Гусаков история пенсионного обеспечения и социального страхования в россии


Вид - Учбное пособие

Автор - Гусаков Дмитрий Борисовч, руководитель юридической службы Управления ПФ РФ в Петроградском районе Санкт-Петербурга, старший преподаватель СПбГИПСР

Выходные данные - История пенсионного обеспечения и социалього страхования в России: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 260 с.

Стоимость книги - 150 рублей

Заказ книги - по телефону 8(812) 329 08 82, электронной почте osr(at)gipsr.ru

Заказать книгу on-line

Аннотация

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с программой курса истории пенсионного обеспечения и социального страхования в России, который читается в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы.

Пособие охватывает собой период от истоков пенсионного обеспечения и социального страхования в России вплоть до реформ начала ХХI в. В нем рассматриваются такие формы социального обеспечения как кормления и поместная система, взаимопомощь в средневековых артелях и рабочих организациях второй половины ХIХ в., страхование доходов и капиталов, страхование от несчастных случаев на производстве и социальная ответственность предпринимателей в Российской Империи.

Подробно рассматриваются эмеритальные и пенсионно-страховые кассы, учреждаемые в России в конце ХIХ — начале ХХ вв. Наиболее детально исследуется процесс становления и развития советской системы социального обеспечения, а также социальные реформы, происходящие в современной России.

В этой связи пособие адресовано прежде всего будущим социальным работникам, что определяет особенности его тематического построения, выбора приоритетных проблем и организационно-практических форм подачи учебного материала. Однако оно может также представлять интерес для студентов вузов, обучающихся по смежным специальностям, например, экономического, юридического или исторического профиля, для исследователей вопроса, а также работников, занятых в социальной сфере.

Содержание книги

Раздел I. История пенсионного обеспечения в России

Глава 1. Истоки государственного пенсионного обеспечения

§ 1. Общее понятие о государстве и государственной службе в допетровской Руси

§ 2. Обеспечение служивых людей в допетровской Руси

Глава 2. Пенсионное обеспечение военнослужащих и гражданских чинов в Российской Империи

§ 1. Государственная служба в Российской Империи

§ 2. Становление и развитие государственного пенсионного обеспечения в Российской Империи

§ 4. Обеспечение кавалеров Императорских орденов

Глава 3. Становление и развитие советской системы пенсионного обеспечения военнослужащих

§ 1. Первые послереволюционные мероприятия в области государства и государственной службы

§ 2. Пенсионное обеспечение военнослужащих в РСФСР

§ 3. Пенсионное обеспечение лиц кадрового среднего, старшего и высшего начальствующего состава, а также лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы в СССР в первой половине ХХ в.

§ 4. Пенсионное обеспечение офицерского и младшего начальствующего состава сверхсрочной службы во второй половине ХХ в.

§ 5. Пенсионное обеспечение рядового и младшего начальствующего состава срочной службы во второй половине ХХ в.

Глава 4. Общая характеристика государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Раздел II. История социального страхования в России

Глава 1. Истоки социального страхования

§ 1. Взаимопомощь в артелях и цеховых организациях

§ 2. Виды и формы взаимопомощи в рабочих организациях

§ 3. Страхование доходов и капиталов

§ 4. Страхование от несчастных случаев

§ 5. Социальная ответственность предпринимателей в Российской Империи

§ 6. Пенсионные кассы

§ 7. Начало государственного социального страхования в Российской Империи

Глава 2. Становление и развитие советской системы социального страхования

§ 1. Первые мероприятия советской власти в экономической и социально-трудовой сферах

§ 2. Социальное страхование в условиях революции и гражданской войны

§ 3. Развитие системы социального страхования в условиях Новой Экономической Политики (НЭПа)

§ 4. Развитие системы социального страхования в условиях сплошной коллективизации на селе и индустриализации народного хозяйства

§ 5. Развитие системы социального страхования в 50–70-е гг. ХХ в.

§ 6. Развитие системы социального страхования в 80-е гг. ХХ в.

Глава 3. Социальные реформы конца ХХ — начала ХХI вв.

§ 1. Реформирование системы социального страхования в условиях перестройки народного хозяйства СССР

§ 2. Социальные реформы в Российской Федерации конца ХХ — начала ХХI вв.

§ 3. Краткая характеристика действующего законодательства в области обязательного пенсионного страхования Заключение Библиография Источники Источники Российской Империи Источники РСФСР и СССР Источники Российской Федерации

В развитие данного Указа в том же 1827 г. был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях[7 - Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. 3. Разд. 1. С. 180–209.], в основном просуществовавший до начала XX в. Устав был введен в действие с 1 января 1828 г.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников», «О производстве пенсий и пособий». К Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», состоящее из девяти пенсионных разрядов.

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства:

1. Выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Размер пенсии должен определяться не по окладам жалования, а по специальным пенсионным окладам гражданских чиновников, установленных соответственно их должностям в приложении к Уставу.

3. Вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из-за повышения в чине, отчисления с окладов жалования чиновников: свыше 500 руб. в год по 2 коп. с рубля, ниже 500 руб. – по 1 коп. с рубля, отчисления с пенсий в таком же размере (за исключением пенсий вдовам и детям), вычеты из «столовых денег», составлявших половину жалования по должности по 1 коп. с рубля.

В соответствии со ст. 1 Устава, пенсия относилась к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось беспорочной выслугой определенных в законе сроков. Размер пенсии определялся главным образом в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую занимал чиновник до отставки.

Первоначально право на полную пенсию по Уставу приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, а за службу от 25 до 30 лет – в размере 1/3 полной пенсии. За полную пенсию принимался оклад по табели от 16 декабря 1816 г.

В таком виде Устав о пенсиях просуществовал до конца 1852 г., когда было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы.

Теперь на полную пенсию стали иметь право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет, а прослужившие менее этого срока, но более 25 лет получали пенсии в половинном размере.

Те, кто прослужил от 10 до 20 лет, выходя в отставку по совершенно расстроенному на службе здоровью или «по приключившейся неизлечимой болезни», получали 1/3 пенсионного оклада. Прослужившие от 20 до 30 лет – 2/3 оклада, 30 лет – полный оклад. Если болезнь требовала постоянного постороннего ухода, пенсии выдавались уже после 5 лет службы (1/3 оклада), а прослужившие 20 лет получали полный оклад (по табели). Для выслуги пенсии того или другого разряда по табели необходимо было пробыть не менее 5 лет в должности этого разряда, в противном случае пенсия назначались по низшему разряду. Члены Государственного совета, министры и другие лица, «высшие должности отправляющие», получали пенсию «по особенному Высочайшему о каждом из них усмотрению». По назначению государя определялись также пенсии служащим в собственной его императорского величества канцелярии и в канцелярии по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых.

Положение об особенных преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского от 13 июня 1886 г. предоставило служащим в отдаленных местностях следующие преимущества в отношении пенсии:

1. Для служащих на острове Сахалине, в округах Петропавловском, Гижигинском, Охотском и Николаевском Приморской области, в Якутской области, в Туруханском крае Енисейской губернии, в округах Березовском и Сургутском Тобольской губернии и в уездах Кольском, Кемском, Мезенском и Печорском Архангельской губернии два дня службы считались за три, а размер пенсии повышался на три подразделения (разряда или степени).

2. В остальных частях Приамурского генерал-губернаторства, в Туркестанском генерал-губернаторстве и в Закаспийской области – три дня службы считались за четыре, и размер пенсии повышался на два подразделения.

3. В остальных частях Иркутского генерал-губернаторства и губерний Тобольской и Томской, а также в Степном генерал-губернаторстве три дня службы считались за четыре.

4. В областях Уральской и Тургайской, в некоторых округах Северного Кавказа и в Закавказье, в уездах Пинежском, Онежском и Холмогорском Архангельской губернии, Повенецком и Пудожском Олонецкой губернии, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии четыре дня службы считались за пять.

Состоящим на службе в губерниях Царства Польского (лицам русского происхождения) предоставлялось или получать пенсию из эмеритального капитала Царства, подчиняясь в таком случае всем правилам об эмеритуре, или же получать пенсию по законам империи. В последнем случае они приобретали право на полную пенсию за 25 лет службы и на половинную за 20. Время, проведенное на службе вне губерний Царства, зачислялось в срок выслуги, считая по семь дней за пять[8 - Полный Свод Законов Российской Империи. Т. 3, изд. 1912 г. С. 330–337.].

Не имеющим права на пенсию чиновникам устанавливались единовременные пособия: 1) по тяжкой и неизлечимой болезни, за выслугу от одного до пяти лет; 2) по совершенно расстроенному на службе здоровью, за выслугу от 5 до 10 лет. Правом на единовременное пособие пользовались также семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших в отставке, если смерть вызвана была болезнью чиновника. Сверх указанных в законе случаев пособие часто выдавалось чиновникам по усмотрению начальства, по случаю брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки и т. п.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные по суду к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, к исключению из службы или отрешению от должности, даже в том случае, если бы виновные были избавлены от наказания монаршей милостью. Права на пенсию лишались также чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение права на пенсию, но освобожденные от следствия и суда всемилостивейшим манифестом. Загладившие прежние проступки новой службой приобретали право на пенсию вновь со дня вторичного поступления на службу или со дня утверждения приговора; при отличной усердной службе им предоставлялось право ходатайствовать о награждении их пенсией и за прежнюю, до наказания, службу.

Выплата пенсии прекращалась в случае вступления снова в действительную службу (исключения из этого правила в ст. 14 Устава о пенсиях), принятия должности или службы иноземной без согласия нашего правительства, при пострижении в монашество и пребывании за границей долее дозволенного срока.

Вдова и дети умерших чиновников имели право на пенсию, если мужья или отцы их умерли на службе по приобретении права на пенсию или находились в отставке с пенсией или хоть и без пенсии, но имели на нее право. Усыновление не давало права на пенсию. Вдова бездетная или имеющая детей, которым по их возрасту или другим причинам пенсия не полагалась, получала половину той пенсии, которая причиталась бы ее мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялась к половине одна треть другой половины на каждого ребенка, так что имеющая трех детей и более получала полную пенсию. Если остались одни дети без матери, то каждый получал 1/4 пенсии. Если семейство, оставшееся без матери, состояло более чем из 4-х детей, то пенсия (полная) делилась между ними поровну.

Для вдов пенсия прекращалась вследствие замужества, пострижения в монашество, присуждения по судебному приговору наказания, лишающего права на пенсию, пребывания за границей более дозволенного срока. Для сыновей – вследствие достижения 17-летнего возраста, вступления в общественное заведение на казенный счет, принятия на службу. Для дочерей – замужества, достижения 21 года, принятия на казенный счет в общественное заведение. Увечные и неизлечимо больные дети, «не имеющие способов к своему пропитанию», пользовались пенсией пожизненно.

Льготными были постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой и учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, служащим в ведомстве учреждений императрицы Марии, служащим в медицинском ведомстве, горном ведомстве, таможенном ведомстве и пограничной страже[9 - Во исполнение Высочайшего указа от 13 января 1895 г. при Академии наук была образована Постоянная комиссия для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Данным Указом было повелено отпускать ежегодно из государственного казначейства по 50 000 руб. для оказания необходимой помощи нуждающимся ученым, литераторам и публицистам, с возложением выдачи пособий на Академию наук, «как на первенствующее ученое сословие в империи». Вспомоществованиям, назначаемым комиссией, было присвоено наименование «пенсий и пособий Императора Николая II». Право на помощь имели лица, посвятившие себя исключительно занятиям на поприщах науки, словесности и современной печати. Пенсии могли назначаться лицам, достигшим преклонных лет или впавшим в болезненное состояние и при этом не получающим пенсии из казны или каких-либо других источников. За вдовой, имеющей трех и более детей, сохранялась пенсия ее мужа.].

Льготы заключались в сокращении сроков выслуги, в принятии за основание пенсии жалованья (вместо установленных в табели окладов) и, наконец, в праве получать пенсию, находясь на действительной службе и получая, следовательно, установленное содержание (или, по крайней мере, часть его).

Так, например, для служащих в придворном ведомстве за 15 лет выслуги назначалась пенсия в размере 1/3 жалования, за 20 лет – в размере половины жалования, за 25 лет – 2/3 жалования, за 30 лет – полное жалование, за 35 лет – полное жалование и еще 1/3 от содержания, за 40 лет – полное жалование и половина содержания, за 45 лет – полное жалование и 2/3 содержания, а за 50 и более лет – полное жалование и полное содержание[10 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях по придворному ведомству // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т.III. Разд. 2. С. 209–213.]. Или, например, за выслугу от 20 до 25 лет служащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения устанавливалась пенсия в половинном размере от оклада жалования, а прослужившим 25 и более лет – в размере полного оклада жалования[11 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству ученому и учебному // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. III. Разд. 2. С. 216–265.].

Преимущества служащих в тюремном ведомстве состояли, во-первых, в льготном исчислении выслуги (25 лет службы считались за 35) и, во-вторых, в праве на получение пенсии в полном размере жалования независимо от количества выслуженных лет в случае получения травмы или увечия в результате прохождения службы[12 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях служащим по тюремному управлению // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. III. Разд. 2. С. 282–283.].

Чиновники и служители по медицинскому ведомству получали половинную пенсию от оклада жалования за 20 лет службы и полную пенсию за 30 лет службы.[13 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях по медицинскому ведомству // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. III. Разд. 2. С. 291–297.] Горные инженеры, выслужившие беспорочно в классных чинах 25 лет, а в нижних и классных чинах 30 лет получали при отставке пенсию в размере полного оклада жалования, а соответственно, 20 и 25 лет – пенсию в размере половинного оклада жалования[14 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях по горному ведомству // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. III. Разд. 2. С. 297–300.].

Чиновникам по таможенному ведомству за тридцатилетнюю службу назначалась пенсия в размере половинного оклада жалования и за каждый год свыше 30 лет к размеру пенсии прибавлялись по 10 % от другой половины. Если же чиновники прослужили 30 лет и уволились со службы по расстроенному здоровью, то они получали пенсию в размере полного оклада жалования, а если они прослужили менее 30 лет, то – по усмотрению начальства, но не более годового оклада. Пенсия чинам пограничной стражи назначалась по общему уставу, как и офицерам кавалерийских армейских полков[15 - Устав о пенсиях и единовременных пособиях по таможенному ведомству // Полный Свод Законов Российской Империи. 1912. Т. III. Разд. 2. С. 300–303.].

Особенности пенсионного обеспечения лиц офицерского состава, чиновников и духовенства военного ведомства

Постановления о пенсиях для военных сухопутных[16 - Положения о пенсионном обеспечении военнослужащих особым разделом «Награды, пенсии, пособия и призрение чинов военного ведомства» были включены в Свод Военных Постановлений. Ч. II. Кн. VIII.] и морских чинов[17 - Положения о пенсионном обеспечении чинов морского ведомства вошли особым разделом «О наградах, пособиях и мерах призрения по морскому ведомству» – в Свод Морских Постановлений. Кн. IX.] по пенсионному уставу 1827 г. отличались особой тщательностью.

Право на пенсию из государственного казначейства приобреталось офицерскими и гражданскими чинами военного ведомства беспорочной выслугой установленных сроков. Размеры пенсий офицерам первых двух классов Табели о рангах определялись лично императором, а генерал-лейтенанту и ниже – по последнему жалованию. Тем офицерам, которые получали столовые деньги, размеры пенсий определялись по тем разрядам жалования, которые были установлены для гражданских чиновников. При этом генерал-лейтенанты были приравнены к 1-му разряду, генерал-майоры ко 2-му, полковники – к 3-му разряду I степени, подполковники – к 4-му, майоры – к 5-му и т. д.

Сроки выслуги определялись или по общему пенсионному уставу (как и для гражданских чиновников), или по особым положениям. На основании особых положений получали пенсии:

• служащие по военно-учебному ведомству – полный оклад пенсии за 25 лет, половинный за 20 лет;

• служащие по военно-медицинскому ведомству – полный оклад за 30 лет службы, половинный за 20 лет;

• духовные лица православного и других христианских исповеданий за 20 лет службы в военном ведомстве – 1/3 жалованья по последнему месту служения, за 30 лет – 2/3, за 35 лет – полное жалованье, причем годы выслуги считались со времени получения священнослужительского сана, а служба в епархиальном ведомстве принималась в счет 2 года за 1[18 - Уставом от 3 июня 1902 г. «О пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства» этим лицам и их семействам было предоставлено право на пенсию на тех же основаниях, как и чинам гражданского ведомства. Законом от 1 декабря 1903 г. действие Устава 1902 г. было распространено на епархиальных и уездных миссионеров.];

• классные военные художники получали полную пенсия за 25 лет службы, половинную – за 20;

• состоящим при военных тюрьмах каждые 5 лет службы считались за 7.

Всем офицерским и гражданским чинам военного ведомства, служащим в отдаленных краях империи, пенсионные сроки сокращались на следующем основании: в местностях, отнесенных (по особому расписанию) к 1-му разряду, 2 дня службы считались за 3, в местностях 2-го разряда – 3 дня за 4, в местностях 3-го разряда – 4 дня за 5. Для всех офицеров, военных священников и военно-медицинских чинов время, проведенное в походах против неприятеля, при расчете пенсионных сроков считались в двойном размере.

Права на пенсии лишались офицеры и чиновники военного ведомства, подвергшиеся наказаниям за преступления и проступки по службе:

• исправительным, с которыми соединены потеря всех или некоторых особых прав и преимуществ или ограничение прав и преимуществ по службе;

• дисциплинарным взысканиям, но только в двух случаях: когда таким взысканием заменено, по монаршему милосердию, другое, более тяжкое наказание или когда виновный подвергнут дисциплинарному взысканию по высочайшему повелению с особым в обоих случаях подтверждением о внесении дисциплинарного взыскания в послужной список.

Из числа наказаний, налагаемых по военно-уголовным законам, права на пенсию не лишались за:

• содержание на гауптвахте без ограничения прав;

• отрешение от должности;

• дисциплинарные взыскания (кроме вышеуказанных двух случаев), в том числе и увольнение от службы в административном порядке или по суду общества офицеров.

Военному министру, членам военного совета и комитета о раненых, председателю и постоянным членам главного военного суда, командующим войсками в военных округах, корпусным командирам, начальникам главных управлений военного министерства и командующему Императорской главной квартирой, а также их семьям размер пенсии назначался каждый раз особо по высочайшему повелению. Все прочие генералы, штаб- и обер-офицеры и гражданские чиновники военного ведомства получали пенсию или по чинам, или по разрядам должностей.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусаков Дмитрий Борисович

Представлены вопросы развития законодательства Российской империи начала ХХ в. о государственном социальном страховании рабочих, ставшего основой для становления системы социального обеспечения в Советской России.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусаков Дмитрий Борисович

Presents issues of law of the Russian Empire in the early twentieth. on the state social insurance for workers, which became the basis for the emergence of the social security system in Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства Российской империи о государственном социальном страховании рабочих в начале ХХ века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Вып. 28. С. 114-116.

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ РАБОЧИХ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Представлены вопросы развития законодательства Российской империи начала ХХ в. о государственном социальном страховании рабочих, ставшего основой для становления системы социального обеспечения в Советской России.

Ключевые слова: больничные кассы, пенсионные кассы, пособие, пенсия, социальное страхование.

Страхование наемных работников в России до начала ХХ в. осуществлялось посредством пенсионных касс либо сберегательно-вспомогательных касс взаимопомощи. Указанные кассы учреждались на отдельном предприятии или охватывали работников различных предприятий.

Однако страхование рабочих не было государственным и общеобязательным. Только в отношении некоторых категорий наемных работников учреждение касс было обязательным. Это касалось работников российских частных и государственных железных дорог, горнорабочих, работников экспедиции заготовления государственных бумаг, вольнонаемных служащих по казенной продаже питей, народных учителей и учительниц, служащих земских учреждений.

Император Николай II в своем Указе от 12 декабря 1904 г. повелел «озаботиться введением государственного страхования» рабочих. Во исполнение Указа Министерством торговли и промышленности был выработан специальный законопроект. Страхование предполагалось распространить лишь на фабричных и горных рабочих, а затем присоединять к ним прочие категории работников наемного труда; были намечены две отрасли страхования рабочих: страхование от болезней и от несчастных случаев путем учреждения больничных касс и страховых товариществ.

В качестве переходной меры учреждались добровольные сберегательные кассы обеспечения, но если в них по желанию принимали участие 3/4 от общего числа рабочих предприятия, то такое участие можно было сделать обязательным. В последнем случае владелец предприятия также обязан был участвовать в кассе своими взносами, которые не могли быть менее 25 % взносов рабочих.

В мае 1905 г. было принято положение о страховании доходов и капиталов посредством го-

сударственных сберегательных касс. Свою деятельность по страхованию сберегательные кассы начали с 1906 г., производя операции по страхованию доходов и капиталов. Страхователями могли быть как отдельные лица, так и правительственные и общественные учреждения, частные общества и товарищества. Страхование могло быть индивидуальным и совокупным, то есть групп, состоящих из служащих, рабочих разных предприятий, учреждений, обществ, а также членов их семей. Государство принимало на себя ответственность по обязательствам, возникающим из страховых операций сберегательных касс.

Революция 1905-1907 гг. заставила правительство приступить к решению вопроса о введении всеобщего страхования, но предприниматели не желали делать уступки в данном вопросе. Так, в мае 1905 г. под предлогом гибели русской эскадры у острова Цусима, представители буржуазии покинули совещание при министерстве финансов, обсуждавшее вопрос страхования рабочих. Сопротивление работодателей решению этого вопроса в ходе первой русской революции преследовало вполне определенную цель — заставить правительство оплачивать пособия и пенсии рабочим за счет казны, добиться таким образом успокоения рабочих, не потратив на это своих прибылей1.

В январе 1912 г. III Государственная Дума приняла законы об обязательном государственном страховании рабочих: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», « О страховании рабочих от несчастных случаев». В мае указанные законы были утверждены Государственным Советом, а 23 июня 1912 г. подписаны императором Николаем II.

Общее руководство социальным страхованием было возложено на Совет по делам страхования

рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах были учреждены страховые присутствия, осуществляющие надзор за исполнением страховых законов.

Закон об обеспечении на случай болезни подразделялся на общие постановления по страхованию рабочих и статьи о врачебной помощи. Страхованию подлежали все наемные рабочие и служащие предприятий (за исключением казенных и железных дорог общего пользования). Врачебная помощь предоставлялась за счет владельца предприятия, а денежные пособия выдавались больничными кассами.

Больничная касса учреждалась на предприятии с числом рабочих не менее 200 человек. Мелкие предприятия создавали общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием, которое состояло из представителей рабочих и работодателей. Последним принадлежали 2/3 от числа голосов представителей рабочих. В правлении больничной кассы владелец предприятия имел на один голос меньше, чем представители рабочих.

В своей деятельности кассы в соответствии с законом руководствовались «нормальным уставом» или иным уставом, написанным на основе нормального. Средства больничных касс формировались из взносов их участников (от 1 до

3 % суммы заработка) и приплат владельцев (в размере 2/3 взносов участников кассы), дохода с имущества, из пожертвований, денежных взысканий, налагаемых правлением больничных касс, из пеней и случайных поступлений. Размер самих взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

При установлении страховых взносов в больничные кассы учитывался германский образец, существовавший до 1911 г. В Германии с 1911 г. уравнивались взносы предпринимателей и рабочих в больничные кассы. В России в 1912 г. «законодатели считали незыблемым тот германский принцип, который сама Германия изменила в 1911 г.»2. В результате, «желая согласовать незыблемые германские принципы с законом 1903 г., наши законодатели, несколько увеличив приплаты хозяев в больничные кассы, выдачу пособий увечным рабочим в течение первых 13 недель передали больничным кассам»3.

Взносы с участников удерживались владельцем при уплате заработка и вносились им в больничную кассу в недельный срок одновременно с собственной приплатой.

Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности обычно выдавалось с четвертого дня заболевания, но не более 26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/2 до 1/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка. Размер пособий устанавливался общим собранием больничной кассы, которое могло принять решение о выплате пособия с первого дня нетрудоспособности. При увечье срок выдачи пособия был меньше 13 недель. По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществляющими страхование от несчастных случаев. Пособия при родах в размере 1/2 полного заработка выдавались только тем работницам, которые проработали на предприятии из менее трех месяцев в течение двух недель до и четырех недель после родов.

По решению общих собраний больничных касс наряду с помощью самим застрахованным можно было оказывать помощь членам их семей. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним не должны были превышать 2/3 доходов кассы. Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях участникам больничных касс по закону должны были обеспечиваться за счет предпринимателя, а стационарная помощь и родовспоможение — на общем основании. Помощь оказывалась при заболевании с утратой трудоспособности в течение четырех месяцев, после чего участник кассы мог получать пособие в течение еще двух месяцев.

Больничные кассы в пределах 2/3 своих средств имели право организовывать свои лечебницы, чем они активно пользовались. Первая кассовая лечебница была создана в России в 1914 г. при тульских заводах. У каждого участника больничной кассы имелось удостоверение, в котором перечислялись все члены семьи, находящиеся на его иждивении. Врачи кассовых лечебниц могли работать как семейные врачи.

По закону 1912 г. больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавлялись губернатором или градоначальником и состояли из 15 человек: двух представителей рабочих, региональных представителей предпринимателей и чиновников. Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету при Министерстве торговли и промышленности,

в состав которого входил 21 человек: 5 представителей рабочих, остальные — представители предпринимателей и чиновников.

Пособия и пенсии в связи с несчастными случаями по закону 1912 г. выплачивались страховыми товариществами, участниками которых в обязательном порядке становились владельцы предприятий, которые несли круговую (солидарную) по обязательствам товарищества ответственность в порядке, определенном его уставом. Делами страховых товариществ управляли общие собрания, на которые закон возлагал обязанность устанавливать правила о выдаче вознаграждений, предупреждении несчастных случаев и мерах предосторожности при работах.

Средства товариществ формировались из единовременных и ежегодных страховых взносов владельцев (по примеру германской системы), доходов с имущества товариществ, пожертвований, штрафов и пеней, налагаемых товариществом, и случайных поступлений. Расходовались они на образование специального пенсионного фонда, уплату пособий и единовременных вознаграждений, покрытие расходов по управлению делами товарищества, на образование запасного капитала и предупреждение несчастных случаев. Через организацию и деятельность страховых товариществ в округах осуществлялся принцип коллективной ответственности за смерть и увечья рабочих на производстве, в отличие от закона 1903 г., устанавливающего индивидуальную ответственность предпринимателей.

Организация больничных касс началась с середины 1913 г., и, по официальным данным, к 1 июля 1914 г. в России действовало (находилось в процессе организации) 2860 касс, охватывавших более 2 млн. рабочих, что составляло 89 % предусмотренных законом касс (86 % рабочих). Начали же функционировать лишь 63 % всех больничных касс, охватывающих 64 % рабочих. К 1 апреля 1916 г. число действующих касс возросло до 2254 с 1762 тыс. участников, однако это было намного меньше, чем планировалось летом 1914 г. В итоге к апрелю 1916 г. страхованием было охвачено менее 3/4 от общего числа фабрично-заводских рабочих, на которых распространялся закон о государственном страховании4.

Таким образом, отсчет возникновения в России социального страхования следует начинать только с 1912 г., когда III Государственной Думой были приняты законы об обязательном и всеобщем страховании работников от болезни и несчастных случаев на производстве.

1 См.: Степанов, В. Л. Социальное законодательство О. фон Бисмарка и законы о страховании рабочих в России // Отечеств. история. 1997. № 2. С. 65-66.

2 Данский, Б. Г Дореволюционная страховая кампания. М., 1923. С. 33.

4 См.: Фалькова, Ж. З. Страхование рабочих накануне и в годы первой мировой войны (до февраля 1917 г.) // Первая мировая война 1914-1918. М., 1968. С. 355-366, 363.

Первое упоминание о пенсии в России приходится на середину 17 века. Пенсионное обеспечение в те времена носило выборочный характер. Выплата предназначалась для воинов, которые получили ранения в боевых действиях. Размер ее зависел от тяжести полученного ранения.

Петр 1 внес кардинальные изменения в области пенсионного обеспечения. Им был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране – «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. В главе «О награждении» в 6 статье зафиксировано положение о предоставлении вдовам и детям убитых в сражении полагавшейся мужу доли добычи. В 8-й статье Петр определяет судьбу моряков, негодных к несению корабельной службы: «приставить к магазейнам, в гарнизоны или на штатскую работу с повышением чина. Совсем больных, изувеченных и старых отправлять в гошпиталя, где кормить до самой смерти».

К началу 20 века в России была сформирована пенсионная система, которая охватывала только военных и чиновников. Чиновники выходили на пенсию к 60-ти годам. Необходимо было иметь 35-летний стаж на государственной службе без жалоб и нареканий. Однако была возможность претендовать на пенсию и при 25-летнем стаже, но лишь на 50% от пенсионных выплат. На размер выплат влиял разряд чиновника. Всего их было 9.

Военным назначалась пенсия после 25 лет службы. 20 лет выслуги давали право лишь на 50% пенсионных выплат. Воины, которые были ранены и получили увечья в бою, могли претендовать еще и на дополнительную пенсию из инвалидного капитала.

Люди, трудившиеся на частных предприятиях, начали получать пенсию в начале 20 века. Выплаты формировались за счет денежных отчислений из заработка работников на их личных счетах. Если работник получал профессиональное заболевание или увечье, то он мог рассчитывать на выплату тех денежных средств, которые накопились за годы его работы на его счете.

Крестьяне до революции, как и длительное время, после нее, не имели права на пенсионные выплаты. Учитывая тот факт, что крестьян было около половины от населения всей империи, в которой проживало 120 миллионов человек, невозможно говорить об общенациональной и структурированной пенсионной системе в начале 20 века. Колхозникам выдавали зарплату продуктами. Зарплаты, по сути, не было. Эту систему отменят лишь в 1966 году. А пенсия для крестьян появится на 10 лет раньше, в 1956. Правда, выплаты рассчитывались по отдельной системе, и выплаты были меньше, чем у других работников.

После революции 1917 года ситуация начала меняться. Был запущен процесс внедрения пенсионного страхования. Власти взяли на себя пенсионное обеспечение сирот, вдов, инвалидов и престарелых уже в 1917 году. Конечно, думали и о внедрении пенсионного обеспечения по старости. Но, на тот момент война и тяжелая экономическая ситуация в государстве отсрочили на 11 лет эту идею.

Молодое правительство взялось после революции за осуществление ленинской страховой программы. Она была изложена на VI Всероссийской конференции РСДРП. В области социального обеспечения было принято около 100 декретов и распоряжений за 6 лет. По охране материнства и младенчества было открыто 1500 учреждений.

И только в 1928 году появится пенсия по старости. Однако, только для служащих и рабочих. Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Максимальной пенсией считалась сумма, которая равна 25% от средней зарплаты по стране. Жить на эти деньги было тяжело.

К 1956 году пенсионное обеспечение охватит всех граждан СССР. В этом году будет принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Эта система просуществует вплоть до распада СССР. Минимальный стаж, при котором можно было рассчитывать на пенсионное обеспечение, был равен 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин. Самая большая пенсия составляла 120 рублей. По статистическим данным, к 1980 году средняя зарплата составляла 174 рубля. Пенсия была равна половине от средней зарплаты трудящегося за два последних года или любых пять лет трудовой деятельности.

После распада СССР, новая экономическая реальность требовала реформ в системе пенсионного обеспечения. Для проведения реформ в системе учета пенсионных прав граждан была создана система персонифицированного учета в 1997 году. Всем застрахованным гражданам был присвоен индивидуальный лицевой счет (СНИЛС). В течении всей рабочей деятельности гражданина, на этом счете фиксируются данные о его стаже и размере заработной платы.

К 2002 году была сформирована накопительная пенсия для граждан. Распределительная пенсионная система была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. Теперь у работающих людей появилась страховая и накопительная части пенсии. На законодательном уровне был закреплен тот момент, что, если пенсионер не доживет до пенсии, то выплаты переходят по наследству его правопреемнику. Но экономические проблемы вынудили государство заморозить накопительную часть пенсии.

И с 2014 года работодатели стали перечислять взносы лишь за страховую часть пенсии. Несмотря на это, государство решило не национализировать уже сформированные накопления граждан. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями.

В 2015 году появилось такое новшество как «пенсионные баллы». Размер зарплаты и количество полученных за год баллов напрямую взаимосвязаны. Гражданин может получить максимум 10 баллов в год. Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством. Система пенсионных баллов продолжает действовать по сей день.

Нечто похожее на пенсионное обеспечение, существовало еще в Древней Руси. Правда, тогда это касалось в основном воинов, которые не могли уже служить полученных в боях увечий или старости. Но, конечно, никакой пенсионной системы и никаких законов не существовало, все зависело только от доброй воли правящих особ.

В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, человек просвещённый и милосердный, впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов — так называемые «лечебные», причем сумма выплат зависела от тяжести полученного в бою увечья. Впрочем, чаще уходящим на покой воинам предоставлялась во владение земля — с неё и следовало кормиться.
Царь Алексей Михайлович

Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости. Им полагалось списание с корабля, устройство в наземную, более спокойную, службу с повышением в чине. Если же человек оказывался негоден уже ни к какой службе, ему полагалось до конца жизни бесплатно жить и питаться в гошпитале, а не захочет — получить годовое жалование и самому устраивать свою судьбу. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия — как сказали бы сейчас, «по потере кормильца».
Устав Морского Военного Флота 1720
Петр I

При Екатерине II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве — выслуга лет (трудовой стаж). Теперь для получения пенсии требовалось отслужить не менее 20 лет.
Екатерина II

Сын Екатерины, Павел I, добавил новые правила: пенсия назначалась только за «беспорочную» службу (то есть, без взысканий), а военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки, чтобы содержание было не меньше пенсии.
Павел I

Все это время пенсия оставалась особой милостью власти. Лишь в годах XIX столетия появилась идея о том, что пенсия… Нет, не неотъемлемое право, как считается сейчас, а заслуженное вознаграждение за достойную службу.

В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Размер пенсии в дореволюционной России

1828 1867
Количество
служащих
на 1 пенсионера


Доля пенсии
от жалованья
служащего


В дореволюционной России с первой трети XIX века все гражданские и военные служащие разделялись на 9 разрядов — это была четкая иерархическая лестница, подняться по которой хотя бы на несколько ступенек удавалось не каждому.

От принадлежности к определенному разряду зависел размер жалованья. И за каждым разрядом закреплялась определенная пенсия. Система была построена таким образом, что чиновникам низших разрядов, и без того получавшим очень скромную зарплату, пенсия назначалась совсем уж мизерная.

Часто выход на пенсию главы семьи означал полный финансовый крах для всего семейства. Зато пенсия представителям двух высших классов — крупным госслужащим — назначалась специальным решением императора.

Число пенсионеров, получающих государственную пенсию, стало расти, росли расходы казны. Но размер пенсий не менялся, и на фоне растущих цен пенсии постепенно обесценивались. Нужны были средства на пенсионное обеспечение, нужна была новая идеология: к тому времени пенсия воспринималась обществом не как особая милость, и не как награда для лучших, а как неотъемлемое право человека, отдавшего большую часть своей жизни служению обществу. Исходя из этого, в 1853 году
в Российской Империи был принят новый Пенсионный Устав.

К годам стало очевидно, что государственная казна не в состоянии обеспечить всех пенсионеров. Поэтому было принято решение, что казна оставит за собой расходы на пенсионное обеспечение тех, кто нуждается в пенсии по причине болезни или несчастного случая, а также на часть военных и гражданских служащих. Для остальных существовали эмеритальные кассы — своего рода негосударственные пенсионные фонды, куда сами служащие платили взносы в течение своей службы, а после выхода в отставку получали из этой кассы пенсию. Такие кассы обязательно существовали в стратегически важных для государства отраслях, например в компаниях, строящих железные дороги.
К началу 1870-х годов экономика России находилась на 15-м месте в мире. На пенсии страна расходовала меньше 4% своего бюджета (у передовых держав эта цифра доходила до 6%). Таким образом, сумма, которую страна тратила на выплату пенсий, оставалась недостаточной.

Но и к концу XIX века пенсионное обеспечение в России оставалось избирательным, пенсию получали менее 1/3 населения, достигшего пенсионного возраста, нуждающегося в пенсии по инвалидности или потере кормильца. Пенсия за выслугу лет полагалась некоторым офицерам, ученым, учителям и преподавателям, рабочим казенных заводов, врачам и фельдшерам казенных предприятий.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно- вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников. Создание цельной и стройной системы пенсионного страхования не было завершено — Первая Мировая война и Октябрьская революция полностью изменили ситуацию в стране.
Во второй половине XIX века пролетариата — то есть, рабочих, занятых только в промышленности — в России практически не существовало. На предприятиях работали крестьяне. Обычно в осень они уходили на заработки в город, устраиваясь на заводы и фабрики, а весной, когда приходило время сева, вновь возвращались в деревню, чтобы отработать весь сельскохозяйственный сезон на своем наделе.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям », в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В годы НЭПа снова стало возрождаться пенсионное обеспечение по принципу страхования. В годы расширялся круг лиц, которым полагалась пенсия за выслугу лет: в 1924 году в него вошли ученые и преподаватели вузов, в 1925 году — школьные учителя. Размер пенсий назначался исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи.

В 1930 году в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию, которое заменяло систему государственного пенсионного обеспечения системой социального страхования.

Социальное страхование в СССР

В 1932 году был установлен возраст выхода на пенсию по старости: женщинам — с 55 лет, мужчинам — с 60 лет. С тех пор пенсионный возраст в нашей стране был и остается одним из самых низких в мире.

Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 год, когда был принят закон «О государственных пенсиях». Закон гарантировал предоставление пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления пенсий для всех граждан. На размер пенсии и время выхода на пенсию влияли также вредные условия труда на производстве, работа в сложных климатических условиях, социально значимая работа, например, у врачей и учителей.


Возраст выхода на пенсию остался прежним, минимальный трудовой стаж для получения пенсии составил 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Размер пенсии зависел не от заработка за все годы работы, а от средней зарплаты за последний год или 10 лет. Эти нормы просуществовали практически до распада СССР.

С ростом уровня жизни, увеличилась средняя продолжительность жизни и, соответственно, количество пенсионеров. Кроме того, размер пенсий неоднократно повышался. Денег на выплату пенсий требовалось все больше, а экономика страны не развивалась. И к началу годов пенсионная система вновь потребовала реформирования.


В 1980-е годы минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная — 252 рубля. Средняя заработная плата в стране составляла около 200 рублей.

Так, в 1997 году была создана система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Появились лицевые счета, на которых в электронном виде фиксировалась вся информация о трудовой деятельности человека. Именно эта система, пройдя усовершенствование и модернизацию, стала основой современной пенсионной системы России.

Читайте также: