Пенсионная система в россии статьи из журналов


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 4048 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России / Т. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 07.12.2020).

Министерством финансов и экономического развития готовятся предложения, для проведения пенсионной реформы в РФ, в частности планируется расширение накопительных возможностей пенсионного обеспечения; создание гарантийного резерва; повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день точно неизвестно, какие именно вопросы будут рассмотрены в первую очередь, какие во вторую, а каким ещё предстоят доработки. Планируется также сформировать некий «общенациональный гарантийный фонд». Откладываемые средства будут поступать из нескольких источников: первый источник обозначен как негосударственные пенсионные фонды России, второй — собственно ПФР.

После проведенной реформы в Российской Федерации пенсионная система носит смешанный характер. Во-первых, применяется распределительная система, согласно которой прямым источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система.


Рис. 1. Пенсионная система Российской Федерации

Правительство РФ в 2017 году активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Были введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Пенсионная реформа представляет собой политику государства, связанную с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, и направленную на изменение условий пенсионного обеспечения граждан. Так, согласно пенсионному законодательству пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

‒ 60 лет для мужчин,

‒ 55 лет — для женщин.

Так же был принят ряд законов, регламентирующих требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии [3, 224].

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

Условия получения пенсии.

№п/п

Условия необходимые для получения пенсии

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15 лет к 2024 г.);

Величина пенсионных баллов (ИПК) (с 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов до 2025 г.).

С 2015 года для расчета страховой пенсии введены пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд за каждого работника в период осуществления последним трудовой деятельности.

Количество баллов, в свою очередь, напрямую зависит от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше баллов можно заработать. Установлены максимальные значения пенсионных баллов, которые можно заработать за один год.

Максимальное значение пенсионных баллов

Максимальное значение пенсионных баллов

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются

Экономическая ситуация в России все чаще заставляет представителей государственной власти говорить о поэтапном повышении пенсионного возраста.

Такие действия Правительства РФ постепенно готовят граждан к неизбежному повышению возраста выхода на пенсию. И таким первым шагом явилось повышение с 2017 года возраста выхода на пенсию для государственных служащих. Для них установлено постепенное повешение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее — до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет).

Нестабильная ситуация, сложившаяся в экономике и политике нашей страны, целиком и полностью отражается на пенсионной системе Российской Федерации. С 2014 года был введен мораторий на пенсионные накопления, который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала.

Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы — в стадии обсуждения.

Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

‒ направление действующего страхового взноса 22 % от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6 % на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);

‒ формирование накопительной пенсии только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;

‒ предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;

‒ предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;

‒ разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся: размера ставки дополнительного платежа, схемы выплаты [5, c.225].

В связи с необходимостью проведения пенсионной реформы, были определены следующие задачи реформирования в России государственной пенсионной системы, представленные в таблице 3.

Задачи реформирования пенсионной системы

№п/п

Основные задачи реформирования государственной пенсионной системы

1.

Усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР);

2.

Создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;

3.

Оптимизация структуры расходов ПФР;

4.

Ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер;

5.

Организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности его бюджета.

Основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:

1) растущая финансовая нагрузка ПФР в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;

2) возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;

3) ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;

4) снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров [4, c. 26].

После усовершенствования в 2015 г. пенсионная система России организуется на страховых принципах, строится с учетом уровня прожиточного минимума граждан-пенсионеров, ориентирована на стимулирование накоплений пенсионных прав гражданами и направлена на прозрачность расчетов и доступность информации по пенсионному обеспечению будущих пенсионеров, кроме того в пенсионной системе установлены страховые взносы, а не выплаты.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

С момента реализации пенсионной реформы пенсионная система России претерпела значительные изменения, которые отразились на состоянии пенсионного обеспечения граждан. Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»
  3. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2016. — 628 с.
  4. Шахбанова, Ю. А.. Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право. — М.: «Юнити-Дана», 2015. — С. 25–28.
  5. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2017. — С. 224–228.
  6. Какие льготы, субсидии, пособия положены по закону в России, информационный ресурс // Персональные права.ру. URL: http://personright.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
  7. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ — www.pfrf.ru

Похожие статьи

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской.

. страховая пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия, страховая часть пенсии, пенсионная реформа, пенсионный балл, развитая рыночная экономика, трудовая пенсия, трудовой стаж.

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

Реформирование пенсионной системы в Российской.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии. Пенсионная реформа — это важный момент, который волнует все население.

Реформирование пенсионной системы Российской.

. пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система РФ, пенсионная система, пенсионная реформа, заработная плата

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации. Анализ конъюнктурных параметров развития фармацевтического.

Изменения в пенсионной системе России в 2016 году

. накопительная пенсия, пенсионное обеспечение, пенсионный возраст, фиксированная выплата, пенсионная реформа, гражданин, балл, негосударственный пенсионный фонд

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах.

К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения

Ключевые слова: пенсионная система, страховая пенсия, накопительная пенсия.

Пенсионные права граждан теперь формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

К вопросу реформирования пенсионной системы Российской.

пенсионная система, пенсионное обеспечение, Россия, федеральный бюджет, накопление, накопительный элемент, пенсия, касса, система, время.

Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация. В Израиле нет пенсионного фонда и его функции берет на себя Ведомство социального страхования.

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия.

накопительная пенсия, Россия, Российская Федерация, накопление, пенсионная система, накопительный компонент, обязательное пенсионное страхование, пенсионное обеспечение.

Основы пенсионного страхования в России: проблемы.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы РФ, это выплата различных видов пенсий населению, засечёт ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в страховой фонд.


ПИ № ФС 77-69346

ISSN 2541-9250

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»


Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Кунгуров Андрей Викторович , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Тенденции развития пенсионной системы России на современном этапе

Статья просмотрена: 3141 раз
Дата публикации: 25.02.2018

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА

Кунгуров Андрей Викторович

Тюменский государственный университет, г.Тюмень

Аннотация. В нашей статье рассматриваются основные тенденции развития пенсионной системы в Российской Федерации в контексте 2017-2019 гг. Также приведены основные характерные черты изменений, что дает понять их природу и влияние на развитие пенсионной системы в дальнейшем времени.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, Российская Федерация.

Пенсионная система в РФ является крайне важным социальным институтом, характеризуясь совокупностью создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Отметим, что впервые пенсионное обеспечение в нашей стране появилось еще в древние времена, затем поступательно развиваясь вплоть до нашего времени.

Пенсионная система в России не всегда имела такой вид, как сейчас. Современный облик она приняла 1 января 2015 года, включая в себя отношения по формированию, назначению и выплате таких видов пенсий, как социальная, страховая и накопительная. Более того, в нашем государстве имеется механизм доплаты к пенсии за детей. В 2017 году пенсии получили 43 млн. граждан согласно Федеральной службе государственной статистики. [6] Однако почти каждый год возникают разного рода поправки в отношении пенсионной системы в РФ, которые мы и рассмотрим в нашей статье.

В 2017 году произошло очень много изменений в парадигме пенсионной системы РФ, которые затронули такой важный аспект, как индексация пенсии. В частности, в 2017 году индексация пенсий была возвращена к той модели, согласно которой страховая пенсия увеличивается на уровень фактической инфляции в стране, а государственные пенсии вместе с социальными – с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера. [1, с. 44] Еще одно нововведение, которое охарактеризовало виток развития пенсионной системы в 2017 году, было отмечено единовременной пенсионной выплатой в 5 тыс. рублей, которую получили все пенсионеры, которые постоянно проживают на территории России, а также получают пенсию на 31 декабря 2016 года.

Сейчас в мире имеется общая тенденция глобализации и информатизации, при которой многие службы переходят на электронный формат, что позволяет гражданам совершать большинство операций, пользуясь глобальной сетью Интернет. В 2017 году это не обошло и главную структуру пенсионной системы в стране – Пенсионный фонд России (ПФР), который в 2017 году добавил возможность предоставлять значительный перечень услуг в электронной форме, что значительно облегчает процесс подачи документов, а также решение других вопросов. Насущный вопрос, касающийся страховых взносов и отчетности в рамках пенсионной системы РФ, в 2017 году характеризовался положением, согласно которому тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование остается на прежнем уровне в 22%. Однако появилось нововведение, предполагающее переход функции администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе. [5]

Развитие пенсионной системы в нашей стране продолжается и в 2018 году. 9 января 2018 года Пенсионный фонд РФ подготовил документ под названием «Об изменениях пенсионной системы в 2018 году», в котором обозначены основные тенденции, которые затронут модель пенсионной системы в следующих аспектах: [2]

1. Повышение пенсий и социальных выплат.

В рамках реализации новой стратегии увеличения страховых пенсий, они были увеличены с 1 января 2018 года на 3,7%. Таким образом, произошло увеличение показателя среднегодового размера пенсии по старости до 14 075 рублей; у неработающих пенсионеров эта сумма будет увеличена до 14 329 рублей. Помимо этого был увеличен индекс пенсионного балла до 81,94 рубля.

Увеличение коснется не только страховых пенсий, но также и ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам. Этот процесс был запущен 1 февраля 2018 года, когда размеры были проиндексированы на 2,5%. Помимо этого, произойдет увеличение пенсионного обеспечения государственного и социального характера 1 апреля на 4,1%. После увеличения социальная пенсия будет составлять 9 045 рублей. Работающие пенсионеры также могут претендовать на увеличение страховых пенсий, учитывая, что ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий. При этом Пенсионный фонд отмечает, что в стране не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума.

2. Новый вид пенсии.

В 2018 году впервые появится социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Это нововведение было выдвинуто потому, что такая категория детей находится в неравном положении по сравнению с детьми-сиротами, которые имеют право получать пенсию по потере кормильца. Это происходило потому, что у них не было юридически зарегистрированных родителей. По данным Пенсионного фонда РФ на такой вид пенсии могут рассчитывать в 2018 году около 4 тысяч «подкидышей». [3, с. 194]

3. Возобновление индексации после увольнения.

В 2016 году была введена такая практика в отношении пенсионного обеспечения, согласно которой все работающие пенсионеры получали страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Однако когда работник пенсионного возраста прекращал свою трудовую деятельность, он начинал получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций. В 2018 году процедура индексации будет длиться 3 месяца, однако пенсионные отчисления за весь этот срок будут компенсированы, чего не было в 2016 т 2017 гг., когда пенсионер не получал проиндексированных пенсионных средств за эти три месяца.

4. Формирование пенсионных накоплений.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. Однако это не означает процесс «заморозки пенсий» или фактора изъятия пенсионных накоплений. Такая практика необходима для создания дополнительного финансирования страховой пенсии. Таким образом, все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.

В частности, уже в 2018 году говорят о парадигме новой пенсионной системы в Российской Федерации в 2019 году, которая отразится в Законе об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Данную концепцию разработали совместно Центральный банк России и Министерство финансов еще в 2016 году, но свое распространение она получила лишь в недавнее время из-за увеличившейся проработанности этого процесса. Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе приобретет следующие черты: [4]

  1. Граждане теперь должны будут самостоятельно заботиться о факторе для накопления выплат. Причем выплаты будут формироваться не только на основе 22% обязательного взноса, но также нужно будет платить до 6% для добровольной накопительной части пенсии.
  2. ИПК должен будет устранить страховую часть накоплений. Это будет произведено для того, чтобы оставить две части пенсии – государственная и индивидуальный пенсионный капитал. Отметим, что ставка планируется на уровне от 1% до 6%. Данный феномен означает, что гражданин самостоятельно будет определять, сколько ему отдавать отчислений для формирования индивидуального пенсионного капитала.
  3. Основной отличительной особенностью будет отсутствие обязательного компонента формирования ИПК. Работающий гражданин будет вправе в Пенсионном фонде написать заявление на отказ от дополнительных взносов. Однако если он письменно не уведомит ПФР о своем намерении не участвовать в этой программе, он будет автоматически к ней подключен, отчего будет происходить отчисление ставки для формирования ИПК, начиная с 0% до 6%.
  4. Пенсионные накопления, которые создавались на основе условий обязательной накопительной системы, не утратят силу. Их можно будет обменять на пенсионные баллы или перечислить для ИПК в качестве первого взноса.

Стоит отметить, что не все в Правительстве РФ поддерживают эту инициативу, направленную на изменение структуры пенсионной системы, утверждая, что 6% от дохода – значительная сумма и не все захотят её перечислять даже в пользу собственной пенсии. Более того, из-за механизма, согласно которому от ИПК можно отказаться, Правительство не дополучит значительные суммы денежных средств, отчего идея внедрения новой модели пенсионной системы может попросту провалиться. В основном, специалисты проводят параллель с опытом внедрения такой системы в Италии, в которой из-за добровольности ИПК она и провалилась. Безусловно, как и любая реформа, эта инициатива по-прежнему вызывает много споров и разногласий, однако пока что у Правительства есть время, чтобы доработать законопроект и устранить видимые недостатки. [4]

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели основные тенденции развития пенсионной системы в Российской Федерации, обозначив изменения, характеризовавшие её в 2017 и 2018 гг., отметив и будущие планы по её реорганизации в 2019 году. В 2018 году произойдет повышение пенсий и социальных выплат, изменится характер назначения пенсий, появится её новый вид, а также будет возобновлена индексация пенсии после увольнения. В 2019 году планируется внедрение нового компонента для формирования пенсионных выплат – индивидуальный пенсионный капитал, однако все перспективы развития 2019 года пока что находятся в разработке, равно как и сам законопроект, их обуславливающий.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом пенсионная система, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 15 за период c 2001 по 2016 год).

1. Михайлов А.Г.
Генезис экономической стратегии. Геополитика и Финансы / 2016. – 258 с. – doi: 10.18334/9785906830883.
Взаимное воздействие геополитики и финансов рассмотрено на примере геополитических трансформаций России в XX веке, генезиса Pax Americana, а также при финансовых кризисах 1998, 2008, 2014 годов. Чтобы Россия не вошла в столкновение с другими мировыми центрами силы, а кризисы не повторялись, необходим отказ от инфляционной политики. Ответы на финансовые вызовы даст прагматичная (неинфляционная) экономическая стратегия государства, которая не состоится без интеграции в неё финансов.

При современном геополитическом раскладе в мире развитие экономики России можно получить только при низких ставках по кредитам и устойчивости рубля по покупательной способности, при продаже ресурсов за рубеж за рубли, при снижении фискальной нагрузки на производство и соблюдении социальных гарантий. Все перечисленные позиции достижимы в комплексе.

Национальной валюте отказывают в устойчивости по покупательной способности, что, фактически, поддерживает чужие валюты. Пока доллар обменивают на товары, собственность и «коллекционируют» про запас – доллар будет устойчив, а США продолжат диктовать свои правила и вводить санкции.

Благодаря своему укреплению у России появилась возможность активного развития и диверсификации экономики и формирования благоприятного геополитического окружения, в частности, принимая Государственные Акты РФ «О наделении суверенитетом» стран Балтии; добиваясь пунктуального исполнения учредительных документов СНГ; соблюдая стратегию военного нейтралитета; инициативно защищая свои реальные интересы. Только сильная Россия будет богатой.

Финансовый фактор един для внутреннего устройства и геополитического позиционирования государства. Это доказательно изложено в книге, в ней исторические факты даны непредвзято и вне привычных стереотипов.

2. Ким Н.Б.
Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
В течение последнего десятилетия проводится реформирование пенсионной системы России. Ежегодно вносятся изменения в пенсионное законодательство. В статье рассматриваются основные проблемы, встающие на пути развития пенсионной системы РФ.

Ким Н.Б. Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 205-208. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8352.

3. Никифорова О.Н.
Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2012).
Статья посвящена особенностям развития специальных пенсионных фондов и корпоративных пенсий в развитых странах. Констатируется высокий уровень охвата трудоспособного населения этими видами пенсий за рубежом и сравнительно низким интересом к ним в России. Анализируется опыт по организации специального пенсионного фонда в Норвегии, сформированного на доходы от нефтедобычи. Это могло бы стать примером для России, особенно в условиях надвигающегося демографического кризиса.

Никифорова О.Н. Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – с. 182-187. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7325.

4. Сочнева Е.Н.
Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. (№ 6 / 2011).
В статье рассматривается демографическая ситуация в России, оказывающая негативное влияние на рынок труда. Автор анализирует существующие государственные методы стимулирования рождаемости и борьбы с безработицей и высказывает мнение, что для смягчения негативных социальных последствий постиндустриальной экономики необходимо обратиться к кейнсианским методам регулирования рынка труда. Их реализацию автор видит в создании дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Сочнева Е.Н. Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – с. 54-60. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6561.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Никифорова О.Н.
Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2011).
Статья посвящена текущим особенностям реформирования пенсионной системы, проблеме старения населения и его влияния на ход пенсионной реформы. Эта негативная тенденция осложняется тем, что в стране существует бедность и высок процент населения с небольшими доходами – этой категории граждан будет сложно сделать накопления к пенсионному возрасту, что ставит под сомнения эффективность текущей пенсионной реформы.

Никифорова О.Н. Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – с. 17-22. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6656.

6. Захаров И.Н.
Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2011).
Задача анализа пенсионной системы Российской Федерации в период нестабильности экономики, ухудшающейся социально-демографической обстановки, реформирования пенсионного законодательства крайне сложна и актуальна. Актуарное оценивание позволяет рассчитать параметры долгосрочного функционирования пенсионной системы на основе высокоэффективных методик, позволяющих своевременно выявить и предотвратить влияние негативных факторов. В статье рассматривается современная актуарная практика, выявляются особенности российского пенсионного оценивания, дается пенсионная модель с основными параметрами.

Захаров И.Н. Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – с. 18-24. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6645.

7. Борисенко И.В.
Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).
Стартовавший в начале текущего года новый этап пенсионной реформы нацелен на создание в России полноценной накопительной системы
за счет использования стимулов к активизации сбережений населения и софинансирования государством накопительных программ. Эта
задача невыполнима без вовлечения в структуру пенсионного обеспечения негосударственных пенсионных фондов как необходимого условия
поддержания устойчивости государственной распределительно-накопительной пенсионной системы.

Борисенко И.В. Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 2. – с. 41-46. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6007.

8. Бурлака Н.П.
Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
В статье рассматриваются причины кризиса пенсионных систем и основные направления их трансформирования в различных странах мира, а также проблемы, возникающие в результате осуществления пенсионных реформ, и пути их решения.

Бурлака Н.П. Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 25-30. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5283.

9. Магомедгаджиева Р.Д.
Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2009).
Одной из центральных проблем действующей государственной системы пенсионного обеспечения остается острая необходимость реформирования существующего порядка установления досрочных пенсий по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда.

Магомедгаджиева Р.Д. Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – с. 114-116. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3495.

10. Крючков А.В.
Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2008).
В настоящее время в России наблюдается увеличение таких негативных социальных явлений, как бедность, преступность, депопуляция, вынужденная миграция, наркомания и т.п. Очевидна необходимость осмысления природы этих факторов и позитивного изменения создавшегося положения силами государства и общества. Один из путей – совершенствование пенсионной системы.

Крючков А.В. Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – с. 39-44. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3203.

11. Гончаров С.Ф.
Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2007).
Пять лет назад в России начала действовать новая пенсионная система. Основными целями ее реформирования стали переход пенсионного обеспечения на страховые принципы, повышение жизненного уровня пенсионеров и достижение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). С 2002 г. ставка пенсионного налога в ЕСН стала составлять 28%, из которых 14% направлялось на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8% — на выплату страховой части и 6% – на формирование накопительной части. В первоначальном варианте право на накопительную пенсию получили мужчины не старше 1953 года и женщины моложе 1957 года рождения.

Гончаров С.Ф. Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – с. 101-105. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2421.

12. Ахундов О.Т.
Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2002).
Начавшийся процесс реформирования российской пенсионной системы в направлении частичного перехода на накопительные принципы, предусматривающие реализацию ответственных инвестиционных программ, должен опираться на опыт других стран. В частности, представляет интерес американский опыт функционирования накопительных схем пенсионного обеспечения на уровне штатов и местных органов власти.

Ахундов О.Т. Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – с. 105-108. – url: https://creativeconomy.ru/lib/704.

13. Ярошенко С.Г.
Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2002).
Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001, 1/2002.
В России началась пенсионная реформа. При этом часто говорится о том, что сутью пенсионной реформы является переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Однако почему-то никто не задает очень важный вопрос: действительно ли пенсионная система в России является распределительной?

Ярошенко С.Г. Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – с. 85-89. – url: https://creativeconomy.ru/lib/585.

14. Ярошенко С.Г.
Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2002).
(Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001).
В России началась пенсионная реформа, целью которой является постепенный переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. Государственная дума РФ на весенней сессии 2001 г. приняла в первом чтении пенсионные законопроекты, устанавливающие новые организационные, правовые и финансовые основы государственного пенсионного обеспечения. Отличительной чертой предлагаемой пенсионной реформы является полное самоустранение государства от ее финансирования, вся тяжесть реформы падает на плечи нынешнего поколения пенсионеров.

Ярошенко С.Г. Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – с. 111-112. – url: https://creativeconomy.ru/lib/562.

15. Ярошенко С.Г.
Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2001).
При обсуждении пенсионной реформы в России средства массовой информации широко тиражируют выступления представителей Правительства и Пенсионного фонда. Попробуем же взглянуть на предлагаемые изменения в пенсионном законодательстве глазами простых пенсионеров, а именно тех, кто в наибольшей степени почувствует эти изменения на себе. Главное, что бросается в глаза, это откровенно грабительский характер предлагаемых изменений пенсионного законодательства для нынешнего поколения пенсионеров. Характер ряда таких изменений, на первый взгляд, не виден. В данной статье мы покажем размеры потерь пенсионеров только от одной такой законодательной новации – введения «базовой пенсии»

Ярошенко С.Г. Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – с. 74-78. – url: https://creativeconomy.ru/lib/505.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «пенсионная система»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова И.В.

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова И.В.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение населения России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

И.В.Галимова, канд. экон. наук, доцент АОУ ВПО «ЛГУ им. АС. Пушкина», г. СПб

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ,

реформирование пенсионной системы РФ.

Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне [1,с.69]; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета [2,с.262]. Трансферты являются компенсационными выплатами выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 году на выплату пенсий потребовалось трансфертов на сумму 6 трлн. руб., из них только 4 трлн. руб. профинансированы собранными страховыми взносами. Из трансфертов, составляющих треть доходов ПФР, около 30 % - обязательства федерального бюджета (доплата за советский стаж, за периоды ухода за ребенком). Остальное - это компенсация пониженного работодателям тарифа (около 20 %) и нехватки средств по обязательному пенсионному страхованию (компенсация досрочных пенсий, повышение фиксированной выплаты, индексация пенсий на индекс инфляции). В 2016 году восстановление накопительной части пенсии потребует от бюджета около 340 млрд. руб. Главной причиной этого положения является большая доля теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. На увеличение дефицита бюджета ПФР влияет рост общего количества пенсионеров. Так, по данным ПФР 36,5 млн. российских пенсионеров получают пенсии. А по оценке Росстата к 2030 году фактическое соотношение лиц пенсионного и трудоспособного возраста достигнет 52 % [3].

На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [1,с. 72]. Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров [3].

Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

В 2014 году в РФ начал действовать законопроект о моратории на перевод накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Накопительные взносы (6%) у всех граждан стали направляться в страховую часть пенсии до тех пор, пока НПФ не пройдут все процедуры. Для продолжения работы с пенсионными накоплениями, НПФ должны были за два года сменить организационно - правовую форму и войти в систему гарантирования. В эти годы накопительные взносы предполагалось передавать на временное хранение государственной управляющей компании - Внешэкономбанку, но мораторий был продлен еще на один год [4,с.300].

Основной задачей НПФ является обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Согласно статистическим данным только 24 % от общего числа граждан, у которых формируются пенсионные накопления, доверяют их негосударственным пенсионным фондам [5,с.156]. Главной причиной, по которой граждане не хотят переводить свои средства в негосударственные пенсионные фонды, является мнение о том, что государственный фонд надежнее. Программой по негосударственному пенсионному обеспечению не позволяет пользоваться гражданам низкий уровень доходов. Кроме этого, продолжает снижаться в условиях кризиса склонность населения к сбережению [6,с.53].

Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшего реформирования и совершенствования. Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов. Список использованной литературы

1. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, научный журнал, №4. Том 6 - СПб, 2015,С.69-74.

2. Стецюнич Ю.Н. Организация казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений - сборник статей межд. науч.-практ. конф., 2016, С. 261-265.

3. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт: www.pfrf.ru

4. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России. // Молодой ученый. - 2014. №17. С. 299-301.

5. Галимова И.В., Говорушина Т.К., Маклакова Е.А., Мамаева М.И., Стецюнич Ю.Н., Уварова Т.А., Харлампиева А.С. Теоретические основы финансовой деятельности: учеб пос.: - СПб, НИЦ АРТ, 2015, 220с.

6. Галимова И.В. Тенденции развития пенсионной системы в РФ // XVII Царскосельские чтения, под ред. В. Н. Скворцова. 2013. С. 52-56

©Галимова И.В., 2016 г.

студентка факультета Финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет Научный руководитель: А.В. Захарян, к.э.н., доцент факультета Финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В статье рассмотрены особенности для эффективной разработки управленческих решений и выделены

Читайте также: