Размер пенсии в рф по конституции рф

Минимальная пенсия в России – понятие относительное и точным образом не определенное. Главный показатель «минимальности» в данном случае – размер прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона. Если пенсия выше него, то у вас все хорошо. Но даже если она ниже, государство все равно вас не бросит.

Какой средний размер пенсии в России

Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России по состоянию на конец 2018 начало 2019 года составляет примерно 14 100 руб.

Если сравнить с заработной платой, то, согласно подсчетам аналитиков, такой размер пенсии составляет около 40% от среднего заработка по России.

Средний размер социальной пенсии – 9 045 руб.

Средний размер пенсии, которая выплачивается детям-инвалидам, составляет 13 699 руб.

Пенсии, которые получают граждане, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, в среднем составляют 30 700 руб.

Стоит отметить, что в постсоветском пространстве РФ является одной из самых богатых стран в плане пенсионного обеспечения граждан. Конкуренцию нам может составить разве что Прибалтийский регион, но стоит учитывать, что в Прибалтике довольно высокие расходы на коммунальные услуги, которые и «съедают» все «заработки» пенсионеров.

Если обратить внимание на проводимую государством пенсионную политику, можно отметить, что по сравнению с 90-ми годами ХХ века кризис в данной сфере стал сходить на нет.

Более того, средняя пенсия растет (по скромным подсчетам) в 2 раза быстрее инфляции потребительских цен. Способствует этому проводимая Правительством РФ 2 раза в год индексация пенсий – 01.02 и 01.04 (узнайте о том, как будет происходить индексация пенсий с 2019 года ).

Какая минимальная пенсия по старости

Достигнув возраста, установленного законодательством, гражданин начинает задумываться, а какой же минимальный размер пенсии его ждет?

Отметим, что в российском законодательстве понятия «минимальная пенсия» не существует; ее размер зависит от различных обстоятельств.

Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в регионе проживания пенсионера.

Но если все же такая ситуация имеет место быть (пенсия гражданина по старости со всеми надбавками ниже прожиточного минимума для пенсионеров), то пенсионеру устанавливаются дополнительные социальные выплаты.: в таком размере ,чтобы пенсия была равна региональному прожиточному минимуму. Социальная доплата устанавливается на основании заявления пенсионера. Работающим пенсионерам социальная доплата не полагается.

Минимальный размер пенсии может быть повышен в следующих случаях:

  • гражданин перешагивает 80-летний рубеж;
  • на его иждивении появляются один и более родственников;
  • страховая пенсия индексируется;
  • пенсионер выходит на работу.

Для того чтобы получить хотя бы минимальную пенсию в России по старости, необходимо иметь не менее 15 лет трудового стажа. Но все дело в том, что не у всех он есть. В этом случае вам будет выплачиваться социальная пенсия.

Максимальный размер пенсии по старости

Максимальный размер пенсии по старости на сегодняшний день подсчитать невозможно. Он будет зависеть от многих обстоятельств – возраста выхода на пенсию, трудового стажа, заработной платы, пенсионных отчислений и т. д.

А теперь давайте обратимся к новому пенсионному законодательству, а именно к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

с 1 января 2019 года пенсионный возраст увеличен: женщины теперь идут на пенсию в 60 лет, мужчины в 65. И по-прежнему, граждане, которые будут выходить на пенсию позже возраста, установленного законодательством, получат прибавку к пенсии пропорционально времени, в течение которого они не находились на пенсии (а могли бы!).

Соответственно, чем позже вы уйдете на пенсию, тем выше пенсия будет.

Пенсионный калькулятор

25.06.2013 года на официальном сайте Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ был размещен пенсионный калькулятор, проще говоря, механизм, с помощью которого граждане РФ могут рассчитать свою будущую пенсию.

Но, по словам Министра труда РФ, калькулятор не предназначен для выведения точного размера пенсии; он может только спрогнозировать определенную сумму при различных показателях.

При расчете будущей пенсии вам будет предложено ввести в графы размер вашей зарплаты, пол, срок воинской службы и т.д. Но калькулятор выдает сумму по состоянию на сегодняшний день, то есть, как было бы, если бы вы ушли на пенсию завтра.

Калькулятор основывает свои расчеты на новой пенсионной формуле, которая предусмотрена в законе «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, действующем с 01.01.2015.

Но! Стоит помнить, что в пенсионную формулу изначально заложен инструмент, который может повлиять на размер пенсии в сторону ее снижения. Это так называемая стоимость пенсионного коэффициента, которая устанавливается в зависимости от экономической, демографической ситуации в стране и иных показателей.

Что мы имеем помимо пенсий

В связи с тем, что пенсионеры (большинство) не занимаются трудовой деятельностью, они считаются социально незащищенной категорий граждан.

Именно поэтому помимо пенсионного обеспечения пенсионеры могут рассчитывать и на другие льготы и пособия.

1. Налоговое законодательство предусмотрело «поблажки» для пенсионеров в виде освобождения от уплаты имущественного налога; пенсия налогом не облагается, да еще и имущественный вычет за приобретение недвижимости можно получить, если обратиться за ним в течение 3-х лет после выхода на пенсию (пенсионерам разрешается оформлять вычет за 3 предшествующих года, в отличие от других граждан).

2. В сфере здравоохранения тоже все хорошо: все пенсионеры подпадают под действие программы обязательного медицинского страхования и имеют право на получение медицинской помощи бесплатно. Гражданам, получающим минимальную пенсию по старости или инвалидности, лекарства по рецептам обязаны продавать с 50-процентной скидкой.

3. Компенсация оплаты по услугам ЖКХ. Если пенсионер признан малоимущим, то ему положена субсидия на оплату коммунальных услуг. Кроме этого, в некоторых регионах предусмотрена компенсация оплаты на жилье в качестве дополнительной меры социальной поддержки.

4. Льготный проезд в общественном транспорте, предусмотренный законодательством регионов.

Если обобщить федеральное и местное законодательство, то можно сделать вывод о том, что помимо пенсии граждане имеют право на дополнительные льготы, которые им предоставляет государство.

Пенсии в 2018 – 2019 годах

Пенсионная формула, предусматривающая пересчет пенсий в баллах и увеличение стажа для начисления пенсии, ввиду своей сложности вызывает множество вопросов.

Должно успокоить нынешних пенсионеров и всех, кто успел до 2015 года выйти на пенсию, то, что их пенсионные права не нарушатся, а будут иметь прежнюю силу.

Теперь гражданам особенно выгодно получать «белую» зарплату и забыть про конверты, так как размер заработной платы и отчисления с нее также влияют на размер будущей пенсии.

Новым законом введено понятие «годовой пенсионный коэффициент» (ГПК), означающее результат работы гражданина за год. ГПК равняется соотношению суммы, уплачиваемой вашим работодателем, к сумме, которая может быть уплачена с максимальной взносооблагаемой суммы, умноженной на максимальное значение пенсионного коэффициента.

Еще одним плюсом стало то, что в «трудовой» стаж, необходимый для назначения пенсии, входит отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сложности 4,5 года. Причем этот отпуск засчитывается не только матери, а тому, кто официально находился в отпуске по уходу.

Пенсия также и остается в составе 2 частей: страховой и накопительной. Страховая рассчитывается по закону «О страховых пенсиях», а накопительная – по закону «О накопительных пенсиях» от 28.12.2013 № 424-ФЗ, также вступившем в силу 01.01.2015.

Если мы внимательно присмотримся к пенсионным реформам и последним изменениям в пенсионном законодательстве, то увидим, что государство старается постепенно «вывести» страну из ямы под названием «низкие пенсии». Свидетельство этому – индексация пенсии 2 раза в год, перерасчет пенсии для работающих пенсионеров и т.д.

Однако сделать однозначный вывод о том, что на пенсионном поприще все хорошо, нельзя. Необходимо дать «инкубационный» период для новой реформы и подождать, какой «цыпленок» появится из этого «яйца».

Больше материалов по теме в рубрике " Пенсия ".

Какая — то полная чушь и неразбериха творится с запланированным внесением поправок в действующую Конституцию Российской Федерации.

Народ и политологи по сей день пытаются понять, что стоит за этим. Но ни политологи, ни тем более народ, пока не могут сказать что — либо определенное.

Пока видны полнейшие ляпы и несостыковки в этом внезапно затеянном действе.

Первые ляпы начали проявляться, когда в мгновение ока создали рабочую группу по внесению изменений в Конституцию. У людей эта рабочая группа сразу вызвала подозрение — а может ли рабочая группа в таком составе вообще работать над текстами поправок?

Но, оказалось, что сами по себе поправки уже прописаны и оформлены в виде готового законопроекта, который и был внесен в Государственную думу. И тоже очень быстро!

Видно, что готовились заранее…

Второй непонятный ляп — всенародное голосование. Пока не понятно когда и в каком формате будет оно проходить. Ведь если по закону, по той же самой Конституции, то народ необходимо спрашивать только через референдум.

Ибо только референдум является легитимной формой волеизъявления народа!

Но о референдуме даже и не говорят! Говорят о том, что какое — то непонятное голосование будет 12 апреля, а форму должна изобрести глава ЦИК Элла Памфилова.

Для Памфиловой это действо оказалось тоже полнейшей неожиданностью и она не нашла ничего лучшего чем предложение провести «эксклюзивную, разовую, уникальную акцию, чтобы не было ссылок на действующее законодательство» .

Это, спрашивается, что за акция такая, которая может обойтись и без законодательства? Тем более при таком серьезном вопросе, как внесение поправок в Конституцию! Мы уже, помнится, один раз «приняли» эту самую Конституцию. Теперь вот локти кусаем!

Третий ляп — народное голосование должно пройти «пакетом». То есть люди будут обязаны проголосовать за все изменения в Конституцию сразу, а не по пунктам.

А вот люди, например, хотят внести свои изменения!

А нас будут убеждать проголосовать за изменения в которых мы максиму что можем понять, так это пункты об обязательной индексации пенсий и размере МРОТ равного ПМ!

Так что с этих пунктов? Размеры индексации пенсии будут так же устанавливаться действующей властью в Федеральных законах о бюджете и в тех размерах, которые они посчитают достаточными для пенсионеров…

То же самое и с прожиточным минимумом и МРОТ. Кто сейчас, например, может прожить на размер прожиточного минимума? Да никто!

И главное! Четвертый ляп!

Народ должен голосовать, когда законопроект об изменениях в Конституцию будет принят Госдумой, его одобрит Совфед и подпишет президент!

Круто, да? Закон примут, а потом народ спросят!

Это что получается, народ спросят задним числом и только ради того, чтобы сделать вид что спросили?

-В Конституцию то зачем писать поправки об индексации? Тогда уж впишите что писать в лифтах нельзя…

— Вот занесли бы в Конституцию что минимальная пенсия в России не может быть ниже минимальной пенсии Москвы. Хоть что то бы изменилось. А так…из пустого в порожнее.

-Тут еще один моментик интересный. Если у нас так легко можно поменять Конституцию, то какой смысл в ней что-либо менять? Сегодня мы прописали в ней обязательства государства о индексации, а завтра их отменим.

-Опять-таки какая-то хренотерапия по пенсионеру только из-за него всё это происходящее. Одной рукой даём другой тут же забираем. Зачем всё это было затевать как говориться время покажет наберитесь терпения дорогие мои старики.

-Очередной развод пенсионеров. Думают, что они уже не соображают, можно сказать одно, а потом заявить, что неправильно поняли…

-Это очень похоже на ситуацию когда подписывается договор на кредит в банке, где чётко видно 6% , а дальше мелким шрифтом на трёх листах дополнения, в результате через месяц узнаешь, что подписался на 36%. ВЫВОД очередной РАЗВОД.

-Да у нас народ вообще не спрашивают уже не один десяток лет. А почему не спрашивают, да потому что народу наплевать на собственную страну и народ совершенно не участвует в свой стране ни на каких мероприятиях, в том числе и выборы.

Если народ не интересуется политикой в стране, то и политики не интересуются его народом и его мнением.

Поэтому мнение народа особо никого не интересует.

-«Третий ляп — народное голосование должно пройти «пакетом».»

Это не третий, это первый ляп! Как можно оценивать вкус шашлыка и мороженого, если их засунуть в рот одновременно!

-Принимая во внимание, что МРОТ приравняют к ПМ, который с легкости определяют и меняют «наши избранники» (которых как раз мы и не избирали), это при их-то доходах, ничего хорошего из этого не выйдет, так что голосовать стоит против всех этих нововведений (если позволят это народу, в чем есть очень большое сомнение), а требовать смены власти и сегодняшнего курса.

-Всё это можно назвать «суетой вокруг дивана» (Стругацкие).

Предлагаемые правки в Конституцию представляются мне притянутыми за уши, не нужными и выглядят как прикрытие другого истинно важного изменения.

А уж о всеобщем голосовании — это вообще полный атас и пахнет откровенным мухляжом.

Возможно я ошибаюсь, но прозвучавшие предложения голосовать за все изменения одним пакетом наводят именно на такие мысли.

-А вы всё ещё верите в честные выборы?

-Тот кто будет организовывать в стране такой «референдум — опрос» хорошо заработает.

Дарья Новая, Мария Бокарева, Редакция сайта 360


Некоторые идеи из социального блока поправок на практике уже доказали свою эффективность. Власти применили их во время действия ограничений из-за коронавируса. Рассмотрим ситуацию подробнее.

В 75-ю статью Конституции внесут поправку: «Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на федеральном уровне. В этом году эта сумма составляет 12 130 рублей в месяц. Прожиточный минимум складывается из обязательных платежей и цен на товары в потребительской корзине. Эти суммы связаны между собой. Для расчета МРОТ берут прожиточный минимум за II квартал каждого года.

Как рассказал «360» первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев, в ближайшее время трехсторонняя комиссия рассмотрит вопрос об увеличении потребительской корзины, что приведет к росту МРОТ.

«Мы ожидаем, что в Госдуму будет внесен законопроект, в котором предполагается увеличение потребительской корзины. Это должно отразиться и на росте минимального размера оплаты труда», — отметил он.

Председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса России, член рабочей группы Наталья Агапова пояснила «360», что в случае увеличения прожиточного минимума из-за расширения потребительской корзины МРОТ тут же увеличится.

Если в Конституции будет прописано, что МРОТ равен прожиточному минимуму, то гарантом этого становится государство

Минимальный размер оплаты труда стал реальным инструментом, который обеспечил социальную поддержку граждан во время пандемии, отметил Андрей Исаев.

«Во-первых, на этом уровне был установлен размер пособия по безработице во время пандемии коронавируса. Во-вторых, исходя из величины МРОТ рассчитывались субвенции на выплату заработных плат и кредиты пострадавшим организациям», — заявил он.

Пенсии

Еще одной важной социальной поправкой в Конституцию станет закрепление ежегодной индексации пенсий. Изменения внесут в статью 75-ю. В ней говорится, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Сохранение последнего пункта, по словам Натальи Агаповой, очень важно.

Принцип солидарности поколений заключается в том, что страховые пенсионные взносы с каждого работающего сейчас россиянина идут на выплаты нынешним пенсионерам. Когда сегодняшнее поколение выйдет на заслуженный отдых, то пенсии они будут получать за счет страховых взносов молодых граждан.

Очень много было попыток уйти от принципа солидарности в пенсионном обеспечении. Разные были предложения, но если это зафиксировано в Конституции, то все, солидарная остается. Это очень важно

Также она подчеркнула, что упоминание в Конституции ежегодной индексации пенсий — одна из главных гарантий государства, которая очень важна для граждан. Она пояснила, что некоторые работники агропромышленного комплекса получают очень небольшие пенсионные выплаты. Власти выделяют дополнительные средства, чтобы довести их до уровня минимального размера оплаты труда.

«Доярка отработала много лет, а у нее пенсии 9-12 тысяч рублей. Индексировать пенсии в такой ситуации необходимо. Поэтому, если в Конституции это прописано, то за это нужно голосовать. Это действительно гарантия. Потому что правительство наше в прошлом позволяло себе не проводить индексацию, задерживать ее», — напомнила она.

Остальные социальные выплаты, согласно поправке, будут проводиться ежегодно с учетом уровня инфляции.

Социальное партнерство

В Конституции появится понятие социальное партнерство. Это система регулирования отношений между работником и работодателем, чтобы ничьи интересы не ущемлялись. Ранее этот термин был только в Трудовом кодексе, но сейчас его решили прописать в основном законе страны. При этом регулировать этот вопрос будет правительство.

Инициатором этой поправки стала Наталья Агапова. Она отметила, что на время нерабочего режима, введенного в России, было важно сохранить занятость работников. Поэтому правительство по поручению президента и пошло на поощрительные меры в виде компенсаций и кредитов тем, кто сохранил рабочие места.

«Представьте себе, если бы ситуацию отпустили без всяких тормозов, то собственники бы сократили штат, сократили выплаты без всяких ограничений. Но как бы на это отреагировал человек, который остался без работы?» — уточнила она.

Наталья Агапова отметила, что окончательное решение по изменению Конституции должны принимать россияне. «Но я считаю, что обязательно нужно проголосовать за, потому что это гарантии достойной жизни наших граждан», — заключила она.


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации

1. В статье 7 Конституции РФ предпринята попытка дать определение социального государства через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).

Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:

по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);

по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

пособия гражданам, имеющим детей;

пособие по безработице;

пособие на погребение.

В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).

В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).

Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.

Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.

в Пенсии 16.08.2020 1,576 Просмотров


Пенсии (регулярные денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца или в связи с длительной про­фессиональной деятельностью) по новенькой Конституции 2020 года потерпят изменения, о которых нужно знать каждому. Таким образом, в 2020 году корректировки внесли в статью 75 действующего основного указа Российской Федерации. Изменения коснулись условий выплаты пенсий и пособий, а также уточнили новенькую информацию об индексации.

Основные сведения о поправках

Правительством были пересмотрены некие моменты в социальной сфере жизни, например, малый размер оплаты труда. Пенсии граждан тоже перетерпели некоторые изменения. За социальное и пенсионное обеспечение в основном законе державы отвечает статья 75, в которую внесли нововведения.


Видоизменения затронут не только лиц, достигших пожилого возраста, но и юное трудоспособное население. Данная ситуация связана с тем, что большую часть страховых пенсионных взносов рабочих государство будет начислять в качестве пенсии старым людям. Фактически так государство освобождает себя от неотклонимых выплат населению со стороны государства.

Новая Конституция Русской Федерации затрагивает следующие вопросы, касающиеся пожилых людей:

1) сведения об индексации пенсий: будет ли она отменена в 2020 году;

2) вопрос о возвращении к прежнему возрастному цензу;

3) общие положения о начислении пенсии: уточнение принципа солидарности;

4) последующие прогнозы пенсионной реформы.

Структура поправок в Конституцию РФ

Статья 75 основного указа Российской Федерации содержит общие положения о состоянии социальной сферы в стране. Корректировки не только изменили статьи 70, 75, 79, 81, 93 и другие, но и добавили свежие пункты. Так официально утвердился принцип всеобщности в выплате пенсий. Также было введено понятие «солидарность», под которым предполагается обеспечение пенсионеров не за счет государства, а с помощью юного трудоспособного населения.

В точности эта часть пункта 6 статьи 75 звучит последующим образом:

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения людей на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее действенное функционирование».

Индексация пенсий

В статье 75 пункте 6 указывается информация о пересчете выплат. Были пересмотрены не только лишь условия получения социальных и страховых пенсий, но и их размер.

С 1 июля индексация будет возрастать в соответствии с экономической обстановкой по всей стране, а конкретно уровню инфляции. Но все преобразования имеют длительные сроки. Реформу планируют окончить только в 2024 году.

Положение об индексации в новенькой Конституции (основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу):

«Осуществляется индексация пенсий не реже 1-го раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Работающим пенсионерам такая преференция со стороны гос-ва по-прежнему не будет предоставлена. Остальные сведения в основном законе остаются не тронутыми. Пункт 2 статьи 39 о муниципальных пенсиях и их правовом регулировании сохраняется в исходном виде.

Порядок индексирования

Новенькая конституция официально закрепляет пересчет средств для пожилых людей. Это означает, что их действующая пенсия будет пересчитана в взаимосоответствии с недавно принятыми критериями.


Ранее было заявлено, что индексация в 2020 году уже завершена и больше проводиться не будет. Но все изменили корректировки, вошедшие в 75 статью основного закона.

Новенькая Конституция официально закрепила ежегодный пересчет определенным категориям людей:

1) граждане, которые получают страховые пенсионные выплаты;

2) лица, вышедшие на заслуженный отдых и являющиеся опекунами несовершеннолетних детей или их официальными попечителями.

Новый порядок вводится с 1 июля 2020 года. С этого дня будет выполняться перерасчет всех выплат, которые должны быть зачислены старым гражданам. Для этого необходимо обратиться в ПФР по месту жительства или в функциональный центр. При посещении обязательными документами станут доказательство на опекунство, попечительство или получение страховой пенсии.

Индексация для работающих пожилых людей

Также с внесением изменений в основной закон державы, в Государственной Думе начали разрабатывать законопроект, который подразумевает индексацию для работающих лиц, достигших пенсионного возраста. В последний раз для данной категории она проводилась 6 лет назад.


Работающие пожилые люди смогут рассчитывать на следующие условия:

  • постоянные выплаты в размере 5 680 рублей;
  • начисление пенсионных баллов величиной 94 рубля.

Если законопроект воспримут, то работающие пенсионеры смогут получать дополнительный и размеренный ежемесячный доход со стороны государства, помимо заработной платы. На данный момент пенсионеры, которые по-прежнему продолжают работать, могут рассчитывать на данную преференцию только лишь по окончании своей трудовой деятельности.

Снижение пенсионного возраста

Вопрос о том, возвратят ли старый возрастной критерий пенсионного возраста, корректировки так и не осветили. Новая Конституция, принятая в 2020 году, не включает никакой информации о повторном изменении возрастного порога для получения статуса пенсионера.

Потому на данный момент сохраняется все тот же возрастной ценз – женщины работают до 60 лет, мужчины трудятся до 65. Допустимо, в будущем будет пересмотрена социальная политика в этом вопросе, так как пенсионная реформа продолжается.

Как будет формироваться пенсия в взаимосоответствии с поправками

Пенсионные выплаты теперь формируются на базе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Об этом сообщается в статье 75 новой Конституции Российской Федерации. Это значит, что часть из средств пенсионного страхования молодого трудоспособного населения будет составлять размер пенсии для 1-го гражданина.

Таким образом, государство фактически переводит пожилых людей на обеспечение со стороны страховых накоплений молодого населения. На данных средствах и будут строиться пенсионные резервы.

Как часто будут индексироваться пенсии

Согласно принятым поправкам в Конституцию, индексация (или индексирование (от лат. index) могут означать: Индексация (экономика) — средство защиты от инфляции путём привязки к индексу потребительских цен) сейчас будет производиться ежегодно. В 2020 году она уже осуществлялась, но так как указ новый и вступил в силу недавно, то с 1 числа последующего месяца уже будет проводиться повторный пересчет пенсионных выплат.

Обратите внимание: под эту категорию попали только лишь те, кто получают страховую пенсию или являются опекунами и попечителями. Для работающих пожилых людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) на данный момент такой привилегии не предусмотрели.

Таким образом, корректировки в Конституцию 2020 года вносят новый порядок в социальную сферу публичной жизни. Также вводится принцип солидарности поколений и каждогодная индексация для неработающих пенсионеров. В настоящее время разрабатывается указ о пересчете для работающего населения, достигшего пенсионного возраста.

Читайте также: