Пенсия по дефекту речи

Повышение пенсии детям инвалидам с 1 января 2020 года

Гражданин имеет право принести документацию лично или прислать её по почте. Вопрос назначения должен быть решён на протяжении десяти дней со времени, когда было подано заявление, либо даты на конверте. Если был представлен неполный пакет документов, тогда термин подачи считается от дня, когда были собраны все нужные бумаги. При подаче заявления доверенное лицо может указать способ доставки денежных средств.

Планируется повышение пенсии детям-инвалидам с 1 января 2020 года. Многих также интересует размер индексации пенсии детям-инвалидам в 2020 году. Индексацию обязательно проведут в плановом порядке в апреле 2020 года. Коэффициент должен составить от 2,6 до 4 %. Пенсия составит 12730.82 рублей.

Опубликована таблица с новыми размерами пенсий по инвалидности с 1 января 2020 года

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2020 году будет увеличен на 7,05%. В результате такой индексации с 1 января 2020 г. величина фиксированной выплаты составит 5334,19 руб. (она будет увеличена на 351,29 руб.). Такая фиксированная выплата будет у инвалидов 2 группы. А у остальных групп (1 и 3) – будут другие.

А вот фиксированная выплата (ФВ) – это часть суммы пенсионного обеспечения гражданина, которая устанавливается к страховой пенсии по инвалидности. Она представляет собой фиксированную величину, устанавливаемую государством и независящую от суммы уплаченных страховых взносов.

Размер пенсии по инвалидности в 2020 году

По данным Росстата, количество инвалидов в 2020 году составило 12,1 млн человек, что на 1 млн меньше, чем в 2012 году. Однако количество детей с инвалидностью за этот же период выросло на сто тысяч человек. Причем тенденция роста инвалидизации среди детей наблюдается по всему миру.

Фиксированная выплата регламентируется ст.16 закона №400-ФЗ. Это базовая часть страховой пенсии, которая полагается каждому получателю ежемесячно. К ней прибавляется сумма, складывающаяся из пенсионных баллов, умноженных на пенсионный коэффициент. Обеспечение инвалидов-получателей страховой пенсии складывается по тому же принципу. Кроме того, фиксированная выплата увеличивается вдвое в следующих случаях (ст.17 закона):

Размер пенсий по инвалидности в 2020 года, которые будут получать инвалиды 1, 2 и 3 группы

Повышение пенсионного обеспечения для людей, имеющих ограниченные возможности, производится на основании нескольких факторов, в число которых входит: семейный состав и его совокупный доход, возраст инвалида и его трудовой стаж, если таковой имеется. Российское государство установило некую фиксированную сумму, ниже которой не может получать гражданин с I группой инвалидности. В перспективе эти выплаты удвоятся. Но за III группу выплаты будут производить лишь из расчета половины от данной суммы.

Всем пенсионерам, оставившим трудовую практику, начиная с 1 января 2020 года пенсионные выплаты будут увеличены примерно на 4%, не станут исключением и люди, имеющие инвалидность. А уже в апреле произойдет плановая индексация. После этого пенсионные выплаты детей-инвалидов будут аналогичны тем пособиям, которые получают инвалиды детства I группы, они составят 12 430 рублей. А вот инвалидное пособие за I группу составляет 10 360 рублей, выплаты за II группу равны 5 180 рублей, те, кому начисляется пособие по III группе, могут рассчитывать на 4 400 рублей.

Размер пенсии по инвалидности в 2020 году

Согласно данным Росстата на 2020 года, в России среди трудоспособных граждан с ограниченными возможностями работают всего 17%. Для сравнения, среди здоровых граждан эта цифра составляет 77,5%. Уровень безработицы среди здорового населения составляет 5,4%, а среди людей с инвалидность –23,7% (в 4,5 раза больше). Это значит, что около 3 млн человек, имеющих инвалидность, хотят устроиться на работу и реализоваться профессионально, но не имеют такой возможности.

Кроме доплаты к ежемесячному обеспечению, данная категория лиц имеет право на социальные льготы: на обучение, лекарства, реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение, на ЖКХ и налогообложение. Стоимость ежемесячного социального пакета в 2020 году составляла 1075 руб, в 2020 году сумма также должна возрасти.

Пенсии инвалидам в 2020 году

  • Инвалиды 1 группы – пенсия необходима, т. к. они практически не трудоспособны.
  • Людям со 2 группой пенсия в 2020 году ниже, поскольку они способны трудиться, но в ограниченном режиме.
  • Лицам с 3 группой – имеют проблемы со здоровьем, но могут работать.
  • Все дети с инвалидностью, независимо от группы.

Пенсионная реформа предусматривает плавное повышение возраста выхода на пенсию, а также индексацию социальных пенсий граждан в России (закон от 7. 05. 2020 под номером 204). Кроме того законом будет предусмотрена возможность самому формировать будущую пенсию, однако подробности еще держатся в секрете. Документ подписан президентом страны и уже вступил в силу.

Повышение пенсии детям-инвалидам в 2020 году

По данным ПФР получателями социальной пенсии в России являются 617 тыс. детей-инвалидов и 203 тыс. инвалидов с детства. В 2020 году они будут получать социальную пенсию в размере 12877 рублей. В пресс-службе ПФР отметили, что существенное увеличение размера социальной пенсии детям-инвалидам произошло после принятия «закона Димы Яковлева», когда ее величину приравняли к страховой пенсии.

В Пенсионном фонде России также отметили, что помимо социальной пенсии дети-инвалиды также имеют право на получение единовременной денежной выплаты. Размер ЕДВ детям-инвалидам с 1 февраля 2020 года составляет 2590,23 рублей. Кроме того, родителям детей-инвалидов положена выплата по уходу в размере 5,5 тысяч рублей.

Размер пенсии по инвалидности в 2020 году, повышение, для детей и взрослых

Будет ли повышено обеспечение по инвалидности в 2020 году – вопрос, который волнует граждан с инвалидностью и их близких больше всего. Окончательный бюджет на этот период с размерами социальных выплат будет утвержден в конце 2020 года, но плановый бюджет на 2020-2020 был заложен в конце 2020 года. В нем была предусмотрена ежегодная индексация – повышение выплат на величину инфляции.

Социальное денежное довольствие ежегодно индексируется 1 апреля с учетом повышения прожиточного минимума, соответственно ст. 25 вышеупомянутого закона. В 2020 году, по заявления А.Куртина, зампреда Правления Пенсионного фонда РФ, повышение социальных пенсий составит 3,9% (в 2020 году они увеличились всего на 2,9%).

Пенсия по инвалидности в 2020 году: 1, 2 и 3 группы

Формирование бюджета социальных выплат гражданам с ограниченными возможностями на период 2020–2020 началось еще в конце 2020 года. Он включает в себя ежегодное увеличение пособий на величину инфляции. Однако окончательный вариант заложенных денег можно будет узнать только в конце 2020 года.

Согласно статье 16 закона №4-ФЗ устанавливается фиксированная доля страхового пособия. Она является ключевой частью выплаты инвалидам, перечисляемой каждый месяц. Помимо этого, платят сумму, полученную исходя из количества пенсионных баллов, умноженных на пенсионный коэффициент.

Повышение пенсионного пособия для детей-инвалидов в 2020 году

Как правило, в семьях, в которых есть ребенок-инвалид, возникает острая нужда в денежных средствах. Это связано не только с дорогостоящими медикаментами, но и с тем, что мать или отец не могут полноценно работать, поскольку практически постоянно должны быть возле ребенка. Сумма пенсионных пособий, предназначенных для детей-инвалидов, ежегодно пересматривается.

  1. Социальную пенсию. Существует несколько категорий государственных пенсионных пособий. Одним из них является социальная пенсия. Информацию касательно данного вида платежа можно прочитать в Федеральном законе под номером 166, который начал действовать на территории России с 15 декабря 2001 года. Согласно указанному документу, получателями социальных пенсий могут стать физические лица, которые официально имеют статус инвалидов. Для того чтобы ребенку с ограниченными физическими возможностями начали перечислять денежные средства, необходимо соблюсти одно обязательное условие. Инвалид должен проживать в Российской Федерации на постоянной основе.
  2. Ежемесячные денежные платежи. Также дети, являющиеся инвалидами, имеют право на получение специальных социальных выплат с периодичностью один раз в месяц. Сумма такого платежа равна около 2 400 рублей. В нее также включен размер набора социальных услуг, составляющий приблизительно 995 рублей в месяц. Инвалид вправе выбирать сам, пользоваться ли ему пакетом социальных услуг в натуральной либо материальной форме. Таким образом, если физическое лицо предпочло натуральную форму, то сумма ежемесячного денежного платежа будет несколько меньше. Она составит 1 405 рублей (2 400 рублей — 995 рублей).

Пенсии инвалидам в 2020 году: ждать ли индексации

Законом предусмотрены несколько видов выплат. Страховая пенсия по инвалидности предусмотрена для инвалидов, имеющих хотя бы один день трудового стажа. Она состоит из фиксированной суммы, положенной всем (в 2020 году составила 4 982 рубля 90 копеек), и добавочной выплаты, рассчитываемой на основании накопленных пенсионных баллов.

Тем, кто не имеет страхового стажа, а также детям-инвалидам и инвалидам с детства положена социальная пенсия, размер которой также различается в зависимости от группы инвалидности. Для родителей же детей-инвалидов законом установлена возможность досрочного получения трудовой пенсии по старости (в 55 лет для мужчин, в 50 лет для женщин).

Пенсия по инвалидности в 2020-2020 году: размер для 1, 2, 3 группы

Страховая пенсия по инвалидности назначается всем гражданам, либо лицам без гражданства, либо иностранцам, постоянно живущим на территории России, если они работали хотя бы 1 день и имеют страховой стаж, при этом данные лица должны иметь подтвержденную 1,2 или 3 группу инвалидности.

Инвалидность – это временная или пожизненная потеря трудоспособности. В таком состоянии человек не может в полную силу трудиться и получать за это соответствующую своему труду оплату. Потерянная на службе нога или пропавшее на тяжелой работе зрение уже не вернуть, и такой человек вынужден рассчитывать на помощь государственной системы социального обеспечения. И такая помощь нужна ему в первую очередь.

Когда я предлагаю родителям сделать инвалидность неговорящему ребенку в возрасте четырех лет, их первая реакция чаще всего негативная. И родителей можно понять. Как же так! Разве мой ребенок инвалид? Дело в том, что в наших поликлиниках педиатры и неврологи не стремятся заниматься просветительской работой. И это тоже можно понять-у них и своих дел хватает. Поэтому в этой статье я хочу разъяснить, что такое инвалидность для неговорящего или плохо говорящего ребенка.

В первую очередь, это должно быть интересно тем, кто совершенно искренне хочет заниматься реабилитацией малыша, но им не хватает средств. Реабилитация дело недешевое. Если уж ребенок попал в коррекционный сад в логопедическую группу или группу детей с задержкой развития , помимо этого хочется дать и бассейн, и физкультуру, и дополнительные занятия специалистов. Не всегда бюджет семьи может выдержать подобную финансовую нагрузку. Тем более, например, если мама в декрете, а работает только папа. Другой пример - неполные семьи. Как это ни странно звучит для большинства, но наше государство позаботилось о финансовой поддержке таких деток в виде ежемесячного пособия-пенсии, которая действительно помогает поддержать семейный бюджет.

Теперь, что касается непосредственно инвалидности. Необходимо понять ключевой момент. Есть инвалидность по неврологии, а есть по психиатрии. Если по психиатрии-это уже многолетний учет у психиатра и инвалидность может выдаваться на многие годы (до 18 или пожизненно), то по неврологии главным врачом является невролог. Неговорящему ребенку или плохо говорящему инвалидность выдается чаще всего сроком на 1 год с последующим переосвидетельствованием. В этом случае к психиатру ребенок и его судьба никакого отношения не имеют. Если ребенок через какое-то время разговорился и перешел в «нормики», то инвалидность снимается и вы навсегда забываете, что она у вас когда-либо была. Категория ребенок-инвалид дает именно финансовую поддержку и социальную защищенность в некоторых случаях. Вы получаете ежемесячную пенсию в размере около 15000 рублей, компенсацию 50% от коммунальных платежей, и если мама или папа не работает, то еще плюсом 10000 рублей, отмена оплаты детского сада или школы, возможность проходить реабилитацию в санаториях и различных реабилитационных центрах бесплатно.

Так как же понять, какой у вас главный доктор-психиатр или невролог? У детей, слабо контактирующие с окружающими, избегающими прямого взгляда, зацикленных на каких определенных предметах и повторяющихся действиях -ведущий доктор психиатр. Этим деткам чаще всего ставят аутоподобное поведение. Это касается также детей с умственной отсталостью. Дети, которые не разговоривают/плохо говорящие с кашей во рту, но адекватно реагирующие на просьбы и инструкции, которые любят играть с игрушками и сверстниками, взаимодействуют с ними, интеллект которых не пострадал- невролог.

С чего начать оформлять инвалидность? В первую очередь сходите в вашу поликлинику и задайте этот вопрос неврологу. Самое главное-помните, что у вас есть на это право. По-хорошему, желательно, чтобы у вас на руках были выписки и заключения от других сторонних неврологов и логопедов. Медицинскую выписку дает логопед, который практикует только в медицинском учреждении. Если у вас есть в городе большой детский диагностический центр или специализированный реабилитационный центр-сходите на прием к неврологу и логопеду прежде всего туда. Скорее всего, вам в заключении поставят дизартрию или синдром моторной алалии. И если с дизартрией можно поспорить, то алалия-это уже инвалидный диагноз. Очень важно иметь дополнительные бумажки и заключения на руках. Чем больше, тем лучше. Это делается для того, что бы вы не с пустыми руками пришли к своему доктору. Запомните-оформление инвалидности производится только через вашу детскую поликлинику. К сожалению, не во всех регионах оформить все просто. Многие мамы жалуются, что в их поликлинике не идут навстречу и всячески отговаривают. Поэтому я и советую приносить с собой ворох бумажек и заключений. У нас в Краснодарском крае в этом отношении все хорошо и достаточно быстро.

Еще один момент. Вспомните, как у вас проходили роды. Возможно, в тот момент вы не обратили внимание на что-то: было обвитие пуповиной, асфиксия или низкая шкала Апгара. Очень даже вероятно, что речевая дисфункция была последствием именно таких моментов. Вспомните все до мелочей: так вы сможете грамотно общаться с неврологом.

Хочу так же обратить внимание, что после того как вам дали в поликлинике пакет документов для прохождения врачей, если у вас есть сопутствующие недуги, такие как, например, плоскостопие-не забудьте сказать об этом ортопеду. В этом случае он пропишет диагноз в документах и на комиссии вам укажут, что необходима реабилитация и по этому пункту. Это значит, что за ортопедическую обувь и т.д. вам будут возвращать деньги. Это касается и других сопутствующих диагнозов. Список врачей, который нужно проходить, небольшой. В общей сложности весь процесс до комиссии (медико-социальной экспертизы - МСЭ) занимает не больше месяца, а то и меньше.

Сама МСЭ проходит в другом месте и на нее вас вызовут отдельно. У нас в городе все проходит довольно быстро. Замечу, что на комиссии сидят профессионалы и они легко понимают что и к чему. Ключевой момент-они смотрят на родителей: насколько они хотят тратить деньги именно на ребенка. Поэтому будьте готовы к таким вопросам: что вы уже сделали для реабилитации малыша, в каких центрах обследовались и лечились, какие процедуры проводили.

Подводя итоги, еще раз отмечу, что инвалидность для плохо говорящего ребенка оформляется МСЭ сроком на 1 год (возможно дальнейшее продление). Этого ни в коем случае не нужно боятся, т.к. при необходимости статус ребенок –инвалид снимается. Выдается розовая бумажка, которая дает вам право на финансовую поддержку со стороны государства. Это является хорошим подспорьем в реабилитации вашего чада. Поэтому прежде, чем сказать нет, подумайте, сможете ли вы в должной мере самостоятельно финансово обеспечить квалифицированную помощь своему малышу.

Если у вас возникли вопросы, вы можете оставить в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все и проконсультировать, если есть необходимость.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста "палец вверх". Спасибо! И подписывайтесь на мой блог-буду рада всем!

и по уходу за таким ребенком сколько получает мама?


Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Пенсия ребенка-инвалида не зависит от диагноза. Есть категория назначения пенсии - ребенок инвалид - ст. 11 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями). Размер 12681 руб. по всей России, возможно если в вашем регионе есть районный коэффициент то он прибавляется. Социальная пенсия на ребенка-инвалида будет индексироваться 1 апреля (это происходит каждый год). Если вы официально не работаете, то имеете право оформить компенсационную выплату по уходу за ребенком, для родителей по всей России 10000 рублей (также если вашим регионом предусмотрен районный коэффициент, то он прибавляется) Указ Президента РФ № 175 от 26.02.2013 г. (с изменениями и дополнениями).


Ребенок получает пенсию по инвалидности, может ли он получать пенсию по потере кормильца.


Нет, либо пенсия по инвалидности либо пенсия по потере кормильца, одновременно две пенсии выплачиваться не могут.


НЕТ, устанавливается одна пенсия по выбору.


Ребенок получает пенсию по инвалидности, теперь потерял отца положена пенсия по потери кормильца.


согласно статьи 5 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, граждане, имеющие право на несколько видов пенсии, имеют право получать только одну пенсию по выбору. Вашему ребенку выгодней получать пенсию по инвалидности.


Ребенок получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на получение второй пенсии по потери кормильца.


Нет, надо выбрать что-то одно, пенсия ребенка-инвалида как правило всегда выше.


Ребенок получает пенсию по инвалидности, погиб отец - по потере кормильца будет начисляться пенсия?


Однозначно, согласно ФЗ РФ "О страховых пенсиях", вашему ребенку полагается пенсия по потере кормильца. Обратитесь в пенсионный фонд.


Если ребенок получает пенсию по инвалидности. Может ли он получать еще выплаты какие то по потере кормильца?


Утро доброе, если ребенок получает пенсию по инвалидности не можете оформить пенсию по потери кормилица по закону.:sm_bus::sm_bus:

удачи Вам успехов!


К сожалению нет. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.


У меня судебные приставы снимают деньги ребенка. Ребенок получает пенсию по инвалидности. Что мне делать.


Пристав не видит, какие деньги приходят на счёт. Предоставляйте судебному приставу-исполнителю подтверждающие сведения из банка.


Решение судебного пристава Вы можете обжаловать в районный суд, подав административное исковое заявление, а также в прокуратуру района (города, области) направив жалобу.

Можете взять документы о перечислении пенсии и приобщить их к иску и жалобе.

Можете позвонить приставу, пойти в Отдел судебных приставов на личный прием к приставу, к начальнику отдела судебных приставов.

Можете подать жалобу старшему судебному приставу-начальнику РЕСП., потом - главному судебному приставу вашей области, а также подать жалобу Уполномоченному по правам человека в вашей области.

Списание денег с пенсии ребенка по случаю потери кормильца, после того, как Вы представите в ОСП документы о пенсии и выписку по счету в банке о перечислении пенсии будет незаконно.

Вы можете открыть в Сбербанке новый счет, положить туда немного денег, подать приставу заявление о том, что Вы будете ежемесячно погашать небольшую сумму долга с нового счета и погашать долг частично.

Если взыскание денег происходит на основании решения суда, то Вы можете подать в суд заявление о предоставлении Вам отсрочки исполнения решения суда, например, на 6 месяцев или рассрочки.



Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.


ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.

Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.

Законодательная база

Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.

При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.

Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:


  • Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
  • Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
  • Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
  • Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.

Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.

В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:

  • 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
  • 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
  • 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.

Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР


Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.

Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:

  • Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
  • Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
  • На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
  • Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
  • Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
  • Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
  • Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
  • Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
  • После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.

Войти через uID

3.7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка - рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 - .1 - 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; R49.0-49.1-49.2

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

Различают следующие семантические понятия в патологии речи:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Степени выраженности общего недоразвития речи (табл. 83).

1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.

3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

Таблица 83

Степени выраженности общего недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Уровни общего недоразвития речи

Ориентировочная степень нарушения языковых и речевых функций

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия)»; «Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии».

2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС (табл.84).

Таблица 84

Степени выраженности системного недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Степени системного недоразвития речи

Ориентировочная степень нарушения языковых и речевых функций

СНР тяжелой степени

СНР средней степени

СНР легкой степени

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)», «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.»

2. Задержка речевого развития – замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ: «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания», «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия».

Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.

Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;

5. Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

После трех - четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

Основными речевыми синдромами являются:

- моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии - поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

- сенсорная алалия - нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей (центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

- афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;

- дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Необходимые данные при направления на МСЭ: при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости – оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.

Клинико-экспертно-функциональный диагноз после проведенного осмотра и оценки клинико-экспертных документов складывается из: а) основной нозологии; б) основных дезадаптирующих синдромов речевой патологии (расстройства устной и письменной речи), указания их стойкости и степени выраженности; в) дополнительных синдромов неречевой патологии – синдрома дефицита внимания с гипрактивностью, психоорганического синдрома, астенического синдрома, стато-динамических расстройств и т.д. Например: «Органическое поражение головного мозга перинатального генеза с умеренным синдромом дефицита внимания, с умеренными нарушениями экспрессивной речи по типу псевдобульбарной дизартрии и умеренными нарушениями письменной речи по типу дисграфии и дислексии.»

Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения языковых и речевых функций, приводящие к ограничению способностей к общению, обучению, определяющие необходимость социальной защиты ребёнка

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребёнка в процентах [1] представлена в табл.85.

Таблица 85

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

Раздел 6.2.2« Болезни нервной системы с нарушением познавательной деятельности, в том числе с нарушениями высших корковых функций, сопровождающимися симптомами и признаками, относящиеся к нарушениям речи и голосу (в виде афазии, апраксии, агнозии)»

6.2.2.1 Незначительные нарушения (легкая остаточная афазия)

6.2.2.2 Умеренные нарушения (умеренная афазия с умеренными коммуникативными нарушениями)

6.2.2.3 Выраженные нарушения (выраженная афазия с выраженными коммуникативными нарушениями)

Домены по МКФ: нарушение функций: b 167 умственные функции речи, b 310 функции голоса, b 320 функции артикуляции, b 330 функции беглости и ритма речи, нарушение структур:

Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида. Медицинская реабилитация: реконструктивная хирургия – по показаниям; восстановительная терапия: медикаментозная терапия основного заболевания: патогенетическая и симптоматическая - препараты, улучшающие метаболические процессы коры головного мозга (ноотропы, сосудистые препараты, витаминотерапия) курсами по 4–8 недель в возрастной дозировке, корректоры поведения и т.д.); физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж (в т.ч. зондовый логопедический); иглорефлексотерапия; бальнеотерапия и т.д. Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний.

[1] Количественная оценка языковых и речевых нарушений у детей нуждается в уточнении

Подготовила: логопед Попова Ирина Владимировна

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области»

Министерства труда и социальной защиты РФ

Краткая аннотация: в статье рассмотрен вопрос о диагностике речевых нарушений с точки зрения проведения медико-социальной экспертизы. Изложены общие положения о классификации речевых нарушений, рассмотрены различные степени нарушенной языковой функции, какие из них подлежат тому, чтобы ставить вопрос об установлении статуса инвалидности ребенка, а какие нет. Также изложено видение примерного алгоритма поведения логопеда при установлении того или иного речевого синдрома.

  • Речь – форма общения, присущая только человеку (звуки издаваемые животными не являются речью, так как не имеют постоянного звукового состава и не выражают мысли, желания)
  • Речь формируется с рождения до конца жизни человека параллельно с физическим и умственным развитием, однако наиболее активно речь развивается в возрасте от 0 до 6 лет;
  • Развитие речи тесно связано с развитием мышления (задержка развития речи после трех лет влечет за собой задержку психического развития и наоборот);
  • Расстройства речи чаще всего не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь его симптомом.

Что нужно, чтобы речь сформировалась?

  • определенная степень зрелости коры головного мозга;
  • сохранный слух;
  • сформированный артикуляционный аппарат с достаточной степенью подвижности мышц.

Если одно из этих звеньев повреждено в той или иной степени, то мы будем иметь дело с нарушениями речи различной степени выраженности.

Для того, чтобы функционировать в обществе мы должны быть способны передвигаться, обучаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение и в том числе общаться. Если одна из этих способностей нарушена, то это в той или иной степени приводит к ограничению жизнедеятельности.

Степень того, насколько нарушена та или иная функция, может быть разной, но в практике МСЭ все они сводятся к следующим:

  • Выраженная
  • Умеренная
  • Незначительная

Вопрос об установлении статуса инвалидности возникает, когда мы имеем дело с умеренной и выраженной степенью нарушения, в частности языковой функции.

Также в соответствующем приказе мы имеем дело с перечислением речевых синдромов, которые могут приводить к нарушению способности к общению.

(«К основным видам стойких (пока обратим внимание на это слово и чуть позже поговорим об этом) расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования).

Вспомним о классификации речевых нарушений.

Все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. К первой группе относятся такие синдромы как ФНР, ФФНР, ОНР, а ко второй заикание (подразумевается нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения).

Также все нарушения речи могут разделены на два типа:

  • Нарушения устной речи и нарушения письменной.

К первой группе относятся:

1) расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия, тахилалия, заикание и т.д.)

2) расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, когда нарушение идет уже на этапе программирования замысла и отбора языковых средств. Так происходит при афазии и алалии.

К расстройствам письменной речи относится соответственно дислексия и дисграфия.

Формулируя речевое заключение мы работаем на стыке двух классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической). Первая дает количественную и качественную характеристику умений и навыков ребенка, а вторая объясняет патогенез.

Такие синдромы как ЗРР, ФНР, ФФНР, ОНР, СНР и заикание относятся к психолого-педагогической классификации, а Дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, брадилалия, тахилалия – к клинико-педагогической. Они не взаимоисключают друг друга, а дополняют.

Остановимся подробнее на синдроме ЗРР

Мы говорим о ней, когда подразумеваем более позднее овладение речью, чем в норме;

Для логопеда важно отдифференцировать неспецифическую и специфическую ЗРР.

Темповая (неспецифическая) ЗРР – это такая задержка речевого развития, при которой все неречевые функции, понимание речи в норме, а недостаточность проявляется лишь в экспрессивной речи. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур

Специфическая ЗРР (церебрально-органического генеза), связанная с повреждением нервной системы

Важно помнить о том, что окончательное разграничение специфической и темповой ЗРР возможно только в результате динамического наблюдения в течении 2-3 месяцев (Т.Г. Визель).

Для объективизации степени выраженности задержки развития речи считаем целесообразным использовать понятие «эпикризный период»:

  • До 1 года – 1 месяц
  • От 1 года до 2 лет – 3 месяца
  • От 2 до 3 лет – 6 месяцев
  • После 3 лет – 1 год

Отставание в развитии речи более, чем на 4-5 эпикризных периода расценивается специалистами, как выраженное, а задержка развития речи может быть интерпретирована логопедом, как грубая.

Маркеры, которые говорят о том, что задержка является специфичной.

  • Отсутствие звукоподражательных слов к 1 году
  • Отсутствие среди первых слов конструкций, состоящих из 2 открытых слогов: «ма»(вместо мама), «па» (вместо папа) или слово «мама» относится к отцу или другим лицам
  • Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам
  • При появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть слова, а не контур целого слова: «ди»(вместо иди), «тё» (вместо яйцо), «ва» (вместо зайчик). Этой частью, как правило, является ударный слог
  • Стремление ребенка к употреблению открытых слогов: «абуся»(автобус), «матика»(мальчик), «котика» (котик)
  • Замена звуков в слове артикуляционно далекими звуками
  • Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога
  • Глагольный словарь ничтожно мал по отношению к предметному словарю
  • Расширение словаря до 50 и более единиц при полном отсутствии словесных комбинаций
  • Низкий уровень ориентации в обращенном к ребенку словесном материале

В более позднем возрасте при условии, что слух и интеллект ребенка в норме, мы оперирует таким понятием, как ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

В логопедической практике, в частности при прохождении ПМПК, ОНР 1 уровня диагностируется после 3 лет сроком на 1 год для определения образовательного маршрута ребенка с последующей оценкой динамики. И далеко не все по истечению этого года останутся на том же уровне.

Однако при написании логопедического заключения на МСЭ мы настоятельно рекомендуем, чтобы не было разночтений, выставлять данный речевой диагноз с 4 лет. До этого возраста связи в головном мозге очень пластичны, компенсаторные механизмы организма очень велики и имеются большие основание надеяться на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем.

В зависимости от возраста ребенка и степени нарушения речи выделяются 4 степени ОНР:

1-й уровень речевого развития: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована (3-4 года). Понимание обращенное речи снижено (обычно оно соответствует предикативному или номинативному уровню);

2-й уровень речевого развития: подразумевает грубо искаженную фонетически и грамматически фразу, грубые нарушения слоговой структуры. Все это делает речь не понятной для окружающих. Предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание обращенной речи снижено (все еще не понимают большинство грамматических значений).

3-й уровень речевого развития: характеризуется наличием сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. То есть есть здесь тоже будут нарушения по каждому уровню языка, но они уже не носят тотальный характер. Речь становится понятной для слушающих. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения. Таким образом, критерий для дифференциальной диагностики ОНР 2 и ОНР 3 – это степень понятности речи.

4-й уровень речевого развития (не представляет особого интереса в практике МСЭ) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, грамматика, фонетика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения заданий. Ребенок демонстрирует полное понимание обращенной речи.

Только ОНР 1 и ОНР 2 расцениваются МСЭ, как соответственно выраженные и умеренные и подлежат установлению статуса ребенок-инвалид.

Если мы имеем дело с ребенком с нарушенным слухом и интеллектом, то оперируем в логопедической практике термином СНР.

Системное недоразвитие речи (СНР) - речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха.

Данные нарушения речи носят вторичный характер.

СНР также подразделяется на несколько уровней – тяжелая, средняя и умеренная степень (обратим внимание, что более уместно употреблять именно эти понятия, например, не СНР 2 уровень речевого развития, а СНР средней степени).

Также мы видим, что инвалидности подлежат только тяжелая и средняя степень недоразвития.

Если с диагностикой при УО и сниженном слухе более или менее все понятно (у нас есть классификация Лалаевой, в которой эти уровни соотносятся +- с уровнями ОНР), то на сегодняшний день особую актуальность и злободневность приобретает диагностика степени СНР при РАС.

Как мы понимаем каждую из этих степеней у детей с РАС. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Тяжелая степень

  • Экспрессивная речь представлена отдельными вокализациями, лепетом, эхолаличными словами или даже стереотипными фразами (отсроченные эхолалии), которые не несут коммуникативной направленности
  • О своих желаниях сообщает криком или подводя взрослого к желаемому объекту
  • Указательный жест отсутствует
  • Игра представляет неспецифические стереотипные манипуляции с предметами. Поведение полевое
  • Понимание обращенной речи нулевое (не реагирует на собственное имя)

Средняя степень

  • Понимание обращенной речи значительно снижено (понимает короткую инструкцию, обращенную именно к нему)
  • В речи преимущественно короткие штампованные стереотипные фразы, которые использует по принципу отсроченных эхолалий. Появляются первые попытки спонтанных высказываний с обилием аграмматизмов (реверсия местоимений, отсутствие согласования в роде и т. д.)
  • Отвечает на простые вопросы Кто? Что делает?
  • На вопросы Где? Когда? Почему? отвечает ранее заученными фразами.
  • Появляются социальные жесты (да, нет, пока, указ)

Легкая степень

  • Понимание обращенной речи приближено к условной норме (понимает смысл вопросов Почему? Где? Куда?), частично может на них ответить через призму собственного опыта. Не понимает скрытые мотивы, эмоции собеседника, шутки, переносный смысл слов, пословиц.
  • Сам в состоянии задать простые вопросы
  • Может обратиться с просьбой, сообщить о своих желаниях, рассказать о событиях в недавнем прошлом, пересказать с помощью самостоятельно построенных несложных конструкций с небольшим количеством аграмматизмов

Таким образом, диагностическим критерием между средним и легким уровнем является то, насколько ребенок в состоянии самостоятельно построить фразу и степень понимания обращенной к нему речи.

Какие разделы должно в себя включать логопедическое заключение, предоставляемое на МСЭ.

  • ФИО, дата рождения
  • Данные анамнеза (особенности пре-, натального и постнатального развития)
  • Данные о раннем речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, простая фраза)
  • С какого возраста, с какой интенсивностью осуществлялась логопедическая коррекция, какова динамика в речевом развитии
  • Психологические особенности ребенка (поведение, контактность, темп деятельности, наличие познавательного интереса). Общее впечатление от речи
  • Особенности монологической речи (способность построения ситуативных фраз, предложений по картинкам, рассказа по серии сюжетных картинок)
  • Особенности диалогической речи
  • Описание состояния всех уровней языка (фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь)
  • Особенности строения артикуляционного аппарата и особенности артикуляционной моторики

На что следует обратить особое внимание?

  • При оформлении логопедического заключения на МСЭ установление речевых синдромов ОНР и СНР осуществлять после 4 лет;
  • Обратить внимание на то, что речевой диагноз должен быть логичным (если было ОНР, 2-3 уровня, то для того, чтобы состояние ухудшилось до 2 уровня должна быть причина);
  • Логопед должен заниматься просветительской деятельностью и в случае возникновения вопросов у родителей довести сведения о том, что инвалидности подлежат только стойкие речевые (динамическое наблюдение должно осуществляться не менее 1 года, данные об отсутствии положительной динамики в речевом развитии должны подтверждаться несколькими выписками из стационаров (неврологический и психоневрологический)

Какой алгоритм поведения логопеда представляется целесообразным при первичной диагностике синдромов ОНР И СНР?

  • Довести до родителей информацию о необходимости комплексного подхода к коррекции речевых расстройств (назначение медикаментозной, физиотерапии и логопедического воздействия).
  • Направление ребенка к неврологу, психиатру для установления диагноза в структуре, которого выявлен речевой синдром;
  • Назначение и проведение регулярных систематических занятий с логопедом c оценкой их эффективности в динамике;
  • Необходимо довести информацию о том, где они могут получить бесплатную логопедическую помощь, а именно в структурах систем:
    • социальной защиты
    • образования
    • здравоохранения

Читайте также: