Судебно налоговые пенсионные органы

#1 Et exspecto Et exspecto -->

#2 -SiRus-

#3 -Olegus-

Вот это могет пригодится. Это из проекта Обзора по 1 части НК, не прошел этот пункт, но аргументация то имеется
Вариант п. 21

21. Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может быть применена к налогоплательщику в случае непредоставления им в Пенсионный Фонд РФ сведений в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования .

Отделение Пенсионного Фонда РФ в мае 2001 года обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Основанием данного иска явилось непредоставление ответчиком сведений, указанных в статье 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Арбитражный суд в иске отказал, мотивировав свое решение следующим:

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредоставление в указанный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных требований предусмотренных этим Кодексом и иными актами о законодательстве о налогах и сбора, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документ.

Данная норма имеет ввиду сведения, предоставляемые на основании законодательства о налогах и сборах и необходимые для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем упомянутый выше закон не является составной частью указанного законодательства, возникающие при применении его правоотношения не являются налоговыми.

Как определено в преамбуле этого Закона, он устанавливает правовую основу и принципы индивидуального (персонифицированного) учета граждан, на которых распространяется данное законодательство Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Статья 13 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливает открытый перечень подлежащих представлению в Пенсионный Фонд РФ сведений об уплаченных по каждому застрахованному лицу страховых взносов и трудовом стаже соответствующего лица.

В дополнение к изложенному в решении суда также отмечено, что в силу статьи 9 ФЗ от 5.08.2000 № 118-ФЗ органы Пенсионного Фонда РФ с 1.01.01 утратили полномочия по осуществлению налогового контроля и, соответственно, необходимые для этого права налоговых органов, в том числе право взыскания налоговых санкций

#4 Assistent Assistent -->

#5 Et exspecto Et exspecto -->

#6 Assistent Assistent -->

ПФР, я гляжу, произвол творит. Вот выдержка из моего отзыва на заявление, аналогичному описанному в начале темы. Всем всего доброго.

Управлением ПФР по г. N направлен в N городской суд для рассмотрения по существу протокол об административном правонарушении от 15.05.2003, составленный в отношении K. по признакам административном правонарушении по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в органы государственного внебюджетного фонда сведений, необходимых для осуществления налогового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Вместе с тем, отношения по предоставлению в органы пенсионного фонда сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в целях ведения индивидуального персонифицированного учёта не связаны с уплатой налоговых платежей и регулируются не налоговым законодательством, а правом социального обеспечения. В частности, в ст. 3 ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» определены следующие цели индивидуального (персонифицированного) учета: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам и т.д.

Полагаем, что в действиях K. отсутствует состав правонарушения, а дело подлежит прекращению в связи со следующем.
1. В соответствии с п. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения. В связи с вышеизложенным увеличенный срок давности по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах в данной ситуации не применяется.
Срок представления сведений установлен 1 марта 2003 года. Сообщаю Вам, что в начале марта 2003 г. Управлению ПФР было известно о нарушении Кольским филиалом ПетрГУ установленных сроков представления сведений – специалисты УПФР, начиная с 3 марта 2003 года, неоднократно сообщали о допущенной просрочке. Это обстоятельство может быть подтверждено показаниями работников бухгалтерии NNN и специалистами Управления ПФР по г. N.
Таким образом, на настоящий момент истекли два месяца с момента совершения и обнаружения просрочки подачи сведений, а значит, истёк срок давности привлечения к административной ответственности.

2. Следует учитывать, что указанное правонарушение по ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ состоит в нарушении соответствующего срока, установленного именно законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, срок представления работодателем в УПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (не позднее 1 марта) установлен не законодательством о налогах и сборах, а ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», который налоговые отношения не регулирует.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации нормы ст. 15.6 КоАП РФ применению не подлежат, а состав правонарушения отсутствует.

3. Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 28.3. КоАП должностные лица государственных внебюджетных фондов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.6, лишь в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Так как в данной ситуации отношения по представлению в УПФР сведений о стаже и заработке работников не связаны с уплатой страховых взносов, то должностные лица УПФР не наделены право составлять протокол об административном правонарушении. Возбуждённое же с нарушением порядка дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

В связи с вышеизложенным и на основании ст.ст. 24.5, 25.1, 25.5, 29.9 КоАП РФ просим Вас вынести постановление о прекращении производства по делу.

Понятие и особенности налоговых споров

Своевременная уплата налогов и иных обязательных сборов не гарантирует отсутствие конфликтов с налоговой службой. К примеру, руководитель компании не согласен с решением по итогам проведённой выездной проверки, или фискальный орган отказывает пенсионеру в предоставлении льготы по налогу на имущество. Подобные разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом - это налоговые споры.

Налоговый спор - разновидность правового спора между государством (в лице его органов) и другими участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов, сборов и взносов в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

В силу специфики правоотношений разрешение конфликтных ситуаций не всегда возможно на основании одного только Налогового кодекса. К примеру, актуальны налоговые споры по ЕНВД из-за [B1] расчёта площади торгового места. Между тем в главе 26.3 НК РФ нет пояснений относительно того, как определяется эта величина. При этом площадь торгового места влияет на размер налога при ведении розничной торговли. Много дискуссий вызывает разграничение понятий «площадь торгового зала», «площадь зала обслуживания посетителей». Приходится ориентироваться на письма Министерства финансов и налоговой службы, а также судебные прецеденты.

Налоговые споры как разновидность экономических споров характеризуются следующими особенностями:

  • субъектным составом. Участники налоговых споров определены в НК РФ (ст. 9): с одной стороны - плательщики налогов, сборов и страховых взносов (граждане и организации) и налоговые агенты, с другой стороны - государство в лице налоговых и таможенных органов.
  • Характером правоотношения: конфликт касается только налогов, сборов, страховых взносов, проведения налогового контроля и оспаривания актов и действий налоговиков.
  • Юридическим неравенством участников: с одной стороны представляются интересы государства.
  • Принятием конкретных форм: досудебный или судебный конфликт.

Категории налоговых споров

Система российских налоговых споров охватывает несколько классификаций по различным основаниям.

В зависимости от стороны, инициирующей конфликт:

  • госорган,
  • плательщики налогов, сборов, страховых взносов.

По предмету разногласий:

  • о восстановлении прав;
  • о выполнении фискальных обязательств.

По содержанию требований:

  • о применении санкций,
  • о незаконности решений налоговых структур,
  • о возмещении убытков от незаконных действий сотрудников службы.

По порядку обжалования:

  • внесудебные;
  • судебные.

Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков

Налогоплательщик вправе воспользоваться следующими способами:

  • административным: обратиться в вышестоящий налоговый орган;
  • судебным: в порядке КАС РФ или АПК РФ;
  • обращением в прокуратуру;
  • обращением в администрацию Президента РФ;
  • зачётом излишне уплаченных платежей или возвратом излишне взысканной суммы налога (сбора).

Все требования налогоплательщика можно разделить на 3 группы:

  • об установлении наличия или отсутствия спорных правоотношений;
  • о понуждении совершить какие-то действия или принять акты;
  • об оспаривании.

Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы

Оспорить акт налоговой структуры, действие должностных лиц вправе любое лицо, которое считает свои права нарушенными, а именно:

  • физические лица, то есть граждане, в том числе зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • представители перечисленных субъектов, если их полномочия оформлены надлежащим образом (на основании доверенности, учредительных документов компании и т.д.)

Что представляют собой налоговые досудебные споры

Все конфликты в сфере налоговых правоотношений подлежат досудебному разрешению. Иначе говоря, налогоплательщик должен сначала обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию, прежде чем оспаривать в суде ненормативный акт или действия (бездействие) сотрудников фискального органа.

При этом к ненормативному акту относится документ, касающийся конкретного налогоплательщика. Это может быть:

  • решение о приостановке операций по счёту;
  • отказ в возврате налога;
  • решение о взыскании налога;
  • решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • требование об уплате налога, пени, штрафа;
  • отказ в предоставлении налогового вычета, в возмещении НДС, по ЕНВД и др.

К преимуществам досудебного рассмотрения относятся:

  • экономия финансовых средств: не нужно оплачивать госпошлину и судебные расходы;
  • жалоба проста в оформлении;
  • короткий срок рассмотрения;
  • решение по жалобе исполняется в сжатые сроки;
  • возможность приостановить исполнение оспариваемого решения, пока жалоба не разрешится (если подана в течение 1 месяца с даты получения решения).

Стоит отметить, что уже на стадии досудебного разрешения возможно приостановить исполнение оспариваемого решения, принятого налоговиками, если оно вступило в силу. Обеспечительные меры в досудебных налоговых спора х позволяют налогоплательщику приостановить взыскание доначисленной суммы налога, пени, штрафа до тех пор, пока не вынесут решение по жалобе. Заявление о приостановлении исполнения решения подаётся одновременно с жалобой. Такой обеспечительной мерой в законодательстве является банковская гарантия в налоговых досудебных спорах. Иными словами, при налоговых спорах банк обязуется оплатить налог, сбор, пеню, штраф, если это не сделал налогоплательщик. Судебная практика по налоговым спорам как в прошлом, так и в 2020 году исходит из того, что размер обеспечения должен быть равен оспариваемой сумме.

По правилам АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействие) и решения налоговых органов и должностных лиц, если они связаны с экономической и предпринимательской деятельностью.

Досудебный порядок позволяет:

  • заявить возражение на акт проверки с результатами мероприятий налогового контроля;
  • выразить несогласие с актом о выявлении фактов нарушений;
  • обжаловать решение о привлечении к ответственности как вступившее, так и не вступившее в законную силу;
  • оспорить действия и бездействие сотрудников фискального органа.

В России медиация в налоговых спорах не применяется. Однако за счёт досудебного порядка достигается ускоренное рассмотрение жалоб, снижение нагрузок на суды, снижение финансовых и временных затрат заявителя и гарантии налогоплательщиков по защите своих прав. Как отмечают налоговики, такой подход даёт свои плоды. Подведённые итоги разрешения налоговых имущественных споров за 2019-2020 годы свидетельствуют о стабильном снижении поступающих жалоб от налогоплательщиков.

Формы досудебного обжалования

На стадии разрешения спора в административном порядке необходимо обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

В жалобе в излагаются доводы о несоблюдении налоговиками существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если заявитель полагает, что вследствие этого были нарушены его права, а также нарушения в части толкования НК РФ.

Есть 2 вида жалоб:

  • жалоба на вступившие в силу акты ненормативного характера и действия (бездействие) сотрудников налоговой службы. К слову, обозначенные решения вступают в силу по истечении 1 месяца после вручения лицу, в отношении которого этот документ принят (такая жалоба может быть подана в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав).
  • апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности (отказе привлечения к ней).

К жалобе по налоговым спорам прилагаются документы, подтверждающие доводы заявителя.

Жалобы по досудебным налоговым спорам согласно статье 139 НК РФ подаются в вышестоящую инстанцию, через орган, вынесший оспариваемое решение. Начальник отдела налоговых споров по результатам рассмотрения жалобы готовит проект ответа на неё. Жалобы на решение по проверке рассматриваются в течение месяца со дня её поступления, иные жалобы - не более 15 дней.

Судебная стадия рассмотрения

При недостижении желаемого результата в порядке административного рассмотрения «пострадавшая» сторона переходит к судебному этапу. Рекомендуется готовить документы заранее, как только вышестоящая налоговая инстанция вынесла решение. Если суть спора - взыскание налога, сбора, пени, штрафа, то лучше сразу обратиться с ходатайством о приостановлении выполнения оспариваемого решения (с предоставлением обеспечительной меры) в суд. В качестве таковой выступает в том числе банковская гарантия в размере оспариваемой суммы или иное обеспечение соблюдения статуса quo.

Ведение налогового спора в суде отличается затратами как временными, так и материальными (оплата госпошлины, судебных издержек). Между тем суд обладает большей беспристрастностью, нежели сотрудники фискального органа при рассмотрении жалобы. В основу заявления по налоговым спорам налогоплательщик закладывает доводы возражений на акт и жалобы на решение налогового органа.

Процедура разрешения конфликта для заявителя в этом случае такова:

  • получить решение, вынесенное по результатам внесудебного рассмотрения жалобы/апелляционной жалобы;
  • составить заявление и обратиться с ним в суд;
  • подать заявление о принятии обеспечительных мер;
  • принять участие в ходе рассмотрения дела;
  • получить на руки судебное решение.

При разрешении судебных налоговых споров применяется законодательство: АПК РФ, КАС РФ, Налоговый кодекс РФ. Перед тем, как обратиться с заявлением, необходимо ещё определиться с подсудностью. Рассматривают такие дела как арбитражные, так и суды общей юрисдикции.

Налоговые споры с участием коммерческих организаций , субъектов экономической и предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так оспариваются ненормативные правовые акты, действия (бездействие) и решения налоговых структур и их сотрудников. Иными словами, арбитраж разрешает налоговые споры как разновидность экономических споров. Рассматриваются такие дела в порядке гл. 24 АПК РФ.

Правовой акт ненормативного характера, а также решение и действие (бездействие) можно оспорить, если они:

  • противоречат законодательным требованиям и нарушают права заявителей в сфере экономической деятельности, предпринимательства;
  • незаконно возлагают на граждан, организации и иных лиц обязанности;
  • создают препятствия к осуществлению экономический деятельности, предпринимательства.

Заявление в суд подаётся в срок:

  • не позднее 3-х месяцев после того, как заявитель узнал о нарушении прав и законных интересов;
  • со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), если налоговики не торопятся с её рассмотрением.

Три месяца отведено на рассмотрение дела судьей единолично, однако фактически разбирательство может затянуться до года.

В порядке КАС РФ рассматриваются налоговые споры, не относящиеся к сфере предпринимательской и экономической деятельности. Иными словами, если правоотношения затрагивают физических лиц. В рамках административного судопроизводства также оспариваются нормативные акты налоговой службы.

Административные дела разрешаются федеральными судами, а в части вынесения судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций - мировыми судьями. По сути, орган правосудия заново исследует материалы проверки в совокупности с доводами и доказательствами налогоплательщика.

Как проигравшая сторона может обжаловать решение органа правосудия:

  • в апелляционном порядке;
  • в кассационном порядке;
  • в порядке надзора;
  • по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • в рамках международной системы судов.

Когда проигравшей стороной все способы обжалования исчерпаны, пересмотреть спор с налоговой представляется возможным по вновь открывшимся обстоятельствам . То есть, данный этап осуществим после вынесения вердикта Президиумом суда. К вновь открывшимися обстоятельствами обращаются как плательщики налогов и сборов, так и налоговые органы. Зачастую к этому рычагу прибегают по делам о наличии (отсутствии) оснований применения налоговых льгот. К примеру, налоговики получили запрошенные в ходе проверки документы только после того, как фирма выиграла спор по необоснованной налоговой выгоде. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам возможен только в исключительных случаях, когда допущена судебная ошибка вследствие отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для объективного разрешения дела. Вновь открывшиеся обстоятельства служат дополнительной процессуальной гарантией для защиты общественных отношений в сфере предпринимательства.

Как предупредить конфликты с налоговыми органами

Только знание актуального законодательства и судебной практики, умение применять их в реальной жизни помогут избежать проблем с налоговиками. К примеру, отслеживать изменения законодательства можно на официальном сайте ФНС РФ, Минфина, в официальных печатных органах и на их интернет-ресурсах. Обзоры судебной практики регулярно публикуются в бюллетенях и на официальных сайтах ВС РФ. Аналогичная информация размещается и в справочно-правовых системах.

Поправки в законодательстве, обзоры решений судов, а также наиболее «вопиющие» ошибки контролирующих органов по налоговым спорам освещаются в журнале Актион.

Между тем человеку без юридического образования и соответствующего опыта работы сложно ориентироваться в правовом пространстве, умело внедряя имеющиеся знания в практическую деятельность. В этом случае понадобиться помощь по налоговым спорам юридических компаний. В интернете поиск профессионала, осуществляющего защиту клиентов по налоговым спорам, не составит труда. На официальных сайтах компаний размещаются услуги с прайс-листами. Юрист возьмёт на себя ведение споров как до суда, так и в суде. Он подготовит документацию, соберёт доказательства, сведения и информацию по делу, примет участие в судебных разбирательствах, оспорит незаконное судебное постановление и др. Юрист проводит консультации по интересующим вопросам, разъясняет нюансы дела. Иными словами, клиент получает полное сопровождение по налоговым спорам. Все хлопоты по спорам с налоговой инспекцией специалист возьмёт на себя. При этом клиент избежит временных затрат, а также расходов на обжалование решения в случае отказа в удовлетворении законных требований.

Решения об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии гражданами могут быть обжалованы.

В данном случае следует отметить, что в пенсионных правоотношениях управомоченным субъектом является, как правило, физическое лицо, имеющее право на пенсию. Его основному праву получать пенсию в определенном размере соответствует обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, установить ее и выплачивать. Из права гражданина на перерасчет размера пенсии вытекает обязанность пенсионирующего органа осуществить соответствующий перерасчет и выплачивать пенсию в новом размере. Обладает гражданин и другими правомочиями, например, выбирать способ получения пенсии (доставка на дом, получение через организации почтовой связи или путем перечисления на лицевой счет в кредитном учреждении).

Пенсионный орган является исполнителем обязательств государства перед лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет права отказать лицу в рассмотрении его заявления и документов, к примеру, на перевод пенсии с вида на вид, которые представлены в установленном порядке. В этом смысле, пользуясь классификацией правоотношений виднейшего ученого — теоретика права С. С. Алексеева [1] , пенсионные правоотношения следует отнести к правоотношениям активного типа. Они складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на субъекта обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (в нашем случае — рассмотреть документы на установление пенсии и вынести то или иное решение). Интересы управомоченного лица удовлетворяются только в результате совершения действий обязанным лицом. При этом гражданин обладает правом требования исполнения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, своих юридических обязанностей [2] .

Вместе с тем, несомненно, что по различным причинам правомочное лицо не всегда может согласиться с гем, как и каким образом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, решил вопрос с его пенсионными притязаниями, и считать в связи с этим, что его конституционное право на пенсию было нарушено. Это может касаться, в частности, неправомерного, по мнению заявителя, отказа в назначении или перерасчете пенсии, перевода пенсии с вида на вид, неучета при исчислении размера пенсии тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, задержки в установлении пенсии и г.д. В таких случаях могут иметь место споры по вопросам пенсионного обеспечения, при рассмотрении которых возникают соответствующие процессуальные правоотношения. Случаются и ошибки специалистов при применении пенсионного законодательства.

Поэтому от работников пенсионных органов требуется высокий уровень профессиональной подготовки, обширные и глубокие знания, а также уяснение и понимание норм пенсионного законодательства для их правильного применения. Это особенно актуально в связи с тем, что пенсионное право стремительно изменяется и развивается.

Общий порядок обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, установлен ч. 20 ст. 21 Закона о страховых пенсиях, согласно которой решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Интересно, что появление в пенсионном законодательстве положения, допускающего возможность судебного обжалования решений по вопросам пенсионного обеспечения, по историческим меркам произошло совсем недавно — около 25 лет назад. Сейчас уже трудно в это поверить, но на основании п. 156 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, жалобы по пенсионным делам не подлежали рассмотрению судебных органов. Как отмечали специалисты-«пенсионщики» того периода, возможность судебной защиты нарушенных прав граждан в пенсионном обеспечении не использовалась, несмотря на ст. 58 Конституции СССР 1977 г., которая гласила, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд [3] . Переход к судебной защите пенсионных прав, по совершенно справедливым словам К). В. Воронина, был абсолютно неизбежным и необходимым шагом на пути формирования в России действительно правового социального государства [4] .

Таким образом, в настоящее время существуют два варианта обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, — административный, или ведомственный, условно его можно назвать досудебным (внесудебным), и в порядке гражданского судопроизводства — судебный.

Для соблюдения процедуры ведомственного обжалования необходимо учитывать иерархическую структуру ПФР, состоящую их трех уровней: центральные органы Фонда (Правление, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия), или так называемый центральный аппарат, отделения ПФР в субъектах Федерации и управления (отделы) ПФР в городах и районах регионов нашей страны.

Что касается судебного обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, то граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав непосредственно, минуя ведомственный порядок обжалования, т.е. для подачи заявления в суд вовсе необязательно изначально получить отказ в удовлетворении своих требований от компетентных пенсионных инстанций. Данное право основывается на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, ст. 46 которой устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или) бездействие органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Хотя все-таки следует заметить, что досудебное рассмотрение спора в административном порядке представляется целесообразным, поскольку может позволить решить вопрос более быстро, без обращения в судебные органы. Вместе с тем важно помнить, что любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде.

Судебные споры граждан и пенсионных органов об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, а также по иным вопросам, связанным с назначением и выплатой пенсий, относятся к категории гражданских дел, которые подведомственны судам общей юрисдикции и разрешаются в исковом порядке [5] .

Жалоба в суд должна подаваться с соблюдением правил подсудности. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отмечается, что при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 23—24 ГПК РФ:

  • — дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;
  • — дела по искам, нс подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду;
  • — в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Что касается территориальной подсудности, то она определяется по общим правилам на основании ст. 28 ГПК РФ — заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Читайте также: