Пенсия женщины 1920 года

Первые персональные пенсии были введены Советской властью уже в 1919–1920 годах, и назначали их прежде всего вдовам погибших партийных работников. В середине 1920-х Офицеры Красной армии получили право на пенсию одними из первых в Советской России

Пенсионное обеспечение по старости для гражданских было введено лишь 5 января 1928 года в отношении рабочих текстильной промышленности.

В середине 1920-х годов в СССР были проведены исследование по снижению трудоспособности у человека при старении. После исследований был сделан вывод «о значительном снижении трудоспособности . : у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет».

Поэтому уже первые советские постановления, в 1930–1940-х годах, устанавливали привычный нам пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и с 55 для женщин. И что интересно, было оговорено « обязательное постепенное понижение пенсионного возраста » в будущем на пять лет: до 55 и до 50 лет, у мужчин и у женщин, соответственно.

И даже в те времена уже начала процветать пенсионная бюрократия. Из прессы известен такой случай с обеспечением пенсией инвалидов.

На то что бы оформить пенсию уходило около двух лет после наступления события, а сотрудники собеса часто вели себя откровенно грубо . На страницах газеты “Пролетарский путь” была опубликована жалобы инвалидов на руководителя городского отдела "Собеса" (социального обеспечения) товарища Н. Хрущева. Он и его помощники реагировали на посетителей с вопиющей грубостью . Выругать посетителя для работников собеса было привычным делом».

Сама пенсия тоже была не великой. К примеру, в Иркутске на 1 октября 1924 года. при среднемесячной зарплате в Иркутске 41,6 руб. размер пенсии равнялся 7,5 руб..

Категории граждан, получающих госпенсию по инвалидности и старости, ширились, но, выплаты по старости предоставлялись лишь тем, кто работал на стратегически важных направлениях:

  • рабочим и инженерно-техническому персоналу текстильной,
  • горной,
  • металлургической
  • и электротехнической промышленности,
  • железнодорожного
  • и водного транспорта.

Попытка организовать пенсионное обеспечение колхозников впервые случилась лишь в 1935 году

Но с середины 1920-х годов существовала и негосударственная пенсионная система. В рамках промысловой кооперации была организована промысловая страховая касса, в которую все промысловые артели отчисляли % с заработка . Эти средства шли на выплату пособий по временной потере трудоспособности, инвалидности и выплату пенсий.

А ликвидирована эта система соцобеспечения была вместе с промысловой кооперацией в конце 1950-х , а все ее средства, как и полагается, были зачислены в доход государства.

Никита Хрущев придерживался мнения что большие пенсии государство не выдержит.

Поэтому когда в 1955 году Л. Каганович пытался провести пенсионную реформу ему пришлось вступить в конфликт с Хрущевым. В своих воспоминаниях Каганович пишет:

«Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Хрущев сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: “Государство — это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров”».

Новый закон «О государственных пенсиях» был принят в июле 1956 года.

  • По Закону выплаты полагались всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб ., максимальная — 120 руб . За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб.
  • Принятый закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии . В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась: по некоторым оценкам, с 60% в 1956 году до 9% в 1962-м.
  • В декабре 1959 года учителя и сельские медики получили право на пенсию за 25 лет выслуги, а городские работники здравоохранения — за 30 лет. Эти пенсии выплачивались и работающим пенсионерам.

Но после того как в стране появилось достаточно врачей и учителей, государство утратило интерес к их стимулированию и ввело ряд ограничений на получение пенсий:

  1. с 1964 года пенсии за выслугу стали выплачиваться только при оставлении работы;
  2. исчислялись они не из заработной платы , а из тарифной ставки;

Это привело к тому, что учителя и врачи, после этого стали массово уходить на заслуженный отдых.

Таким образом, к началу 1960-х пенсию получали все:

  • все рабочие;
  • все служащие;
  • все военные;
  • персональные пенсионеры всех мастей;
  • художники и писатели;
  • даже служители религиозного культа;

Словом, все, только не крестьяне -колхозники.

В 1964 г. Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию. Но работники колхозов были неприятно удивлены реформой. Государство предложило им меньше, чем они получали по старой схеме.

Незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа. В мае 1990 года был принят закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако изменилась система исчисления размера пенсий,

Основным критерием, для расчета пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный размер пенсии был на уровне 75% .

Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР . Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами. Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела.

Пенсионный фонд СССР не просуществовал и двух лет. Пенсионный фонд РСФСР (затем — Пенсионный фонд России) был создан 22 декабря 1990 г.

В 1992 году, когда вступил в действие уже российский закон о пенсиях. Его приняли еще 20 ноября 1990 года, он резко увеличивал численность льготников по пенсии. К тому же с 1994–1995 годов стали наблюдаться невыплаты пенсий в срок. В 1997 году накопленный долг по невыплаченным пенсиям составлял 17 трлн руб. Парадоксально, но ни о каком «дефиците денег» речь не шла: в том же 1997 году бюджет Пенсионного фонда России был профицитным . Он собирал денег больше, чем выплачивал.

  • Задержки, были связаны с стремлением отдельных банков заработать проценты на «прокручиваемых» деньгах пенсионеров. Напомним, это был разгар приватизации;
  • Вторая составляющая проблем с пенсиями — кризис неплатежей второй половины 1990-х годов: «временно позаимствованные» средства пенсионеров (скажем, на две недели) делали возможным хорошо заработать на «расшивке» неплатежей.
  • Третья проблема — распространение неплатежей в Пенсионный фонд. Формальная ставка составляла 29% фонда оплаты труда, в среднем же по экономике в 1997 году платилось не более 19%.

Уже правительство В. Черномырдина поднимало вопрос об увеличении пенсионного возраста. Были и другие варианты, изменения пенсионной реформы осенью 1998 года, однако грянул финансовый кризис и «дефолт». .

Наконец, в 2001 году распоряжением нового президента Владимира Путина был принят пакет документов «пенсионной системы 2002 года».

Сама по себе идея «системы-2002» была компромиссом на многие годы вперед — она и устраивала и не устраивала более или менее всех . Для условий 2001 года, когда принимались законы о реформах, все это выглядело приемлемо и не создавало больших рисков.

Нечто похожее на пенсионное обеспечение, существовало еще в Древней Руси. Правда, тогда это касалось в основном воинов, которые не могли уже служить полученных в боях увечий или старости. Но, конечно, никакой пенсионной системы и никаких законов не существовало, все зависело только от доброй воли правящих особ.

В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, человек просвещённый и милосердный, впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов — так называемые «лечебные», причем сумма выплат зависела от тяжести полученного в бою увечья. Впрочем, чаще уходящим на покой воинам предоставлялась во владение земля — с неё и следовало кормиться.
Царь Алексей Михайлович

Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости. Им полагалось списание с корабля, устройство в наземную, более спокойную, службу с повышением в чине. Если же человек оказывался негоден уже ни к какой службе, ему полагалось до конца жизни бесплатно жить и питаться в гошпитале, а не захочет — получить годовое жалование и самому устраивать свою судьбу. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия — как сказали бы сейчас, «по потере кормильца».
Устав Морского Военного Флота 1720
Петр I

При Екатерине II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве — выслуга лет (трудовой стаж). Теперь для получения пенсии требовалось отслужить не менее 20 лет.
Екатерина II

Сын Екатерины, Павел I, добавил новые правила: пенсия назначалась только за «беспорочную» службу (то есть, без взысканий), а военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки, чтобы содержание было не меньше пенсии.
Павел I

Все это время пенсия оставалась особой милостью власти. Лишь в годах XIX столетия появилась идея о том, что пенсия… Нет, не неотъемлемое право, как считается сейчас, а заслуженное вознаграждение за достойную службу.

В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Размер пенсии в дореволюционной России

1828 1867
Количество
служащих
на 1 пенсионера


Доля пенсии
от жалованья
служащего


В дореволюционной России с первой трети XIX века все гражданские и военные служащие разделялись на 9 разрядов — это была четкая иерархическая лестница, подняться по которой хотя бы на несколько ступенек удавалось не каждому.

От принадлежности к определенному разряду зависел размер жалованья. И за каждым разрядом закреплялась определенная пенсия. Система была построена таким образом, что чиновникам низших разрядов, и без того получавшим очень скромную зарплату, пенсия назначалась совсем уж мизерная.

Часто выход на пенсию главы семьи означал полный финансовый крах для всего семейства. Зато пенсия представителям двух высших классов — крупным госслужащим — назначалась специальным решением императора.

Число пенсионеров, получающих государственную пенсию, стало расти, росли расходы казны. Но размер пенсий не менялся, и на фоне растущих цен пенсии постепенно обесценивались. Нужны были средства на пенсионное обеспечение, нужна была новая идеология: к тому времени пенсия воспринималась обществом не как особая милость, и не как награда для лучших, а как неотъемлемое право человека, отдавшего большую часть своей жизни служению обществу. Исходя из этого, в 1853 году
в Российской Империи был принят новый Пенсионный Устав.

К годам стало очевидно, что государственная казна не в состоянии обеспечить всех пенсионеров. Поэтому было принято решение, что казна оставит за собой расходы на пенсионное обеспечение тех, кто нуждается в пенсии по причине болезни или несчастного случая, а также на часть военных и гражданских служащих. Для остальных существовали эмеритальные кассы — своего рода негосударственные пенсионные фонды, куда сами служащие платили взносы в течение своей службы, а после выхода в отставку получали из этой кассы пенсию. Такие кассы обязательно существовали в стратегически важных для государства отраслях, например в компаниях, строящих железные дороги.
К началу 1870-х годов экономика России находилась на 15-м месте в мире. На пенсии страна расходовала меньше 4% своего бюджета (у передовых держав эта цифра доходила до 6%). Таким образом, сумма, которую страна тратила на выплату пенсий, оставалась недостаточной.

Но и к концу XIX века пенсионное обеспечение в России оставалось избирательным, пенсию получали менее 1/3 населения, достигшего пенсионного возраста, нуждающегося в пенсии по инвалидности или потере кормильца. Пенсия за выслугу лет полагалась некоторым офицерам, ученым, учителям и преподавателям, рабочим казенных заводов, врачам и фельдшерам казенных предприятий.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно- вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников. Создание цельной и стройной системы пенсионного страхования не было завершено — Первая Мировая война и Октябрьская революция полностью изменили ситуацию в стране.
Во второй половине XIX века пролетариата — то есть, рабочих, занятых только в промышленности — в России практически не существовало. На предприятиях работали крестьяне. Обычно в осень они уходили на заработки в город, устраиваясь на заводы и фабрики, а весной, когда приходило время сева, вновь возвращались в деревню, чтобы отработать весь сельскохозяйственный сезон на своем наделе.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям », в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В годы НЭПа снова стало возрождаться пенсионное обеспечение по принципу страхования. В годы расширялся круг лиц, которым полагалась пенсия за выслугу лет: в 1924 году в него вошли ученые и преподаватели вузов, в 1925 году — школьные учителя. Размер пенсий назначался исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи.

В 1930 году в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию, которое заменяло систему государственного пенсионного обеспечения системой социального страхования.

Социальное страхование в СССР

В 1932 году был установлен возраст выхода на пенсию по старости: женщинам — с 55 лет, мужчинам — с 60 лет. С тех пор пенсионный возраст в нашей стране был и остается одним из самых низких в мире.

Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 год, когда был принят закон «О государственных пенсиях». Закон гарантировал предоставление пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления пенсий для всех граждан. На размер пенсии и время выхода на пенсию влияли также вредные условия труда на производстве, работа в сложных климатических условиях, социально значимая работа, например, у врачей и учителей.


Возраст выхода на пенсию остался прежним, минимальный трудовой стаж для получения пенсии составил 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Размер пенсии зависел не от заработка за все годы работы, а от средней зарплаты за последний год или 10 лет. Эти нормы просуществовали практически до распада СССР.

С ростом уровня жизни, увеличилась средняя продолжительность жизни и, соответственно, количество пенсионеров. Кроме того, размер пенсий неоднократно повышался. Денег на выплату пенсий требовалось все больше, а экономика страны не развивалась. И к началу годов пенсионная система вновь потребовала реформирования.


В 1980-е годы минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная — 252 рубля. Средняя заработная плата в стране составляла около 200 рублей.

Так, в 1997 году была создана система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Появились лицевые счета, на которых в электронном виде фиксировалась вся информация о трудовой деятельности человека. Именно эта система, пройдя усовершенствование и модернизацию, стала основой современной пенсионной системы России.

16 июня 2018 года проект закона о повышении пенсионного возраста был передан в Госудуму. 29 августа президент выступил со своими предложениями. Как поменялась таблица выхода на пенсию в зависимости от года рождения? Сравним варианты и покажем таблицы, опубликованные Пенсионным фондом.

Инструкции по оформлению пенсии: используйте бесплатно

Эксперты КонсультантПлюс составили много инструкций, которые помогут оформить пенсию и разобраться в новых правилах и последних изменениях. Собрали самые полезные. Регистрируйтесь по ссылке, чтобы получить к ним бесплатный доступ.

С чего все началось

14 июня 2018 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

  • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
  • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.

Премьер объявил также, что изменения не будут одномоментными:

Как планировали вначале

Пенсионная реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: это самые старшие будущие пенсионеры, возраст выхода на пенсию для которых будет перенесен — на 1 год. То есть если по прежним правилам они бы выходили на пенсию в 2020 году, в возрасте 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет, то теперь это право они получат лишь в 2020 году, когда им исполнится 61 и 56 лет.

Женщинам, родившимся позже, надо для расчета прибавлять по году. Арифметика не понадобится тем, кто родился в 1971 году и позже: для них возраст в 63 года станет реальностью.

Мужчинам, родившимся с 1960 по 1962 годы, нужно так же последовательно прибавлять по одному году, чтобы получить свой возраст выхода на пенсию, а для тех, кто родился в 1963 году и позже, возраст уже установлен — это 65 лет.

Педагоги, врачи и творческие работники, которые имели право выходить на пенсию досрочно, такое право сохранят, но реализовать его смогут на 8 лет позже, чем сейчас.

Для «северян» (работающих на Крайнем Севере) и приравненных к ним пенсионный возраст также отодвигается: 60 лет для мужчин и 58 — для женщин.

Для удобства редакция PPT подготовила таблицу выхода на пенсию по годам рождения, в которой изменения становятся очевидными без дополнительных расчетов.

Возраст выхода на пенсию, таблица (первый, жесткий сценарий)

Женщины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964 2020 56 +1
1965 2022 57 +2
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5
1969 2030 61 +6
1970 2032 62 +7
1971 2034 63 +8

Мужчины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959 2020 61 +1
1960 2022 62 +2
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

График выхода на пенсию (сценарий, смягченный Путиным)

Напомним предложение президента:

Женщины

Дата рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 55,5 +0,5
1964, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 55,5 +0,5
1965, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 56,5 +1,5
1965, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 56,5 +1,5
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5

Таблица, опубликованная на сайте Пенсионного фонда, выглядит так:


Мужчины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 60,5 +0,5
1959, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 60,5 +0,5
1960, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 61,5 +1,5
1960, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 61,5 +1,5
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

Таблица Пенсионного фонда:


Социальная пенсия — еще позже

Сроки назначения социальной пенсии по старости (ее получают граждане, которые по каким-то причинам не заработали себе пенсию страховую) также отодвигаются. Получается, что право на нее появляется:

  • у женщин — в 65 лет (вместо нынешних 60);
  • у мужчин — в 70 лет (вместо нынешних 65).

К сведению: по статистике Росстата, средняя продолжительность жизни женщин в 2017 году составила 77,4 года, а мужчин — 67,5, так что до получения социальной пенсии по старости доживет далеко не каждый мужчина.

Кого реформа не коснется

Ожидается, что возраст выхода на пенсию не будет увеличен для:

  • уже вышедших на пенсию («отзывать с пенсии» не предполагается);
  • работающих на вредных производствах (шахтеры, металлурги, железнодорожники — то есть все те, кому положена досрочная пенсия «за вредность»);
  • многодетных матерей (детей у которых — не меньше пяти) и матерей детей-инвалидов;
  • инвалидов.

Подробее обо всех предложениях президента о смягчении пенсионной реформы мы написали в статье «Путин меняет пенсионную реформу».

А для людей, которые уже вышли на пенсию и ждут обещанного увеличения ее размера в 2020 году, мы подготовили простой калькулятор, который поможет определить размер пенсии в будущем году.

Год рождения 04 12 1959 стаж работы 40 лет когда обратиться за расчетом пенсии и какие года будут браться для расчета пенсии в 1920 г.

Ответы юристов


Основная задача пенсионного калькулятора — разъяснить порядок формирования Ваших пенсионных прав и расчета страховой пенсии по старости, а также показать, как на размер страховой пенсии влияет:

Новые основания для досрочного назначения пенсии за длительный стаж предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 60 лет для мужчин.

Вопрос № 739813


Стаж работы с августа 1976 года. Какой период лучше выбрать для расчета пенсии, исключая года 1996-2001 из-за очень низкой зарплаты?

Ответы юристов


Светлана Николаевна, любые пять или последний год работы.


Попробуйте любые 60 месяцев подряд из периода 1979 - 1986 г.г. Как правило, этот период для исчисления отношения заработков является самым выгодным. Учтите, что в любом случае отношение Вашего заработка к среднемесячной зарплате по стране за тот же период не будет свыше 1,2 (исключение - если Вы выходите на пенсию по основаниям, предусмотренным законом для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).


87-92 тоже неплохо. Но некоторые и во время инфляции после 1992 года хорошо поднялись. Так что на вопрос однозначного ответа нет. Но первый ответ, что можно взять последний год работы не верный.

См. среднемесячную зарплату здесь: http://www.chat.chat.ru/SMS.htm

В Вашей справке цифры должны быть на 20% выше.

Вопрос № 9070538


В 2017 году выхожу на пенсию. Могу я взять последние 5 лет работы для расчета пенсии? Спасибо.

Ответы юристов


В 2017 году выхожу на пенсию. Могу я взять последние 5 лет работы для расчета пенсии?

---2017 и зададите этот вопрос. Пока не известно что будет в 2016 году.

Вопрос № 11196349


Я женщина 1962 г.р. Стаж 30 лет. Можно ли брать последние 5 лет работы для расчета пенсии?

Ответы юристов


Вам будут браться любые 5 лет до 01.01.2002 года.

Вопрос № 1942226


Стаж работы фельдшером-лаборантом с 1985 по 2000 г. какие года брать для расчета пенсии? С 2000 года непрерывного стажа нет.

Ответы юристов


Возьмите 1987-1992. Из этих 6 лет выберут лучшие 5 лет (60 месяцев)

Вопрос № 9604506


Для расчета пенсии можно взять заработную плату за последние годы работы, точнее за 2012-2016

Ответы юристов


В соответствии с действующим пенсионным законодательством на размер пенсии влияет несколько факторов: 1. размер заработной платы и стаж до 01.01.2002 года. Чтобы размер пенсии был выше необходимо учитывать свой заработок за период к заработной плате по стране. Исходя из своей практики, как пенсионного юриста наиболее выгодно брать периоды 70-80 годы. Но все индивидуально, необходимо рассматривать более конкретно. 2. вторым составляющим при расчете пенсии являются страховые взносы которые были уплачены работодателем за работника после 01.01.2002 г. и учтенные на лицевом счете работника. Чем выше была Ваша заработная плата после 2002 года, соответственно больше сумма страховых взносов учтена на лицевом счете, тем выше будет размер пенсии. Это при условии, что зарплата была «белая». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Под страховым стажем, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж Подтверждать непрерывный стаж в течение 5 лет не нужно.

Вопрос № 17670998


Можно ли брать года для расчета пенсии с разных мест работы?

Ответы юристов


Расчет страховой пенсии по возрасту подразумевает четыре составляющие, и каждая из них имеет свое значение:

доходы за период до начала 2002 года;

доходы, полученные гражданином за период трудовой деятельности за 2002-2014 г. в момент начала урезания и реформ нескольких выплат из-за нестабильного экономического положения в государстве;

небольшая часть, которая была выработана с 2015 года по год, когда нужно уходить на пенсию;

персональные типы начисления СП за нестраховые периоды (иногда такое случается).

Исходя из правил, требуется подсчитать коэффициент трудового стажа пенсионера, а затем умножить получившееся число на то, которое выходит в результате деления средней СП гражданина (СП нужно делить на 60 месяцев) на среднюю СП по стране, а после результат умножить на 1671 рубль. Получаем размер пенсии (РП) и ставим в формулу ПК = (РП — Б) х Т

чтобы рассчитать пенсионные выплаты у граждан, существует возможность брать сведения о заработной плате за периоды 2000-2001 г. Также граждане могут брать периоды за любые 60 месяцев (пять лет) до 2001 года.

В принятом в феврале 1930 года положении о пенсиях и пособиях по соцстрахованию был предусмотрен специальный раздел, определявший основания и порядок лишения пенсий. Не имели прав на пенсии лица, лишенные избирательных прав. Основанием для отказа в пенсии служили: 1) классовая принадлежность; 2) служба на определенных должностях при царе или при белых правительствах; 3) участие в белых армиях и контрреволюционных бандах. К «лишенцам» были также отнесены священники и другие служители религиозных культов.


Прав на пенсии лишались и те, кому в порядке проводимой чистки аппарата совслужащих была запрещена «навсегда или на время» служба во всех советских и кооперативных органах, а также в общественных организациях. Эти меры касались тех, кто был «вычищен» по 1-й категории. К тому же не пользовались правом на пенсию осужденные, если такие меры предусмотрены были приговором, бессрочно или на установленный судом срок.

С классовых позиций была проведена проверка всех ранее назначенных пенсий, и большинство пенсионеров «из бывших» лишилось не только пенсионных выплат. Гораздо важнее было то, что одновременно они откреплялись от продуктовой карточной системы. В те годы это был верный путь к голодной смерти. Например, такая судьба постигла Н. Кишкина — последнего министра госпризрения, исполнявшего обязанности главы Временного правительства (перед бегством Керенский наделил его этими правами) в ночь 25 октября 1917 года. Кишкин был арестован в Зимнем дворце вместе с другими министрами. До весны 1918 года находился под арестом в Петропавловской крепости. Выйдя на свободу, стал одним из руководителей Всероссийского комитета помощи голодающим. Неоднократно арестовывался чекистами по подозрению в контрреволюционной деятельности. Был выслан из Москвы, куда вернулся лишь в 1923 году. После этого отошел от общественно-политической работы и трудился врачом по своей специальности в столичном санаторном отделе наркомздрава РСФСР. Каким-то образом ему даже удалось оформить себе пенсию. Однако в 1929 году он был лишен пенсионных выплат и прав на продуктовые карточки. 16 марта 1930 года в возрасте 65 лет он умер в Москве.

Только спустя семь лет все пенсионные ограничения для «лишенцев» в связи с их социальным происхождением и прошлой деятельностью были отменены, за исключением тех, что были наложены судебными решениями.

Продолжительность жизни до и после

В последнее время во многих СМИ в обоснование значительного роста современной продолжительности жизни россиян приводят низкие показатели конца 1920-х годов, когда начался процесс назначения пенсий по старости при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно у мужчин и женщин. Однако такое сравнение возраста выхода на пенсию по старости с текущим периодом вряд ли корректно. Продолжительность жизни к 1928 году действительно значительно снизилась в результате последствий Первой мировой и гражданской войн, вынужденной эмиграции, голода 1922-1923 годов, раскулачивания (спецпоселенцы) и ряда других масштабных событий, искусственно вызвавших раннюю смертность трудоспособного населения. Такая демографическая катастрофа главным образом повлияла на статистические данные по возрасту дожития до преклонных лет.

Существенное влияние на продолжительность жизни оказывала высокая детская смертность, которая в разные годы этого периода составляла от 1/5 до 1/3 от числа родившихся младенцев. Поэтому к статистическому показателю продолжительности жизни тех лет (44—47 лет) надо относиться с учетом влияния перечисленных выше факторов. При этом нельзя забывать о том, что максимальное влияние негативных факторов сказалось на мужском населении страны.

Интересные данные приводятся в расчетах экономико-статистического сектора Госплана СССР, опубликовавшего в 1930 году брошюру «Смертность и продолжительность жизни населения СССР. 1926-1927. Таблицы смертности». Кстати, брошюра вышла по моде тех лет на русском и французском языках. В ней на основе приведенных математических расчетов составлены таблицы, дающие представление о продолжительности жизни в СССР во 2-й половине 1920-х годов. Так вот, если опираться за эти данные, то возраст дожития у мужчин в 60 лет составлял от 12 до 15 лет в зависимости от региона, а у женщин, достигших 55-летнего возраста, появлялась возможность прожить еще более 20 лет. Правда, надо иметь в виду, что до этих возрастов доживало примерно 40% мужчин и 53% женщин. Конечно, следует учитывать и неполные данные для расчетов, и использование при анализе прежних подходов деления страны на европейскую и азиатскую части. Нельзя сбрасывать со счета и отсутствие должного медицинского обслуживания, особенно в сельской местности.

Однако смертность по естественным причинам даже в те далекие годы обычно наступала в возрасте гораздо старше, чем статистические 47 лет. На бытовом уровне это легко проверить, вспомнив своих старших родственников, родившихся в начале прошлого века и переживших все печальные события тех лет. Хотя семейные истории тоже у всех разные… Тем, кто хочет детально разобраться в этом вопросе, придется обратиться к специальной литературе. Например, о демографических катастрофах в нашей стране в ХХ веке рассказывается в объемном труде, вышедшем в 2006 году под редакцией крупнейшего отечественного демографа А. Вишневского. Приведенные в нем данные и расчеты позволяют лучше понять демографические «перекосы», которые в конечном счете привели к современным серьезным проблемам с трудовыми ресурсами в стране. А некоторые пользователи соцсетей в своих мрачных комментариях рекомендуют отправиться на погост и посмотреть на реальные показатели, характерные для местных условий.

Продолжительность жизни в СССР претерпела пагубное воздействие и другие негативных факторов. Здесь можно вспомнить о том, что в 1930-е годы резко возросла смертность в результате голода 1932-33 годов, массовых репрессий с 1936 по 1939 годы и потерь на финской войне. Затем колоссальный урон в численности населения наша страна понесла в годы Великой Отечественной войны.

Жизнь пенсионеров улучшалась, но от этого не стало веселей…

Несмотря на все трудности, экономика СССР год от года крепла. Постепенно повышался жизненный уровень населения. Как достижение после пережитого голода была воспринята отмена с 1 января 1935 года хлебных карточек. Через год была ликвидирована карточная система на все остальные товары. Именно тогда, в ноябре 1935 года, на Первом всесоюзном совещании стахановцев Сталин сказал: «Жить стало лучше, жить стало веселей».

Так ли все обстояло на самом деле? Одним из показателей обеспеченной жизни принято считать наличие сбережений. В 1940 году в СССР было 41 тыс. отделений сберкасс. При этом сумма среднего вклада по всей стране составляла 42 рубля. А если взять среднедушевой показатель, то на каждого жителя приходилось лишь по 4 рубля сбережений. У большинства пенсионеров сбережений не было вовсе. Пенсии хватало лишь на самое необходимое, да и то не всегда.

Ранняя пенсия за выслугу лет

Экономика СССР все острее нуждалась в грамотных специалистах. Стремительно росла потребность в инженерах и техниках. В довоенные годы в почете были не только военные и врачи, но также и педагоги. С 1930 года в стране было введено всеобщее и для всех обязательное начальное образование. В городах внедрялось 7-летнее образование. Развивалось фабрично-заводское ученичество. Для реализации масштабных образовательных проектов требовалось большое количество учителей и преподавателей. В целях привлечения в ряды педагогического состава был использован проверенный финансовый инструмент — пенсионное обеспечение по выслуге лет. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июля 1929 г. «О пенсионном обеспечении работников просвещения за выслугу лет» были определены 14 категорий педагогических работников, на которых распространялись новые пенсионные права. В этот перечень (от школьного учителя до преподавателя техникума) были также включены библиотекари и руководители изб-читален. Позже этот перечень дополнялся и изменялся, но общие пенсионные параметры сохранились до последнего времени.

Пенсионные права приобретались после 25 лет работы на указанных должностях и не обязательно на одном месте. В педстаж включался и дореволюционный период работы в образовательных учреждениях, но последние не менее 5 лет надо было трудиться в советских школах, техникумах и других учреждениях наркомата просвещения. Предусмотрены были и льготы за работу в отдаленных районах и в местностях с тяжелыми климатическими условиями.

В 1931 году категории получателей пенсий за выслугу лет расширили за счет включения дополнительного перечня педагогических, медицинских и ветеринарных работников, а также агрономов. Однако одновременно, при всех прочих условиях, был в 2 раза увеличен с 5 до 10 лет стаж обязательной работы в соответствующих советских учреждениях. Такой «фильтр» существенно снижал число претендентов на досрочную пенсию по выслуге лет. С 1 января 1932 года для этих категорий устанавливалась пенсия в размере не менее половины зарплаты из расчета последних 12 месяцев работы.

Забота власти о пенсионерах

В июне 1931 года постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О социальном страховании» определило необходимость изменения пенсионных правил. Цель – улучшение в первую очередь пенсионного обеспечения рабочих ведущих отраслей народного хозяйства и их семей.

К середине 1930-х годов пенсии были повышены дважды. Это было вызвано ростом розничных цен на хлеб и отменой карточек на хлеб, муку и крупу. Однако социально-экономическая ситуация в стране оставалась довольно сложной. Многих необходимых товаров не хватало. О том, в каких условиях приходилось жить населению, включая пенсионеров, можно судить по тому, что союзный СНК вынужден был практически ежегодно регулировать производство и цены даже на хозяйственное и туалетное мыло! Например, согласно постановлению СНК СССР от 19 октября 1934 г. «О ценах на туалетное мыло» розничные цены за 100-граммовый кусок такого мыла устанавливались единые для города и деревни вместо существовавших до того «нормальных и коммерческих» цен на этот вид товара высшего и первого сорта. Теперь кусок мыла в зависимости от сортности, отдушки и упаковки продавался по разным ценам: от 80 коп. до 2 руб. 75 коп. Подписал столь «важный» документ В. Молотов, с декабря 1930 ставший председателем Совнаркома Союза вместо А. Рыкова.

В июне 1933 года постановлением ЦИК, СНК СССР было предписано объединить Наркомат труда Союза ССР со всеми его местными органами, включая и органы соцстрахования, с аппаратом ВЦСПС в центре и на местах, возложив на ВЦСПС выполнение обязанностей Народного комиссариата труда и его органов. Не совсем понятно, как функции госоргана – наркомата, в том числе и функции государственного соцстрахования могла исполнять общественная организация, но так было в нашей истории. При том, как это часто бывало, сделано это было, «идя навстречу предложениям профсоюзных рабочих организаций». Спустя 2 месяца другим постановлением было конкретизировано, что требуется передать профсоюзам: средства соцстраха в размере 4,5 млрд. рублей, все имущество (санатории, дома отдыха, здания, помещения и т.д.), все местные структуры вместе с работниками и многое другое. Одновременно были ликвидированы страховые кассы. Вопросами назначения пенсий стали заниматься областные, районные и городские органы профсоюзов. В 1934 году в стране насчитывалось более 150 отраслевых профсоюзов. Пенсии неработающим пенсионерам стали разносить специальные кассовые работники.

Но уже с мая 1937 года все функции назначения пенсий и их выплаты неработающим пенсионерам перешли к органам соцобеспечения. А с 1 августа 1937 года постановлением ВЦСПС были введены пенсии по старости для всех служащих на тех же условиях, что и для рабочих. Требования к возрасту и стажу были сохранены как для обычного выхода на пенсию по старости (возрасту), так и в льготных случаях.

Социализм победил в основном, но сначала только на бумаге

Конституция СССР (1936) не только закрепила победу социализма в основном. Она стала базой для обновления пенсионного законодательства. Право на материальное обеспечение по старости и при потере трудоспособности было распространено на всех граждан, независимо от их социального положения. Были отменены социально-классовые ограничения пенсионных прав по социальному страхованию. Это касалось в первую очередь лиц, ранее лишенных избирательных прав. В качестве оснований для назначения пенсий стали: инвалидность, старость, болезнь и потеря кормильца. Эти критерии сохранились в пенсионном законодательстве до наших дней.

Был установлен максимум заработка в 300 рублей, с которого начислялась пенсия. Повысили до уровня 25-75 рублей минимальные размеры пенсий для разных категорий пенсионеров. Работающие пенсионеры по старости стали получать полную пенсию независимо от размера заработка. Была введена пенсионная надбавка за непрерывный стаж работы и сложные (вредные) условия труда. Пенсия работающих пенсионеров стала повышаться каждые 2 года.

Право на пенсию по старости теперь зависело лишь от возраста и стажа работы, которые остались прежними. Переход на пенсию по возрасту (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) продолжался 7 лет. Столь долгий срок связан с маленькими пенсиями. Работники пенсионного возраста не спешили на заслуженный отдых. Да и потеря заводских льгот сдерживала выход пожилых рабочих на пенсию. Однако уход старых работников ускорил продвижение молодых кадров («социальный лифт») и снизил безработицу.

В 1940 году в СССР было почти 4 млн. пенсионеров, получавших пенсии по разным основаниям. За предыдущие 20 лет их число выросло в 4 раза. Однако, если бы не случилась в этот период так называемая «демографическая катастрофа», то пенсионеров в предвоенный год, по разным расчетам, могло быть примерно 10-12 млн. человек.

Формирование основ советской пенсионной системы

В предвоенные годы в основном завершилось формирование основных составляющих советской пенсионной системы. Она включала в себя четыре основных модуля, которые порой функционировали и развивались самостоятельно, вне общей связи с другими составляющими пенсионного дела.

Основной модуль включал в себя государственное социальное страхование, регулировавшее вопросы назначения и выплаты пенсий по общим основаниям (старость, инвалидность, потеря кормильца). Другой крупный модуль обеспечивал назначение пенсий по льготным основаниям за работу на опасных и вредных для здоровья производствах. Третий модуль включал вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников по выслуге лет, трудившихся на определенных должностях (не считая службы в армии и в других военных ведомствах). Существовал и сравнительно небольшой, но самостоятельный пенсионный модуль, включавший в себя назначение пенсий за особые заслуги перед государством (персональные пенсии).

По-прежнему на условиях, отличных от условий для рабочих и служащих, осуществлялось пенсионное обеспечение на селе.

Правовое регулирование пенсионных вопросов, разделенное по этим направлениям, не позволяло эффективно управлять социальным страхованием и социальным обеспечением, что приводило к дублированию функций, дополнительным расходам на аппарат управления и местные структуры. Выправить ситуацию удалось лишь в середине 1950-х годов.

Однако при всех недостатках значительная часть населения СССР получила право на пенсии по старости и другим основаниям.

Читайте также: