Моделирование пенсионной системы российской федерации


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.07.2015 2015-07-31

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21433/ (дата обращения: 07.12.2020).

Развитие пенсионной системы основывается на актуарных расчетах. Актуарное моделирование в России появилось в начале 90-х годов двадцатого века и полностью основывалось на методиках, разработанных в западных странах.

В общем виде актуарные расчеты можно представить следующим образом (рис. 1). [1], [2], [3]

В основе актуарных пенсионных моделей лежит несколько факторов, определяющих состояние пенсионной системы: демографические, социально-экономические, макроэкономические и пенсионные.

В западных странах существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда). Данные модели позволяют осуществлять актуарное моделирование любых пенсионных систем, как чисто распределительных и накопительных, так и смешанных систем вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [2], [3]


Рис. 1. Общая структура актуарного моделирования

Для прогнозирования российской пенсионной системы была создана собственная модель актуарных расчетов, которая позволяла обеспечить большую детализацию к специфике российского пенсионного законодательства.

В 2002 году на основе актуарной модели был дан прогноз развития пенсионной системы России до 2050 года (таблица 1). [3]

Основные показатели прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003–2050 г.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Фактические параметры пенсионной системы России за прошедшие годы приведены в таблице 2. [5], [6]

Основные показатели Пенсионного фонда России за период 2003–2013 гг.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

При проведении сравнительного анализа между прогнозом при актуарном моделировании и фактическими показателями, полученными до 2013 года, было получено следующее отклонение (таблица 3), которое для большей наглядности представим на графике (рис.2).

Отклонение основных прогнозных показателей Пенсионного фонда Российской Федерации от фактических значений, в процентах

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера,

Продолжение

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера


Рис. 2. Сравнение показателей прогноза и фактических данных в процентном отношении

Как видно из приведенных данных, отклонение между прогнозными показателями и фактическими значениями достигает значительных величин уже на четвертый год прогноза. Если учитывать, что значение средней величины пенсии и увеличение дефицита пенсионного фонда являются достаточно субъективными показателями, то величина прожиточного минимума является величиной более объективной, определяемой развитием экономики государства, но даже по этому параметру отклонение всего за десять лет дает более 80 %.

В 2010 году была проведена корректировка пенсионного законодательства с целью уменьшения дефицита пенсионного фонда. В результате трансформации была отменена базовая часть пенсии и оставлена только страховая и накопительная. Также были отменены выплаты единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с единой ставкой в 26 %, которые стали выплачиваться с суммы до 415 тысяч рублей, сверх этого лимита пенсионные права не распространялись. Кроме этого была проведена валоризация пенсий. [7], [8]

При актуарном моделировании соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, после проведенной корректировки распределялось следующим образом (таблица 4). [9], [10]

Прогноз соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Продолжение

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Фактические показатели, которые были достигнуты в ходе пенсионной корректировки за последние годы, приведены в таблице 5.

Фактическое соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Проведенный сравнительный анализ между прогнозными показателями и фактическими параметрами по соотношению средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера приведен на рис. 3.


Рис. 3. Отклонение между прогнозными и фактическими показателями, в процентах

В результате исследования видно, что отклонение уже к четвертому году прогноза по отношению к фактическим показателям достигло более 18 %. Следовательно, актуарная модель на ближайшую перспективу также дает значительные отклонения.

Проведенные корректировки пенсионной системы Российской Федерации на основе актуарной модели не привели к необходимым результатам, что привело к началу новой пенсионной реформы, которая осуществляется с 2015 года.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- актуарное моделирование, основанное на показателях, заимствованных из западных моделей, даже с учетом высокой степени детализации не дают адекватного прогноза не только на длительную перспективу, но и среднесрочную;

- актуарные модели пенсионной системы не дают достоверных прогнозов в кризисные периоды, не учитывают специфики экономического развития Российской Федерации;

- прогнозирование по основным показателям входной информации имеет детерминированный характер, это обусловлено, тем, что достоверных статистических данных в России накоплено еще недостаточно.

1. А. В. Батаев Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 186–191.

2. А. В. Батаев Моделирование финансового состояния пенсионной системы России. В сборнике: Финансовые решения XXI века: теория и практика Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого; Ответственные за выпуск Д. Г. Родионов, Т. Ю. Кудрявцева, Ю. Ю. Купоров. Санкт-Петербург, 2015. С. 6–14.

3. А. К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. Издательство: Финансы и статистика, 2006 г.

4. Бауэрс Н., Гербер Х., Джанс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика, М., Издательство: Янус-К, 2001, с. 665

5. Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ — http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

6. А. К. Соловьев, Н. В. Мележик Актуарный анализ бюджетно-финансовой самостоятельности пенсионной системы России в условиях ее реформирования. Аналитический вестник, Совета Федерации № 26 (510), с. 28

7. А. В. Батаев Анализ актуарной модели пенсионной системы России, В сборнике: Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции «Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика», СПб, Издательство: СПбГПУ, 2014, с. 31–37

8. Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионной системы России в зависимости от уровня собираемости налогов. Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 515–519.

9. А. К. Соловьев Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов, Экономический портал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj-sistemy.html

10. Д. Ю. Федотов Актуарное моделирование развития пенсионной системы России, Известия Иркутской государственной экономической академии, № 6, 2012 г.

Статус человека по отношению к пенсионной системе

Независимо от типа пенсионной системы (пенсионного законодательства) все население страны можно разделить на следующие категории Голикова Л., «Миссионеры для пенсионеров»// Коммерсант Деньги, №43.:

· плательщики пенсионных взносов;

· получатели пенсии (пенсионеры);

· прочие лица, то есть люди, не платящие взносы и не получающие пенсию, например дети, студенты, безработные и т. п.

Понятно, что указанное деление не является альтернативным, так как человек может быть и пенсионером и плательщиком взносов одновременно.

Принципы построения сценариев для моделирования

Сценарий для моделирования -- это совокупность исходных данных и предположений, используемых при моделировании пенсионной системы Российской Федерации. Среди исходных данных и предположений можно выделить следующие основные элементы Голикова Л., «Миссионеры для пенсионеров»// Коммерсант Деньги, 2006 №43.:

1. Демографический фактор, в том числе:

показатели, определяющие прогноз общей численности населения с разбивкой на половозрастные группы;

разделение каждой половозрастной группы на подгруппы: не пенсионеры, пенсионеры по разным основаниям, плательщики страховых взносов (как не пенсионеры, так и пенсионеры) и т. д;

2. Макроэкономический фактор;

3. Доходность инвестиций;

4. Индексация базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии;

5. Пенсионный возраст;

6. Коэффициенты, используемые для расчета размера пенсии (остаточная продолжительность жизни и дополнительные коэффициенты для расчета трудовой пенсии по инвалидности);

7. Ставки пенсионных взносов на базовую, страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Модель позволяет проводить моделирование с использованием множества различных сценариев. В качестве базового сценария использовался сценарий, соответствующий наиболее вероятному прогнозу демографических и макроэкономических показателей, а также действующему пенсионному законодательству Российской Федерации. Альтернативные сценарии позволяют изучить чувствительность системы к изменению ее параметров, определить узкие места действующей пенсионной системы и возможности повышения ее эффективности. По результатам моделирования дается оценка социально-экономических последствий реформирования пенсионной системы и разрабатываются рекомендации по внедрению новых и корректировке действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Демографический фактор

Динамику половозрастной численности населения определяют три показателя - рождаемость, смертность и миграция.

ожно рассмотреть три сценария рождаемости:

1. Низкий, в соответствии с которым суммарный коэффициент рождаемости упадет до минимального в настоящее время европейского показателя -- 1,09;

2. Средний, в соответствии с которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,4;

3. Высокий, в соответствии с которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,75.

Еще одним, наряду с суммарным коэффициентом рождаемости, параметром демографического прогноза является средний возраст матери при рождении ребенка. Низким сценарием предполагается, что средний возраст матери при рождении ребенка стабилизируется на уровне, который чуть ниже нынешнего -- 25,7 года, а средним и высоким сценариями предполагается рост среднего возраста матери при рождении ребенка до 27,8 и 30,6 года соответственно.

Три сценария смертности:

1. Низкий, в соответствии с которым продолжительность жизни мужчин возрастет до 62,4 года, а женщин -- до 75,2 года. Фактически в этом прогнозе предполагается, что до 2050 года продолжительность жизни в России так и не превысит показателей 1986 года;

2. Средний, в соответствии с которым продолжительность жизни мужчин вырастет до 66,3 года, а женщин -- до 77,7 года;

3. Высокий, в соответствии с которым продолжительность жизни мужчин увеличиться до 70,3 года, а женщин -- до 81,0 года. Следует заметить, что даже эта продолжительность жизни ниже современной продолжительности жизни в ряде развитых стран мира.

Все три варианта предусматривают существенное снижение коэффициента младенческой смертности: с 15,3 смерти на 1000 человек до 5,0; 3,8 и 3,5 в низком, среднем и высоком сценариях соответственно.

Все основные сценарии предусматривают достаточно низкую международную миграцию в Россию. Низкий сценарий предполагает падение нетто миграции в Россию с 45 тыс. человек в 2005 году до 30 тыс. человек в 2050 году; средний -- с 96 тыс. до 61 тыс. человек, а высокий -- со 127 тыс. до 90 тыс. человек. Кроме того, в докладе Госкомстата России рассматривается четвертый (дополнительный) вариант миграции, в соответствии с которым нетто миграция составит порядка 270 тыс. человек в год.

При формировании сценариев для прогнозирования численности населения Российской Федерации Госкомстат России в одном сценарии объединил низкую рождаемость, низкую продолжительность жизни и низкую нетто миграцию, в другом -- средние показатели, а в третьем -- высокие. Такая группировка определялась стоявшей перед Госкомстатом России задачей -- оценить возможную численность населения при различных предположениях. Однако с точки зрения пенсионной системы принципиально важен другой фактор -- коэффициент пенсионной нагрузки, то есть количество пенсионеров, приходящееся на одного человека работоспособного возраста. С этой точки зрения, наряду со средним, представляют интерес следующие сценарии Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2007:

1 Низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Это наихудшее для государственной пенсионной системы сочетание, при котором низкая численность лиц работоспособного возраста (низкая рождаемость) сочетается с относительно высокой численностью пенсионеров (высокая продолжительность жизни). Выше уже упоминалось, что даже высокий прогноз Госкомстата России предполагает более низкую продолжительность жизни в России в 2050 году, чем современная продолжительность жизни в ряде развитых странах мира. Это предположение консервативно с точки зрения прогнозирования численности населения, но не с точки зрения проблем пенсионной системы. Поэтому целесообразно рассмотреть вариант с существенно более высоким ростом продолжительности жизни;

2. Высокая рождаемость в сочетании с низкой продолжительностью жизни. Как ни цинично это звучит, но низкая продолжительность жизни хороша для государственной пенсионной системы, поскольку при этом сокращается количество пенсионеров. Кроме того, высокая рождаемость приводит к относительному увеличению численности лиц работоспособного возраста.

Описываемая модель пенсионной системы Российской Федерации включает в себя блок прогнозирования численности населения. Расчетные алгоритмы блока, использующие стандартный метод передвижки по возрастам с миграцией, практически совпадают с используемыми Госкомстатом России. Это позволяет заложить в модель любые предположения об основных параметрах демографического прогноза:

1. Рождаемости: суммарный коэффициент рождаемости и средний возраст матери при рождении ребенка;

2. Смертности: ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин, а также младенческая смертность;

3.Миграции: общее количество выбывших из страны и прибывших в страну.

Следует заметить, что, во-первых, в блок прогнозирования численности населения заложены алгоритмы перевода интегральных показателей, таких, как продолжительность жизни или общее количество прибывших и выбывших, в половозрастные характеристики смертности и миграции; во-вторых, модель позволяет проводить расчеты с использованием внешнего прогноза численности населения; в-третьих, как уже упоминалось выше, низкий, средний и высокий сценарии Госкомстата России предусматривают достаточно низкую международную миграцию, поэтому миграция не учитывается в приведенных выше формулах для расчета основных показателей страховой и накопительной частей трудовой пенсии, однако изложенный в данной статье подход позволяет модифицировать формулы таким образом, чтобы они в явном виде учитывали обе составляющие миграции: эмиграцию и иммиграцию, что имеет смысл только в случае изучения вопроса о возможном влиянии на пенсионную систему высокой миграции.


Заявленной целью Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года является определение направлений и задач по формированию в РФ социально-страховой пенсионной системы, обеспечивающих:

размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);

размер пенсионных выплат не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;

долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.

Стратегией, в частности, предусмотрено, что пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

1 уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40%). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;

2 уровень - корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3 уровень - частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.

Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 - 45 лет коэффициент замещения около 70% утраченного среднего заработка.

Обязательства пенсионной системы будут постоянно самобалансироваться с ее текущими доходами.

В среднесрочной перспективе предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом начиная с 2016 года предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством РФ.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация всех предусмотренных в ней мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;

обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;

достичь коэффициента замещения пенсией утраченного заработка до 40% для лиц, выработавших трудовой стаж не менее 30 лет с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 - 50% (при 42 - 45-летнем трудовом стаже коэффициент замещения составит 55 - 70%).

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.07.2015 2015-07-31

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21433/ (дата обращения: 07.12.2020).

Развитие пенсионной системы основывается на актуарных расчетах. Актуарное моделирование в России появилось в начале 90-х годов двадцатого века и полностью основывалось на методиках, разработанных в западных странах.

В общем виде актуарные расчеты можно представить следующим образом (рис. 1). [1], [2], [3]

В основе актуарных пенсионных моделей лежит несколько факторов, определяющих состояние пенсионной системы: демографические, социально-экономические, макроэкономические и пенсионные.

В западных странах существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда). Данные модели позволяют осуществлять актуарное моделирование любых пенсионных систем, как чисто распределительных и накопительных, так и смешанных систем вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [2], [3]


Рис. 1. Общая структура актуарного моделирования

Для прогнозирования российской пенсионной системы была создана собственная модель актуарных расчетов, которая позволяла обеспечить большую детализацию к специфике российского пенсионного законодательства.

В 2002 году на основе актуарной модели был дан прогноз развития пенсионной системы России до 2050 года (таблица 1). [3]

Основные показатели прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003–2050 г.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит (профицит), млрд. долларов

Фактические параметры пенсионной системы России за прошедшие годы приведены в таблице 2. [5], [6]

Основные показатели Пенсионного фонда России за период 2003–2013 гг.

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

Продолжение

Средний размер трудовой пенсии, долларов

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

Дефицит, млрд. долларов

При проведении сравнительного анализа между прогнозом при актуарном моделировании и фактическими показателями, полученными до 2013 года, было получено следующее отклонение (таблица 3), которое для большей наглядности представим на графике (рис.2).

Отклонение основных прогнозных показателей Пенсионного фонда Российской Федерации от фактических значений, в процентах

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера,

Продолжение

Отклонение, %

Средний размер трудовой пенсии

Прожиточный минимум пенсионера


Рис. 2. Сравнение показателей прогноза и фактических данных в процентном отношении

Как видно из приведенных данных, отклонение между прогнозными показателями и фактическими значениями достигает значительных величин уже на четвертый год прогноза. Если учитывать, что значение средней величины пенсии и увеличение дефицита пенсионного фонда являются достаточно субъективными показателями, то величина прожиточного минимума является величиной более объективной, определяемой развитием экономики государства, но даже по этому параметру отклонение всего за десять лет дает более 80 %.

В 2010 году была проведена корректировка пенсионного законодательства с целью уменьшения дефицита пенсионного фонда. В результате трансформации была отменена базовая часть пенсии и оставлена только страховая и накопительная. Также были отменены выплаты единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с единой ставкой в 26 %, которые стали выплачиваться с суммы до 415 тысяч рублей, сверх этого лимита пенсионные права не распространялись. Кроме этого была проведена валоризация пенсий. [7], [8]

При актуарном моделировании соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, после проведенной корректировки распределялось следующим образом (таблица 4). [9], [10]

Прогноз соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Продолжение

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Фактические показатели, которые были достигнуты в ходе пенсионной корректировки за последние годы, приведены в таблице 5.

Фактическое соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

Проведенный сравнительный анализ между прогнозными показателями и фактическими параметрами по соотношению средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера приведен на рис. 3.


Рис. 3. Отклонение между прогнозными и фактическими показателями, в процентах

В результате исследования видно, что отклонение уже к четвертому году прогноза по отношению к фактическим показателям достигло более 18 %. Следовательно, актуарная модель на ближайшую перспективу также дает значительные отклонения.

Проведенные корректировки пенсионной системы Российской Федерации на основе актуарной модели не привели к необходимым результатам, что привело к началу новой пенсионной реформы, которая осуществляется с 2015 года.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- актуарное моделирование, основанное на показателях, заимствованных из западных моделей, даже с учетом высокой степени детализации не дают адекватного прогноза не только на длительную перспективу, но и среднесрочную;

- актуарные модели пенсионной системы не дают достоверных прогнозов в кризисные периоды, не учитывают специфики экономического развития Российской Федерации;

- прогнозирование по основным показателям входной информации имеет детерминированный характер, это обусловлено, тем, что достоверных статистических данных в России накоплено еще недостаточно.

1. А. В. Батаев Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 186–191.

2. А. В. Батаев Моделирование финансового состояния пенсионной системы России. В сборнике: Финансовые решения XXI века: теория и практика Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого; Ответственные за выпуск Д. Г. Родионов, Т. Ю. Кудрявцева, Ю. Ю. Купоров. Санкт-Петербург, 2015. С. 6–14.

3. А. К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. Издательство: Финансы и статистика, 2006 г.

4. Бауэрс Н., Гербер Х., Джанс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика, М., Издательство: Янус-К, 2001, с. 665

5. Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ — http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

6. А. К. Соловьев, Н. В. Мележик Актуарный анализ бюджетно-финансовой самостоятельности пенсионной системы России в условиях ее реформирования. Аналитический вестник, Совета Федерации № 26 (510), с. 28

7. А. В. Батаев Анализ актуарной модели пенсионной системы России, В сборнике: Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции «Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика», СПб, Издательство: СПбГПУ, 2014, с. 31–37

8. Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионной системы России в зависимости от уровня собираемости налогов. Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 515–519.

9. А. К. Соловьев Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов, Экономический портал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj-sistemy.html

10. Д. Ю. Федотов Актуарное моделирование развития пенсионной системы России, Известия Иркутской государственной экономической академии, № 6, 2012 г.

Моделирование пенсионных систем в современном мире относится к категории счетных задач (quantitative analysis).

Когда мы говорим о пенсиях, мы понимаем, что сегодня благодаря статистике можно посчитать «по головам» всех пенсионеров и всех работающих граждан (которые станут пенсионерами в ближайшие 20—30 лет) и, как результат, спрогнозировать варианты развития пенсионной системы.

Используя статистические данные Росстата, ЦБ РФ, ПФР, а также инструментарий для моделирования, разработанный специалистами исследовательской компании «Пенсионные и Актуарные Консультации» и Ассоциацией профессиональных актуариев, попробуем оценить результаты изменения параметров пенсионной системы России. Вводя в программу различные демографические и макроэкономические предположения и взяв за основу обсуждаемые в обществе сценарии реформирования пенсионной системы, модель позволяет просчитать возможные эффекты и изменения основных параметров пенсионной системы.

Доходы и расходы пенсионной системы России

Основа модели пенсионной системы — баланс доходов и расходов.

Доходная часть бюджета Пенсионного фонда России состоит из страховых взносов официально работающих граждан и трансфертов из федерального бюджета. С 2001 г. размер этих целевых безвозмездных трансфертов рос и слегка уменьшился лишь в 2014—2015 гг. за счет «заморозки» пенсионных накоплений граждан России. Средства федерального бюджета направлялись на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии (см. например, Ляшок В., Назаров В., Орешкин М. Факторы роста размера пенсий в современной России // Финансовый журнал. 2016. № 1.

Расходная часть — это выплаты пенсий. Существуют разные принципы и условия расчета пенсий государственным служащим, пенсий по инвалидности, а также страховых пенсий. Тем не менее уровень дифференциации размеров пенсий крайне низкий. Поэтому для оценки сбалансированности пенсионной системы мы можем использовать данные о численности пенсионеров и усредненные размеры пенсий.

Говоря о балансе пенсионной системы, всегда нужно учитывать эти три составляющие. При этом трансферт из федерального бюджета является самым сложно прогнозируемым. С одной стороны, эти средства должны быть собраны в федеральный бюджет и распределены на пенсионные цели, а с другой — трансферт составляет более половины доходов бюджета ПФР.

Доходы и расходы пенсионной системы зависят от прогнозов повышения заработной платы и темпов индексации пенсий и пособий, на которые, в свою очередь, влияют темпы роста ВВП и инфляции. Мы не стремимся использовать максимально достоверный социально-экономический прогноз — скорее, ставится задача оценить чувствительность пенсионной системы к изменению параметров прогноза и соотношению его отдельных элементов. Долгосрочные макроэкономические прогнозы зависят от текущих политических решений. Однако политические решения принимаются в том числе, исходя из их влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Основной вывод — самое серьезное влияние на пенсионную систему оказывает демография. Сегодня в России сокращается количество работающих за счет вхождения в трудовую пору «внуков войны». Одновременно увеличивается численность пенсионеров за счет двух факторов — общего старения населения и выхода на пенсию «бебибумеров» послевоенного поколения. Таким образом, каждый год в стране почти на полмиллиона возрастает количество получателей пенсий, при этом уменьшается число людей, которые ее финансируют (т. е. наемных работников, платящих страховые взносы). Кроме того, на пенсионную систему давит глобальный фактор «старения населения», который приводит к увеличению продолжительности жизни на пенсии.

Разработанная программа моделирования пенсионной системы позволяет учитывать множество групп параметров — демографию (рождаемость, смертность, миграцию), макроэкономику (темпы рос­та заработной платы, инфляцию, индексацию пенсий), а также протестировать различные сценарии — от «заморозки» отчислений на накопительную пенсию до повышения пенсионного возраста. Выходные формы программы моделирования помогают оценить результат графически или получить табличные данные по большинству показателей.

Сценарии моделирования пенсионных решений

На сегодняшний день мы можем предположить существование нескольких сценариев моделирования. Помимо базового (учитывающего сохранение текущей нормы) есть еще несколько вариантов, которые можно условно разделить следующим образом:

1) оптимизация доходов:
• выравнивание условий индивидуальных предпринимателей и наемных работников;
• вывод заработной платы «из тени»;
• отмена накопительной пенсии или продление права выбора;

2) оптимизация по расходам:
• изменение пенсионного возраста;
• новые принципы индексации пенсий;
• реформа льготных пенсий.

Моделирование пенсионной системы позволяет выявить возможные эффекты изменения основных параметров пенсионной системы.

Так, изменение пенсионного возраста (вариант — повышение возраста до 65 лет для обоих полов) приведет к уменьшению дефицита ПФР (на 3% ВВП) и увеличению размера страховой пенсии. Демографические риски снизятся, однако возникнет проблема занятости в старших возрастах, поэтому необходимо предусмотреть развитие программ содействия занятости для людей пожилого возраста.

Вывод заработной платы из «серой» зоны: рост фонда оплаты труда на 30% приведет к сокращению дефицита ПФР на 1,5% ВВП; также увеличится размер страховой пенсии.

Выравнивание условий для наемных работников и индивидуальных предпринимателей повлияет на снижение дефицита ПФР и даст эффект в 1,25% ВВП. Кроме того, это приведет к росту страховых пенсий. Негативным побочным эффектом может стать усиление нагрузки на малый бизнес.

Ликвидация досрочных пенсий также приведет к увеличению размера страховых пенсий и снижению дефицита Пенсионного фонда РФ (1,1% ВВП — эффект полной ликвидации института досрочных пенсий в системе обязательного пенсионного страхования).

В разной степени на уменьшение дефицита ПФР может повлиять период выбора варианта пенсионного обеспечения. Если выбор 6/0 продлят бессрочно, это даст эффект снижения в размере 1,1% ВВП, продление до 2020 г. — в 0,6% ВВП, завершение выбора в 2015 г. — на 0,7% ВВП. Но любой сценарий приведет к сокращению размера пенсии для «молчунов», которые так и не решились продолжить формирование накопительной пенсии в НПФе или УК. У таких людей не будет возможности копить на пенсию в живых деньгах.

Полная отмена накопительной пенсионной системы помимо снижения размера страховой пенсии несет в себе риски потери доверия граждан к пенсионной системе страны в целом, ликвидирует источник долгосрочных инвестиций для экономики России, а также не гарантирует индивидуальной защиты от демографически обусловленного уменьшения размеров страховой пенсии.

В то же время модель пенсионной системы способна оценить кумулятивный эффект от проведения параметрических реформ, а также их чувствительность к влиянию макроэкономических и демографических параметров. Совокупный эффект нескольких изменений позволит сделать пенсионную систему сбалансированной и существенно увеличить величину пенсий.

Пенсионная система — это общественный договор: нынешние плательщики страховых взносов ожидают, что государство выполнит свои обязательства, когда они выйдут на пенсию. Таким образом, на первый план выходит вопрос стабильности пенсионной системы. К сожалению, зачастую на принятие решений относительно ее развития влияют такие факторы, как популизм и необходимость получения краткосрочных результатов.

Батаев Алексей Владимирович
кандидат технических наук, доцент
Россия, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Инженерно-экономический институт
bat_a68@mail.ru

Статья посвящена проблемам развития пенсионной системы Российской Федерации (РФ). Рассмотрены особенности актуарного моделирования финансового состояния пенсионной системы. Предложен порядок формирования актуарной модели пенсионной системы России. На основе моделирования представлены прогнозы численности российских пенсионеров, размеров трудовых и социальных пенсий на перспективу до 2030 года. Дан прогноз по динамике дефицита пенсионной системы РФ, с учетом пенсионных преобразований, вводимых с 2015 года. На основе проведенного анализа предлагаются пути совершенствования пенсионной системы России.

пенсионная реформа, актуарное моделирование, прогнозирование, пенсионная система, демография.

Категории статьи:


Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг


Использование современных информационно-коммуникационных технологий для проведения цикла просветительских мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста


Концептуальные основы правовой аддикции


Российский переход от солидарной к накопительной пенсионной системе


Автоматизация процессов управления как фактор возникновения профессий будущего

Статья также доступна (this article also available):

  • Русский
  • English ( Английский )

Таблица 1. Дефицит пенсионной системы России

В связи с этим в 2013 году был принят целый комплекс новых законов для пенсионной системы, которые определили ее дальнейшее развитие. Введение новой системы должно было увеличить пенсионные отчисления и уменьшить дефицит пенсионной системы.

Анализ развития пенсионных систем основывается на актуарных расчетах. Актуарное оценивание предполагает анализ способности пенсионной системы выполнить принятые на себя финансовые обязательства по выплате пенсий в долгосрочной перспективе при различных сценариях демографического и социально-экономического развития страны.

На сегодняшний день существуют различные виды актуарных моделей, за рубежом чаще используются универсальные (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда), позволяющие проводить анализ пенсионных систем, основанных на распределительных, накопительных и смешанных принципах. Главным преимуществом этих моделей является возможность не рассматривать специфику пенсионного законодательства конкретного государства. [4], [5], [6]

Для моделирования пенсионной системы России используются различные виды моделей, основанных на актуарных расчетах, которые приведены в источниках [4], [7], [8], [9], [10]. Большинство моделей за основу берут модель актуарных расчетов, предложенную профессором А.К. Соловьевым, адаптированную к специфике российского пенсионного законодательства.

Для оценки финансового состояния пенсионной системы выберем в качестве основы данную модель. Для проведения актуарного моделирования воспользуемся данными департамента экономической и социальной политики ООН (прогноз численности населения России), данными федеральной службы государственной статистики, а также информацией министерства экономического развития РФ (прогноз социально-экономического развития России на период 2013-2015 годов, сценарные условия долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года).

Построение актуарной модели начнем с оценки доходной части пенсионной системы РФ. Сначала оценим основные финансовые показатели системы обязательного пенсионного страхования, характеризующие развитие пенсионной системы страны.

Для этого проведем ретроспективный анализ данных за 2004-2013 годы и оценим уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на страховую часть пенсии по следующей формуле: [4], [6], [8]


(1)

где
Ks – коэффициент собираемости налогов на страховую часть пенсии,
Is – доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии,
Isr – возможные доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии.

Величину Isr рассчитаем по следующей формуле:


(2)

где
W – фонд оплаты труда,
N1 – численность работников 1966 года и старше,
N2 – численность работников 1967 года и младше,
N – общая численность работников, занятых в экономике,
Ts1 – тариф на страховые взносы работников 1966 года и старше,
Ts2 – тариф на страховые взносы работников 1967 года и младше.

Фонд оплаты труда определяется по формуле:


(3)

где
Wсрм – среднемесячная заработная плата в России.

Уровень собираемости налогов в пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии рассчитаем по следующей формуле: [4], [6], [8]


(4)

где
Kn – коэффициент собираемости налогов на накопительную часть пенсии,
In – доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии,
Inr – возможные доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии.

Величина Inr рассчитывается по следующей формуле:


(5)

где
Tn – тариф на накопительные взносы работников 1967 года и младше.

Полученные результаты анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициенты собираемости налогов в пенсионный фонд РФ

Величина среднего значения коэффициента собираемости страховых взносов Ks составила 62,89 %, а коэффициента собираемости взносов на накопительную составляющую пенсионной системы Kn – 50,26%.

Построение доходной части актуарной модели по собираемым взносам проводилось по следующей формуле:


+
(6)

Величина доходов на страховую часть пенсии Is может быть рассчитана по следующей формуле:


(7)

Величина In рассчитывалась по следующей формуле:


(8)

Используя ретроспективный анализ по численности занятых в экономике, распределению работников старше 1966 года и лиц 1967 года и младше, а также динамике средней ежемесячной заработной платы в России, в совокупности с прогнозом развития РФ до 2030 года [11], [12] были получены следующие результаты (таблица 3). При моделировании были взяты следующие показатели страховых взносов Ts1=22%, Ts2=16% и Tn=6%. Тарифы собираемости пенсионных взносов учитывались по максимальному значению, так как влияние регрессивной шкалы было учтено при расчетах коэффициентов собираемости взносов в пенсионный фонд, также в этих коэффициентах учитывались льготные категории застрахованных лиц.

Таблица 3. Доходы по страховым взносам пенсионного фонда России до 2030 года

Моделирование расходов пенсионного фонда России на выплаты пенсий будем рассчитывать по следующей формуле:


(9)

где
E – общие выплаты пенсионного фонда РФ на пенсии,
Es – выплаты трудовых пенсий,
Eгособ – выплаты пенсий по государственному обеспечению.

Величину выплат по трудовым пенсиям рассчитаем по следующей формуле:


(10)

где
Eс – выплаты пенсий по старости,
Eи – выплаты пенсий по инвалидности,
Eк – выплаты пенсий по потери кормильца.

Величины пенсий по каждой категории могут быть вычислены исходя из значений среднемесячных пенсий и количества пенсионеров по каждой категории, тогда общие расходы будут рассчитываться по следующей формуле:


+
(11)

где
Pс – среднемесячный размер пенсии по старости,
Pи — среднемесячный размер пенсии по инвалидности,
Pк — среднемесячный размер пенсии по потери кормильца,
Pгособ — среднемесячный размер пенсии по государственному обеспечению,
Nс – число пенсионеров по старости,
Nи — число пенсионеров по инвалидности,
Nк — число пенсионеров по потери кормильца,
Nгособ — число пенсионеров по государственному обеспечению.

На основе ретроспективных данных за 2002-2013 год была спрогнозирована численность российских пенсионеров до 2030 года, которая подтверждается прогнозом по численности пенсионеров по данным департамента экономической и социальной политики ООН (рис.1). [13]

На основе данных государственной статистики был проведен анализ по распределению пенсионеров по видам пенсионного обеспечения за 2002-2013 год (таблица 4). [1], [12]



Рис. 1 Прогноз численности российских пенсионеров до 2030 года

Таблица 4. Распределение пенсионеров по видам пенсий

Величина пенсий по старости прогнозировалась в привязке к среднемесячной зарплате по России, которая на сегодняшний день составляет около 37% и в прогнозе должна быть не ниже сегодняшнего уровня, а в перспективе достичь величины в 40% от зарплаты. [12]

Параметры остальных видов пенсий рассматривались во взаимосвязи с трудовой пенсией и на перспективу их величина должна составлять не ниже 70% от трудовой пенсии. [12]

На основе проведенного моделирования были получены следующие значения для расходной части пенсионного фонда России, связанные с выплатами пенсий (таблица 5).

Таблица 5. Расходы по пенсионному обеспечению пенсионного фонда России

C 2015 года в пенсионное законодательство России вносятся изменения, направленные на перераспределение системы пенсионных накоплений, суть которых перевести накопительную часть пенсий в страховую. Для этого будущим пенсионерам до 2015 года предлагается либо перевести свои накопительные части пенсии в страховую систему, либо оставить свои накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), при этом тем, кто переведет свои накопления в страховую систему, гарантируется большое начисление баллов при формировании будущей пенсии. [1], [14]

Проанализируем три варианта возможных событий. Первый вариант, когда с 2015 года все россияне заберут свои накопления и перейдут в страховую систему, тем самым ликвидировав накопительную часть пенсий, с точки зрения государства на сегодняшний момент это самый лучший вариант. Второй вариант, когда все будущие пенсионеры оставят накопительную часть пенсий в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с позиции государства это самый худший вариант, потому что в этом случае вся накопительная часть пенсии будет накапливаться для будущего пенсионера и потратить ее на выплату текущих пенсий будет нельзя, следовательно, необходимо изыскивать другие источники для выплаты пенсий. Эти два варианта определяют границы диапазона, в котором будет варьироваться дефицит пенсионной системы РФ. Третий вариант, является более реалистичным и определяет сложившееся положение в пенсионной системе на сегодняшний день. На конец, 2013 года накопительные вложения в негосударственных пенсионных фондах хранили 22, 3 миллиона россиян с общей суммой вложений около 37,93 миллиардов долларов, в управляющих компаниях 0,5 миллиона человек с общей суммой 1,21 миллиарда долларов. [15] В системе государственного обслуживания накопительных вложений было 56 миллионов человек с общей суммой накоплений около 62,1 миллиарда долларов. [1] Соотношение между россиянами, хранящих накопления в НПФ и в системе государственного обслуживания составляло 29%. За 2013 год в систему НПФ было подано 18,1 миллиона заявлений о переводе накоплений из системы государственного обслуживания в негосударственный сектор, 9,9 миллионов заявлений было удовлетворено, остальные были отклонены из-за технических ошибок. [1], [15] Вследствие этого, можно предположить, что как минимум 8,2 миллиона человек перейдут в НПФ в 2014 году. Таким образом, общее количество в негосударственном пенсионном секторе составит около 44% от общего числа будущих пенсионеров на 2015 год. В дальнейшем изменение этой величины может быть связано, с выбором накопительной или страховой системы для лиц достигших 18 лет, у которых впервые наступили страховые отношения. Можно предположить, что достигнутая величина будет достаточно постоянной на ближайшие годы.

На основе проведенного исследования, с учетом того, что накопительные средства всех будущих пенсионеров будут переведены в страховую часть пенсии в 2014 и 2015 году, а также с учетом того, что при переходе в страховую систему все собранные средства накопительной части пенсии, также будут переведены в страховую систему и будут направлены на выплату текущих пенсий равномерно в ближайшие пять лет, были получены следующие результаты (таблица 6).

Таблица 6. Дефицит пенсионной системы России до 2030 года.

Читайте также: