негосударственным фондам. Сбережения предоставляются из резервов специального фонда при наступлении страхового случая, указанного в нормативно-правовом регламенте. Помимо этого, для осуществления деятельности каждый НПФ предварительно должен попасть в реестр участников системы, чтобы подтвердить свою состоятельность.

Пенсионные накопления: что это и как формируются


Под пенсионными накоплениями понимают средства, имеющиеся на индивидуальном счете гражданина, зарегистрированного в системе ОПС внебюджетного фонда.

С момента принятия федерального нормативного акта «о страховых пенсиях» указанные денежные средства получили статус самостоятельного обеспечения.

Накопительная часть пенсии состоит из:

  • Страховых взносов, отчисляемых работодателем в соответствии с ранее действовавшими пенсионными нормативными актами (до принятия ряда пенсионных реформ государственное содержание по старости состояло из трех частей (ныне их две), одна из которых была накопительной);
  • Дополнительных взносов на накопительную часть (добровольные отчисления граждан и участие в программах софинансирования);
  • Доходов от инвестиционной деятельности названных средств;
  • Денежных сумм, перечисленных по программе помощи в виде материнского сертификата.

Особенности:

  1. В случае смерти гражданина, формировавшего накопительную часть пенсии, правопреемниками денежных средств становятся его близкие родственники или лица, упомянутые в законе;
  2. Пенсионные накопления формируются из:
  • Средств, перечисленных непосредственным владельцем индивидуального счета или лицами, обязанными совершать в его пользу таковые сборы;
  • Выплатного резерва, выступающего гарантией предоставления накопленных средств.

Система гарантирования

Система гарантирования выплат пенсионных накоплений начала свое действие одновременно с принятием последней пенсионной реформы – с 2015 года. Ее основная цель – защитить сформированные гражданами резервы и обеспечить их последующую выплату.

Созданная система подразумевает два уровня защиты, в частности:

  • Резервный фонд по выплатам с обязательного страхования;
  • Фонд гарантирования пенсионных выплат, действующий в масштабах государства (ФГПН).

Как работает система


Возврат пенсионных накоплений по системе гарантирования выплат осуществляется при наступлении страхового случая, наиболее вероятный из которых – отзыв лицензии у НПФ, признание банкротом или прекращение деятельности фонда ввиду несоблюдения взятых на себя обязательств по иным причинам.

При возникновении указанных обстоятельств гражданин обеспечен следующими мерами защиты:

  • Сохранность сбережений обеспечивает ЦБ РФ;
  • Ответственность за выплаты, их аккумулирование и приумножение возложена на АСВ (агентство по страхованию вкладов).

В трехмесячный срок, после признания случая страховым, ЦБ РФ автоматически инициирует перевод накопленных гражданином средств со счета НПФ в пользу ПФР, который принимает на себя обязательства по:

  1. Инвестированию сбережений и использованию финансовых инструментов, позволяющих приумножить первоначальные суммы накоплений;
  2. Выплате накоплений, решение по которым было принято до наступления страхового случая с НПФ.

Закон выделяет средства пенсионных накоплений, считающихся обязательными к выплате. К числу таковых относятся:

  • Средства, направленные по материнскому сертификату;
  • Аккумулированные во время действия программы софинансирования;
  • Страховые взносы, перечисленные работодателем (за исключением доходов от их вложения за период пребывания на счетах НПФ).

Гражданин, вложивший пенсионные накопления в НПФ, который ныне принудительно ликвидируют, может претендовать на получение инвестиционного дохода от их использования, предусмотренного договором с названным учреждением, только если продажа его активов обеспечила дебет после исполнения всех финансовых обязательств.

При наступлении страхового случая с НПФ застрахованное лицо (владелец индивидуального счета) вправе распорядиться гарантированными выплатами по следующим альтернативам:

  1. Предоставить право управления денежными средствами ПФР;
  2. Заключить договор и перевести накопления в иной НПФ.

Агентство по страхованию вкладов – базис системы гарантирования, реализующий следующие задачи:

  • Предоставление гарантийного возмещения в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инвестирование средств участников фонда для их приумножения;
  • Сбор и контроль за поступлением гарантийных взносов;
  • Контроль за деятельностью и принятие мер по ликвидации недобросовестных участников системы.

Особенности АСВ:

  1. Обеспечивает выплаты в случае наступления страхового случая из специального фонда;
  2. Размер предусмотренной гарантированной выплаты включает суммы, размещенные в специальной части лицевого счета (дополнительные доходы от инвестирования не учитываются);
  3. Формирует реестр участников фонда и осуществляет их учет.

Вхождение в АСВ для НПФ считается обязательным. При отказе агентства во включении негосударственного пенсионного фонда в реестр, последний обязан прекратить деятельность и передать имеющиеся резервы под управление государственного внебюджетного фонда.

Условия включения НПФ в реестр системы гарантирования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Успешное прохождение проверки, организуемой ЦБ РФ;
  • Внесение обязательных взносов;
  • Проведение процедуры акционирования.

На официальном ресурсе агентства имеется перечень негосударственных пенсионных фондов, вошедших в реестр участников системы гарантирования. Среди таковых представлены (перечень не полный):

  1. ВТБ ПФ;
  2. Будущее;
  3. Лукойл-Гарант;
  4. ГАЗФОНД пенсионные накопления;
  5. Русский Стандарт НПФ;
  6. НПФ Сбербанк;
  7. Национальный;
  8. КИТ Финанс;
  9. НАСЛЕДИЕ;
  10. Согласие.

Страховые случаи

Гарантированное возмещение пенсионных накоплений предоставляется при следующих обстоятельствах:

  • Отзыв/аннулирование лицензии НПФ;
  • Признание НПФ несостоятельным и инициирование в его отношении конкурсного производства;
  • Снижение резервов ПФР на уровень, ниже минимально установленного порога;
  • Недостаточность величины взносов в момент выплаты застрахованному лицу срочных пенсионных или накопительных выплат.

Фонд пенсионных накоплений при АСВ


Гарантированные пенсионные выплаты формируются внутри специального фонда, находящегося под управлением АСВ, а их аккумулирование осуществляется из следующих источников:

  1. От взносов НПФ-участников:
  2. За счет накоплений граждан;
  3. Взносы ПФР;
  4. Выручка от инвестиционной деятельности и проектов;
  5. Пени, взимаемые за несвоевременное исполнение обязательств участниками.

Основные моменты формирования фонда:

  • Законом предусмотрены минимальные лимиты взносов участников и объем резервов фонда;
  • Ставка по взносам устанавливается/корректируется ЦБ РФ;
  • Уплата взносов – обязанность страховщика, последний срок перечисления платежа - 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • За несвоевременное исполнение обязательства по уплате взноса назначается пеня в размере 0,1% от суммы недоимки;
  • Накопленные резервы фонда распределяются по следующим направлениям:
  1. Выплата гарантийного возмещения при отзыве лицензии у НПФ или наступлении иного страхового случая;
  2. Обеспечение деятельности системы и покрытие расходов с ней связанных;
  • Задачи, которые решает фонд:
  1. Обеспечение сохранности накоплений граждан;
  2. Обеспечение соблюдения прав вкладчиков.

Заключение

С целью обеспечения пенсионных прав на законодательном уровне была создана специальная система гарантирования. Ее действие обусловлено тем фактом, что многие граждане предпочитают размещать свои накопления на счетах негосударственных пенсионных фондов, которые, в свою очередь, могут лишиться лицензии или признать себя несостоятельными.

Выплаты по страховым случаям осуществляются из резервного фонда, а его управлением занимается агентство по страхованию вкладов.

Чтобы НПФ мог вести деятельность и заключать договоры с гражданами, ему потребуется попасть в реестр АСВ, в противном случае действия будут признаны незаконными.

Для того, чтобы защитить интересы застрахованных лиц, правительством была создана специальная система, являющаяся гарантом сохранения всех пенсионных накоплений. Такая система должна существенно снизить все риски, связанные с убытками от инвестирования пенсионных накоплений, а также с нестабильной деятельностью фондов и управляющих компаний.

Что такое система гарантирования пенсионных накоплений? Как она работает и какие составляющие в нее входят? Сколько негосударственных пенсионных фондов приняли участие в этой программе? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

На что нацелена система гарантирования?

Система гарантирования призвана защищать законные интересы и права граждан, застрахованных в системе ОПС. Тем самым устанавливается ответственность всех негосударственных пенсионных фондов за сохранность накоплений граждан. В этих целях в Агентстве по страхованию вкладов открыт фонд гарантирования пенсионных накоплений, сюда каждый год поступают средства от всех участников рынка ОПС, входящих в реестр. Данные средства нацелены на использование при наступлении гарантийных случаев, а именно:

  • аннулирования лицензии НПФ;
  • недостаточности средств у НПФ на момент времени, когда застрахованному лицу необходимо устанавливать выплату за счет пенсионных накоплений;
  • снижение размера резервных средств ПФР по ОПС.


Все гарантийные случаи предусмотрены Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования» от 28.12.2013 № 422-ФЗ. В любом гарантийном случае недостаток средств по накоплениям будет возмещен Агентством по страхованию вкладов. Помимо этого, в системе гарантирования предусмотрено создание резервных средств по ОПС фондом – участником, в целях восполнения дефицита средств пенсионных накоплений.

НПФ, вошедшие в систему гарантирования

Организации, желающие получить лицензию НПФ, должны были подать заявление в Банк России до 31 декабря 2015 года. Летом 2016 года ЦРБ завершил рассмотрение ходатайств НПФ об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Оценка организаций, желающих войти в реестр негосударственных пенсионных фондов, была осуществлена по конкретным показателям:

  • наличие собственного капитала в достаточном объеме;
  • инвестиционная деятельность;
  • хорошая деловая репутация;
  • система внутреннего контроля и управление рисками.

По итогам рассмотрения в систему вошло 46 НПФ, в которых было зарегистрировано 29,01 млн. застрахованных лиц, за счет которых сформировано 1 989,73 млрд. рублей накоплений. До этого в системе ОПС работало 93 НПФ. Организации, лицензия которых была аннулирована или на их деятельность по ОПС введен запрет, должны были передать все накопления ПФР. Страховщиком граждан, застрахованных в этих компаниях, автоматически стал ПФР, а средства по накоплениям передались в инвестиционный портфель ВнешЭкономБанка, который является государственной управляющей компанией ПФР.

Если средств пенсионных накоплений, передаваемых из НПФ, которые не вошли в систему гарантирования, в ПФР недостаточно, Банк России возмещает ПФР недостающие деньги до гарантируемой величины (с учетом номинала страховых взносов).

Согласно Федеральному закону № 422 страховщиком по ОПС может быть ПФР или НПФ, входящий в систему гарантирования в ОПС. ПФР инвестирует пенсионные накопления через Внешэкономбанк, который является государственной управляющей компанией, а также через частные управляющие компании.

Согласно статье 22 Федерального закона № 422 запрет на деятельность в системе страхования действует до аннулирования лицензии НПФ либо до вынесения заключения о соответствии указанного НПФ согласно требованиям статьи 19 этого же закона.

Уровни системы гарантирования

Система гарантирования пенсионных накоплений состоит из 2 уровней:

  1. Внутренние резервные фонды, сформированные НПФ, которые направлены на обеспечение гарантий выплат накопительной части пенсии;
  2. Общенациональный гарантийный фонд пенсионных накоплений, которым управляет АСВ (Агентство по страхованию вкладов).

Система гарантирования первого уровня, а именно создание внутреннего резервного фонда, работает по следующей схеме. Средства, поступающие в фонд НПФ, государственной или частной управляющей компании, с целью получения прибыли инвестируются в различные проекты, регламентируемые государством.

После инвестиционной деятельности указанные компании, подсчитывают прибыль, из нее 15% уходит на выплату вознаграждений за управляющую деятельность, а оставшаяся часть – на формирование накоплений и внутренний резервный фонд. При этом на инвестиционную деятельность можно направить и средства резервного фонда.

Максимальное количество средств, поступающих в резервный фонд, составляет 10% от полученного дохода. А при отсутствии дохода в резервный фонд идет 1% от суммы накоплений. Это означает, что если даже УК или НПФ не получили доход, что вполне вероятно в существующей экономической ситуации государства, они обязаны внести средства в резервный фонд, но только за счет пенсионных накоплений.

Система гарантирования второго уровня

Система гарантирования второго уровня подразумевает создание общенационального гарантийного фонда под управлением АСВ. Деятельность агентства по страхованию вкладов напрямую связана со страхованием пенсионных накоплений. Агентство формирует фонд гарантирования пенсионных накоплений путем сбора гарантийных взносов, одновременно контролирует полноту и своевременность поступления взносов в фонд. Указанные взносы вносятся из собственных активов НПФ или фондов-участников в системе ОПС.

Как осуществляется гарантирование пенсионных накоплений со стороны АСВ, объясняет пример. Если НПФ, который выбрал гражданин в качестве страховщика пенсионных накоплений, объявил о банкротстве или лишился лицензии, выплаты по текущим обязательствам не прекратятся и не задержатся. Пенсионер даже не почувствует эти изменения, он продолжит получать свои средства в том же режиме, только они будут начислены от Агентства страхования вкладов. При этом сумма назначенных пенсий гарантируется в полном объеме и не подлежит уменьшению.

Заключение

Система гарантирования прав застрахованных лиц призвана установить ответственность НПФ за сохранность пенсионных накоплений граждан. В связи с этим Агентством по страхованию вкладов был создан резервный фонд, средства из которого будут выплачиваться застрахованным лицам при банкротстве или ликвидации пенсионного фонда.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!


28 июня 2016 года последний негосударственный пенсионный фонд (НПФ «Образование») был принят в систему гарантирования пенсионных накоплений. Таким образом, Центробанк завершил отбор негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в данную систему.

Всего в систему гарантирования регулятором было принято 46 НПФ. АО «Негосударственный пенсионный фонд «СтальФонд» 17 марта был исключен из системы по причине реорганизациии в форме присоединения к АО “НПФ “Будущее”. Всего под управлением фондов вошедших в систему гарантирования находится 2 трлн руб. пенсионных накоплений. Следует отметить, что с декабря 2014 года заявки на вступление в систему гарантирования подавали 89 фондов. Около половины претендентов не удовлетворили требования Центробанка.

Счастливчиков, которые вошли в систему, в ближайшее время ожидает комплексная проверка регулятора (ЦБ). По сложности она будет приближена к той, которую они проходили при вступлении в систему гарантирования.

Ниже размещаем список НПФ вошедших в систему гарантирования пенсий.

Дата внесения в реестр

Полное и сокращенное фирменное наименование

Открытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления»
ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления»

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка»
АО «НПФ Сбербанка»

Закрытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Промагрофонд»
ЗАО «НПФ «Промагрофонд»

Закрытое акционерное общество «КИТФинанс негосударственный пенсионный фонд»
ЗАО «КИТФинанс НПФ»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ»
АО «НПФ «БУДУЩЕЕ»

до переименования ‒
ОАО “НПФ “БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС”

Закрытое акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Наследие»
ЗАО «НПФ «Наследие»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики»
АО «НПФ электроэнергетики»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»

Негосударственный пенсионный фонд «РЕГИОНФОНД» (Акционерное общество)
НПФ «РЕГИОНФОНД» (АО)

Открытое акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС»
ОАО «НПФ РГС»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Телеком-Союз»
АО «НПФ «Телеком-Союз»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Доверие»
АО «НПФ «Доверие»

Негосударственный пенсионный фонд «Европейский пенсионный фонд» (Акционерное общество)
НПФ «Европейский пенсионный фонд» (АО)

Акционерное общество негосударственный пенсионный фонд «Владимир»
АО НПФ «Владимир»

Акционерное общество Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «БОЛЬШОЙ»
АО МНПФ «БОЛЬШОЙ»

Акционерное общество «Национальный негосударственный пенсионный фонд»
АО «Национальный НПФ»

Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд
АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд

Закрытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд УРАЛСИБ»
ЗАО «НПФ УРАЛСИБ»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «САФМАР»
АО НПФ «САФМАР»

до переименования ‒
ЗАО НПФ “Райффайзен”

Закрытое акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Социум»
ЗАО «НПФ «Социум»

Негосударственный пенсионный фонд «Русский Стандарт» (Закрытое акционерное общество)
НПФ «Русский Стандарт» (ЗАО)

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Магнит»
АО «НПФ «Магнит»

Открытое акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Согласие»
ОАО «НПФ Согласие»

Закрытое акционерное общество «Оренбургский негосударственный пенсионный фонд «Доверие»
ЗАО «Оренбургский НПФ «Доверие»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз»
АО «НПФ «Сургутнефтегаз»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «НЕФТЕГАРАНТ»
АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ»

Открытое акционерное общество «Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «АКВИЛОН»
ОАО «МНПФ «АКВИЛОН»

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Стройкомплекс»
АО «НПФ «Стройкомплекс»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Оборонно-промышленный фонд им. В.В. Ливанова»
АО НПФ «ОПФ»

Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд «УГМК-Перспектива»
АО НПФ «УГМК-Перспектива»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Алмазная осень»
АО «НПФ «Алмазная осень»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука»
АО «НПФ «Образование и наука»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие»
АО «НПФ «Социальное развитие»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Первый промышленный альянс»
АО «НПФ «Первый промышленный альянс»

Акционерное общество «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд»
АО «Ханты-Мансийский НПФ»

Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд «Атомфонд»
АО НПФ «Атомфонд»

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Транснефть»
АО «НПФ «Транснефть»

Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд «Роствертол»
АО НПФ «Роствертол»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Волга-Капитал»
АО «НПФ «Волга-Капитал»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Гефест»
АО «НПФ «Гефест»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Капитан»
АО НПФ «Капитан»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Оборонно-промышленного комплекса»
АО «НПФ ОПК»

Негосударственный пенсионный фонд «Профессиональный» (Акционерное общество)
НПФ «Профессиональный» (АО)

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд АВТОВАЗ»
АО «НПФ АВТОВАЗ»

Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд «Альянс»
АО НПФ «Альянс»

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Образование»
АО «НПФ «Образование»

С самого начала создания системы негосударственных пенсионных фондов государство предусмотрело ряд довольно строгих критериев, которым должна соответствовать организация, претендующая на получение соответствующей лицензии.

В частности, для этого законом были установлены пороговые уровни уставного капитала и резервного фонда, которыми необходимо обладать фонду, прежде чем получить право в принципе работать с пенсионными средствами.

Система контроля деятельности НПФ

Действующая система надзора и контроля над деятельностью НПФ в основном построена на косвенных ограничениях и ряде законодательных актов, обязывающих фонды соблюдать правила, установленные государством. В числе таких мер контрольного характера, которые напрямую касаются финансовой деятельности, можно выделить:

  • исчерпывающий перечень разрешенных активов, в которые НПФ может вкладывать пенсионные средства;
  • ежегодный аудиторский контроль бухгалтерской отчетности;
  • ежегодная актуарная оценка деятельности фонда по сумме показателей;
  • ежемесячная (ежеквартальная) оперативная отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам;
  • ежегодное опубликование в СМИ результатов деятельности фонда за истекший финансовый год.

В соответствии с законодательством, деятельность НПФ контролируют: Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство юстиции, специализированный депозитарий и так далее.

Несмотря на все это, наши российские граждане не питают особого доверия к НПФ. В определенной степени такие опасения справедливы, так как по долгам того же Пенсионного фонда государство несет субсидиарную ответственность - это прямо прописано в законе. Что же касается НПФ, то до текущего года это были по статусу некоммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Включение НПФ в систему страхования вкладов

Однако, в конце 2013 года был принят пакет законов, резко меняющих ситуацию в сфере деятельности НПФ. Создается система гарантирования сохранности пенсионных накоплений (№422-ФЗ от 28.12.2013 г), включающая в себя:

  • создание в каждом фонде резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • создание федерального фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН).

Для того чтобы вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений, негосударственный пенсионный фонд обязан поменять организационно-правовую форму: стать акционерным обществом (АО).

Все НПФ, ставшие участниками системы гарантирования вкладов, будут обязаны вносить определенные гарантийные взносы в ФГПН. Регулятором этого фонда назначена государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). При наступлении страхового случая – невозможности отвечать по своим обязательствам (отзыва лицензии, банкротства), недостающие средства будут восполняться из гарантийного фонда.

Участником системы гарантирования становится и Пенсионный фонд. При аннулировании деятельности НПФ-участника системы, пенсионные средства застрахованных лиц будут переведены из гарантийного фонда на счет застрахованного лица в ПФР.

Важно: законом №422-ФЗ устанавливаются гарантии только по обязательному пенсионному страхованию (по негосударственному пенсионному обеспечению планируется отдельный правовой акт)!

Изменение условий для вкладчиков-участников НПФ

Закон ввел существенные ограничения, касающиеся правил перевода средств из одного фонда в другой, и в отношении застрахованных лиц.

Так, полные гарантии сохранности пенсионных накоплений и полученного дохода будут только у тех, кто меняет фонд не реже 1 раза в пять лет. В случае, если участник осуществляет переход до истечения пятилетнего периода — средства пенсионных накоплений будут переведены по номиналу поступления (без дохода за истекший в фонде период) и без возмещения, в случае отрицательной доходности.

Таким образом, всем кто будет хранить свои пенсионные накопления в НПФ — гарантируют при назначении пенсии сохранность пенсионных средств в размере, не меньше вложенного номинала(!).

Все вступившие в систему гарантирования фонды будут зарегистрированы в реестре АСВ, в противном случае на деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию будет наложен запрет Банка России.


У кого и на каких счетах формировались пенсионные накопления? Когда стало возможным забрать накопления, а так же в какой форме они могут быть выплачены – читайте здесь


ССГПС и СНИЛС – в чем отличия? Для чего нужно страховое пенсионное свидетельство, а также какие данные хранятся на индивидуальных лицевых счетах граждан?



Базовая, страховая и накопительная части пенсии – в чем основные отличия между ними? Как формируются пенсионные накопления, а также как и когда можно будет их получить - смотрите подробности здесь

Читайте также: