Пенсионеры переезжают из белоруссии в россию

Из комментариев читателей "Заметок в Беларуси" можно сделать вывод о том, что вопрос переезда в Беларусь волнует многих российских пенсионеров. Почему бы и нет? Человек всегда ищет, где ему лучше. Выскажу свою точку зрения по этому вопросу.

Ранее я уже высказывался касательно как плюсов, так и минусов переезда в Беларусь – для всех , а не только пенсионеров. Это субъективная оценка, но она основана на реальном опыте .

Кратко плюсы: безопасность, хорошие продукты, хорошие люди, сравнительно легко оформить документы, удобное местоположение страны.

Кратко минусы : зарплаты, цены, сфера продаж, обслуживание.

Чем Беларусь привлекает иностранцев? Многие приезжие говорят о том, что страна ухоженная , чистая , безопасная , в ней порядок . По большей части так и есть.

У нас действительно приятно проехать по какой-нибудь трассе М1. Вдоль дороги вы увидите аккуратно возделанные поля, леса без мусора и прочее в том же духе.

Справедливости ради надо сказать: так у нас не везде. Не стоит идеализировать. И в Беларуси встречается беспорядок, но его меньше чем в России. Опять же – субъективная оценка. Кто-то с ней не согласится и по-своему будет прав.

В целом, на мой взгляд, жизнь в Беларуси более упорядоченная , чем в России, более размеренная и контролируемая . На бытовом, житейском уровне тут проще добиться правды, например, если ваш ЖЭС не хочет работать или дорожники не заделывают ямы. Но подчеркну: "проще" не значит "просто". Не нужно ждать, что ваши проблемы всегда и везде будут решаться на "раз-два".

С другой стороны, я ни в одной стране не встречал, чтобы люди были довольны своими чиновниками. Мне доводилось мёрзнуть целую ночь под дверями одного немецкого ведомства, выстаивая огроменную очередь. Иначе на приём было просто не попасть. Это при том, что организация жизни в Германии считается одной из лучших.

Что касается безопасности . В народе белорусская милиция воспринимается как структура, куда можно обратиться за помощью. Люди нечасто самостоятельно решают конфликты. Возникает проблема – вызывают милиционера. Звонят даже по весьма курьезным поводам . Это говорит о доверии. Мне лично приходилось обращаться за помощью. И я её получил.

Огромный плюс жизни в Беларуси – это доступ к качественным продуктам питания и питьевой воде . Казалось бы, такие простые вещи. Но сегодня они есть далеко не везде. Опять же, я не идеализирую белорусские продукты. Например, лично мне не слишком нравятся наши колбасы и овощи. Я не понимаю, почему у нас в гипермаркетах продается такая плохая картошка (это в Беларуси!). Зато я ценю нашу молочку, мясо. Ещё в Беларуси делаются очень крутые продукты для детей, а это очень важно для семьи.

Чтобы купить что-то, нужны деньги. Здесь мы подходим к самому главному. Как белорусские, так и российские пенсионеры живут небогато. Это видно даже по раздражающему многих показателю средней пенсии. В России средняя пенсия свыше 14 000 рублей в месяц, в Беларуси – более 12 000 в пересчете на российские деньги.

Однако российская пенсия всё же выше белорусской (опять же, речь идет о среднем показателе , то есть конкретные размеры доходов отдельно взятых людей могут очень сильно отличаться). Поэтому российскому пенсионеру может быть выгодно жить в Беларуси при условии, что он сохранит свой уровень дохода после переезда. Возможно ли это?

Возможно! Законодательство позволяет российским пенсионерам, имеющим вид на жительство и постоянно проживающим в Беларуси, получать на территории республики свою пенсию . Более того, есть специфические обстоятельства, когда человек может даже получать сразу две пенсии , причём абсолютно законно. Это следует из договора между Беларусью и Россией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Пенсию россиянину будут выплачивать в белорусских рублях через банк. Никаких налогов за это не взимается.

Получается, аргументы скорее "за" переезд. Но это и логично, учитывая, что я сам живу в Беларуси и не собираюсь отсюда уезжать. А что думаете вы?

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, чтобы не пропустить свежие публикации.


Такой важный для граждан вопрос, как пенсия, Россия и Беларусь решили сообща, заключив в январе 2006 года специальный договор, регулирующий взаимоотношения государств в социальной сфере. В документе, который вступил в силу в марте 2007 года, досконально рассматривается вопрос предоставления пенсии россиянам и белорусам, решившим сменить место жительства.


Перспективы российских и белорусских пенсионеров

У каждого российского или белорусского гражданина пенсионного возраста при смене места жительства на другую страну (одну из двух) есть право выбора получения социальных выплат из таких вариантов:

  1. Согласно нормам, установленным договором.
  2. Согласно законодательству страны гражданства.

От переехавшего получателя пенсии требуется обращение в соответствующий орган, ПФ или управление, с заявлением о назначении ему пенсионных выплат, в котором будет отражен выбор из двух предложенных выше вариантов.

Что представляет собой договор?

В основе документа, датированного 2006 годом, лежит принцип пропорциональности. Это означает, что каждая из стран-участниц назначает гражданам пенсию на тот период, который белорус или россиянин работал на ее территории.


Так выглядит пенсионное удостоверение республики Беларусь

При этом речь идет исключительно о страховой пенсии. Пункты соглашения не относятся к социальным выплатам. Имеются в виду начисления по таким поводам:

  • выслуге лет;
  • потере кормильца;
  • инвалидности;
  • возрасту.

В расчет не берется стаж, который был приобретен гражданами на территории СССР до 13.03.1992.

Принцип оплаты по договору

Все, кто желает получать пенсию на основании российско-белорусского социального соглашения, могут самостоятельно рассчитать ее значение. Выплата будет складываться из двух составляющих:

  1. За стаж, который был приобретен соискателем в период после 13.03.92. Если гражданин трудился в РФ, начисление будет делать Российская Федерация, если в РБ — Республика Беларусь. Если гражданин частично совершал трудовую деятельность в одной стране, а частично в другой, оба государства будут принимать участие в начислении ему пенсии в соответствии с годами, наработанными на их территории.
  2. За стаж, который был приобретен до указанной даты в Светском Союзе. Платить данный отрезок обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован. То есть россиянин на территории своей страны получает пенсию за указанный промежуток времени в России. Если он захочет переехать и прописаться в Беларуси, бремя оплаты пенсии за советский стаж ляжет на РБ.


Платить за стаж, приобретенный до 1992 года, обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован

Решение, каким путем идти, принимает пенсионер.

Принцип оплаты по закону государства гражданской принадлежности

Выбор пенсии, выплачиваемой по закону своей страны, означает, что гражданин, живя, к примеру, в России, но являясь гражданином Беларуси, может получать свою белорусскую пенсию в полном объеме. Важным условием является то, что решение о выборе типа пенсионного обеспечения может приниматься единожды. По законам стран пересмотру оно не подлежит.


Виды пенсионного обеспечения в РФ

Сумма пенсии, начисленной в другом государстве, поступает раз в квартал (последний месяц) на банковский счет пенсионера в валюте государства проживания.

Социальные пенсии

Получатели социальных пенсий должны принимать во внимание тот факт, что все вышеперечисленное к данному виду выплат не имеет отношения. Такой вид пенсии можно оформить и получать только на территории страны проживания в четком соответствии с ее законодательством. При переезде в другую страну выплата будет прекращена.

Смотрите видео: Кто может получать социальную пенсию.

Пенсии военных

Такое понятие, как «военная пенсия» в социальном договоре, заключенном между Россией и Беларусью, не рассматривается. Ни на военнослужащих, ни на граждан, приравниваемых к ним, договор не распространяется.

Для военных пенсионеров актуален другой документ, подписанный большинством государств СНГ, в том числе Россией и Беларусью, — Соглашение о пенсионном обеспечении данной категории, датированное маем 1992 года.

Согласно документу военные, вышедшие в отставку, получают пенсию в соответствии с законодательством страны, на территории которой они постоянно проживают.


Это означает, что белорусский военный пенсионер, прописанный на территории России, будет получать пенсию, начисляемую за выслугу лет по российским нормам. И, наоборот, получение выплат россиянами данной категории, прописанными на территории РБ, будет соответствовать нормам белорусского законодательства.

Подробнее о пенсии военных в Республике Беларусь можно узнать на сайте.

Что нужно сделать для получения пенсии при переезде?

И в России, и в Беларуси алгоритм действий переехавших пенсионеров примерно одинаков.

Смотрите видео: Как начисляется российская пенсия при переезде.

Действия белорусов при переезде в РФ

  1. Убедиться, что на вас распространяется действие договора.
  2. Выбрать вариант оплаты пенсии.
  3. Обратиться с необходимыми документами в отделение пенсионного фонда, расположенное в зоне вашего проживания.
  4. Получать пенсию.

Действия россиян при переезде в РБ

  1. Проверяете, подпадаете ли вы под нормы договора.
  2. Выбираете тип пенсионного обеспечения.
  3. Подаете документы и заявление в Комитет по труду, занятости и социальной защиты.
  4. Получаете пенсию раз в квартал.

Документы, прилагаемые к заявлению

Вместе с заявлением в пенсионный орган обязательно нужно подать:

  • Подтверждение наличия стажа.
  • Справку о размере заработка.


Образец справки о наличии стажа

Остальное зависит от индивидуальных обстоятельств. К примеру, для работающих пенсионеров важно предоставление документального подтверждения факта продолжения трудовой деятельности.

Заключение

Важно учитывать законодательные нормы стран. Так, в России женщины выходят на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60. В Беларуси пенсионный возраст каждый год повышается на полгода до достижения возрастной границы: женщинами — 58 лет, мужчинами — 63. На настоящий момент женщины выходят на пенсию в 56 лет, а мужчины в 61 год.


Изменения пенсионного возраста в разных странах

Значение также имеет размер страхового стажа. В России на 2020 год он должен быть не менее девяти лет. Кроме того, в РФ гражданам начисляют пенсионные баллы. К 2025 году минимум для получения пенсии должен будет равняться 30 баллам.


При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Компетентными органами, занимающимися назначением и выплатой пенсии в Российской Федерации, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации, в Беларуси - управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, управления (отделы) социальной зашиты, образуемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами.

Договор основан на принципе пропорциональности, означающем, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию (за исключением социальной) за трудовой (страховой) стаж, накопленный на его территории, с применением положений Договора и своего национального законодательства. Вместе с тем данный подход не распространяется на стаж работы, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР.

Так, в соответствии с п.1 ст.23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в РБ) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан РБ и граждан РФ им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2 ст.23 Договора).

Таким образом, при переезде гражданина РБ на постоянное проживание в РФ назначение и выплата ему трудовой пенсии в России по его выбору может осуществляться двумя государствами (РФ и РБ), а именно:

1) Россией - за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР и после указанной даты на территории России; и Беларусью - за периоды стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на территории Беларуси.

В случае назначения этих пенсий их выплата будет производиться следующим образом:

- по месту постоянного проживания, т.е. в России, - способами выплаты, предусмотренными законодательством РФ;

- из Беларуси - ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ;

2) Республикой Беларусь (при этом исчисление стажа и размера пенсии, сроки ее назначения и другие процедурные действия по назначению пенсии осуществляются в соответствии с законодательством Беларуси, нормы Договора при этом не применяются). В таком случае выплата пенсии из Беларуси в Россию будет осуществляться также ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ.

Если на постоянное проживание в Россию переезжает пенсионер, которому пенсия была назначена после 29 марта 2007 г. по нормам Договора, то на основании информации, поступившей из пенсионного фонда РФ, в РБ ему прекращается выплата пенсии за стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. В зависимости от произведенного им в России выбора его пенсионного обеспечения ему может быть:

Вариант 1. Назначена пенсия:

а) Россией - за стаж, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории СССР, а также за стаж, приобретенный после указанной даты на территории России;

б) Беларусью - пенсия за стаж, приобретенный после 13 марта 1992 г. на ее территории;

Вариант 2. Продолжена выплата пенсии Беларусью в соответствии с п.3 ст.24 Договора при обязательном соблюдении предусмотренных этим пунктом условий.

Согласно п.3 ст.24 Договора при переезде в Россию пенсионера (т.е. лица, которому пенсия уже назначена в Беларуси), имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории Беларуси (в т.ч. в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата ему пенсии может продолжаться РБ, назначившей ее, без применения норм Договора. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В данном случае выплата пенсии будет осуществляться вышеуказанным способом перечисления ее сумм в банк (кредитное учреждение) в России.

Следует отметить, что Договор предусматривает распространение его положений на пенсии, назначенные до вступления этого Договора в силу. Это применимо в случае, когда страховой (трудовой) стаж гражданином заработан на территории России и Беларуси. В связи с этим он может претендовать на назначение пенсий от двух государств: России и Беларуси соответственно за стаж, приобретенный на их территориях. Такие пенсии могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления гражданина в сроки, предусмотренные Договором. При этом такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии.

Для решения вопроса о назначении (пересмотре) пенсии в России гражданин РБ, переехавший на постоянное проживание в это государство, должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением и необходимыми документами (обращения в пенсионные органы РБ по данному вопросу перед выездом из Беларуси в Россию не требуется). Датой подачи заявления является дата его регистрации в указанном территориальном органе. Если заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые для назначения пенсии документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) по месту отправления заявления.

При переезде на ПМЖ из Белоруссии в Россию, как сохранить гражданство Белоруссии и получить Российское гражданство, с чего начинать.



В связи с последними изменениями в ФЗ "О Гражданстве РФ" Вы можете получить гражданство РФ не теряя гражданство Белоруссии.

Это можно сделать на основании ст. 14 ФЗ "О гражданстве РФ", в упрощенном порядке.

Начинайте с легального заезда на территорию РФ.

В целях приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, в частности:

исключено требование об обращении соискателя российского гражданства в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства;

исключено требование о соблюдении условия трехлетнего срока нахождения на территории РФ и подтверждении наличия законного источника средств к существованию для совершеннолетних лиц без гражданства, если такие лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств;

с трех лет до одного года сокращен срок осуществления трудовой деятельности в РФ для лиц, окончивших российские образовательные или научные организации.

Также установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке, если они: имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

© Консультант Плюс, 1997-2020


Законодательства РФ и Беларуси единодушны в вопросах подданства и запрещают иметь двойное гражданство в 2020 году.

Паспорта РФ и республики Беларусь можно иметь одному человеку, при этом ни одна из этих стран не признает второе гражданство своего подданного и будет считать его только белорусом или россиянином.

17 апреля 2020 года был принят Госдумой и одобрен Советом Федераций федеральный закон № ФЗ-134 о внесении изменений в ФЗ-62"О гражданстве РФ", существенно упрощающий процедуру получения гражданства:

с 16.07.2020 отказ от ранее полученного гражданства не является обязательным.

Теперь приезжий из Беларуси может получить российское гражданство сравнительно просто и быстро. Для этого нужно представить доказательства того, что местом рождения заявителя является территория бывшего СССР, или его предки были россиянами и жили в пределах границ современной России. Кроме того, ускорит процесс наличия в стране недееспособных родителей, которые нуждаются в опеке или, наоборот, переезд родителей из Беларуси к своим детям в Россию. При этом важно знать русский язык, иметь медицинскую справку, документы, подтверждающие родство

Приезжий из республики Беларусь может сразу оформить вид на жительство и подать заявление на вступление в российское гражданство.

На основании вышеизложенного можно быстро получить гражданство России, но быть одновременно гражданином России и Беларуси не получится, потому что подобное законодательствами наших стран не предусмотрено.


24.04.2020 президент подписал Федеральный закон N 134-ФЗ об упрощении процедуры приема в гражданство РФ, согласно которому некоторые иностранные граждане смогут получать гражданство России в упрощенном порядке.

Согласно новому закону, иностранным гражданам теперь не нужно будет отказываться от своего иностранного гражданства для того, чтобы вступить в гражданство РФ.

Кроме того, в соответствие с новым законом об упрощении процедуры получения гражданства России, кандидатам на гражданство из ниже указанных категорий теперь не нужно будет находиться на территории РФ не менее трех лет и подтверждать наличие законного источника дохода.

Данные изменения распространяются на следующие категории иностранных граждан:

Иностранных граждан, которые находятся в браке с гражданами РФ, проживают в России и имеют в браке общих детей.

Иностранных граждан, один из родителей которых имеет российское гражданство и живет в РФ.

Ссовершеннолетних лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и проживающих на территории бывших союзных республик, но не получивших их гражданства.

Помимо этого, граждане Беларуси, Казахстана, Молдовы или Украины смогут обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания.

Также в соответствии с новым законом об упрощенном получении гражданства от 24.04.2020 года будут сокращены необходимые сроки работы в РФ с 3 лет до 1 года для выпускников – иностранных граждан, получивших профессиональное образование в образовательных или научных учреждениях России.


В связи с внесенными поправками в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вы можете получить гражданство РФ в упрощенном порядке по пп " л" п.б ч.2 ст.14 выше указанного закона если являетесь гражданкой Республики Беларусь

Так же можете подать уведомление об оставлении за собой гражданства РБ

Федеральный закон от 24.04.2020 N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

1) пункт "г" части первой статьи 13 признать утратившим силу;

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.";

б) в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:";

пункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;";

в пункте "е" слова "не менее трех лет" заменить словами "не менее одного года";

дополнить пунктами "к" и "л" следующего содержания:

"к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.";

в) часть вторую.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.";

г) дополнить частью второй.2 следующего содержания:

"2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.";

д) в части пятой слова "пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой" заменить словами "пунктами "а", "в" и "д" части первой";

е) в части восьмой слова "пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой" заменить словами "пунктами "а", "в" и "д" части первой";

а) в пункте "б" слова "седьмой или" исключить;

б) пункт "ж.1" изложить в следующей редакции:

"ж.1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;";

в) пункт "к" изложить в следующей редакции:

"к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.";

4) в части первой.1 статьи 32 слова "либо временно пребывающим" исключить.








Хватает и тех, кто после выхода на пенсию решается сменить место жительства и переехать в нашу страну.

По упрощенной процедуре

Согласно данным МВД число российских граждан, желающих поселиться в нашей стране, постоянно растет, рассказал «АиФ» первый заместитель начальника департамента по гражданству и миграции – начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства Виталий НАУМЧИК. Так, только за первые 6 месяцев 2016 года 2595 гражданам России выданы разрешения на постоянное проживание, притом что состоят на учете, имея вид на жительство, 110 396 россиян.

В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией сам факт принадлежности к гражданству России уже служит основанием для получения разрешения на постоянное проживание в Беларуси.


Сегодня россияне могут въехать в Беларусь по обычному паспорту и находиться в стране без регистрации до 90 дней в году. Если же они хотят здесь поселиться, необходимо получить разрешение на постоянное проживание, а потом и вид на жительство. Одно из необходимых условий для этого - наличие жилья, где человек сможет зарегистрироваться. Это могут быть собственное или съемное жилье, общежитие, квартира родных, знакомых.

Кроме того, для получения разрешения на постоянное проживание гражданину России надо представить в территориальное подразделение по гражданству и миграции следующие документы:

  • заявление;
  • автобиографию;
  • 4 цветные фотографии;
  • документ для выезда за границу (гражданский или загранпаспорт гражданина РФ);
  • справку о судимости за последние 6 месяцев, выданную в РФ;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения (медосмотр проводится в Беларуси);
  • квитанции об уплате госпошлины (2 БВ) за выдачу разрешения на ПМЖ и за выдачу вида на жительство (1 БВ);
  • документы, необходимые для регистрации по месту жительства.

Срок рассмотрения документов и принятия решения - до 3 месяцев.

К слову, гражданину России могут отказать в разрешении на постоянное проживание в нашей стране. Основания для этого предусмотрены Законом о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь. Например, причиной отказа может стать наличие судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.


Имея вид на жительство, гражданин России вправе проживать в Беларуси бессрочно, при желании он может получить белорусское гражданство.

Одно из обязательных условий для получения паспорта гражданина Беларуси – выход из российского гражданства. Россияне, имеющие близких родственников – граждан Республики Беларусь, постоянно здесь проживающих: супруга (супругу), родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), родную сестру, родного брата, деда, бабку, внука, внучку, имеют право приобрести белорусское гражданство по упрощенной процедуре в рамках Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Кроме того, статьей 15 Закона о гражданстве упрощенная процедура приобретения белорусского гражданства предусмотрена для лиц, родившихся либо постоянно проживавших на территории республики до 12 ноября 1991 года, их супругов и потомков (дети, внуки, правнуки).


А что с пенсией?

Еще один немаловажный вопрос для пенсионеров при переезде на ПМЖ в Беларусь – выплата пенсии. Так, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, переехавших на постоянное проживание в Республику Беларусь, осуществляется с учетом действующего с 29 марта 2007 года Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, пояснили «АиФ» в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.


По Договору граждане Российской Федерации, получавшие пенсию в России, после переезда на постоянное место жительства в Беларусь имеют право выбора получения пенсии.

Первый вариант - от двух государств: Российской Федерации – за стаж работы на ее территории после 12 марта 1992 г., Республики Беларусь – за стаж работы на территории СССР до 13 марта 1992 г. и после этой даты - на территории Беларуси (пункт 1 статьи 23 Договора). Второй вариант – получение пенсии только от Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Договора). Особенность данного варианта - окончательность выбора (за исключением ситуации изменения гражданства). При этом следует заметить, что если гражданину Российской Федерации пенсия была назначена после 29 марта 2007 года, то при переезде в нашу страну оснований для ее пересмотра по пункту 1 статьи 23 Договора нет. В такой ситуации Россией будет продолжена выплата российской пенсии.

Договором предусматривается еще один вариант пенсионирования. При переезде граждане могут продолжить получать назначенную им российскую пенсию, если имеют не менее 20/25 лет (соответственно у женщин и мужчин) стажа работы, исчисленного в календарном порядке, на территории Российской Федерации и (или) РСФСР (пункт 3 статьи 24 Договора). В этом случае сделанный выбор варианта пенсионирования в дальнейшем также не может быть изменен.


Для рассмотрения вопроса о назначении пенсии в связи с переездом на постоянное проживание в Республику Беларусь россиянам после получения вида на жительство и регистрации по месту жительства в Беларуси необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с соответствующим заявлением и документами.


По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 миллиона мигрантов из Узбекистана, 1,5 миллиона — из Украины, 1 миллион — из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми "скромными": на территории России трудится всего около 390 тысяч наших соотечественников.

По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5-6 миллионов, что на деле составляет примерно 7% от общего числа занятых в экономике. При этом следует заметить, доля лиц предпенсионного и пенсионного возраста, въезжающих в Россию на заработки, по данным ФМС, составляет почти треть от числа всех мигрантов.

В последнее время специалисты на постсоветском пространстве часто говорят про "мобильность пенсий".

Пособие должно "следовать" за работником, уверяют они, приводя в качестве довода опыт стран Евросоюза. Англичанин, переехавший на склоне лет в солнечную Испанию, получит свою британскую пенсию независимо от того, кто он по национальности и на каких предприятиях трудился всю жизнь. Его пособие попросту "экспортируют" по новому месту жительства. А делать карьеру сразу в двух-трех странах ЕС, как выясняется, даже выгодно. По существующим правилам, пенсионер в каждой из них приобретает право на минимальные пособия по социальному обеспечению, и общий размер его ежемесячной пенсии заметно повышается.

В условиях, когда страны СНГ заключают все новые и новые интеграционные союзы, казалось бы, решать такие вопросы должно стать проще и у нас. Но пока все происходит далеко не так. Недавно были опубликованы данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирного банка (программа МИРПАЛ). Изучая проблемы мобильности пенсий в рамках ЕЭП и СНГ, эксперты пришли к выводу: унифицировать пенсионное законодательство нашим странам предстоит еще очень долго. В странах бывшего СССР отличаются по структуре сами пенсионные системы, различен и возраст выхода на пенсию, варьируются величина и источники отчислений в пенсионные фонды. Между тем в условиях, когда через границы государств Содружества ежегодно легально или не очень мигрируют миллионы людей, проблема становится все острее…

— Возможность полноценной и безрисковой передачи профессиональных пенсионных прав и активов трудящихся между странами-донорами и странами-реципиентами чрезвычайно важна как для самих мигрантов, так и для устойчивого развития экономик стран, вовлеченных в процесс евразийской экономической интеграции, —
отмечает важность вопроса руководитель ЦИИ ЕАБР Евгений Виноградов. — К сожалению, на сегодняшний день есть несогласованность в законодательных системах и пенсионной политике стран постсоветского блока. Трудности в зачете трудового стажа и отсутствие механизма мобильности пенсий не стимулируют мигрантов, которых сегодня немало в наших странах, работать в формальном секторе.

Социологи, говоря об особенностях трудовой миграции, давно по аналогии с медициной используют термины "страна-донор" и "страна-реципиент". Все происходит, как на операционном столе: одни страны, в которых уровень жизни ниже, а рынок труда — скромнее, с удовольствием "поставляют" трудовые ресурсы на соседние рынки. На постсоветском пространстве в этом смысле все понятно: реципиентом выступает Россия, чуть в меньшей степени — Казахстан.

Имеет эта "медаль" и обратную сторону. Говорить ведь о том, что наша восточная соседка с удовольствием примет всех и вся, тоже не стоит. Ввиду сокращения собственных трудовых ресурсов и старения населения она заинтересована в том, чтобы приезжали именно легальные квалифицированные кадры, готовые работать по официальным договорам и делать отчисления в пенсионные и медицинские фонды.

Эксперты считают, что проблему мобильности пенсий надлежит решать путем введения в ЕАЭС общего пенсионного пространства. Но практическая реализация этого проекта проблематична — на данный момент общая координация между странами и пенсионными фондами вовсе не развита.

Во Всемирном банке предлагают сразу два решения. Первое предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет же ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. Этот вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим нормативно-правовым законодательством той страны, где живет в данный момент человек, обратившийся за выплатой. Но тут есть щекотливый момент: если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат вдруг остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. То есть экономика России и Казахстана может попросту "лечь", пытаясь прокормить таджикских, узбекских и прочих пенсионеров.

Второй вариант предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Но тогда придется создавать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах. То есть наладить между пенсионными фондами эффективную коммуникационную систему для быстрого обмена информацией. В дополнение нужно будет создавать и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран.

Кстати, на территории СНГ уже действуют два основных механизма. Первый предусмотрен соглашением от 1992 года и регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания. Стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где человек трудился. Второй механизм действует только в отношении России и Беларуси. Он прописан в Договоре от 24 января 2006 года. Согласно этому документу пенсия назначается на территории той страны, где человек выполнял какую-либо работу. При переезде выплата пенсии продолжается. Кроме того, возможна пропорциональная выплата пенсии двумя странами.

КСТАТИ

Анализ демографической структуры населения стран СНГ свидетельствует о том, что самая высокая доля лиц пенсионного возраста наблюдается в России и Беларуси (13—14 %), за ними следует Казахстан (7 %). В Кыргызстане и Таджикистане количество граждан пенсионного возраста в несколько раз ниже (3—4 %). При этом доля лиц до 14 лет в России составляет всего 15 %, тогда как в Казахстане и Кыргызстане она практически вдвое выше (25 % и 29 % соответственно). В Таджикистане число людей в возрасте до 14 лет составляет примерно треть от населения в целом (36 %). Это говорит о том, что в будущем Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан в меньшей степени будут сталкиваться с проблемой старения населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты.

В то же время в Беларуси, Украине, России и Молдове можно ожидать серьезных проблем с обеспечением трудовыми ресурсами и пополнением пенсионных фондов.

Как у них

Начисление пенсии по возрасту в странах Евросоюза происходит следующим образом:

— если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран. При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию (если работал в ней хоть сколько-нибудь);
— если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал;
— пенсионный фонд страны, где человек живет (или работал в последнее время), присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе;
— если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, это может вызвать проблемы. Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже (например, в 67, как во Франции), то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста;
— если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам;
— затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране;
— эти цифры сравниваются, и выбирается та, что выше. Пенсию выплачивает только одна страна, но руководствуясь вышеописанной системой подсчетов.

Комментарий в тему

Ирина НОВИКОВА, завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте, доктор экономических наук, профессор:

— О проблеме мобильности пенсий знаю не понаслышке. С этим столкнулась моя близкая подруга. Они с мужем переехали из Минска в Москву, и, когда оформляли пособие, им было предложено два варианта: полностью получать российскую пенсию либо же разделить ее на части и получать 50 % белорусской и 50 % российской. На тот момент они предпочли второй путь. В этом отношении существующее законодательство достаточно продумано и, самое главное, работает. Но есть и сложности. Теперь, пожив в Москве, подруга говорит, что нашу пенсию получать уже невыгодно, но на первый вариант выплаты перейти невозможно. Если бы был отлажен механизм мобильности пенсий, таких проблем бы не возникало.

Россия в ближайшие годы будет поднимать уровень жизни своих граждан, вырастут и пенсии. Остальные страны СНГ последуют тем же путем, но очевидно, что делать это они будут медленнее. Вот поэтому проблема может оказаться неразрешаемой. Ведь Россия может столкнуться с тем, что придется платить пенсии российского уровня таджикам, узбекам, киргизам, и это ляжет большим грузом на ее бюджет. В этом вопросе странам СНГ следует смотреть на Евросоюз, ведь не забывайте, что наше евразийское объединение в каком-то смысле проходит те же этапы, какие в свое время проходили европейцы. Надо просто проанализировать, как они решали эти проблемы. Не думаю, что пенсии в Румынии равны тем, что существуют во Франции.

Читайте также: