Письмо пенсионного фонда о дополнительных тарифах

ПИСЬМО
от 12.02.14 N НП-30-26/1707

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ), предусматривающих изменение с 1 января 2014 года порядка применения дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), сообщает следующее.

Согласно статье 3 Закона N 426-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2014 г., специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с классификацией, предусмотренной статьей 14 Закона N 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:

подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);

подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);

подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);

подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

С 1 января 2014 года согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 указанной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, частей 4 и 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ указанные дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком.

Порядок проведения аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года определен приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 (действовал с 1 сентября 2008 года по 1 сентября 2011 года) и от 26.04.2011 N 342н (действует с 1 сентября 2011 года).

Согласно пункту 13 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок проведения аттестации), оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте согласно пункту 36 вышеуказанного Порядка проведения аттестации включает в себя результаты оценок:

класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

класса условий труда по травмоопасности;

обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Классификация условий труда по соответствию гигиеническим нормативам предусмотрена Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2006-05), утвержденным Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29.07.2005 (далее - Р 2.2.2006-05), и включает 4 класса условий труда:

1 класс - оптимальные условия труда;

2 класс - допустимые условия труда;

3 класс - вредные условия труда, которые условно разделяются на 4 степени вредности: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;

4 класс - опасные (экстремальные) условия труда.

Классификация условий труда по травмоопасности предусмотрена пунктом 28 Порядка проведения аттестации и включает 3 класса травмоопасности:

1 класс травмоопасности - оптимальный;

2 класс травмоопасности - допустимый;

3 класс травмоопасности - опасный.

Исходя из части 4 статьи 15 Закона N 421-ФЗ установление по результатам аттестации, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации, оптимального и (или) допустимого класса условий труда для рабочих мест по работам, перечисленным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах по вышеуказанным работам при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам вышеуказанной аттестации признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, в случае если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации, условия труда на рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, и в отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться плательщиками в размерах, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622 “О дополнительных тарифах страховых взносов”

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 1-18 пункта 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), сообщает следующее:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в подпунктах 1-18 пункта 27" имеется в виду "в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27"

1. Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105), порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются, (то есть, если они производятся за прошлые периоды).

Следовательно, если работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные работнику в данном месяце, не начисляются.

2. Согласно статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ,

В связи с этим начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

3. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо оттого, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленных частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

4. В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо оттого, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, пополняемой# постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях, а в случае занятости работника на условиях неполного рабочего дня - в часах.

5. Если работник был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение неполного месяца (частичная занятость), при этом имелись периоды освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей (как с сохранением заработка, так и без сохранения), который не включаются в стаж для срочного назначения трудовой пенсии по старости (например, учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору (в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 212-ФЗ) пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Водитель троллейбуса (вид работ поименован в подпункте 10 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу - диспетчером троллейбусного парка. За отработанный месяц ему начислена зарплата 21 350 рублей. Кроме того, ему была выплачена премия в размере 14 000 рублей. В месяце - 20 рабочих дней, два дня работник был в отпуске без сохранения заработной платы, а из 18 отработанных дней 8 дней работал водителем троллейбуса и 10 дней - диспетчером.

Общая сумма выплат, начисленных в этом , месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составит 35 350 рублей (21 350 рублей +14 000 рублей).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1767 рублей 50 копеек (35 350 рублей; 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 282 рубля 80 копеек (1767 рублей 50 копеек X 8 дней X 2%).

6. Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

В месяце(20 рабочих дней, из них работник 15 дней отработал на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. 7 дней - период временной нетрудоспособности (включаемый в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни. Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 рублей.

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 рублей (20 000 рублей: 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 800 рублей (1000 рублей X 20 дней X 4%).

В месяце 20 рабочих дней, из них работник 15 дней отработал на работах с обычными условиями труда, 7 дней - период нахождения работника в очередном отпуске, включаемый в льготный стаж, из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 рублей.

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 рублей (20 000 рублей: 20 дней).

При этом сумма страховых взносов, исчисленная по дополнительным тарифам, составит 200 рублей (1000 рублей X 5 дней X 4%).

7. Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

8. Назначение страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от источника их финансирования (в том числе, если эти выплаты и вознаграждения производятся за счет средств бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

9. По вопросу исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующих работ (водолазы и другие работнику занятые на работах под водой, работники, занятые в определенных профессиях (должностях) на подземных горных работах, плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, работники, занятые в сезонных отраслях промышленности: в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, работники летного состава гражданской авиации, парашютисты всех наименований, спасатели, десантники-пожарные всех наименований, спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России) необходимо иметь в виду следующее.

У вышеперечисленных категорий работников возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года, в частности, у водолазов - погружение под воду, у парашютистов - совершение прыжков, у летчиков - совершение полетов и т. д.

В целях применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ занятость работой этих лиц (под водой, под землей, в небе и т.п.) не указывается с продолжительностью их нахождения в соответствующих условиях работы и количеством совершенных определенных действий (погружений, прыжков с парашютом и т.п.).

Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

10. В отношении выплат в пользу работников, занятых на подземных работах, по которым учет специального стажа (по Списку № 1 или Списку № 2) зависит от времени занятости на подземных работах, страховые взносы по дополнительным тарифам следует начислять в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

По окончании расчетного (учетного) периода плательщику может быть произведен перерасчет страховых взносов по дополнительному тарифу на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах.

11. Лица, осуществляющие трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), относятся к лицам, занятым на работах, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.

В связи с этим на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска), следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

12. Как отмечено выше, в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней в соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Однако, если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

13. В случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда), которые осуществляются в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на работах во вредных условиях труда.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений). На выплаты за работу по совместительству (в обычных условиях труда) страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

14. В случае занятости работника одновременно на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (например, работа в должности врача-рентгенолога), и на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 212-ФЗ (например, работа с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы) в рамках одного трудового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу (в 2013 году - 4%).

Заместитель председателя
Правления ПФР
H.B. Петрова

Обзор документа

Разъяснен порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. Они уплачиваются в отношении лиц, работающих во вредных, опасных и тяжелых условиях труда.

Так, рассмотрена ситуация, когда работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж. Указано, что в этом случае страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные в данном месяце, не начисляются.

Страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу лица, занятого на соответствующих работах, производятся независимо от того, включается этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

Время, фактически отработанное в особых условиях труда, при полной занятости сотрудника в течение полного рабочего дня должно исчисляться в рабочих днях, а в случае занятости на условиях неполного рабочего дня - в часах.

Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу тех, кто выработал льготный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости и получает ее, но продолжает работать на вредных производствах, начисляются в общеустановленном порядке.

При одновременной занятости на работах, по которым предусмотрены различные тарифы (например, в должности врача-рентгенолога в МЛС), в рамках одного трудового договора, дополнительные взносы исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу.

Разобраны конкретные примеры расчета страховых взносов по дополнительным тарифам.

(Письмо ПФР от 30.12.2013 г. № НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов»)

С 1 января 2014 года для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, в частности, для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

ПФР разъяснил вопросы применения дополнительных тарифов страховых взносов.

Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть, если они производятся за прошлые периоды).

Следовательно, если работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные работнику в данном месяце, не начисляются.

Условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

В связи с этим начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях.

В случае занятости работника на условиях неполного рабочего дня – в часах.

Однако в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Работник может быть занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение неполного месяца (частичная занятость).

При этом имелись периоды освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей (как с сохранением заработка, так и без сохранения), которые не включаются в стаж для срочного назначения трудовой пенсии по старости (например, учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору (в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.).

В этом случае исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (включаемых в базу для начисления страховых взносов) пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Назначение страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения, независимо от источника их финансирования (в том числе, если эти выплаты и вознаграждения производятся за счет средств бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

В случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда), которые осуществляются в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на работах во вредных условиях труда.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений).

На выплаты за работу по совместительству (в обычных условиях труда) (имеется в виду по гражданско-правовому договору – ред.) страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

В случае занятости работника одновременно на видах работ, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, и на видах работ, указанных в п.п. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в рамках одного трудового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу.







Версия для печати

Пенсионный Фонд Российской Федерации дал разъяснение о применении дополнительных тарифов страховых взносов для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Документы

30 декабря 2013

Пенсионный фонд Российской Федерации / Письмо / №НП-30-26/20622

  • Тэги:
  • пенсия (287)
  • предыдущий материал
  • ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ
  • следующий материал
  • Лента новостей
  • О Профсоюзе
  • Документы Профсоюза
  • Трудовые отношения
    • Социальное партнерство и трудовые отношения
    • Оплата труда
    • Защита прав
    • Кадровое регулирование
    • Режим труда и отдыха
  • Профсоюз и перемены в сфере здравоохранения
  • Профсоюзная инспекция
  • Молодежная страница
  • Международное сотрудничество
  • Обучение
  • Печатная продукция
  • Форум (Охрана труда)


Банк документов

Поиск документов по базе данных Профсоюза

Опрос

Коротко о важном





Профсоюз помог

  • Владимир: Профсоюз отстоял право на досрочную страховую пенсию
  • Пенза: Профсоюз поможет в трудную минуту
  • Башкортостан: Адресная помощь переболевшим и профилактика заболеваемости

Фотогалерея

  • Честь и слава работникам здравоохранения за самоотверженную борьбу в коронавирусной инфекцией! (20 фото)
  • Как Профсоюз помогает медикам бороться с коронавирусом (50 фото)
  • Новогодняя профсоюзная ёлка для детей медработников Москвы (9 фото)

Полезные ссылки








Облако тегов

Мы сотрудничаем с:










Разделы сайта

  • О Профсоюзе
  • Документы Профсоюза
  • Трудовые отношения
  • Профсоюз и перемены в сфере здравоохранения
  • Профсоюзная инспекция
  • Молодежная страница
  • Международное сотрудничество
  • Обучение
  • Печатная продукция

Дополнительные разделы сайта

  • Профсоюз в регионах
  • Мероприятия Профсоюза
  • Для профактивиста
  • Проф-дайджест
  • Вопросы-ответы

О сайте

  • RSS - подписка
  • Карта сайта
  • E-mail подписка на новости
  • Наш баннер

© Профессиональный союз работников здравоохранения РФ, 2020
ЦК Профсоюза: 119119, Москва, Ленинский пр., 42

Во исполнение требований действующего российского законодательства и в счет обеспечения функционирования системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) установлено, что работодатели имеют обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд за своих сотрудников. Их размер достаточно индивидуален, составляя 22% от заработной платы сотрудника.

Однако в ряде случаев законодательно предусмотрена возможность уплаты дополнительных страховых взносов и сверх установленного тарифа. О том, что это такое и в каких случаях осуществляются подобные перечисления, пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Понятие дополнительные тарифы страховых взносов

Определено, что материальное обеспечение граждан в старости может осуществляться в форме выплаты как только страховой, так страховой и накопительной частей пенсии.

Под страховой пенсией следует понимать денежную выплату компенсаторного характера, которую получают граждане в связи с утратой трудоспособности. Формирование данного вида обеспечения является обязательным и происходит за счет уплаты работодателем страховых взносов в пенсионный фонд.

ПФР аккумулирует денежные средства и конвертирует их в пенсионные баллы, составляющие индивидуальные пенсионный коэффициент (ИПК), отражающий объем соответствующих прав конкретного гражданина.

Накопительная пенсия представляет собой отдельный вид выплат, выплачиваемый гражданам. Она формируется только при наличии соответствующего волеизъявления самого гражданина.

Источником формирования выступают:

  1. Страховые взносы от работодателя. Если работник решил наравне со страховой формировать и накопительную пенсию, то в этом случае на данные цели ежемесячно направляется сумма в размере 6% от его заработной платы.
  2. Инвестиционный доход. Он возникает за счет вложения денежных средств, формируемых страховыми перечислениями, в различные выгодные проекты, акции и иные ценные бумаги.

При этом для граждан и работодателей имеется возможность направления дополнительных средств в виде добровольных взносов в счет формирования накопительной пенсии. Такое решение является абсолютно добровольным и осуществляется за счет собственных ресурсов заинтересованного лица.

Таким образом, дополнительные страховые взносы представляют собой возмездные платежи, которые уплачивается застрахованным лицом за счет принадлежащих ему средств на основаниях и в порядке, установленным законодательством.

Виды взносов

Порядок осуществления соответствующих перечислений установлен федеральным законодательством. Так, правовое регулирование осуществляется нормами Федерального закона от 30.04.2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Данный нормативный акт устанавливает, что добровольные перечисления на накопительную часть могут быть следующих видов:

  1. Индивидуальный дополнительный страховой взнос. Определено, что граждане вправе самостоятельно вносить личные средства в установленном ими размере на формирование накопительной части. Перечисления могут осуществляться как гражданином непосредственно в пенсионный фонд, так производиться в форме удержания определенной части заработной платы организацией.
  2. Взнос работодателя. Под ним следует понимать осуществление денежных перечислений организацией, в которой трудится сотрудник. Они производятся в добровольном порядке, а их размер устанавливается работодателем самостоятельно.

Особенностью такого вида перечислений является то, что они производятся на момент действия трудового договора с работником. Как правило, они выступают частью мер социальных гарантий и направлены на формирование положительной мотивации у сотрудников.

Кроме этого, средства, вносимые организацией для формирования пенсий своих работников, обеспечивают получение некоторых ощутимых финансовых льгот.

Так, данные денежные средства включаются в состав расходов организации на оплату труда. Это учитывается при налогообложении. Также работодатель освобождается от обязанности части уплаты обязательных перечислений за сотрудников.

Как можно делать перечисления

Чтобы осуществлять перечисления дополнительных страховых средств, гражданин обязан соблюсти определенную процедуру, установленную законом.

Самостоятельно

Если лицо желает вносить денежные средства самостоятельно, без участия работодателя, то ему следует обратиться в любое территориальное подразделение государственного пенсионного фонда. Туда он должен предоставить заполненное заявление по установленной форме ДБС-1. В нем, кроме прочего, гражданин указывает размер суммы перечислений.

Кроме этого, для подачи заявления лицо может обратиться в многофункциональный центр, сотрудники которого передадут бумаги в пенсионный фонд самостоятельно.

Через работодателя с заработной платы

Гражданин вправе доверить осуществление данной функции своему работодателю. Для этого он подает заявление по форме ДБС-1 в бухгалтерию своей организации. Следует отметить, что в данном случае работник вправе указать форму перечислений. Они могут осуществляться как ежемесячно фиксированной суммой, так в процентном отношении от заработной платы.

Дополнительные взносы с места работы и кому они положены

В добровольном порядке работодатель может осуществлять перечисления за счет собственных средств. Однако это возможно лишь при наличии волеизъявления руководства и надлежаще оформленного приказа или распоряжения, в котором указан их порядок и объем.

Отдельно следует выделить дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование. Их обязаны выплачивать работодатели за сотрудников, которые трудятся во вредных и опасных для здоровья условиях.

Такие работники имеют право на досрочный выход на пенсию. Размер рассматриваемых тарифов может составлять до 8% от заработной платы сотрудника в зависимости от результатов проведенной специальной оценки условий труда. Если жен она не производилась, то тариф составляет до 9%.

Граждане, формирующие накопительную трудовую пенсию, вправе осуществлять перечисление дополнительных страховых взносов в пенсионный фонд.

Их особенностью выступает добровольность и самостоятельное определение размера соответствующих сумм. Кроме этого, в целях мотивации сотрудников взносы для формирования их пенсии вправе осуществлять и работодатели, которые, кроме прочего, получают за это определенные налоговые и финансовые послабления.

Полезное видео

Еще больше информации в видео:

Читайте также: