Отказали в пенсии иностранному гражданину

Финансовое обеспечение пожилых людей, которые в силу лет уже не могут осуществлять трудовую деятельность, является одной из первостепенных задач любого социального государства.

В РФ этой категории граждан гарантировано пенсионное обеспечение либо же социальная поддержка со стороны государства. Но как же быть с теми, кто не имеет российского гражданства, если они проживают на территории страны? На что могут претендовать эти лица и на каких условиях, и поговорим в статье.

Бесплатно по России

Имеют ли право постоянно проживающие иностранные граждане на получение пенсии в России

Законодатель в п. 1 ст. 3 закона «О государственном пенсионном обеспечении…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ среди категорий лиц, имеющих право на назначение соответствующего обеспечения, упомянут не только российских граждан, но и апатридов или иностранные граждане, которые в РФ проживают на постоянной основе. Причем, они могут претендовать на пенсию по тем же основаниям и на тех же условиях, что и россияне.

На какие виды выплат могут претендовать иностранцы

По сути, указанная выше норма позволяет иностранцам получать все пенсии, предусмотренные российским законодательством при условии, что они постоянно здесь проживают и соблюдают те условия, которые выдвигаются в отношении граждан страны.

В частности они имеют право претендовать на следующие виды выплат:

  • страховая пенсияпри достижении установленного возраста (по старости), по причине приобретения инвалидности или в связи с потерей кормильца (ч. 3 ст. 4 закона «О страховых…» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • накопительная пенсияпри условии ее формирования (ч. 2 ст. 4 закона «О накопительной…» от 28.12.2013 № 424-ФЗ);
  • социальная пенсия, которая выплачивается при несоблюдении необходимых для получения обеспечения по старости условий, но на 5 лет позже установленного срока и в меньшем размере (пп. 5 п. 1 ст. 11 упомянутого закона 166-ФЗ).

Условия назначения

Конкретные требования к иностранцу, соблюдение которых необходимо для выплаты ими пенсии, зависит от вида материального обеспечения, которые указаны выше. Рассмотрим их подробнее:

Страховая

Предоставляется на условиях, установленных для россиян. Главное из них – лицо должно быть застраховано в системе обязательного пенсионного страхования, т.е. состоять в трудовых отношениях или осуществлять законную предпринимательскую деятельность с регистрацией в российском налоговом органе. Данного факта будет достаточно, чтобы при наступлении инвалидность получать соответствующую пенсию, а в случае смерти иждивенцам умершего была назначены выплаты в связи с потерей кормильца.

Чтобы получить содержание по старости, необходимо достичь установленного пенсионного возраста (постепенно он поднимется до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно). Также необходимо иметь стаж работы на территории страны не менее 15 лет и минимальный пенсионный коэффициент 30.

Накопительная

В случае если иностранный гражданин был застрахован в российской системе обязательного пенсионного страхования до 2015 года, у него также была возможность выбрать способ формирования будущего дохода. И при выборе помимо страховой и накопительной пенсии, впоследствии он сможет на нее претендовать на общих основаниях. К таковым относится достижение возраста 65 или 60 лет для мужчин и женщин соответственно, наличие ИПК не менее 30 и не менее 15 лет страхового стажа.

Иностранец сможет получить свои накопления в виде:

  1. единоразовой (если в составе всей пенсии она составляет менее 5%);
  2. срочной (устанавливается ежемесячно на протяжении выбранного заявителем периода, но не менее 10 лет);
  3. обычной пенсионной выплаты (накопления выплачиваются исходя из периода дожития, равного 252 месяца в 2019 году).

Социальная

При отсутствии необходимого стажа и минимального количества страховых отчислений иностранцам, постоянно проживающим в стране, полагается социальное пособие. Оно выплачивается по достижении 70 лет мужчинами и 65 лет женщинами. Также в числе требований указывается минимальный срок проживания в России, равный 15 годам.

Оформление пенсии в России иностранным гражданином

Процедура оформления обеспечения одинакова для всех лиц, имеющих на него права, независимо от их гражданской принадлежности.

Складывается она из следующих этапов:

В случае принятия положительного решения иностранец будет получать пенсию с того месяца, когда он обратился за ней (но не ранее наступления обстоятельств, предоставляющих право на ее получение).

Расчет пенсии для иностранцев

По общему правилу при расчете размера обеспечения во внимание принимаются страховые выплаты и периоды социально значимой деятельности на территории России. В остальном система подсчета та же, что и для обладателей российского гражданства. Накопительная пенсия формируется полностью из накопленных средств, страховая пенсия определяется путем суммирования фиксированной части и индивидуального пенсионного коэффициента, умноженного на его стоимость в соответствующем периоде.

Также при наличии международного договора могут существовать иные схемы расчета права на пенсии. Таковых у России 13 (со всеми бывшими союзными республиками, кроме Азербайджана). В каждом из них прописаны свои условия расчета, но в большинстве случае в качестве льготы установлено право зачета стажа, приобретенного в любой республике бывшего СССР.

На какие дополнительные льготы могут претендовать иностранные граждане

Под иностранцами, постоянно проживающими в России, подразумеваются граждане, получившие обладатели вид на жительство в стране. Наличие такого разрешения практически уравнивает иностранцев с россиянами, особенно в социальных правах. Что же касается пенсионеров, то в значительной степени их касается право на бесплатное получение медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования.

В заключение еще раз напомним, что иностранцы вправе претендовать на пенсионное обеспечение на том же основании, что и россияне. Для этого им необходимо постоянно проживать на территории страны и в большинстве случаев быть застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

При расчете права на выплаты по общему правилу учитывается стаж и страховые выплаты на территории РФ, но при наличии международного соглашения (договора) могут быть установлены льготные условия. В частности, может засчитываться зарубежный стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:


Могут ли иностранные граждане заработать пенсию в России? Как иностранцу оформить пенсию в России?

Правом на получение российской пенсии обладают не только российские граждане, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Прежде всего, иностранцы должны быть официально трудоустроены (на срок от 6 месяцев) и иметь необходимые разрешительные документы для пребывания в России.

Пенсионные выплаты иностранцам в РФ осуществляются в общем порядке, в соответствии с положениями следующих законов:

  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Иностранцы в России вправе рассчитывать на страховую, накопительную, социальную пенсии, а также государственное обеспечение. Пенсию могут назначить иностранцам, которые присоединились к обязательной системе пенсионного страхования и имеющим вид на жительство. Получение иностранцем разрешения на временное проживание в РФ не дает им права на получение социальных выплат, в т.ч. пенсию. Иностранец, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право на получение медицинского обслуживания по страховому полису. А право на получение социальных выплат получает иностранец, который получил вид на жительство. Напомним, что основной критерий получения социальных гарантий (в т.ч. пенсий) содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - это наличие у иностранца вида на жительство.

При каких условиях назначается пенсия иностранцу?

Как правило, иностранцы работают по трудовым либо по гражданско-правовым договорам. В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ за иностранца работодатель перечисляет взносы в ПФР в размере 22% от начисленной зарплаты. При этом договор с иностранцем должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев за каждый год трудовой деятельности и иностранцу должно быть оформлено пенсионное страховое свидетельство.

Исключение составляют высококвалифицированные иностранные сотрудники, за них страховые взносы работодателем не уплачиваются.

Напомним, что начиная с 1 апреля 2019 года, ПФР не выдает страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом все выданные ранее свидетельства продолжают действовать. Вместо страхового свидетельства оформляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в бумажном или электронном виде.

  • иностранцы, трудоустроенные на основании гражданско-правовых или трудовых договоров, осуществляют регистрацию через работодателя;
  • самозанятые лица, безработные, нетрудоспособные иностранцы регистрируются в системе ОПС путем самостоятельного обращения в ПФР/МФЦ.

Условия назначения выплат зависят от вида оформляемой пенсии.

Так, пенсионером сможет стать иностранец, постоянно проживший в РФ более 15 лет, при этом:

  • совокупный период формируется из различных сроков получения вида на жительство;
  • в период не включаются периоды временной регистрации;
  • должно быть участие в системе обязательного пенсионного страхования.

Так, в 2019 году страховая пенсия по возрасту назначается иностранцу при выполнении следующих условий:

  • достижение общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 65 лет, для женщин - 60 лет);
  • страховой стаж – не менее 10 лет;
  • ИПК не ниже 16,2.

Что представляет собой ИПК? ИПК – это индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой пенсионные баллы, накопленные застрахованным в системе ОПС лицом в течение трудовой деятельности. ИПК является переменным показателем, его значение расчет пропорционально росту суммы страховых взносов, перечисленных в ПФР. Граждане, достигшие пенсионного возраста 01.01.15 г. и позже, могут оформить страховую (ранее так называемую трудовую пенсию) только при наличии соответствующего показателя ИПК. При этом за ними сохраняется право на получение социальной пенсионной выплаты в установленном размере.

Сам иностранец навряд ли сможет посчитать ИПК, да и обязанность по расчету показателя ИПК для каждого гражданина возлагается на территориальные органы ПФР. По факту достижения пенсионного возраста именно ПФР определяет количество пенсионных баллов, накопленных застрахованным лицом в течение трудовой деятельности.

Иностранцы из числа инвалидов могут оформить пенсию по инвалидности при наличии выписки из акта МСЭ. Назначение пенсии по инвалидности возможно при условии, если иностранец прошел процедуру освидетельствования МСЭ в РФ. При наличии стажа от 1-го дня иностранный гражданин может оформить страховую пенсию по инвалидности, при отсутствии стажа – социальную пенсию по инвалидности.

Иностранцы, признанные нетрудоспособными по возрасту или инвалидности, могут оформить пенсию по потере кормильца в общем порядке.

Пенсию в РФ назначает территориальный орган ПФР по месту (временного пребывания) жительства пенсионера. Для этого нужно представить требуемый пакет документов в территориальный орган ПФР или районный Многофункциональный центр (МФЦ).

Как оформить иностранцу пенсию?

Если иностранцем выполнены все условия для назначения пенсии, то он может обратиться в отделение ПФР или в МФЦ с соответствующим заявлением.

Для этого иностранец должен подготовить определенный пакет документов и ожидать решения в течение 10 рабочих дней.

Стандартный пакет документов включает в себя:

- вид на жительство с отметкой о регистрации ФМС;

- трудовая книжка РФ;

- трудовой договор, соглашения о выполнении работ, предоставлении услуг;

- выписка с личного счета;

- документы, подтверждающие наличие льготы (при наличии);

Могут ли иностранные граждане заработать пенсию в России? Как иностранцу оформить пенсию в России?

Правом на получение российской пенсии обладают не только российские граждане, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Прежде всего, иностранцы должны быть официально трудоустроены (на срок от 6 месяцев) и иметь необходимые разрешительные документы для пребывания в России.

Пенсионные выплаты иностранцам в РФ осуществляются в общем порядке, в соответствии с положениями следующих законов:

  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
  • Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Иностранцы в России вправе рассчитывать на страховую, накопительную, социальную пенсии, а также государственное обеспечение. Пенсию могут назначить иностранцам, которые присоединились к обязательной системе пенсионного страхования и имеющим вид на жительство. Получение иностранцем разрешения на временное проживание в РФ не дает им права на получение социальных выплат, в т.ч. пенсию. Иностранец, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право на получение медицинского обслуживания по страховому полису. А право на получение социальных выплат получает иностранец, который получил вид на жительство. Напомним, что основной критерий получения социальных гарантий (в т.ч. пенсий) содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - это наличие у иностранца вида на жительство.

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НАЗНАЧАЕТСЯ ПЕНСИЯ ИНОСТРАНЦУ?

Как правило , иностранцы работают по трудовым либо по гражданско-правовым договорам. В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ за иностранца работодатель перечисляет взносы в ПФР в размере 22% от начисленной зарплаты. При этом договор с иностранцем должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев за каждый год трудовой деятельности и иностранцу должно быть оформлено пенсионное страховое свидетельство.

Исключение составляют высококвалифицированные иностранные сотрудники, за них страховые взносы работодателем не уплачиваются.

Напомним, что начиная с 1 апреля 2019 года , ПФР не выдает страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом все выданные ранее свидетельства продолжают действовать. Вместо страхового свидетельства оформляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в бумажном или электронном виде.

  • иностранцы, трудоустроенные на основании гражданско-правовых или трудовых договоров, осуществляют регистрацию через работодателя;
  • самозанятые лица, безработные, нетрудоспособные иностранцы регистрируются в системе ОПС путем самостоятельного обращения в ПФР/МФЦ.

Условия назначения выплат зависят от вида оформляемой пенсии.

Так, пенсионером сможет стать иностранец, постоянно проживший в РФ более 15 лет, при этом:

  • совокупный период формируется из различных сроков получения вида на жительство;
  • в период не включаются периоды временной регистрации;
  • должно быть участие в системе обязательного пенсионного страхования.

Что представляет собой ИПК? ИПК – это индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой пенсионные баллы, накопленные застрахованным в системе ОПС лицом в течение трудовой деятельности. ИПК является переменным показателем, его значение расчет пропорционально росту суммы страховых взносов, перечисленных в ПФР. Граждане, достигшие пенсионного возраста 01.01.15 г. и позже, могут оформить страховую (ранее так называемую трудовую пенсию) только при наличии соответствующего показателя ИПК. При этом за ними сохраняется право на получение социальной пенсионной выплаты в установленном размере.

Сам иностранец навряд ли сможет посчитать ИПК, да и обязанность по расчету показателя ИПК для каждого гражданина возлагается на территориальные органы ПФР. По факту достижения пенсионного возраста именно ПФР определяет количество пенсионных баллов, накопленных застрахованным лицом в течение трудовой деятельности.

Важно! Иностранцы из числа инвалидов могут оформить пенсию по инвалидности при наличии выписки из акта МСЭ. Назначение пенсии по инвалидности возможно при условии, если иностранец прошел процедуру освидетельствования МСЭ в РФ. При наличии стажа от 1-го дня иностранный гражданин может оформить страховую пенсию по инвалидности, при отсутствии стажа – социальную пенсию по инвалидности.

Иностранцы, признанные нетрудоспособными по возрасту или инвалидности, могут оформить пенсию по потере кормильца в общем порядке.

Пенсию в РФ назначает территориальный орган ПФР по месту (временного пребывания) жительства пенсионера. Для этого нужно представить требуемый пакет документов в территориальный орган ПФР или районный Многофункциональный центр (МФЦ).

КАК ОФОРМИТЬ ИНОСТРАНЦУ ПЕНСИЮ?

Если иностранцем выполнены все условия для назначения пенсии, то он может обратиться в отделение ПФР или в МФЦ с соответствующим заявлением.

Для этого иностранец должен подготовить определенный пакет документов и ожидать решения в течение 10 рабочих дней.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Иностранцы, апатриды могут воспользоваться правом на пенсионное обеспечение в РФ при определенных условиях. В частности, ключевым требованием для них является обретение статуса постоянно проживающего лица на территории России (наличие ВНЖ, ПМЖ).

Вопросы пенсионного обеспечения на территории России регулируют:

  1. ФЗ № 166 от 15.12.2001 (право на пенсию, порядок назначения пенсионного гособеспечения).
  2. ФЗ № 167 от 15.12.2001 (основы общеобязательного пенсионного страхования)
  3. ФЗ № 400 от 28.12.2013 (страховые пенсии).
  4. ФЗ № 242 от 28.12.2013 (накопительная часть пенсии).
  5. Соглашение о гарантиях прав граждан государств—участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (пенсии для граждан из СНГ).

Из этого следует, что российский пенсионный фонд назначает социальные пенсии, а также по старости, за выслугу лет, по инвалидности и в случае потери кормильца. Если правовой статус иностранца соответствует условиям, необходимым для назначения конкретного вида пенсии, то ее назначают и выплачивают.

Важно! При наличии одного только РВП, без получения ВНЖ, оформить пенсию в РФ иностранные граждане не смогут.

Порядок оформления пенсии иностранцу в России при наличии ВНЖ либо российского гражданства

Иностранец, который имеет право на определенный вид пенсии, может обратиться за его назначением в территориальный орган ПФР РФ либо МФЦ по месту жительства (либо пребывания). Услуга предоставляется на бесплатной основе.

Место жительства для иностранца — это жилое помещение, где он проживает постоянно, будучи его собственником либо на иных основаниях (по договору найма). Это может быть, например, квартира, дом, общежитие, служебное жилье и др.

Жилое помещение, в котором иностранный гражданин живет временно, можно назвать его местом пребывания (обычно менее полугода за один период либо на время действия визы).

Распространенные варианты доставки:

переводом на карточку банка;

оригинал паспорта, который подтвердит российское гражданство

(документ, удостоверяющий личность);

ВНЖ с отметкой о действительной регистрации;

Остальные документы прилагаются по необходимости, в зависимости от вида оформляемой пенсии

1. Подачу заявления и документов любым из способов: лично, через законного представителя, посредством почты.

2. Прием, регистрация документов должностным лицом, а затем и выдача (отправка) уведомления заявителю о принятии документов.

3. Рассмотрение обращения, уведомление заявителя о принятом решении не позднее 10 дней.

Документы, выданные иностранным государством, подлежат переводу на русский язык и заверению у нотариуса. Данное дополнительное требование является обязательным для всех иностранных граждан без исключений.

Иностранные документы, касающиеся пенсионного обеспечения, и их перевод, заверенный иностранным нотариусом, необходимо легализовать. В зависимости от страны, которая выдала документ, избирается вариант легализации:

  1. Апостилирование (проставление соответствующего штампа).
  2. Консульская легализация (подтверждение подлинности документа и его соответствия законам страны пребывания).

Если речь идет о документах по части пенсионного обеспечения, которые выдавались государствами—участниками СНГ либо гражданам этих стран до 01.12.1991г., то их легализовать не нужно. ОснованиеСт. 11 Соглашения в области пенсионного обеспечения, подписанного странами СНГ, от 13.03.1992.

Удостоверяющие личность документы для заявителя и его законного представителя

Итак, иностранный гражданин (апатрид) вправе решать вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, самостоятельно и через своего законного представителя. И в первом и втором случае лицу, которое подает документы, нужно будет удостоверить свою личность. Применительно к статусу данного лица в этом качестве могут выступать разные документы.

военный билет либо удостоверение личности военнослужащего;

(свидетельство о присвоении данного статуса);

свидетельство о предоставлении временного убежища;

Полномочия законного представителя, который действует от лица заявителя, подтверждает доверенность. Если доверенность заверена нотариально, то документ, удостоверяющий личность, при обращении предъявлять не обязательно.

Решение об отказе в предоставлении пенсионного обеспечения в РФ

Отказ в назначении пенсии выносится по результатам рассмотрения обращения заявителя и обязательно документируется. Такова общепринятая форма ответа, которая выдается (отправляется) адресату по завершению процедуры в течение 5 дней. Документ включает:

  • реквизиты территориального органа ПФР РФ;
  • сведения о заявителе, которому отказано в пенсии (ФИО, СНИЛС, а также реквизиты его заявления);
  • дату, № решения;
  • собственно отказ в конкретном виде пенсии с указанием причины;
  • порядок обжалования;
  • должность, инициалы, подпись должностного лица;
  • печать ПФР РФ.

Если отказ вручен лично заявителю (либо его представителю), то получатель проставляет дату и свою подпись при получении. В остальных случаях (при доставке ответа иным способом) должностное лицо обязано указать способ и дату отправки решения, после чего заверить запись своей подписью.

Ошибки при оформлении пенсии иностранцу с РВП на территории России

Ошибка 1. Типичная ситуация. Иностранный гражданин получил сначала РВП, далее оформил ВНЖ и социальную пенсию. Вскоре срок действия ВНЖ подошел к концу. Иностранец никакие действия по его продлению не предпринял, будучи уверенным, что назначенную пенсию он все равно будет получать.

На деле все оказалось по-другому. Выплату назначенной пенсии остановили на 6 месяцев из-за окончания срока действия ВНЖ. Приостановка пенсионных отчислений датирована тем днем, когда завершился срок ВНЖ. Чтобы возобновить пенсионные выплаты, ему нужно переоформить требуемые документы.

Пример 1. Порядок назначения пенсии белорусу с РВП на территории России

Гражданин Беларуси пенсионер С. И. Добряков переехал в Тольятти к родственникам, где получил РВП. Общий стаж работы его составляет 25 лет.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 173 от 17.12.2001 он может оформить и получать на территории РФ трудовую пенсию. Но для этого ему нужно получить сначала вид на жительство. Этого же требуют нормы ст. 2 ФЗ РФ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002.

Поскольку речь идет о Беларуси и России, то следует обратиться также к нормам Соглашения государств участников СНГ по части пенсионного обеспечения. Согласно ст. 7 настоящего Соглашения при переезде пенсионные выплаты в Беларуси прекращаются, если эта же пенсия предусмотрена законом страны переселения (России).

Если пенсионное обеспечение было назначено белорусу у него на родине, то данные выплаты могут продолжаться до тех пор, пока он не обретет право на эту же пенсию в РФ. Это становится возможным при получении ВНЖ.

По российским законам оформить ВНЖ иностранец может спустя год после получения РВП.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какая пенсия на территории РФ положена нетрудоспособному иностранцу?

Постоянно проживающий в России иностранный гражданин (не меньше 15 лет) без требуемого стажа может оформить только социальную пенсию. Речь идет о пенсии по старости, при достижении пенсионного возраста: для мужчин это 65 лет, для женщин — 60. Основание — ФЗ РФ № 167 и ст. 11 ФЗ №166 от 15.12.2001.

Вопрос №2: Учитывается ли при назначении трудовой пенсии периоды временной работы 2003 -20005 гг. в Узбекистане и России?

Узбекистан — участник СНГ. В отношении граждан Узбекистана применяются нормы Соглашения от 13.03.1992. Из этого следует, что трудовой стаж, наработанный узбеком на территории своей страны, бывшего СССР, России, а также любой другой страны из числа СНГ учитывается.

Имеющийся стаж после 01.01.2002 учитывается, если уплачивались общеобязательные пенсионные взносы в той стране, где гражданин работал. Эта же норма касается и временной работы.

Читайте также: