Постановление правительства инвестирования пенсионных накоплений

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379
"Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

9 февраля, 30 сентября, 12 ноября 2004 г., 12 сентября 2006 г., 17 июля, 24 октября 2009 г., 20 февраля 2010 г., 29 августа 2011 г., 16 марта, 15 мая, 27 июня, 26 августа 2013 г., 7 марта, 26 декабря 2014 г., 11 апреля 2015 г., 12 июля 2017 г., 23 марта, 28 августа, 8 сентября 2018 г., 13 октября 2020 г.

ГАРАНТ:

Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях см. постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 761

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1496 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 28 декабря 2014 г.

1. Установить следующие дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, в отдельные классы активов:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2014 г. N 175 в подпункт "а" внесены изменения

а) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа и на основе заявок на покупку и заявок на продажу ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам, за исключением сделок, указанных в подпунктах "б" - "г", "и" и "м" - "р" настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 421 подпункт "б" изложен в новой редакции

б) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их размещения, совершаются на условиях предпоставки ценных бумаг со стороны контрагента или на организованных торгах на условиях поставки против платежа, а в случае осуществления преимущественного права приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, - в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах";

в) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги Российской Федерации, специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов, совершаются в порядке, определенном условиями эмиссии и обращения указанных ценных бумаг;

г) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, совершаются в соответствии с договорами управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, с управляющими активами этих фондов и законодательством государств, на территории которых зарегистрированы указанные фонды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 213 в подпункт "д" внесены изменения

д) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации, выпущенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и в облигации иных российских эмитентов при условии, что срок погашения указанных облигаций не наступил;

Информация об изменениях:

Подпункт "е" изменен с 24 октября 2020 г. - Постановление Правительства России от 13 октября 2020 г. N 1679

ГАРАНТ:

Действие подпункта "е" с 14 июля 2017 г. распространяется только на управляющие компании, отобранные по конкурсу

е) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, муниципальные облигации, облигации иных российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, при условии, что указанные ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах и соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций либо по выплате номинальной стоимости облигаций и частично или полностью купонного дохода по ним обеспечено государственной гарантией Российской Федерации;

исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций либо по выплате номинальной стоимости облигаций и частично или полностью купонного дохода по ним обеспечено поручительством единого института развития в жилищной сфере в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

ж) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в акции российских открытых акционерных обществ при условии, что указанные акции должны быть включены в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одной из российских бирж или в список для расчета индекса ММВБ;

ГАРАНТ:

Действие подпункта "з" с 14 июля 2017 г. распространяется только на управляющие компании, отобранные по конкурсу

з) доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не может составлять более 35 процентов инвестиционного портфеля;

Информация об изменениях:

Подпункт "и" изменен с 7 сентября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 августа 2018 г. N 1015

и) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в облигации внешних облигационных займов Российской Федерации, могут совершаться без соблюдения требований, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, при наличии следующих условий:

расчеты по сделкам осуществляются через международные расчетно-клиринговые центры "Евроклир Банк", г. Брюссель, и "Клирстрим Бэнкинг", г. Люксембург;

расчеты по сделкам осуществляются на условиях поставки против платежа или предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента;

цена сделки по покупке облигаций не выше, а цена сделки по продаже облигаций не ниже их последней рыночной цены, определенной к моменту совершения сделки, более чем на 1,5 процента. При этом в настоящем пункте рыночная цена означает цену для определения стоимости активов и стоимости чистых активов в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";

к) в случае если приобретаемый выпуск ипотечных ценных бумаг размещается в рамках эмиссии нескольких выпусков с единым ипотечным покрытием, он должен соответствовать следующим условиям:

обязательства по приобретаемому выпуску исполняются преимущественно перед обязательствами других выпусков, обеспеченных залогом того же ипотечного покрытия;

доля данного выпуска относительно других выпусков, обеспеченных залогом того же ипотечного покрытия, на дату приобретения ипотечных ценных бумаг должна составлять не более 90 процентов от общей номинальной стоимости облигаций, обеспеченных одним ипотечным покрытием.

Абзац утратил силу с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Подпункт "л" изменен с 21 сентября 2018 г. - Постановление Правительства России от 8 сентября 2018 г. N 1072

м) сделки по продаже ценных бумаг могут совершаться без соблюдения подпункта "а" настоящего пункта в случае принятия добровольного или обязательного предложения об их приобретении, адресованного всем владельцам этих ценных бумаг, в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" либо в связи с выкупом акций обществом по требованию его акционеров в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1496 в подпункт "н" внесены изменения, вступающие в силу с 28 декабря 2014 г.

н) сделки по продаже ценных бумаг, не допущенных к обращению на организованных торгах, могут совершаться без соблюдения подпункта "а" настоящего пункта в связи с устранением нарушений требований к составу и (или) структуре активов соответствующего инвестиционного портфеля. При этом такое устранение должно осуществляться на наиболее выгодных условиях в интересах застрахованных лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 421 пункт 1 дополнен подпунктом "о"

о) сделки с ценными бумагами могут совершаться с центральным контрагентом без соблюдения требований подпункта "а" настоящего пункта в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 1 статьи 13 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2014 г. N 175 пункт 1 дополнен подпунктом "п"

п) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в акции российских открытых акционерных обществ при их приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2014 г. N 175 пункт 1 дополнен подпунктом "р"

р) сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в акции при их продаже Банком России (за исключением сделок, предусмотренных статьей 39 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом "с" с 4 апреля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 23 марта 2018 г. N 320

с) договоры репо, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, заключаются управляющей компанией с центральным контрагентом, соответствующим требованиям Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", в отношении государственных ценных бумаг Российской Федерации, за исключением облигаций федерального займа, переданных российским кредитным организациям в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", являющейся покупателем по первой части договора репо, на организованных торгах на основе заявок по наилучшим из указанных в них процентным ставкам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам. Управляющая компания не вправе распоряжаться приобретенными ценными бумагами, за исключением их возврата по второй части договоров репо.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1496 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 28 декабря 2014 г.

2. Установить, что максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле, сформированном за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, составляет:

а) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 40 процентов;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

б) облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации):

облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, - 40 процентов;

облигации иных российских эмитентов, соответствующих требованиям, установленным настоящим постановлением и Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", за исключением облигаций, обязательства по которым гарантированы Российской Федерации:

в 2004 году - 50 процентов;

в 2005 году - 60 процентов;

в 2006 году - 70 процентов;

с 2007 года - 80 процентов;

в) акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами:

в 2004 году - 40 процентов;

в 2005 году - 45 процентов;

в 2006 году - 55 процентов;

с 2007 года - 65 процентов;

г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, - 40 процентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2009 г. N 842 пункт 2 дополнен подпунктом "д"

д) ценные бумаги международных финансовых организаций - 20 процентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 213 пункт 2 дополнен подпунктом "е"

е) денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, а также депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях (в совокупности) - 80 процентов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "ж" с 4 апреля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 23 марта 2018 г. N 320

ж) средства, предоставленные управляющей компанией по первой части договора репо, - 10 процентов на дату заключения договора репо.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 7 сентября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 августа 2018 г. N 1015

3. Доли активов в инвестиционном портфеле, сформированном за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, определяются в процентах от стоимости инвестиционного портфеля (в рублях).

Стоимость активов, составляющих инвестиционный портфель, сформированный за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, рассчитывается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".

4. Утратил силу с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Информация об изменениях:

5. Утратил силу с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 6 с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

6. Действие подпунктов "е" и "з" пункта 1 настоящего постановления распространяется только на управляющие компании, отобранные по конкурсу.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Перечисляются дополнительные случаи запрета инвестирования средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов. Устанавливается максимальная доля классов активов в инвестиционном портфеле.

Доли активов в инвестиционном портфеле определяются в процентах от стоимости инвестиционного портфеля (в рублях), рассчитанной исходя из суммы средств на счетах и депозитах в кредитных организациях и рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 9 июля 2003 г. N 133 (дополнительный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2804

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1679

Изменения вступают в силу с 24 октября 2020 г.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2018 г. N 1072

Изменения вступают в силу с 21 сентября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 2018 г. N 1015

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2018 г. N 320

Изменения вступают в силу с 4 апреля 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2017 г. N 824

Изменения вступают в силу с 14 июля 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 348

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1496

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2014 г. N 175

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 547

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 421

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 213

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 73

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2009 г. N 842

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2009 г. N 590

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2006 г. N 561

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2004 г. N 628

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 502

Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 67

Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов.

Анализ проекта документа позволяет отметить, что в большей части требования к инвестированию средств пенсионных резервов прописываются аналогично требованиям, установленным к пенсионным накоплениям в соответствии с Положением Банка России от 01.03.2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…» (далее именуется Положение № 580-П). Другими словами, регулятор стремится унифицировать требования к размещению пенсионных активов (пенсионные резервы и пенсионные накопления).

Важным моментом является то, что Новое Указание предоставляет для негосударственных пенсионных фондов возможность самостоятельно размещать средства пенсионных резервов во все разрешенные для включения в состав пенсионных резервов активы наряду с управляющими компаниями, определяет требования к составу и структуре активов, которые могут составлять пенсионные резервы, и содержит условия, при соблюдении которых могут совершаться сделки за счет средств пенсионных резервов. Новый нормативный акт вступит в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 года № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63). Рынок ожидает, что это должно произойти до конца 2019 года.

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

- права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

- указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· расширение перечня активов кредитных организаций, которые включаются в расчет структурного ограничения на вложение в активы кредитных организаций. Сейчас по Постановлению №63 в расчет включаются только банковские депозиты и депозитные сертификаты. После принятия Нового Указания в расчете будут учитываться любые активы кредитной организации, включая требования из договоров на брокерское обслуживание. Также текущая редакция проекта Нового Указания предполагает, что в это ограничение попадут и активы, находящиеся в Небанковской кредитной организации-центральном контрагенте «Национальный Клиринговый Центр» (НКО НКЦ (АО)).

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки - как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

По общему правилу, так же, как и по пенсионным накоплениям, сделки с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, совершаются на организованных торгах в анонимном режиме на основе безадресных заявок. В настоящее время Постановление № 63 допускает совершение внебиржевых сделок при определенных условиях в рамках двадцатипроцентного лимита от стоимости пенсионных резервов. Новое Указание такую возможность для ценных бумаг, допущенных к торгам, не предусматривает. Однако возможны сделки на организованных торгах в иных режимах, в том числе в РПС, в определенных ситуациях и при соблюдении определенных условий. При этом допустимы следующие иные случаи совершения сделок вне «стакана»:

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

При этом связанным признается лицо, которое контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц) или если указанные юридические лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего юридического лица (третьих юридических лиц). Контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Постановление № 63 в отношении контрагентов оперирует понятием «аффилированные лица», что гораздо понятнее для всех участников процесса размещения средств пенсионных резервов, так как оно четко определено российским законодательством. В отношении пенсионных накоплений в Положении № 580-П понятие связанных лиц конкретизируется иначе – основные и дочерние юридические лица и применяется в целях контроля концентрационных лимитов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.

Изменения и поправки

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения дохода (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за соответствующий год в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила определения дохода (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за соответствующий год в Пенсионном фонде Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения дохода (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (далее - доход от инвестирования), за соответствующий год в Пенсионном фонде Российской Федерации.

2. Определение дохода от инвестирования осуществляется государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

3. Доход от инвестирования за соответствующий год рассчитывается в рублях с точностью до копеек отдельно по каждому инвестиционному портфелю, сформированному по договору доверительного управления средствами выплатного резерва и договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

4. Для целей настоящих Правил под соответствующим годом понимается расчетный период с 1 января (начало расчетного периода) по 31 декабря (конец расчетного периода) включительно.

5. В случае если договор доверительного управления средствами выплатного резерва и (или) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, вступили в силу в период, указанный в пункте 4 настоящих Правил, то началом расчетного периода являются дата первого поступления средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по соответствующему договору доверительного управления или дата первого поступления активов в соответствии с пунктом 18 [2] статьи 18 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон).

6. В случае если договор доверительного управления средствами выплатного резерва и (или) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, были прекращены (расторгнуты) в период, указанный в пункте 4 настоящих Правил, то концом расчетного периода является дата последней передачи активов в соответствии с пунктом 18 [2] статьи 18 Закона вновь назначаемой государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по соответствующему договору доверительного управления.

7. Величина дохода от инвестирования, определенного в соответствии с настоящими Правилами, превышающая ноль рублей и ноль копеек, признается положительным результатом.

8. Доход от инвестирования за соответствующий год определяется по формуле:

Д - доход от инвестирования;

СЧА1 - стоимость чистых активов инвестиционного портфеля на конец расчетного периода, рассчитываемая в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Закона;

K1 - величина кредиторской задолженности по суммам средств, планируемых к передаче в соответствии с Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон) в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае, если такие суммы средств включаются в состав кредиторской задолженности при расчете стоимости чистых активов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Закона на конец расчетного периода;

СЧА0 - стоимость чистых активов инвестиционного портфеля на начало расчетного периода, рассчитываемая в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Закона;

К0 - величина кредиторской задолженности по суммам средств, планируемых к передаче в соответствии с Федеральным законом в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае, если такие суммы включаются в состав кредиторской задолженности при расчете стоимости чистых активов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Закона на начало расчетного периода;

П - денежный поток, равный сумме всех поступивших в соответствии с Федеральным законом от Пенсионного фонда Российской Федерации средств за соответствующий год;

В - денежный поток, равный сумме всех переданных в соответствии с Федеральным законом Пенсионному фонду Российской Федерации средств за соответствующий год.

Программа массового формирования накопительных пенсий за счёт части от взносов работодателей действовала в РФ до 2014 года. Сейчас эта система работает только за счёт добровольных перечислений. Но граждане до сих пор не понимают, как правильно оформить документы и заявления, чтобы с ними рассчитались по накоплениям. И как можно решить вопрос с минимальными затратами.

Основные понятия ФЗ 168 о накопительной части пенсии

Бесплатно по России

Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.

Источники формирования таких поступлений:

  1. Работодатели.
  2. Личные взносы.
  3. Государственное финансирование.

Доступно сразу несколько вариантов:

  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Государственные.
  • Управляющая компания.

Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.

Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.

Кто имеет право на накопительную пенсию согласно статье 4

В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:

  1. Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
  2. Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
  3. При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
  4. Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.

За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:

  • Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
  • Единоразовые выплаты.
  • Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.

Обеспечение выплат накопительной пенсии

Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.

Условия назначения накопительной пенсии

Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:

  1. Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
  2. Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
  3. По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.

Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.

Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.

Как федеральный закон определяет размер накопительной пенсии

Размер выплат определяют по состоянию на день, когда гражданин обратился за получением денег. Учитывают всю сумму, которая образовалась на накопительном счёте. Специальная часть индивидуального лицевого счёта тоже внимательно изучается при наличии.

В состав пенсионных накоплений также включают:

  • Результаты инвестирования.
  • Материнский капитал, часть которого расходовалась в этом направлении.
  • Взносы на софинансирование.
  • Взносы со стороны работодателя в пользу застрахованного лица.
  • Дополнительные страховые взносы.

Для определения размеров используют такую формулу:

НП обозначает саму накопительную пенсию.

ПН – пенсионные накопления, рассчитанные из всех показателей, которые упомянуты ранее. Т – количество месяцев, на протяжении которых будут получены деньги. Ожидаемый период могут сократить на полный год, если клиент обратился за деньгами позднее.

Как происходит корректировка согласно ФЗ

Корректировку выплат производят каждый год 1 августа, но обычно при наличии таких условий:

  1. Если есть накопления, которые не учтены ранее.
  2. Страховые взносы увеличились благодаря инвестиционной деятельности.
  3. Поступили новые страховые взносы, включая дополнительные.

Порядок установки и выплаты накопительной пенсии

Гражданин не должен столкнуться с какими-либо проблемами при назначении выплат. Достаточно обратиться вместе с заявлением и другими документами к компании, в которой он в настоящее время обслуживается. Можно воспользоваться помощью сотрудников ПФРФ или МФЦ, чтобы узнать о том, где именно находятся средства к моменту обращения за выплатами.

Заявки разрешается передавать по почте или через другого гражданина, который стал законным представителем интересов. Например – когда передвижения затруднительны из-за текущего состояния здоровья.

Оформление накопительной части пенсии предполагает наличие таких документов:

  • СНИЛС.
  • Заявление согласно существующему образцу.
  • Гражданское удостоверение того, кто вышел на пенсию.

При одновременном оформлении страховых и накопительных частей нужны дополнительно:

  1. Трудовая книжка и другие документы для подтверждения стажа.
  2. Заявление на получение выплат по старости.

Сроки назначения

Они зависят от того, какие именно выплаты выбраны в том или ином случае. Есть, к примеру, единовременный вариант – когда перечисляют всё сразу. При других решениях обычно деньги приходят каждый месяц. Их получают до тех пор, пока вся имеющаяся сумма не будет исчерпана.

Может ли быть приостановлена и потом возобновлена согласно закону

Перечисление ежемесячных страховых сумм может быть приостановлено, если присутствуют такие обстоятельства:

  • Пенсионер выехал за границу для постоянного проживания.
  • При завершении сроков обучения, отсутствии справок в случае с потерей кормильца.
  • Иностранец просрочил время, когда надо было обратиться за продлением основного документа.
  • На почте или со счёта в банке перестали получать начисления.

Если реакция со стороны гражданина отсутствует – контролирующие органы вправе отказаться совсем от выплат каких-либо компенсаций.

Возобновить перечисления тоже можно. Например – когда подают соответствующее заявление, а также передают документы, которые доказывают позицию составителя. После этого гражданину должны выплатить все суммы, которые раньше им не были получены.

В каких случаях прекращается выплата

Причины всегда остаются одинаковыми, их большая часть уже описана выше. Чаще всего проблемы связаны с тем, что сам гражданин пропустил сроки для каких-либо обращений. Трудоустройство и его отсутствие не должны влиять на решение вопроса.

Как закон регулирует выплату накоп. Пенсии тем, кто уезжает из РФ

При выезде за границу человека не лишают самого права на получение пенсии. Но велика вероятность появления разных проблем технического характера. Лучше заранее узнать о правилах, по которым в таких случаях идут накопления.

Пенсию выплачивают и тем, кто переехал для постоянного места жительства.

Но и тут не обходится без ряда условий:

  1. Ежегодное подтверждение, что гражданин остаётся в живых.
  2. Извещение Пенсионного Фонда о новом месте жительства.
  3. Отсутствие индексации.
  4. Отказ от региональных надбавок.
  5. Представление справок о наличии официальной работы, либо её отсутствии.
  6. Справки о постоянном месте проживания за территорией России.
  7. Подача заявлений о выезде.

Чаще всего при нахождении за границей деньги сразу переводят на банковские счета.

Другие значимые моменты закона

Пенсионные накопления выплачивают правопреемникам, если смерть гражданина наступает до назначения общей суммы или до корректировки. Исключение из правил делают только в случае с материнским капиталом и результатами от его инвестирования.

Возраст и состояние трудоспособности не влияют на право граждан получать компенсацию. Это касается детей и самых близких родственников в очереди.

При отсутствии родственников деньги вообще никому не выплачивают. Их учитывают в составе резерва по отношению к текущему пенсионному страхованию.

Гражданин сам имеет право в любой момент обратиться с заявлением, где указывает лиц, которым можно перечислить пенсию в случае смерти. При отсутствии заявления средства распределяют в равных долях между родственниками, относящимися к одной очереди. Допускается использование электронных порталов для подачи заявлений относительно определение круга ответственных лиц.

Обязательно надо указать, в каких долях распределяются деньги. Если правопреемник пропустил сроки обращения за выплатой, но на то была серьёзная причина – он тоже может составить заявление, чтобы это время было восстановлено.

До конца 2015 года граждан обязали сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, если желание принимать участие в этой системе было. Установили отдельный период, до окончания которого работающие граждане должны были обратиться с соответствующими заявлениями. Если заявление отсутствовало, то автоматически формировали только страховую часть.

При этом за гражданином в любом случае сохраняют право написать отказ от участия в формировании своих накоплений. После этого все деньги направляют только на страховую часть. Но даже после указанного шага пополнять накопительный счёт можно, просто самостоятельно. Все собранные средства выбранная компания инвестирует в тех или иных направлениях. Выплаты происходят по общему порядку.

Находясь за границей, гражданин может получать сразу несколько разновидностей выплат:

  • Дополнительное ежемесячное обеспечение для ветеранов ВОВ.
  • Доплаты за трудовые заслуги.
  • Государственные пенсии, за исключением социальной.
  • Страховые пенсии.

Такие выплаты без проблем можно оформить, даже не возвращаясь в Россию. Достаточно отправить контролирующему органу заявление и другие документы в доказательство своей позиции. Не стоит рассчитывать на одобрение с первого раза.

Заключение

В зависимости от вида выплаты, гражданин должен написать то или иное заявление, когда за ней обращается. Лучше заранее уточнить необходимую информацию при обращении в органы социальной защиты или сам ПФР. Там предоставят образец заявлений и требования к другим документам, которые собираются как доказательства.

Любая заявка рассматривается максимум на протяжении 10 рабочих дней, процесс редко затягивается. Но нельзя подавать документы раньше, чем возникает право на выплаты. На протяжении следующих двух месяцев переведут единовременное пособие, другие деньги назначат с 1 месяца после обращения.

Читайте также: