Порядок выплаты пенсий в республике беларусь

Пенсии выплачиваются органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статьи 56 и 70 настоящего Закона), в период работы (службы) либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях), не выплачивается.

Пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», в период работы не выплачиваются. После приобретения права на пенсию по возрасту по другим основаниям выплата пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, не выплачиваются.

Выплата пенсий производится по выбору пенсионеров через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет средств, из которых финансируется их выплата. В случае неполучения пенсии через указанные организации, кроме банков, в течение шести месяцев подряд выплата пенсии приостанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок. Возобновление выплаты пенсии производится в соответствии со статьей 82 и с учетом статьи 90 настоящего Закона.

Суммы пенсий, перечисленные в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсий (смерть пенсионера, выезд на постоянное место жительства за границу, нахождение в розыске и другие), подлежат возврату органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании их распоряжений. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы пенсий выданы, то их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 1 . 81 82 83 84 85 . 94

Лучшие юристы


Добрый день! Не нашлось в документах, в какие сроки от подачи документов должна быть выплачена первоначальная сумма пенсии (1-я пенсия).И какая пеня за просрочку выплаты пенсии? Надеюсь. такая же. как и за просрочку оплаты коммунальных платежей(0,3% от суммы задолженности за каждый день)?


Благодарю за Ваши ответы на мои вопросы на сайте, на которые сегодня не получила в онлайн-консультации.Извините, но я пишу и обращаюсь на равне со всеми пользователями, где также как и все на равных условиях задаю свои вопросы и пытаюсь найти решение в них. Ищу помощи в них и разрешения, так как дорого ходить к адвокату по одному-двум вопросам, если у меня так получается объёмно их расписать, чтобы проконсультировали. Мне же нужны сами действия в них и какие могут быть правовые последствия. Всё, что мне ответили один или два адвоката, так это о личном приёме у них по моим вопросам на онлайн-консультации. Я НЕ против личного приёма у адвоката, но мне бы конечно также хотелось бы услышать ответ (ы) на свои вопросы, возможно кратко от адвокатов онлайн-консультации, так как отвечают всем пользователям и у меня вопросы также разные. Возможно у пользователей схожая будет ситуация. Только непонятно почему мне НЕ хотят также написать определённые действия и ответы на вопросы.

По моим вопросам всего лишь нужно получить документ у руководства этото банка, чтобы засвидетельствовать его у нотариуса, чтобы защитить маму и её собственность (квартиру) в дальнейшем. Плюс к этому всему сделать запрос на получение выписки в этом же банке или в Главном банке Минска, что мама получала пенсию доверителя (кол-во выплат) с маминой подписью на квитанции, проверить платёж который возможно самовольно специалист этого банка провела и сделала определённые действия пропечатав квитанции печатью, а именно оформили на маму выплаты которые НЕ получала мама ежемесячно с ноября 2018 года, были мамой подписаны еденичные выплаты с пенсионного счёта доверителя.


Вам надо обращаться к адвокату на личный прием и определять удобный формат работы.

Вопрос слишком масштабен и объемен для решения его в рамках онлайн консультаций.

Насколько было возможно, вам было отвечено и на этом сайте, и на других.

Не тратьте зря ваше время, вы его упускаете.


Хотела бы уточнить хотя бы по тому, что написала сейчас. Как лучше поступить. Кроме как обратиться к алвокату на личный приём. Адвокат скажет, буду последствия какие, тогда и пишите. Мне нужны решение данных вопросов не в устной форме, а чтобы решить данные вопрсы и были документы на руках.


Если не хотите привлекать адвоката, не пишите адвокату.

Вам отвечено неоднократно.

Не дублируйте вопросы.

Если что осталось непонятным, обращайтесь к адвокату на личный прием.


Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить. Хотелось бы разрешить её самостоятельно своими силами НЕ привлекая прокуратуру и адвоката, если это будет возможно. Посоветуйте. Ситуация следующая. Сожитель матери оформил доверенность на получение выплаты его пенсии со счёта с ноября 2018 года. Мама 18 и 19 мая написала "отказ от банковской доверенности" в банке, которая находится не в Минске.

Специалист банка заверила данную копию отказа заявления только своей подписью, поставила свои инициалы, печатью данного уполномоченного специалиста и написала слово "верно", ВСЁ. Но НЕ указала в самой копии распечатанном на принтере (ксероксе)! регистрационный номер, исходящий номер, дату выдачу, срок действия, адрес доверителя, управляющей подписью, НЕ заверила круглой печатью отделения банка и т.д

Данный документ на листе А4 отснятый на ксероксе и дополнительная квитанция об оплате дополнительной услуге " по просьбе клиента копии документов", как факт док-ств есть на руках.

По данному заявлению были ОЧЕНЬ большие сомнения по оформлению специалистом данного банка. Пошла 29 мая в Минске, в нотариальную контору, чтобы засвидетельствовать данный документ который выдал банк, где мне сказали 3 нотариуса. что данный документ никакой ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ НЕ имеет, это просто бумажка, которая НЕ заверяется у нотариуса совсем! Нотариус может написать только ОТКАЗ на засвидетельствование данного документа ЕГО ОФОРМЛЕНИИ согласно законодательству! Если будет суд по выплатам, то суд сам будет запрашивать данный документ у банка. Так как само руководство банка заинтересованные почему то, чтобы все пенсионные выплаты доверителя оформлены были на мать, если же он сам получает свои пенсионные выплаты!

Чтобы маму в дальнейшем предостеречь от каких либо последствий и перестраховать от данной выписанной банковской доверенности сожителем, у меня дочери НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ это сделать перед банком по данному адресу, даже когда приходили 18 и 19 мая вместе с мамой, даже хотела снять на видео или аудио - запись специалиста, где сказала специалист, что нельзя снимать её действия!

В нотариальной конторе 29 мая в Минске мне сказали, что со стороны банка, управляющей,руководства банка помимо "отказа от банковской доверенности доверителя", нам банк по нашей просьбе выдаст документ без какой либо дополнительной оплаты должен предоставить по просьбе документ, который будет иметь юридическую силу. Напечатать и выдать дополнительно предоставить с оригинала по просьбе! банковский документ этого отказа самой доверенности, оригинал доверенности, чтобы засвидетельствовать у нотариуса. А именно деловую документацию, заявление с исходящим номером, круглой печатью самого банка, руководителя банка, реквизиты, лицевой счёт, регистрационный номер, дату выдачи, подпись руководства банка, ПРЕДОСТАВИТЬ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ДАННОГО ДОКУМЕНТА У НОТАРИУСА, чтобы данный документ имел юридическую силу в суде, чтобы в дальнейшем снять ответственность с матери по его выплаты пенсии. ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ ПОСТАРАЮСЬ ЕЩЁ РАЗ ЗАПРОСИТЬ ЧЕРЕЗ ЭТОТ БАНК, ТАК КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАН БЫТЬ НОТАРИУСОМ!

Когда ранее были в банке 18 и 19 мая, то попросили оформить просто заверить на листе А4 "отказ от доверенности", что бы в случае каких либо проблем со стороны доверителя с его доверенностью с выплатой пенсии на маму НЕ было, так как он сам её получает в разных отделениях банка, но на маму оформили, оформляли и записали все его квитанции (выплаты пенсии) с 2018 года! У данного доверителя, который выписал на маму доверенность брат юрист, где знает, что лучше и как лучше своему брату всё оформить и сделать, чтобы в дальнейшем отвечал юридически совсем другой человек, в данном случае моя мама, если будут проводить какие дополнительные действия связанные с этим счётом в дальнейшем.

В данном случае хотят задействовать эти пенсионные выплаты платежей, которые получала мама на строительство новой квартиры в дальнейшем либо возмещение самой суммы за весь период. Так как доверитель будет у дочери матери поручителем на строящуюся квартиру в течении этого года, где возможно всеми своими действиями со своим счётом в банке, со всеми дальнейшими действиями, которые могут сделать и помочь дочери ввести маму в долги с этими выплатами пенсионными и его счетом, так как на нём ещё оформлены были и есть сейчас кредит, так же возможно сделать определённые действия с действующей квартирой в Минске, которой матери в собственности принадлежат. Данный сожитель (доверитель) матери целенаправленно хочет НЕ очень хорошим методом со своей доверенностью через пенсионный счёт и выплату пенсии по отношению к матери, также задумали вместе с дочерью матери, также ТЕ , КТО ИМ ПОМОГАЮТ задумали НЕ очень хорошие действия против матери, будут в дальнейшем недоказуемые действия последствий против матери! Где брат этого доверителя со своей доверенностью на маму оформленной в дальнейшем предложит матери продать или разменять квартиру в Минске из-за долгов, которые сами сделают через все эти операции! Так как нашу квартиру возможно с большей вероятности себе кто-то присмотрел и очень хотят любыми такими методами без исключения её заполучить.

В течении всего этого времени с ноября 2018 года мама получала выплату пенсии и ставила свою подпись на квитанции всего лишь около 8 раз, может даже меньше или больше.

Почему то очень большая заинтересованность руководства и специалиста в самом отделении банка всё оформить на маму, где мама саму пенсию НЕ получает совсем! Сам доверитель ОТКАЗЫВАЕТСЯ отзывать свою доверенность! Сам доверитель получает во всех отделениях банка сам свою пенсию. Очень большие сомнения у меня, как дочери оформление в данном отделении банка доверенности на 3 года, на маму сожителем. Несмотря на то, что даже если я представляю интересы матери об "отказе банковской доверенности", так как мы были вместе с мамой и всё равно провели дополнительное действие данной операции услуги "копии документов по просьбе клиентов за 8 руб", где данный специалист банка дополнительно проштамповала квитанции пенсионных выплат при мне, которые оформили на маму. Так как на нашем отказе от доверенности банковской доверителем на листе А4, которую попросили заверить подписью и печатью специалиста банка и дополнительно больше ничего мы НЕ просили сделать! Управляющая банком вместе со специалистом НЕ предоставили определённую информации, когда были в этом отделении, также когда многократно звонила в сам банк. Сам доверитель своей доверенности по одному телефонному звонку решает вопросы с руководством банка, как нужно и что нужно сделать. Доверитель сказал, что может в любом случае без согласия матери возобновить данную доверенность, так как он не отказывался от неё письменно, а только мама. Очень плохие действия задумали в отношении матери, если все выплаты специалистом и руководством банка с ноября 2018 года будут оформлены на матери.

Нам нужно также дополнительно сделать запрос на выписку всех пенсионных его выплат на маму в Головном банке в Минске, по месту регистрации и проживании матери, чтобы проверить все операции специалиста данного отделения банка, так как в данном отделении банка всё оформляют именно на маму.

1). Правомерны ли действия данного руководства и специалиста банка ВПИСЫВАТЬ дополнительно квитанции пенсионных выплат доверителя на маму, если мама НЕ получала саму пенсию и НЕ расписывалась на бланке на получении? Ведь это НЕ законно оформлять на маму данные выплаты с 2018 года, где нужно писать в прокуратуру заявление, чтобы провели проверку данного банка, если по выписке будем смотреть, что на маму будут оформлены.

В данном действии банка где в данном посёлке по данному адресу НЕРЕАЛЬНО что-то доказать и почему НЕ оформили доверенность и НЕ предоставили всю полную информацию, чтобы в дальнейшем НЕ было для матери никаких последствий и вопросов. Особенно когда он будет поручителем у дочери на строящуюся квартиру.

Также планирую ещё раз попытаться попросить у руководства данного банка, чтобы нам всё же предоставили документ в печатном варианте для засвидетельствования "отказа от банковской доверенности" в нотариальной конторе нотариусом.

Посоветуйте, пожалуйста, как защитить маму от посягательств на её квартиру в Минске, в Серебрянке, таких действий как вести маму в долги по всем перечисленными действиями?

1). Если получим выписку с банка и будет указано, что мама получает (оформляют) ежемесячно с 2018 года пенсионные выплаты доверителя, то нужно чтобы провели проверку действий специалиста банка со всеми операциями написать заявление обращение в прокуратуру ?

2). В нотариальной конторе также посоветовали возложить данные обязательства на адвоката, если НЕ предоставит банк документ для засвидетельствования у нотариуса. Но, адвокату нужно будет выписывать доверенность или может сделать без доверенности адвокат сам запросы выплат, квитанций, так же составить обращения, чтобы не было каких либо вмешательств и дополнительных пенсионных выплат оформленных на маму?

3) Как защитить маму от посягательств и ведения маму в долги через сожителя доверенность с его счётом, кредитами и разрешить всю ситуацию с банком, операциями пенсионных выплат (квитанций) на маму?


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.


    В Беларуси порядок обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий определен Инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 8 июля 2019 г. № 35.

    Согласно Инструкции обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для назначения пенсий, в управление (управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах) лично гражданином или через представителя.
    Заявление подается непосредственно в управление по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией.
    Заявление может быть направлено в управление по почте. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.

    Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.
    Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление непосредственно в управление.
    Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики Беларусь, подают заявление в управление по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.
    Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подает его законный представитель в управление по месту жительства законного представителя. При этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия.

    В случае раздельного проживания родителей (усыновителей, удочерителей) несовершеннолетнего лица заявление принимается управлением по месту жительства родителя (усыновителя, удочерителя), с которым это несовершеннолетнее лицо проживает.
    Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, подается организацией в управление по месту нахождения организации.
    Организация, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет документы, подтверждающие ее полномочия.

    Несовершеннолетний, приобретший в соответствии с законодательством дееспособность в полном объеме, вправе обратиться за пенсией самостоятельно в порядке, предусмотренном Инструкцией.
    Граждане, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения, лечебно- трудового профилактория через администрацию этого учреждения.
    Прием заявления о назначении пенсии осуществляется в день обращения заявителя в управление с указанным заявлением и необходимыми для назначения пенсии документами.

    В соответствии с п.17 Инструкции заявление о назначении пенсии и необходимые документы рассматриваются в срок, предусмотренный в части первой статьи 78 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии).

    Решение о назначении пенсии (об отказе в назначении пенсии) принимается на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

    Решение о назначении пенсии принимается управлением или Комиссией по назначению пенсий в случаях, предусмотренных статьей 77 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», и оформляется решением управления или протоколом Комиссии по назначению пенсий. Решение об отказе в назначении пенсии принимается Комиссией по назначению пенсий и оформляется протоколом.

    Полный текст Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 8 июля 2019 г. № 35 с Инструкцией о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий опубликованы на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь .

    В конце 2019 года в Беларуси насчитывалось 2,5 млн пенсионеров, и их число продолжает увеличиваться. Таким образом, выплата пенсий в Беларуси касается интересов четверти наших граждан. Сегодня мы собрали всю необходимую информацию об оформлении социальных выплат для тех, кто выходит на заслуженный отдых в нашей стране.

    Что такое пенсия?


    Пенсия – это денежное обеспечение для человека, положенное ему за рабочий стаж, достижение определенного возраста, а также получение инвалидности, потерю кормильца и пр. Сегодня будем говорить о тех пенсиях, которые положены при достижении пенсионного возраста и наработке достаточного срока трудового стажа. Размер таких выплат рассчитывается индивидуально исходя из заработка гражданина в работоспособный период.

    Кто может получать пенсию?

    Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:

    • Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
    • Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
    • Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет

    Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту . Вместо нее государство назначает социальную пенсию , которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.

    Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.

    Сколько получает пенсионер?


    Важной цифрой в разговоре о размерах пенсии в Беларуси будет ее сумма. С 1 мая по 31 июля 2020 бюджет прожиточного минимума составляет 246,85 белорусских рублей. Примерно такую сумму, в зависимости от ряда обстоятельств, может получить гражданин, который достиг нетрудоспособного возраста, но при этом не выполнил требований законодательства по стажу и уплате взносов в ФСЗН.

    Те, кто отработал стаж и платил взносы, получают больше. Поэтому средняя по стране пенсия выше и сейчас равна 447 рублей 55 копеек. Обратите внимание, что доплаты положены не только за стаж и сумму уплаченных взносов, но и за возраст: если человек дожил до 75 лет, то он получит прибавку в размере 46,28 руб в месяц, если до 85 – 61,70 руб в месяц.

    Для того, чтобы посчитать примерный размер собственной пенсии, на портале социальной защиты Республики Беларусь сделали специальный калькулятор . При расчете необходимо указать такой параметр, как индивидуальный коэффициент заработка. Это отношение зарплаты человека к среднему заработку по стране. Например, если официально средняя зарплата по последним данным составляла 1000 рублей до вычета налогов, а человек заработал 1500, коэффициент составит 1,5.

    В каком возрасте происходит оформление пенсии в Беларуси?

    В нашей стране 11 апреля 2016 года был принят закон об увеличении пенсионного возраста, который добавил к работоспособному периоду белорусов 3 года. Если ранее мужчины выходили на пенсию в 60, а женщины в 55 лет, то к 2022 году выход на пенсию в Беларуси будет осуществляться в 63 года и 58 лет соответственно. Переход к новой системе происходит постепенно. Например, в 2020 году белорусы могут выйти на пенсию в 62 года и 57 лет, а в 2021 можно будет стать пенсионером в 62,5 года и 57,5лет.

    Какие документы нужны для оформления пенсии?

    Начисление пенсий в Беларуси начинается только после официального оформления. Для того, чтобы запустить процесс, необходимо подготовить следующий пакет документов:

    1. Документы с информацией о заработке за последние 26 лет (если вы выходите на пенсию в 2020 году)
    2. Документы с информацией о трудовом стаже
    3. Страховое свидетельство

    Документы для оформления пенсии нужно передать своему работодателю. Если вы ИП или безработный, то заявление и все бумаги нужно самостоятельно отнести в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.


    Увеличение пенсии в Беларуси – это возможно?

    Известно, что около 95% всех выдаваемых государством пенсий обеспечивают взносы в ФСЗН, поступающие от работоспособных граждан, а остаток добирается из государственного бюджета, который формируется в основном за счет налогов. Финансовые возможности как ФСЗН, так и бюджета ограничены. Это значит, что вряд ли размер пенсии в Беларуси в ближайшее время серьезно увеличится. На это просто нет свободных денежных ресурсов.

    Увеличить себе пенсию в современных реалиях человек может, только самостоятельно сделав накопления. Страховые компании сегодня предлагают специальные программы страхования дополнительной пенсии. В рамках таких программ человек сам накапливает деньги, осуществляя регулярные взносы. Страховщик со своей стороны начисляет на них дополнительный доход. После выхода на пенсию можно забрать всю накопленную сумму либо раз в месяц получать от страховой компании небольшую часть накопленных денег в качестве прибавки к выплатам от государства. Как работает дополнительная страховая пенсия в Беларуси и как еще можно накопить себе на пенсию, мы подробно рассказывали тут.

    Таким образом, варианты повышения доходов на пенсии в Беларуси существуют, но они требуют дополнительной подготовки, стратегического планирования и инвестиций. Это то, о чем каждому из нас стоит позаботиться заблаговременно.

    Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

    ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    от 27 июля 2007 года N 2и/06-01/3394п



    Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь с учетом пункта 11 Протокола консультаций от 19-20 апреля 2007 года между делегациями российских и белорусских экспертов по обсуждению проекта Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, вступившего в силу 29 марта 2007 года (далее - Договор), сообщают, что при решении вопросов пенсионного обеспечения согласно Договору до подписания Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора необходимо компетентным органам (организациям) Сторон руководствоваться следующим.

    1. Общие положения


    Договор регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

    Назначение трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) осуществляется на основании заявления гражданина, представленного в компетентный орган (организацию), на который возложено осуществление назначения и выплаты пенсий, той Стороны, на территории которой он проживает.
    ________________
    Заполняется по форме, применяемой в стране проживания гражданина.


    К заявлению прилагаются документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством Стороны, назначающей пенсию.

    Заявления о назначении или пересмотре пенсии по нормам Договора, поданные согласно законодательству одной Стороны в компетентный орган (организацию) этой Стороны, считаются одновременно поданными в компетентный орган (организацию) другой Стороны. Датой подачи заявления является дата его регистрации в компетентном органе (организации) страны проживания.

    Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) Стороны по месту отправления данного заявления.

    Пенсия назначается со сроков, предусмотренных законодательством Сторон.

    Компетентные органы (организации) Сторон в ходе сотрудничества по вопросам назначения и выплаты пенсий обмениваются соответствующими формулярами (прилагаются) .
    ________________
    Для решения вопроса о назначении пенсии в Республике Беларусь гражданам, проживающим в Российской Федерации, формуляры направляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Победителей пр-т, д.23, корп.2, Минск, 220004).

    В целях назначения пенсии на основании поступивших формуляров они направляются по последнему месту жительства граждан на территории Республики Беларусь.

    Для решения вопроса о назначении пенсии в Российской Федерации гражданам, проживающим в Республике Беларусь, формуляры направляются районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите, управлениями (отделами) социальной защиты Республики Беларусь в Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка ул., 4, ГСП-1, Москва, 119991).

    В целях назначения пенсии на основании поступивших формуляров они направляются по последнему месту жительства граждан на территории Российской Федерации.

    2. К статьям 10, 11 и 23 (пункт 1) Договора

    3. К пункту 2 статьи 23 Договора


    Согласно пункту 2 статьи 23 Договора при обращении гражданина компетентный орган (организация) одной Стороны принимает заявление о назначении пенсии и необходимые документы в соответствии с законодательством другой Стороны, гражданином которой является заявитель, а также заявление о переводе назначенной пенсии (Приложение 4) через банк (кредитное учреждение) и в 5-дневный срок направляет в компетентный орган (организацию) другой Стороны.

    Компетентный орган (организация) Стороны, гражданином которой является заявитель, на основании представленных заявления о назначении пенсии и документов определяет право на пенсию и исчисляет ее размер в соответствии с законодательством этой Стороны. О принятом решении компетентный орган (организация) Стороны информирует в 10-дневный срок гражданина и компетентный орган (организацию) другой Стороны о назначении либо отказе в назначении пенсии.

    В случае изменения лицом гражданства Сторона, назначившая и выплачивающая пенсию в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора, прекращает выплату пенсии и разъясняет о праве и условиях ее получения от государства, гражданство которого приобретено, либо с применением положений Договора.

    4. К статье 24

    4.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Договора для решения вопроса о назначении пенсии пенсионеру по новому месту жительства компетентный орган (организация) Стороны на основании заявления пенсионера и документов, подтверждающих постоянное проживание на территории этой Стороны, запрашивает у компетентного органа (организации) по прежнему месту жительства справку-аттестат о прекращении выплаты пенсии (в случае необходимости - пенсионное дело). При получении запроса компетентный орган (организация) по прежнему месту жительства прекращает выплату пенсии и в 10-дневный срок направляет справку-аттестат о прекращении выплаты пенсии (пенсионное дело) в компетентный орган (организацию) по новому месту жительства. Указанный орган (организация) назначает пенсию не ранее месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства пенсионера.

    Если гражданин, переехавший на новое место жительство, имеет право на получение пенсии по законодательству государства выезда, то в этом случае используется формуляр о назначении пенсии (Приложение 1), который направляется в компетентный орган (организацию) этого государства.

    4.2. Согласно пункту 2 статьи 24 Договора для продолжения выплаты пенсии Стороной по прежнему месту жительства пенсионера до приобретения права на пенсию согласно законодательству Стороны по новому месту жительства компетентный орган (организация) по новому месту жительства пенсионера заполняет формуляр о переводе назначенной пенсии согласно Приложению 3 в двух экземплярах и вместе с заявлением о переводе назначенной пенсии (Приложение 4) через банк (кредитное учреждение), справкой о дате приобретения права на пенсию согласно законодательству Стороны по новому месту жительства и пенсионным делом (в случае выплаты пенсии до приобретения права на пенсию согласно законодательству Стороны по новому месту жительства) направляет их в компетентный орган (организацию) по прежнему месту жительства. Этот орган (организация) после принятия решения о восстановлении (отказе в восстановлении) пенсии в 10-дневный срок возвращает один экземпляр формуляра, в котором указывает соответствующие сведения о восстановлении либо отказе в восстановлении пенсии.

    4.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Договора для решения вопроса о продолжении выплаты пенсии необходимо руководствоваться порядком, изложенным в пункте 4.2 настоящего Временного порядка. При этом Сторонами используется формуляр о переводе назначенной пенсии (Приложение 3).

    5. К статье 25


    На основании статьи 25 Договора до принятия решения о пересмотре пенсии компетентные органы (организации) Сторон обмениваются соответствующей информацией о размере пенсии (используется формуляр о назначении пенсии (Приложение 1). При этом пенсия гражданину, подавшему такое заявление, выплачивается в прежнем порядке и размере. Выплаченные в этом случае суммы пенсии учитываются при выплате пенсии, установленной на основании статьи 25 Договора.

    6. Выплата пенсий за пределы государств

    6.1. Выплата (перевод) пенсий производится компетентными органами (организациями) Сторон ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) на счет получателя пенсии.

    Основанием для перечисления пенсии является заявление гражданина о переводе назначенной пенсии (Приложение 4) через банк (кредитное учреждение).

    6.2. Выплата пенсий производится в национальной валюте Стороны проживания получателя пенсии.

    Конвертация денежных средств для выплаты пенсий в национальной валюте Стороны проживания получателя пенсии обеспечивается банком (кредитным учреждением), обслуживающим компетентный орган (организацию), по курсу валют, официально опубликованному соответственно Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь на день совершения операции банком (кредитным учреждением).

    6.3. Выплата пенсии осуществляется при условии представления в компетентный орган (организацию) Стороны, осуществляющий перевод пенсий, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года, и документа о наличии у лица гражданства одной из Сторон.

    Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается дипломатическими представительствами Сторон, консульскими учреждениями или нотариусами Сторон.

    В качестве документа, подтверждающего наличие гражданства, принимается копия (выписка) паспорта, заверенная консульскими учреждениями или нотариусами этих Сторон.

    Если выплата пенсий зависит от факта выполнения работы или иной деятельности, одновременно с указанными документами представляется документ, свидетельствующий о том, что пенсионер не выполняет работу или иную деятельность, который выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением либо компетентным органом (организацией) Сторон.

    Данные факты могут подтверждаться списками получателей пенсий, составляемыми компетентными органами (организациями) Сторон по состоянию на 31 декабря каждого года, в которых указывается следующая информация: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство, адрес места жительства (проживания), факт выполнения работы или иной деятельности.

    Компетентные органы (организации) Сторон обмениваются списками граждан с указанной информацией в срок до 15 февраля каждого года.

    При наличии в списке необходимой информации в отношении конкретных граждан представление ими перечисленных документов не требуется.

    В случае непредставления вышеназванных документов выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Сторон. После поступления документов выплата пенсии возобновляется в порядке, установленном законодательством Сторон.

    7. Компетентные органы (организации) Сторон могут ходатайствовать друг перед другом в любой момент о предоставлении необходимых документов и сведений, подтверждении фактов и действий, от которых зависит изменение, приостановление, отмена или сохранение права на пенсию, ими признанного.

    Выполнение указанных ходатайств, когда они осуществляются органами, назначающими и выплачивающими пенсии, производится безвозмездно.

    Председатель Правления
    Пенсионного фонда
    Российской Федерации
    Г.Н.Батанов
    27 июля 2007 года

    Первый заместитель Министра
    труда и социальной защиты
    Республики Беларусь
    Е.П.Колос
    27 июля 2007 года

    Приложение 1. Формуляр о назначении пенсии

    ________________
    * Настоящий формуляр заполнятся компетентным органом (организацией) Стороны, в который подано заявление о назначении пенсии, после чего в двух экземплярах в компетентный орган (организацию) другой Стороны. Последний возвращает один экземпляр, в котором удостоверяет страховой (трудовой) стаж, приобретенный в соответствии со своим законодательством со своим законодательством, в компетентный орган (организацию), который занимается ведением пенсионного дела.

    Читайте также: