Концепция государственного пенсионного страхования в рф

С 1 января 2020 года в пенсионном законодательстве произошел ряд изменений, коснувшихся всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюдение ряда требований. В 2020 году право на пенсию дает наличие:

- не менее 11 лет стажа;
- не менее 18,6 индивидуального пенсионного коэффициента.

В 2019 году началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Переход к новым параметрам происходит постепенно и завершится в 2028 году. Несмотря на то, что с 2020 года пенсионный возраст вырос еще на год, а общее увеличение составило уже два года, пенсии, как и в прошлом году, назначаются на шесть месяцев позже прежнего пенсионного возраста. В текущем году право на страховую пенсию будут иметь женщины, родившиеся во втором полугодии 1964 года, – в 55 лет 6 месяцев и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959, – в 60 лет 6 месяцев.

Ежегодно количество стажа и пенсионных коэффициентов будет увеличиваться, пока не станет равным 15 и 30 соответственно.

Для назначения пенсии по инвалидности возраст не имеет значения, так как она оформляется с момента установления инвалидности.

При назначении страховой пенсии по старости пенсионные коэффициенты, начисленные за каждый год страхового стажа, суммируются и умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную на день назначения пенсии. В 2020 году стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента составляет 93 рубля.

Стоит отметить, что для многих россиян назначение пенсии осталось в прежних возрастных границах. В первую очередь это относится к людям, имеющим льготы по досрочному выходу на пенсию. Например, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, занятым в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Досрочный выход на пенсию также сохранился у педагогов, врачей и представителей некоторых творческих профессий, которым выплаты назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой̆ выслуги лет. Пенсия при этом назначается с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии. Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2020 года необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через полтора года, в октябре 2021.

Уточнить эту информацию и направить заявление на назначение пенсии можно как в «Личном кабинете гражданина» на официальном сайте ПФР или на портале госуслуг, так и при личном обращении в территориальные органы Пенсионного фонда или в МФЦ.

В Еврейской автономии в 2020 году на пенсию выйдут 634 гражданина.

ПОВЫШЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ

Ежегодно Пенсионный фонд России проводит индексацию страховых пенсий неработающих пенсионеров. 2020 не стал исключением. С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 6,6%. После индексации средний размер пенсии в Еврейской автономной области вырос до 15 219 рублей.

Выросли и такие составляющие страховой пенсии, как фиксированная выплата и стоимость пенсионного коэффициента. Теперь их размер составляет 5 686,25 рубля и 93 рубля соответственно.

Увеличение размера пенсии у каждого пенсионера было индивидуальным. Чем выше приобретённые у гражданина в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней после индексации.

На сегодняшний день в Еврейской автономной области проживает свыше 46 тысяч пенсионеров.

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

В 2020 году владельцев материнского (семейного) капитала ждут серьезные изменения. Прежде всего, материнский капитал был проиндексирован на 3% и в 2020 году его размер составил 466 617 рублей. На такой же процент была увеличена и сумма остатка средств материнского капитала у тех владельцев сертификата, которые ранее частично воспользовались его средствами по одному из направлений.

С начала действия государственной программы по поддержке семей в Еврейской автономной области сертификаты на материнский капитал получили более 12 тысяч семей.

Направления использования материнского капитала остаются те же:

  • улучшение жилищных условий семьи;
  • образование детей;
  • формирование накопительной пенсии матери;
  • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество;
  • получение ежемесячной выплаты.

Серьезные изменения коснулись тех владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал, кто получает ежемесячную выплату или планирует выбрать это направление.

Напомним, ежемесячная выплата полагается тем семьям, в которых второй ребенок родился (был усыновлен) после 1 января 2018 года. С 1 января 2020 года по закону право на получение выплаты имеют семьи, в которых среднедушевой доход не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за II квартал 2019 года. В автономии это 30507 рублей 66 копеек. Помимо этого, ежемесячная выплата из средств материнского капитала будет осуществляться до достижения ребенком трех лет.

Изменения коснулись и правил подачи заявления. С 1 января 2020 года заявление о назначении выплаты подается до достижения ребенком возраста 1 года, двух лет, а затем до достижения трех лет.

За назначением ежемесячной выплаты можно обращаться в клиентские службы ПФР или МФЦ, а также возможно подать заявление в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или через сайт госуслуг. Если обратиться за выплатой в первые шесть месяцев, то она будет установлена с даты рождения ребенка, если обратиться позднее, то выплата будет назначена с даты подачи заявления.

В 2020 году размер ежемесячной выплаты из средств материнского капитала составляет в Еврейской автономии 14869,63 рублей. Новый размер выплаты равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в области за II квартал 2019 года.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 2020 года подлежат изменениям условия предоставления материнского (семейного) капитала и его размер.

При рождении в семье первого ребенка с 1 января 2020 года семья получит право на материнский капитал в установленном на 2020 год размере – 466 617 рублей. Если в дальнейшем в этой семье родится второй ребенок, семья получит дополнительно 150 000 рублей.

Таким образом, размер материнского (семейного) капитала в 2020 году составляет:

  • 466 617 рублей - для семей, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей возникло до 1 января 2020 года;
  • 466 617 рублей - для семей, у которых, начиная с 1 января 2020 года, родился (был усыновлен) первый ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых в 2020 году родился (был усыновлен) второй ребенок;
  • 616 617 рублей - для семей, в которых, начиная с 1 января 2020 г., родился (был усыновлен) второй ребенок или последующие дети и право на дополнительные меры государственной поддержки до 1 января 2020 г. не возникло.

Кроме того, действие программы материнского капитала будет продлено до 31 декабря 2026 года.

Изменения механизма выплаты материнского капитала требуют внесения поправок в закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, которые в настоящее время готовятся Министерством труда и социальной защиты РФ и Пенсионным фондом РФ для внесения в Правительство Российской Федерации.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА

С 2020 года в России вводятся электронные трудовые книжки. Переход на цифровые трудовые книжки предусмотрен поправками в действующее законодательство.

Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.

Работодателям предстоит в течение 2020 года провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры.

Работодатель должен будет до 1 июля 2020 года уведомить работников в письменной форме об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений об их трудовой деятельности в электронном виде.

Граждане в течение 2020 года смогут подать заявление работодателю в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде. В первом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Во втором случае, если гражданин подал заявление о ведении электронной трудовой книжки, трудовая книжка на бумажном носителе не ведется, а выдается работнику на руки с записью о подаче заявления о ведении сведений о трудовой деятельности.

Для граждан, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

С 2020 года сведения о трудовой деятельности предоставляются в ПФР работодателями ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Начиная с 1 января 2021 года данные сведения в случаях приема на работу или увольнения предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющего основанием для приема на работу или увольнения.

Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России, на портале Госуслуг или через соответствующие приложения для смартфонов.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет работодатель (по последнему месту работы), Пенсионный фонд или многофункциональный центр. Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Электронная трудовая книжка сохраняет весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке.

ПОВЫШЕНИЕ РЯДА СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ С 1 ФЕВРАЛЯ

На 3% повысилась ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которую в Еврейской автономной области получают более 14 тысяч человек, пользующихся правом на федеральные льготы. К таким людям относятся инвалиды, ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, а также Герои Социалистического Труда и некоторые другие лица.

При оформлении выплаты нужно учитывать, что если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. А если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина.

Для каждой категории граждан установлен определенный размер ЕДВ.

Индексации подвергся и входящий в состав ежемесячной денежной выплаты набор социальных услуг (НСУ).

Стоимость набора социальных услуг составит 1155,06 руб. в месяц, в том числе:

  • обеспечение лекарственными препаратами – 889,66 руб.;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 137,63 руб.;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 127,77 руб.

Помимо этого, с февраля увеличилось пособие на погребение, которое Пенсионный фонд выплачивает родственникам умершего неработавшего пенсионера. Проиндексированный размер выплаты без учета районного коэффициента составил 6 124,86 рубля.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

В РФ основы пенсионного страхования гарантируют каждому гражданину нашего государства, а также иностранцу или лицу без установленного гражданства, при страховом случае ежемесячные денежные выплаты в определенном размере. Сумма пенсионного обеспечения будет зависеть от стажа застрахованного лица, количества заработанных им пенсионных баллов и некоторых других условий.

Правовые основы


В нашей стране обязательное пенсионное страхование действует на федеральном уровне. Его основы заложены в следующих НПА:

  • Закон 165 от 16. 07. 1999 “Об основах…”;
  • Закон 167 от 15. 12. 2001 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167);
  • Закон 400 от 28. 12. 2013 “О страховых…” (далее – ФЗ № 400);
  • Закон 424 от 28. 12. 2013 “О накопительной…”;
  • Закон 27 от 1. 04. 1996 “Об индивидуальном…”;
  • Закон 111 от 24. 07. 2002 “Об инвестировании…”;
  • ФЗ 75 от 7. 05. 1998 “О негосударственных…”;
  • ФЗ 56 от 30. 04. 2008 “О дополнительных…”;
  • Главе 34 НК;
  • международных договорах;
  • иных ФЗ и НПА.

Организационные основы

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Финансовые основы

Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.

Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:

  • страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
  • за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
  • наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.

Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.

ОПС в России


В нашей стране основу системы ОПС составляет взаимодействие между всеми участниками:

  • застрахованными лицами;
  • страхователями;
  • страховщиком (внебюджетным или негосударственным фондом).

Важно! Каждый из указанных лиц имеет свои права и обязанности. Например, застрахованные имеют полномочие платить дополнительные взносы на накопительную пенсию, а страхователи – бесплатно получать в ПФР информацию о свежевыпущенных нормативных актах в области обязательного страхования.

В основах ОПС предусмотрено несколько страховых случаев, при которых застрахованный будет иметь полномочие на страховое обеспечение:

  • старость;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца.

Всего предусмотрено 9 видов страхового обеспечения. Основной – страховая пенсия по старости. В дополнение, застрахованный сможет оформить накопительную пенсию, или срочную пенсионную, или разовую выплату из имеющихся средств пенсионных накоплений.

Страховые пенсии

Страховые пенсии в РФ выплачиваются застрахованным в соответствии с ФЗ № 400, при выполнении определенных условий.

Так, чтобы получать пенсию по старости, лицу нужно:

  • достичь пенсионного возраста (по новым нормам – 65 лет для муж., 60 лет для жен., с учетом переходных положений);
  • иметь как минимум 15 лет периодов трудовой деятельности или иных периодов (например, уход за нетрудоспособным гражданином, служба в армии, период получения в ЦЗН пособия по безработице) (с учетом переходных положений);
  • обладать 30-ю пенсионными баллами или более (с учетом норм, указанных в ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400).

А для пенсии по инвалидности нужно выполнить меньше условий:

  • иметь хотя бы 1 день стажа;
  • быть признанным инвалидом согласно заключению МСЭ.

Размеры страховых пенсий всегда зависят от ИПК. Чем больше в наличии баллов, тем выше размер назначаемой пенсии. В этом и заключаются основы пенсионного страхования – чем больше человек заплатил страховых взносов за свою жизнь, тем больше он будет получать в старости или при инвалидности.

Государственные пенсии

Под государственной пенсией понимается та, которая выплачивается определенным категориям физлиц вне контекста страхования.

То есть если для получения страховых пенсий нужно платить взносы, то есть солидарно с другими участниками участвовать в формировании фонда и как бы страховать себя от возможных неблагоприятных событий в будущем, то для получения государственных нужно всего лишь иметь соответствующий статус, например:

  • госслужащий;
  • военнослужащий;
  • участник ВОВ;
  • гражданин, награжденный значком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • ребенок-сирота и др.

Назначение и выплата госпенсий в РФ осуществляется на основе соответствующих ФЗ:

  • Закон 166 от 15. 12. 2001 “О государственном…”;
  • Закон 3 от 8. 05. 1994 “О статусе…”;
  • Закон 4468-1 от 12. 02. 1993 “О пенсионном…” и др.

Добровольное пенсионное страхование

Согласно ст. 29 ФЗ № 167, любое лицо, которое не является застрахованным по ОПС в силу законодательства, может стать таковым добровольно.

Внимание! Для этого нужно подать заявление в ПФР в формате, утвержденным Приказом Минтруда № 462н от 31. 05. 2017. До 31 декабря каждого года нужно будет платить страховые взносы, минимальный размер которых составляет: МРОТ * 22 % * 12 месяцев.

Права, обязанности лиц, добровольно застраховавшихся, такие же, как у тех, которые застрахованы в силу закона (в том числе, и полномочие на получение всех видов страховых пенсий).

Итак, в РФ функционирует система пенсионного страхования, в рамках которой нашим гражданам и иностранцам гарантируются денежные выплаты в старости, при инвалидности или при потере кормильца в семье. Есть вопросы? Тогда добро пожаловать в интерактивный чат, расположенный в правом нижнем углу экрана. Юрист разъяснит все непонятное быстро и бесплатно.

Не забываем также лайкать и делиться постом в социальных сетях.

Гражданам разрешат добровольно делать пенсионные взносы и наследовать неистраченные накопления


Москва. 25 октября. INTERFAX.RU - Законопроект о "государственном пенсионном плане" (ГПП), который в сентябре анонсировал Минфин, находится в высокой стадии готовности. Разработчики надеются в скором времени обсудить его с рынком и общественностью перед внесением в Госдуму, сообщили журналистам источники, близкие к разработчикам документа.

Минфин и ЦБ РФ в 2016 году разработали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). В 2017 году эта концепция бурно обсуждалась в профессиональной среде, вносилась в правительство РФ. Однако правительство так и не одобрило даже концепцию законопроекта из-за разногласий Минфина и ЦБ с социальным блоком кабинета министров по ключевому вопросу – автоматической подписке граждан для участия в новой системе.

В начале сентября 2019 года Минфин заявил о разработке нового законопроекта о накопительной пенсионной системе – "О гарантированном пенсионном плане" – взамен ИПК. Система будет строиться на ранее представленной концепции ИПК, однако будет полностью добровольной. По словам источников, правительство и ЦБ решили остановиться на названии "гарантированный пенсионный план" (ГПП), однако суть предложения остается прежней: система будет полностью добровольной и будет существовать вместе с обязательным пенсионным страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением.

Гарантированный пенсионный план

Согласно концепции новой накопительной пенсионной системы, о которой журналистам рассказали источники, близкие к разработчикам, вступить в ГПП человек сможет в любом возрасте. Присоединиться к системе можно несколькими способами. Так, работодатель с письменного согласия своего работника через систему межведомственного электронного взаимодействия подает информацию в пенсионный оператор, функции которого, предполагается, будет выполнять Национальный расчетный депозитарий (НРД). Также сам гражданин сможет самостоятельно через "Гослуслуги" подать такое заявление.

НРД будет заниматься ведением реестра участников ГПП, а также администрировать взносы.

Гражданин сможет сам устанавливать и изменять размер взносов (но стоит помнить, что налоговый вычет будет действовать только в отношении не более 6% от заработной платы), а также приостанавливать неограниченное число раз уплату пенсионных взносов по ГПП, но не более чем на пять лет подряд. При заключении договора будет предусматриваться "период охлаждения" – полгода, в этот период гражданин может потребовать возвратить пенсионные взносы, которые он направил в ГПП, и расторгнуть договор.

Договор будет считаться заключенным с даты первого платежа, а не с фактического подписания документов.

Действующие пенсионные схемы НПФ (речь идет и об индивидуальных пенсионных программах) могут быть приведены в соответствие с ГПП. Граждане смогут переводить свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в ГПП.

Также граждане смогут менять НПФ, на эту программу "заморозка переходов" не распространяется. Гражданин подает заявление на переход, и текущий поток его взносов сразу переходит в другой фонд, а оставшаяся часть переходит в рамках регламента по фиксингу.

Выплаты

Пока концепцией ГПП предлагается срочная выплата на 15 лет, но в процессе обсуждения законопроекта этот срок может быть изменен.

Человек сможет начать получать пенсию либо в момент наступления пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет с даты начала уплаты первого пенсионного взноса по ГПП. Это будет зависеть от того, какой срок наступит раньше.

При этом пенсионная выплата по ГПП будет ежегодно подлежать индексации на уровень инфляции.

Фонд вправе осуществить единовременную выплату в размере средств ГПП, если по результатам расчета размер пенсионной выплаты будет менее одной пятой размера социальной пенсии.

Помимо стандартной ситуации, гражданин сможет получить пенсионную выплату и при других условиях. Так, участник ГПП может согласовать с фондом свой вид выплаты (пожизненную, единовременную или другую).

Если у человека есть заболевание (это заболевание должно быть указано в перечне социально значимых заболеваний) и ему не назначена пожизненная негосударственная пенсия, он может обратиться в фонд за деньгами. То есть средства, которые он накопил в ГПП, а также то, что он перевел из ОПС, если захотел это сделать, – направить на лечение. Однако это сумма будет равна только размеру тех средств, которые человек потратил на дорогостоящий вид лечения.

Также средства ГПП могут быть наследованы, но кроме случаев, когда участник системы умер раньше назначения пожизненно негосударственной пенсии.

Гарантии

Все основные аспекты ГПП будут сформулированы в законе, а не в пенсионных правилах отдельных НПФ. Это будет стандартный пенсионный продукт. НРД, как пенсионный оператор, будет вести персонифицированный учет пенсионных прав. Он будет администрировать переводы между НПФ. Выплаты также осуществляются через пенсионного оператора.

Система гарантирования в ГПП будет похожа на систему гарантирования в ОПС и иметь два уровня гарантирования. Фонд гарантирования в Агентстве по страхованию вкладов будет тот же самый.

Гарантия распространяется на всю сумму: и на взносы по ГПП, и на добровольно переведенные ОПС, и на накопленный процент. Гарантия будет действовать как на период формирования пенсии, так и на период ее выплаты.

НПФ будет обязан не реже чем раз в 5 лет фиксировать средства гражданина в ГПП, так называемый неснижаемый остаток, и эта сумма не может быть меньше последней суммы фиксинга. Если на дату фиксации человек получил убыток по его вложениям, то фонд должен за счет собственных средств восполнить средства.

Фонды, которые захотят участвовать в этой системе, должны будут пройти проверку ЦБ РФ, как это было с фондами по ОПС, и вступить в систему гарантирования.

Льготы

Среди льгот новой накопительной системы – освобождение пенсионных взносов в размере не более 6% от заработной платы для физических лиц от НДФЛ. При этом предусмотрен упрощенный порядок получения такого социального налогового вычета – он будет осуществляться для наемных работников в момент определения налоговой базы по НДФЛ без подачи заявления работодателю.

Для работодателя будут льготы в виде повышающих коэффициентов при расчете налога на прибыль, если они софинансируют взносы в ГПП. Размер коэффициента в первые шесть лет со дня включения работника в реестр участников ГПП будет равен 0,3%, а в следующие годы – 0,6%. Исчисленный таким образом совокупный показатель по всем работникам не может превышать 12% от общей суммы расходов на оплату труда без учета отдельных видов расходов.

ГПП для НПФ

Вознаграждение НПФ в системе ГПП будет схоже с системой вознаграждения по ОПС. Размер постоянной части вознаграждения не должен будет превышать в совокупности 0,75% от средств пенсионных резервов гражданина ГПП за отчётный год и средств, которые НПФ отчисляет в фонд гарантирования пенсионных накоплений. Размер переменной части не должен будет превышать 15% от дохода от размещения средств пенсионных резервов ГПП. Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрен порядок изменения размера постоянной части вознаграждения фонда относительно стоимости чистых активов, составляющих пенсионные резервы по ГПП.

НПФ должны будут платить отдельные взносы по ГПП в гарантированный пенсионный фонд. Ставка будет определена после принятия закона.

Инвестиционная декларация у ГПП будет такой же, как и у ОПС.

Для введения ГПП будут подготовлены три пакета поправок в законы, которые регулируют деятельность пенсионных фондов, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Изменения будут предусматривать административную ответственность пенсионного оператора за невыполнение им обязанностей.

Планируется, что ГПП начнет свою работу в 2021 году.

Пока не обсуждается допуск страховщиков жизни и управляющих компаний к ГПП.

По словам источников, Банк России и Минфин надеются, что граждане воспользуются возможностью переводить ОПС в ГПП, но не ждут большого притока граждан в новую систему.

Правительство и ЦБ РФ не будут "рекламировать" новый продукт, считают, что это должны делать сами НПФ, однако не исключают, что в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности населения расскажет о таком способе накопления пенсии, отметил источник.

Сначала состоится общественное обсуждение, после чего законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Банк России, Минфин и НРД пока не ответили на запросы "Интерфакса" относительно подробностей концепции ГПП.

Читайте также: