Регламент по инвестированию средств пенсионных накоплений


Об утверждении Методических рекомендаций по разработке внутренних регламентов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений

В соответствии с Требованиями к участникам конкурса и должностным лицам участников проводимого в 2003 году конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 390, утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке внутренних регламентов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений.

И.О. председателя
Г.И. Колесников

Методические рекомендации по разработке внутренних регламентов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее именуется - управляющая компания), при разработке внутренних регламентов по инвестированию средств пенсионных накоплений, использование которых является одним из требований к участникам конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений (далее именуется – регламент).

При разработке регламента следует руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов застрахованных лиц, средства пенсионных накоплений которых переданы управляющей компании в доверительное управление.

2. Регламент, а также все изменения и дополнения к нему рекомендуется утверждать советом директоров (наблюдательным советом), а в случае его отсутствия – коллегиальным исполнительным органом управляющей компании.

В случае отсутствия в управляющей компании совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа регламент, а также все изменения и дополнения к нему рекомендуется утверждать решением общего собрания акционеров (участников) управляющей компании.

3. В регламент рекомендуется включить положения, определяющие порядок принятия и исполнения решений по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе:
порядок принятия и исполнения решений по инвестированию средств пенсионных накоплений в рамках инвестиционной декларации управляющей компании, в том числе лиц, отвечающих за подготовку, принятие и исполнение указанных решений;
порядок взаимодействия структурных подразделений управляющей компании при осуществлении инвестирования средств пенсионных накоплений;
порядок оценки результатов инвестирования средств пенсионных накоплений и корректировки инвестиционного портфеля.

4. Положения регламента, определяющие порядок принятия и исполнения решений по инвестированию средств пенсионных накоплений, должны предусматривать наличие в управляющей компании инвестиционного комитета, а также порядок его формирования и деятельности.

К функциям инвестиционного комитета рекомендуется относить определение стратегии инвестирования средств пенсионных накоплений в рамках инвестиционной декларации управляющей компании, т.е. ограничений, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе:
а) более высокие и (или) более детальные требования к долям отдельных классов активов в структуре инвестиционного портфеля, чем требования, предусмотренные инвестиционной декларацией управляющей компании;
б) установление или исключение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги конкретных эмитентов;
в) максимальные и минимальные доли ценных бумаг в структуре инвестиционного портфеля, в том числе максимальные и минимальные доли акций и облигаций;
г) максимальные суммы средств пенсионных накоплений, решения об инвестировании которых могут приниматься самостоятельно работниками управляющей компании, непосредственно осуществляющими инвестирование средств пенсионных накоплений.

Регламент должен предусматривать обязательность решений инвестиционного комитета для работников управляющей компании, непосредственно осуществляющих деятельность по инвестированию средств пенсионных накоплений.

5. В регламент рекомендуется включить положения, определяющие порядок осуществления контроля за рисками при совершении операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе: порядок управления рисками в управляющей компании, в том числе лиц, отвечающих за управление рисками; методику идентификации, оценки рисков; процедуры контроля за рисками ликвидности, рыночными рисками, а также операционными рисками, включая риски, связанные с действиями работников управляющей компании, с хищением, повреждением или уничтожением имущества управляющей компании, с подделкой письменных документов, используемых при совершении операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, с хищением, повреждением или уничтожением информации в электронной форме.

6. В регламент рекомендуется включить положения, определяющие порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющей компании, в том числе:

порядок осуществления контроля за соблюдением управляющей компанией требований законов и иных нормативных правовых актов по инвестированию средств пенсионных накоплений, инвестиционной декларации, в том числе требований к составу и структуре инвестиционного портфеля и требований к порядку расчета рыночной стоимости и стоимости чистых активов инвестиционного портфеля;
порядок принятия решений по выбору брокеров и кредитных организаций для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений;
процедуры осуществления внутреннего контроля управляющей компании.
Принятие решений по выбору брокеров и кредитных организаций для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений рекомендуется возложить на инвестиционный комитет управляющей компании.
Кроме того, в регламент следует включить положения, предусматривающие необходимость осуществления мониторинга за соответствием брокеров и кредитных организаций требованиям законов и иных нормативных правовых актов, а также за их финансовым состоянием, с указанием должностного лица, отвечающего за осуществление такого мониторинга и на регулярной основе информирующего инвестиционный комитет о его результатах. В регламенте рекомендуется предусмотреть обязанность указанного должностного лица незамедлительно проинформировать лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, о выявленных нарушениях и ухудшении финансового состояния брокеров и кредитных организаций, а также указание на иные действия, которые должностное лицо обязано предпринять в этих случаях.

7. В регламент рекомендуется включить положения, определяющие организацию документооборота в управляющей компании, а также между управляющей компанией и специализированным депозитарием, в том числе:
организацию внутреннего документооборота, позволяющую осуществлять контроль за исполнением решений инвестиционного комитета;
порядок обработки и хранения документов, поступающих от брокеров и кредитных организаций;
организацию документооборота между управляющей компанией и специализированным депозитарием, в том числе порядок направления специализированному депозитарию документов, необходимых для осуществления им функций по контролю за распоряжением средствами пенсионных накоплений.

8. В регламент рекомендуется включить положения, определяющие порядок обеспечения защиты служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений от несанкционированного доступа, в том числе:

перечень сведений, относящихся к служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений, который должен, по крайней мере, включать в себя информацию о решениях инвестиционного комитета, о движении денежных средств и ценных бумаг при инвестировании средств пенсионных накоплений;

перечень лиц, имеющих доступ к служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений;

ограничение доступа в помещения, в которых хранится или находятся рабочие места лиц, имеющих доступ к указанной информации;

запрет на разглашение служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений и использование ее в своих интересах или интересах третьих лиц;

наличие у управляющей компании компьютерных систем (компьютеры и все периферийные устройства для осуществления ввода, вывода, обработки, хранения электронных данных), программного обеспечения и другого технологического оборудования, необходимого для защиты от несанкционированного доступа к служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Граждане, формирующие пенсионные накопления, рассчитывают их получать в виде накопительной пенсии после выхода на заслуженный отдых. Инвестирование пенсионных накоплений по идее должно увеличивать их размер. Мы расскажем о том, как накопления формируются и инвестируются.

Как формируются пенсионные накопления

Все пенсионные накопления, находящиеся на специальной части индивидуального лицевого счета гражданина, обязательно инвестируются. Причем относится это ко всем средствам, находящимся и поступающим на счет гражданина в виде обязательных страховых взносов работодателя, дополнительных взносов самого гражданина, добровольных взносов работодателя, взносов государства от софинансирования. Имеется также возможность направить на формирование накопительной пенсии и средства материнского капитала. Эти средства также будут принимать участие в инвестировании.

Если гражданин не принял решения о формировании накопительной пенсии, то пенсионные накопления, сформированные до 01 января 2014 года (до введения моратория на накопительную пенсию), будут по-прежнему инвестироваться. В любом случае, если у гражданина есть какие-то пенсионные накопления, то они обязательно инвестируются.

Граждане сами могут выбирать способы, по которым будет происходить формирование и инвестирование пенсионных накоплений. Такими способами могут быть:

  • формирование пенсионных накоплений, в том числе, накопительной пенсии, через Пенсионный фонд России (ПФР);
  • формирование пенсионных накоплений, в том числе, накопительной пенсии, через Негосударственный пенсионный фонд (НФП). При этом вы можете сделать перевод накопительной части пенсии в НФП.

Важная особенность: если за вас работодатель уплачивает обязательные страховые взносы, а у вас при этом имеются добровольные пенсионные накопления, то для всех ваших накоплений будет применяться одинаковый порядок инвестирования.

Рассмотрим эти способы подробнее

Формирование и инвестирование пенсионных накоплений через ПФР

Если вы формируете свои пенсионные накопления через ПФР, то устанавливать и выплачивать накопительную пенсию будет территориальный орган ПФР по вашему месту жительства.

Для формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений) через ПФР вам нужно выбрать один из следующих инвестиционных портфелей:

  • инвестиционный портфель управляющей компании (УК);
  • базовый инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ГУК);
  • расширенный инвестиционный портфель ГУК.

В базовый инвестиционный портфель входят государственные ценные бумаги РФ и корпоративные облигации российских эмитентов. В расширенный инвестиционный портфель входят, кроме указанных, ипотечные ценные бумаги, банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, облигации международных финансовых организаций.

В настоящее время единственной ГУК является Внешэкономбанк.

Список УК размещен на сайте ПФР.

Инвестирование средств пенсионных накоплений будет производиться с учетом вашего выбора.

Вы можете обновлять инвестиционный портфель и/или выбирать другую УК не чаще одного раза в год.

Итак, выбор инвестиционного портфеля сделан. Что дальше?

Оформите заявление о выборе инвестиционного портфеля (УК) и направьте его в ПФР.

Заявление можно подать лично или направить его иным способом (в том числе в форме электронного документа либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

Установление вашей личности и проверка подписи при обращении через многофункциональный центр осуществляется самим этим центром.

При направлении заявления по почте, подпись на заявлении заверяется у нотариуса.

Если вы лично обращаетесь в территориальный орган ПФР по месту жительства, то вам потребуется паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Срок подачи заявления — не позднее 31 декабря текущего года.

ПФР рассматривает заявление в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления, и в срок до 31 марта уведомляет вас об итогах рассмотрения заявления.

Для выбора расширенного инвестиционного портфеля ГУК каких-либо действий предпринимать не надо. Т.е. если вы промолчите (не подадите заявления), то пенсионные накопления автоматически будут инвестироваться в расширенный инвестиционный портфель ГУК.

Формирование накопительной пенсии через НПФ

Вы можете отказаться от формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений) через ПФР и выбрать НПФ. Но тогда назначать и выплачивать вам накопительную пенсию будет НПФ. Он же будет и инвестировать пенсионные накопления. Вы можете также сделать перевод накопительной пенсии в НПФ.

НФП работает с определенными УК и распоряжается вашими средствами по праву оперативного управления.

В случае выбора НФП вам надо подать заявление в ПФР, а затем заключить договор с выбранным НФП. С УК договор заключать не надо.

Все дальнейшие общения по вопросам формирования пенсионных накоплений и их инвестирования, а также выплаты накопительной пенсии вы будет вести с НФП.

Как перейти из НПФ в ПФР

Вопросы о том, как из НПФ перейти обратно в ПФР, а также как перейти из одного НПФ в другой, часто возникают у граждан.

Вы можете изменить выбранный ранее способ формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений). Т.е. вы можете:

  • перейти из НПФ в ПФР (и таким образом вернуть накопительную часть пенсии в ПФР);
  • перейти из ПФР в НПФ;
  • перейти из одного НПФ в другой;
  • заменить инвестиционный портфель.

Для этого вам надо подать заявление в территориальный орган ПФР лично или направить его иным способом, например, в форме электронного документа либо через МФЦ.

Если у вас есть доступ в личный кабинет на сайте ПФР, то почти все это можно сделать с помощью электронных сервисов.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и его Управления в административных районах Санкт-Петербурга
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования лица, которые не обращались за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (далее — застрахованные лица), могут подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) подаются не позднее 31 декабря текущего года.

Заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), поданные в 2019 году, подлежат рассмотрению Пенсионным Фондом Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года.


Полное наименование:

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

Принятие решения об удовлетворении заявления с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления.

Срок предоставления услуги

Государственная услуга предоставляется в течение 1 дня.

Заявление о выборе УК рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении (с внесением изменений в специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица) или отказе в удовлетворении заявления либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе УК.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Застрахованные лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №67‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не обратившиеся за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (далее — застрахованные лица).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели, государственной услуги, указанные в п. I.
  2. Доверенное лицо получателя государственной услуги.

Заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение МФЦ.
  2. Подает необходимые документы и заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) по форме.
  3. По требованию получает расписку в приеме заявления.

Порядок действий уполномоченной организации

Специалист МФЦ:

  1. Принимает от застрахованного лица необходимые документы и заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) по форме.
  2. Проверяет заявление на предмет правильности заполнения в соответствии с инструкцией по заполнению заявления.
  3. Выдает застрахованному лицу по его требованию расписку в получении заявления.
  4. Передает пакет документов застрахованного лица в Управление ПФР по Санкт‑Петербургу.

  1. Получает пакет документов застрахованного лица из МФЦ.
  2. Регистрирует заявление застрахованного лица в журнале регистрации заявлений.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Документ, удостоверяющий личность застрахованного лица.
  2. Заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) по форме.
  3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) по форме либо страховое свидетельство обязательного пенсионного обеспечения (СНИЛС) по форме.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица/представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  2. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  3. Доверенность, удостоверенную в установленном порядке (в том числе в простой письменной форме).

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Выборгского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калининского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Колпинского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Красногвардейского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Красносельского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кронштадтского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Курортного района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Петродворцового района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Пушкинского района
  • Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Фрунзенского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 7 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 6 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Порядок обжалования

Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц территориального органа ПФР в досудебном (внесудебном) порядке.

Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке статей 11.1 и 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в территориальный орган ПФР. Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа ПФР, рассматриваются вышестоящим территориальным органом ПФР. Жалобы на решения, принятые руководителем вышестоящего территориального органа ПФР по отношению к территориальному органу ПФР, ответственному за предоставление государственной услуги, рассматриваются непосредственно ПФР.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации, Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в территориальный орган ПФР (ПФР), подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом территориального органа ПФР, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Положения Федерального от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Заявители вправе обжаловать решения, принятые при предоставлении государственной услуги, действия и (или) бездействие должностных лиц ПФР и его территориальных органов в судебном порядке в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  • Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.08.2005 №107н «Об утверждении Стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений»
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2005 №109н «Об утверждении Порядка доведения до сведения застрахованных лиц формы заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и инструкции по ее заполнению»
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.09.2016 №850п «Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомления и .

Последнее обновление информации : 31.08.2020



застрахованному лицу по формированию

и инвестированию средств пенсионных накоплений

Средства пенсионных накоплений формируют:

1. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе - за счёт уплаты работодателями страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходов от их инвестирования. Средства пенсионных накоплений также формировались у мужчин года рождения и женщин года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

2. Участники Программы государственного софинансирования пенсий - за счёт собственных добровольных взносов, софинансирования со стороны государства, взносов работодателей (при наличии), а также инвестиционного дохода.

3. Лица, направившие средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. По результатам инвестирования указанных средств также начисляется соответствующий инвестиционный доход.

ПФР учитывает средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.

Информацию о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованное лицо может получить:

- письменно запросив в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы;

- на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www. gosuslugi. ru);

- в кредитных организациях, например Москвы», Уралсиб», с которыми ПФР заключены

соглашения об информировании застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Способы управления средствами пенсионных накоплений

До обращения за установлением выплат за счёт средств пенсионных накоплений застрахованное лицо может выбрать один из способов формирования накопительной части трудовой пенсии:

I. Через Пенсионный фонд Российской Федерации

При этом застрахованное лицо может выбрать управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) «Внешэкономбанк».

II. Через негосударственный пенсионный фонд

Застрахованное лицо может выбрать один из негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Для этого застрахованному лицу необходимо заключить с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании и подать в территориальный орган ПФР заявление о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд или из одного НПФ в другой НПФ.

Если застрахованное лицо ни разу не воспользовалось правом выбора управляющей компании или НПФ, то средства пенсионных накоплений, учтённые в специальной части его индивидуального лицевого счёта, Пенсионный фонд Российской Федерации передаёт в расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании.

Сделайте свой выбор

Если застрахованное лицо формирует накопительную часть трудовой пенсии через ПФР, у него есть право один раз в год

выбрать другую управляющую компанию, в том числе один из двух инвестиционных портфелей государственной

управляющей компании, подав заявление в ПФР о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании),

отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать НПФ, подав заявление о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд и заключив с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Если застрахованное лицо формирует накопительную часть трудовой пенсии через НПФ, у него есть право один раз в год:

отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и перейти в Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав управляющую компанию или один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании, подав заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, в ПФР

перейти из одного НПФ в другой НПФ, подав соответствующее заявление и заключив с выбранным негосударственным пенсионным фондом договор об обязательном пенсионном страховании.


Выбор тарифа страхового взноса на формирование накопительной части пенсии

Право выбора тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии, предоставленное застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе, продлено на 2014 и 2015 годы.

Для выбора варианта своего пенсионного обеспечения указанным гражданам необходимо решить: сохранить 6% тарифа, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы по-прежнему на формирование накопительной части трудовой пенсии направлялось 6% тарифа страховых взносов, им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая «Внешэкономбанк», либо НПФ, и оно было удовлетворено, на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа, при этом дополнительное заявление для сохранения этого тарифа от них не требуется. В то же время эта категория граждан имеет возможность в любой момент (без временных ограничений) отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии путем подачи соответствующего заявления.

Важно отметить, что у граждан, которые в течение 2013 года подали заявления о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться: их страховая часть увеличивается за счет направления всех страховых взносов на страховую часть пенсии. Если эти граждане подадут заявление о выборе УК либо НПФ в течение годов, то тогда они продолжат формировать накопительную часть в размере 6%.

Граждане, которым с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут в течение 5 лет с момента первого начисления взносов выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться в страховую часть.

Заявите о своем выборе

Если застрахованным лицом принято решение о выборе способа формирования средств пенсионных накоплений, не позднее 31 декабря необходимо подать соответствующее заявление (о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, из НПФ в НПФ, из НПФ в ПФР) одним из следующих способов:

- обратившись лично в любой территориальный орган ПФР;

- обратившись лично в организацию, с которой ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей (кредитные организации, НПФ или работодатели). Перечень организаций-трансферагентов размещен на информационных стендах территориальных органов ПФР и на сайте ПФР www.pfrf.ru;

- почтовым отправлением или передав с курьером (при этом установление личности и проверка подлинности Вашей

подписи осуществляются нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 Гражданского Кодекса Российской Федерации);

- в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг www. gosuslugi. ru.

Средства пенсионных накоплений будут переведены в доверительное управление выбранной управляющей компании или в НПФ до 31 марта года, следующего за годом подачи соответствующего заявления.

Пенсионный фонд России специальным письмом ежегодно информирует гражданина, подавшего заявление о намерении сменить страховщика или управляющую компанию, о принятом ПФР решении в отношении этого заявления.

Неправомерный перевод пенсионных накоплений

Если застрахованное лицо, получив уведомление ПФР о переводе средств пенсионных накоплений, ответственно понимает, что заявление о переводе средств не подавало, соответствующий договор с НПФ не заключало, можно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России с письменной жалобой на НПФ по поводу факта перевода средств пенсионных накоплений в НПФ (УК), а также с заявлением о переводе средств пенсионных накоплений из НПФ, указанного в уведомлении, обратно в ПФР или другой НПФ. Пенсионные накопления будут переведены в следующем году.

Также застрахованное лицо может обратиться в суд с требованием к НПФ перевести средства пенсионных накоплений

предыдущему страховщику, т. е. в ПФР или в НПФ, который прежде управлял средствами пенсионных накоплений. После вступления в силу соответствующего решения суда пенсионные накопления будут переведены в указанный фонд не позднее чем через 30 дней со дня получения НПФ этого решения суда.

С жалобами на неправомерный перевод пенсионных накоплений можно обратиться в call-центр Пенсионного фонда Российской Федерации: 8 – круглосуточно, бесплатный звонок из любого региона Российской Федерации.

Подробные консультации можно получить в территориальных органах ПФР по месту Вашего жительства. Информация также доступна на сайте ПФР www. pfrf. ru (раздел «О пенсионных накоплениях»)

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации

Читайте также: