Пенсионном возрасте в нашей стране не забудьте


В 2021 году границы пенсионного возраста снова изменились, что станет настоящим препятствием для тех потенциальных пенсионеров, которые бы могли отправиться на заслуженный отдых по старым правилам. Система увеличения пограничного возрастного порога является частью пенсионной реформы, которую называют непопулярным решением.

Предыстория повышения пенсионного возраста

Ошибочно полагать, будто возвращение к первоначальной системе выхода на пенсию – хороший выход из положения. По крайней мере, Оксана Синявская, которая является представителем НИУ ВШЭ, полагает, что сильно это делу не поможет. В лучшем случае можно рассчитывать на краткосрочное улучшение положения.

Решение о смещении порога пенсионного возраста было подписано президентом в 2018 году, но с тех пор количество противников пересмотренного законодательства не уменьшается.

Технически показатель выхода не пенсию оставался в стране неизменным с 1967 года. Для многих граждан установленные полвека назад рамки считаются единственно приемлемыми, так как о других никто и не задумывался. Люди настолько привыкли к такого рода стабильности, что заранее начинали строить планы касательно того, как будут складываться их дела после начала официального отдыха.

Нововведение сильно сместило распланированную на много лет вперед стратегию. Не смутило россиян и то, что многие страны после 90-х годов уже успешно провели аналогичные реформы.


После вступления государства на путь новейшей истории власти довольно долго вообще отрицали то, что собираются смещать пенсионные рамки. Когда же чиновники все же приняли непопулярное решение, многих это удивило. Реакция была не менее бурная, чем после того, как в стране отказались от части соцльгот, что было произведено в 2005 году и спровоцировало волны недовольства.

Причины недовольства тех, кто не станет пенсионером в 2021 году

По свидетельствам исследования, проведенного специалистами «Левада-центра», почти половина граждан проголосовала за то, что пенсионная реформа стала главным событием года. Такие результаты были и в 2018 году, и годом позже. Даже теперь россияне негативно относятся к нововведениям. Другие социологические исследования демонстрируют, что граждане РФ в большинстве своем выступают за откат до старых пенсионных возрастов.

Эксперты связывают столь острую реакцию с тем, что качественной разъяснительной работы проведено не было. Речь идет о людях, которые попали в границы повышения.


Пока что прошло не особенно много времени для того, чтобы подвести итоги по части экономического эффекта от проведенной реформы. Больше всего новшества затронули мужчин, которые родились в период с 1959 по 1960 годы, а также женщин, рожденных с 1964 по 1965 годы. Затронули и интересы некоторых пенсионеров чуть младшего возраста, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию.

Пенсионный возраст снова изменится

Чтобы гражданам, которые попали в так называемую категорию предпенсионеров, было проще, им представили подробную таблицу. При этом специалисты отметили, что опасения касательно связи повышения пенсионного порога с влиянием на уровень занятости населения, на практике так и не оправдались.


Готовятся аналитики и к тому, что в последующие годы будет крайне проблематично выделить чистые эффекты влияния пенсионной реформы на экономику страны. Нововведение натолкнулось на проблемы, связанные с экономическими последствиями длительной самоизоляции из-за коронавируса. Тут учитывается то, что сокращенный фонд зарплаты уменьшает страховые доходы ПФ. Из-за этого выделить положительный эффект от увеличения пенсионного порога становится практически невозможно.

Повышение пенсионного возраста, ставшее первым значимым шагом Владимира Путина после избрания на очередной срок в 2018 году, родило новые понятия: “предпенсионер” и “предпенсионный возраст”. Строго говоря такие термины использовались и раньше, но содержания в них было намного меньше. Сейчас льготы для предпенсионеров, пусть и в очень ограниченной мере, компенсируют им более поздний выход на пенсию. Каким будет предпенсионный возраст в 2021 году - разобраться с этим в переходный период реформы поможет только официальная таблица от ПФР.

Какие льготы положены предпенсионерам в 2021 году

Понятно, что никакие льготы полностью не компенсируют более поздний выход на пенсию. Иначе проще было ничего не менять. В выигрыше в любом случае остаётся государство и казна. Звание предпенсионера может чем-то выручить в редких ситуациях, а прямая экономия денег даёт не так уж много.

Арифметика вполне простая. Даже минимальная ежемесячная пенсия в России, в зависимости от региона, колеблется в районе суммы в 9-10 тысяч рублей. Средняя - выше примерно в полтора раза. Освобождение от уплаты некоторых налогов (а это одна из основных льгот!) на этом фоне - копейки.

Единственная до повышения пенсионного возраста льгота для людей предпенсионного возраста - возможность выйти на пенсию на два года раньше срока. Она существует и сегодня, но нужно понимать, что воспользоваться ей не так просто.

Стать пенсионером досрочно можно только официально безработному пожилому человеку, стоящему на учёте в службе занятости. При этом сама служба занятости должна расписаться в своём бессилии в поиске работы для этого человека. А уволен с предыдущей работы он должен быть из-за ликвидации организации или в результате сокращения штата.

Довольно специфический набор условий, на практике почти нереальный.

Начиная с 2019 года, когда началось повышение пенсионного возраста, перечень льгот для предпенсионеров стал более ощутимым. В него теперь входят:

Налоговые льготы - предпенсионер пользуется теми же льготами, что полагаются пенсионеру; он освобождён от имущественного налога на один объект недвижимости, от уплаты земельного налога на 6 соток участка.

Трудовые гарантии - уволить предпенсионера сейчас примерно так же сложно, как уволить беременную сотрудницу. Работодателей даже пугают уголовным преследованием за это.

Повышенное пособие по безработице - если предпенсионер всё же лишился работы (например, из-за того, что была ликвидирована организация-работодатель) и встал на учёт в службе занятости, ему будет положено повышенное пособие. Точные суммы пособий для безработных на 2021 год в правительстве обсуждают до сих пор.

Диспансеризация каждый год - право на ежегодную диспансеризацию в 2021 году будет и у более молодых россиян, начиная с 40 лет. Но предпенсионеры смогут получить от работодателя два оплачиваемых дня в году на прохождение медосмотра, а не один, как все остальные.

С какого возраста появляется право на льготы

Проще всего разобраться с моментом наступления права на налоговые льготы. Освобождение от уплаты налога на квартиру или дом, а также от налога на 6 соток земельного участка наступает в момент, когда человек достигает старый пенсионный возраст. То есть в 55 лет для женщин и в 60 лет - для мужчин.

Переходный период пенсионной реформы на эту льготу никак не влияет. Строго говоря, льготы по налогам вообще мало связаны с пенсией, а наступают по возрасту. Скажем, люди, которые вышли на пенсию досрочно (представители опасных профессий или военнослужащие) всё равно оплачивают имущественные налоги, пока им не исполнится 55 или 60 лет.

С другими льготами всё немного сложнее и запутаннее. Пока идёт переходный период реформы, возникают некоторые парадоксы с предпенсионным возрастом.

Предпенсионный возраст вообще - это пять лет и меньше до выхода на пенсию. Но так это будет работать только когда переходный период по повышению пенсионного возраста завершится. А пока ПФР ориентируется не на возраст выхода на пенсию конкретного человека, а на действующий сейчас пенсионный возраст, отнимая пять лет именно от него.

На самом деле, это даже выгоднее для простых людей. Предпенсионерами сейчас фактически становятся уже за семь-восемь лет до выхода на пенсию.

Разобраться с этим парадоксом проще, если посмотреть на таблицу от Пенсионного фонда России.

Предпенсионный возраст для мужчин и женщин в таблице от ПФР

Две эти таблицы опубликованы в официальном источнике - на сайте Пенсионного фонда РФ. С их помощью легко разобраться, кто считается предпенсионером в том или ином году.

Таблица для женщин

Таблица для мужчин

Никаких изменений с 2020 года не произошло. Предпенсионный возраст в 2021 году - это 1965-1968 года рождения для женщин и 1960-1963 года - для мужчин.

Убедиться в правильности приведённых таблиц любой читатель может на сайте ПФР. Она приводится в нескольких местах. Например, здесь.

18.07.2018


Российские власти, решившие повысить пенсионный возраст в стране, слишком оторвались от реальности. Судя по комментариям читателей РИА «Новый День», поступившим на редакционную почту, правительство РФ и депутаты Госдумы, поддерживающие реформу, не понимают те негативные последствия, к которым приведет реализация таких «пенсионных» планов.

РИА «Новый День» публикует подборку характерных высказываний своих читателей.

Сергей: Мне 47 лет. Я уверен, что не доживу до пенсии – работаю в условиях крайнего севера, 28 лет общего трудового стажа и 18 лет северного. Ипотека не положена – малый доход, стажа для переселения не хватает, стою в очереди 5 лет 20 174 в списке. Я знаю, таких, как я, много в нашей стране, а на Ямале (где все хорошо) еще больше…

Валерий, Липецк: Мне 67 лет. Вышел на пенсию с 60 лет. Основной стаж по рабочей профессии 40 лет. Сейчас пенсия 13 800 руб. Почему я против этой пенсионной реформы? Потому что у всех есть дети и внуки, и их будущее, конечно, никому не безразлично. Обещаниям правительства верить нельзя. Это попытка « подмаслить» нынешним пенсионерам чистый обман. Я имею в виду обещанную правительством прибавку пенсий. Брат у меня должен выйти на пенсию в феврале 2019 года, будет 60 лет. Как предлагает правительство уже на год позже – в 2020 году. Делаем простой подсчёт. Предполагаем начисленную ему ПФР пенсию 13000 руб. За год он получил бы 13000 * 12 = 154000 руб. Он её не получит. Мне за счёт его пенсии добавят с апреля 2019 года 1000 руб. и ещё небольшая прибавка в начале года в 200 руб. Итого за 9 оставшихся месяцев до конца года я получу за счёт своего брата: 1200*9 = 10800 руб. Вопрос куда пойдут остальные 154000 – 10800=143200 руб. на других пенсионеров, или .

Теперь о возможности работать до 65 лет. До 63 лет я ещё был работоспособным. Но потом возникли проблемы со спиной. Три месяца не согнуться – не разогнуться, потом боли в ногах. Теперь я только мысленно хочу делать какую-то работу, а физически просто не могу. Возраст дожития неприятный термин, но это примерная статистика моих сверстников, доживших до пенсии. Из моих одноклассников из 30 человек мужской и женской части до пенсии дожили, включая меня, всего 8. Ещё статистику прожиточного возраста Россиян можно увидеть на любом кладбище России. Достаточно просто пройти и посмотреть на даты надгробий…

Цинизм власти просто зашкаливает. О правительстве Медведева и партии « Единая Россия». Состав партии преимущественно чиновники и олигархи. Сохранение власти и своих интересов их цель. Угроза заморозки много миллиардных счетов и недвижимости банками США, Британии и Европы больше всего вызывает страх. А это может быть. Это для них важнее интересов страны и тем более населения. А сделать прогрессивный налог, или изыскивать иные средства для увеличения пенсии? Проще – опять обирать народ! Всё на виду.

О Президенте и его молчании. Едва ли кто-нибудь поверит, что Медведев предложил эту пенсионную реформу без согласования с Президентом. Назначил председателем правительства Медведева президент. Будем ждать. Основное решение за Президентом. Нужен прорыв в экономике для улучшения качества жизни народа! Пока прорыв в обратную сторону. Цены на бензин, от которых растут цены на всё, повышение НДС, традиционный рост тарифов ЖКХ в июле, эта пенсионная реформа и т. д. Какое же тут улучшение жизни? Продолжительность жизни как раз пропорциональна качеству жизни. Хуже и беднее живём, значит и меньше. Даже смягчение этой реформы будет воспринято крайне негативно. Особенно возмущает цинизм власти предлагающих увеличить пенсионный возраст для наших женщин на 7 лет. При таком прожиточном возрасте в стране эту реформу принимать нельзя.

Тамара Алексеевна: Работаю учителем в г. Мичуринске Тамбовской области. Стаж работы – 42 года. Заработная плата – 16 тысяч. Мне 59 лет, однако уйти на заслуженный отдых не могу: пенсия составляет 9 тыс.237 руб. Трудиться в моём возрасте эффективно крайне трудно. «Греет душу» то обстоятельство, что можно получать не только заработную плату, но и пенсию. И всё-таки я убеждена в том, что необходимо давать дорогу молодым, энергичным, инициативным работникам. Правительству следует, думается, изыскивать какие-то другие пути решения пенсионного обеспечения населения. И средства для этого, я убеждена, найдутся.

Олег Дмитриев: Какие могут быть начисления с зарплаты с ее минимальным размером (медработники в МО получают 8-12 тысяч в месяц). С таких зарплат, даже если пенсия 50% от зарплаты, пенсии будут мизерные. Производительность труда, о повышении которой говорит правительство, выражается не в штуках, а в зарплатах (рублях). По производству стали, продовольствия, других товаров мы обгоняем многие страны, но зарплаты ниже, чем Китае, и получается, чтобы мы не делали, все равно отстаем по производительности. Вся проблема заключается в этом. Теоретически количество работающих уменьшается, но производительность труда растет. С учетом механизации и автоматизации и один человек по производству товарной продукции может прокормить текущее количество пенсионеров. Пример сельское хозяйство. Если раньше в сельском хозяйстве в развитых странах работало 20-30% жителей, то теперь менее 1%. Но работник производящий достаточное количество товарной продукции мало получает. Поэтому ПФ не наполняется. Решить эту проблему путем назначения часовой минимальной оплатой правительство не хочет, так как это ударит по крупной буржуазии. Поэтому у нас врач и инженер может получать меньше уборщицы и гастарбайтера…

Людмила: Куда пойдут работать наши внуки? Пить, грабить и умирать от наркоты, ибо, если престарелые будут работать, не будет ни карьерного роста, ни желания работать, а значит – сожрут наше государство и будем звенеть кандалами или просто зачистят враги территорию.

Игорь: Пенсионная реформа – это верх лицемерия сегодняшней власти. У народа хотят забрать последнее, чтобы только пахали и умирали. А подумали бы они, как живётся народу… Срезали бы зарплату у всех чиновников и депутатов до пенсионных размеров – вот тогда бы и зачесались все законоТворцы…

Лидия: Надо продлить пенсионный возраст для белых воротничков, тем – у кого пенсия выше тридцати тысяч и прочим дармоедам до 70 лет, с переводом их на физический труд после 55 лет – и проблема будет решена. До 57 лет люди как то еще держатся, ползут на свои несчастные 6 соток, чтобы выжить со своих огородов. Эти дармоеды просидели всю жизнь на пятой точке, получая сумасшедшие зарплаты и дивиденды, их на пенсию не выгонишь – дайте еще порулить. А мы все сдохнем, смотря на их светлое настоящее и будущее.

Александр: Я против пенсионной реформы. Я три года ищу работу. 49 лет и никто на работу меня не берет. Как мне жить без пенсии еще 25 лет? Вешаться? Ребенка в детдом? Ура, футбольная Россия.

Наталья: В стране достаточно средств на пенсионные и социальные выплаты, просто группа лиц в правительстве лоббирует интересы богатых людей, и потирают руки. Если человек хочет трудиться в пенсионном возрасте (55х60 лет) – у него есть здоровье, желание работать – пусть трудится. А если у человека нет здоровья, он работал физически на тяжелом производстве, даже не обязательно вредном, он должен пользоваться возможностью быть на заслуженном отдыхе. В нашей семье по папиной линии из 7-ми братьев и сестер только одна дожила до 80 лет, самая ранняя смерть в 50 лет, остальные на пенсии в среднем прожили 5 лет.

Сергей: Мне в этом 2018 году исполнится 55 лет, голосовал за Путина, а в сущности и за НОВОЕ правительство, верил и надеялся на лучшую жизнь, на светлое будущее своих детей, а получил усиление нищеты во всех слоях населения своей страны. В очередной раз был обманут, хотя и были сомнения, почему Путин не вышел к народу со своей предвыборной программой. Выходит, её просто не было, или в этом не было необходимости. Такое неуважение к своему избирателю должно было меня насторожить и упредить от принятия неверного решения.

В повышении пенсионного возраста и заключается вся суть прорыва Путина и его «НОВОГО» правительства? Нас опять унизили, обокрали, вывернули все карманы и оставили подыхать в этой прекрасной стране без средств к существованию. Посвяти себя России и подохни в нищете, в этом заключается внутренняя политика Путина. Тотальное уничтожение населения России, вот как это называется. При повышении пенсионного возраста забыли принять закон об эвтаназии. Не нужно население – так дайте спокойно уйти из этой жизни, не мучаясь. Грабить страну и шарить по карманам людей, – всё, на что способно это правительство, эта власть – совет директоров Черкизовского рынка.

Аркадий: То, что сегодня выдают якобы за пенсионную реформу, таковой не является. Это просто грабеж. Банальный грабеж средь бела дня. Не доводите до греха.

Любовь: О том, что пенсионная реформа противоречит Конституции – истинная правда! У меня пенсия 11 989 рублей при каждой индексации на 350 рублей огромное повышение цен на товары и жкх. Волею судьбы осталась одна в 3-комнатной квартире. За квартплату – 6 тыс уходит, +кабельное, телевизор, Интернет… И что у меня остается? А стаж работы 38 лет 10 мес – говорят, что декретные до 1.5 лет не вошли и больничные вычеркнули из стажа. Так или нет – не знаю. Город наш умирает, работы для нас нет. Да и не одна я такая.

Татьяна Гицеева: Члены правительства не владеют информацией об уровне безработицы в малых городах и сельской местности. На биржу не ставят. Значит, в статистические отчеты такие граждане не попадают. Ездить на заработки не позволяют либо здоровье, либо возраст (старше 50-ти лет), либо семейное положение (не с кем оставить детей или человек проживает один и не может бросить дом и мизерное хозяйство, позволяющее ему выжить). В селах и пгт полное отсутствие каких-либо вакансий! Попробуйте отправить представителей для объективной переписи именно в такие места. Вот тогда Вы получите полную картину положения дел с трудоустройством в стране. Россия – это не только Москва и крупные областные центры. Что делать населению глубинки? Как выжить?

Антонида: Первое, что надо сделать – проснуться народу и перестать трусливо шептаться по углам. Путин продаёт нашу Родину оптом и в розницу. И если уйти от этого грабительского государства, то не будет Китая на нашей земле, недра будут принадлежать народу, а не путинским дружкам и иностранным компаниям, и повышения пенсионного возраста тоже не будет.

Андрей: Как-то резко поменялось у меня мировоззрение после 14 июня. Закрадывались, конечно, и раньше сомнения, но я гнал их от себя, не теряя надежды на победу добра. А тут ещё этот футбольный чемпионат очень технично вписался в канву событий. Нам обещали говорящие головы, что наверняка к открытию чемпионата хохлы устроят какую-нибудь провокацию, а провокации дождались от собственного правительства. С юных лет я смотрел как нас обманывает верхушка власти, коммунисты, на фоне пустых прилавков обещали – «наше поколение будет жить при КОММУНИЗМЕ», демократы проводили денежные реформы, обесценивая накопления нажитые тяжёлым трудом. И вот, наконец, появился он, вернул утраченную национальную гордость, восстановил силу и могущество великой державы. Очень захотелось поверить, что появится у нас в стране добро и справедливость. И на выборы пошёл с этой надеждой и детей убедил проголосовать за него. В юности, устраиваясь на работу, закон мне гарантировал оплату труда и заслуженный отдых после достижения пенсионного возраста ровно в 60 лет. Долгие годы работал на благо родного государства, ежемесячно отчисляя налоги в Пенсионный фонд. Мечтал, строил планы на остаток жизни на пенсии, и вот уже забрезжил свет в конце туннеля, неужели скоро свобода. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», как говаривали наши предки. Оказывается, жить мы стали долго, непорядок, нате вам ещё несколько лет трудовой повинности.

«Статистика – продажная девка капитализма», – сказал какой-то неглупый человек, они посчитали средний возраст жизни в России более 72 лет, среди моих одноклассников 60-61 года рождения многие уже не живут, один из них, мой хороший друг, покончил жизнь самоубийством в лихие 90-е, когда остался без работы и без средств существования. Все пережитые кризисы, смены правительств, бандитские 90-е, расцвет наркомании при детях-подростках здоровья отнюдь не прибавляли, и я не могу вспомнить ни одного своего сверстника способного похвастаться хорошей физической формой.

Когда садишься играть в карты с шулером, есть большая вероятность что он может поменять правила в процессе игры. Дефицит, говорят, в бюджете Пенсионного фонда, а нефть на бирже около $80, вместо расчётных 40, стабфонд, опять же, говорят, где-то существует, почему бы правительству не запустить социальную программу и не выполнить свои обязательства перед гражданами. Или, например, потратить свои таланты на настоящую борьбу с коррупцией, можно ещё провести независимый аудит ПФ РФ чтобы понять так ли виновата демографическая ситуация в нехватке денег, но это уже из области фантастики.

Глядя на все эти реформы, молодое поколение понимает, что заплатив налоги и взносы в ПФ, через несколько лет государство может опять обмануть, повысив, например, пенсионный возраст ещё лет на 10. Нет ничего удивительного в серых зарплатах, в самозанятых гражданах, которые никогда не платили налогов, формируя сами себе пенсионный фонд. Мне кажется, что такими реформами правительство только загоняет людей в теневой бизнес. Какие аргументы приводить, когда твои дети строят планы уехать из России и потратить свои силы и знания на развитие другого государства.

Они так талантливо всё продумали, привязали начало реформы к открытию чемпионата, пообещали вышедшим пенсионерам прибавку за счёт невышедших, ограбили одних бедных и маленький кусочек отнятого кинули другим, трусливо не тронули пенсии военных и правоохранителей…

Петр: Мне, как жителю сельского поселения, непонятно одно в отношении пенсионных перепадов. А как же с сельскими тружиниками быть? Хотя бы взять доярку, которая горбатится с 4 утра и до 9 вечера с перерывом между дойками по 2 часа и эта дойка 3 раза в день. Куда ей до повышения пенсионного возраста – когда она не дорабатывает до 50 лет – либо больница, либо могила! А работают за копейки. Так кому выгодна эта (пенсионериозация)? Моя мать в советское время получала 7-12 руб, ну а мы нынешние пенсионеры получаем от силы 12 тыс. Позор этим пенсионным проектировщикам и тем умникам, которые заседают в апартаментах, не выходя в народ!

Татьяна: Пенсии маленькие потому, что зарплаты у рабочих маленькие, которых становится всё меньше, а молодёжь за такую маленькую зарплату не хотят крутить станки. У меня муж отработал станочником широкого профиля 46 лет! У него больное сердце, от работы на разбитых станках, развивается болезнь паркинсона! оперированный позвоночник. А ему начислили 14 тысяч! Он бы с удовольствием отдохнул, но на эти деньги на отдых не съездить даже в другой город! Зарплата 20 тысяч из неё почти половина квартплата. Если ВЫ правительство будете жить на 20 тысяч в месяц, может, вас народ и будет уважать. А пока вы далеко от народа. С Вашей зарплатой и до 70 лет работайте!

Москва, служба информации РИА «Новый День»

Москва. Другие новости 18.07.18

Экс-глава МУРа признан виновным в коррупции. / Из Москвы готовы сбежать 40% жителей. / «Медовому месяцу» России и США пришел конец? Трамп счел «оговоркой» заявление о невмешательстве Москвы в выборы. Читать дальше

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. А значит не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90-х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из "Прямых линий" прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной - абсолютно оправданной и справедливой. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.


Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счет, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто "съела" бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам еще очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идет именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтвержденной экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать все, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Все, о чем я только что сказал, - объективный, но все же достаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее, я просил Правительство самым серьезным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое легкое, самое простое для нее сегодня - вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало ли Правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперед не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: