Начисление пенсии в украине с 1 октября


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.

С 1 января 2020 года в Украине увеличился размер минимальной пенсии, теперь она составляет 1638 грн. О том, каким образом она устанавливается, и кто имеет право на ее получение в свете последних изменений пенсионного законодательства, идет речь во многих публикациях. На эту тему ведутся дискуссии, приводятся комментарии чиновников, специалистов. Тема пенсии вообще и минимальной пенсии, в частности, обсуждают большинство граждан Украины, чей возраст приблизился к пенсионному.

  1. Пенсионные законы в Украине: кто имеет право на получение пенсии?
  2. Размер пенсии по возрасту
  3. Новая формула расчета пенсий в Украине
  4. Размер пенсии по инвалидности
  5. Размер пенсии в связи с утерей кормильца

2020-й также станет последним «льготным» годом пенсионного возраста для женщин. До 60 лет — в 59,5 — на пенсию смогут выйти только женщины, которые родились с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961-го. А рожденные после этого могут рассчитывать на пенсию лишь в 2021 году, то есть одновременно с мужчинами своего года рождения.

Разобраться в столь интенсивном потоке информации, выяснить правила и методику расчета пенсии в 2020 году и на последующие периоды поможет эта статья. В ней, в доступной форме содержатся основные сведения о пенсионной реформе, нарушены основные аспекты расчета пенсий и другие наиболее важные сведения о пенсионном обеспечении в Украине.

Пенсионные законы в Украине: кто имеет право на получение пенсии?

3 октября 2017 года на пленарном заседании Верховной Рады Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно повышения пенсий» (далее – Закон). Этот документ прошел трудны путь разработки, обсуждений и согласований, пока не приобрел статус Закона. После голосования в Парламенте документ был подписан Президентом Украины, и с 11 октября прошлого года вступил в действие.

Размер минимальной пенсии в Украине определяют по специальной формуле. Понять, как его высчитывают, просто. Важно помнить о нюансах при определении размера минимальных пенсий для отдельных категорий граждан, таких как:

  • переселенцы;
  • шахтеры;
  • медработники;
  • частные предприниматели;
  • полицейские;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий.

Начисление пенсии в 2020 году в Украине, обозначенным выше категориям граждан, реализуется с использованием специальных данных. Вся сложность вычисления обусловлена множеством законодательных актов (их более 24). Постановления Кабинета министров Украины также играют важную роль в установлении размера минимальных пенсий. Существует три вида таких выплат:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • в связи с утерей кормильца.


Полный перечень лиц, имеющих право на начисление пенсии в Украине, обозначен в ст. №8 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  1. Солидарная система. Граждане Украины, которые застрахованы в соответствии с настоящим Законом и достигли установленного действующим законодательством пенсионного возраста;
  2. Солидарная система. Лица с инвалидностью, которые имеют необходимый для назначения соответствующего вида пенсии страховой стаж, а в случае смерти этих лиц - члены их семей, и другие лица, предусмотренные законодательством;
  3. Солидарная система. Граждане, которым назначена пенсия в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении" (кроме социальных пенсий)
  4. Солидарная система. Лица, которым была назначена пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) по другим законодательным актам, но они имели право на назначение пенсии по Закону Украины "О пенсионном обеспечении" - при условии, если они не получают пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание) из других источников;
  5. Накопительная система. Застрахованные лица и члены их семей и/или наследники - пожизненная пенсия и единовременная выплата за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
  6. Обе системы. Лица, которые не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, но добровольно платили страховые взносы в порядке и размерах, установленных законом, в солидарную систему и/или накопительную системы пенсионного страхования, имеют право на условиях, определенных Законом, на получение пенсии и социальных услуг за счет средств пенсионного фонда и / или получения пожизненной пенсии или единовременной выплаты за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
  7. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение пенсионных выплат и социальных услуг из системы общеобязательного государственного пенсионного страхования наравне с гражданами Украины на условиях и в порядке, предусмотренных Законом, если иное не предусмотрено международными договорами.

Начисление пенсии осуществляют определенным образом в случае, если гражданин трудился на одном из видов предприятий или производств, перечисленных в следующих списках (но только на территории Украины):

  1. Список №1 (предприятия с вредными, тяжелыми условиями труда).
  2. Список №2 (предприятия с менее тяжелыми условиями труда, при начислении пенсии после работы на них также учитывают средний заработок).

Особенности начисления пенсии по Списку 1 в Украине раскрыты в законе №1788:

  • для мужчин – если возраст более 50 и длительность непрерывной работы не менее 20 лет (в соответствии с новой редакцией закона – более 25);
  • женщины – если возраст 45 (по новым нормам – 50) и стаж 15 лет (сегодня – 20).

Имеются свои нюансы при начислении пенсии в Украине. Это касается переходных периодов (учитывается заработная плата, её минимальная величина). Они продлены до 01.04.24 г.:

  1. Повышение пенсионного возраста для женщин на 5 лет (с 45 до 50);
  2. Увеличение суммарного времени работы для оформления льготной пенсии по Списку №1:
  • мужчины – с 20 до 25 лет;
  • женщины – с 15 до 20 лет.

Размер пенсии по возрасту

Размер минимальной пенсии в Украине определяется Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и не может быть меньше размера прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Для этого, страховой стаж должен быть не менее 27 лет.

Минимальный размер пенсии, который определен законом, отражен в таблице с учетом предыдущих двух лет.

Период Минимальная пенсия
1 января 2016 1074 грн.
1 мая 2016 1130 грн.
1 декабря 2016 1247 грн.
1 мая 2017 1312 грн.
1 октября 2017 1373 грн.
1 июля 2018 1435 грн.
1 декабря 2018 1497 грн.
1 июля 2019 1564 грн.
1 января 2020 1638 грн.

С 1 января 2020 года для лиц, достигших 60-летнего возраста, минимальный размер пенсии при наличии 27 лет страхового стажа устанавливается в размере 40% от минимальной заработной платы, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

Начиная с 01.01.2018 г. право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет имеют лица при наличии страхового стажа:

Период Страховой стаж
01.01.2018 - 31.12.2018 не менее 25 лет
01.01.2019 - 31.12.2019 не менее 26 лет
01.01.2020 - 31.12.2020 не менее 27 лет
01.01.2021 - 31.12.2021 не менее 28 лет
01.01.2022 - 31.12.2022 не менее 29 лет
01.01.2023 - 31.12.2023 не менее 30 лет
01.01.2024 - 31.12.2024 не менее 31 лет
01.01.2025 - 31.12.2025 не менее 32 лет
01.01.2026 - 31.12.2026 не менее 33 лет
01.01.2027 - 31.12.2027 не менее 34 лет
с 01.01.2028 не менее 35 лет

В случае отсутствия необходимого страхового стажа, указанного в таблице выше, право на назначение пенсии по возрасту по достижении 63-летнего возраста имеют лица при наличии следующего страхового стажа:

Период Страховой стаж
01.01.2018 - 31.12.2018 от 15 до 25 лет
01.01.2019 - 31.12.2019 от 16 до 26 лет
01.01.2020 - 31.12.2020 от 17 до 27 лет
01.01.2021 - 31.12.2021 от 18 до 28 лет
01.01.2022 - 31.12.2022 от 19 до 29 лет
01.01.2023 - 31.12.2023 от 20 до 30 лет
01.01.2024 - 31.12.2024 от 21 до 31 года
01.01.2025 - 31.12.2025 от 22 до 32 лет
01.01.2026 - 31.12.2026 от 23 до 33 лет
01.01.2027 - 31.12.2027 от 24 до 34 лет
с 01.01.2028 от 25 до 35 лет

Если необходимый страховой стаж менее значений, которые указаны в таблицах выше, то с 1 января 2020 года право на назначение пенсии по возрасту по достижении 65-летнего возраста имеют лица при наличии следующего страхового стажа:

Период Страховой стаж
01.01.2019 - 31.12.2019 от 15 до 16 лет
01.01.2020 - 31.12.2020 от 15 до 17 лет
01.01.2021 - 31.12.2021 от 15 до 18 лет
01.01.2022 - 31.12.2022 от 15 до 19 лет
01.01.2023 - 31.12.2023 от 15 до 20 лет
01.01.2024 - 31.12.2024 от 15 до 21 года
01.01.2025 - 31.12.2025 от 15 до 22 лет
01.01.2026 - 31.12.2026 от 15 до 23 лет
01.01.2027 - 31.12.2027 от 15 до 24 лет
с 01.01.2028 от 15 до 25 лет



Начиная с 1 января 2028 года, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия по возрасту назначается независимо от возраста.


Проблема изменения пенсионного возраста в сторону его увеличения является актуальной для целого ряда стран. Например, в Польше планируют повысить пенсионный возраст до 67 лет, в Латвии – до 65 лет для мужчин и женщин, в Израиле – до 64 лет. Премьер-министр Швеции и вовсе предлагает увеличить пенсионный возраст до 75 лет.


Пенсионный возраст в других странах:

  • Германия: 65-67
  • Великобритания: 65-67
  • Дания: 65-67
  • Исландия: 67
  • Грузия: 60 и 67 лет
  • Канада: 65
  • Нидерланды: 65
  • Финляндия: 62-68
  • Эстония: 65
  • Япония: 65

Новая формула расчета пенсий в Украине

Согласно пенсионной реформе новый алгоритм расчета выглядит следующим образом:

P = Zз × Kз × Kc,

P – пенсия, выраженная в гривнах;

Zз – размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии;

Kз – коэффициент заработной платы (соотношение между средней выплатой по стране и той, которую на тот момент получал пенсионер. Так, если, к примеру, зарплата за выбранный период в два раза превышала среднюю по стране, то коэффициент зарплаты будет равен 2, если на 50% – 1,5);

Kc – коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы на величину оценки 1-го года страхового стажа, который с 1 января 2018 года составляет 1 (до этого был 1,35).

Вычисление каждого значения, в зависимости от минимальной зарплаты, выполняется индивидуально. Пенсия зависит от каждого показателя.

В законодательстве установлен порядок вычисления коэффициента стажа отчислений в Пенсионный фонд Украины – Kc. Для расчета применяется формула:

Kc = (Cm × Bc)/(100% × 12),

Cm – суммарное количество календарных месяцев, в течение которых производились отчисления в фонд;

Bc – оценка страхового стажа за 12 месяцев (обязательно выражается в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки 1-го года страхового стажа равняется 1%.

Размер пенсии по инвалидности

Лица, имеющие одну из трех групп инвалидности имеют право на получение пенсии при наличии соответствующего стажа. При это не имеет значения, когда произошла полная или частичная потеря трудоспособности - до устройства на работу, в период работы или по ее окончанию.

В зависимости от группы инвалидности законодательно установлен размер пенсии в процентном отношении от пенсии по возрасту:

  • I группа - 100%
  • II группа - 90%
  • III группа - 50%

Согласно действующего законодательства, причина, группа, время инвалидности и срок устанавливает орган медико-социальной экспертизы.

Лица, с первой, второй и третьей группами инвалидности имеют право на получение пенсионного обеспечения при наличии страхового стажа, указанного ниже, в день обращения за пенсией или на время наступления инвалидности:


Неработающие лица с инвалидностью II и III групп имеют право выбора в назначении пенсии. Они могут выбрать начисление пенсии согласно общим условиям пенсии по возрасту, описанным в разделе выше. Для второй группы инвалидности достаточно наличия следующего страхового стажа:


Размер пенсии в связи с утерей кормильца

Данный вид пенсии в солидарной системе назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, при наличии у кормильца на день смерти страхового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по III группе инвалидности (см. раздел выше).

Страховой стаж не имеет значения в том случае, если умерший был уже пенсионер либо лицо, которое получило инвалидность в период прохождения срочной военной службы.

Размер пенсии в связи с утерей кормильца равен:

  • 50% от размера пенсии по возрасту умершего на 1 нетрудоспособного члена семьи;
  • 100% - да 2-х и более нетрудоспособных членов семьи;
  • Дети-сироты получат пенсионное обеспечение согласно пенсии по возрасту каждого родителя.

На всех членов семьи, имеющих право на пенсию в связи с потерей кормильца, назначается одна общая пенсия. По требованию одного из членов семьи его часть пенсии могут выплачивать отдельно.

Пенсия по случаю утери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособным или пожизненно, если член семьи уже достиг пенсионного возраста.

Кабмин 17 мая утвердил законопроект о пенсионной реформе и направил его на рассмотрение Совета реформ. Заместитель министра социальной политики Николай Шамбир рассказал 112.ua об основных положениях законопроекта. В частности о том, как и для кого увеличатся пенсии и сколько нужно будет заплатить в Пенсионный фонд, если страхового стажа для начисления пенсии будет недостаточно



Елена Голубева


Елена Голубева

Кабмин 17 мая утвердил законопроект о пенсионной реформе и направил его на рассмотрение Совета реформ. Заместитель министра социальной политики Николай Шамбир рассказал 112.ua об основных положениях законопроекта. В частности о том, как и для кого увеличатся пенсии и сколько нужно будет заплатить в Пенсионный фонд, если страхового стажа для начисления пенсии будет недостаточно

- Каковы основные положения законопроекта о пенсионной реформе?

- Наша основная позиция в законопроекте, что пенсионеры должны быть равны. На одинаковых условиях должны назначаться пенсии. Одно из основных направлений, предусмотренных документом – это осовременивание пенсий, точнее их размера. Пенсии "старых" пенсионеров (которые вышли на пенсию в прежние годы) и новых (которые выходят на пенсию сейчас) должны назначаться согласно единым принципам. Если два человека имеют равные показатели на уровне по стажу и средней зарплате, они должны получать равные по размеру пенсии. Это является основным, коренным положением этого законопроекта. Потому что сейчас люди в зависимости от того, когда они вышли на пенсию, могут получать пенсию, размер которой отличается до 3-х раз, и это сегодня вызывает наибольшее социальное недовольство. Человеку назначили пенсию, и она потом 5-10 лет не меняется.

- Законопроектом предусмотрено изменение этой ситуации?

- Да, предусмотрено, что вначале мы делаем осовременивание пенсий. Выравнивание при одинаковых условиях. А затем также будет механизм индексации. В последующие годы средняя зарплата, из которой рассчитывается пенсия, будет увеличиваться автоматически не менее чем на определенный показатель. Если будет расти средняя зарплата, автоматически будут повышаться пенсии. И это будет прямо в законе прописано.

- А на какой показатель будет увеличиваться, согласно нынешнему варианту законопроекта?

- 50% инфляции и 50% средней зарплаты. Суммируется. И не менее чем на этот показатель.

- А как до сих пор было?

- Был предусмотрен показатель 20%, но в законе было написано, что при условии наличия денег. А денег, как правило, не было.

- А теперь не будет условия при наличии денег?

- Нет, теперь будет четкий показатель.

- Законопроектом предполагается увеличение страхового стажа: как говорилось, будет до 25 лет?

- Да, до 25 лет. Для того, чтобы выйти в 60 лет на пенсию, нужно будет иметь страховой стаж 25 лет. Это еще одно важное положение. Наше основное задание, чтобы люди имели больший страховой стаж. Имеется в виду что, вы же знаете, многие работают нелегально. Так вот, мы будем увеличивать требования к стажу таким образом, чтобы люди могли больше работать легально. Они будут понимать, что для пенсии им нужно будет больше стажа.

- Поясните, пожалуйста, что такое страховой стаж?

- Будем говорить нормой законопроекта. Его 24 статья говорит о том, что страховой стаж – это весь период, за который уплачены взносы в Пенсионный фонд в размере не менее минимальных. Обратите внимание, не менее минимальных. То есть, если человек работает на минимальную заработную плату, соответственно он уплачивает минимальный страховой взнос. Если он работает, его каким-то образом оформляет работодатель не на минимальную, а на 0,5 ставки, снова-таки понятно, что это не полный стаж – это будет только полмесяца. Сейчас даже если человек работает полмесяца, платится в Пенсионный фонд как за полный месяц и взнос рассчитывается от минимальной зарплаты. И есть такая манипуляция, как перевод сотрудника на гражданско-правовой договор, чтобы платить немного меньше, чем взнос от минимальной зарплаты. И человек уже должен понимать, что после принятия закона в таком случае у него будет считаться неполный стаж. А требования к нему увеличиваются. И уже сам сотрудник будет требовать от работодателя соблюдения законодательства.

- Как будет учитываться страховой стаж?

- С 2004 года будут учитываться все страховые взносы в полном размере или пропорционально, если там меньше. А до 2004 года - весь стаж трудовой, который был наработан по действующим на то время нормам. Мы не меняем этих норм, какие условия учета стажа были до 2004 года, так же и будут учитываться.

- А если у человека ситуация, что он хочет выйти на пенсию, но страховой стаж не дотягивает до 25 лет, какие варианты предусмотрены новым законом?

- Давайте рассмотрим варианты. Например, у человека выходит страховой стаж 24,5 лет. Такая ситуация может быть. Человек может, например, отложить свой выход на пенсию на полгода и отработать их или доплатить за себя.

- Кто будет рассчитывать сумму, которую нужно за себя доплатить? Пенсионный фонд?

- Нет, в законе размер доплат уже определен. Если человек платит минимальный страховой взнос за год, то там предусмотрен коэффициент двоечка. Например, если за месяц мы платим 704 грн минимальный взнос. За год это 8804 грн, с коэффициентом это будет 16 тысяч. Соответственно, если нужно за месяц за себя доплатить, то это 704 умножить на два.

- То есть если человеку недостает два года стажа, нужно 32 тысячи доплатить?

- Нет, не верно. Второй год будет идти с коэффициентом 1,8. Затем 1,6 и 1,4.

- А если человек не может такую сумму внести?

- А если не может доработать, остается без пенсии?

- Нет, в 65 лет выходят на пенсию все, кто имеет 15 лет страхового стажа. Женщины в 63 года.

- А в 60 лет выход на пенсию, при наличии 25 лет страхового стажа, этот возраст одинаков и для женщин, и для мужчин?

- Нет, у нас для женщин с 1 апреля 2017 года был повышен пенсионный возраст. Был 55 лет. Сейчас это 58 лет. Это предусмотрено законом "Мероприятия по законодательному обеспечению осуществления пенсионной реформы", который был принят еще в 2011 году. То есть для женщин это 58 лет, а для мужчин 60 лет.

- Хорошо, а те, кто и в 65 лет, а женщины в 63 года, не имеют 15 лет страхового стажа?

- Им назначается не пенсия, а государственная социальная помощь. Но она назначается только в зависимости от доходов. И на сегодняшний день такая норма есть.

- А сколько она составляет?

- Если доход не больше прожиточного минимума, и человек живет одинокий, ему будет назначена выплата в размере прожиточного минимума. Если человек живет в семье, и семья обеспечена, помощь назначена не будет.

- А размер пенсии от чего будет зависеть? Например, тот, кто имеет 25 лет страхового стажа, не будет ли получать столько же, сколько человек, у которого, например, 35 лет стажа?

- Размер пенсии зависит от стажа и размера дохода.

- А в чем же тогда суть, как вы говорили, приведения всех к единым условиям через принятие закона?

- При одинаковых условиях! Если человек имеет тридцать лет стажа и вышел на пенсию сегодня, а другой человек имеет тридцать лет стажа также, но вышел на пенсию десять лет назад, они должны получать равные пенсии. А сегодня такая ситуация, что они отличаются.

- То есть градация пенсий все равно будет?

- Конечно! В зависимости от стажа, от дохода. Все это остается. Мы просто применяем одинаковую формулу для всех, но она зависит от стажа и размера заработанного.

- Какие могут быть размеры пенсий после вступления в силу закона о пенсионной реформе?

- Будет зависеть от стажа и размера заработанного дохода.

- Назовите порядок цифр хотя бы

- От минимальной (1 312 грн с 01.05.2017, с 1 декабря будет 1 373 грн) до максимальной. Максимальная - 10 740 грн.

- А как, например, решили с теми пенсионерами, которые вышли на пенсию 20 лет назад? Как будет осовремениваться пенсия для них? Ведь явно же их зарплаты отличались от нынешних.

- В абсолютном выражении отличались, но смотрим в относительном. Будет учитываться коэффициент заработной платы по отношению к средней зарплате в Украине на тот момент времени, когда она выплачивалась.

- Рассчитывали ли вы, насколько могут увеличиться пенсии уже действующих пенсионеров в результате реформы?

- Увеличение кому-то будет до 200 грн (плюс к нынешней пенсии), кому-то больше 1 тыс. грн. По нашим расчетам, повышение более 1 тыс. грн должны получить 1,2 млн украинских пенсионеров. В целом повышение затронет 5,6 млн человек.

- Премьер-министр Владимир Гройсман вчера озвучил огромную сумму, которая будет необходима для претворения этого осовременивания в жизнь - 30 млрд грн. Понятно ли, откуда будут взяты эти средства?

- Уже давно понятно. С 1 января 2017 года мы ввели минимальную зарплату (3,2 тыс. грн) – в Пенсионный фонд за 4 месяца текущего года мы уже получили 7,9 млрд грн свыше плана. Всего по состоянию на 17 мая получили 51 млрд грн. А нам, по нашим подсчетам, на этот год на осовременивание нужно 11 млрд грн. То есть вы понимаете, что если 7,9 млрд мы уже имеем, то 11 до конца года точно будем иметь.

- Граждане, которые проживают в ОРДЛО и на оккупированной территории Крыма, как на них отразится пенсионная реформа?

- У нас все, кто граждане Украины, стоят на учете в Пенсионном фонде. И все, кто там стоит на учете, будут охвачены осовремениванием. Приехав на подконтрольную территорию, они смогут получить пенсию, повышенную, если для них будет предусмотрено повышение.

- А человеку, чтобы его пенсия была осовременена, нужно будет куда-то обратиться, принести документы, или это произойдет автоматически?

- Перерасчет будет произведен автоматически – у Пенсионного фонда все необходимые данные есть.

- Если все пойдет по плану и Рада законопроект утвердит, когда могут быть повышены пенсии?

- Это все делается, чтобы уже с 1 октября 2017 года пенсии выплачивались в новом размере.

- Не опасаетесь ли вы, что повышение может привести к витку инфляции?

- Инфляция происходит тогда, когда вбрасываются деньги, непокрытые экономическими показателями. На сегодня 7,9 млрд грн мы уже накопили. Мы не вбрасываем деньги, необеспеченные экономическими показателями. Это реальные деньги, которые уже есть. Поэтому это не влияет на инфляцию. Нет, совсем небольшая потребительская инфляция за счет увеличения числа платежеспособных граждан все-таки может быть. Но сразу скажу, что она будет перекрыта, потому что она будет покрыта товаром.

- В каких пределах эта незначительная потребительская инфляция может быть, вы рассчитывали?

- Нет, мы не рассчитывали. Я не могу сказать, в первую очередь это вопрос к НБУ, наверное. Но у нас, подчеркиваю, эти траты обеспечены. Мы не берем из бюджета ни копейки дополнительных средств. Это то, что уже заработано. Поэтому это не может быть поводом для инфляции.

- Повышение пенсий повлияет на количество субсидий, которые выдаются гражданам?

- Субсидия назначается с соблюдением принципа, согласно которому человек должен платить за коммунальные услуги не более 15% от своего дохода. Если мы говорим о том, что у нас эта формула существует, а она существует и ее никто не отменял, то максимально, что может быть, если пенсия человека увеличится на 1 тыс. грн, то на 15% из этой суммы уменьшится субсидия. Но это не значит, что ее кто-то отменит. Например, человек получит доплату в пенсию 200 грн или 1 тыс. грн, просто на 15% от суммы уменьшится субсидия.

- А совсем отменяться субсидия не будет?

- Нет, конечно! Понятно, если человек сейчас получается маленькую субсидию, например, 150 грн, а его пенсия после осовременивания увеличится на 1 тыс. грн, то, конечно, она перекроет субсидию и ее платить не будут.

- Вы подсчитывали, насколько после повышения пенсий уменьшится объем выплат из бюджета на субсидии?

- Ну, опять же, чисто математически при 15% от суммы повышения пенсий уменьшатся и объемы выплат на субсидию.

- От повышения пенсионного возраста все-таки решили отказаться?

- У нас нет как такого повышения пенсионного возраста.

- А с МВФ по каким нормам были дискуссии?

- Скажу так, дискуссии были практически по каждой норме. И та позиция, которая у нас есть, это то, с чем они в целом согласны. Может не на 100%, может не по каждому слову. Но они поддерживают все эти позиции. Позавчера мы сидели с МВФ почти целый день (от Минсоцполитики участие принимали два заместителя министра). И позавчера мы им сказали, что мы выносим эту версию на Кабмин. И возражений от них не было.

- И все-таки, на чем настаивал МВФ во время переговоров по пенсионной реформе?

- Одним из требований МВФ было повышение пенсионного возраста.

- До какого возраста хотели поднять?

- До 63 лет и для мужчин, и для женщин.

- И как вам удалось их переубедить?

- Ну, нашли аргументы. Основное, что интересует МВФ, это финансовая сбалансированность. И мы им эти цифры показали. Основной аргумент был это, конечно же, повышение поступлений за счет повышения минимальной зарплаты.

- Какие еще нововведения предусмотрены законопроектом?

- Много норм. Например, можем говорить, что документом отменяются специальные пенсии. Но тем, кому они уже назначены, у них их никто не отберет. Она будет платиться в том же размере, в котором и платится.

- Специальные пенсии вы имеете в виду чьи?

- Эти пенсии получают работавшие на госслужбе, прокуратура, все другие. Все это ликвидируется.

- А как же люди, которые служат в АТО, как они будут мотивированы совершать подвиги, служить дольше?

- Вопрос военных пенсий у нас идет отдельно. И они остаются отдельным законом. Полиция, военные, это все идет по военному закону. Чернобыльцев мы также не затрагиваем.

- То есть осовремениванием пенсий военные и полицейские не будут охвачены?

- А среди них есть проблема разрыва, как в сфере гражданских пенсий?

- Проблема есть и со временем она также будет решаться.

- Что еще есть принципиально новое в законе?

- Например, будет увеличен размер максимального взноса, мы поднимаем его почти в два раза. На сегодня максимальная величина, с которой платятся взносы, 40 тысяч. Таким образом, если человек получает зарплату 50 тыс. грн, то для пенсии у него берутся взносы от 40 тыс. грн. А эта сумма будет повышена до 80 тыс. грн. Таким образом, отчисления будут считаться от 50 тыс. грн. И это тоже увеличит поступления в Пенсионный фонд – по нашим расчетам, на будущий год это дополнительно даст 4 млрд грн.

- Когда планируете внести законопроект в Раду?

- Сразу же, как его одобрит Совет реформ.

- А когда это может произойти?

- Дата проведения заседания Совета реформ еще не назначена.

- А каковы ваши ожидания, когда это может произойти?

- Полагаю, на следующей неделе Совет реформ должен рассмотреть законопроект.

Беседовала Елена Голубева

Читайте также: