Порядок формирования и использования пенсионного фонда российской федерации

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• аккумуляция страховых взносов;

• финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

• организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;

• участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

• финансирование других статей в соответствии с законом.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);

3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);

4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);

5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 28%);

6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.

С 1 января 1998 г. для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасивших просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 г., начисленные на такую задолженность суммы пеней пересчитывались из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа.

К работодателям и другим плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

1) всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;

2) 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в фонды за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов;

3) 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в фонды за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начислялись страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;

ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

ü контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

ü организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

ü межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

ü разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией.

К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:

– формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;

– прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;

– перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

– экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.

Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.

Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.

Временно свободные денежные средства ПФР размещены:

– в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;

– в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01. 01. 2001 г.

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01. 01. 2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Средства ПФР расходуются на:

– финансирование базовой части трудовой пенсии;

– финансирование страховой части трудовой пенсии;

– выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– расходы на доставку пенсий;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;

– выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;

2.1. Пенсионное обеспечение на современном этапе

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово – кредитным учреждением, созданным в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, подотчетен Правительству РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 и введен в действие с 1 января 1992 г.

В основные задачи Пенсионного фонда России входят:

-целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР,

-организация работы по взысканию с работодателей и граждан ,виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца,

-капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц,

-межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Бюджет пенсионного фонда в основном образуется из страховых взносов субъектов пенсионного страхования. Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в городах и районах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-ти дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

-средств федерального бюджета;

-сумм пеней и иных финансовых санкций;

-доходов от размещения (инвестирования) временно свободных

средств обязательного пенсионного страхования;

-добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

-ассигнований из федерального бюджета ,выделяемых на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и членам их семей;

-иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме.

Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пример расчета пенсии приведен в приложении 12 (на 3 листах).

Тариф страховых взносов установлен в зависимости от возраста и годового дохода каждого отдельного работодателя. ( Приложения 13,14, 15,16)

Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи по единому социальному налогу в пенсионный фонд, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Сумма единого социального налога (взноса) исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по единому социальному налогу, в части подлежащей зачислению в Пенсионный фонд страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Уплата единого социального налога в части, подлежащей зачислению в пенсионный фонд РФ осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно кодов бюджетной классификации:

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии зачисляются на код 1010610;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии зачисляются на код 1010620;

-единый социальный налог, в доле подлежащей зачислению в Пенсионный фонд зачисляется на код 1010510;

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что с 01.01.2001г. обязанность по сбору и контролю за поступлением средств во внебюджетные социальные фонды возложена на налоговые органы – МРИ МНС РФ №3 по Инзенскому , Базарно-Сызганскому району за 2001год мобилизовано платежей в Пенсионный фонд РФ с учетом имеющейся недоимки:






Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;

ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

ü контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

ü организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

ü межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

ü разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.

К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:

– формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;

– прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;

– перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

– экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.

Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.

Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.

Временно свободные денежные средства ПФР размещены:

– в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;

– в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г.

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Средства ПФР расходуются на:

– финансирование базовой части трудовой пенсии;

– финансирование страховой части трудовой пенсии;

– выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– расходы на доставку пенсий;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;

– выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

  • назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы.

Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС.

В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей.

В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

С 2011 года размер совокупных взносов возрос до 34 % , из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране.

В течение 2012 и 2013 годов максимальный тариф страховых взносов понижен с 34 до 30 процентов. Он будет применяться к выплатам, начисленным в пользу работника, которые не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году.

Общая налоговая нагрузка на плательщиков составляет 30 процентов:

- Пенсионный фонд РФ - 22 процента.

- Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.

Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Читайте также: