Федеральное отраслевое соглашение выход на пенсию


Пенсия по старости представляет собой форму социального материального обеспечения, выплачиваемого лицам, прекратившим трудовую деятельность в связи с достижением возраста нетрудоспособности, но согласно проводимому социально-экономическому курсу предусмотрено его постепенное повышение.

При этом некоторые категории граждан могут начать получать пенсию значительно раньше остальных. Данная льгота, в первую очередь, распространяется на тех сотрудников, работа которых связана с неблагоприятными для здоровья условиями осуществления трудовой функции, приводящими к досрочной потере трудоспособности.

Бесплатно по России

Льготный выход на пенсию в 2019 году в РФ — последние новости

Коснулись ли льготников нововведения? В 2019 году в России произошли изменения, направленные на реформирование системы социального и пенсионного обеспечения населения. Часть из них предполагает увеличение возраста, когда возникает право на пенсию.

Они были восприняты обществом неоднозначно, поскольку страховая пенсия представляет собой некую компенсацию за утраченную трудоспособность. Увеличение пенсионного возраста значительно отодвигает по времени право на получение этих выплат.

Для работников, которые вправе получать страховую пенсию по за стаж по выслуге (медики и педагоги), предусмотрена постепенная отсрочка в праве распоряжения начисленной пенсией. Так, те из них, которым выплаты начислены в 2019 году, смогут получать их только в 2020. Изменения срока отсрочки будет с каждым годом.

Для работающих на севере увеличится пенсионный возраст. По окончании реформы он составит 55 лет и 60 лет в зависимости от пола. В 2019 году «северяне» вправе выйти на пенсию в 50,5 лет и 55,5 лет соответственно.

Кому положена

Возможностью получения ранней пенсии могут воспользоваться работники, осуществляющие трудовую деятельность в неблагоприятных условиях. Перечень профессий и специальностей, предполагающих повышенную сложность, был определен еще во времена СССР, когда выделили две категории (списка) наиболее опасных видов деятельности. Регулирующий данный вопрос законодательный акт, принятый Верховным Советом Союза ССР, является действующим и поныне.

Список № 1

Список № 1 содержит перечень типов профессиональной деятельности, которые являются наиболее опасными и подрывающими здоровье за счет крайне неблагоприятных условий труда. Здесь предполагаются специалисты, трудящиеся на горнодобывающих производствах, литейных цехах, задействованные в работе с ядовитыми химическими реагентами, взрывчатыми веществами.

Право на льготную пенсию у работников данной группы мужского пола возникает после 10 лет работы в опасных условиях, что гарантировано законодательно. При этом на аналогичный же срок понижается возраст выхода на заслуженный отдых. Всего же необходимо потрудиться два десятка лет.

Женщины имеют право на льготу только при условии выработки 7,5 лет «вредного» стажа, возраст снижается на 10 лет. Общий стаж от 15 лет.


Список № 2

Список № 2 содержит перечень видов профессиональной деятельности, предполагающих тяжелые условия труда, характер которых приводит к досрочной потере трудоспособности.

К ним, кроме прочего, следует отнести специалистов, работающих на железной дороге, в строительной сфере, в области связи и т. д.

Возраст для работников этих групп снижается на 5 лет. При этом условия, при которых они вправе рассчитывать на льготу, намного более сложные. Иными словами, нужно иметь больший стаж работы как в целом, так на вредном производстве в частности.

За сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с вредными и тяжелыми условиями труда, нужно дополнительно вносить страховые взносы:

  • из первого списка – 9%;
  • из второго списка – 6%.

Медики

Работа медиков также связана с условиями труда, представляющими определенный риск и напряженность, поэтому для них разработан и применяется льготный порядок выхода на пенсию, но при соблюдении ряда условий, в том числе касающихся места работы и занимаемой должности. Так, право на льготу дает трудовая деятельность в следующих учреждениях здравоохранения:

  • стационары;
  • поликлиники;
  • диспансеры;
  • женские консультации;
  • роддома;
  • МСЧ;
  • ФАПы;
  • СМП;
  • станции переливания крови;
  • военные госпитали и лазареты.

Сотрудники вышеозначенных учреждений должны осуществлять трудовую деятельность на должности, входящей в одну из следующих групп:

  • врачи;
  • средний медицинский персонал (медсестры, акушерки, фельдшеры, лаборанты и т. д.).

Врачи-специалисты, занимающие административные должности и не осуществляющие фактически лечебную деятельность, также вправе рассчитывать на льготу.

Для возникновения законного права и возможности получения пенсии они должны иметь стаж работы в рамках медицины не менее тридцати лет, если находятся в городе, и не менее 25 лет при работе на селе.

Педагоги

Педагогическая деятельность предполагает усиленные психоэмоциональные нагрузки, которые также приводят к ранней потере трудоспособности. В связи с этим законодательно предусмотрен ранний выход на пенсию и для этой категории работников. Как и у медиков, данная возможность зависит от выслуги лет, составляющей не менее 25 лет работы в следующих учреждениях:

  • школы (общеобразовательные, коррекционные, гимназии, лицеи);
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские дома;
  • ССУЗы и профучилища;
  • детские сады и ясли.

Должности педагогов, дающие право на раннюю пенсию, законодательно строго определены. Среди них следует выделить следующие:

  • учителя (в том числе начальных классов);
  • директора, завучи;
  • воспитатели;
  • логопеды.


Работающие на севере

Трудовая деятельность, осуществляемая в сложных и, порой, экстремальных условиях Крайнего Севера, также предполагает начисление досрочной пенсии.

Требования, предъявляющиеся к «северянам», таковы, что стаж работы в арктических и тундровых поясах (Крайний Север) должен быть 15 лет, а в районах, которые по условиям схожи с ним, – 20 лет. При этом не следует забывать и об обязательном минимальном стаже работы в целом.

Расчет льготной пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсионных выплат для льготников не существует. Их размер определяется общими показателями страхового стажа, суммами страховых взносов и накопленными страховыми баллами.


Рассчитать пенсию можно по следующей формуле:

СП – сумма страховой пенсии.

ИПК – количество пенсионных баллов.

СПБ – стоимость одного пенсионного балла.

ФВ – фиксированная выплата.
Стоимость пенсионных баллов и размер фиксированной выплаты индексируется с каждым годом. В 2019 году один балл стоит 87 рублей 24 копейки, размер выплаты 5334,19 рубля, причем для некоторых льготных категорий он еще выше.

Как оформить льготную пенсию

В этих целях назначения и оформления льготной пенсии работнику следует подать в ПФР заявление, имея на руках следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах;
  • справка от работодателя о льготном характере работы (не во всех случаях, а только прямо предусмотренных законом);

Срок рассмотрения заявления – 10 дней, однако при наличии спорных моментов он может быть увеличен. В случае неудовлетворения заявления возможно обеспечить свои законные интересы путем подачи иска в судейские органы.

Льготная пенсия – важная мера социальной поддержки лиц, чья профессиональная деятельность связана с тяжелыми или особыми условиями труда. Однако изменения в пенсионном законодательстве фактически будут ограничивать круг получателей льгот, так как на них смогут рассчитывать люди более старшего возраста, чем сейчас.

Более подробно о документах для оформления льготной пенсии смотрите в видео-ролике:

В настоящее время в российском пенсионном законодательстве различают два понятия: стандартный пенсионный возраст и льготный пенсионный возраст.

  • ⚖ Правовая основа
  • 💡 Понятие льготной (досрочной) пенсии
  • 👇 Категории лиц, претендующие на досрочную пенсию по действующему законодательству
  • 👍 Новые основания для досрочного выхода на пенсию, прорабатываемые Правительством РФ
    • Причины расширения условий
    • На сколько планируется снизить пенсионный возраст?
    • Когда изменения должны вступить в силу?
  • 🖌 Когда следует начинать оформление?
  • 🔔 Куда обращаться?
  • 💻 Правила подачи заявления онлайн
  • 📋 Список документов
  • 💵 Формула расчета и средний размер пенсии
  • ❓ Имеет ли право человек, вышедший на пенсию досрочно по предложению службы занятости, опять трудоустроиться?
  • ⚡ Резюмируем: краткая инструкция

⚖ Правовая основа

Регулирование функционирования указанных понятий осуществляется с помощью нескольких федеральных нормативных актов:

  • Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии со статьей 8 происходит установление общего возраста выхода на пенсию женщин и мужчин на территории Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» (но уже Глава 6). На основании этой Главы происходит определение перечня лиц, которые имеют право на досрочный выход на пенсию по достижении определенного стажа работы по своей специальности или по причине достижения специального возраста выхода на пенсию;
  • Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 32). На основании указанной статьи этого закона происходит регулирование вопроса выхода на пенсию лиц, обладающих статусом предпенсионеров в случае, если они были уволены со своей работы и не могут найти новую (при условии, что им до пенсии осталось два года);
  • Постановление Правительства Российской Федерации №665 от 16 июля 2014 года, в соответствии с которым были утверждены списки работ, профессий и должностей, а также специальностей и различных учреждений, учитывая которые, может быть назначена досрочная пенсия;
  • на сегодняшний день Министерством экономического развития разработан проект поправок к указанной выше статье закона «О занятости», в соответствии с которыми могут быть изменены условия досрочного выхода на пенсию. Однако на сегодняшний день эти поправки к закону не приняты и пока рассматриваются в составе специального плана по поддержке экономики в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

💡 Понятие льготной (досрочной) пенсии

Льготная (досрочная) пенсия – это право людей, достигших определенного возраста, выйти на заслуженный отдых с получением содержания от государства.

Свое название льготной пенсии это право получило от того, что человек, который им воспользовался, уходит на заслуженный отдых раньше, чем его ровесники, у которых такой привилегии нет. Назначаться льготная пенсия может в силу достижения определенного стажа (например, для педагогических работников, врачей) либо в силу работы на определенных территориях или по иным причинам (рождение или воспитание трех и более детей и т. д.).

Ее выплата осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть за счет тех средств, которые ранее на свои счета перечислили работники, пока были официально трудоустроены.

👇 Категории лиц, претендующие на досрочную пенсию по действующему законодательству

Определение категорий работников, которые имеют право рассчитывать на получение досрочной (то есть льготной) пенсии, происходит на основании статей 31-33 указанного выше Федерального закона №400-ФЗ:

  • это люди, которые входили в круг работников летно-испытательного состава и были освобождены от занимаемых должностей в силу достижения определенного стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) либо в силу состояния здоровья (тогда стаж сокращается до 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин);
  • женщины, которые родили троих или более детей и воспитали их до возраста восьми лет (здесь работает принцип «чем больше детей родила и воспитала женщина, тем раньше может уйти на пенсию»);
  • один из родителей ребенка-инвалида (если ребенка воспитали до восьми лет, а у самого родителя страховой стаж составляет 15 лет для женщины и 20 для мужчины, а возраст выхода на пенсию достиг для женщины 50 лет, а для мужчины 55 лет);
  • инвалиды, получившие группу из-за военной травмы, если страховой стаж у мужчин и женщин равен 25 и 20 годам соответственно, а возраст ухода на заслуженный отдых – 55 и 50 годам соответственно;
  • инвалиды по зрению с присвоенной первой группой, если мужчина достиг возраста 50 лет, а женщина – 40 лет, при условии наличия страхового стажа в 15 и 10 лет соответственно;
  • лилипуты и карлики в возрасте 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин при наличии стажа в 20 и 15 лет соответственно;
  • работники районов Крайнего Севера и территорий, которые приравнены к ним по своему статусу (на основании пунктов 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 указанного федерального нормативного акта);
  • предпенсионеры, которые официально зарегистрированы в статусе безработных в территориальных центрах занятости и для которых нет подходящих вакансий (при условии, что до выхода на пенсию по возрасту им осталось два года) в соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости».

В том случае, если что-то из страхового стажа у человека не было учтено при определении его возможности на использование права на льготную пенсию, он может предоставить дополнительные документы и добиться пересмотра принятого Пенсионным Фондом решения. Чаще всего приходится доказывать наличие стажа.

👍 Новые основания для досрочного выхода на пенсию, прорабатываемые Правительством РФ

В течение мая 2020 года неоднократно появлялись законопроекты о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство. В соответствии с ними планировалось:

  • позволить уходить на пенсию досрочно людям, которые отработали не менее 12 лет 6 месяцев (для женщин) и 15 лет (для мужчин) на предприятиях Дальнего Востока с особыми условиями труда. Данный законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации, что не позволило ему перейти на этап публичного обсуждения (в соответствии с регламентными процедурами подготовки и последующего рассмотрения законопроектов);
  • позволить предпенсионерам уходить на пенсию в случае отсутствия возможности трудоустроиться не за два, а за три года до официального наступления возраста выхода на заслуженный отдых. Данный законопроект в настоящее время готовится к этапу публичных слушаний.

Существовавшие ранее основания для выхода на досрочную пенсию планируется так же сохранить в полном объеме.

Причины расширения условий

В соответствии с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации расширение условий, на основании которых может быть применено право выхода граждан Российской Федерации, связано со сложной экономической ситуацией.

Ранее досрочный выход на пенсию назначался в основном за определенные заслуги перед государством (на трудовом или демографическом фронте) либо в случае наличия определенных проблем со здоровьем (но при условии сохранения человеком трудоспособности). С 2020 года планируется также и оказывать меры поддержки тем лицам, которые остались без работы, в том числе по причине усложнившейся экономической ситуации в государстве на фоне пандемии COVID-2019.

На сколько планируется снизить пенсионный возраст?

В отношении ранее определенных в статьях 31 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» категорий лиц, имеющих право на досрочный выход на заслуженный отдых, возраст выхода на пенсию не меняется: он рассчитывается либо от фактического возраста обладающего правом выхода на льготную пенсию гражданина, либо от наработанного стажа и установленного размера сокращения пенсионного возраста. Так, например, при наличии определенного стажа за работу в условиях Крайнего Севера человек может сократить себе выход на пенсию в сумме до пяти лет и выйти не в 60 или 65 лет в зависимости от пола, а в 55 или 60 лет соответственно.

Изменение планируется только в отношении безработных предпенсионеров, которые в силу возраста не могут найти себе работу, но накопили необходимый стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) и не менее 18,6 пенсионных баллов.

Если ранее для них существовала возможность уйти на пенсию на два года раньше своих ровесников (если встали на учет на биржу труда, но работу найти не удается), то теперь эта разница должна составить три года (в случае одобрения данного законопроекта).

Когда изменения должны вступить в силу?

Начать реализацию данной меры планируется в ближайшее время и распространить ее на весь 2020 год с возможным его продлением на 2021 год. Мера по снижению пенсионного возраста для оставшихся без работы предпенсионеров входит в национальный план по стабилизации экономики после пандемии. Этот план должен быть представлен Президенту РФ 1 июня 2020 года.

Однако на сегодняшний день неизвестно, когда он начнет действовать, но, скорее всего, его реализация начнется в ближайшее время после того, как он будет одобрен В. Путиным.

🖌 Когда следует начинать оформление?

Сейчас, до введения в действие изменений относительно снижения планки выхода на досрочную пенсию, женщины, если по решению органов занятости населения они получили это право, могут обратиться за оформлением досрочного выхода на заслуженный отдых в возрасте 53 лет 6 месяцев, а мужчины – 58 лет 6 месяцев. Если поправки будут приняты, то этот возраст снизится: для женщин – до 52 лет 6 месяцев, а для мужчин – до 57 лет 6 месяцев.

При этом когда возраст таких людей достигнет планки, на которой можно будет оформлять пенсию по возрасту, документы придется переоформить, чтобы воспользоваться этим правом уже на уровне со своими ровесниками.

🔔 Куда обращаться?

Для того чтобы получить льготную пенсию, необходимо обращаться в территориальное подразделение Пенсионного Фонда. Однако в зависимости от того, по какому основанию она предоставляется, будет различаться первая инстанция.

Если льготная пенсия предоставляется на основании общего стажа в той или иной профессиональной области, обращаться надо сразу в ПФР.

Если речь идет о безработном предпенсионере, то первой инстанцией станет территориальное подразделение службы занятости населения. Сотрудники данного государственного органа рассматривают заявление конкретного безработного и принимают решение о возможности или невозможности его выхода на досрочную пенсию. Только в том случае, если принято положительное решение, он может дальше перейти к оформлению всех документов в Пенсионном Фонде.

Подать заявление можно либо лично, либо через многофункциональные центры, либо онлайн через личный кабинет на сайте Госуслуг или на сайте ПФР.

💻 Правила подачи заявления онлайн

Наиболее распространенным ресурсом для подачи заявления онлайн на предоставление льготной пенсии является портал Госуслуг.

Для того чтобы подать заявление, необходимо:

  • авторизоваться на портале в личном кабинете (потребуется подтвержденная учетная запись, которую можно оформить в любом многофункциональном центре «Мои документы»);
  • выбрать из списка доступных услуг на стартовой странице раздел о назначении и выплате пенсий, пособий и льгот;


  • далее необходимо выбрать подраздел о назначении различных видов пенсий;


  • в открывшейся группе происходит выбор страховой пенсии;


  • так как заявление в данном случае подается онлайн, необходимо перейти к оформлению заявления посредством портала;


  • система оповестит о дате формирования заявления. Именно от этой даты необходимо вести отсчет срока в один рабочий день, который дан сотрудникам территориального подразделения Пенсионного фонда для приема и регистрации заявления;


  • выбрать способ, которым в последующем будет осуществляться подача оригиналов документов на предоставление льготной пенсии;
  • система предложит проверить все данные заявителя начиная от фамилии, имени и отчества и заканчивая адресом регистрации и проживания. В данном разделе следует особое внимание уделить верности указания номера СНИЛС, а также реквизитов паспорта. Важно обратить внимание на дату выдачи паспорта, так как иногда в дате выдачи может быть указано значение предыдущего документа в силу разных технических сбоев;


  • указать адрес регистрации и отметить, совпадает ли он с адресом фактического проживания;
  • дополнительно отметить, какой способ извещения выбирает заявитель о рассмотрении своего заявления;
  • выбрать, какая именно пенсия оформляется (в конкретном случае – досрочная пенсия по старости);


  • так как поданное заявление необходимо будет подтвердить с помощью оригиналов документов, дающих право на получение пенсии, в самом заявлении на сайте Госуслуг потребуется указать, где будет происходить подача документов – по месту жительства, временного пребывания (если есть временная регистрация) либо по месту фактического проживания (в случае, если все три адреса не совпадают;


  • после чего ставится «галочка» о согласии на обработку поданного заявления (если ее не поставить, кнопка о подаче заявления не появится);
  • и становится доступна кнопка «Подать заявление».


Оно будет зарегистрировано в Пенсионном Фонде (выбранное территориальное подразделение), как уже говорилось выше, в течение одного рабочего дня с момента получения. После этого в течение десяти дней будет проведен его анализ, и сотрудник примет решение о возможности или невозможности назначить досрочную пенсию. Если решение положительное, заявителя уведомят одним из указанных им способов о необходимости предоставления подтверждающего пакета документов.

📋 Список документов

В такой пакет документов входят:

  • паспорт заявителя либо иной документ, который является удостоверяющим личность и был указан в заявлении о предоставлении досрочной пенсии (если документы не будут совпадать, в предоставлении пенсии может быть отказано);
  • документы, подтверждающие право на получение льготной пенсии (трудовая книжка с указанием всех периодов работы, а также указанием тех регионов, где такая работа осуществлялась);
  • свидетельства о рождении или паспорта на всех детей (если их количество позволяет уйти на пенсию досрочно);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • другие документы, которые позволят воспользоваться правом на досрочный выход на пенсию (например, заключение комиссии органов занятости населения о невозможности трудоустроить предпенсионера).

Все документы подаются в оригиналах и копиях, которые заверяет сам сотрудник пенсионных органов. Если документы подаются по почте (такой вариант так же доступен), то копии должны быть заверены нотариально в установленном государством порядке, а сами документы направляются с помощью письма с объявленной ценностью и уведомлением о вручении.

💵 Формула расчета и средний размер пенсии

Для расчета примерного размера льготной пенсии в 2020 году можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте Пенсионного фонда, где потребуется указать возраст выхода на пенсию и страховой стаж, а также примерное количество баллов. Также можно обратиться в Пенсионный Фонд для того, чтобы его специалисты подготовили точный расчет той суммы, которую будет получать человек, если воспользуется своим правом. Любые формулы, которые действуют на сегодняшний день, являются условными, так как пенсионные баллы начисляются только с 2015 года, а общий стаж, который был получен до этого, пересчитывается по-своему.

Общая формула расчета сегодня выглядит так:

  • ежемесячная пенсия = количество баллов х стоимость одного балла + фиксированная выплата.

В 2020 году один пенсионный балл стоит 93 рубля.

Если человек за всю свою трудовую деятельность накопил 100 баллов, то его пенсия будет равна в 2020 году:

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 5

Работодателю об отраслевых соглашениях

Отраслевое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на отраслевом (межотраслевом) уровне. В случаях, когда работодатель не уведомил компетентные органы об отказе от присоединения к отраслевому соглашению, нормы последнего распространяются на работодателя и всех работников данной организации. В настоящей статье рассмотрим содержание понятия отраслевого соглашения, порядок его принятия и действия.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ отраслевым (межотраслевым) соглашением (далее - отраслевое соглашение) регламентируются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (отраслей). Такие соглашения заключаются на различных уровнях социального партнерства : федеральном, межрегиональном (на уровне двух субъектов РФ и более), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении могут быть определены условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в него включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников. Из действующих соглашений в качестве примера можно назвать:

- Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009. В п. 4.19 данного Соглашения указано, что при наличии финансовых средств работникам организаций отрасли производятся следующие выплаты, не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей: к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т. д. - не менее 15 тыс. руб.; в связи с выходом на пенсию - не менее 50 тыс. руб.; при рождении ребенка - не менее 50 тыс. руб.;

- Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Росстроем 30.11.2007, Российским союзом строителей 03.12.2007, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 03.12.2007, Рострудом. В частности, п. 3.6 данного Соглашения установлено, что работодатели производят увольнение работников предпенсионного возраста (от 58 до 60 лет - мужчин и от 53 до 55 лет - женщин) только в исключительных случаях с обязательным уведомлением об этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и территориальной организации профсоюза не менее чем за 2 месяца. Работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.

Социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Нужно учитывать, что принятие соглашения может повлечь издание разъяснений по поводу его применения, которых необходимо придерживаться. В частности, после принятия указанного Соглашения было издано Письмо Росстроя от 04.04.2008 N ВБ-1273/02 "О порядке применения отдельных пунктов Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", в котором разъяснен порядок расчета размера месячной тарифной ставки за соответствующий квартал;

- Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Союзом нефтегазопромышленников РФ 31.10.2007. В данном Соглашении определены повышенные по сравнению с установленными федеральным законодательством размеры доплаты за работу в ночное время. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 указано, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Пунктом 3.10 названного Соглашения установлено, что работникам, работающим в многосменном режиме, производится доплата в следующих размерах:

- 40% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в ночную смену;

- 20% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в вечернюю смену.

Порядок разработки и действия соглашений установлен в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого для ведения коллективных переговоров с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Со стороны работодателей в проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей - некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне".

Заключение соглашения и присоединение к нему

В соответствии с ч. 5 ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Она имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия отраслевого соглашения также оформляется соглашением, которое регистрируется в Федеральной службе по труду и занятости.

Соглашение действует в отношении:

1) работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

2) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

3) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

4) работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение было заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, согласно ст. 34 ТК РФ.

Обратите внимание! Действие соглашения распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными выше. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 5, 6 ст. 48 ТК РФ).

Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит опубликованию в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 260 . В частности, в течение трех дней со дня регистрации соглашения (или изменений и дополнений к нему) Роструд направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и Страхование", а также в Минздравсоцразвития для размещения на сайте Министерства www. minzdravsoc. ru. После опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" стороны вправе предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Минздравсоцразвития для официального опубликования в "Российскую газету". Форма предложения установлена в Приложении к Порядку.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению" (ред. от 05.08.2008).

Порядок опубликования иных соглашений (принятых не на федеральном уровне) определяется их сторонами.

Обратите внимание! Работодатели, не желающие присоединиться к соглашению, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению должны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда , мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Если работодатель этого не сделает, на него будет распространяться действие принятого соглашения (ст. 48 ТК РФ).

Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Интересно для рассмотрения Постановление ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09, согласно которому ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" подало заявление о признании незаконным решения Минздравсоцразвития, изложенного в Письме от 23.09.2008 N 7220-АС, в части пропуска заявителем срока представления отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.

Из материалов дела следует, что между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности было заключено Федеральное тарифное соглашение по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы. Руководитель Федерального агентства по промышленности 11.06.2008 обратился к министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к данному Соглашению. 26.06.2008 в "Российской газете" было опубликовано предложение Минздравсоцразвития от 23.06.2008 N 272-ТГ присоединиться к Соглашению либо представить в Минздравсоцразвития письменный отказ от присоединения в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения.

ОАО "Сатурн" направило по почте Письмо от 21.07.2008 N 201/002-309 с отказом от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, которое поступило к ответчику 31.07.2008.

В Письме N 7220-АС, поступившем ОАО "Сатурн" вместе с Письмом Минпромторга России от 14.10.2008 N 18-1280, сообщено, что отказ от присоединения к Соглашению поступил по истечении установленного законом срока.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что отказ от присоединения к Соглашению направлен 21.07.2008, что свидетельствует о соблюдении истцом установленного ч. 8 ст. 48 ТК РФ срока. Однако впоследствии апелляционным судом данный вывод суда первой инстанции признан ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Исходя из указанной нормы мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не Направлен в 30-дневный срок, а Представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данным положением законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактического получения его компетентным органом. Суд кассационной инстанции такое толкование закона посчитал правильным. Впоследствии Определением ВАС РФ от 11.01.2010 N 17156/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 и ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09.

Обратите внимание! В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Ответственность за неисполнение норм отраслевого соглашения

Обязательность выполнения соглашений, а также ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений предусмотрены ст. 24 ТК РФ. Ответственность за нарушение или невыполнение соглашений установлена ст. 5.31 КоАП РФ, согласно которой на работодателя или лицо, его представляющее, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соглашения. Поэтому работодатели должны воздержаться от принятия локальных нормативных актов, которые снижают гарантии, предоставляемые работникам, установленные отраслевыми соглашениями.

При приеме работников на работу рекомендуем указывать в трудовом договоре не только сумму оклада и премий, но и дополнительные выплаты, предусмотренные отраслевыми соглашениями. Это необходимо для включения произведенных выплат в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому в составе расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, отражаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Об этом же сказано в Письме Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/99. Следовательно, если отраслевое соглашение было принято в период работы сотрудников, необходимо заключить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Читайте также: