Информация предоставляемая в налоговую службу от пенсионной службы

Краткое содержание:


Проживающие в разных регионах страны пенсионеры в последнее время жалуются на новое требование, применяемое к ним Налоговой службой. На первый взгляд, ничего плохого, чистая формальность. Но, как известно, российская Налоговая ничего не делает просто так.

Что за новое требование?

Сотрудники ФНС по телефону, посредством почты или личного визита приглашают пожилых получателей пенсии посетить отделение Налоговой для соблюдения некоторых формальностей. При себе просят иметь паспорт, а также документ, подтверждающий размеры начисляемой пенсии.

И на этом этапе у многих возникают небезосновательные сомнения в причинах вызова в ФНС: справку о размерах начисляемой пенсии, в случае необходимости, налоговикам по перовому же требованию мог бы предоставить Пенсионный фонд. Зачем вызывать пенсионера?

Когда гражданин приходит в отделение, его просят заполнить бланк, сообщив, что это необходимо для подтверждения размеров получаемой пенсии.

Зачем пенсионеров вызывают на самом деле?

На самом деле нас интересует одна из строк этого бланка, которая незаметно расположилась в нем, среди формальных вопросов. В этой строке пенсионер должен указать, имеются ли у него дополнительные доходы. И многие заполняют ее, даже не задумываясь о возможных последствиях.

Если пенсионер ответит «Да», то у налоговой службы фактически окажется на руках его чистосердечное признание в уклонении от уплаты налогов, и этот визит в ФНС окажется лишь первым из множества. Об уголовной ответственности в таких случаях речи идти не может, но бюджет неосмотрительного пенсионера пострадает.

В соответствии с частью 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (ссылка), за неуплату налогов предусмотрено дополнительное наказание в виде штрафа – 20% от неуплаченной суммы.

Если пенсионер ответит «Нет», Налоговая может изучить историю операций с банковской картой пенсионера. Если обнаружатся незадекларированные доходы, не являющиеся пенсионными выплатами, то у службы будет подписанный пенсионером документ, в котором тот заявлял, что дополнительных доходов у него нет. Это может означать, что он умышленно скрывал доходы, и наказание будет значительно более суровым, чем в первом случае.

Что следует знать и делать?

Во-первых, следует помнить, что на перечисления от близких родственников Налоговая служба внимания не обращает. Если же у родственника другая фамилия и перечисления вызовут вопросы, всегда можно заявить о нехватке денег и получении от него помощи. Бояться таких переводов не следует.

Например, если пенсионер сдает квартиру в другом городе и не может каждый месяц приезжать за наличными, поэтому беспокоится, что на него обратит внимание Налоговая служба, он может попросить кого-то из близких родственников, проживающих неподалеку от сдаваемой квартиры, получать оплату, и перечислять эту сумму со своей карты на карту сдающего квартиру пенсионера.

Если по какой-то причине нет возможности обратиться к родственникам, рекомендуется указывать в комментарии к платежу, его назначение – «Возврат долга».

Конечно, если пользоваться этим приемом ежемесячно на протяжении долгого времени, у Налоговой могут в итоге возникнут вопросы. Но если, например, родственник, получающий за пенсионера наличные деньги, на пару месяцев уехал в командировку, в этот период вполне возможно получать деньги таким образом от жильцов напрямую.

Как видите, охота на доходы пожилых людей продолжается. Возможно, так происходит потому, что они являются более легкой добычей. А может быть, налоговая просто надеется однажды найти пенсионера, с таким же запасом денег, как у полковника силовых ведомств.

Готов дать налоговикам наводку: такой пенсионер есть, и сейчас он в Москве. Михаил Сергеевич Горбачев. Поторопитесь, господа, он уже немолод.

Право на налоговую льготу может быть подтверждено по единичному запросу сведений из ПФР о пенсионерах, предпенсионерах и инвалидах.

С 2018 года действует беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а с 2020 года также по транспортному налогу.

Льготы предусмотрены для налогоплательщиков, относящихся, в частности, к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В этих целях приказом ФНС России от 12.11.2019 № ММВ-7-21/567@ регламентирован информационный обмен между ФНС России и ПФР.

ФНС России обращает внимание также на то, что в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР.

Сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков соответствующего статуса, также являются основанием для предоставления налоговых льгот независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 января 2020 г. N БС-4-21/945@

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

СВЕДЕНИЙ ПФР, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ЗАПРОСАМ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА

В связи с поступлением в Федеральную налоговую службу обращений, касающихся использования сведений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), полученных по запросам налоговых органов, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества (в т.ч. письмо УФНС России по г. Москве от 21.01.2020 N 23-16/009882@), направляем следующие рекомендации.

Подпунктом "б" пункта 24 и подпунктом "а" пункта 28 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с налогового периода 2018 года для налогоплательщиков, относящихся к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, владельцам хозпостроек, введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот при налогообложении недвижимости на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и другими федеральными законами.

С 2020 года подпунктом "г" пункта 66 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот распространен на налогоплательщиков-физических лиц по транспортному налогу.

В целях применения указанных норм регламентирован информационный обмен ФНС России и ПФР в соответствии с абзацем третьим пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса и приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, а также порядка заполнения указанной формы" (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2019, регистрационный N 56785).

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса и Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР по видам сведений о лицах, предусмотренных приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@.

При этом необходимо понимать, что сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков статуса пенсионера и (или) инвалида (ряда категорий), также являются основанием для предоставления налоговых льгот в соответствии с вышеперечисленными федеральными законами, начиная с налогового периода 2018 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и с 2020 года - по транспортному налогу, если такие льготы по транспортному налогу предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, уполномоченных принимать решения о предоставлении налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц.

В 2018 году в связи со вступлением в силу закона о повышении пенсионного возраста «предпенсионерам» были предоставлены дополнительные социальные гарантии. О том, что это за гарантии, какие категории лиц называются «предпенсионерами» и как подтвердить данный статус, вы узнаете из статьи.

Когда наступает предпенсионный возраст?

Понятие «предпенсионный возраст» не ново. Оно фигурировало в ст. 5 Закона о занятости населения. Ранее к категории «предпенсионеров» для целей применения названного закона относили граждан за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая назначаемую досрочно. В настоящее время предпенсионным признается возраст в течение пяти лет до назначения пенсии (по старости либо досрочной).

Интересно, что подход к определению предпенсионного возраста неоднозначен. Из буквального прочтения норм закона следует, что предпенсионный возраст — это пять лет, предшествующих году назначения пенсии (позиция 1). Согласно данной точке зрения, если работница родилась, например, 1 июля 1968 года, право на пенсию у нее возникнет 1 июля 2028 года (в 60 лет). Следовательно, ее предпенсионный период начнется за пять лет до этого, то есть 1 июля 2023 года.

В ПФР считают подругому (позиция 2). Специалисты ведомства предлагают учитывать переходный период. По их мнению, мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения являются «предпенсионерами» уже в 2019 году и будут признаваться таковыми на протяжении 10 лет (соответствующая таблица размещена на сайте ПФР).

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Возраст отнесения к «предпенсионерам»

Год рождения мужчин, относящихся к «предпенсионерам»

Общеустановленный новый пенсионный возраст

Возраст отнесения к «предпенсионерам»

Год рождения женщин, относящихся к «предпенсионерам»

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это относится, прежде всего, к работникам опасных и тяжелых профессий по Спискам № 1, 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Предпенсионный возраст наступает и право на получение льготы в таких случаях возникает за пять лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий:

  • выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работать по соответствующей специальности;
  • факт работы по соответствующей специальности.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с приобретением данного права. Так, школьный учитель, который в июле 2019 года выработал необходимый педагогический стаж, начиная с этого же месяца считается «предпенсионером».

Далее расскажем, какие льготы предусмотрены для «предпенсионеров».

Пособие по безработице

Гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными пособие по безработице может выплачиваться в повышенном размере (п. 1, 2 ст. 34.2 Закона о занятости населения, Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375).

Размер пособия в 2019 году, руб.*

Для граждан предпенсионного возраста

Для остальных граждан

Минимальный размер пособия

Максимальный размер пособия

* Минимальный и максимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Кроме того, для «предпенсионеров», в случае если их страховой стаж составляет не менее 25 (для мужчин) и 20 (для женщин) лет, увеличен период, за который может быть выплачено пособие (для них предельный период выплаты пособий составляет 24 месяца, для остальных граждан — 12 месяцев).

Гарании при приеме на работу и увольнении

Определенные гарантии лицам предпенсионного возраста должны предоставлять работодатели. Так, по общим правилам запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). В случае если данный отказ последовал по мотивам достижения гражданином предпенсионного возраста, в отношении работодателя может быть применена уголовная ответственность. В частности, за указанное деяние работодатель может быть оштрафован на сумму до 200000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев либо привлечен к обязательным работам на срок до 360 часов (ст. 144.1 УК РФ).

Аналогичные штрафы действуют при необоснованном увольнении «предпенсионера».

Дополнительный день для диспансеризации

Гражданам предпенсионного возраста и пенсионерам по их заявлениям работодатель обязан ежегодно предоставлять два выходных дня для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ). Остальным гражданам предоставляется один день раз в три года.

Путевки за счет средств ФСС

С 2019 года за счет взносов в ФСС можно оплатить путевку в санаторий для работника-«предпенсионера». Эта информация полезна для работодателей.

Налоговые льготы

Для лиц предпенсионного возраста установлен ряд налоговых льгот. Однако нужно принимать во внимание, что для целей налогового учета такие лица определяются иным способом, нежели установлено в Законе о занятости населения.

Налоговые льготы предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а для досрочно выходящих на пенсию — еще раньше. Например, для «северян», которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на пять лет раньше всех остальных, предпенсионный возраст для получения налоговых льгот — 50 (для женщин) и 55 (для мужчин) лет.

Так, женщины 55 лет и мужчины 60 лет, а также лица, достигшие соответствующего возраста для назначения досрочной пенсии, имеют следующие льготы (пп. 9 п. 5 ст. 391 и пп. 10.1 п. 1, п. 3, 4 ст. 407 НК РФ):

  • предоставление не облагаемых налогом 6 соток (вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м от общей площади принадлежащего гражданину земельного участка);
  • освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта недвижимости каждого вида (дома или его части, квартиры или ее части, комнаты, гаража и т.д.), например одного дома и одной квартиры. Если же у «предпенсионера» в собственности две квартиры и дом, налог нужно будет уплатить только за одну квартиру.

В некоторых регионах «предпенсионерам» устанавливаются дополнительные льготы.

Подтверждение предпенсионного статуса

Документом, подтверждающим отнесение физического лица к гражданам предпенсионного возраста, является (Письмо Минтруда РФ от 24.12.2018 № 161/10/П-9611):

  1. либо справка, выданная территориальным органом ПФР;
  2. либо ответ ПФР на запрос соответствующего органа (службы занятости, налоговой инспекции, работодателя и пр.) по конкретному гражданину.

Способ 1: бумажный

Для получения справки гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим запросом. В нем необходимо указать:

  • личные данные (Ф.И. О., дату рождения, СНИЛС);
  • организацию, в которую будут представлены сведения;
  • способ направления сведений (на руки, по почте и др.).

Сведения направляются гражданам:

  • в случае подачи запроса непосредственно в орган ПФР — не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР;
  • при подаче запроса в электронной форме с использованием Интернета (включая Единый портал государственных и муниципальных услуг) или через сайт ПФР — в режиме реального времени в день обращения.

Сведения предоставляются территориальными органами ПФР бесплатно.

Форма такого запроса утверждена Постановлением Правления ПФР от 04.04.2019 № 206п.

Запрос гражданина о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

Прошу предоставить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

Сведения о застрахованном лице:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) ___________________________________________

Страховой номер (СНИЛС) ______-______-______ ___

Сведения необходимы для предоставления (нужное отметить):

в Федеральную налоговую службу;

в органы государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения;

Прошу направить сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по адресу электронной почты:

(адрес электронной почты гражданина)

Дата заполнения Подпись гражданина (его представителя)

«__» ____________ ____ года _______________________________

Ниже приведем рекомендуемый образец справки, которую будут получать физические лица, обратившиеся в ПФР с соответствующим запросом.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста

По состоянию на _______________________________________________________

Сведения о гражданине:

Отчество (при наличии) ________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Страховой номер индивидуального лицевого счета _________________________

1. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии со статьями 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации (делается отметка в соответствующем квадрате):

относится не относится

Дата достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 ___________________________

Сведения выданы для предоставления в налоговый орган.

2. К категории граждан предпенсионного возраста в соответствии (делается отметка в соответствующем квадрате):

(указывается нужное: со ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации)

относится не относится

Сведения выданы для предоставления:

(указывается нужное: в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения, работодателю)

Информация предоставлена на основании сведений, имеющихся в распоряжении ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Руководитель (заместитель руководителя)

Пенсионного фонда РФ

_______________________ ___________________ _____________________________

(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Способ 2: электронный

Обмен информацией между органами ПФР и работодателями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста льгот, предусмотренных ТК РФ, может осуществляться с письменного согласия таких граждан в электронной форме на основании соглашений, заключенных между органами ПФР и работодателями (Информационное письмо ПФР от 18.12.2018 №АД-25-24/25310, ФНПР от 17.12.2018 № 101114/231). С этой целью ПФР разработал соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и работодателем (форма данного соглашения приведена в указанном письме).

Кроме того, начиная с 2019 года ПФР запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста.

То есть «предпенсионер» может не получать документ, подтверждающий право на льготы. Достаточно подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, чтобы воспользоваться льготой по налогу на имущество, нужно подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя. Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости.

Данные ПФР передаются в электронной форме через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и посредством электронного взаимодействия с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF или XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг, выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку) об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать, куда предоставляются сведения (в ФНС, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодателю). При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».

В связи с проведением в РФ пенсионной реформы (повышением пенсионного возраста) для «предпенсионеров» предусмотрен ряд льгот. При этом среди экспертов нет единого мнения о том, как правильно квалифицировать названных лиц в переходный период. Во избежание споров «предпенсионеру» целесообразно подтвердить свой статус соответствующей справкой.

Кроме того, с 1 января 2019 года ПФР начал работу по новому направлению — внедрению программного комплекса «Предпенсионеры». Благодаря ему все органы власти, подключенные к ЕГИССО, смогут получать актуальную информацию для предоставления мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста.

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;

копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;

акты камеральных проверок;

выписки из актов выездных проверок;

решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2002 года

ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

И ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий порядок разработан Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

1. Общие положения.

1.1. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации (далее - региональном уровне), а также районов, городов (далее - территориальном).

1.2. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, при обмене информацией в соответствии с настоящим Порядком имеют должностные лица налоговых органов и органов ПФР по перечням, определяемым соответственно МНС России и ПФР.

1.3. Ответственность за соблюдение положений настоящего Порядка и контроль за его выполнением возлагается на руководителей управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и управляющих отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации.

2. Органы МНС России обеспечивают передачу органам ПФР следующей информации:

2.1. Копий платежных документов на уплату единого социального налога, задолженности по единому социальному налогу, пеням и штрафам в части, ранее зачислявшейся в ПФР, и на погашение задолженности предыдущих лет по взносам, пеням и штрафам в ПФР, страховых взносов в ПФР, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, полученных органами МНС России (коды Классификации бюджетов Российской Федерации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310).

2.1.1. Передача платежных документов в электронном виде осуществляется на магнитных носителях:

2.1.1.1. Передача электронных платежных документов осуществляется:

на уровне Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и ПФР субъектов Российской Федерации - при условии использования электронного обмена информацией между Управлением федерального казначейства Минфина России и Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации;

на уровне территориальных органов МНС России и ПФР - при условии использования электронного обмена информацией между отделением федерального казначейства и инспекцией МНС России или при получении инспекцией МНС России платежных документов в электронном виде из Управления МНС России по субъекту Российской Федерации.

2.1.1.2. Региональный (территориальный) налоговый орган в соответствии с установленным регламентом передает региональному (территориальному) органу ПФР России файл с электронными платежными документами в части платежей, зачисляемых по кодам бюджетной классификации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310 по счету N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - файлы), на основании информации, получаемой от органов федерального казначейства в электронном виде.

2.1.1.3. При передаче файлов с электронными платежными документами формируются два экземпляра "Протокола приемки - передачи электронных платежных документов", в которых указывается количество передаваемых файлов. Протоколы подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР. Первый экземпляр остается в налоговом органе, а второй экземпляр передается представителю ПФР.

2.1.1.4. Для учета передачи файлов органам ПФР в налоговом органе ведется "Журнал передачи данных" (Приложение) в электронном виде в программе "Фонды", разработанной ГНИВЦ МНС России.

При заполнении формы журнала, представленной в приложении, все поля являются обязательными для ввода.

После копирования файла на магнитном носителе производится проверка на предмет правильности записи.

2.1.2. До организации налоговыми органами передачи органам ПФР копий платежных документов в электронном виде представление в органы ПФР платежных документов по взносам, упомянутым в пункте 2.1, осуществляется на территориальном уровне в виде копий на бумажных носителях.

Копирование платежных документов осуществляется в налоговом органе при материально - техническом и трудовом содействии органов ПФР.

Копии платежных документов передаются по протоколу приема - передачи с указанием даты передачи и количества передаваемых платежных документов.

Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР.

2.1.3. Периодичность передачи копий платежных документов устанавливается по соглашению между участвующими в передаче территориальными органами МНС России и ПФР, но не реже 1 раза в неделю.

2.2. Перечня организаций, состоящих на учете (снятых с учета) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения их обособленных подразделений, и физических лиц, являющихся налогоплательщиками единого социального налога, состоящих на учете (снятых с учета) в налоговом органе в течение квартала, предшествующего текущему кварталу, по реквизитам:

- наименование организации (обособленного подразделения);

- местонахождение (юридический адрес) организации (адрес места нахождения обособленного подразделения);

- адрес исполнительного органа организации;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП) организации по месту ее нахождения (по месту нахождения обособленного подразделения);

- код налогового органа постановки на учет организации по месту ее нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения (код ИМНС);

- фамилия, имя, отчество руководителя организации (обособленного подразделения);

- номер телефона руководителя организации;

- фамилия, имя, отчество главного бухгалтера организации;

- номер телефона главного бухгалтера организации;

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета;

2. индивидуального предпринимателя:

- фамилия, имя, отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код налогового органа постановки на учет по месту жительства (код ИМНС);

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета.

Передача информации осуществляется ежеквартально на территориальном уровне на магнитных или бумажных носителях в соответствии с договоренностью между участвующими в передаче органами ПФР и органами МНС России в срок до 15-го числа месяца, следующего за кварталом, по которому передается информация.

2.3. Копии актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам, а также протоколы об административных правонарушениях по единому социальному налогу в доле ПФР, погашению задолженности в ПФР, страховым взносам в ПФР в 10-дневный срок после подписания вышеназванных решений и протоколов.

2.4. Копий расчетов по авансовым платежам по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.5. Копий расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.6. Копий деклараций по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.7. Копий налоговых деклараций по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.8. О наличии открытых в банках счетов налогоплательщиков, о закрытии счетов страхователей в банках (с указанием даты), о доходах индивидуальных предпринимателей и уплаченных страховых взносов в ПФР (включая периоды до 2002 года) по запросам органов ПФР на территориальном уровне в 10-дневный срок с даты получения запроса от органа ПФР.

2.9. Данных раздела II отчета по форме N 1-НМ "О поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" по показателям, относящимся к поступлениям в ПФР, - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.10. Данных разделов IV, V и VI отчета по форме N 4-НМ "О задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" по показателям, относящимся к задолженности в ПФР, - до 17 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.11. Данных раздела о базе налогообложения по единому социальному налогу отчета по форме N 5-НБН "О базе налогообложения по основным видам налогов" по показателям, относящимся к ПФР. Передача информации осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации в месячный срок после отправки отчета за год и I полугодие в МНС России.

3. Органы ПФР в районах и городах обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:

3.1. О плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов, открытых в системе индивидуального (персонифицированного) учета, - по запросам органов МНС России в 10-дневный срок после получения запроса.

3.1.1. Сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов. Такие сведения представляются по окончании календарного года в порядке, разработанном ПФР по согласованию с МНС России.

3.2. О расторжении соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате взносов в ПФР на погашение задолженности по средствам ПФР - в 5-дневный срок после принятия органами ПФР соответствующих решений.

3.3. О плательщиках единого социального налога, представивших недостоверные сведения персонифицированного учета в части уплаты страховых взносов, - в 10-дневный срок после получения органами ПФР данной информации.

3.4. О фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых органами ПФР в рамках контроля достоверности индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также в рамках проверок правильности назначения страхового обеспечения (копии актов проверок, заверенные органами ПФР), - в 10-дневный срок после принятия решений по актам проверок.

3.5. Сведений о принятых решениях о возврате сумм страховых взносов.

3.6. Сведений о взысканных суммах страховых взносов.

4. Управления МНС России по субъектам Российской Федерации и Отделения ПФР вправе заключать дополнительные соглашения о порядке обмена информацией с учетом специфических особенностей субъектов Российской Федерации по согласованию с вышестоящими органами.

5. Заключительные положения.

5.1. Все изменения и дополнения к настоящему Порядку оформляются в письменной форме и действительны с момента их подписания.

5.2. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его подписания.

5.3. Настоящий Порядок составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу:

Читайте также: