Пенсионные технологии негосударственных пенсионных фондов

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

  Частные пенсионные фонды

Технология работы НПФ
Схема с установленными размерами взносов предполагает определенный размера пенсионных взносов, который обычно фиксируется как процент заработной платы или фонда оплаты труда, если платит предприятие. Размер пенсионных выплат зависит от пенсионных накоплений, находящихся на именных пенсионных счетах, и от эффективности инвестиций этих накоплений, которые заранее не оговариваются. По достижении участником фонда пенсионного возраста выплаты могут осуществляться тремя способами:
— пожизненно
— единовременно или в течении ряда лет
— до исчерпания суммы пенсионных накоплений.
От того, какой способ выбран, зависит и размер выплат.
Пенсионным случаем может быть не только достижение пенсионного возраста. В стандартном договоре ННПФ пенсионными случаями считаются, кроме наступления пенсионного возраста, инвалидность, получение статуса безработного и смерть участника фонда. В наиболее печальном случае накопления выплачиваются наследникам умершего единовременно или в течении ряда лет. В прочих случаях участник фонда пишет заявление, указывая вид пенсии (единовременно, в течение ряда лет или пожизненно; последняя возможна только при достижении пенсионного возраста или при признании у участника фонда пожизненной инвалидности 1 группы).
Во всех случаях, кроме пожизненной пенсии, собранные средства инвестируются, обращаются и выплачиваются вкладчикам за вычетом комиссионных (аналогично обычному трастовому управлению капиталом). Доходы участников зависят от честности фонда и профессионализма компании по управлению активами и заранее не известны.
Пожизненная выплата премий предполагает солидарную ответственность участников с перекрестным субсидированием (см. рис.). Финансовые ресурсы, оставшиеся не выплаченными тем, кто не дожил до уровня средней продолжительности жизни, перераспределяются в пользу тех, кто этот возраст пережил. Чтобы реализовать эту схему, накапливаемые взносы должны оставаться в собственности фонда. Однако как рассказал корреспонденту Ъ член рабочей группы по подготовке предложений по реформированию пенсионной системы РФ Михаил Алехин, в последнем варианте проекта положения о НПФ указано, что вносимые деньги являются собственностью участников НПФ, а не самого фонда. Пока проект не утвержден, достаточно оговорить в правилах работы фонда, что при заключении договоров на выплату пожизненной пенсии участник фонда не имеет права назначать бенефициария (т. е. лица, имеющего право распоряжаться пенсионным счетом участника фонда), и после смерти участника фонда все средства, накопленные на его счетах, переходят фонду. После того как собственность на внесенные финансовые ресурсы будет закреплена за участниками законодательно, схема с солидарной ответственностью работать не сможет, если передачу средств не оформлять специально. Здесь всякий раз возникают затруднения. Передачу средств н нельзя оформить завещанием, так как нельзя быть уверенным, что оно окажется последним (а правомочно только последнее завещание). Сложно передать остаток средств по дарственной, — необходимо заранее указать стоимость объекта дарения. Так что от классической схемы выплаты пожизненной пенсии фонды, видимо, будут отказываться. Например, санкт-петербургский "Пенсионный фонд 20 треста", созданный для обслуживания 25 предприятий, входящих в АО "20 трест" намеревался осуществлять выплаты как пенсии в течении ряда лет, так и пожизненно, но от последней, по словам директора НПФ Бориса Толмачева, вероятно, придется отказаться.
Есть и чисто российские способы выплаты пожизненной пенсии. Московский пенсионный фонд "Линк" выплачивает пожизненные пенсии лицам, достигшим 70-летнего возраста, под залог их квартир. Для этого оформляется договор купли--продажи с пожизненным содержанием продавца. Размер пенсии определяется следующим образом. Из рыночной стоимости квартиры вычитаются накладные расходы, связанные с приватизацией и оформлением договора, проценты за кредит, который берет фонд в банке для выплаты пенсии, и 10% стоимости квартиры, которые фонд отписывает себе в доход. Остальная сумма распределяется исходя из средней продолжительности жизни, соответствующей возрасту участника фонда. Разброс выплат составляет от 20 до 100 тыс. руб. в месяц. В очень редких случаях она устанавливается на уровне 150-180 тыс. руб. Принятие нормативных документов по пенсионным фондам никак не отразится на пожизненной пенсии, выплачиваемой по этой схеме.
Схема с установленными размерами выплат предполагает определенный размер пенсионных выплат, обычно привязанный к заработной плате участника. Размер пенсионных взносов определяется исходя из этих выплат.
Пенсионные фонды практически не используют эту схему, поскольку она слишком рискованна: никто не берется гарантировать определенные выплаты через 10-15 лет в условиях нестабильной экономики. Эта схема может реализовываться, например, на основе принципа перераспределения средств между поколениями, то есть нынешние пенсионеры получают выплаты за счет вкладов будущих. Поэтому чрезвычайно важным становится уверенность будущих пенсионеров в долголетии пенсионного фонда. Такие гарантии не берутся предоставить даже корпоративные пенсионные фонды, организованные при благополучных предприятиях. Тем более не вызывают доверия так называемые открытые фонды, берущиеся обслуживать всех и вся.

Как организовать пенсионный фонд
Проволочки с принятием нормативной базы, как водится, породили сугубо практические проблемы. И прежде всего проблему создания фонда. Если чиновник, к которому обращается потенциальный НПФ с просьбой о регистрации, просвещен и знает, что указ президента возложил регистрацию и лицензирование НПФ на Инспекцию негосударственных пенсионных фондов, то он может резонно отослать просителя по означенному адресу, не интересуясь, существует эта инспекция или нет. Прецедентов множество. Преодолеть это препятствие помогает письмо за подписью заместителя министра социальной защиты, растолковывающее, что инспекция еще не создана. Письмо можно добыть самостоятельно или обратиться за помощью к Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, уже поднаторевшей на этом поприще. При наличии письма Минсоцзащиты нет формальных оснований отказать в регистрации.
Следующая проблема: по указу президента НПФ должен быть зарегистрирован как некоммерческая организация. Однако такой порядок регистрации действует пока только в Москве. Распоряжением мэра Москвы принято "Временное положение о некоммерческих организациях в г. Москве" и "Положение о порядке регистрации некоммерческих организаций в г. Москве". Регистрацией некоммерческих организаций занимается Департамент общественных и политических связей правительства Москвы.
В других городах применяется стандартный механизм регистрации в любой организационно-правовой форме (АО, ТОО и т. п.). Однако поскольку НПФ обязан быть некоммерческой организацией, никаких дивидендов учредители получать не должны. В уставе оговаривается, что вся прибыль используется на уставные цели. Для НПФ главная уставная цель — это обеспечение выплаты дополнительной пенсии.
Существует также возможность организовать пенсионное обеспечение под вывеской страховой компании. Но такой возможностью, по данным Координационного совета по развитию НПФ, воспользовалось только 5% фондов. Большинство (80%) регистрируется в соответствии с "Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности", остальные 15% — по "Временному положению о некоммерческих организациях".
После того как проблема регистрации решена, НПФ должен встать на учет в налоговую инспекцию. А налоговая инспекция требует предъявить лицензию на право заниматься деятельностью по пенсионному обеспечению. Поскольку лицензию пока взять негде, действовать приходится опять через Минсоцзащиты. Сюда НПФ присылает свои учредительные документы. После их проверки выдается письмо, которое подтверждает, что они соответствуют действующему законодательству, и фонд вправе заниматься деятельностью по пенсионному обеспечению. Указывается также, что после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов НПФ обязан получить необходимую лицензию. Такое письмо, как правило, удовлетворяет налоговую инспекцию.

Актуарные расчеты: ученых много — умных мало
Работа НПФ требует проведения актуарных расчетов, то есть необходимо найти консультационную фирму, способную их осуществить. Оказывается, такие фирмы в большом дефиците.
Российским пенсионным фондам готовы оказать услуги иностранные фирмы, например, Hammer (Голландия), Dr. Heubeck (Австрия), Watsons (Великобритания). Последняя консультирует создаваемый при АО "АвтоВАЗ" пенсионный фонд. Услуги таких фирм стоят дорого — несколько десятков тысяч долларов. Существуют и российские консультационные агентства. Как рассказала генеральный директор московской фирмы Pension & Actuarial Consulting Марина Брозгуль, стоимость их актуарных расчетов в зависимости от сложности и трудоемкости составляет от 1,5 до 2,5 млн руб. Чтобы провести расчет, необходимо предоставить следующую информацию:
— пенсионная схема, по которой будет осуществляться работа
— демографическая статистика по привлекаемому массиву клиентов за последние 3-5 лет
— приблизительную оценку доходов от инвестиций накоплений.
Проведение таких расчетов в принципе — мероприятие разовое. Корректировку необходимо проводить примерно раз в 5 лет или при существенном изменении статистической ситуации.

Негосударственное пенсионное страхование — дополнение к государственному пенсионному страхованию, разновидность накопительного страхования. Оно даёт возможность одновременно и защититься от последствий возможной потери трудоспособности и с выгодой копить деньги. В Западной Европе, США и Японии полисы накопительного страхования жизни есть у почти 90% населения. В России негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились после подписания 16 сентября 1992 г. Президентом РФ Указа «О негосударственных пенсионных фондах».

Минфин и Центробанк в настоящее время приступили к разработке новой модели пенсионной системы России. Главное отличие этой модели — концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Пенсионный капитал гражданина, согласно новым положениям, должен формироваться из двух частей: обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России и добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды. Гражданин ежемесячно будет иметь право направлять в свой пенсионный капитал от 0 до 6% дохода. Эти средства не будут облагаться налогом, а их сохранность гарантирует Агентство по страхованию вкладов. В связи этим изменением в пенсионной системе большинству россиян становится очень важно знать, что представляют собой негосударственные пенсионные фонды и как они работают.

НПФ — это некоммерческие финансовые организации, которые занимаются тремя видами деятельности: негосударственным пенсионным обеспечением участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; обязательным пенсионным страхованием в качестве страховщика по и договорам об обязательном пенсионном страховании; профессиональным пенсионным страхованием работников вредных производств. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию.

Средства вкладчика в НПФ законодательно и технологически отделены от средств для уставной деятельности фонда. Это гарантирует получение негосударственной пенсии в случае банкротства избранного НПФ.

При обращении в НПФ его специалисты могут сразу рассчитать размер негосударственной пенсии исходя из предполагаемых взносов, или рассчитать, какого размера взносы и как долго нужно вносить, чтобы получать в будущем желаемую пенсию.

Вкладчиком НПФ может быть как сам человек в свою пользу или в пользу третьего лица, так и организация-работодатель, которая перечисляет пенсионные взносы в пользу своих работников.

НПФ накапливает пенсионные взносы, инвестирует их и начисляет на них инвестиционный доход (обычно один раз в год). В результате этого увеличивается сумма на пенсионном счёте. Заниматься инвестированием НПФ может самостоятельно или через управляющие компании. Фонд, как правило, привлекает несколько управляющих компаний, у каждой из которых своя стратегия и свои преимущества. У каждого НПФ есть инвестиционный портфель – несколько выбранных фондом направлений для инвестиций. Инвестировать средства фонд должен в надёжные активы с минимальным риском - государственные ценные бумаги, включая бумаги иностранных государств, банковские депозиты, недвижимость, драгоценные металлы и т.п. Если НПФ покупает корпоративные ценные бумаги, то это должны быть так называемые «голубые фишки», которые выпускают хорошо зарекомендовавшие себя на фондовом рынке компании. Есть строгие требования к доле определённых активов в инвестиционном портфеле НПФ. Планируется, что с 1 июля 2018 года максимальная доля, которую фонды смогут вкладывать в банки, снизится с 40 до 25%. А в 2019 году предполагается запретить для вложений пенсионных денег ипотечные сертификаты участия. С другой стороны, Центробанк разрешил НПФ и управляющим компаниям делать отличающиеся высоким риском вложения в размере не более 5% средств в акции российских акционерных обществ, допущенных к торгам в сегменте РИИ-Прайм ЗАО «Фондовая биржа ММВБ».

Каждый НПФ разрабатывает свои схемы пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. Они детально описаны в Правилах НПФ. Большинство НПФ имеют несколько разных схем (программ). Чтобы определиться с пенсионной программой, нужно с учётом своих финансовых возможностей решить для себя: какую сумму дополнительно к государственной пенсии вы хотели бы получать; какими должны быть сроки выплаты будущей негосударственной пенсии; хотите ли вы получить всю сумму пенсионных накоплений единовременно по окончании срока действия договора с НПФ или же по частям в течение определенного периода времени, например до конца жизни; с какой периодичностью вам удобно отчислять средства — ежемесячно, ежеквартально, единовременно. После выбора пенсионной программы можно заключить с НПФ договор. Каждый фонд имеет свои типовые формы договоров, которые разработаны в соответствии с Уставом фонда и его Правилами.

Основания для получения негосударственной пенсии НПФ совпадают с теми, которые дают право на государственную пенсию – достижение пенсионного возраста, получение инвалидности и др. Если пенсионер по какой-либо причине уедет из Российской Федерации в другую страну, пенсию НПФ он получит и при смене гражданства и при изменении места жительства. Но при этом надо будет ежегодно подтверждать стандартным свидетельством тот факт, что он жив и ныне здравствует. Пенсионер по своему желанию может назначить наследника на случай собственной смерти. Чтобы начать получать негосударственную пенсию, следует обратиться с заявлением в фонд и получить пенсионную книжку. Пенсионные выплаты обычно идут через банк.

Деятельность НПФ регулируется федеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 03.07.2016).

НПФ управляет Совет Фонда, который формируется в соответствии с Уставом. Совет разрабатывает и утверждает Правила ведения деятельности фонда. Их регистрируют соответствующие контролирующие органы. НПФ находятся под контролем органов государственной власти. Ежедневно фонд предоставляет сведения о своей деятельности специально созданному депозитарию. Он ведёт вневедомственный контроль за соблюдением законодательства в отношении инвестиционного портфеля. Ежеквартально фонд обязан отчитываться перед Банком России и Пенсионным фондом РФ. Деятельность НПФ ежегодно контролируют Федеральная налоговая служба и Счётная палата. Отчётность фонда в обязательном порядке проверяется аудиторами и актуариями. Первые выявляют, не скрыл ли фонд дополнительные доходы вместо того, чтобы выплатить их пенсионерам. Заключения актуариев помогают убедиться в том, что фонд выполняет взятые на себя обязательства, а расчёт пенсионных планов обоснован.

Все НПФ в соответствии с Уставом: ведут пенсионные счета участников негосударственного пенсионного обеспечения; информируют вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии их счетов; формируют, размещают и инвестируют пенсионные средства; обеспечивают сохранность пенсионных средств, включая те, которыми по договору доверительного управления распоряжается управляющая компания; назначают и выплачивают негосударственные пенсии.

Никакие третьи лица, включая государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ.

С 2015 г. в России заработала созданная Банком России система гарантирования прав застрахованных лиц. В 2013 г. НПФ, участвующие в обязательном пенсионном страховании, преобразовались в акционерные общества. В течение 2014 - 2015 гг. Банк России проводил жёсткие проверки деятельности НПФ. Фонды прошли аккредитацию. У НПФ, которые не акционировались и не попали в систему Агентства по страхованию вкладов были аннулированы лицензии. Они передали пенсионные накопления в Пенсионный фонд РФ.

В настоящее время в России наблюдается тенденция к укрупнению НПФ. После акционирования процедуры объединения и купли–продажи фондов стали значительно легче. Это способствует продолжению объединения фондов в пенсионные группы, их слияния, сокращения общего числа НПФ. Также пенсионные фонды получают институт полноценного риск-менеджмента. С 1 января 2017 года НПФ обязали сдавать отчётность в соответствии с новым планом счетов и отраслевыми стандартами бухгалтерского учёта. Чтобы перейти на новую отчётность, фонды начали активно работать с разработчиками программного обеспечения. После 2019 г. НПФ смогут выплачивать дивиденды, в связи с чем они стали предлагать свои акции широкому кругу инвесторов.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксютина Светлана Васильевна

В статье предпринята попытка оценки деятельности негосударственных пенсионных фондов с использованием системы относительных показателей, систематизированы критерии надёжности негосударственных пенсионных фондов . Рассмотрены элементы пенсионной технологии . Определены направления развития негосударственного пенсионного обеспечения .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксютина Светлана Васильевна

The contemporary aspects of non-state pension insurance

The article attempts to evaluate non-governmental pension funds activities by applying the system of relative indicators. It systematizes the reliability criteria of non-state pension funds . The article examines the elements of pension technology and defines directions in the development of non-state pension insurance .

Текст научной работы на тему «Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения»

УДК 35.087.431.3:369.542 ББК 65.271.312.1

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье предпринята попытка оценки деятельности негосударственных пенсионных фондов с использованием системы относительных показателей, систематизированы критерии надёжности негосударственных пенсионных фондов. Рассмотрены элементы пенсионной технологии. Определены направления развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Пенсионное обеспечение, пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, пенсионная технология.

марке в 1889 году и выплачивались по достижении 70-летнего возраста (средняя продолжительность жизни составляла 45 лет). Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли более 100 лет назад и прошли многочисленные этапы реформирования, на сегодняшний день проблемы пенсионного обеспечения серьёзно обострились не только в Российской Федерации, но и в развитых странах.

Основной причиной разбалансиро-ванности пенсионной системы России является нарушение страховых принципов как в законодательных нормах, так и в практике её функционирования. Дефицит средств в ней покрывается за счёт средств федерального бюджета, сохраняя её как систему пенсионного обеспечения, что противоречит целям реформ. Важнейшим индикатором пенсионной системы выступает коэффициент замещения - показатель, при помощи которого оценивают достаточность пенсионного обеспечения. Он рассчитывается как соотношение размера пенсии к зарплате. Чтобы не снизить качество жизни при выходе на пенсию, человеку требуется иметь доход в размере 60 - 90% от утраченного заработка.

На протяжении многих десятилетий вопросы пенсионного обеспечения выступают одними из главных в области социально-экономической политики государства [4]. Пенсионное обеспечение по своей сути выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага. В историческом аспекте первые пенсии появились в монархической Европе ещё в XIX веке, когда личным указом самодержца назначались пенсионы отдельным выдающимся лицам за особые заслуги перед королевской династией: придворным, военачальникам, учёным, художникам. Первые государственные пенсии появились в Германии при Бис-

АКСЮТИНА Светлана Васильевна кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» s_vasilievna@mail.ru

Среднее значение коэффициента замещения по странам Организации экономического сотрудничества и развития и по государствам Восточной Европы составляет 56%. Международная организация труда в качестве целевого ориентира рекомендует поддержание индекса замещения на уровне не ниже 40% [6].

Социальная справедливость в зарубежных пенсионных системах очевидна (табл. 1) [3].

Активное использование в зарубежной практике профессиональных и корпоративных негосударственных пенсионных программ позволяет обеспечить выплаты до 70 - 90% от величины заработной платы, в то время как в российской практике выплаты ограничены 35%.

Пенсионный фонд РФ, призванный совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ для обеспечения достойной старости пенсионерам, неоднократно предпринимал попытки реформирования пенсионной системы. Особенностью

последней реформы является то, что она позволила осуществить переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. На практике это означает, что в существующую монополизированно-распределительную систему введены элементы накопительной системы с тем чтобы в среднесрочной перспективе распределительные и накопительные элементы существовали в государственной системе на паритетных началах.

Следует заметить, что в рамках разработки новой системы пенсионного обеспечения 16 сентября 1992 года Президент РФ подписал Указ № 1066 «О негосударственных пенсионных фондах», который предопределил развитие принципиально нового вида социального обеспечения граждан - негосударственного пенсионного страхования. Основными институтами дополнительного пенсионного обеспечения становятся негосударственные пенсионные фонды.

Таблица 1. Межстрановые различия пенсионных систем в 2012 г.

Характеристика систем Россия Швеция США Австрия

Отчисления от заработной платы в пенсионный фонд, % страховая часть -20, обязательная накопительная часть - 6 базовая часть -16, обязательная накопительная часть - 2 работодатель - 7,65, работник - 7,65 не установлены

Пенсионный возраст, лет 60 (мужчины), 55 (женщины) 61 62 65

Необходимый стаж работы для выхода на пенсию, лет 25 (мужчины) 20 (женщины) 30 35 не имеет значения

Средняя продолжительность жизни, лет 66 80,9 78,1 81

Размер пенсии при средней заработной плате, долл./мес. 318 1306 1300 523

Наличие дополнительных пенсий программа софинансирования пенсий профессиональные пенсии корпоративные и личные программы негосударственные пенсионные фонды

Максимальный размер пенсии при 30-летнем стаже работы, долл./мес. 360 (11000 руб.) до 35% от средней заработной платы 1675 (50500 руб.) до 70 % от средней заработной платы 2600 (72000 руб.) до 90% от средней заработной платы 2000 (56000 руб.) до 70% от средней заработной платы

Источник: Малеева Т.М. Повышение пенсионного возраста: pro et contra [Электронный ресурс] / Т.М. Малеева, О.В.Синявская. -Режим доступа: http://www.2020strategy.rU/data/2011/07/14/1214719869/4.pdf

Актуализирует потребность создания и развития негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) возможность влияния самим работником на пенсию за счёт её накопительной части. Однако для создания информационной поддержки формирования накопительной части пенсии или негосударственной пенсии гражданами в НПФ требуется полное раскрытие информации об их деятельности, об их надёжности, об обстоятельствах, свидетельствующих о гарантиях исполнения обязательств перед пенсионерами и контрагентами. Необходимость повышения надёжности НПФ в современных условиях их функционирования и развития, повышения качества управления ими, устранения внутренних источников их неэффективности, увеличения доходности, обеспечения доверия к ним населения определяет проблему адекватного измерения их надёжности [1, 3].

Обзор практики оценки надёжности НПФ показывает, что существующие подходы к её измерению часто носят общий характер и трактуются в каждом конкретном случае в зависимости от целевых установок и идеологии управления. Большинство проблем оценки надёжности НПФ связаны с её методическим обеспечением, с включением в систему абсолютных показателей, не отражающих в достаточной мере надёжности фондов. К ним относятся: размерные характеристики фондов, география их деятельности, объём клиентской базы и др. [5].

В результате двадцатилетнего развития негосударственного пенсионного обеспечения сегодня на рынке представлены 146 НПФ, участниками которых являются более 11,8 млн. граждан. Суммарные средства фондов превышают 1,2 трлн. рублей. Соответственно в вопросах пенсионного обеспечения зримо проявляется уровень цивилизованности граждан России.

Несмотря на сильную монополию Пенсионного фонда РФ, негосударственные пенсионные фонды становятся реальными участниками пенсионной реформы в нашей стране. Учитывая устойчивую тенденцию снижения количества негосударственных пенсионных фондов, численности их участников, обозначается стабильный темп прироста получателей негосударственных пенсий и величины пенсионных выплат. Вместе с тем доля получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров, состоящих на учёте в Пенсионном фонде РФ, незначительна, к 2012 году она не превысила 4% [9].

Динамика показателей деятельности НПФ представлена в таблице 2.

Специалисты предлагают для оценки надёжности отдельных НПФ использовать различные показатели: год создания (продолжительность существования на рынке); объёмы средств, находящихся в управлении; имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД); совокупный вклад учредителей; пенсионные резервы; пенсионные накопления; пенсионные выплаты; количество человек, получающих пенсию; количество застрахованных лиц; наличие крупных корпоративных клиентов; опыт и репутация; состав учредителей, совета фонда; структура инвестиционного портфеля; комфортность общения; личные впечатления от общения с сотрудниками фонда и др. [2; 5; 6].

Представляется сомнительным, что эти данные могут свидетельствовать о надёжности НПФ, необходимы интенсивные показатели (относительные величины), которые в современной специальной литературе рассмотрены недостаточно, что предопределяет

необходимость их разработки и обоснования.

Таблица 2. Основные показатели деятельности НПФ в 2000 - 2011 гг.

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число негосударственных пенсионных фондов 262 290 289 252 235 165 151 146

Темпы роста (снижения) к предыдущему году - 1,11 0,99 0,87 0,93 0,7 0,92 0,97

Численность участников, тыс. человек 3375,2 6059,1 6420,7 6757,1 6746,3 6757,0 6634,0 6596,0

Темпы роста к предыдущему году - 1,8 1,06 1,05 0,998 1,002 0,98 0,99

Численность получателей негосударственных пенсий -всего, тыс. человек 281,9 705,7 865,5 1026,2 1131,4 1274,5 1361,9 1470,9

Темпы роста к предыдущему году - 2,5 1,23 1,19 1,11 1,13 1,07 1,08

Доля получателей негосударственных пенсий в общей численности пенсионеров 0,7 1,8 2,3 2,7 2,9 3,3 3,4 3,7

Темпы роста к предыдущему году - 2,6 1,28 1,17 1,07 1,14 1,03 1,09

Сумма пенсионных выплат по негосударственным пенсионным фондам, млн. рублей 599,8 7569,0 10317,4 13842,8 17515,4 22152,3 26659,7 31304,9

Темпы роста к предыдущему году - 12,6 1,36 1,34 1,27 1,6 1,2 1,17

Источник: Финансы 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p3.htm

Формирование системы показателей является важным этапом в процедурах оценки надёжности НПФ. Под системой показателей обычно понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления. С точки зрения надёжности НПФ к таковым предлагается отнести: коэффициент ликвидности, т. е. соотношение пенсионных резервов (либо пенсионных накоплений) к пенсионным обязательствам; показатель достаточности имущества для обеспечения уставной деятельности (коэффициент превышения законодательно установленной величины), а с точки зрения эффективности вложений - показатель реальной доходности пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

В результате возникает необходимость в интегральном показателе, учитывающем все параметры и показатели оценки. В этом качестве может высту-

Анализ показателей деятельности крупнейших НПФ позволяет говорить о том, что несмотря на значительное количество негосударственных пенсионных фондов и растущий рынок их услуг,

Таблица 3. Основные показатели деятельности НПФ с величиной собственного имущества свыше 10 млрд. руб. в 2011 г.

Наименование НПФ/ номер лицензии Собственное имущество, тыс. руб. Количество застрахованных лиц, чел. Коэффициент ликвидности (соотношение пенсионных резервов к пенсионным обязательствам) Коэффициент соотношения рыночной стоимости пенсионных накоплений к собственному имуществу Коэффициент достаточности имущества для обеспечения уставной деятельности

НПФ «Норильский никель»/1 41231607 964859 79,8 0,72 4,6

НПФЭ/3 53 114 947 586496 92,5 0,43 13,4

НО «НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»/11 93780662 1617992 279,3 0,59 222,1

НПФ «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ И ПЕНСИИ»/16 10462444 411064 0,22 0,98 0,85

НПФ «Сургутнефтегаз»/22 19054336 6587 151,9 0,04 144,1

НПФ «Промагрофонд»/28 24241617 1173653 0,95 0,87 20,8

НПФ Сбербанка/41 25824187 420387 34,3 0,85 1,5

Ханты-мансийский НПФ/56 23129108 124615 595,4 0,29 2,3

МН «БПФ»/78 14993706 462932 4,3 0,94 3,3

НПФ «Телеком-Союз»/94 17457475 21710 898,3 0,07 2,7

НОНПФ «Благосостояние»/234 222196498 1404827 63,9 0,27 40,9

НПФ ВТБ Пенсионный фонд/269 16777233 387929 18,6 0,96 1,4

НПФ «ГАЗФОНД»/274 367386708 440772 434,4 0,06 345,5

ННПФ/288 17876768 184682 72,7 0,38 20,3

НПФ «СтальФонд»/296 16405064 414289 50,9 0,62 1,1

НПФ «РЕГИОНФОНД»/334 10691941 248317 6,9 0,43 18,4

НПФ «НЕФТЕГАРАНТ»/344 17556544 27019 83,4 0,002 2,8

НПФ Транснефть/346 37811599 40442 320,5 0,08 2,6

КИТ Финанс НПФ/408 14030304 732413 1,8 0,99 1,0

Источник: Основные показатели деятельности НПФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ffms.ru/ru/contributors/ polled_investment/npf/reports/

сегодня они представляют собой достаточно разобщённую совокупность некоммерческих организаций с отсутствием необходимой технологии деятельности, что чрезвычайно ослабляет эффективность их работы и не позволяет выработать критерии эффективности деятельности. Проведённая нами оценка позволила выявить наиболее устойчивые фонды как по показателю ликвидности, так и по уровню достаточности имущества для обеспечения уставной деятельности, это - НО «НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «ГАЗФОНД», использующих технологию профессионального пенсионного страхования. Кроме того, следует отметить, что в последние годы НПФ балансируют между доходностью и надёжностью, переходя к

консервативной и менее рыночной стратегии инвестирования: они увеличили в портфелях доли депозитов (в среднем до 25 - 30%), снизили доли акций (до 6 - 7%). Чтобы повышать доходность, особенно от инвестирования пенсионных накоплений, фондам нужно больше доступных финансовых инструментов, меньше ограничений, а также необходима комплексная система риск-менеджмента.

Очевидно, что дальнейшее развитие негосударственных пенсионных фондов во многом будет зависеть от научно обоснованной пенсионной технологии, ориентированной на профессиональные и корпоративные интересы участников НПФ. В этом случае пенсионная технология представляет собой социальную технологию, позволяющую осуществлять

Читайте также: