Актуарное заключение негосударственного пенсионного фонда

Актуарное заключение – это официальный документ, подтверждающий соответствие обязательств фонда перед клиентами и стоимостью активов фонда.

Актуарное оценивание деятельности фонда осуществляется ежегодно. Необходимо отметить, что специалист, предоставляющий заключение о соответствии активов фонда его обязательствам, в обязательном порядке является независимым лицом. Требования к квалификации актуариев установлены Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 года №222 «О порядке установления требований к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов»).

Результаты оценивания актуарием деятельности фонда может помочь потенциальному клиенту сделать вывод о надежности того или иного фонда.

Актуарное заключение за 2019 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2019 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 4 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств. Актуарный дефицит не установлен. Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства, в том числе по выплате уже назначенных негосударственных пенсий, а также в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Актуарное заключение за 2018 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2018 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 11 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств. Актуарный дефицит не установлен. Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства, в том числе по выплате уже назначенных негосударственных пенсий, а также в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Актуарное заключение за 2017 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2017 года выполнено ответственным актуарием Котляровым О.Л. (регистрационный номер 11 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация профессиональных актуариев»). По результатам актуарного оценивания стоимость активов превышает стоимость обязательств, актуарный дефицит не установлен, Фонд имеет возможность выполнить свои финансовые обязательства перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами. Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» и Федерального стандарта актуарной деятельности «Актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов», разработанных в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2016 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2016 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в едином реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату Фонд имеет актуарный профицит в размере 3,05%. Нормативный размер страхового резерва выдержан. Фонд платежеспособен и финансово устойчив. Обязательства Фонда перед застрахованными лицами могут быть выполнены в полном объеме.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2015 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2015 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Нормативный размер страхового резерва выдержан. Фонд платежеспособен и финансово устойчив. Обязательства Фонда перед застрахованными лицами могут быть выполнены в полном объеме.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2014 год

Актуарное оценивание деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 31.12.2014 года ответственным актуарием Соломатиной Л.Е. (регистрационный номер 33 в реестре ответственных актуариев, являющийся членом саморегулируемой организации актуариев «Ассоциация гильдии актуариев») показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.

Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с требованиями Федерального стандарта актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (далее – федеральный стандарт), разработанного в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2013 год

Актуарное оценивание деятельности НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 31.12.2013 года независимым актуарием негосударственных пенсионных фондов Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ № 17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.
Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2012 год

Актуарное оценивание деятельности НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 01.01.2013 года независимым актуарием негосударственных пенсионных фондов Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ № 17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс Фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен. Активов по пенсионным накоплениям достаточно для выполнения Фондом обязательств перед застрахованными лицами.

Актуарное оценивание деятельности Фонда проведено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению».

Актуарное заключение за 2011 год

Актуарное оценивание состояния НПФ ВТБ Пенсионный фонд на 01.01.2012 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Активы Фонда достаточны для выполнения обязательств перед застрахованными лицами. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2010 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2011 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2009 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2010 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (свидетельство об аккредитации при Инспекции НПФ №17 от 25 марта 2004 года; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2008 год

Актуарное оценивание состояния фонда на 01.01.2009 года независимым актуарием Соломатиной Л.Е. (удостоверение о краткосрочном повышении квалификации при МГСУ, регистрационный номер 02-04 от 07 февраля 2004 года) показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда практически выдержан. Фонд финансово устойчив и платежеспособен.

Актуарное заключение за 2007 год

Актуарное оценивание актуарием ООО «Пенсионные и Актуарные Консультации» (свидетельство об аккредитации №1 от 25 марта 2004 года) состояния фонда на 01.01.2008 года показало, что на отчетную дату актуарный баланс фонда выдержан. Текущее финансовое положение фонда устойчиво.

Алексей Шоломицкий, актуарий ООО «Актуарная и финансовая служба»*

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, GAAP) включают в себя определенные нормы, принципы и методики актуарных расчетов для оценки обязательств перед работниками. Эти нормы описаны, например, в МСФО 19 «Вознаграждения работникам» (Employee Benefits). Практически аналогичные принципы отражения обязательств отражены и в соответствующих американских стандартах. Применение актуарной оценки для целей отчетности требуется во всех компаниях, где имеются корпоративные пенсионные и социальные программы.

Такие требования международных стандартов связаны с используемым в них принципом учета (так называемый accrual basis): доходы и расходы должны учитываться в момент возникновения права на них, хотя соответствующие суммы могут быть еще не получены или не оплачены. С точки зрения международных стандартов финансовой отчетности, если компания «обещает» своим работникам какие-либо пенсионные (социальные) выплаты – например, пособия после выхода на пенсию – то это означает, что соответствующее обязательство должно быть отражено на балансе компании, хотя исполнение этого обязательства может быть отсрочено по времени на годы и даже десятки лет.

Что значит, что компания «обещает» работникам пособия? Это означает, что работники компании получают основания рассчитывать на пособия в будущем. При этом «обещания» компаний могут быть воплощены в виде каких-либо формальных документов, описывающих условия социальных выплат (в современной российской практике такие обязательства обычно фиксируются в Коллективных договорах, а также Положениях о негосударственном пенсионном обеспечении, НПО – в случае, если пенсионные планы реализуются через негосударственные пенсионные фонды, НПФ). Однако, кроме того, работники могут иметь основания ожидать определенных выплат даже и в том случае, если они не определены документами, а вытекают из установившейся практики компаний. В таких случаях обязательства тоже должны оцениваться. Такие (вытекающие из практики) обязательства называются конструктивными (constructive) или традиционными. При оценивании таких обязательств обычно предполагается, что существующая практика выплат будет продолжаться и в будущие годы (если нет серьезных оснований предполагать обратное).

Как уже ясно из сказанного, природа пенсионных обязательств – долгосрочная. Именно поэтому возникает нужда в применении для их оценки достаточно сложных математичеких методов. Такие методы называются актуарными. Очевидно, что применять их должны люди, обладающие соответствующими знаниями и квалификацией. Например, МСФО 19 рекомендует компаниям привлекать для оценки квалифицированного актуария. Профессия актуария – достаточно сложная. Для получения статуса квалифицированного актуария (определяемого приемом в соответствующее национальное актуарное общество) требуется сдача нескольких весьма непростых экзаменов по актуарной и финансовой математике, экономике и другим предметам, а также наличие опыта практической работы в страховании, пенсионном обеспечении, консалтинге. Национальные актуарные общества объединены в Международную актуарную ассоциацию (International Actuarial Association, IAA). В Росси также существует национальное актуарное общество – Гильдия Актуариев, которая в 2008 году стала полноправным членом IAA.

Для того, чтобы определить обязательства компании, актуарию необходимо прежде всего ответить на вопросы:

1. Какие пенсионные планы (или, шире, планы выплат пособий работникам) есть в компании?

2. Как определяются выплаты по каждому плану?

3. Какова схема финансирования этих выплат?

Ответив на эти вопросы, можно установить, какова трактовка этих планов с точки зрения международных стандартов, и разработать схему (модель) расчета обязательств.

Различают два основных типа пенсионных планов: с установленными выплатами (Defined Benefit, DB) и с установленными взносами (Defined Contribution, DC). Различие между этими планами весьма важно, поскольку раскрытие информации для них совершенно различно. Для DC планов раскрывается только сумма уплаченных взносов, тогда как для DB плана необходимо раскрыть сумму обязательств по плану. Таким образом, DC план не порождает долгосрочных обязательств в отчетности, в отличие от DB плана.

Согласно последней редакции МСФО 19, DC планом признается план, в котором компания платит взносы в отдельный фонд (который должен быть отдельным юридическим лицом, например, НПФ) в фиксированных размерах, и не несет никаких обязательств в том случае, если этот фонд окажется неспособным выплачивать пособия в полном объеме (например, в случае неплатежеспособности НПФ). В типичном DC плане компания платит взносы в виде фиксированного процента от зарплаты сотрудников; часто в такие планы вносят взносы и сами работники. Важно, что размер пенсии в таком плане определяется только накоплениями на пенсионном счете на момент выхода на пенсию (т.е. исключительно взносами и инвестиционным доходом на них).

Все прочие планы признаются DB планами. Для них требуется актуарная оценка обязательств (с последующим отражением обязательства на балансе) в тех случаях, когда обязательства долгосрочные. Краткосрочные пособия (например, зарплата, премии, ежегодные оплачиваемые отпуска) под такую оценку не подпадают.

Почему важен вопрос о схеме финансирования плана? Потому, что именно схема финансирования определяет наличие обязательства и его размер. Приведу пример из практики . Крупный российский металлургический холдинг ввел на своих предприятиях новую пенсионную программу. Согласно этой программе, работники добровольно вносят взносы на свои счета в НПФ, а предприятия холдинга софинансируют пенсии (на паритетных началах, т. e. в равном размере с работником). Схема финансирования: в момент выхода работника на пенсию предприятие вносит в НПФ такую же сумму, какую работник накопил на своем счете. Возник вопрос: как классифицировать этот план? Если бы программа предусматривала внесение пенсионных взносов предприятием одновременно с работником, это был бы DC план (поскольку предприятие выполняло бы свои обязательства в отчетном периоде). Но в данном случае предприятия вносят свои взносы в момент выхода работника на пенсию. Поэтому на конец отчетного периода существует не выполненное обязательство предприятия по внесению взноса, которое относится к будущим отчетным периодам. Таким образом, это DB план, поскольку он порождает обязательства в будущих периодах.

Для оценки той суммы обязательств, которая должна отражаться на балансе, а также для оценки расходов по DB плану за период (отражаемых в отчете о прибылях и убытках) обычно применяется так называемый projected unit - credit метод. Это актуарный метод, который позволяет определить, так сказать, «график зарабатывания пособия» или «график приобретения прав на пособие» в течение карьеры работника. Сначала требуется определить современную стоимость (или, как говорят актуарии – актуарную современную стоимость) пособия с учетом вероятностей его получения работником, роста размеров пособий, дисконтирования. То, что здесь учитывается будущий рост пособий, фактически позволяет говорить о прогнозировании («проектировании») пособий, поэтому в названии метода и присутствует слово projected. Затем для целей отчетности нужно соотнести рассчитанную современную стоимость обязательства с периодами оценивания. При применении projected unit - credit метода обычно «зарабатывание» работником пособия предполагается пропорционально стажу (projected unit - credit service pro - rate метод). Обязательством (defined benefit obligation) при этом считается уже «заработанная» работником доля современной стоимости пособия. При определении расхода важную роль играет стоимость текущего стажа (current service cost).

Так, например, предположим, что некое предприятие платит своим работникам пожизненные пенсии в размере 0,2 от средней зарплаты работника за последний год перед выходом на пенсию (это также реальный пример). Пусть ожидаемый возраст выхода на пенсию для мужчин 62 года, работнику сейчас 42 года, стаж работы на предприятии 10 лет. Для оценки обязательства нужно рассчитать современную стоимость пособия, применив индексацию зарплаты работника на 20 лет вперед для вычисления прогнозного размера пенсии, а также рассчитав стоимость пожизненной выплаты пенсии с учетом вероятностей дожития до определенных возрастов (технически это делается с помощью таблиц смертности), а кроме того, учесть вероятность того, что работник доработает до пенсии на этом предприятии (не уволится, не умрет), и коэффициент дисконта. Технические детали здесь рассматривать не будем, они описаны в специальной литературе. Предположим, что после всех этих операций мы получили современную стоимость будущей пенсии работника, равную 90 тыс. руб. Работник на момент оценки проработал 10 лет из предполагаемых 30 (10 плюс еще 20 до выхода на пенсию). Тогда стоимость обязательств составит 10/30 от 90000, или 30 тыс. руб. Стоимость текущего стажа (для годового периода) равна 1 тыс. руб. – это часть стоимости, которая «зараюотана» за оди год.

Собственно говоря, подобным образом рассчитанные обязательства и представляют собой обязательство (obligation) компании. Однако на балансе из суммы обязательства вычитаются стоимость активов плана (в том случае, если обязательства обеспечены какими-то активами, например, находящимися на счетах предприятия в НПФ), а также непризнанные суммы. На последних следует остановиться подробнее.

Порядок признания вновь возникающих (или возрастающих, или, наоборот, уменьшающихся) обязательств при введении новых или изменении старых пенсионных планов может быть достаточно сложным. В определенной мере он зависит от учетной политики, выбираемой самой компанией. Выделяют два компонента, которые не всегда подлежат немедленномуп ризнанию на балансе: стоимость прошлого стажа (past service cost) и актуарные прибыли/убытки (actuarial gains/losses). Первое – это суммы вновь возникающих обязательств при введении новых пособий или изменении старых. Например, если в приведенном выше примере компания решает увеличить пенсии работников с 0,2 до 0, 25 последней зарплаты, возникнут новые обязательства. Эти обязательства должны (согласно МСФО 19) амортизироваться втечение ряда лет, т.e. в каждом из будущих отчетных периодов будет признаваться определенная доля возникшего обязательства. Другая не всегда сразу признаваемая часть изменений обязательства в периоде – актуарные убытки. Актуарный убыток можно кратко определить как рост обязательства сверх его «прогнозируемого» роста за период. Например, если актуарий предполагал в описанном выше примере рост зарплат на 8% в год, а на самом деле зарплаты выросли в среднем на 12%, то это даст актуарный убыток. Могут также быть и актуарные прибыли. Актуарные прибыли/убытки разных отчетный периодов могут компенсировать друг друга. МСФО 19 допускает непризнание актуарных убытков в пределах 10% от максимума из стоимости obligation и активов, и постепенную амортизацию части накопленного убытка (прибыли), выходящей за рамки это «коридора». В результате наличия (положительных или отрицательных) непризнанных частей стоимости прошлого стажа и актуарных убытков прошлых лет сумма обязательств на балансе (liability) может довольно сильно отличаться от суммы обязательств по актуарной оценке (obligation).

В заключение нужно сказать несколько слов об актуарных предположениях, которые играют большую роль при оценке обязательств. Актуарными предположениями называют параметры, используемые при расчетах, как, например, ставку дисконта, ставки инфляции, роста зарплат, вероятности смерти, увольнений и т. д. Часть этих параметров определяется статистическими методами (по данным отдельных предприятий или другим доступным выборкам), а другие задаются иначе – например, ставка дисконта определяется на основе доходности облигаций. Изменение актуарных предположений также может приводить к изменениям обязательства, и, соответственно, к актуарным убыткам (прибылям).


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



ПРИКАЗ Инспекции НПФ при Минтруде РФ от 12.02.2001 N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АКТУАРНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ"

Во исполнение Приказа Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 24 января 2001 г. N 8 приказываю:

1. Считать утратившими силу Приказы Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 24.02.98 N 22, от 12.03.98 N 28, от 07.05.99 N 33, от 15.06.99 N 66, от 16.03.2000 N 28.

2. Утвердить прилагаемые структуру и содержание Актуарного заключения (Приложение N 1), Отчета об актуарном оценивании деятельности негосударственного пенсионного фонда (Приложение N 2), актуарные определения (Приложение N 3) и актуарную классификацию (Приложение N 4).

3. Установить, что Актуарное заключение о деятельности негосударственного пенсионного фонда составляется ежегодно в трех экземплярах, которые должны быть удостоверены подписью актуария и его личной печатью (или печатью актуарной фирмы для юридического лица). Первый экземпляр представляется в Инспекцию НПФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом, второй - в негосударственный пенсионный фонд, третий остается у актуария.

Отчет об актуарном оценивании деятельности негосударственного пенсионного фонда составляется в двух экземплярах. Один хранится в негосударственном пенсионном фонде, другой - у актуария, проводившего оценивание.

В случае, если Актуарное заключение содержит вывод о невозможности выполнения фондом своих обязательств, одновременно с Актуарным заключением представляется и Отчет об актуарном оценивании деятельности фонда.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель Инспекции
В.И.МУДРАКОВ

Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Инспекции НПФ
от 12.02.2001 N 15

(Структура и возможные варианты содержания)

Название Фонда, номер лицензии и дата ее выдачи.

Причина проведения оценивания (ежегодное обязательное, обязательное при реорганизации фонда, иная причина). Перечисление нормативных актов, в соответствии с которыми проведено актуарное оценивание.

Дата, по состоянию на которую проводилось актуарное оценивание.

1. По результатам проведенного мной актуарного оценивания на отчетную дату дефицит (профицит) составляет ХХ% (. актуарный баланс практически выдержан). Пенсионные обязательства Фонда, составляющие ХХХХХХХХ рублей, (не) покрываются средствами пенсионного резерва.

2. Ликвидность активов позволяет в случае одновременного расторжения всех пенсионных договоров выплатить ХХ% выкупных сумм.

3. При проведении актуарного оценивания использовались следующие актуарные предположения: . (указываются все актуарные предположения).

4. Правилами Фонда предусмотрено XX пенсионных схем. Фонд использует в практической работе XX из них (приводится список используемых пенсионных схем в строгом соответствии с актуарной классификацией пенсионных схем).

5. Комментарии актуария в зависимости от цели оценивания (например, для ежегодного обязательного оценивания: при сохранении существующих тенденций у Фонда в ближайшее время может появиться актуарный дефицит, текущее финансовое положение Фонда устойчивое, . ).

Подпись Ф.И.О.
Дата

Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Инспекции НПФ
от 12.02.2001 N 15

(Структура и краткое содержание)

Название Фонда, номер лицензии и дата ее выдачи.

Название независимого актуария. Ф.И.О. актуария, проводившего оценивание. Данные о его регистрации (сертификации).

Цель проведения оценивания (ежегодное обязательное, реорганизация Фонда, иная цель).

Список нормативных актов, которыми руководствовался актуарий при проведении оценивания (законы, постановления Правительства, приказы Инспекции НПФ и т.д.).

Дата, по состоянию на которую проводилось актуарное оценивание.

Дата, когда проводилось актуарное оценивание.

Общая оценка финансового состояния Фонда (выводы разделов VIII и IX).

Рекомендации актуария по корректировке пенсионных схем, по изменению структуры капиталовложений, по ликвидации актуарного дефицита с оценкой возможных последствий.

Указываются заявленные и действующие в Фонде пенсионные схемы. Изложение схем осуществляется в соответствии с принятой актуарной классификацией и обязательным указанием гарантированной нормы доходности.

Приводятся сведения по вкладчикам и участникам Фонда, которые необходимы для расчета размера обязательств Фонда. (Например, половозрастной состав для участников страховых схем.) Не предполагается, что этот раздел должен дублировать специальную отчетность НПФ. Данные из специальной отчетности приводятся в тех случаях, когда они необходимы для проведения актуарного оценивания.

Выполнение Фондом взятых на себя обязательств по гарантированной норме доходности, гарантированному размеру пенсионных выплат.

Если у актуария есть сомнения в достоверности или полноте предоставленных ему фондом данных, об этом должно быть обязательно написано в отчете.

Приводятся все актуарные предположения, используемые при проведении актуарного оценивания (нормы доходности, таблицы смертности и др.).

Оценивается стоимость активов Фонда в предположении нормальной работы Фонда. Активы оцениваются исходя из дохода, который они приносят.

Активы пенсионного резерва оцениваются отдельно от средств для обеспечения уставной деятельности.

Основные средства в состав актуарных активов не включаются.

По каждому направлению вложений указывается: наименование актива, бухгалтерская стоимость, актуарная стоимость.

1. Ожидаемая современная стоимость пенсионных обязательств по каждой из пенсионных схем. В необходимых случаях здесь же учитываются будущие взносы.

2. Кредиторская задолженность, нераспределенная прибыль.

3. Страховой резерв. Размер страхового резерва приводится либо по нормативному размеру, либо на основании приведенных здесь же обоснованных расчетов.

4. Размер оплаченного фонда для обеспечения уставной деятельности (включая совокупный вклад учредителей).

На основании разделов VI и VII делается вывод о состоянии актуарного баланса фонда.

Если размер актуарных активов меньше суммы пунктов 1 и 2 актуарных пассивов, то фонд имеет актуарный дефицит. Размер дефицита должен быть указан в рублях, а также в процентах по отношению к размеру суммы п. п. 1 и 2 актуарных пассивов.

Если размер актуарных активов больше суммы пунктов 1 и 2 актуарных пассивов, но меньше суммы пунктов 1, 2, 3 и 4, то актуарный баланс фонда практически выдержан. Если при этом актуарные активы меньше суммы п. п. 1, 2 и 3, то актуарий должен отразить этот факт в выводах.

Если размер актуарных активов больше суммы пунктов 1, 2, 3 и 4 актуарных пассивов, то фонд имеет актуарный профицит. Размер профицита должен быть указан в рублях, а также в процентах по отношению к размеру суммы п. п. 1, 2, 3 и 4 актуарных пассивов.

Отдельно следует отметить, покрываются ли пенсионные обязательства (актуарные пассивы 1 и 3) средствами пенсионного резерва.

Рыночная стоимость всех ликвидных активов Фонда сравнивается с размером всех выкупных сумм при единовременном расторжении всех пенсионных договоров Фонда. Рыночная стоимость активов определяется исходя из требований выплатить выкупные суммы в определенный пенсионными договорами промежуток времени.

Приложение N 3
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Инспекции НПФ
от 12.02.2001 N 15

Актуарные пассивы - актуарная оценка величины обязательств НПФ на заданную дату.

Пассивы - источники образования (целевое назначение) средств актива: денежные обязательства и задолженность фонда.

Актуарная норма доходности (норма накопления) - процентная ставка, установленная для проведения актуарных расчетов (постоянная или переменная).

Бухгалтерская стоимость имущества - стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском балансе.

Рыночная стоимость имущества - величина денежных средств, которая может быть получена от реализации имущества.

Активы Фонда - стоимость всего имущества НПФ, включая нематериальные активы и дебиторскую задолженность: бухгалтерская или рыночная.

Приложение N 4
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Инспекции НПФ
от 12.02.2001 N 15

По условиям выполнения актуарных расчетов пенсионные схемы подразделяются на:

- схемы с установленными взносами;

- схемы с установленными выплатами.

По условиям финансирования пенсионные схемы подразделяются на:

Нефондируемые - схемы, основанные на выплате пенсий из текущих поступлений;

Фондируемые - схемы, в которых для выплат пенсий накапливаются определенные фонды;

Частично фондируемые - смешанные схемы, например схемы, в которых предусмотрено создание фондов только для лиц, вышедших на пенсию.

К фондируемым схемам относятся:

Сберегательные - схемы, в расчетах обязательств по которым не учитываются вероятности дожития, предусматривается наследование накоплений.

Страховые - схемы, в расчетах обязательств по которым учитываются вероятности дожития, нет наследования накоплений.

Смешанные (сберегательно - страховые) - смешанные схемы, например схемы, в которых предусматривается последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий - страховая.

Страховые схемы различаются по принципу определения эквивалентности размера пенсии и накоплений:

Индивидуальные - пенсия эквивалентна индивидуальным накоплениям для каждого участника;

Групповые - пенсия и накопления эквивалентны для всех участников в "массе" (нет индивидуальных накоплений участников).

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Инспекции НПФ при Минтруде РФ от 12.02.2001 N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АКТУАРНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Инспекции НПФ при Минтруде РФ от 12.02.2001 N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АКТУАРНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Инспекции НПФ при Минтруде РФ от 12.02.2001 N 15 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АКТУАРНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.


Актуарное заключение

по результатам актуарного оценивания деятельности Негосударственного пенсионного фонда

Оценивание по состоянию на:

Дата составления Отчета:

Негосударственный пенсионный «Надежда», далее Фонд, осуществляет деятельность на основании лицензии № 000/2 от 21.05.04, выданной Министерством труда и социального развития РФ.

Настоящее актуарное оценивание деятельности Фонда было проведено аккредитованным актуарием негосударственных пенсионных Фондов Мыхник Еленой Леонидовной, регистрационное свидетельство № 22 от 01.01.2001 г.

Ежегодное обязательное актуарное оценивание деятельности Фонда за 2010 г. было проведено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 95 и Приказа Инспекции негосударственных пенсионных Фондов при Минтруде РФ № 15 от 01.01.2001 г.

Актуарное оценивание проводилось по состоянию на 31.12.2010 года. При проведении актуарного оценивания рассматривалась информация о деятельности Фонда за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., а также принимались во внимание результаты актуарного оценивания за 2009 финансовый год, годовая бухгалтерская и специализированная отчетность Фонда за 2010 год.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О негосударственных пенсионных фондах» основной задачей Фонда является выполнение обязательств перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками. Фонд несёт ответственность по этим обязательствам собственным имуществом, состоящим из двух составляющих и подлежащих актуарному оцениванию:

- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;

- пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения выполнения обязательств по пенсионным договорам.

Актуарное оценивание производилось по каждой из двух составляющих раздельно с последующим выводом общего Актуарного баланса Фонда.

По результатам актуарного оценивания деятельности Фонда за 2010 год, размер актуарных активов пенсионных резервов и имущества, предназначенного для уставной деятельности превышает размер актуарных пассивов, которые включают в себя стоимость обязательств перед вкладчиками и участниками по негосударственному пенсионному обеспечению, размер сформированного страхового резерва, кредиторскую задолженность, а также совокупный вклад учредителей, Фонд имеет актуарный профицит в размере 13 624 тыс. рублей, что соответствует 3,05%.

По результатам актуарного оценивания на отчетную дату суммарный размер обязательств перед вкладчиками и участниками по негосударственному пенсионному обеспечению в полном объёме покрывается актуарными активами пенсионных резервов.

Ликвидность активов позволяет в случае единовременного расторжения всех пенсионных договоров выплатить 100% выкупных сумм.

По состоянию на 31.12.2010 г. размер страхового резерва составляет 42 785.05 тыс. рублей, что составляет 15,46% по отношению к резервам покрытия пенсионных обязательств, в соответствии п. 3.1, 1) по состоянию на начало отчетного года, что соответствует требованиям к его нормативному размеру.

Текущее финансовое положение Фонда устойчивое. Выплата участникам фонда негосударственных пенсий производится в соответствии с принятыми обязательствами в полном объеме и в срок.

При расчете стоимости обязательств была принята Методика актуарных расчетов обязательств по каждой пенсионной схеме в соответствии с Пенсионными правилами Фонда, использовался метод персонифицированного расчета, т. е. расчет обязательств Фонда проводился по каждому участнику Фонда.

Правила Фонда содержат 4 пенсионные схемы. В соответствии с актуарной классификацией схемы подразделяются

Смешанные (сберегательно-страховые):

Пенсионная схема №1

С установленными размерами пенсионных взносов, пожизненная, с именными пенсионными счетами, до исчерпания средств на именном пенсионном счете Участника, для Вкладчика - юридического лица.

Пенсионная схема №2

С установленными размерами пенсионных взносов, срочная, с именными пенсионными счетами, до исчерпания средств на именном пенсионном счете Участника, для Вкладчика - юридического лица.

Пенсионная схема №3

С установленными размерами пенсионных взносов, срочная, с солидарным и именными пенсионными счетами, до исчерпания средств на именном пенсионном счете Участника, для Вкладчика - юридического лица.

Сберегательная, индивидуальная:

Пенсионная схема №4

С установленными размерами пенсионных взносов, срочная, с именным пенсионным счетом, до исчерпания средств на именном пенсионном счете Участника, для Вкладчика - физического лица.

В Фонде в практической работе используется 3 пенсионные схемы №№ 1, 2 и 4.

Обязательства Фонда рассчитывались как сумма обязательств перед его участниками и перед вкладчиками.

Обязательства Фонда по пенсионным схемам рассчитывались следующим образом:

В период накопления по всем пенсионным схемам и в период пенсионных выплат обязательства Фонда рассчитывались по формуле:

t – дата расчета пенсионных обязательств;

t0 – ближайшая к t дата (не совпадающая с t), по состоянию на которую начисляли инвестиционный доход на пенсионные счета, (t - t0 – число дней, прошедших с t0 до момента расчета обязательств;

Т – число календарных дней в год расчета обязательств Фонда.

S(t) – величина пенсионных обязательств на дату t;

S(t0) – величина пенсионных обязательств на дату t0 определяемая как сумма пенсионных взносов и переводов пенсионных обязательств, учтенных в рамках пенсионного счета на момент t0, сумма инвестиционного дохода, учтенного в рамках пенсионного счета на момент t0 за вычетом пенсионных выплат и переводов пенсионных обязательств;

Lτ – суммарный размер всех поступлений (взносов и переводов пенсионных обязательств) в день τ;

Pτ – суммарный размер всех выплат (выплат пенсии и переводов пенсионных обязательств) в день τ.

При проведении актуарного оценивания актуарные предположения не использовались.

В Таблице №1 представлены сведения о структуре и стоимости принятых обязательств Фонда.

Количество участников на этапе накопления

Стоимость обязательств перед Вкладчиками и перед Участниками на этапе накопления, тыс. руб.

Количество участников на этапе выплат

Стоимость обязательств перед участниками на этапе выплат, тыс. руб.

Суммарная стоимость обязательств, тыс. руб.

Читайте также: