Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий 1956

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

Краткое содержание:

Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

-службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

-также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

-время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

" в конце слова из фразы. Например:

Критерий близости

" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

Релевантность выражений
Поиск в интервале


Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]

Карточка

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]. - Москва : [б. и.], 1956. - 47 с.; 25 см.
Пенсии и пособия

Marc21

LDR01001nam#a22002532ia4500
001008287471
003ELAR
00520160210153442.4
008160210s1956####ru#|||||#||||||||#||rus#d
017##
$a 57-2487
$a 56-79353
$a 56-79354
035##
$a (RuMoELAR)lacunas1917-79-112762
040##
$a RuMoRGB
$b rus
$c ELAR
$e rcr
0410#
$a rus
044##
$a ru
084##
$a У9(2)272.22б4
$2 rubbk
084##
$a Х627.6-324"1956"
$2 rubbk
084##
$a У9(2)272.22.4б
$2 rubbk
1101#
$a СССР
$b Совет Министров
24500
$a Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий
$h [Текст] :
$b [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]
260##
$a Москва
$b [б. и.]
$c 1956
300##
$a 47 с.
$c 25 см
650#7
$a Пенсии и пособия
$2 RKP
7101#
$a СССР
$t Законы и постановления. Закон о государственных пенсиях
979##
$a fb20vrus

Описание

ЗаглавиеПоложение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]
Дата поступления в ЭК 10.02.2016
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данныеМосква : [б. и.], 1956
Физическое описание47 с.; 25 см
ТемаПенсии и пособия
BBK-кодУ9(2)272.22б4
Х627.6-324"1956"
У9(2)272.22.4б
ЯзыкРусский

Состав

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]. - Москва : [б. и.], 1956. - 47 с.; 25 см.
Прил.: [Разъяснение Министерства социального обеспечения РСФСР] : Министрам социального обеспечения АССР, заведующим областными, краевыми, городскими и районными отделами социального обеспечения №-1-767-9 2 ноября 1956 г. - 1956. - 2 с. ещё
Хранение: FB Б 178/280;
Хранение: FB Арх;
Хранение: FB Б 225/81;

СССР. Совет Министров.

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]. - Москва : [б. и.], 1956. - 47 с.; 25 см.
Прил.: [Разъяснение Министерства социального обеспечения РСФСР] : Министрам социального обеспечения АССР, заведующим краевыми, областными, городскими и районными отделами социального обеспечения. № 40-1827. 29 сент. 1956 г. - 1956. - 2, 3 с. ещё
Хранение: FB Б 178/280;
Хранение: FB Арх;
Хранение: FB Б 225/81;

СССР. Совет Министров.

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий [Текст] : [Утв. Советом Министров СССР 4/VIII 1956 г.]. - Москва : [б. и.], 1956. - 47 с.; 25 см.
Прил.: [Разъяснение Министерства социального обеспечения РСФСР] : Заведующим областными, краевыми, городскими и районными отделами социального обеспечения, министрам социального обеспечения СССР. № 40-1826. 29 сент. 1956 г. - 1956. - 7 с. ещё
Хранение: FB Б 178/280;
Хранение: FB Арх;
Хранение: FB Б 225/81;

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 10 октября 2016 г. по делу N 33-17352/2016

Судья Л.Б. Сафина

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,

судей А.В. Мелихова, Н.Н. Моисеевой,

при секретаре судебного заседания Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 июня 2016 года, которым в удовлетворении его требований к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г. Казани об установлении права на расчет стажа на соответствующих видах работах с включением в льготный стаж службы в Армии, перерасчете пенсии отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г. Казани - З., судебная коллегия

Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г. Казани об установлении права на расчет стажа на соответствующих видах работах с включением в льготный стаж периода службы в Армии и перерасчете пенсии.

В обоснование требований указывается, что с 1 июля 2011 года ему была установлена трудовая пенсия по старости, размер которой по состоянию на 1 марта 2016 года составил 15 535 руб. 14 коп.

При оформлении пенсии истцу были даны разъяснения, что расчет пенсии произведен с учетом стажа по Списку N 1 продолжительностью 10 лет. В ответ на его письмо о несогласии с размером пенсии был получен ответ об отказе в перерасчете пенсии.

Истец полагает такой отказ незаконным, поскольку его стаж по Списку N 1 на 01 января 2002 года составил 16 лет 8 месяцев 26 дней. При этом, работа с вредными условиями следовала непосредственно после службы в составе вооруженных сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года, поэтому служба подлежала включению в льготный стаж. В связи с этим, его стажевый коэффициент должен быть определен в размере 61%.

С учетом изложенного, просит суд включить период службы в составе вооруженных сил СССР в льготный стаж, возложив на ответчика обязанность по перерасчету пенсии, и произвести доплату с учетом выплаченных сумм пенсии с 01 июля 2011 года.

Представитель ответчика в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом вынесено решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что при определении специального стажа должно было применяться Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, поскольку период срочной службы в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, и с учетом выполняемой им работы по Списку N 1 после службы, он подлежал включению в льготный стаж.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на удовлетворение апелляционной жалобы возражал.

Истец в судебное заседание не явился, о явке извещен по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в момент назначения истцу досрочной трудовой пенсии, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имели страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Как усматривается из материалов дела, решением пенсионного органа Г. с 01 июля 2011 года была назначена досрочная трудовая пенсия, на момент назначения которой специальный стаж истца по Списку N 1 составил 22 года 02 мес. 24 дня.

При этом период его службы в составе вооруженных сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года в специальный стаж не был зачтен.

Отказывая в удовлетворении заявленных им требований о зачете периода срочной службы в специальный стаж и перерасчете назначенной пенсии, суд первой инстанции исходил из отсутствия на это правовых оснований.

Вместе с тем, с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.

В период службы Г. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях ( Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период прохождения службы приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В данном случае истец просил приравнять период службы в армии с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года к работе по Списку N 1 с 12 июля 1982 года по 23 марта 1987 года.

В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что к спорным отношениям Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшее на период прохождения истцом службы), применению не подлежит, Судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права является основанием для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ решение суда об отказе в установлении права истца на расчет стажа на соответствующих видах работ с включением в льготный стаж периода срочной службы, перерасчете пенсии является необоснованным, потому оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 199 , 328 , пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 июня 2016 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым признать за Г. право на расчет стажа на соответствующих видах работ для определения размера пенсии с включением в льготный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 16 мая 1980 года по 10 мая 1982 года.

Возложить на Управление Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе г. Казани обязанность по перерасчету пенсии Г. с 1 июля 2011 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



VIII. ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА

108. В общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

В частности, в стаж засчитывается:

а) работа в качестве рабочего или служащего, выполнявшаяся на дому;

б) работа по найму до установления Советской власти.

Работа эвакуированных рабочих и служащих в колхозах в период Великой Отечественной войны засчитывается в стаж независимо от формы оплаты их труда.

Выполнение для отдельных граждан кратковременных, случайных и мелких работ, на которых работник не подлежал государственному социальному страхованию, не засчитывается в стаж.

Работа граждан СССР по найму за границей засчитывается в стаж, дающий право на пенсию. Вопрос о зачете этой работы в стаж для получения пенсии на льготных условиях или в льготных размерах разрешается в каждом отдельном случае в индивидуальном порядке министерствами социального обеспечения союзных республик.

109. Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:

а) всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию;

б) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если данный работник был направлен (рекомендован) из числа рабочих и служащих в колхоз в соответствии с решениями советских или партийных органов;

в) работа члена колхоза в машинно-тракторной или специализированной (лугомелиоративной, лесозащитной и т.п.) станции в качестве механизатора за время до установления штатных должностей механизаторов, если впоследствии колхозник был зачислен в штат машинно-тракторной или специализированной станции. При этом рабочим, которые зачислены в штат в качестве постоянных рабочих, а до этого работали в машинно-тракторной или специализированной станции также на постоянной работе, эта работа засчитывается в стаж с включением межсезонных перерывов;

г) служба в военизированной охране, в органах специальной связи или в горноспасательной части (независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания);

д) работа в качестве члена артели промысловой кооперации (кооперативной промысловой артели или кооперативной артели инвалидов), выполнявшаяся в общих мастерских или в условиях надомного труда, а также работа в артели в качестве ученика (независимо от членства в артели);

е) работа, выполнявшаяся в порядке трудовой повинности;

ж) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы;

з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;

и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;

к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке;

л) пребывание на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по политическим причинам.

При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В общий трудовой стаж засчитывается также время фактического ухода за инвалидом I группы из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, члену семьи инвалида либо другому лицу на основании решения исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту жительства инвалида. В таком же порядке засчитывается в общий трудовой стаж время фактического ухода за инвалидом I группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания члену семьи инвалида.

(в ред. Постановления Совмина СССР от 12.03.85 N 220)

110. Работа на Крайнем Севере и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время с 1 августа 1945 г., а также работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, на работников которых были распространены льготы, установленные для работающих на Крайнем Севере или в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время со дня распространения этих льгот до 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в двойном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные для работающих в этих районах, местностях, на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, N 7, ст. 45).

111. Работникам, которые были переведены на работу в другую местность в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1940 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1940, N 42), кроме случаев перевода в связи с понижением в должности в порядке дисциплинарного взыскания, прибавляется один год к стажу работы - предыдущей или последующей, по выбору обратившегося за пенсией.

112. При назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.

Работа в течение полного сезона на торфоразработках, лесозаготовках и лесосплаве засчитывается за год работы.

Остальные сезонные работы засчитываются в стаж работы по их фактической продолжительности.

Работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей систем Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства мясной и молочной промышленности СССР, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности засчитывается начиная с сезона 1967 года в стаж, дающий право на пенсию, за год работы.

(в ред. Постановления Совмина СССР от 25.05.84 N 494)

113. Работа в лепрозорных и противочумных учреждениях засчитывается в стаж в двойном размере.

114. Работникам, которые работали в качестве рабочих или служащих до временной оккупации неприятелем соответствующей части территории СССР в период Великой Отечественной войны, пребывание на оккупированной неприятелем территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР, засчитывается в стаж работы, кроме случаев, когда они в указанный период совершили преступление против Родины.

115. Не засчитывается в стаж служба в полиции, жандармерии и иная служба, которая имела своим назначением борьбу с революционным движением.

Советы Министров союзных республик утверждают в случае необходимости перечни других должностей, служба на которых, протекавшая при буржуазных правительствах, не засчитывается в стаж работы.

116. Надбавки за непрерывный стаж начисляются независимо от того, когда рабочий или служащий имел этот непрерывный стаж: перед обращением за пенсией или когда-либо ранее.

Если рабочий или служащий обратился за пенсией после прекращения работы, то надбавка начисляется за непрерывный стаж, имевшийся ко дню прекращения работы или когда-либо ранее.

Вопросы сохранения непрерывного стажа при переходе с одной работы на другую разрешаются по тем же правилам, как и при назначении пособий по государственному социальному страхованию, за исключением правил зачета в непрерывный стаж работы в качестве члена колхоза в случае прекращения деятельности колхоза в связи с передачей земель совхозу или иному государственному предприятию (организации). При этом для начисления надбавки за непрерывный стаж работы, установленный абзацем вторым подпункта "а" пункта 20 настоящего Положения, правила сохранения непрерывного стажа работы при увольнении по собственному желанию не применяются, за исключением случаев увольнения беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до восьми лет, увольнения в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, уходом на пенсию по старости или по инвалидности, а также увольнения в связи с переездом на работу в другую местность в порядке организованного набора рабочих, сельскохозяйственного переселения или общественного призыва.

(в ред. Постановлений Совмина СССР от 13.04.73 N 252, от 30.06.83 N 584)

Непрерывная работа на данном предприятии, в учреждении, организации до установления Советской власти засчитывается в непрерывный стаж, если рабочий или служащий оставался на том же предприятии, в учреждении, организации после установления Советской власти и если стаж не прерывался в дальнейшем.

Абзац утратил силу.

(в ред. Постановления Совмина СССР от 30.06.83 N 584)

117. Доказательством стажа работы могут служить:

а) трудовые книжки, трудовые списки, послужные списки (в том числе по работе до установления Советской власти), членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов - все в отношении записей, внесенных на основании документов;

б) справки, удостоверения и тому подобные документы о работе, выданные с места работы;

в) справки вышестоящих учреждений той же системы, в которой работал данный рабочий или служащий (например, справки министерств, главных управлений, трестов, союзов промысловой кооперации и т.д.);

г) справки архивных учреждений.

Расчетные книжки и членские билеты профсоюзов могут служить доказательством стажа работы лишь при отсутствии других документов. При этом расчетные книжки могут служить доказательством стажа работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.

Работа у отдельных граждан (домашние работницы, шоферы и другие) подтверждается справками профсоюзных организаций, а при невозможности их получения - справками нанимателей. Подлинность подписи нанимателя должна быть заверена домоуправлением, жилищно-эксплуатационной конторой или сельским Советом. Справка нанимателя должна быть подтверждена актом обследования, составленным представителем районного (городского) отдела социального обеспечения с участием представителя домоуправления, жилищно-эксплуатационной конторы, уличного комитета или сельского Совета.

118. При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо ввиду отсутствия архивных данных недостающий для назначения пенсии стаж устанавливается комиссиями по назначению пенсий (пункт 153) на основании показаний двух или более свидетелей.

Недостающий для назначения пенсии стаж работы может устанавливаться на основании свидетельских показаний в тех случаях, когда не менее половины необходимого для назначения пенсии стажа подтверждено документами. Это правило применяется и для назначения пенсии на льготных условиях или в льготных размерах. Свидетельскими показаниями может быть установлено не более половины стажа работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях или в льготных размерах.

При установлении стажа работы по свидетельским показаниям необходимо, чтобы один из свидетелей знал заявителя по совместной работе с ним на одном предприятии, в учреждении, организации или в одной системе и подтвердил документами факт своей работы в период времени, когда работал совместно с заявителем. При этом не требуется, чтобы свидетель предъявлял документы о стаже работы за все то время, за которое он свидетельствует о работе заявителя.

Для назначения пенсии при неполном стаже свидетельскими показаниями может устанавливаться стаж той же продолжительности, которая подтверждена документами.

Министерствам социального обеспечения союзных республик предоставляется право в отдельных исключительных случаях, когда документы о стаже не сохранились в связи с временной оккупацией неприятелем соответствующей части территории СССР в период Великой Отечественной войны, эвакуацией или в связи со стихийными бедствиями (пожар, наводнение и другие), разрешать устанавливать по свидетельским показаниям более половины необходимого для назначения пенсии (в том числе на льготных условиях или в льготных размерах) стажа, а также устанавливать стаж, когда свидетель не имеет документов по совместной работе с заявителем.

Комиссии по назначению пенсий предоставляется право, не вызывая свидетелей для дачи личных показаний, ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке.

В отдельных случаях по просьбе рабочего или служащего или администрации предприятия, учреждения, организации по месту его последней работы комиссия может установить стаж, не подтвержденный документами, по свидетельским показаниям также и до наступления условий, дающих право на пенсию (например, до достижения возраста, необходимого для назначения пенсии по старости).

В решении комиссии должно быть указано, на каком именно предприятии, в учреждении, организации, с какого и по какое время и в качестве кого работал заявитель.

119. Стаж работы по найму за границей устанавливается по документам, легализованным Министерством иностранных дел СССР в установленном порядке.

При отсутствии документов об имеющемся стаже работы за границей и невозможности получения их ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо ввиду отсутствия архивных данных недостающий стаж работы за границей устанавливается комиссиями по назначению пенсий на основании показаний двух или более свидетелей. Если свидетели находятся за границей, то их письменные показания о стаже работы принимаются комиссиями к рассмотрению при условии легализации этих показаний Министерством иностранных дел СССР.

Документы о стаже работы, выданные органами государств, с которыми СССР заключил специальные соглашения по этому вопросу, принимаются к рассмотрению комиссиями по назначению пенсий без легализации документов Министерством иностранных дел СССР.

120. Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, пенсии назначаются, если две трети необходимого стажа приходится на работу в СССР.

Читайте также: