Разграничение компетенции органов социальной защиты населения и пенсионного фонда рф

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

Цель: Развить у студентов умения по разграничению компетенций органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ, по определению их подчиненности и порядка функционирования.

Исходные данные: задания по вариантам выдаются преподавателем

Предварительная подготовка: Изучить следующие нормативно-правовые акты:

1) Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 24.05.2011) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

2) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации"

3) Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 19.08.2011) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"

4) Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (ред. от 08.12.2011) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"

5) Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 12.08.2011) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"

6) Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323(ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития"

7) Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 423 (ред. от 28.01.2011) "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства"

8) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О негосударственных пенсионных фондах"

9) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования

10) Постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 "Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений"

11) Закон Ульяновской области о Правительстве Ульяновской области от 9 июня 2005 № 043-ЗО

12) Постановление от 7 июля 2005 г. № 161 «О структуре исполнительных органов государственной власти Ульяновской области»

13) Административный регламент Правительства Ульяновской области исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации

Вопросы для самоподготовки:

1) Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере (статья 16);

2) Основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.43,44)

3) Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

4) Задачи и управление Фонда социального страхования Российской Федерации;

5) Полномочия и функции Министерства труда и социального развития

Содержание индивидуального варианта работы

Задания: 1. Составить структурную схему:

1) подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития

Российской Федерации организаций;

2) территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

3) территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);

4) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);

5) территориальных органов Федерального медико-биологическое агентство (ФМБА России);

6) территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР);

7) территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС);

8) территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2.Изучив положения о данном государственном органе или фонде быть готовым ответить на вопросы по определению их подчиненности и порядка функционирования

Последовательность выполнения задания: задания выполняются в любой последовательности

Для выполнения заданий необходимо использовать официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и сайты государственных органов находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пенсионное законодательство РФ: понятие и виды пенсионного обеспечения.

Структура и полномочия пенсионного фонда РФ

На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования

3. Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 26.06.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Пенсионное обеспечение - форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основаниями для пенсионного обеспечения по праву РФ являются: соответствующий возраст, инвалидность, смерть кормильца (для нетрудоспособных членов его семьи); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Виды пенсионного обеспечения:

    • обязательное пенсионное страхование;

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система мер, направленная на компенсацию гражданам заработка, который они получали до назначения и получения (год и моложе) - еще из накопительной пенсии. В обязательном пенсионном страховании, с одной стороны, участвуют ПФР и работодатели, а с другой стороны, - россияне от 14 лет, имеющие государственное свидетельство обязательного пенсионного страхования, за которых работодатель отчисляет платежи в систему обязательного пенсионного страхования. Эти платежи поступают на индивидуальные лицевые счета граждан, которые открывает Пенсионный фонд с момента получения гражданами свидетельства обязательного пенсионного страхования. Средства на этих счетах в будущем пойдут на выплату пенсий их владельцам.

    • негосударственное (дополнительное ) пенсионное обеспечение;

Негосударственное (дополнительное ) пенсионное обеспечение (НПО) - это дополнительное пенсионное обеспечение, которое предлагают Негосударственные пенсионные фонды. Даже если гражданин формирует свою накопительную часть пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации, он все равно может участвовать в НПО, заключив договор с любым НПФ. НПО - это когда гражданин заключает договор на индивидуальное пенсионное обслуживание и сам накапливает себе дополнительную пенсию с помощью выбранной программы, которую предлагает НПФ.

    • государственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается обычно государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, космонавтам и работникам летно-испытательного состава), а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень — ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

· выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

· реализация Программы государственного софинансирования пенсии.


Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 и рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

ВложениеРазмер
kos_mdk_02.01.docx 67.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

(ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»)

Директор МАУ «Комплексный центр Зам. директора по УМР

социального обслуживания населения ______________Н.П. Туровинина

Ялуторовского района «_____»______________20____ г.

________________ Г.И. Моторин

Комплект контрольно-оценочных средств

по профессиональному модулю

ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной

защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 и рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Организация разработчик: ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

Разработчик: Парфенюк О.А., преподаватель профессионального учебного цикла, высшая квалификационная категория

на заседании предметно цикловой комиссии

«Технологии и управление»

Протокол № 5 от 19 января 2016 г.

Председатель _________ А.Н. Черных

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ППССЗ в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный): практический экзамен, защита отчета по практике.

Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

  1. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля

Форма контроля и оценивания

МДК.02.01. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения

Устный и письменный опрос, оценка на практических и самостоятельных работах

УП.02 Организационно-управленческая деятельность

Оценка выполнения практических работ в период учебной практики

ПП.02 Организационно-управленческая деятельность

Оценка выполнения производственных работ в период практики

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ПО 1- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с ПО2 - применением компьютерных технологий;

ПО 3 - выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

ПО 4 - организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

ПО 5 - консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

ПО 6 - участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

У 1 - поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;

У 2 - выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;

участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

У 3 - взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;

У 4собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;

У 5 - выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, с применением компьютерных технологий;

У 6 - принимать решения об установлении опеки и попечительства;

У 7 - осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;

У 8 - направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;

У 9- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определять их подчиненность, порядок функционирования;

У 10- применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности;

У 11 - следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;

З 1 - нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;

З 2 - систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

З 3 - организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

З 4 - передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, органах и учреждениях социальной защиты населения;

З 5 - процедуру направления сложных или спорных дел по пенсионным вопросам и вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;

З 6 - порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, оказания услуг;

З 7 - документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

З 8 - федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;

З 9 - Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации

2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)

2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Поддержание в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий.

обеспечение правильного хранения дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат в соответствии с предъявляемыми требованиями;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные.

- обоснование применения информационно-коммуникационных технологий для методического обеспечения профессионального модуля

- анализ инноваций в области обеспечения профессиональной деятельности

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- выявление и осуществление учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

- сбор и анализ информации для статистической и другой отчетности;

- выявление по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, с применением компьютерных технологий;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные.

- обоснование применения информационно-коммуникационных технологий для методического обеспечения профессионального модуля

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Разграничение компетенции
между отделением пенсионного фонда российской федерации
по Тамбовской области и органами социальной защиты
населения по назначению и выплате государственных
пенсий и пособий
(утв. постановлением Администрации Тамбовской области
от 29 сентября 2000 г. N 1038)

1. Компетенция отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Тамбовской области

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Тамбовской области осуществляет назначение, перерасчет и выплату государственных пенсий, доплат на основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, финансируемых за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе:

Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР";

Федерального закона от 23 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий";

Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям";

Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов";

Помимо назначения и выплаты государственных пенсий в компетенцию Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области входит назначение и выплата следующих видов пособий и компенсаций:

социальное пособие на погребение гражданам, взявших на себя организацию похорон, в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 10 раз, или возмещение стоимости услуг специализированным службам по вопросам похоронного дела - на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";

компенсацию неработающим лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами - на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28 февраля 1991 г. N 446 "О выплате компенсации в связи с реформой розничных цен неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами";

компенсационную выплату, установленную к пенсиям на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации".

2. Компетенция органов социальной защиты населения

Наряду с выполнением основных функций по социальной защите населения к исключительной компетенции органов социальной защиты населения относятся функции по назначению, перерасчету, выплате пособий, компенсаций, доплат, надбавок, повышений, установленных по решению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Тамбовской области, финансирование которых осуществляется из средств федерального и местного бюджетов (за исключением выплат, указанных в разделе 1), в том числе:

доплаты к пенсиям государственным и муниципальным служащим на основании Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 467 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР", законов Тамбовской области от 28 февраля 1996 г. N 55-3 "О государственной службе Тамбовской области", от 29 марта 1996 г. N 59-3 "О муниципальной службе";

денежную компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение отдельным категориям инвалидов, компенсацию расходов на бензин, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, выплачиваемую инвалидам, имеющим транспортные средства, - на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 701 "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание";

денежную компенсацию лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированным - на основании статьи 15 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";

компенсации и льготы (кроме пенсионных), а также пособия на погребение - на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе выплата сумм в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам, компенсационных выплат неработающим гражданам, проживающим в зонах радиоактивного загрязнения;

пособия гражданам, имеющим детей, - на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

единовременных пособий при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы, - на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1219 "О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы";

возмещение расходов на проезд в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 99-ФЗ "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении".


>
Состав комиссии по разработке и реализации совместного плана мероприятий по обеспечению работы в условиях единой пенсионной.
Содержание
Постановление Администрации Тамбовской области от 29 сентября 2000 г. N 1038 "О передаче отделению пенсионного фонда.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.

Оглавление

  • Тема 1. Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
  • Тема 2. Понятие управления социальным обеспечением
  • Тема 3. Правовое осуществление социального обеспечения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Редактор Сергей Петрович Лапин

Редактор Антонина Андреевна Чистова

Корректор Сергей Петрович Лапин

© В. П. Щеглов, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

1) Понятие социальной защиты;

2) Понятие социального обеспечения

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

1) Понятие социальной защиты

В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

1) Обеспечение занятости граждан;

2) Создание нормальных условий труда;

3) Достойная оплата труда;

4) Обеспечение комфортным жильем;

5) Создание благополучной экономической обстановки;

6) Обеспечение здоровым питанием;

7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

8) Охрана здоровья;

9) Сохранность частной собственности;

10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита — совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

— По охране здоровья;

— По социальному обеспечению.

Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

2) Понятие социального обеспечения и его структура

Из содержания п.1 темы 1 мы выяснили, что социальное обеспечение является составной частью социальной защиты населения.

В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

Социальное обеспечение — форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме — в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты — налоги и сборы.

Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).

Денежные средства из этих фондов направляются на:

— Пенсионный Фонд (ПФ) — выплата пенсий;

— Пособие на погребение умерших пенсионеров;

Фонд Социального Страхования (ФСС) — на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) — на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

1-я группа особенностей — отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

2-я группа особенностей — отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

3-я группа особенностей — отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.







Содержание

1.1 Анализ структуры управления ПФР №12 и взаимодействия органов социальный защиты и ПФР с органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями ………….Х

1.2 Анализ технологических особенностей работы сотрудников органов социальной защиты населения и ПФР №12……………. ХХ

1.3 Анализ практических мероприятий в сфере социальной защиты в отделении ПФР №12……………………………………………………………ХХ

ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика (по профилю специальности) является обязательным разделом Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и, представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Программа производственной практики (по профилю специальности) разрабатывается и утверждается с учетом учебного плана по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится в целях получения профессиональных знаний, умений и опыта по Профессиональному модулю ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации».

Целью производственной практики (по профилю специальности) является овладение профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями; закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения; приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по специальности.

Задачами производственной практики (по профилю специальности) выступают:

- систематизация, конкретизация, обобщение и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы конкретной организации;

- приобретение навыков и умений в области профессиональной деятельности;

- овладение необходимым набором профессиональных компетенций.

Место прохождения учебной практики - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 12 по г. Москве и Московской области (территория обслуживания Сергиево-Посадский муниципальный округ).

Продолжительность практики: с 08.06 по 28.06.2020г.

В ходе прохождения практики были выполнены работы и задания, соответствующие следующим профессиональным компетенциям (ПК):

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ структуры управления ПФР №12 и взаимодействия органов социальный защиты и ПФР с органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями

Производственная практика проходила в управлении ПФР № 12 по г. Москве и Московской области по адресу: 141310, Московская обл., Сергиев Посад г., Красной Армии проспект, 144А.

Структурно в подразделение ПФР №12 входят следующие отделы:

- отдел взаимодействия со страхов и застрахованными лицами, взыскания недоимки;

- отдел персонифицированного учета;

- отдел назначения и перерасчета пенсий;

- отдел социальных выплат;

- отдел выплаты пенсий;

- отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

- пенсионный отдел «г. Краснозаводск»;

- пенсионный отдел «г. Хотьково».

Все элементы структуры управления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, что в свою очередь обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого. Структура системы управления является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей организации.

Отдел назначения и перерасчета пенсий осуществляет постоянное взаимодействие с органами регистрации актов гражданского состояния, чтобы иметь полную информацию о количестве пенсионеров в данный момент.

Управление ПФР № 12 по городу Москве и Московской области осуществляет ряд социально значимых функций:

- установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

- выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации;

- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области образовано 12 июля 2002 года путем объединения Отделения ПФР по г. Москве и Отделения ПФР по Московской области.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области является самым большим в Российской Федерации - по количеству обслуживаемых граждан: застрахованных лиц, пенсионеров, инвалидов, владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, страхователей, индивидуальных предпринимателей.

В структуру Отделения ПФР №12 по г. Москве и Московской области входят: Центр по выплате пенсий, 10 Главных управлений ПФР по г. Москве и Московской области, 23 Управления ПФР по г. Москве и Московской области, 167 Клиентских служб, из них – 6 Централизованные Клиентские службы государственной поддержки семей, имеющих детей, 12 Управлений персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями, 42 Отдела и Группа персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями.

Отделение ПФР по г. Москве и Московской области, его территориальные подразделения ведут более 22,1 млн лицевых счетов, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования граждан, из них по г. Москве - более 13,9 млн, по Московской области – 8,2 млн. Отделение ПФР по г. Москве и Московской области, его территориальные подразделения обслуживают более 5,2 млн пенсионеров, осуществляют социальные выплаты более 2 млн граждан, взаимодействуют почти с 2 млн страхователей.

Выявление соотношения между государственным ПФР и негосударственными пенсионными фондами.

В 2002 году в Российской Федерации была проведена масштабная реформа, которая определила переход системы пенсионного обеспечения на страховые принципы.В соответствии с законодательством каждый гражданин обязан быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

При осуществлении трудовой деятельности за него в Пенсионный фонд России на цели, предусмотренные ОПС, вносятся денежные средства в размере, составляющем 22% от его заработной платы. Это так называемые страховые взносы. Обязанность по их отчислению в ПФР лежит на работодателе.

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой частную структуру, которая, получив соответствующую лицензию, имеет возможность заключать с гражданами договоры ОПС.

По их условиям НПФ получает и аккумулирует денежные средства, направленные в качестве страховых взносов на формирование накопительной пенсии. Соответственно,как только гражданин достигает пенсионного возраста, негосударственный пенсионный фонд обязан выплачивать ему денежное содержание, исходя из условий договора.

Достоинства формирования накопительной пенсии в НПФ:

1. Увеличение размера пенсии за счет получения инвестиционного дохода. Денежные средства, которые в качестве страховых взносов направляются в НПФ, не только аккумулируются на соответствующих счетах, но и инвестируются в целях получения дохода для будущих пенсионеров.

2. Защищенность денежных средств. В соответствии с действующим законодательством денежные средства граждан, размещенные в НПФ в рамках договоров ОПС, застрахованы от всех возможных рисков, в том числе и от банкротства.

3. Конкуренция. На сегодняшний день на рынке представлено несколько десятков негосударственных пенсионных фондов.

1. Возможность банкротства или отзыва лицензии у НПФ. В случае, если НПФ потеряет лицензию или будет объявлен банкротом, гражданин рискует потерять накопленный инвестиционный доход.

2. Отсутствие гарантий доходности. НПФ не несет гарантий того, что его инвестиционная политика принесет доход клиентам. В некоторых случаях он может не покрывать даже инфляцию.

Гражданин вправе не заключать договор с НПФ, а формировать накопительную пенсию в ПФР.

Принципы работы обеих категорий пенсионных фондов в основном идентичны. В обоих случаях страхователь переводит установленную сумму взносов для пополнения лицевого счета, который имеется у каждого гражданина.

Однако имеются для обоих видов фондов отличия законодательного и правового характера. Государственная структура полностью зависит от принятых на правительственном уровне решений и также полноценно контролируется федеральными органами. В то же время контроль за работой фондов негосударственного формата осуществляется лишь частично.

При этом в некоторых вопросах НПФ имеют большую свободу в отношении принятия решений.

Для застрахованных лиц значение имеют несколько критериев, составляющих список, определяющий, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный. Вот в чем выражаются отличия, играющие ключевую роль в выборе пенсионного фонда:

- Стабильность работы самого учреждения;

- Надежность в отношении пенсионных выплат;

- Возможности инвестирования в доходные инструменты;

- Рентабельность вносимых пенсионных взносов и величина пенсионных выплат;

- И, безусловно, важным является факт наличия гарантий фонда перед своими застрахованными лицами и страхователями.

В то же время и страхователей могут интересовать некоторые вопросы, касающиеся того, что лучше предпочесть — государственный или негосударственный фонд пенсионного страхования. Интерес страхователей лежит, прежде всего, в области полномочий, предоставленных разным категориями фондов. Это вызвано тем, что фонды пенсионного страхования, выступающие в роли страховщиков, имеют определенные права и даже обязанности в отношении проведения проверок страхователей, регулярности и прозрачности поступления страховых взносов, состояния финансовой документации по выплате взносов. Такие процедуры не доставляют огромного восторга работодателям, и потому им удобнее было бы сотрудничать с максимально лояльными структурами.

Выявление взаимодействия органов социальный защиты и ПФР с органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями.

В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР взаимодействует с:

- органами Министерства РФ по налогам и сборам;

- органами федерального казначейства;

- органами социальной защиты населения;

- органами записи актов гражданского состояния и другими органами.

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности единого социального налога; обеспечивают представление достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженности по страховым взносам и пени в ПФР.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом ПФР, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и подписью начальника Управления ПФР для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.

В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жительства, то органы регистрации актов гражданского состояния сообщают последнее место жительства умершего.

Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции ФНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности ЕСН; обеспечивают представление достоверных справок о доходах ИП; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции ФНС РФ, с указанием стадии и суммы задолженности по страх-м взносам и пени в ПФР.

Читайте также: