Негосударственный пенсионный фонд как коллективное инвестирование

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Т.Н., Смирнова О.С.

Текст научной работы на тему «Негосударственные пенсионные фонды - институт коллективного инвестирования сбережений населения»

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ-ИНСТНТУТ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Т.Н. ДАНИЛОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Волго-Вятской академии государственной службы

О. С. СМИРНОВА, преподаватель кафедры управления и экономики филиал Волго-Вятской академии государственной службы

в г. Чебоксары Чувашской Республики

Регионы с одинаковым ресурсным потенциалом со временем развиваются по-разному. Есть регионы, богатые источниками сырья, но развивающиеся хуже тех, у которых природных богатств не так уж и много. А некоторые регионы на протяжении длительного времени демонстрируют экономическое отставание. Следовательно, ресурсы необходимое, но не достаточное условие прогресса.

Экономический рост наблюдается при более эффективном распределении ресурсов. Наиболее успешные экономики обладают институциональной структурой, позволяющей сочетать активное выдвижение идей и их распространение. Однако одних идей недостаточно, нужны стимулы. На структуру стимулов влияют институты, существующие в обществе, поэтому при корректировке экономической политики все чаще упор делают не столько на сами меры, сколько на контекст, в котором те действуют те или иные положения. Именно в рамках институциональной экономики проводятся все последние реформирования ведущих государств мира.

Основой инвестиционных ресурсов являются сбережения населения. Личные сбережения в послевоенном мире играли решающую роль в финансировании инвестиций. Однако рост денежных накоплений сам по себе не обеспечивает финансовую базу инвестиций. Нужны специальные меры и усилия, чтобы небольшие сбережения могли быть направлены на развитие производства. Для этого необходимо создать стимулы для людей, чтобы они инвестировали в более эффективные технологии,

совершенствовали свои навыки и умения и организовывали эффективные рынки. Такие мотивации находят свое воплощение в различных институтах.

Институты — это нормативы и правила, механизмы, обеспечивающие реализацию права, и организации, обеспечивающие рыночные трансакции. Институты способствуют обмену информацией, соблюдению прав собственности и выполнению сторонами условий заключенных контрактов. Институты влияют на поведение и выбор инвестора. Институты — это система стимулирования и сдерживания. Однако наличие институтов еще недостаточно для эффективного функционирования рынка. Необходимо, чтобы люди захотели пользоваться ими, то есть необходимо обеспечить спрос на услуги подобных институтов.

На современном этапе возрождение инвестиционных институтов и в первую очередь форм коллективного инвестирования определяется главным образом их способностью трансформировать в инвестиции сбережения граждан, которые, по имеющимся данным, оцениваются в огромные суммы.

Расширение потребительского кредита и создание накопительной системы пенсионного обеспечения создают мощное институциональное давление на фирмы в направлении отказа от «черных» схем оплаты труда. Кроме того, перспективной формой «самоконтроля» в сфере трудовых отношений является установление реалистичного уровня минимальной оплаты труда. Кроме заинтересованных лиц внутри предприятия существуют также и внешние — это потенциальные инвесторы.

Рассмотрим институциональные изменения в инвестиционной сфере, связанные с развитием механизма коллективного инвестирования пенсионных накоплений населения.

Потребность в коллективном инвестировании рождена тем, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Чтобы этот огромный инвестиционный ресурс способствовал целям и задачам подъема инвестиционного рынка, необходимо создание комплекса финансово-экономических инструментов, обеспечивающих инвестирование сбережений населения на условиях, прием-лемыхдля ихдержателей.

В развитых странах существуют специальные инвестиционные институты, предназначенные для привлечения сбережений населения на рынок капиталов. Они имеют различные названия (инвестиционные, пенсионные, паевые фонды), но по сути являются механизмом трансформации сбережений населения в инвестиции. В странах с развитой рыночной экономикой эти фонды по масштабам привлечения денежных средств не уступают банкам. Поэтому появление механизмов коллективного инвестирования - инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, кредитных союзов, общих фондов банковского управления — следует считать закономерным.

Деятельность инвестиционных фондов как института, работающего с населением, жестко регулируется во всех странах с целью снижения риска инвестиций. В то же время они не связаны многими банковскими ограничениями: по соотношению собственного и привлеченного капитала, объемам резервов и др.

Механизм рынка инвестиций работает таким образом, что, с одной стороны, существуют юридические лица, которые нуждаются в капитале, — это государство, местные органы власти (администрации, муниципалитеты), предприятия. С другой стороны, у граждан и организаций появляются свободные средства, которые они хотели бы сохранить и приумножить. При помощи механизма рыночных инвестиций происходит естественный перелив капитала от лиц, располагающих свободными средствами, к организациям, которые при посредничестве коллективных инвесторов (банков, бирж, инвестиционных компаний и пенсионных фондов) осуществляют профессиональную инвестиционную деятельность'.

На рис. 1 представлен кругооборот денежных потоков в инвестиционном процессе. При этом механизм, обеспечивающий реализацию права, может быть организован по-разному. Например, предприятие может получить кредит от банка, в котором держат свои средства граждане, или через финансовых посредников продать акции или облигации гражданам, а собранные средства вложить в производство. Второй вариант— предприятие выпускает облигации или акции и продает их управляющей компании, которая управляет средствами негосударственного пенсионного фонда. Таким образом, стимул инвестирования пенсионных накоплений населением в предприятие состоит в возможности получения дополнительной пенсии в старости.

Для работников предприятия критерием платежеспособности выступает их зарплата и соответствующие отчисления от фонда оплаты труда в бюджет. Кроме того, негосударственный пенсионный фонд является социально-финансовым институтом, дающим гражданам возможность самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку государства2. Фонды также оказывают важную макроэкономическую роль, аккумулируя значительные денежные сбережения населения для их последующего инвестирования и, что очень важно, на долгосрочной основе. В появлении негосударственных пенсионных фондов проявляется социальная направленность рыночных преобразований. В этом заинтересованы государство, работодатели, работники и предприниматели. Все это формирует эффективный внутренний механизм реализации права населения на дополнительное обеспечение в старости.

Таким образом, в России постепенно создается сеть различных негосударственных структур, реализующих право граждан на свободный выбор условий дополнительного пенсионного обеспечения.

Негосударственные пенсионные фонды имеют статус некоммерческой организации. А это значит, что учредители не получают прибыль от участия в таких организациях, весь полученный НПФинвес-тиционный доход распределяется между их вкладчиками. Интересы Пенсионного фонда РФ не пересекаются с интересами различных структур негосударственного пенсионного обеспечения, в их деятельности нет противоречий ущемления интересов друг друга. Несмотря на несовершенство законодатель-

1 Калашников С. Оценка нововведений в пенсионной сфере/ /Пенсионные фонды и инвестиции. — 2002. № 2. — С.75, 76.

2 Field, Graham Euroland integrating European capital markets. -London: Euromoney Books, 2000. - 10, 155 p.: Tabl.

управление инвестиционным портфелем клиента

Финансовые институты: паевые фонды пенсионные фонды страховые компании торговые дома инвестиционные компании биржи

Рис 1. Роль финансовых институтов в инвестиционном процессе

ной базы негосударственного пенсионного обеспечения, существует ряд нормативных требований, позволяющих ограничить варианты капиталовложе-1П11 фондов и снизить риск его участников.

Важным аспектом в разработке институтов яв-. легся гарантирование того, что стимулы, которые создаются при этом, действительно способствова-111 желательному типу поведения. В настоящее время в России создается институциональная основа обеспечения надежности деятельности НПФ, выполнения ими обязательств перед вкладчиками и участниками: гарантийные фонды и страхование; актуарные оценки и аудиторская проверка; вклады учредителей в размере 15 000-кратного размера минимальной оплаты труда; создание страхового резерва; регламентация размещения пенсионных резервов, государственный контроль, требования к минимальному размеру собственных средств, введение стандартов деятельности и нормативов соотношения пенсионных резервов и обязательств, собственных и привлеченных средств3.

В целях устойчивой деятельности НПФ, по мнению авторов, необходимо ускоренное введение мер, предусматривающих государственную поддержку негосударственного пенсионного обеспечения (рис. 2). Целесообразно производить инвестирование пенсионных резервов НПФ при участии и под

контролем государства. Однако вмешательство государства может ослабить мотивацию финансовых менеджеров быть более осторожными при размещении средств. Поэтому для снижения риска необходимо разработать систему вознаграждения менеджеров в зависимости от финансовых показателей деятельности фонда.

Государство может играть как положительную, так и отрицательную роль, изменяя «правила игры». Поэтому недостаточно разработать правильную инвестиционную политику, необходимо создать эффективные государственные институты, которые могли бы проводить эту политику в жизнь. Большое влияние на инвестиционную активность оказывает кредит доверия органам власти. Последнее предполагает в первую очередь создание системы законов, процедур и т.п., которые бы не позволяли органам власти нарушать свои обязательства перед инвесторами, что требует проведения широкомасштабных институциональных преобразований.

Государственная поддержка должна обеспечивать мотивацию участников рынка инвестирования в применении новых технологий и эффективность рыночных трансакций, а это предполагает:

• во-первых, включение в инвестиционный процесс государства как гаранта сохранности, доходности и возвратности пенсионных резервов, а также посредника между НПФ и рынком, для чего необходим такой новый финансовый инструмент как целевые государственные пенсионные облигации;

• во-вторых, аккумуляцию и направление в экономику под контролем государственных органов, например ЦБ РФ, соответствующих «пенсионных» кредитных ресурсов на реализацию долговременных инвестиционных проектов. Государство как гарант сохранности, доходности и возвратности пенсионных резервов может выступать путем выпуска в соответствии с законодательством РФ на основании постановления Правительства РФ пенсионных облигаций.

Лранжереев М. НПФ под контролем//Пенсионныс фонды и инвестиции. - 2002. - № 2. — С. 17-21.

Вопрос участия населения в инвестиционном процессе находится в непосредственной зависимости от условий обеспечения этого участия. Прежде всего необходима система государственных гарантий возврата вложенных в процессе инвестирования средств. При этом должен быть создан фонд обязательного резервирования за счет средств институциональных инвесторов (по примеру коммерческих банков), которые служили бы источником компенсации по вложениям инвесторов в случаях их банкротства. Для этого потребуется принятие соответствующих нормативных документов по установлению ежегодных обязательных отчислений, размер которых должен быть пропорционален объемам привлекаемых инвесторами средств населения.

В рамках единой государственной политики и долгосрочной стратегии должны быть осуществлены условия, способствующие рациональному использованию средств населения и обеспечению их наибольшей отдачи, как для отдельных граждан, так и для народного хозяйства в целом.

Основные направления, связанные с институциональным обеспечением механизма координации процесса трансформации сбережений в инвестиции, выглядят следующим образом:

Рис. 2. Механизм координации процесса трансформации сбережений населения в инвестиции

выбор модели организации процесса трансформации сбережений в инвестиции; выбортипа институциональной единицы пенсионной системы, осуществляющей аккумуляцию и использование финансовых ресурсов населения в альтернативе «государственный пенсионный фонд-негосударственный пенсионный фонд» и «государственная управляющая компания — негосударственная управляющая компания»; выбор модели пространственной сегментации для осуществления деятельности управляющей компании в альтернативе «инвестирование средств осуществляется в государственные ценные бумаги РФ — не ограниченное объектом инвестирования инвестирование средств»; выбор модели обеспечения гарантий для вкладчиков в альтернативе «общегосударственная — региональная» или реализация смешанного варианта;

выбор модели налогового (или иного) стимулирования участия населения в инвестировании своих сбережений в негосударственные пенсионные фонды;

дифференциация нормативной базы, регулирующей деятельность НПФ, с учетом ее региональной ориентации.

Общеизвестно, что средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост страны. Это, в свою очередь, приведет по цепочке к повышению доходов населения, пенсий и поступлений в пенсионную систему. Таким образом, пенсионная реформа создает взаимосвязанную цепь механизма по улучшению пенсионного обеспечения. Более того, в случае достижения в перспективе стабильного развития экономики и повышения благосостояния народа можно ожидать роста рождаемости и преодоления демографического кризиса. Органы власти инициировали институциональную пенсионную реформу, но необходимо учитывать, что полезность созданных институтов также зависит от способностей техлиц, которые ими руководят.

Основные преимущества новой системы пенсионного обеспечения, которые порождают интерес все большего числа инвесторов, можно систематизировать следующим образом:

1. Профессиональное управление - каждый фонд стремится назначить специалиста с подтвержденной высокой квалификацией в области торговли ценными бумагами, который будет управлять его портфелем. Деятельность менеджера фонда не под силу индивидуальному инвестору, который не имеет ни его познаний, ни практики. От правильного выбора и своевременной актуализации портфеля зависит как доход от инвестиций, так и прибыль самого фонда.

2. Диверсификация (разнообразие) — распределение инвестиций на большое число ценных бумаг -в портфель фонда включены бумаги различных видов и эмитентов. При их выборе ставится цель достигнуть такого соотношения, при котором если курс одних ценных бумаг падает, то других растет. По этому же способу осуществляется защита инвестиций от наступления неблагоприятных изменений цен некоторых ценных бумаг из портфеля.

3. Возможность инвестировать незначительные суммы — вкладчики могут осуществлять периодические взносы незначительных сумм, которые в течение длительного периода времени могут значительно увеличить размер накоплений.

4. Автоматическое реинвестирование — такую возможность предлагает своим инвесторам большая часть компаний. Вкладчики могут реинвестировать (вложить снова) полагающиеся им отчисления и часть от выросшего капитала без осуществления дополнительных расходов. Это выгодный и удобный способ увеличения инвестиций.

5. Возможность замены акций одной компании акциями другой. К замене акций приступают в случаях, когда курс ценных бумаг в выбранном инвестором фонде начинает падать. Перенаправление к фон-дус портфелем издругоготипа ценных бумаг спасет инвестицию от преждевременного обесценивания.

6. Легкость отслеживания движения инвестиций (информационная прозрачность), если инвестор решит самостоятельно отслеживать все покупки, продажи, дивиденды, отчисления от растущего капитала и реинвестированные суммы, он окажется в джунглях цифр и дат, из которых трудно выйти. А фонды рассматривают все движение как операцию с одной ценной бумагой. В конце года клиент должен получить подробную выписку, в которой описаны: осуществленные покупки и продажи, полученные дивиденды и суммы от роста капитала, а также осуществленные в течение года реинвестиции.

Примечательным здесь является то, что, располагая значительными суммами «длинных» денег(что вызвано длительным периодом накопления), фонды, вот-личие отбанков, охотно вкладывают их вдолгосрочные проекты, чего не хватаетсегоднянашей экономике.

Несомненно, что наличие в регионе стабильных крупных банков способствует как улучшению инвестиционного климата, так и увеличению потенциала роста благосостояния населения через схемы: сбережения населения — во вклады стабильных негосударственных пенсионных фондов; размещение привлеченных средств в управляющие компании; средства управляющей компании — в ценные бумаги государства и предприятий, вклады в стабильные банки; кредиты банков — в инвестиции в местные предприятия, вследствие чего будет экономический рост отраслей промышленного производства и пополнение бюджетов, а следовательно, повышение социально-экономического уровня жизни населения области, который сможет увеличивать сбережения. Достигнуть этого можно при комплексном развитии всех элементов производственной и деловой инфраструктуры, благоприятных общих экономических условиях, прошествии продолжительного периода времени и смены управленческого опыта во всех сферах жизнедеятельности (см. рис. 2).

Тем не менее, государство должно принимать все усилия для того, чтобы формировать в глазах граждан образ гаранта социальной стабильности, а не разрушителя этой стабильности. В том числе, и не в последнюю очередь, желательно не на словах, а законодательно зафиксировать гарантии сохранности пенсионных средств, обеспеченные всеми имеющимися в распоряжении государства ликвидными и неликвидными активами, в том числе землей.







Введение

Пожалуй, нигде так остро, как в России, не стоит проблема, как сохранить свои сбережения и не остаться в старости за чертой бедности. Трудно встретить человека, которого бы полностью устраивала его пенсия. Уход на заслуженный отдых обычно сопряжен с резким падением жизненного уровня. Банковские проценты по вкладам тоже невелики и не позволяют обеспечить себе достойную старость. Какой же выход? Смириться с грядущей скудностью существования, работать, невзирая на возраст, сколько сил хватит, или позаботиться о своем будущем заблаговременно?

Старость может стать спокойным и радостным периодом жизни, если не нужно экономить каждую копейку, есть возможность не отказывать себе в любимых привычках, ездить на отдых и при необходимости, помогать своим родственникам.

Сегодня в России, по различным подсчетам, почти 40 миллионов пенсионеров. С каждым годом пожилых людей становится все больше - это мировая тенденция. Нужно сделать все, чтобы они могли жить с достатком. Конечно, трудно думать о пенсии, когда Вы молоды и полны сил, но если пенсионный возраст уже не за горами и времени на накопление средств все меньше и меньше, то выбора не остается. Надо что-то делать!

В национальных системах социальной защиты населения важная роль принадлежит негосударственному пенсионному обеспечению, которое призвано служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Организующая роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ), функционирование которых в нашей стране, хотя имеет и непродолжительный период (всего 15 лет), однако уже продемонстрировало их значительный потенциал для социальной защиты населения.

Финансовые и правовые механизмы НПФ позволяют проводить дополнительное пенсионное страхование населения, используя при этом гибкие формы коллективного и личного страхования.

Негосударственные пенсионные фонды - это испытанный метод обеспечения пенсионеров во многих развитых странах с рыночной экономикой. Там государство платит всем, кто достиг пенсионного возраста, лишь минимум. Все остальное у каждого человека за долгие годы работы скапливается на его персональном счете в негосударственном пенсионном фонде (при этом значительную часть средств вносит предприятие). Пора уже и России приблизиться к этим стандартам.

Целью данной курсовой работы является изучение негосударственных пенсионных фондов РФ в системе коллективного инвестирования, проблем и перспектив их развития.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить особенности негосударственных пенсионных фондов в системе коллективного инвестирования;

- проанализировать деятельность негосударственных пенсионных фондов РФ;

- выявить проблемы и определить перспективы НПФ в российской практике

Негосударственные пенсионные фонды в системе коллективного инвестирования

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, которая предоставила возможность гражданам впервые непосредственно участвовать в формировании собственной пенсии. Суть проводимой в стране пенсионной реформы заключается в том, что с одной стороны, правительство гарантирует целостность пенсионных накоплений, а, с другой стороны, граждане имеют возможность самостоятельно их наращивать, т.е. заниматься обеспечением своей старости.

Второе положение касается мужчин моложе 1953 года рождения и женщин - 1957. Эта возрастная категория граждан, к 2010-2020 годам, то есть ко времени "собирания камней", разбросанных пенсионной реформой, будет составлять большинство среди населения страны. Именно им предоставлена возможность распорядиться своими пенсионными накоплениями в соответствии с законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Оговоримся сразу, что с 2005 пенсионерам. Деньги, поступающие на формирование СЧ, учитываются на лицевом счете работника, компьютер подсчитывает пенсионный капитал, который будет выплачен при выходе на пенсию. "Живые" деньги также уходят на выплаты сегодняшним пенсионерам. А вот средства, аккумулирующиеся на НЧ лицевого счета, не являются виртуальными, их можно инвестировать, приращивая тем самым третью составляющую пенсии. О сумме, которой располагает будущий пенсионер для этих целей, ему ежегодно сообщают из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Вот тут и начинаются основные проблемы. Получив "Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования", которое с чьей-то легкой руки названо "письмом счастья", граждане просто не знают, что с ним дальше делать.

Вариантов всего три. Первый - ничего не предпринимать. Он оказался самым популярным, этой возможностью воспользовались более 90% россиян. Второй - связан с выбором частной управляющей компании (УК). В третьем случае средствами пенсионных накоплений распоряжается негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Средства тех, кто не воспользовался правом выбора частной организации (УК или НПФ), автоматически направляются в государственную управляющую компанию (ГУК), в качестве которой выбран Внешэкономбанк. ГУК обязана придерживаться консервативной стратегии инвестирования, т. е. покупать ценные бумаги и держать их до погашения. В этой связи Внешэкономбанк вкладывает пенсионные средства, в основном, в максимально надежные государственные ценные бумаги, доходность которых, например, в 2006 году составила менее 6% годовых. При существующей инфляции, результаты говорят сами за себя.

Доходность негосударственной УК или НПФ потенциально выше. Во-первых, закон позволяет негосударственным компаниям инвестировать средства в более доходные бумаги: корпоративные акции и облигации. Во-вторых, НПФ или УК будут придерживаться активной политики.

Для будущего пенсионера, принявшего решения разместить свои пенсионные накопления в этой организации, наиболее сложным вопросом является выбор одной из 55 компаний, работающих в системе обязательного пенсионного страхования.[13, с. 26]

Рассмотрим далее, в чем отличия негосударственного пенсионного фонда от управляющей компании.

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

‑ деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

‑ деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет пенсионных накоплений застрахованных лиц на индивидуальных лицевых счетах, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Негосударственные пенсионные фонды организуют инвестирование средств пенсионных накоплений путем заключения с управляющими компаниями договоров доверительного управления. Негосударственный пенсионный фонд может заключить такие договоры с несколькими управляющими компаниями, тем самым снижая риски. Если деятельность какой либо управляющей компании вызывает сомнения, НПФ может в любой момент расторгнуть с ней договор доверительного управления и перевести пенсионные накопления в другую управляющую компанию. Передача средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющим компаниям.

Управляющая компания – акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Управляющая компания не ведет индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, не выплачивает накопительную часть трудовой пенсии. В этом случае накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться непосредственно Пенсионным фондом России.

С 2003 года застрахованное лицо может выбрать одну из управляющих компаний, прошедших конкурс по отбору управляющих компаний, и с которыми ПФР заключил договоры. На основании заявления застрахованного лица «О выборе Управляющей компании» ПФР переводит пенсионные накопления в выбранную управляющую компанию. При этом в соответствии с законодательством пенсионные накопления застрахованных лиц остаются собственностью ПФР, который ведет учет пенсионных накоплений застрахованных лиц на индивидуальных лицевых счетах, назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии застрахованным лицам.

Хотелось бы так же обратить внимание на тот факт, что процедура перевода накопительной части из частной управляющей компании в государственную управляющую компанию ПФР осложняется тем, что для этого необходимо сначала перевести накопительную часть в какой-либо НПФ, где она будет находиться на протяжении целого года, и только после этого накопительную часть будет возможным перевести в ПФР.

Сменить управляющую компанию само застрахованное лицо может только один раз в год, в отличие от НПФ, которые при необходимости, в любой момент, могут перевести пенсионные накопления в другую управляющую компанию.

Известно, что в большинстве стран с развитыми экономиками, на которые можно ориентироваться в области социального и пенсионного обеспечения, пенсия не формируется только из государственных источников. Последние исследования Организации экономического сотрудничества и развития показали, что почти половина так называемого коэффициента замещения в этих странах формируется из частных пенсионных систем.

Напомним, что коэффициент замещения - это соотношение зарплаты работника и его будущей пенсии. Коэффициент в 40 процентов означает, что при зарплате условно в 20 тысяч рублей пенсия должна составить 8 тысяч.

Но, к сожалению, в менталитете нашего населения пенсия ассоциируется в основном с государством. В отношении тех 7 миллионов человек, которые имеют накопления в негосударственных фондах, можно сказать, что у них коэффициент замещения приближается к тому, что в мировом сообществе признается минимально достойным, - к 40 процентам. К сожалению, у остальных граждан ситуация гораздо хуже - коэффициент замещения в среднем по стране за последние пять лет снизился с 37 до 25-26 процентов.

Именно поэтому президент России В.В. Путин предложил стимулировать граждан откладывать дополнительные деньги на старость путем софинансирования со стороны государства. В том числе - через негосударственные пенсионные фонды. Эта инициатива направлена на то, чтобы заставить работающее сегодня население задуматься о будущем своем пенсионном обеспечении, поскольку государство вряд ли сможет выплачивать достойные пенсии через 20-30 лет только за счет системы государственного страхования. Реализация этих инициатив даст мощный толчок развитию как самой системы негосударственных пенсионных фондов, так и развитию сознания граждан. [11, с. 45]

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Они занимают достойное место в российской системе коллективного инвестирования.

Негосударственные пенсионные фонды — это крупные институциональные инвесторы, которые инвестируют в фондовый рынок России более четырех триллионов рублей. Они вкладывают доверенные им средства пенсионных накоплений и резервов через управляющие компании (УК). Разбираемся, зачем нужны управляющие и как они работают.

Какие средства НПФ вкладывают в инструменты финансового рынка?

Активы, которые находятся в управлении НПФ, делятся на три вида: это пенсионные накопления, пенсионные резервы и собственные средства.

Пенсионные накопления — это те деньги, которые были переданы в НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования. Напомним: с 2002 года часть страховых взносов, которые работодатель делал за своих работников, перечислялась на накопительную часть пенсии, которую граждане России могли формировать как в ПФР, так и в НПФ. В 2014 году произошла «заморозка» пенсионных накоплений, то есть взносы перестали поступать на накопительные счета граждан. Прирост накопленного идет за счет инвестиционного дохода, который получают НПФ от размещения активов на фондовой бирже.

Пенсионные резервы — это добровольные пенсионные сбережения граждан. Они тоже инвестируются «в рынок» и приносят дополнительный инвестиционный доход. Как и собственные средства НПФ (правда, они занимают совсем маленькую часть активов).

О том, во что и по каким правилам инвестируются пенсионные средства, можно почитать на страницах нашего журнала.

Почему пенсионные фонды не инвестируют деньги напрямую?

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется базовым законом «О негосударственных пенсионных фондах». Там и установлено, что фонд не имеет права инвестировать средства пенсионных накоплений — только через управляющие компании. При этом добровольные накопления граждан НПФ может вкладывать в некоторые инструменты фондового рынка самостоятельно — в государственные облигации федерального займа, банковские депозиты и некоторые другие ценные бумаги — их перечень определяет регулятор рынка, Банк России.

Почему изначально в законе было зафиксировано обязательство НПФ вкладывать пенсионные деньги в фондовый рынок не напрямую, а через УК? Идея регулятора и законотворцев состояла в том, что разделить профессиональное управление деньгами будущих пенсионеров и обслуживание клиентов. Исторически сложилось так, что в начале годов инвестиционная функция была сконцентрирована на организациях с отдельной лицензией управляющих компаний. А главной задачей НПФ была (и продолжает оставаться) выплата пенсий.

Но с течением времени в НПФ появлялось все больше компетенций по управлению средствами, так что в последний год регулятор начал задумываться о том, чтобы расширить для НПФ возможности вложения пенсионных резервов напрямую, а не через УК. Также были идеи передать НПФ в прямое управление еще и средства пенсионных накоплений.

Как пенсионные фонды контролируют управляющие компании?

НПФ передает пенсионные активы управляющей компании в доверительное управление, при этом право собственности на них к УК не переходит.

Инвестиционные стратегии фонда определяет инвестиционный комитет, куда входят представители НПФ и УК. Он же вводит ограничения по инвестированию для управляющих и оценивает их работу. Контролирует инвестиционную деятельность инвестдепартамент и подразделение риск-менеджмента. Все сделки по итогам торгового дня также проверяет независимая организация — специализированный депозитарий, плюс к этому информацию о финансовых операциях НПФ и УК в ежедневном режиме получает Банк России.

Негосударственный пенсионный фонд оплачивает услуги управляющих компаний из переменной части своего вознаграждения, которая зависит от того, насколько успешно компании управляли доверенными им средствами.

С какими управляющими компаниями работает НПФ «САФМАР»?

НПФ «САФМАР» взаимодействует с девятью управляющими компаниями, подробнее о них можно прочитать в специальном разделе на нашем сайте.

Это ведущие управляющие компании с большим опытом работы на финансовом рынке и высокой степенью надежности. Как отмечает в интервью информационному агентству ПРАЙМ генеральный директор НПФ «САФМАР» Денис Сивачев: «в свое время НПФ „САФМАР“ сотрудничал с тремя управляющими компаниями. Сейчас мы хотим определить из всего пула УК самых эффективных. Нет задачи — работать с девятью, шестью или двенадцатью компаниями. Но есть задача работать с лучшими управляющими. Это, по сути, конкурентная стратегия».

По результатам инвестиционной деятельности УК фонд может менять лимиты по объему средств под их управлением: уменьшать или полностью отказываться от услуг наименее эффективных и постепенно увеличивать лимиты для наиболее эффективных компаний.

Если вы начали присматриваться к инструментам, которые обеспечат доход в будущем и финансовую независимость, вы знаете, что для этого подойдёт долгосрочное инвестирование: вклад или ценные бумаги через брокерский счёт. Это надёжный способ инвестирования, если вы не профессиональный трейдер и не живёте с доходов с биржи как с основного заработка. Но если соединить преимущества депозита и биржевых инвестиций, получится ещё более выгодный инструмент — индивидуальный пенсионный план (ИПП).

Что такое ИПП

Индивидуальный пенсионный план — это накопительный продукт от НПФ Сбербанка, особый счёт, на который можно вносить деньги от себя. Деньги на этом счёте работают, а не лежат просто так. НПФ Сбербанка инвестирует их и начисляет доход. В 2019 году по ИПП была доходность 9,64% годовых. Это больше чем банковские ставки по депозитам.

Так же работают фонды и в развитых странах Европы. Например, в Великобритании есть несколько видов пенсий : можно выбрать специальный фонд, который будет инвестировать накопления и возьмёт за это комиссию. А можно воспользоваться индивидуальным пенсионным планом ( Self-Invested Personal Pension — SIPP ): по сути, это долгосрочные инвестиции.

Откладывать на ИПП можно регулярно и воспользоваться деньгами в любой момент. Без потери части инвестиционного дохода это можно сделать через 10 лет, поэтому ИПП выгоден на долгий срок и является способом долгосрочного инвестирования.

Преимущества ИПП

У ИПП есть ряд преимуществ по сравнению с другими инструментами долгосрочного инвестирования: вкладом или брокерским счётом.

Доходность . Вклады в банке приносят не больше ключевой ставки, которая на 30 июля 2020 составила 4,25%, это её исторический минимум . ИПП показывал доходность 9,64% годовых в 2019 году, при этом владелец счёта при любых обстоятельствах на рынке останется при своих. Если НПФ показывает отрицательную доходность, то в силу вступает закон № 422 - ФЗ [1] . По нему НПФ отвечает перед вкладчиками своими деньгами.

Возврат налогов . Со взносов в ИПП можно получить налоговый вычет 13%, до 15 600 ₽ в год.

Накопления принадлежат только владельцу счёта . У ИПП особый статус — деньги нельзя поделить при разводе, как совместно нажитое имущество, они защищены от судебных приставов.

Накопления наследуются . Деньги на ИПП могут наследоваться, как вклады и другие счета: подробнее — в законах № 75 - ФЗ, ст. 36.21 , № 11 - ФЗ ст. 39 ,

Перестать работать можно раньше . Согласно поправкам к закону о негосударственных пенсионных фондах основания для получения негосударственной пенсии наступают раньше, чем основания для получения обычной пенсии, и составляют 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это означает, что вы начнёте получать свои накопления раньше получения обычной пенсии.

Удобство пополнений . Можно через работодателя переводить часть зарплаты на ИПП или подключить автоплатеж.

ИПП — интересный и не затратный инструмент долгосрочного инвестирования, который позволяет регулярно формировать свои сбережения, которые будут вложены в широкий набор качественных и перспективных инструментов. На сайте НПФ Сбербанка можно следить за доходностью.

Как инвестируются деньги на длительном промежутке

Для долгосрочных инвестиций — на срок от 2–3 лет — используют вклады, инвестиции в долгосрочные облигации и акции компаний-«голубых фишек». Это акции наиболее надёжных, стабильных компаний. Помимо этого, такие акции обладают высокой ликвидностью, то есть их можно в любой момент продать по привлекательной цене. На всё это потребуется достаточно большой начальный капитал.

Можно также купить паи ETF — фондов, которые сами покупают надёжные акции, и таким образом снизить порог входа, но в ETF не будет дивидендов, как у акций, и купонов, как у облигаций. Это один из защитных инструментов ваших накоплений.

В ETF есть дивиденды и купоны, просто они не выплачиваются как промежуточный доход, а реинвестируются в фонд, поэтому инвестор не теряет в этом отношении.

В долгосрочных инвестициях желательно использовать все возможные способы сохранения денег, и ИПП от НПФ Сбербанка — один из таких инструментов. Чтобы не класть все яйца в одну корзину, разложите их в разные. При этом у ИПП низкий порог входа: попробовать его может любой, первый взнос составляет 2000 ₽.

Какие могут быть минусы

Закрытие ИПП раньше трёх лет имеет ограничения по возврату инвестиционного дохода . Проще говоря, вы вернёте ту же сумму, что и вложили. Однако ИПП — это инвестиции на долгий срок, которые предполагают вложения на 10–20 лет.

Внимание! Не используйте ИПП для финансовой подушки на крайний случай! Для этого нужен накопительный счёт. ИПП — это ваши накопления для будущего.

На брокерском счёте можно получить более высокую доходность . Если инвестировать через брокерский счёт, можно получить высокую доходность. Но придётся разбираться во всём самому и рисковать собственными деньгами. Есть вероятность наделать ошибок и уйти в минус. А за управление вашими деньгами специалисты возьмут комиссию. Оформив самостоятельно ИПП в НПФ Сбербанка (что, кстати, можно сделать и с помощью сервиса «Сбербанк Онлайн»), вы всегда останетесь при своих.

Недостатки есть, как у любого инструмента инвестирования, но плюсов больше, особенно если вы хотите обогнать инфляцию, да и просто попробовать новый инструмент и получить дополнительную доходность в виде возврата налога.

Итого

Копить — правильно и полезно, а откладывать на будущее вообще обязательно, потому что у нас надежда только на себя самих. Копите на долгий срок с умом: не надо все деньги держать на вкладе, потому что тогда есть риски не обогнать инфляцию. Лучше использовать и вклады, и инвестиционные инструменты. ИПП — интересный инструмент для долгосрочного инвестирования. Главное, что много для начала эксперимента не нужно: первый взнос — 2000 ₽, далее по 1000 ₽, листайте вниз и попробуйте.

Читайте также: